Аутригер что это такое строительство
Аутригерные конструкции высотных зданий со стальным каркасом
В данной статье рассматриваются проблемы определения рационального положения аутригера по высоте в конструкциях высотных зданий различной этажности, рациональной формы расположения вертикальных связей в плане, а также их формы и способов прикрепления к основным элементам конструкции. Даются практические рекомендации по проектированию аутригеров в высотных зданиях.
При высоте здания более 40 этажей его конструктивная система, состоящая из ядра жесткости, колонн и перекрытий, становится малоэффективной, так как для устройства вертикальных элементов жесткости требуется значительный расход материалов. Эффективность конструктивной системы повышается за счет устройства горизонтальных поясов жесткости (аутригеров), включающих в работу наружные (или периметральные) колонны каркаса.
В этом случае ветровая нагрузка частично воспринимается ядром жесткости, а частично – периметральными колоннами, которые препятствуют горизонтальному перемещению ядра и догружаются вертикальной нагрузкой от момента. Степень совместной работы ядра жесткости и периметральных колонн повышается с увеличением числа поясов жесткости.
Аутригер представляет собой сочетание опоясывающей фермы, располагаемой по наружным колоннам, и вертикальных связей, соединяющих ферму с центральным ядром. В реализованных конструкциях также встречаются двухэтажные аутригеры и аутригеры без опоясывающих ферм или вертикальных связей. Конструкция аутригеров для каждого высотного здания уникальна, а в зависимости от расположения по высоте – может быть разной в пределах одного объекта.
В литературе даются некоторые рекомендации по поводу размещения аутригеров по высоте здания. В частности, для 60-этажных зданий рекомендуют размещение аутригеров вверху и посередине высоты здания. В для 50-этажных небоскребов наиболее эффективным считается размещение аутригеров на расстоянии 3Н/5 от уровня земли (32-й этаж) и в уровне 8-го этажа, что на первый взгляд кажется абсурдным.
Возможно, в этих расчетах при определении оптимального положения аутригеров использовались разные расчетные модели и методики оценки их эффективности. В данной статье эффективность работы той или иной системы аутригеров оценивалась по деформационным и динамическим характеристикам, регламентируемым строительными нормами.
С полным содержанием этого номера Вы можете ознакомиться здесь
Полную версию статьи Вы можете прочитать в нашем печатном издании или подписавшись на электронную версию нашего журнала
Текст: ВЛАДИМИР ТРАВУШ, докт. техн. наук, проф., академик РААСН, ДЕНИС КОНИН, канд. техн. наук (ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, ОАО «НИЦ «Строительство»)
Может ли небоскреб сдуть ветром?
В понедельник на Петербург обрушился снежный шторм и ураганный ветер — до 23 м/с вдоль побережья и чуть ниже — в других районах.
Пару дней назад на улицах города… (Фото отсюда)
А может ли таким ветром сдуть небоскреб? А каким может? Давайте разбираться — конечно, на примере возводимого в Северной столице «Лахта центра».
Строительная климатология. Задача про ветер
(Фото – отсюда).
Ветер – одна из важных составляющих плохой репутации петербургского климата. Принято считать, что в городе на Неве всегда «холодно и дует». Но, будем откровенны – если взять ветер отдельно, без дружеской компании в виде влажности, холода и изменчивости погоды, то сам по себе он не выбивается за рамки довольно средних по стране значений. Даже так: в России немало мест, где дует куда сильнее.
Карта значений ветрового давления по разным регионам России (источник)
Конечно, в случае Петербурга есть разница, в каком районе города находится сооружение. Самые ветреные районы – прилегающие к Финскому заливу. Разница в скорости ветра может составлять 3-4 и более м/с, разумеется, в пользу побережья.
Прототип фольклора на тему В.О. – ветроуказатель штата Вайоминг, что однако не делает локальный ремейк шутки менее популярным среди тех, кто знает об островной жизни не понаслышке.
«Лахта центр» расположится как раз в таком «ветреном» Приморском районе – на берегу гавани, в излюбленном месте кайтеров и сочувствующих, которым, как известно, чем сильнее дует – тем лучше летает.
Но даже такой, «усиленный» ветер неспособен причинить вред башне. Зато он может доставить неудобства находящимся на ее верхних этажах, вызвав вполне ощутимые колебания.
Ответ проектировщиков «Лахта центра» на этот климатический вызов – современная конструкция устойчивости небоскреба: аутригеры + ядро + внешние колонны. Она же убережет башню и от более экстремальных случаев «горизонтального» воздействия.
Реакция системы устойчивости небоскребов на контактную горизонтальную нагрузку (ветровое воздействие, удар)
Что такое аутригеры в небоскребе?
Аутригерный этаж — мощные горизонтальные металлические конструкции — неотъемлемая часть системы устойчивости супертолла. Подобные элементы являются для небоскреба своеобразными кольцами жесткости, которые «держат форму» здания в горизонтальной плоскости.
Вертикальная конструкция – это ядро башни, а горизонтальные элементы — аутригеры.
Эта схема впервые опробована в Азии – регионе небоскребов и повышенной сейсмической активности.
Качающиеся небоскребы в Токио — не редкость.
Сегодня аутригерная технология дает возможность архитекторам проектировать устойчивые небоскребы разнообразных форм.
В чем суть?
Допущение «если в башню влетит самолет» после трагедии 9/11 стало обязательным при проектировании всех небоскребов и отразилось в изменениях в техрегламенты на проектирование и строительство сверхвысотных сооружений.
Аналогичная схема работы аутригеров — при менее экстремальных и просто «бытовых условиях» — при урагане или стандартном ветре: распределяют нагрузку и затем гасят ее.
Аутригерные системы могут быть горизонтальными, диагональными, двухэтажными или без опоясывающих ферм или вертикальных связей. Конструкция для каждого высотного здания уникальна, а в зависимости от расположения по высоте – может быть разной в пределах одного объекта.
Внутреннее устройство горизонтального композитного аутригера «Лахта центра». Высота фермы два этажа здания — 8.4 метра
Зачем это надо?
Конструктивно аутригеры выполняют несколько функций сразу: увеличение изгибной жесткости здания, устойчивость к ветровым нагрузкам, противодействие прогрессирующему обрушению.
Что такое прогрессирующее обрушение?
Механизм демонстрирует выдергивание карты из карточного домика: разрушилась одна конструкция, отвечающая за устойчивость — посыпались все остальные. Обрушение нарастает в геометрической прогрессии.
Конструкции, препятствующие прогрессивному обрушению, – одно из обязательных требований после событий 9/11 (imgur.com)
Центральное ядро может обеспечить достаточное сопротивление опрокидывающему моменту и препятствует «дрейфу» здания. Вопрос о введении в несущую структуру аутригеров рассматривается, если в здании более 40 этажей.
Аутригерные уровни «Лахта центра»
— Как это делать наилучшим способом, определяется после продувки всего здания в аэродинамической трубе, — рассказывает Сергей Никифоров, главный инженер «Лахта центра». — Когда происходит такое испытание, появляются самые надежные данные по давлению ветра на фасад, а из этого уже определяется, какие колебания и частоты возникают, как считать устойчивость здания, как крепить фасад. Собрав все эти неизвестные воедино, а ветер – это функция всех этих неизвестных, мы пришли к решению, как сделать оптимальные конструкции. Изюминка всего процесса именно в том, как сделать всё рационально и оптимально, без излишнего увеличения и утолщения конструкций, чтобы места хватило и инженерному оборудованию, и людям.
На основании данных аэродинамических испытаний, принято решение по аутригерным элементам системы устойчивости башни. В небоскребе «Лахта центр» будет четыре аутригерных этажа и пятый, нетипичный аутригер сконструирован в виде полутораметровой железобетонной плиты на 82-м этаже.
Схема расположения аутригерных уровней в «Лахта центра»
С учетом скрученности формы «Лахта центра» и поворота здания на 89 градусов, возведение аутригерных этажей — ответственный этап и кропотливая работа, сравнимая с изготовлением фундамента. При последующей эксплуатации здания аутригерные этажи станут техническими. На них разместится оборудование и узлы коммуникаций.
Аутригерные этажи «Лахта центра»
Благодаря описанным конструктивным особенностям, у башни будет минимальная, по сравнению с многими другими небоскребами, амплитуда горизонтальных колебаний. Максимальное отклонение под воздействием «среднестатистического» петербургского ветра на уровне обзорной площадки составит 27 см. Эта величина практически не ощутима. Например, обитатели башни «Федерация» не замечают отклонений, величина которых составляет до 46 см. по вершине.
Что касается более экстремальных случаев, то, согласно исследованиям, пиковые ветровые нагрузки на небоскреб составят около 500 паскалей. Ветер такой силы в Лахте ждут раз в 5 лет. Это соответствует скорости ветра около 30 м/с. Для сравнения — примерно в таком темпе прошел по городу ураган «Святой Иуда» в 2013 году.
И еще один важный показатель. Благодаря введению в систему устойчивости башни аутригерных поясов, небоскреб сможет выдерживать землетрясения силой до 6 баллов. Этого вполне достаточно: для Петербурга проявления сейсмической активности редки — за всю историю существования города их было менее 10, сила толчков не превышала 2-3 баллов по Рихтеру.
Чтобы пешеходов не сдувало
Один из параметров аэродинамических испытаний — пешеходная комфортность. У небоскребов есть такая особенность: когда высотное здание стоит рядом с другими, то происходит концентрация ветровых потоков. Внизу скорость ветра увеличивается. Это то, что мы частенько называем «трубой».
Классический пример «трубы» — подворотня, или узкий проход между домами. Иногда «аналог» может образоваться из-за неудачного взаимного расположения высотных зданий.
Чтобы не было дискомфорта для пешеходов, ветровой анализ делается в самом начале строительства.
Фрагмент аэродинамических испытаний макета «Лахта центра» в Новосибирске (видео ускорено).
Макет снабжен датчиками. Платформа с моделью башни вращается, «ветер» при этом дует с одной стороны. Специалист обдувает «башню», выявляя наихудшее положение макета относительно «ветра». Еще одна продувка башни прошла в Канаде.
— Когда скорость продувки известна, то уже решают – отодвинуть здания друг от друга или форму-профиль зданий менять, — поясняет Сергей Никифоров. — Подобное упражнение было сделано и у нас, в самом начале. В итоге, одно здание было немного отодвинуто от другого, чтобы создать зону комфорта при вихревых порывах ветра.
Обледеневшие и унесенные ветром. В «Лахта центре» такой аттракцион не запланирован.
Видео по теме. Демпфер — альтернатива аутригерам
Аутригер что это такое строительство
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Интересно, но не актуально
Поделюсь с популярной статьей на начинающую набирать популярность тему: Может ли небоскреб сдуть ветром?
В статье приводятся разные интересные системы обеспечения пространственной жесткости высотных сооружений при шкальных порывах ветра, которые, «как известно», на высоте имеют развитие по гиперболе.
Конечно, в пример приводится Япония, где места с гулькин нос. Конечно, нам под нос тычут «качающимися небоскребами» для идиотских сейсмических зон.
Но почему до сих пор не разобрано, как прошлым летом 2016 г. при шквальных порывах ветра выдавило ограждение у многих высотных жилых домов? Это. вполне такая гуманитарная катастрофа! Пусть ответят суки, которые все это навязали, хотя им говорили не раз и не два-с! А ведь это поганые сатанинские суки, которые еще и профессионалам рты затыкали, не имея ни ума, ни совести, одну извилину, соединяющую рот и задний проход (с. сами знаете чьё).
В понедельник на Петербург обрушился снежный шторм и ураганный ветер — до 23 м/с вдоль побережья и чуть ниже — в других районах.
Пару дней назад на улицах города… (Фото отсюда)
А может ли таким ветром сдуть небоскреб? А каким может? Давайте разбираться — конечно, на примере возводимого в Северной столице «Лахта центра».
Строительная климатология. Задача про ветер
(Фото – отсюда).
Ветер – одна из важных составляющих плохой репутации петербургского климата. Принято считать, что в городе на Неве всегда «холодно и дует». Но, будем откровенны – если взять ветер отдельно, без дружеской компании в виде влажности, холода и изменчивости погоды, то сам по себе он не выбивается за рамки довольно средних по стране значений. Даже так: в России немало мест, где дует куда сильнее.
Карта значений ветрового давления по разным регионам России (источник)
Конечно, в случае Петербурга есть разница, в каком районе города находится сооружение. Самые ветреные районы – прилегающие к Финскому заливу. Разница в скорости ветра может составлять 3-4 и более м/с, разумеется, в пользу побережья.
Прототип фольклора на тему В.О. – ветроуказатель штата Вайоминг, что однако не делает локальный ремейк шутки менее популярным среди тех, кто знает об островной жизни не понаслышке.
«Лахта центр» расположится как раз в таком «ветреном» Приморском районе – на берегу гавани, в излюбленном месте кайтеров и сочувствующих, которым, как известно, чем сильнее дует – тем лучше летает.
Но даже такой, «усиленный» ветер неспособен причинить вред башне. Зато он может доставить неудобства находящимся на ее верхних этажах, вызвав вполне ощутимые колебания.
Ответ проектировщиков «Лахта центра» на этот климатический вызов – современная конструкция устойчивости небоскреба: аутригеры + ядро + внешние колонны. Она же убережет башню и от более экстремальных случаев «горизонтального» воздействия.
Реакция системы устойчивости небоскребов на контактную горизонтальную нагрузку (ветровое воздействие, удар)
Что такое аутригеры в небоскребе?
В чем суть?
Аналогичная схема работы аутригеров — при менее экстремальных и просто «бытовых условиях» — при урагане или стандартном ветре: распределяют нагрузку и затем гасят ее.
Аутригерные системы могут быть горизонтальными, диагональными, двухэтажными или без опоясывающих ферм или вертикальных связей. Конструкция для каждого высотного здания уникальна, а в зависимости от расположения по высоте – может быть разной в пределах одного объекта.
Внутреннее устройство горизонтального композитного аутригера «Лахта центра». Высота фермы два этажа здания — 8.4 метра
Зачем это надо?
Конструктивно аутригеры выполняют несколько функций сразу: увеличение изгибной жесткости здания, устойчивость к ветровым нагрузкам, противодействие прогрессирующему обрушению.
Что такое прогрессирующее обрушение?
Механизм демонстрирует выдергивание карты из карточного домика: разрушилась одна конструкция, отвечающая за устойчивость — посыпались все остальные. Обрушение нарастает в геометрической прогрессии.
Конструкции, препятствующие прогрессивному обрушению, – одно из обязательных требований после событий 9/11 (imgur.com)
Центральное ядро может обеспечить достаточное сопротивление опрокидывающему моменту и препятствует «дрейфу» здания. Вопрос о введении в несущую структуру аутригеров рассматривается, если в здании более 40 этажей.
Аутригерные уровни «Лахта центра»
— Как это делать наилучшим способом, определяется после продувки всего здания в аэродинамической трубе, — рассказывает Сергей Никифоров, главный инженер «Лахта центра». — Когда происходит такое испытание, появляются самые надежные данные по давлению ветра на фасад, а из этого уже определяется, какие колебания и частоты возникают, как считать устойчивость здания, как крепить фасад. Собрав все эти неизвестные воедино, а ветер – это функция всех этих неизвестных, мы пришли к решению, как сделать оптимальные конструкции. Изюминка всего процесса именно в том, как сделать всё рационально и оптимально, без излишнего увеличения и утолщения конструкций, чтобы места хватило и инженерному оборудованию, и людям.
На основании данных аэродинамических испытаний, принято решение по аутригерным элементам системы устойчивости башни. В небоскребе «Лахта центр» будет четыре аутригерных этажа и пятый, нетипичный аутригер сконструирован в виде полутораметровой железобетонной плиты на 82-м этаже.
Схема расположения аутригерных уровней в «Лахта центра»
С учетом скрученности формы «Лахта центра» и поворота здания на 89 градусов, возведение аутригерных этажей — ответственный этап и кропотливая работа, сравнимая с изготовлением фундамента. При последующей эксплуатации здания аутригерные этажи станут техническими. На них разместится оборудование и узлы коммуникаций.
Аутригерные этажи «Лахта центра»
Благодаря описанным конструктивным особенностям, у башни будет минимальная, по сравнению с многими другими небоскребами, амплитуда горизонтальных колебаний. Максимальное отклонение под воздействием «среднестатистического» петербургского ветра на уровне обзорной площадки составит 27 см. Эта величина практически не ощутима. Например, обитатели башни «Федерация» не замечают отклонений, величина которых составляет до 46 см. по вершине.
Что касается более экстремальных случаев, то, согласно исследованиям, пиковые ветровые нагрузки на небоскреб составят около 500 паскалей. Ветер такой силы в Лахте ждут раз в 5 лет. Это соответствует скорости ветра около 30 м/с. Для сравнения — примерно в таком темпе прошел по городу ураган «Святой Иуда» в 2013 году.
И еще один важный показатель. Благодаря введению в систему устойчивости башни аутригерных поясов, небоскреб сможет выдерживать землетрясения силой до 6 баллов. Этого вполне достаточно: для Петербурга проявления сейсмической активности редки — за всю историю существования города их было менее 10, сила толчков не превышала 2-3 баллов по Рихтеру.
Чтобы пешеходов не сдувало
Один из параметров аэродинамических испытаний — пешеходная комфортность. У небоскребов есть такая особенность: когда высотное здание стоит рядом с другими, то происходит концентрация ветровых потоков. Внизу скорость ветра увеличивается. Это то, что мы частенько называем «трубой».
Классический пример «трубы» — подворотня, или узкий проход между домами. Иногда «аналог» может образоваться из-за неудачного взаимного расположения высотных зданий.
Чтобы не было дискомфорта для пешеходов, ветровой анализ делается в самом начале строительства.
Фрагмент аэродинамических испытаний макета «Лахта центра» в Новосибирске (видео ускорено).
Макет снабжен датчиками. Платформа с моделью башни вращается, «ветер» при этом дует с одной стороны. Специалист обдувает «башню», выявляя наихудшее положение макета относительно «ветра». Еще одна продувка башни прошла в Канаде.
— Когда скорость продувки известна, то уже решают – отодвинуть здания друг от друга или форму-профиль зданий менять, — поясняет Сергей Никифоров. — Подобное упражнение было сделано и у нас, в самом начале. В итоге, одно здание было немного отодвинуто от другого, чтобы создать зону комфорта при вихревых порывах ветра.
Обледеневшие и унесенные ветром. В «Лахта центре» такой аттракцион не запланирован.
Видео по теме. Демпфер — альтернатива аутригерам
Аутригеры – гарантия устойчивости автогидроподъемников
Качественная работа выдвижных опор – жизненная необходимость
По сравнению с другими видами спецтехники с автогидроподъемниками (в дальнейшем – АГП), пожалуй, связывается наибольшее число случаев травматизма, вызванных потерей устойчивости самой подъемной установки. Несмотря на то, что конструкторы всячески пытаются повысить безопасность работ, а контролирующие органы устанавливают все более жесткие требования, рассчитанные на предотвращение аварийности, факт остается фактом: статистика отмечает увеличение случаев опрокидывания АГП в результате проседания почвы. Хотя часть экспертов относят это просто к возросшим возможностям информирования благодаря Интернету.
Прежде всего устойчивое состояние АГП обеспечивается специально разработанными аутригерами. Интересно, что около 65% всех аварий АГП вызвано неправильным использованием аутригеров. Максимальное давление на грунт по современным европейским нормам не должно превышать 4 МПа. Эта норма обеспечивает безаварийную работу, и она вполне реальна при верном использовании имеющихся опорных устройств.
Аутригеры могут быть откидными, поворотными, выносными. Наиболее распространено использование выносных. Чаще используют 4 опоры, но встречаются подъемники, в которых установлены только два передних аутригера.
В самом общем виде выносной аутригер представляет собой силовую телескопическую стойку с опорно-установочной лапой, шарнирно или жестко закрепленную на конце выдвигаемой в поперечном направлении балки. Есть варианты поворотных в горизонтальной плоскости аутригеров. Эта конструкция облегчает доступ к элементам ходовой части базовой машины, однако стоимость такого конструкторского приема довольно высока, поэтому у нас поворачивающиеся на 180° аутригеры встречаются не часто.
Для обеспечения необходимой устойчивости и противодействия опрокидыванию во время работы подъемника установочные лапы прижимаются к грунту, а по окончании – отводятся от него. Движение опор с установочными лапами обеспечивается в основном гидроцилиндрами двойного действия, которые поднимают и опускают опорно-установочные лапы. Опоры могут быть различной длины: короткими, от 0,7 м, средними или длинными, до 1,5 м и более. Длина определяется высотой шасси, потому что выдвинутые опоры должны поднимать базовую машину до отрыва колес, т. е. так, чтобы подвеска и колеса шасси были полностью вывешены. Гидроцилиндры используются стандартизированные, серийного производства. Номенклатура их очень широка, и подобрать можно практически любого нужного размера. Только в Европе более 120 предприятий изготавливают гидроцилиндры для спецтехники и оборудования.
Основная задача аутригеров – увеличивать опорный контур подъемной установки и разгружать ходовую часть базовой машины. Контур, выстраиваемый аутригерами, может быть Н- и Х-образный. На тесных стройплощадках аутригеры обычно компонуются по Х-образной схеме, что позволяет выдвигать их максимально, несмотря на ограниченое пространство. Но сегодня все чаще можно встретить увеличение опорного контура АГП путем использования вместо Х-образной схемы расположения опор комбинированную Х-Н-образную схему. В этом случае спереди устанавливают опоры по Х-схеме, а сзади – прямоугольные, телескопические Н-образные опоры. За счет такой схемы увеличивается опорная зона, устойчивее чувствует себя машина, при этом занимаемая площадь увеличивается незначительно. В АГП, работающих на больших высотах, используют, как правило, Н-образные схемы установки аутригеров, поскольку в этом случае обеспечивается максимальная площать опорного контура.
Опоры аутригеров стандартного типа имеют круглую форму. Используются также опоры прямоугольного сечения, их применяют в усиленных аутригерах. Балки, к наружным сторонам которых через монтажные фланцы крепятся на болтах цилиндры, опускающие и поднимающие опорные лапы, выдвигаются из основания АГП на поддерживающих роликах и удерживаются в конечных положениях фиксирующим устройством. Эти балки могут состоять из нескольких телескопических секций. Для предотвращения их самопроизвольного выдвижения фиксаторы имеют дополнительную блокировку. Длина выдвижения балок регулируется, обычно конструкцией задается 2–3 варианта величины выдвижения. Балки могут выдвигаться вручную, с фиксацией как произвольно, так и в определенных положениях, или же гидравлически, с фиксацией в произвольном положении.
Одним из наиболее устойчивых считается АГП, созданный компанией Ruthmann Gmbh & Ко KG из Германии. В компании утверждают, что конструкция их мод. Steiger TTS 1000, рассчитанная на работу на высоте до 100 м, позволяет специалистам выполнять свои функции на максимальной высоте в корзине грузоподъемностью (г/п) 320 кг при скорости ветра до 16 м/с. На сегодняшний день это мировой рекорд устойчивости.
Но модель Ruthmann Steiger TTS 1000, представляющая, по сути, 80-тонный 6-осный полуприцеп-подъемник, была выпущена в единственном числе. А вот если говорить о серийных моделях, то тут безусловным лидером устойчивости является мировой лидер высотных АГП – финская компания Bronto Skylift. Ее установки работают на высоте, значительно превышающей 100-метровую отметку. Мод. S112HLA рассчитана на подъем рабочей платформы на 112 м. Благодаря тщательно рассчитанной Н-образной схеме и мощности аутригеров работающие на высоте люди достаточно уверенно себя чувствуют при скорости ветра до 12 м/с. Причем на платформе г/п 700 кг может разместиться целая ремонтная бригада с инструментом. Кнопка управления активизирует выносные опоры и систему выравнивания горизонтального уровня, и примерно за 40 с опоры устанавливаются в нужном положении.
В управлении автоподъемником имеется отдельная система, контролирующая равномерную нагрузку на выносные опоры при любом положении рабочей платформы с учетом воздействия внешних факторов. Безопасные параметры поддерживаются автоматически. Программа «ограничитель грузового момента», установленная на бортовом компьютере, отвечает за то, чтобы при нормальных условиях любые, в том числе и не вполне грамотные действия оператора, не привели к опрокидыванию машины, если, конечно, не случится то, чего электронный контроллер предусмотреть не может, например резкое проседание грунта.
Кроме того, имеется система, которая следит за фиксацией выдвижных балок и положением выносных опор, контролирует горизонтальное положение рабочей платформы, а также предельные отклонения от горизонта всей установки в целом. Если выносные опоры установлены с какими-то нарушениями либо недопустимо изменяется давление опор на грунт, звуковой сигнал тут же предупредит оператора. Одновременно блокируются движения стрелы, и работу можно будет продолжить только после устранения факторов риска. Панель управления находится в распоряжении оператора на земле, но дублирующая ее приборная панель есть и на рабочей платформе.
На выставке Bauma 2013 финский производитель представил две модели АГП новой серии XR. Новинки вобрали в себя все последние передовые мировые разработки в области подъемной техники. Серия XR была разработана специалистами Bronto с целью замены на рынке успешно работающей уже многие годы, но морально устаревающей серии XDT. Среди многочисленных отличий наиболее выразительным является увеличенный горизонтальный вылет в моделях новой серии. В частности, мод. S 56 XR при подъеме стрелы на высоту 40 м обеспечивает горизонтальный вылет в 35 м. А максимальный горизонтальный вылет этой модели – 40 м.
Безусловно, с новыми характеристиками изменилась и конструкция аутригеров. Аутригеры серии Bronto XR обеспечены функцией самовыравнивания. Это позволяет установкам Bronto Skylift уверенно работать на уклонах до 10°! И это при том, что на вылете 40 м стрела подъемника удерживает рабочую платформу, рассчитанную на г/п 700 кг. Возможность работы на наклонных плоскостях АГП такой массы и с таким вылетом стрелы – очень важный положительный фактор в характеристиках новых подъемников.
Другие производители при выполнении работ на наклонных площадках используют иные подходы. В одних случаях с целью компенсации уклона применяют клиновидные подкладки под аутригеры. При строительстве лыжного комплекса Chill Factor в Великобритании возникла необходимость работы автоподъемника, установленного на бетонной плоскости, имеющей уклон в 21°. Для стабилизации машины использовались обрезиненные нескользящие подкладки, а сами машины крепили к вершине склона стальными растяжками.
Итальянская компания P.C. Produzioni s.r.l., действующая под брендом Manotti, хорошо известна на международном рынке как опытный производитель спецтехники. ООО «Автомаш Холдинг» уже 2 года успешно сотрудничает с этой компанией: закупает различные модели автогидроподъемников и производит их монтаж на автомобильные шасси российского и зарубежного производства. Manotti выпускает широкую модельную гамму аутригеров и уделяет большое внимание их качеству. Это фиксированные опоры (для КМУ от 6 до 36 т), ручные опоры (для КМУ от 3 до 40 т), гидравлические опоры (для КМУ от 14 до 200 т).
К отличительным особенностям АГП Manotti следует отнести использование гидравлических систем управления Bosch Rexroth и опорно-поворотной платформы IMO (Германия). Обе компании являются мировыми лидерами по производству гидравлики. Гидронасосы и гидрораспределители, которыми снабжается продукция Manotti, надежны и отличаются высокой производительностью. Металлоконструкции АГП изготавливаются из всемирно известной шведской стали, что также определяет их конструктивную надежность и уменьшение веса по сравнению с аналогичными моделями других производителей.
Максимальная грузоподъемность корзины 250 кг позволяет одновременно находиться в корзине двум операторам, они же могут самостоятельно управлять работой АГП. Автогидроподъемники оборудованы ограничителем нагрузки корзины, автоматическим звуковым сигналом при перегрузке, ручным насосом для аварийного опускания корзины, на гидроцилиндрах предусмотрены предохранительные клапаны. Используемые приборы безопасности производятся итальянской компанией BPE Electronics.
На выставке «СТТ-2013» ООО «Автомаш Холдинг» продемонстрирует 28-метровый автогидроподъемник GDX28, смонтированный на шасси Урал-43206-4151-79. К явным достоинствам GDX28 следует отнести максимальную высоту подъема 28 м, максимальный рабочий вылет стрелы 15,5 м, максимальную нагрузку на люльку 225 кг.
АГП GDX28, обладая всеми достоинствами продукции Manotti, в сочетании с шасси «Урал» представляет добротный образец спецавтотехники – надежный, высокопроходимый, с хорошими показателями ГВХ.
Подкладка – немаловажный элемент
Практически во всех случаях аварийных падений АГП комиссии, занимающиеся расследованием инцидента, устанавливали, что аварии можно было вполне избежать, приняв простые меры предосторожности – выдвинув на необходимое расстояние аутригеры и установив специальные подкладки, которые еще называют опорными подушками. Анализ более 90% аварий с падением АПГ показал, что в большинстве случаев аутригеры не применялись вообще, не говоря уже о подкладках под них! А ведь, по мнению специалистов, установка подкладок под лапы аутригеров имеет такое же большое значение для сохранения стабильного состояния установки во время работы, как и надежность самих аутригеров. Подкладки создают точки опоры даже на очень неровных и неустойчивых поверхностях. А кроме того, и это особенно актуально при выполнении работ в городских условиях, даже при значительной массе самого АГП правильно подобранные подкладки сохранят целостность мостовых, не разрушат асфальт и даже сберегут газоны.
Ответственный оператор даже небольшого АГП, не говоря уже об установках, работающих на значительной высоте, должен при малейших подозрениях на ненадежность грунта приложить рабочую нагрузку к каждой из опор, не поднимая груз высоко, и проверить тем самым надежность опорной поверхности. Избежать аварии поможет также использование подкладок максимальных размеров, уменьшающих давление на грунт.
На первый взгляд кажется, что ничего мудреного в подкладках нет. Однако следует знать, что для выполнения высотных работ опорные подушки должны обладать целым рядом свойств. В качестве материала для подкладок широко используется дерево, но нужно учитывать, что подкладки не должны бояться сырости, т. е. обладать водоотталкивающими свойствами. Поэтому простую древесину использовать нежелательно, необходима древесина твердых сортов. Это нужно не только для того, чтобы деревянная подкладка не сгнила и не рассыпалась под воздействием влаги, а металлическая не корродировала, но и для того, чтобы деревянная подкладка оставалась легкой после работы под дождем или снегом. Размеры подкладки из дерева должны быть не менее 500х500х50 мм, поэтому и сухая она имеет солидную массу.
Кроме того, в обычной древесине от нагрузок быстро появятся трещины, в которые будет попадать вода. Зимой, замерзая и оттаивая, эта вода быстро приведет подкладки в негодность. Для увеличения ресурса дерево следует пропитывать водоотталкивающими смесями, а также обшивать подкладки стальной лентой. Американская фирма Sterling Lumber разработала и успешно реализует деревянные комбинированные подкладки. В разработанной Sterling Lumber конструкции между деревянными опорными плоскостями размещается металлоконструкция из стального С-образного проката.
Подкладки хорошего качества должны быть устойчивы к химическим воздействиям, ведь работать установкам приходится в самых неожиданных условиях. Также профессиональные подкладки изготавливают из диэлектрического и термостойкого материала, не меняющего своих свойств в диапазоне температур от –100 до +80 °С.
Сегодня в качестве материала для подкладок кроме стали и дерева используют полиэтилен и нейлон. Нейлоновые и еще более качественные полиэтиленовые подкладки рассчитаны на «пожизненную» эксплуатацию, т. е. их ресурса хватает на весь период эксплуатации автоподъемника. И хотя цена синтетических подушек высока, их надежность цену оправдывает. Синтетические подушки устойчивы к деформации и ударным нагрузкам и при этом значительно легче стальных. На пластиковые подкладки по желанию покупателя изготовитель может со стороны сцепления с грунтом наносить рельефный рисунок и даже логотип заказчика – отлить и обработать синтетическую подкладку несложно. Высокая эластичность материала позволяет подкладке надежно и прочно удерживаться даже на небольших площадках. Со стороны опор поверхность подкладок делается очень гладкой. Это нужно для того, чтобы опорные лапы скользили и легко попадали в нужную точку на поверхности подкладки. Нейлоновой или полиэтиленовой подкладке не вредит контакт с маслом, топливом, они не боятся коррозии.
Предприятий, специализирующихся на выпуске качественных синтетических подкладок, совсем немного, поскольку само использование «фабричных» опорных подушек у нас не распространено, а многие операторы как-то легкомысленно вообще не задумываются о возможном проседании грунта.
Наиболее известна у нас продукция французской компании STABline, а также бельгийской компании CGK-Group. C 2010 г. московское ЗАО «СервисКранТехника» является эксклюзивным дилером CGK-Group в России. Спектр размеров квадратных пластиковых подкладок, выпускаемых компанией CGK-Group, довольно широк: от длины 300 мм и толщины плиты 30 мм до 1200 мм с толщиной 80 мм. Рассчитана каждая такая подушка на нагрузку от 4 до 90 т соответственно. Предлагаются и круглые подкладки, от ∅800 мм с толщиной 60 мм до ∅1200 мм с толщиной 80 мм. Такие подкладки гарантированно выдерживают нагрузки от 30 до 80 т.
Из отечественных производителей синтетических подкладок можно назвать ростовское предприятие «Элмика». Специалисты компании подобрали полимер – модифицированный TECAST PA6G – и сегодня производят опорные лапы как стандартные, так и по размерам, указанным заказчиком. Такая лапа надевается прямо на опору аутригера. Диапазон размеров изделий составляет линейку от ∅400 мм с толщиной 86 мм, рассчитанных на нагрузку до 25 т, до опор ∅1000 мм с толщиной 200 мм. Такая «обувь», установленная на опору, выдерживает нагрузку в 240 т каждая.
Несмотря на то, что современные АГП оборудуют новейшими электронными системами, анализирующими нагрузки и помогающими правильно установить аутригеры, практика, к сожалению, показывает следующее. Если оператор не соблюдает правила установки аутригеров, не использует в работе надежные подкладки, то вполне возможно, что не зафиксированную как следует машину сильным порывом ветра просто опрокинет либо при недостаточно выдвинутых опорах возникшая перегрузка повалит АГП. Поэтому хочется пожелать: операторы, будьте бдительны!