Аутизм или умственная отсталость что лучше
Аутизм или умственная отсталость что лучше
Перед тем, как мы обсудим девиантный процесс познания молодых людей с аутизмом, необходимо рассмотреть возможность умственной отсталости, которая также часто встречается у аутичных детей. Большим ударом будет для родителей получить с большим опозданием информацию о том, что их аутичный ребенок также имеет и умственное недоразвитие, в то время как первоначальный диагноз включал в себя только аутизм.
Большинство людей, страдающих аутизмом, также имеют среднюю или тяжелую степени умственной отсталости (60 процентов имеют IQ ниже 50, тогда как средний показатель — 100). Следовательно, очень важно, чтобы родители и профессионалы понимали, что даже если пригласить самых высококвалифицированных специалистов по аутизму и использовать самые лучшие в мире программы, то умственная отсталость все равно останется. От степени умственного недоразвития зависит то, на что мы можем надеяться и что можем ожидать в будущем (но не следует при этом становиться слишком большими фаталистами).
— Люди с легким умственным недоразвитием при выполнении теста IQ показывают результат от 50 до 69. К девяти годам дети с легким умственным недоразвитием достигают такой степени самостоятельности, какую могут достигнуть взрослые с более тяжелой степенью умственной отсталости лишь многие годы спустя. Например, эти дети умеют сами одеваться и соблюдать личную гигиену. Предполагается, что они в состоянии строить сложные предложения, общаясь с другими людьми, и могут приобрести довольно хорошие навыки для работы. Аутичные люди из этой группы демонстрируют самые разнообразные навыки. У некоторых детей отдельные навыки развиты настолько сильно, что впоследствии они смогут этим зарабатывать себе на жизнь. Например, аутичные дети, у которых максимальные способности проявились в музыкальной сфере, могут выбрать в будущем среди других профессий и работу настройщика пианино. Однако, вследствие серьезных языковых нарушений, мало кто из аутистов достигает такого высокого функционального уровня. Большинство аутичных детей имеют умеренную или тяжелую степени умственной отсталости.
Аутизм или умственная отсталость что лучше
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Остановимся на отклонениях с похожими симптомами: аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость.
Статья:
Дети, поведение которых кажется странным в выражении эмоций, сильно отличающихся от сверстников, плохо поддающихся обучению, сторонящихся людей и демонстрирующих непонятные реакции, заставляют волноваться родителей. Они спрашивают специалистов, все ли нормально с их чадом, нет ли у него каких-либо отклонений, хотят знать точный диагноз. Впрочем, последнее очень важно, так как правильное определение проблемы поможет правильно среагировать и принять меры по лечению, коррекции, должным образом относиться к ребенку, его обучать.
В этой статье не будет говорить о тяжелых психических расстройствах, каковой является шизофрения и ряд других заболеваний. Остановимся на отклонениях с похожими симптомами: аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость. Их проявления кое-где совпадают, а в некоторых вариантах сильно расходятся. Все же, при глубоком изучении, они различаются и поэтому требуют своего подхода, как со стороны родителей, так и педагогов. Давайте разбираться.
АУТИЗМ
Это расстройство развития ребенка появляется у малышей в возрасте 2 года, однако диагноз можно подтвердить позже – в 3–5 лет. Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем. Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.
Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.
Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.
Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно. К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В этом случае у ребенка ниже нормы для его возраста психомоторика, речь, эмоции мышление, внимание, память и т.д. Такие дети отличаются излишней вялостью, они с трудом овладевают самыми простыми навыками – пользоваться ложкой, одеваться. Они позже начинают говорить, сторонятся ровесников, взрослых, нелюдимы.
ЗПР, по мнению специалистов, явление проходящее, и если вовремя принять меры и проводить правильную коррекцию, то к 10 годам она полностью проходит. Причины такого расстройства: соматические болезни, в том числе и будущей матери до и в течение беременности.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
По-другому эту патологию называют олигофрения или интеллектуальная недееспособность. Тут все гораздо хуже, так как исправить почти ничего невозможно. Нарушение в развитии головного мозга и центральной нервной системы приводит к остановке совершенствования интеллекта ребенка. Абстрактно мыслить он не в силах, нарушены когнитивные функции, эмоции простые и бедные.
Умственно отсталый ребенок медленно говорит и ходит, так как вегетативное состояние у него особое. Память у него ограничена, способности к обучению и получению навыков ниже, чем средние, часто он не может сам себя обслуживать нормально. Такой малыш легко привязывается к людям, хорошо к нему относящимся. Он не замыкается в себе и легко, с удовольствием, идет на контакт.
Как и аутисты, дети с таким расстройством тоже очень любят музыку.
Патология эта врожденная или проявляется у малыша до трех лет. Следует, однако, отметить, что при слабой выраженности диагноз могут поставить и после прохождения курса начальной школы.
Важно: прогрессировать олигофрения не может.
«Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:
КАК ОТЛИЧИТЬ?
Различить аутистов и детей с задержкой психического развития и иногда просто невозможно. Например, у первых быть трудности с учебой, похожие на ЗПР, а у вторых наблюдаться пристрастие к одиночеству, как при аутизме. Но есть особенности, которые позволят понять, что это за расстройство:
Трудности с речью, стесняются говорить
Говорит хорошо (в овладении речью может даже обогнать сверстников), но лишь то, что ему нравится и часто – самому себе. Может вообще отказаться разговаривать.
Не умеет начинать общение, но очень бы хотел поиграть со сверстниками
Не желает общаться, играть с другими детьми, ничуть не страдает от одиночества
Паника при появлении каких-либо новшеств, любовь к ритуалам
Привязан к членам семьи, ищет их одобрения и ласки
Со временем при планомерных занятиях совершенно проходит
Аутизм полностью не излечивается, можно только адаптироваться к социуму
В чем отличие олигофрении от аутизма вполне понятно, и расписывать это вряд ли нужно. Поражение участков головного мозга исправить невозможно, поэтому такого ребенка следует воспринимать, какой он есть.
Аутизм, если он «чистый», то является вполне осознанным выбором ребенка. А вот дети с олигофренией и ЗПР и хотели бы быть другими, но не могут. В этом как раз и есть главное отличие.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Такая форма расстройства тоже считается умственной отсталостью, но на главенствующем месте все же находятся признаки аутизма. Именно поэтому так тяжело родителям ребенка с установленным диагнозом «атипичный аутизм» узнать, что их чадо к тому же еще и олигофрен – у него тяжелая или умеренная форма интеллектуальной недееспособности.
У детей с расстройством аустического спектра, сопровождающегося глубокой умственной отсталостью, плохо сформированы психические процессы. У них примитивные чувства, кратковременная механическая память, не развито мышление, неустойчивое внимание. Они могут стихийно проявлять отрицательные эмоции. Мелкая моторика плохая, хотя движения вполне скоординированы.
С учителем такой ребенок старается не вступать в контакт: не приветствует и не прощается с ним, не реагируют на его речь, не смотрит в глаза. Поэтому организовать нормальный образовательный процесс с таким индивидом весьма сложно.
Осуществляется обучение в домашних условиях. В настоящее время существует три этапа, рекомендуемого для работы с подобным учеником, приходящему к нему учителю.
1. Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку. Происходит все таким образом:
2. Освоение учебных стереотипов. Этот этап реализуется следующим образом:
3. Этот этап продвигается по вышеупомянутому алгоритму и предполагает расширение усвоенных ранее навыков:
Все эти этапы для успешности образовательного процесса ребенка-аутиста с умственной отсталостью следует выполнять в полном объеме. Учителю необходимо быть очень корректным, внимательным. От такого ученика не стоит требовать соблюдения тишины, ведь звуками он демонстрирует свои эмоции, и педагог сможет определять его настроение.
Полной концентрации внимания тоже ждать не стоит. Все дело в том, что малыш, не смотрящий на учителя, объясняющего материал, при выполнении практической работы обязательно сфокусируется на том, что нужно.
Вопросы должны быть краткими, четкими, хорошо сформулированными. Немедленного ответа требовать не следует, как и отвлекать ребенка частыми вопросами.
Объяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Для этого лучше показывать мелкие предметы, хорошо помещающиеся на ладони ребенка. Но можно использовать и те, что размером не более листа А-4.
Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.
Следует понимать, что нет четкого обозначения времени, затрачиваемого на каждый этап обучения. Все зависит от состояния ребенка. Однако переходить к следующему можно лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.
Обозначенные выше стадии обучения – только начальная работа над получением образования и умений особенными детьми. Далее все будет проходить сложнее, но при этом алгоритмов специалисты будут придерживаться тех же, что описаны выше.
В результате успешного процесса ребенок сможет получить оптимальный, доступный ему, объем знаний и навыков, освободиться от тесной опеки родителей, научится коммуникации, стать более самостоятельным, социализироваться.
Детей с умственной отсталостью среди аутистов – единицы
Симптомы аутизма: стереотипные игры и аутостимуляция
Наталья Керре дефектолог, семейный консультант
Из-за того, что дети с аутизмом иногда с трудом осваивают речь и вообще познают мир иначе, чем обычные дети, им нередко приписывают умственную отсталость. Это — один из мифов об аутизме, считает дефектолог Наталья Керре, автор книги «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии». Как возникла идея о связи аутизма с умственной отсталостью и в чем еще проявляется аутизм в повседневной жизни ребенка?
Как связаны аутизм и умственная отсталость
Часто можно услышать утверждение, что аутизм обязательно сочетается с умственной отсталостью. Соответствует ли это истине? На самом деле дети с аутизмом так же, как и нейротипичные дети, могут обладать разным уровнем интеллекта, но умственно отсталых среди них — единицы. Откуда же тогда взялось такое мнение?
Дело в том, что детям с аутизмом плохо подходят те стандартные тесты, которые в большинстве случаев используются специалистами. Ребёнок может собирать сложнейшие конструкции по схемам, но не суметь справиться с пирамидкой или матрёшкой, потому что ему не понравилась шероховатая деревянная текстура. Может свободно говорить на двух-трёх иностранных языках, но отказаться на медико-психолого-педагогической комиссии отвечать на простейшие вопросы на родном языке — потому что ему неинтересна тема беседы, в кабинете горят некомфортные для него лампы дневного света, а у опрашивающего человека слишком резкий парфюм.
И ещё тысяча и одна причина, почему формально применённые методики обследования дают результат той самой «умственной отсталости». (И как здесь не вспомнить слова Альберта Эйнштейна: «Если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».)
Другой неблагоприятный вариант — когда ребёнок, с которым вовремя не начали коррекционную работу, со временем обзаводится выраженной вторичной задержкой интеллектуального развития по схеме: аутизм мешает коммуникации и познанию окружающего мира, жизненное поле, на котором существует ребёнок, предельно сужено (в самых тяжёлых случаях — ограничено пределами квартиры), следовательно, ребёнок с каждым годом всё сильнее и сильнее отстаёт от нейротипичных сверстников.
Но и в этом случае изначально умственной отсталости нет! Не позволяйте никому убедить себя в том, что ваш ребёнок — «безнадёжный» и «глубоко умственно отсталый», только на основании того, что он не заинтересовался задачей вкладывания квадрата в квадратное отверстие, а круга — в круглое. Это не говорит о состоянии его интеллекта. Скажу честно, это вообще никак его не характеризует. Занимайтесь! Ищите те методики и педагогов, которые подойдут именно вашему мальчику или девочке.
Смотрите шире — почти у каждого человека с аутизмом есть свои сильные стороны: у кого-то — иностранные языки, у кого-то — математика, у кого-то — увлечение биологией: всем, что растёт, бегает, плавает, летает. Опирайтесь на эти способности, развивайте их максимально, постепенно подтягивая то, что отстаёт (в случае с аутизмом это стандартно эмоциональная и вербальная коммуникация).
В какой-то момент может показаться, что ребёнок слишком развит в своей «узкой» сфере и безнадёжно отстаёт в остальных. Со временем, если не прекращать работу, ситуация выправится, сильные и слабые стороны более-менее сбалансируются. А узкие интересы, в которых ребёнок успешен, станут тем самым крючком, который поможет социализироваться.
К чему я это? А к тому, что слушайте больше себя, чувства и интуицию, опирайтесь на свои повседневные наблюдения. Никто из нас, специалистов, не знает вашего ребёнка лучше, чем вы — родители. Независимо от того, что напишут в стандартных бланках, за каждого ребёнка имеет смысл бороться до конца. Потому что реальные случаи побед в этой битве — штука гораздо более важная, чем сухая статистика. Если у кого-то уже получилось — есть все шансы, что получится и у вас.
Надо ли бороться с аутостимуляциями при аутизме
Для детей с аутизмом характерны так называемые аутостимуляции: повторяющиеся действия, которые могут приобретать очень сильный, навязчивый характер, особенно в волнующих, стрессовых для ребёнка ситуациях.
Аутостимуляции могут быть:
Аутостимуляции используются людьми с аутизмом либо для получения удовольствия, либо в волнующих, стрессовых ситуациях, когда нужно успокоиться. Одна из гипотез предполагает, что аутичные дети постоянно нуждаются в стимуляции, и аутостимуляция служит для них средством возбуждения нервной системы. Согласно другой гипотезе, окружающая среда — источник слишком сильных внешних воздействий, поэтому дети прибегают к аутостимуляции с целью блокирования избыточных раздражителей и контроля за уровнем слишком сильного возбуждения.
Интенсивность аутостимуляции нарастает, когда другие люди пытаются намеренно направить активность ребёнка в другое русло либо когда он оказывается в непривычной, сложной для него обстановке.
Аутостимуляция характерна и для детей с другими нарушениями развития (ДЦП, глухота, слепота, выраженная умственная отсталость), для страдающих соматическими заболеваниями, для воспитывающихся в детских домах, для вынужденных много времени проводить в больницах и т.п. — для всех групп детей, у которых в силу врождённых особенностей развития или сложившихся жизненных обстоятельств ограничены способы общения с окружающим миром, есть недостаточность сенсорных ощущений от окружающего мира. Но наиболее часто аутостимуляция наблюдается и отличается особой стойкостью у детей с аутизмом.
Та или иная форма повторяющихся действий, начавшись в раннем возрасте, может сохраняться и в зрелом. Она может возобновляться даже после успешной коррекционной работы — в психотравмирующих ситуациях либо когда нагрузка чрезмерна.
Нужно ли бороться с аутостимуляциями? Часто родители и специалисты пытаются жёстко пресекать их, держат ребёнка за руки, одёргивают резким окриком, убирают из поля доступности «объект фиксации».
Я считаю, что всё нужно оценивать с позиции опасности аутостимуляции вашего ребёнка для себя самого либо окружающих. Если аутостимуляция безвредна (ребёнок не засовывает постоянно в рот режущие предметы либо ядовитые вещества, не расцарапывает себя до крови и т. д.), но смущает взрослых своей «неуместностью», тем, что привлекает нежелательное внимание окружающих, — препятствовать ей не нужно.
Если ребёнка лишить доступных источников удовольствия и механизмов успокоения, это вызовет накопление напряжения вплоть до нервного срыва, а регулярное создание подобных ситуаций повлечёт невротическую реакцию, последствия которой вам вряд ли понравятся. (Если ребёнку без особенностей запретить грызть ногти https://www.7ya.ru/article/Kak-otuchit-rebenka-gryzt-nogti-sosat-palec-rvat-volosy-na-golove/, не устранив причину тревожности, он начнёт накручивать на палец волосы или обгрызать ручку при письме.)
Со временем вы сможете научить ребёнка «стимиться» менее заметно либо только в пределах дома (хотя в сильных стрессовых ситуациях, возможно, эта реакция будет возвращаться не один год, порой — пожизненно), подобрать те объекты, которые вы сможете возить с собой и которые будут позволять ребёнку совершать аутостимулирующие действия незаметно для окружающих: колючие шарики, кусочки ткани приятных ребёнку фактур, которые он сможет перебирать, и т.д. Но в любом случае упорная борьба с аутостимуляциями не должна быть первостепенной задачей коррекционной работы.
Как играют дети с аутизмом
Все виды деятельности у детей с аутизмом развиваются своеобразно. Аутичные дети увлечённо манипулируют предметами. Через этот этап познания предметного мира проходим в раннем возрасте все мы. Однако в норме на следующем этапе развития у ребёнка увлечённость миром вещей ослабевает и на первый план выступают социальные отношения.
В отличие от детей без особенностей развития у детей с аутизмом ведущим надолго остаётся именно этап изучения предметного мира. Основной мотив их манипуляций с предметами — привлекательные сенсорные свойства последних: цвет, фактура, звук при падении и т.п. Ребёнок с аутизмом часто использует предметы без учёта их прямого назначения: пробует на вкус зубную пасту и мыло, жуёт пластилин, обнюхивает игрушки и т.п.
Причём, в отличие от нормально развивающихся сверстников, он может настойчиво повторять эти попытки, его не останавливает боль от острых краёв предмета или неприятные вкус, запах. Действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением аутичный ребёнок часто упорно отказывается, социальное назначение предметов для него менее важно, чем понравившееся сенсорное свойство.
То же самое происходит и с игрушками: катает кольца от пирамидки, но не хочет собирать её; разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки; раскладывает брусочки пластилина в ряд, отказываясь лепить, и т.п. Аутичного ребёнка можно заставить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков и т.п.), но требовать от него осознанности без учёта этой «сенсорной очарованности» почти бесполезно.
Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определённой роли и действий в соответствии с ней, у аутичного ребёнка затруднено, а зачастую без специального обучения этот вид игры не формируется вообще. Ребёнок оказывается совершенно беспомощным в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли, договориться о совместных действиях.
Затруднено использование предметов-заместителей в соответствии с сюжетом игры: аутичному ребёнку очень трудно понять, как палочка может быть и ложкой, и градусником, и лопатой. Ребёнок использует предметы и игрушки в соответствии с собственной логикой и упорствует в этом. Ролевая игра, если и появляется самостоятельно, неустойчива, прерывается не обоснованными игровой логикой действиями, сменой роли, которая также не получает развития.
У аутичного ребёнка, как правило, есть любимые стереотипные игры — многократное повторение одних и тех же действий, в которых он может часами манипулировать предметами, порой совершая очень странные, с точки зрения окружающих, действия.
В стереотипных играх отсутствует видимый сюжет. При непродуманной попытке взрослого включиться в игру либо прекратить её ребёнок демонстрирует неудовольствие либо выраженную агрессию/самоагрессию.
Довольно часто дети с аутизмом игнорируют игрушки, получают гораздо большее удовольствие от манипулирования с неигровыми предметами — и это именно манипуляции, предмет не является заместителем (палочка в такой манипуляции не становится ложкой, песок — кашей в тарелке). Присутствие других детей игнорируется (то есть ребёнок как бы «застревает» на стадии «игры рядом», характерной для детей без особенностей развития до трёх лет).
Физкультура для ребенка с аутизмом: что лучше?
Двигательная сфера при аутизме тоже развивается своеобразно. Ребёнок может производить впечатление моторно неловкого, со слишком напряжённой или расслабленной мускулатурой, с очень плохо развитой мелкой моторикой. Но при этом может проявлять чудеса ловкости в тех областях, которые интересны и важны ему самому: запросто забираться на высокий шкаф, если ему полюбилось прыгать с высоты или нужно достать оттуда игрушку; разворачивать туго завёрнутую в фантик конфету, которую хочет съесть, и т.д. Однако для того чтобы уравновесить уровень моторики и научить ребёнка произвольно владеть своим телом (как общей, так и мелкой моторикой), обычно нужны дополнительные занятия.
Подбирать «физкультуру» для ребёнка лучше исходя из его интересов и предпочтений: очень неплохо зарекомендовали себя иппотерапия, детская йога, плавание, ритмика. Но, возможно, вашему ребёнку лучше подойдут восточные единоборства или танцы — единого рецепта здесь нет.
Работа над физическим развитием ребёнка с аутизмом не должна становиться единственным средством коррекции, но, если использовать эту область как вспомогательную, результаты будут очень хорошими, так как совершенно очевидна тесная связь развития физического и умственного, особенно когда мы говорим о таком комплексном нарушении развития, как аутизм. Кроме того, физическая активность напрямую воздействует на область сенсорики, помогая нормализовать её.
Интерес к социальному миру, как правило, не возникает спонтанно и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребёнка, хотя любой, кто имеет более-менее продолжительный опыт общения с аутичными людьми, видит и знает, что такие дети и взрослые скорее не могут, чем не хотят общаться.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Аутизм или не аутизм?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
В книге под редакцией доктора психологических наук Н.Л. Белопольской аутизм определён как полный или частичный отказ от общения с окружающими.
Как не спутать аутизм с другими видами нарушения психического развития? Давайте пройдёмся по понятиям.
Задержка психического развития – это отставание от уровня развития, который принято считать нормативным. При задержке психического развития можно наблюдать отставание интеллекта, сопровождающееся нарушением эмоционально-волевой сферы и психомоторики. Норматив – это некий стандарт, разработанный на основе диагностики детей, отобранных по схожести признаков (языком обывателя – «средняя температура по больнице»).
Задержка развития считается временным явлением, которое компенсируется к концу начальной школы (примерно к 4-му классу, но может сохраняться вплоть до подросткового возраста – 12, 13 лет).
Диагноз «умственная отсталость» могут поставить ребёнку на ПМПК по окончании начальной школы, если уровень развития его психических функций не достиг нормативных показателей.
До окончания начальной школы ни специалисты ПМПК, ни администрация и педагоги школы не имеют права настаивать на диагнозе «умственная отсталость» или «аутизм» (если, конечно,изначально мы не имеем дело с тяжёлым случаем, как, например, психическое расстройство, полная социальная беспомощность, непонимание происходящего). Ранняя постановка диагноза имеет место быть, если родители планируют оформить инвалидность для получения социальных льгот, пенсионного обеспечения.
Более того, такие дети имеют все права обучаться в обычной школе по индивидуальному учебному плану (для этого не требуется какой-то специальной справки, смены диагноза или перевода на домашнее обучение). В данном случае ребёнок обучается в классе с другими ребятами, но по индивидуальному образовательному маршруту, какой-то процент школьных дисциплин преподаётся ребёнку в индивидуальном формате. Это установлено ФГОС и федеральным законом «Об образовании в РФ».
Аутичные черты в виде частичного отказа от общения, ритуальности, фобичности могут проявляться и у ребёнка с задержкой психического развития, гиперактивностью и умственной отсталостью, но при этом нельзя назвать их аутистами.
Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) можно спутать с синдром Аспергера (лёгкая форма аутизма).
Вот их общие черты:
Гиперактивность относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД).
ММД характеризуются нарушениями поведения от лёгкой до выраженной степени, сочетающимися с минимальными отклонениями в ЦНС, которые могут характеризоваться различными нарушениями восприятия, речи, внимания, памяти, двигательных функций.
Учёные выявили, что сочетание сахара с углеводами приводит к усилению активности ребёнка с СДВГ.
Гиперактивного ребёнка можно отличить от ребёнка с синдромом Аспергера по избыточной активности – даже если такой ребёнок сидит спокойно на стуле (насколько это может быть спокойным), его всё равно как будто изнутри дёргает током, он до предела напряжён и то и дело, его энергия не выдерживает и как гейзер вырывается наружу, сопровождаемая мышечными тиками, криком и даже смехом. Любое, даже интересное занятие, надоедает им через 10 минут (в отличие от аутиста, который может часами заниматься однотипной деятельностью).
Гиперактивные дети очень впечатлительны, с богатым воображением (считается, что дети с синдромом Аспергера не умеют фантазировать и испытывают проблемы с абстрактным мышлением (с возрастом это компенсируется). В голове у «гиперов» всё время возникают разные образы, которые им не терпится изобразить звуком или на бумаге, что-то построить и т.д. Я знакома с ребёнком, который, например, идеально копирует разговор китов и дельфинов.
У таких детей очень развиты актёрские способности, развитая мимика, артикуляционный аппарат. У аутиста мимика слабо выражена.
Гиперактивные дети могут обожать чтение или математику. Как правило, раньше сверстников начинают читать или писать, причём писать могут без ошибок слова любой сложности, но, вследствие проблем с мелкой моторикой, почерк получается небрежным и нуждается в коррекции. Кстати многие гении имеют плохой почерк и равнодушны к порядку, как и гиперактивные ребята. Хаос для них – это родная стихия. Гиперактивный ребёнок управляем словом «хочу». Если он что-то хочет – это становится центром его Вселенной и всё другое отходит на задний план. Вот почему у них часто большие проблемы с учёбой.
Дети с синдромом Аспергера талантливы по-своему. Они обладают удивительной наблюдательностью и могут подмечать детали, невидимые взору обычного человека, у них феноменальная память. Из таких детей получаются отличные программисты, художники, картографы, конструкторы. Будучи талантливыми в каких-то узких областях, в других они могут проявлять безграмотность (кто-то и в зрелом возрасте не умеет хорошо писать, испытывает трудности с чтением, могут обучаться лишь с помощью видео, картинок, знаков).
Часто такие дети воспринимаются окружающими как чудаки из-за своего странного поведения. У них много блестящих идей, но им сложно реализовать их без сторонней поддержки, они беспомощны в житейском плане и до конца жизни остаются интровертами, имея лишь узкий круг контактов и интересов.
Существуют различные теории в определении причин возникновения СДВГ:
На формирование гиперактивности или задержки психического развития могут повлиять такие факторы, как недоношенность, гипоксия во время беременности или родов (обвитие пуповиной), наследственность, экологическое неблагополучие, факторы окружающей среды, в том числе и воспитание.
Подробнее о лечении детей с СДВГ в моей статье https://www.b17.ru/article/72836/
Чем отличен аутизм от вышепредставленных психологических дисфункций? Приведу некоторые черты:
По мнению H. Asperger основная причина психических и поведенческих нарушений – первичная слабость инстинктов, недоразвитие внутренней речи, «центральное нарушение переработки слуховых впечатлений», что приводит к блокаде потребности в контактах. Причину расстройства системы организации и планирования поведения у аутистов Д.Н. Исаев и В.Е. Каган видят в нарушении лобно-лимбических функциональных связей головного мозга.
В определении причин формирования аутизма также есть ряд научных теорий:
Влияние определённых видов пищевых продуктов, добавок, свинца также остаётся под вопросом и нуждается в дополнительных исследованиях.
Как помочь детям, имеющим эмоционально-волевые нарушения?
Благотворное воздействие оказывают прогулки на свежем воздухе, массаж, ЛФК, плавание, релаксационные техники, продолжительное пребывание в состоянии радости и счастья. К сожалению, некоторые виды терапии могут быть недоступны ребёнку в виду его особенностей (фобий). Но всегда можно подобрать вид терапии, комфортный для него.
Родителям необходимо несмотря ни на что сохранять оптимизм и хорошее настроение, т.к. плохое настроение окружающих очень вредит психологическому развитию ребёнка.
Родители, помните – в каждой трудности кроется возможность! Возможность вопреки всему доказать себе и окружающим, что вы способны сделать своего ребёнка полноценным членом общества.
Но не спешите делать выводы, лучше для начала обратитесь к специалисту!