Аутсорсинг автомобилей что это
Аутсорсинг автопарка – что это и в чём заключаются преимущества этой услуги?
Наличие парка автомобилей для некоторых компаний является не роскошью, а необходимостью. Собственный автопарк помогает экономить время сотрудников, а порой и средства компании, которые были бы потрачены на общественный транспорт и услуги такси. Однако поддержание транспортного парка требует создания в организации специального отдела, который будет ведать техническим состоянием и следить за обслуживанием вверенных машин. Это подразумевает создание полноценного гаража, а значит предприятие должно будет выделить площадь, нанять механиков, охранников и т.д. Также на плечи предприятия взваливается дополнительная задача – контроль за непорядочными сотрудниками, которые иногда могут найти не совсем честные способы траты денег компании, как то: слив бензина, откаты в автомастерских, использование автомобиля для личных нужд и т.д. Наличию собственных транспортных средств есть выгодная альтернатива – это аутсорсинг автопарка.
Аутсорсинг транспорта
Суть аутсорсинга заключается в передачи части задач компании сторонней организации, которая профессионально оказывает необходимые услуги. Аутсорсинг различных услуг стал очень популярен на Западе задолго до того, как о нём узнали в России. Такой сервис подразумевает передачу всех необходимых задач, которые могут включать аренду автомобилей с водителем или без водителя, выполнение перевозок, сопутствующие услуги. Аутсорсинг автопарка – это выгодное решение, когда транспортные услуги необходимы не разово, а постоянно. Вот его основные преимущества:
Что получает компания при аутсорсинге автопарка?
Выгод от аутсорсинга много: контроль за автопарком, специальный менеджер со стороны аутсорсера, прозрачный мониторинг расходов и многое другое.
Таким образом, аутсорсинг транспортных услуг будет выгоден в тех случаях, когда предприятию требуется аренда автомобилей или заказ транспортных услуг на длительные сроки.
Аутсорсинг автопарка
Основная деятельность компании “РесурсТранс” — это аутсорсинг (управление) парка транспортных средств организаций-клиентов. Принимая в управление автопарк клиента, “РесурсТранс” выполняет все задачи, связанные с транспортными услугами. Поддержка осуществляется круглосуточно, полностью соответствует производственно-техническому процессу заказчика.
Что такое аутсорсинг?
Аутсорсинг автопарка (fleet management) — передача задач по управлению и обслуживанию автомобильного парка сторонней организации. Если автоперевозки — не основная функция компании, имеет смысл поручить заботы о техническом обслуживании, найме и оплате труда сотрудников транспортного подразделения, а также другие управленческие вопросы подрядчику.
Аутсорсинг корпоративного автопарка незаменим для оптимизации затрат предприятия на автотранспорт и повышения качества не основных услуг. Освободив ресурсы, заказчик сможет направить их на улучшение работы других подразделений, повышая общую эффективность работы организации.
Преимущества аутсорсинга транспорта
Заключая договор на аутсорсинговые услуги с компанией “РесурсТранс”, заказчик получает:
Таким образом, передавая управление автопарком на аутсорсинг, заказчик значительно облегчает свою работу по управлению бизнесом, высвобождает финансовые и человеческие ресурсы, которые можно направить на решение других текущих или новых задач.
Как узнать стоимость аутсорсинга?
Аутсорсинг транспортной функции является основным видом деятельности «РесурсТранс». Оказание транспортных услуг осуществляется в круглосуточном режиме в соответствии с производственно–технологическим процессом Заказчика.
Пять причин перейти к транспортному аутсорсингу
Компании, где перевозки — ключевой бизнес-процесс, вряд ли откажутся от контроля над своими автомобилями. Но что мешает перейти на аутсорсинг тем, для кого корпоративный транспорт лишь средство передвижения?
И прокат, и лизинг автомобилей в России за последнее время развивались очень активно. Если сравнивать показатели пятилетней давности, то они увеличились в разы. А вот транспортный аутсорсинг и транспортное обслуживание предприятий по-прежнему еще не достаточно развиты. Основными заказчиками являются иностранные компании, для которых аутсорсинг является нормальной практикой.
Кому нужен транспортный аутсорсинг?
Практически любое предприятие в своей деятельности сталкивается с необходимостью использования автотранспорта. Это может быть: доставка товара своим клиентам, оказание сервисных/ремонтных работ, управления удаленными объектами, обеспечение работы функциональных подразделений (отдел продаж — клиенты, бухгалтерия — банк, налоговая и тому подобное) и, наконец, это имидж компании.
Конечно, если транспортное обслуживание является ключевым бизнес-процессом компании, то решение отказаться от аутсорсинга выглядит вполне логичным. Речь идет в первую очередь о такси, перевозчиках, прокатных компаниях, хлебопекарных компаниях, компаниях, занимающихся поставками питьевой воды и тому подобном. Данный бизнес-процесс (перевозки, транспорт) для них ключевой, именно он формирует основную ценность (добавочную стоимость) компании. И поэтому она не должна от него отказываться. Компания должна его максимально качественно контролировать и максимально эффективно развивать. Соответственно и затраты на транспортное направление являются одной из ключевых статей затрат в бюджете компании.
С другой стороны есть огромное количество предприятий, которые также испытывают потребность в транспортном обеспечении. Большинству организаций в своей деятельности необходимо находить решение следующих задач:
То есть без автомобиля предприятию не обойтись, но организация собственного транспортного отдела является далеко не самым эффективным решением. Но в любом случае в компании кто-то должен заниматься: закупкой автомобилей, регистрацией в ГАИ, страхованием, обеспечением своевременного технического обслуживания автомобилей, организацией ремонтных работ в случае ДТП, организацией хранения автомобилей, выпуском на линию, контролем использования и расхода ГСМ, подбором и содержанием водителей, а также разработкой и соблюдением нормативной документации и бухгалтерским сопровождением (путевые листа, списание ГСМ, учет отпусков и так далее).
Именно для таких компаний наиболее целесообразным решением будет отдать решение транспортных вопросов на аутсорсинг. Тем более, что сейчас компании, специализирующиеся на этом, предлагают различные варианты решения транспортных задач, не ограничивая клиента в выборе услуг и разрабатывая индивидуальные предложения.
Существующие варианты транспортного обслуживания
Следует выделить три основных вариантов:
Такси, в принципе, тоже можно отнести к аутсорсингу. И иногда, если компании требуется минимальное количество поездок, использование такси будет целесообразным. Но в отличие от комплексного транспортного обслуживания такси будет дороже. Предоставление автомобиля на длительный срок, позволяет снизить стоимость аренды до 50%.
В чем же основные недостатки и преимущества двух оставшихся вариантов?
Если предприятие принимает решение об организации собственного автопарка, ему придется столкнуться со следующими трудностями:
Комплексное транспортное обеспечение на условиях аренды автомобилей с услугами по их управлению и технической эксплуатации позволяет решить эти проблемы и имеет дополнительные преимущества:
Стандартные задачи
Давайте рассмотрим вариант транспортного обслуживания на примере средней компании, в штате которой есть генеральный директор, его заместители, руководители среднего звена, торговые представители и сервисная служба.
Генеральному директору понадобится автомобиль представительского класса с двумя персональными водителями. При этом график работы у таких водителей, как правило, ненормированный. Замам понадобятся тоже представительские автомобили более низкого класса и, скорее всего, с одним водителем. Руководителей среднего звена компании придется обеспечить автомобилями среднего класса, торговых представителей — эконом-класса, и сервисную службу — грузопассажирскими автомобилями.
Таким образом, компании придется не только понести значительные единовременные расходы на закупку автомобилей и укомплектовать службу эксплуатации (руководитель службы эксплуатации, механик, экономист, медицинская сестра, водителей). Кроме того, компания помимо зарплаты сотрудников данной службы будет нести ежемесячные расходы по регистрации автомобилей, страхованию, техническому обслуживанию и ремонту, заправке ГСМ, оплате налогов (транспортного и налога на имущества) и так далее.
В то же время предприятие может отказаться от всего этого, предав решение транспортных задач на аутсорсинг. Так, например, заключив трехлетний контракт по транспортному обслуживанию, автомобиль представительского класса с водителями для генерального директора будет обходиться около 300 тысяч в месяц, для его замов — 150-200. При этом у предприятия не возникнет больше никаких дополнительных расходов, так как транспортная компания самостоятельно будет оплачивать зарплату сотрудникам, налоги, заправку ГСМ, стоянку, мойку и тому подобное. Аренда автомобилей без водителя для остальных сотрудников обойдется от 30 до 80 тысяч рублей в зависимости от класса автомобилей и набора услуг. Конечно, в данном случае мы оперируем примерными цифрами. Но не стоит забывать, что транспортная компания занимается профессионально транспортным бизнесом, а значит за счет экономии от масштаба, более эффективной системы управления транспортом, низких закупочных цен транспортный аутсорсинг зачастую может быть не только удобнее, но и эффективнее содержания собственного автопарка.
Если у вас планируется небольшой автопарк (до тридцати автомобилей), то вам даже не придется нанимать флит-менеджера, потому что с транспортной компанией сможет работать любой сотрудник бухгалтерии. Его задачей будет: отправить заявку на новый автомобиль, согласовать условия по аренде, заключить договор и ежемесячно следить за оплатой счетов. При более крупном автопарке (от ста автомобилей) целесообразно выделить отдельную штатную единицу, так как в этом случае гораздо чаще приходится менять автомобили, заказывать дополнительные, в том числе, и на короткий срок, менять сотрудников, закрепленных за автомобилем и так далее. Флит-менеджер, как и его компания, тоже получит дополнительные преимущества при транспортном аутсорсинге, так как теперь ему придется работать с одной компанией, координировать и контролировать действия одного человека, а не нескольких в разных компаниях, как ранее.
Подводя итоги
В заключении следует отметить, что транспортный аутсорсинг не является панацеей. Необходимо, рассматривать каждый конкретный случай в отдельности. В каком-то случае, может быть эффективно закупать собственный автопарк, в другом случае воспользоваться финансовым лизингом или кредитом, в третьем обычным такси. Но многие компании за рубежом уже давно делают свой выбор в пользу оперативного лизинга (транспортного аутсорсинга). И открывая представительства в России, тоже пользуются услугами транспортных компаний. Но в то же время и многие российские предприятия начинают понимать преимущества этого продукта и передают непрофильное направление профессионалам.
Передача автотранспортного хозяйства на аутсорсинг
Все возрастающие расходы на содержание и эксплуатацию собственного автотранспорта приводят руководство промышленных предприятий к осознанию необходимости передачи автотранспортного хозяйства профессиональным управляющим командам. Управление каждым видом транспорта (грузовым, пассажирским, легковым и спецтехникой) имеет как свою специфику, так и общие черты. В статье рассмотрены такие вопросы, как этапы вывода транспорта на аутсорсинг, причины, определяющие эффект от его использования, а также основные риски проекта и роль управления проектом в достижении поставленных целей.
Предпосылки выхода на аутсорсинг
Почему руководители многих успешных промышленных предприятий приходят к выводу о необходимости передачи транспортно-логистических функций привлеченным командам профессионалов? Причин для этого несколько. Решение кадровых вопросов в сфере логистики, проверка обоснованности расхода ГСМ, запчастей, расширения/ обновления парка автотранспорта, взаимодействие с надзорными органами и другие задачи отнимают много времени, отвлекая от основного производства. В борьбе по обоснованию расходов руководство предприятия проигрывает транспортникам, так как на стороне последних весомый аргумент – нехватка транспортных ресурсов увеличивает риски срыва плана производства. Кроме того, на предприятии, как правило, нет однозначной системы определения структуры затрат транспорта и логистики, а потому каждый считает на свой лад – сегодня так, завтра по-другому. В итоге либо нужно привлекать консультантов, которые разберутся в хитросплетениях постоянных, переменных, прямых и косвенных, а также скрытых затрат на перевозки, либо снижать затраты в приказном порядке, что многие и делают. Но в этом случае все быстро возвращается на круги своя. И, наконец, полезные наработки консультантов в области логистики надо внедрять, чтобы разработанные методологии использовали специалисты компании-заказчика. Однако далеко не каждый сотрудник способен быстро изменить привычный стиль работы, отказаться от наработанных приемов и процедур. Требуются неустанные усилия руководства по внедрению и поддержке разработанных решений. И мы возвращаемся к самому началу перечня проблем – руководство вынуждено отвлекаться от основного процесса. Круг замкнулся.
Где же выход? Чем могут помочь профессиональные аутсорсинговые компании?
Ожидания руководства промышленных предприятий от аутсорсинга транспорта
Передавая свой транспорт на аутсорсинг, руководство в общем и целом ждет сокращения затрат и избавления от головной боли, отвлекающей от настоящего дела, – производства и продаж. При этом очень хотелось бы потратить меньше денег на переходный период и максимально его сократить. Только профессиональные аутсорсинговые компании с навыками консалтинга и проектной работы (далее – АК) способны эти мечты осуществить.
Чтобы не обмануть ожиданий промышленных компаний, аутсорсеры должны:
– не просто сократить расходы (снижение транспортно-логистической составляющей в себестоимости продукции), но и увеличить показатель качества обслуживания клиентов (своевременность доставки и сохранность продукции). В данном случае клиентами выступают не только потребители продукции компании, но и производственные, и вспомогательные цеха, и снабженцы. Оптимизация расходов с увеличением рисков срыва перевозок для клиентов никому не нужна;
– взять все вопросы управления транспортом и логистикой на себя, отвечая рублем за результат. Управленцы-клиенты должны вздохнуть свободно и полностью переключиться на производство и продажи (увеличивая тем самым объемы заказов и для АК);
– предоставить возможность планирования транспортного бюджета на год вперед;
– обеспечить дальнейшее развитие АК (совершенствование процессов, повышение сервиса для клиентов, автоматизацию, обновление активов) за счет получаемого экономического эффекта, без привлечения дополнительных инвестиций.
Красота, да и только! Но пока это всего лишь ожидания руководства. Реально ли воплотить их в жизнь?
Этапы аутсорсинга
Вывод транспорта на аутсорсинг – непростой процесс. Нужно «оторвать кусочек» от действующего механизма и создать условия, при котором он уже автономно, но более эффективно работал бы на благо основного производства. Или, может быть, сначала создать условия, а потом «отрывать»?
Шаг 1. Прежде всего необходимо пригласить консультантов для проведения технологического, организационного и экономического аудита автотранспортного хозяйства компании. Это позволит зафиксировать текущее состояние хозяйства, определить реальную структуру затрат на автотранспорт, утвердить текущие показатели эффективности, определить зоны прироста эффективности и получить исчерпывающую информацию для разработки сбалансированного плана по выводу транспорта на аутсорсинг. На рис. 1 показаны этапы и разделы анализа в рамках логистического аудита. Данный аудит можно проводить силами самой аутсорсинговой компании – правда, если она обладает необходимыми компетенциями.
Шаг 2. Далее специалисты АК определяют тарифы на ее услуги. Желательно привязать стоимость услуг к объему работ, а не к машино-часам. В переговорах с АК определяется оптимальная модель ее создания. Для этого необходимо решить следующие вопросы:
Шаг 3. Подписывается договор об условиях создания АК.
Шаг 4. Начинается процедура запуска работы АК. Пожалуй, этот этап наиболее ответственный с точки зрения начала успешной работы АК.
Запуск подразумевает решение всех юридических, организационных вопросов, связанных с началом оказания услуг АК. Условия, необходимые для начала ее работы:
После проведения всех необходимых мероприятий осуществляются тестовый прогон процедур и проверка систем, аттестация ключевого персонала, и АК готова к началу промышленной эксплуатации. Остается посчитать экономию.
За счет чего достигается экономический эффект
При договорных отношениях всплывают на поверхность многие проблемы логистического процесса, которые раньше замалчивались и терялись в дебрях межличностных отношений. Теперь же факты простоя и срывы сроков доставки будут мгновенно вскрываться и требовать определенных решений.
При переходе на аутсорсинг имеет место выход на новый уровень управления транспортом: от управления «по указаниям» к управлению «по показателям». Это сокращает управленческий труд и позволяет использовать новые подходы к мотивации управленческого персонала – как АК, так и руководителей собственных подразделений. Для менеджмента АК логистика – основная компетенция, это их бизнес. Поэтому мотивация здесь принципиально иная по сравнению с тем, когда транспорт находится в руках производственников. Именно поэтому профессионалы быстро находят скрытые резервы, о которых «собственные» транспортники умалчивают до последнего. При правильно выстроенных отношениях и сами производственники начинают экономить деньги, затрачиваемые на транспорт, рачительно его использовать.
Снижается стоимость машино-часа. Это достигается за счет организации эффективного планирования, учета и контроля расхода ГСМ, запчастей, внедрения обоснованных нормативов, увеличения межремонтного периода, избавления от ненужных активов. Быстро обнаруживается персонал, недостаточно интенсивно задействованный в производственном процессе. Притом что средний уровень зарплаты специалистов АК растет, размер ФОТ снижается. Но главное (что, правда, могут реализовать не все аутсорсинговые компании) – это снизить количество машино-часов при том же объеме транспортной работы. На рис. 2 схематично представлены показатели, влияющие на стоимость машино-часа и на сокращение количества машино-часов.
Снижение количества требуемых машино-часов при том же, а иногда и возрастающем объеме транспортной работы обеспечивается благодаря использованию четкой, гибкой, отлаженной системы диспетчеризации. Как достигается такой результат – тема отдельной статьи.
Побочный эффект
При выводе автотранспорта на аутсорсинг необходимо помнить, что транспорт – связующее звено цепи поставок, кровеносные артерии со всеми вытекающими последствиями. При неудачном проекте в лучшем случае возрастут затраты, в худшем – будут обеспечены срыв планов производства и недовольство клиентов. На рис. 3 можно увидеть, что транспорт находится в центре «логистической ромашки».
В случае удачного проекта и четкой организации работы транспорта он становится неким центром кристаллизации, выдвигая новые требования к организации самого производства, снабжения и даже клиентов. Эффект кристаллизации приносит новые выгоды инициаторам проекта.
Риски и управление проектом
Передача транспорта на аутсорсинг даже при доказанной экономической целесообразности сопряжена с рисками, которые могут отнести получение ожидаемого результата на неопределенную перспективу. В таблице приведены примеры рисков из реально выполненных проектов. Опыт многочисленных успешных проектов показывает, что риски не страшны, если их предвидеть и своевременно предпринимать упреждающие меры.
Риски могут возникать и на стадии аудита, и на стадии запуска, и на начальном этапе работы АК. Существенно минимизирует риски опыт организации проектной работы. Вывод автотранспорта на аутсорсинг обязательно должен быть организован как проект со своим бюджетом, с определением механизма управления проектом, планом работ, определением ответственных за достижение этих результатов в заданные сроки (как со стороны материнской компании, так и со стороны АК). Успех обеспечен, если выводом автотранспорта на аутсорсинг занимается профессиональная слаженная команда, уже известная на рынке результатами своей деятельности.
Риски проекта | Предложения по предупреждению рисков |
---|---|
Саботаж менеджеров заводов (подразделений) материнской компании при работе с АК (некоторые объемы перевозок могут уходить «на сторону», сказывается нежелание менять свой стиль работы) | Издание приказа на уровне предприятия, который должен содержать пункт об ответственности менеджеров за неисполнение. Проведение объяснительной работы (обучение) |
Большой процент срочных заявок на перевозки | Совершенствование существующей системы планирования закупок ТМЦ (товарно-материальных ценностей). Повышение точности планирования поставок и управления запасами |
Нехватка квалифицированных кадров | Перевод наиболее опытных сотрудников из других подразделений в АК. Обучение персонала в сфере транспортной логистики |
Сбои в начале работы | Использование механизма контроля качества и оперативного реагирования – своевременная корректировка регламентов и обучение сотрудников |
Нежелание дилеров, поставщиков и перевозчиков работать в единой информационной системе (АСУ) | Разработка механизмов убеждения дилеров и поставщиков в необходимости работы с АСУ (описание преимуществ, которые они получат) |
Короткое время, отведенное на установление договорных отношений | Как можно более раннее начало работы, связанной с заключением договоров с подрядчиками и поставщиками |
Уплотнение складов в рамках реструктуризации производства, как следствие – задержки и простои транспорта при приемке ТМЦ | Обеспечение складов необходимыми мощностями для своевременного выполнения погрузо-разгрузочных работ |
Нехватка начальных оборотных средств | Постепенный перевод подразделений материнской компании на обслуживание в СП |
Выводы и рекомендации
Прежде чем приступать к выводу транспорта на аутсорсинг, необходимо осознать, зачем вам это нужно и каких результатов вы в конечном счете ожидаете. В этом вам поможет предпроект по логистическому аудиту. Желательно, чтобы транспортное облуживание в режиме аутсорсинга было неотъемлемой частью концепции развития транспортно-логистической системы предприятия. Вывод транспорта на аутсорсинг надлежит организовать как проект со всеми сопутствующими атрибутами (управление, цели, задачи, план, сроки, ответственные, ресурсы и бюджет). Положительный эффект от работы АК должен отслеживаться по ключевым показателям эффективности (KPI). В договоре с АК должны быть определены не только тарифы на услуги, но и уровень сервиса, с соответствующей ответственностью сторон. В договоре с АК необходимо прописать не только условия входа в совместный бизнес, но и условия выхода. Главное – не ошибиться с выбором партнера для реализации данного проекта, так как это стратегический выбор.
Наш опыт оптимизации логистики на промышленных предприятиях показывает, что профессиональные аутсорсинговые команды должны быть готовы продемонстрировать:
Аутсорсинг автомобилей что это
Компании, где перевозки — ключевой бизнес-процесс, вряд ли откажутся от контроля над своими автомобилями. Но что мешает перейти на аутсорсинг тем, для кого корпоративный транспорт лишь средство передвижения?
И прокат, и лизинг автомобилей в России за последнее время развивались очень активно. Если сравнивать показатели пятилетней давности, то они увеличились в разы. А вот транспортный аутсорсинг и транспортное обслуживание предприятий по-прежнему еще не достаточно развиты. Основными заказчиками являются иностранные компании, для которых аутсорсинг является нормальной практикой.
Кому нужен транспортный аутсорсинг?
Практически любое предприятие в своей деятельности сталкивается с необходимостью использования автотранспорта. Это может быть: доставка товара своим клиентам, оказание сервисных/ремонтных работ, управления удаленными объектами, обеспечение работы функциональных подразделений (отдел продаж — клиенты, бухгалтерия — банк, налоговая и тому подобное) и, наконец, это имидж компании.
Конечно, если транспортное обслуживание является ключевым бизнес-процессом компании, то решение отказаться от аутсорсинга выглядит вполне логичным. Речь идет в первую очередь о такси, перевозчиках, прокатных компаниях, хлебопекарных компаниях, компаниях, занимающихся поставками питьевой воды и тому подобном. Данный бизнес-процесс (перевозки, транспорт) для них ключевой, именно он формирует основную ценность (добавочную стоимость) компании. И поэтому она не должна от него отказываться. Компания должна его максимально качественно контролировать и максимально эффективно развивать. Соответственно и затраты на транспортное направление являются одной из ключевых статей затрат в бюджете компании.
С другой стороны есть огромное количество предприятий, которые также испытывают потребность в транспортном обеспечении. Большинству организаций в своей деятельности необходимо находить решение следующих задач:
То есть без автомобиля предприятию не обойтись, но организация собственного транспортного отдела является далеко не самым эффективным решением. Но в любом случае в компании кто-то должен заниматься: закупкой автомобилей, регистрацией в ГАИ, страхованием, обеспечением своевременного технического обслуживания автомобилей, организацией ремонтных работ в случае ДТП, организацией хранения автомобилей, выпуском на линию, контролем использования и расхода ГСМ, подбором и содержанием водителей, а также разработкой и соблюдением нормативной документации и бухгалтерским сопровождением (путевые листа, списание ГСМ, учет отпусков и так далее).
Именно для таких компаний наиболее целесообразным решением будет отдать решение транспортных вопросов на аутсорсинг. Тем более, что сейчас компании, специализирующиеся на этом, предлагают различные варианты решения транспортных задач, не ограничивая клиента в выборе услуг и разрабатывая индивидуальные предложения.
Существующие варианты транспортного обслуживания
Следует выделить три основных вариантов:
Такси, в принципе, тоже можно отнести к аутсорсингу. И иногда, если компании требуется минимальное количество поездок, использование такси будет целесообразным. Но в отличие от комплексного транспортного обслуживания такси будет дороже. Предоставление автомобиля на длительный срок, позволяет снизить стоимость аренды до 50%.
В чем же основные недостатки и преимущества двух оставшихся вариантов?
Если предприятие принимает решение об организации собственного автопарка, ему придется столкнуться со следующими трудностями:
Комплексное транспортное обеспечение на условиях аренды автомобилей с услугами по их управлению и технической эксплуатации позволяет решить эти проблемы и имеет дополнительные преимущества:
Давайте рассмотрим вариант транспортного обслуживания на примере средней компании, в штате которой есть генеральный директор, его заместители, руководители среднего звена, торговые представители и сервисная служба.
Генеральному директору понадобится автомобиль представительского класса с двумя персональными водителями. При этом график работы у таких водителей, как правило, ненормированный. Замам понадобятся тоже представительские автомобили более низкого класса и, скорее всего, с одним водителем. Руководителей среднего звена компании придется обеспечить автомобилями среднего класса, торговых представителей — эконом-класса, и сервисную службу — грузопассажирскими автомобилями.
Таким образом, компании придется не только понести значительные единовременные расходы на закупку автомобилей и укомплектовать службу эксплуатации (руководитель службы эксплуатации, механик, экономист, медицинская сестра, водителей). Кроме того, компания помимо зарплаты сотрудников данной службы будет нести ежемесячные расходы по регистрации автомобилей, страхованию, техническому обслуживанию и ремонту, заправке ГСМ, оплате налогов (транспортного и налога на имущества) и так далее.
В то же время предприятие может отказаться от всего этого, предав решение транспортных задач на аутсорсинг. Так, например, заключив трехлетний контракт по транспортному обслуживанию, автомобиль представительского класса с водителями для генерального директора будет обходиться около 300 тысяч в месяц, для его замов — 150-200. При этом у предприятия не возникнет больше никаких дополнительных расходов, так как транспортная компания самостоятельно будет оплачивать зарплату сотрудникам, налоги, заправку ГСМ, стоянку, мойку и тому подобное. Аренда автомобилей без водителя для остальных сотрудников обойдется от 30 до 80 тысяч рублей в зависимости от класса автомобилей и набора услуг. Конечно, в данном случае мы оперируем примерными цифрами. Но не стоит забывать, что транспортная компания занимается профессионально транспортным бизнесом, а значит за счет экономии от масштаба, более эффективной системы управления транспортом, низких закупочных цен транспортный аутсорсинг зачастую может быть не только удобнее, но и эффективнее содержания собственного автопарка.
Если у вас планируется небольшой автопарк (до тридцати автомобилей), то вам даже не придется нанимать флит-менеджера, потому что с транспортной компанией сможет работать любой сотрудник бухгалтерии. Его задачей будет: отправить заявку на новый автомобиль, согласовать условия по аренде, заключить договор и ежемесячно следить за оплатой счетов. При более крупном автопарке (от ста автомобилей) целесообразно выделить отдельную штатную единицу, так как в этом случае гораздо чаще приходится менять автомобили, заказывать дополнительные, в том числе, и на короткий срок, менять сотрудников, закрепленных за автомобилем и так далее. Флит-менеджер, как и его компания, тоже получит дополнительные преимущества при транспортном аутсорсинге, так как теперь ему придется работать с одной компанией, координировать и контролировать действия одного человека, а не нескольких в разных компаниях, как ранее.
В заключении следует отметить, что транспортный аутсорсинг не является панацеей. Необходимо, рассматривать каждый конкретный случай в отдельности. В каком-то случае, может быть эффективно закупать собственный автопарк, в другом случае воспользоваться финансовым лизингом или кредитом, в третьем обычным такси. Но многие компании за рубежом уже давно делают свой выбор в пользу оперативного лизинга (транспортного аутсорсинга). И открывая представительства в России, тоже пользуются услугами транспортных компаний. Но в то же время и многие российские предприятия начинают понимать преимущества этого продукта и передают непрофильное направление профессионалам.