Аутсорсинг бухгалтерских услуг что это такое
Бухгалтерское обслуживание на аутсорсинге
Экономия без финансиста. Нужно ли отдавать ведение бухгалтерии фирмы на аутсорсинг
Рано или поздно любой компании приходится решать проблему оптимизации собственных расходов. Сокращения издержек каждая фирма добивается по-разному, в зависимости от профиля. Однако есть общий для всех вариант экономии: отдать выполнение части рабочих функций сторонней организации — на аутсорсинг.
Все более популярной становится не только практика передачи простых курьерских или логистических работ на откуп специализированным компаниям, но и привлечение суперпрофессионалов, например, для бухгалтерского обслуживания. Многие компании предпочитают отдавать этот процесс на аутсорсинг, потому что зачастую это дешевле, чем держать своих бухгалтеров. Не нужно заботиться о размещении сотрудников, оборудовании их рабочих мест, к тому же можно сэкономить на зарплатных налогах. При этом качество работы не страдает, агентства даже утверждают, что квалификация их сотрудников превышает уровень подготовки специалистов, которых могут себе позволить компании малого бизнеса. В любом случае бухгалтерская компания обязуется в полном объеме возместить клиенту убытки, связанные с взысканием государственными органами санкций (штрафов, пеней), причиной начислений которых явилось недобросовестное исполнение обязанностей по заключенному договору. А вот накажут ли проштрафившегося собственного бухгалтера фирмы — зависит от решения вышестоящего руководства.
Стоимость услуг бухгалтерского обслуживания
Стандартный набор бухгалтерских услуг, предоставляемых агентствами, включает в себя постановку бухгалтерского учета или его восстановление, ведение учета, персонифицированный учет (система учета сведений о страховой и накопительной частях пенсий), учет кадров и зарплаты. При этом тарифы на обслуживание определяются количеством необходимых хозяйственных операций. Стоимость услуг зависит также от схемы налогообложения, степени автоматизации учета, количества сотрудников компании, наличия филиалов и рода деятельности. Например, стоимость нулевой отчетности у разных компаний варьируется от 1,5 тысячи до 3 тысяч за квартал. Поэтому реальную выгоду от передачи бухгалтерских функций на аутсорсинг следует тщательно просчитать, прежде чем заключать договор на бухгалтерское обслуживание. Поскольку небольшая компания, в которой трудится десяток человек, занимающихся одним видом деятельности, может обойтись и самостоятельным бухучетом, который несложно вести с помощью специальных программ.
Нужен бухгалтер?
Если вы не хотите разбираться в проводках, бухгалтерских справках, балансе и отчетности, наши бухгалтеры возьмут эту работу на себя.
Выбор обслуживающей компании
При выборе компании на бухгалтерское обслуживание одним из главных критериев оценки должна являться благонадежность. Неблагонадежная компания может принести множество проблем, от ошибки в документах или несоблюдения сроков, указанных в договоре на бухгалтерское обслуживание, вплоть до раскрытия конфиденциальной информации. Поэтому следует убедиться в том, что компании можно доверять, еще до обращения в нее. Этот параметр можно оценить по рекомендациям клиентов, членству фирмы в профессиональных сообществах (таких, например, как Палата налоговых консультантов) и наличию сертификаций. О надежности компании также можно судить по ее возрасту: высокое качество услуг обеспечивает компании долгую жизнь. Сфера начала развиваться в начале 2000-х годов, именно тогда были основаны многие компании, сейчас считающиеся передовиками в своей деятельности.
Договор на бухгалтерское обслуживание
Прайс-листы также многое могут сказать о бухгалтерской компании. Иногда более дорогое на первый взгляд предложение уже включает в себя важные услуги, которые у компаний с более низкими тарифами проходят за дополнительную плату. Например, отдельно в некоторых компаниях оплачиваются такие «мелочи», как представление клиенту документации курьером или представительство бухгалтера. Поэтому при заключении договора на бухгалтерское обслуживание с конторой, которая будет знать всю финансовую подноготную компании, стоит внимательно изучить все условия заключения сделки, чтобы видимая экономия не привела к разорению.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Бухгалтерский аутсорсинг или штатный специалист: что лучше и дешевле?
Первый вопрос, который возникает у предпринимателя сразу же после регистрации компании: как вести учет — самому, взять бухгалтера в штат или воспользоваться бухгалтерским аутсорсингом? Выбор наиболее выгодного и удобного варианта зависит от множества факторов, которые следует учесть на начальном этапе.
Каждый вариант — самостоятельное ведение учета, штатный бухгалтер и бухгалтерский аутсорсинг — имеет как плюсы, так и минусы. Но минусы, как правило, возникают только в одном случае — когда ваши ожидания не совпадают с результатом, который вы хотите получить. Чтобы такой ситуации не возникало, стоит разобраться в особенностях каждого варианта.
Сразу стоит отметить, что маленьким фирмам бухгалтерскую работу можно отдавать на аутсорс. Что касается среднего бизнеса и крупного, то без отдельно выделенного человека им не обойтись. Если у небольшой компании в среднем 300 операций проходит в месяц, то в крупной столько операций проходит в день. Поэтому им нужен человек, который будет держать руку на пульсе и решать проблемы здесь и сейчас.
Сам себе бухгалтер
Обычно такую роль выбирают себе предприниматели со статусом ИП. Они понимают, что обороты у их бизнеса будут небольшие, и хорошо оценивают свои возможности. Например, ИП на УСН 6% без работников заниматься учетом несложно: информация об уплате налога и сдаче отчетности есть на всех специализированных сайтах, в том числе на официальном сайте ФНС.
В целом у небольших предпринимателей есть три возможности, как заниматься бухгалтерией самостоятельности, без помощи отдельного специалиста:
1. Воспользоваться бухгалтерским сервисом
Подобные онлайн-сервисы специально создавались для людей, которые не разбираются в бухгалтерии. Электронные бухгалтеры готовят отчетность, считают налоги и помогают с выставлением счетов и других необходимых документов. Сейчас на рынке их достаточно много. Внимательно изучайте возможности каждого, чтобы сделать правильный выбор.
Поможем справиться с любой бухгалтерской рутиной в несколько кликов
2. Выбрать бухгалтерское сопровождение от банка
Ведение бухгалтерии сейчас берет на себя множество банков, но при условии, что вы откроете у них счет. Обратите внимание на Эльба.Банк с предложением «Банк + бухгалтерия за 0 рублей в месяц». В зависимости от потребностей бизнеса разработано несколько тарифных планов с различными опциями.
3. Вести расчеты вручную
Олдскульный вариант в виде расчетов в Excel и на калькуляторе подходит тем, кто хорошо разбирается в механизме подсчета налогов, готов отслеживать сроки сдачи отчетности и не боится ошибиться при заполнении декларации. В отличие от ведения бухгалтерии онлайн, которое подразумевает в том числе напоминания о сроках сдачи отчетности и различные подсказки, в этом случае вам придется надеяться только на свою память.
В поисках бухгалтера
Многие предприниматели вообще не хотят работать с цифрами и браться за расчеты. Кроме того, некоторые из них изначально рассчитывают на большие обороты и планируют нанимать много сотрудников. В их случае лучше сразу привлечь к работе бухгалтера, который поддержит это развитие и будет разбираться в тонкостях бизнеса и отслеживать законодательные изменения, связанные с системами налогообложения.
Таким предпринимателям неважно, сколько стоит делегирование бухгалтерской функции, главное для них — самим не заниматься бухгалтерией. Закрыть эту потребность они могут двумя способами:
Как нанять бухгалтера
Искать бухгалтера — это примерно то же самое, что выбирать ноутбук. Обычно ориентируешься на несколько внешних параметров, не особо погружаясь в детали. Если не особо разбираешься во внутренних процессах, то выберешь скорее самый дешевый вариант. Но такой подход неверный.
Некоторые домысливают те параметры, которые хотят увидеть в специалисте. Например, предприниматели могут обращать внимание на возраст человека: немолодой — значит опытный или молодой — значит прогрессивный.
Тем не менее есть перечень основных обязанностей бухгалтера, которые могут варьироваться в зависимости от специфики бизнеса.
Иногда компании проще привлечь удаленного сотрудника. Но здесь возникает сложность в выборе специалиста, особенно если цены, казалось бы, за одну и ту же услугу заметно разнятся. Когда на рынке несколько бухгалтеров предлагают ведение учета за разную цену, важно в каждом отдельном случае уточнять, что именно входит в услугу.
О чем нужно договориться с удаленным бухгалтером на начальном этапе
Об объеме работы
Важно обговорить, что он будет делать, какие операции осуществлять. Будет ли он в случае возникновения каких-либо проблем общаться с налоговой? Понесет ли ответственность за свою работу? Или вам нужен бухгалтер, который будет помогать только консультациями?
Ошибка предпринимателей № 1
Зачастую предприниматели не обговаривают объем услуг, который собираются спрашивать с бухгалтера. Не все заключают соответствующий договор, чтобы зафиксировать обязанности и ответственность исполнителя и заказчика. Для этого достаточно использовать даже шаблонный договор о бухгалтерских услугах. Даже переписка буде имеет юридическое значение в случае возникновения проблем.
О порядке ведения учета
Поинтересуйтесь у бухгалтера, где будет вестись учет? Будет ли у вас доступ к учетной системе? Передаст ли бухгалтер базу клиенту или оставит себе?
Ошибка предпринимателей № 2
Делегируя ведение бухгалтерского учета, некоторые предприниматели никогда не видят и не знают, как ведутся дела, какая отчетность сдается. Еще реже они задумываются о том, что будет в случае расторжения договора с бухгалтером.
О бухгалтерских ИТ-программах
В каком сервисе будет работать бухгалтер? Сможете ли вы контролировать его работу? Как вы будете передавать первичные документы?
Ошибка предпринимателей № 3
Предприниматель не сразу может сообразить, что для контроля удаленного бухгалтера ему нужно работать с ним в одном бухгалтерском сервисе. Кроме того, он может забыть заранее обговорить удобный формат передачи первичных документов — проще всего делать это через бухгалтерский сервис с электронным документооборотом.
Порядочный бухгалтер всегда на начальном этапе сотрудничества предупредит, что и как правильно делать с точки зрения законодательства. Поэтому важно, чтобы предприниматель доверял своему бухгалтеру и рассказывал ему о своих планах. Например, если вы планируете выдавать заработную плату, то бухгалтер должен объяснить, что сначала необходимо оформить трудовой договор и подготовить соответствующие документы. Он посчитает, столько будет уходить на страховые взносы и в какие сроки нужно их уплачивать. Наконец, он предупредит об ответственности за задержку зарплаты.
Ищете бухгалтера? Найдем специалиста под специфику бизнеса и бюджет.
Есть такая поговорка: хороший бухгалтер стоит дорого, а плохой еще дороже. Она как раз о том, что ориентироваться только на цену при выборе специалиста не стоит. Возможно, опытный бухгалтер обойдется вам дороже, но зато вам не придется платить штрафы за его ошибки.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг
На начальных этапах развития бизнеса часто имеет смысл обратиться в фирму, которая предоставляет бухгалтерские услуги на аутсорсе. Поскольку у малого бизнеса небольшие обороты, бухгалтер может подключаться к работе раз в неделю или даже раз в месяц. Ему не нужно вовлекаться в процесс с утра до вечера каждый день, поэтому вариант с аутсорсингом в этом случае подходит лучше всего.
Однако стоит сразу учесть специфику бухгалтерского аутсорсинга:
В документе ведомство напоминает о том, что нормы Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязывают бухгалтеров информировать компетентные органы о подозрительных сделках своих клиентов. Сведения нужно передавать на сайте Росфинмониторинга после регистрации личного кабинета.
Таким образом, Росфинмониторинг обязывает аутсорсинговые фирмы контролировать всех клиентов, доступ к данным которых они имеют. Если они заподозрят, что их клиент причастен к экстремистской деятельности или терроризму или отмывает доходы, то они должны об этом сообщить в Росфинмониторинг, не уведомляя клиента.
Информационное сообщение наделало много шума. Оказалось, что далеко не все аутсорсинговые компании рады такому нововведению. В большинстве своем они и раньше отказывались работать с фирмами, которые ведут отмывочную деятельность, потому что беспокоятся о своей репутации.
Штатный бухгалтер, в отличие от аутсорсинговой фирмы не обязан регистрироваться на сайте Росфинмониторинга и передавать какую-либо информацию.
Аутсорсинговая компания, как правило, стоит намного меньше, чем трудоустройство бухгалтера в штат. Но штатный бухгалтер, в отличие от аутсорсингой фирмы — это всецело ваш человек, которого можно нагрузить дополнительными функциями.
Большие организации иногда совмещают два формата: штатный бухгалтер + аутсорсинговая бухгалтерия. Им нужен профессионал, который может дать оценку деятельности штатного бухгалтера, с этой целью они покупают на аутсорсе функцию главного бухгалтера. Таким образом, все механические операции (получение документов, внесение этих документов в систему и др.) делает штатный бухгалтер, а сведением информации и проверкой занимается главный бухгалтер на аутсорсе.
Такой подход позволяет компании экономить. Бухгалтер в штате получает хорошую зарплату, а за дополнительную услугу главбуха компания платит порядка 15 000 руб. в месяц. Если бы компания брала на эту должность отдельного человека, то затраты были бы гораздо больше. Передавая на аутсорс только эту важную часть работы, компания в итоге получает не только главбуха, но и юридическую ответственность за его работу.
Татьяна Евдокимова, ведущий эксперт, Контур.Бухгалтерия
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг: на что обратить внимание
Больше половины российских компаний уже воспользовались аутсорсингом бухгалтерских услуг. Можно ли его применять, если у компании есть штатные бухгалтеры, какие существуют виды бухгалтерского аутсорсинга и сколько это стоит, рассмотрим в статье.
Предприниматели и руководители компаний вынуждены решать задачи, не связанные напрямую с развитием бизнеса. В частности, сдают отчётность и ведут учёт. Крупные компании для этих целей нанимают в штат специалистов. У малого и среднего бизнеса не всегда есть такая возможность, так как это экономически нецелесообразно. В этом случае оптимальным решением будет использование аутсорсинга бухгалтерских услуг, позволяющее сэкономить более 30 % расходов, по сравнению с использованием услуг штатного бухгалтера. Эта услуга удобна и тем, что в случае больничного или увольнения бухгалтера руководителю не придётся нанимать нового специалиста. Благодаря демократичной стоимости бухгалтерский аутсорсинг в Москве доступен любой компании или ИП.
Что такое бухгалтерский аутсорсинг?
Перевод бухгалтерского учёта на аутсорсинг предполагает передачу бухгалтерских задач организации сторонней компании. Это помогает оптимизировать бизнес-процессы и сконцентрироваться на основной деятельности, снизить финансовые риски и затраты компании и не тратить время на подготовку отчётности и расчёт зарплаты.
По статистике 92 % представителей малого и среднего бизнеса в США передают бухгалтерию на аутсорсинг. Подобным образом поступают и в Европе: бухгалтерию на аутсорсинг передают 86 % коммерческих организаций, за исключением крупных учреждений, доходы которых позволяют организовать собственную бухгалтерию. В России этот показатель приближается к 60 %.
С бухгалтерским учётом сталкиваются практически все компании, но у этого процесса, в зависимости от сферы деятельности, возникает целый ряд нюансов. В компаниях, которые специализируются на оказании бухгалтерских услуг, работают специалисты разного профиля. Они отслеживают все изменения в законодательстве и корректируют свою деятельность.
Перевод бухгалтерии на аутсорсинг экономит средства на содержание персонала. Так, для работы хотя бы одного бухгалтера необходимо оборудовать ему рабочее место с ПК, телефоном и оргтехникой, а также обеспечить его бухгалтерскими программами, которые необходимо периодически обновлять. На аутсорсинге у специалиста уже есть всё необходимое. Кроме того, аутсорсинг избавит компанию от необходимости платить налоги и взносы за сотрудника. При использовании аутсорсинга бухгалтерских услуг компания не должна платить что-то сверх того, о чём говорится в договоре, а затраты на бухгалтерские услуги в учёте можно списать в расходы.
Особенности бухгалтерского аутсорсинга
Предоставление услуги бухгалтерского аутсорсинга предполагает соблюдение конфиденциальности между заказчиком и исполнителем. Для этого заключается отдельное соглашение о хранении сведений компании заказчика, в котором стороны оговаривают все нюансы взаимодействия.
Каким бывает бухгалтерский аутсорсинг?
Условно выделим три вида.
Это самая простая разновидность аутсорсинга. Она используется, если руководитель планирует контролировать деятельность бухгалтерии или если учёт и аудит обладают определённой спецификой. К примеру, это сделки с иностранными организациями. Кроме того, периодические консультации с экспертами полезны для любой компании. Они позволяют отследить последние изменения и разобраться в их применении на практике.
В этом случае внешним специалистам-аутсорсерам передают часть функций бухгалтерии. К примеру, сторонняя компания может вести расчёт зарплаты, составление отчётности и представление деклараций в ИФНС. Штатные специалисты компании при этом продолжают выполнять остальные бухгалтерские функции. Этот вид аутсорсинга позволяет руководству освободить сотрудников бухгалтерии от рутинной работы. Также к нему обращаются, когда планируется сокращение персонала.
При выборе этого вида штатные бухгалтеры не нанимаются, а все бухгалтерские задачи передаются сторонней организации. В нашей компании полный аутсорсинг оказывается по тарифу 1С:Бухобслуживания «Комплексный сервис».
Выбор вида аутсорсинга зависит от специфики работы компании. Чаще всего используется третий способ, однако при выборе следует ориентироваться на потребности и финансовые возможности компании.
Когда необходим аутсорсинг?
Бухгалтерское сопровождение (услуги аутсорсинга) необходимо при становлении бизнеса. В самом начале деятельности нанимать бухгалтера в штат нецелесообразно. Для развития необходима сильная бухгалтерская база, которую со временем нужно будет укреплять и совершенствовать.
Также аутсорсингом могут воспользоваться компании, которые не нуждаются в постоянном присутствии бухгалтера. Иногда аутсорсингом пользуются и те, кому нужны ежедневные услуги — даже в этом случае аутсорсинг обойдётся дешевле полноценного штата бухгалтеров.
К аутсорсингу прибегают также:
Аутсорсинг бухгалтерии поможет сэкономить время и позволит наилучшим образом взаимодействовать с налоговыми органами и вести учёт удалённо.
Как перейти на аутсорсинг?
Переход на бухгалтерское сопровождение подразумевает несколько шагов:
1) анализ положения дел в организации, оценка целесообразности аутсорсинга;
2) принятие окончательного решения на основе анализа разницы оплаты труда штатного бухгалтера и услуг аутсорсинга;
3) выбор компании, которая сможет качественно оказать услуги бухгалтерского аутсорсинга. Компания «Что делать Консалт» предоставляет услуги аутсорсинга бухгалтерии и является партнёром сети 1С:Бухобслуживание в Москве, что подтверждают высокое качество и низкие цены;
4) подписание контракта. В нём необходимо отразить список всех услуг и особенности представления отчётности, распределение ответственности и условия расторжения. Законодательством не регламентируется срок, в течение которого предоставляется организация бухгалтерского учёта. То есть договор можно заключить на любой желаемый срок и при необходимости его продлить.
5) переход на новый формат работы. Расходы на услуги компании входят в список управленческих затрат. Если в определённый период бухгалтерию не вели, аутсорсинговая компания может восстановить учёт. При этом важно заранее отразить в договоре сведения о выполнении процедуры.
6) передача аутсорсеру всей бухгалтерской документации: договоров купли-продажи, поставок, документов на покупку основных средств, приказов и других бумаг.
7) начало работ и получение отчётов о выполненных работах.
При передаче бухгалтерии на аутсорсинг необходимо сочетать доверие и контроль: финансовая отчётность компании передаётся третьим лицам, и доверие должно чётко оговариваться в договоре. В частности, фиксируются особенности представления отчётности заказчику. Он вправе быть в курсе всех операций, которые выполняются с его документацией.
Ответственность при ведении бухгалтерского учёта также разграничивается: заказчик обязуется своевременно и в надлежащем виде предъявлять необходимые документы, а исполнитель гарантирует выполнение работ в срок.
Цены на ведение бухгалтерского учёта могут различаться, поэтому рассчитываются индивидуально. На формирование стоимости влияют:
*Хозяйственная операция — это факт хоздеятельности клиента: сделка, событие или операция.
К хозяйственным операциям относят:
Минимальная цена на аутсорсинг бухгалтерских услуг компании «Что делать Консалт» — 2 126 рублей. Точная цена устанавливается в начале сотрудничества и отражается в договоре. Примерная стоимость услуг рассчитывается на предварительной консультации. Чтобы упростить работу своей компании, закажите ведение бухгалтерского учёта в «Что делать Консалт». Если у вас остались вопросы по статье, задайте их нашим специалистам по телефону 8 (499) 956-21-70 или напишите в онлайн-чат.
Вся правда про бухгалтерский аутсорсинг
TAlexey / Depositphotos.com |
Бухгалтерия – это не то, о чем руководству компании хочется думать, и на что бизнес с удовольствием тратит время и деньги.
Об аутсорсинге бухгалтерии чаще всего задумываются в следующих случаях.
Во-первых, если возникает явная проблема:
Первый порыв директора – искать другого главбуха – сменяется трезвыми рассуждениями: а будет ли новый человек лучше, чем предыдущий? Не пора ли что-то менять кардинально: впредь не зависеть от конкретного бухгалтера, от его знаний и настроений и вообще не решать кадровые и организационные вопросы, связанные с учетом? Так возникает альтернатива – довериться проверенной бухгалтерской компании.
Во-вторых, о передаче бухгалтерии на аутсорсинг начинают задумываться, когда приходит понимание, что твой бухгалтер бизнесу не товарищ:
В общем, бухгалтерская функция понимается узко: рассчитать налоги, зарплату, сдать государству отчетность.
Довольно быстро руководство компании понимает, что чем искать сферического коня в вакууме (универсального специалиста, который одинаково хорошо разбирается в налоговых, юридических, IT-вопросах, при этом инициативен, предприимчив и ориентирован на полезный для бизнеса результат), быстрее и проще нанять бухгалтерскую фирму, обладающую разносторонней экспертной практикой и соответствующими ресурсами.
В-третьих, бухгалтерский аутсорсинг часто рассматривают, когда перед компанией стоит задача снизить текущие расходы на бухгалтерию. Со стороны многим кажется, что услуги бухфирмы всегда дешевле, чем содержание штатной бухслужбы (действительно ли это так – рассмотрим ниже).
К тому же, передача бухгалтерии на аутсорсинг дает возможность бесплатно (или почти бесплатно) получить доступ к технологиям, внедрение которых бизнес скорее всего не потянет ни по деньгам, ни по ресурсам.
Ну и еще один распространенный случай, когда бухгалтерский аутсорсинг – хорошее решение, это когда в компании несколько учредителей или наемный менеджмент и нужно сохранить независимость бухгалтерской службы, исключить возможность сговора с бухгалтерией, обеспечить всем заинтересованным лицам равноправный доступ к финансовой информации.
Что такое бухгалтерский аутсорсинг
Если вы раньше не сталкивались с аутсорсингом бухгалтерии, неизбежно возникают вопросы:
Давайте вместе разбираться.
Отдать бухгалтерию на аутсорсинг – это значит полностью или частично передать учетную функцию профессиональной компании. В этом смысле аутсорсинг бухгалтерских услуг ничем не отличается от других видов аутсорсинга: хоть клининга, хоть подбора персонала.
Каким ООО подойдет удаленная бухгалтерия?
Легче ответить от обратного – кому аутсорсинг бухгалтерии точно не подойдет.
Передайте бухгалтерию на аутсорсинг и освободите время для действительно важных задач
Да, есть компании, которым бухгалтерский аутсорсинг противопоказан.
В первую очередь, это касается руководителей, склонных к микроменеджменту и гиперконтролю, которые к тому же не готовы формализовать рабочие отношения: распоряжения им легче давать устно, глядя сотруднику в глаза, поэтому тот должен находиться в шаговой доступности и чуть не круглосуточно на связи; ведь задачи нередко возникают спонтанно, в формате «нужно сделать вчера».
Во вторую очередь, бухгалтерский аутсорсинг не подходит компаниям с очень специфическими (и даже – экзотическими) требованиями к учету.
Бухгалтерская компания – это, в хорошем смысле слова, конвейер: учетные и бизнес-процессы грамотно спроектированы, отлажены, во многом автоматизированы, люди обучены стандартам, работают по четким регламентам. Любое отклонение от «нормы» невыгодно, поскольку это – отвлечение ресурсов и переход на индивидуальное ручное управление.
При выборе бухгалтерской компании поинтересуйтесь, под каких именно клиентов заточены ее процессы. Аутсорсинг бухгалтерского учета для ООО – слишком общая формулировка. Кто-то специализируется на обслуживании «упрощенцев», кто-то умеет обслуживать иностранные «дочки» и представительства, а кто-то стандартизировал свои учетные процессы под крупные компании со сложным учетом.
Виды аутсорсинга бухгалтерских услуг
Бухгалтерский аутсорсинг возможен в разных комбинациях. Чем крупнее бухгалтерская компания, тем больше вариантов вам могут предложить.
Перечень бухгалтерских услуг не ограничивается ведением налогового и бухгалтерского учета. Это может быть и функция главного бухгалтера (выполнение только самых ответственных, сложных задач), и ведение конкретных участков (например, расчет зарплаты или авансовые отчеты).
Кроме того, это могут быть и услуги, не относящиеся напрямую к бухгалтерии (ведение кадров, юридическая поддержка, оптимизация налогов, помощь в смене учетной системы).
Однако самый распространенный вариант – комплексный аутсорсинг, когда бухгалтерский функционал передают на аутсорсинг целиком.
Какой вид бухгалтерского аутсорсинга выбрать, зависит от финансовых возможностей и специфики деятельности конкретной компании.
Бухгалтерский аутсорсинг в варианте «все включено» – это полноценная замена штатному главбуху и даже целой бухгалтерской службе.
Он включает в себя ведение налогового и бухгалтерского учета, расчет зарплаты, формирование и сбор первичных документов, подготовку платежек в клиент-банке, сдачу всех видов отчетности.
Кроме того, бухгалтерские фирмы готовы предложить и смежные услуги:
В отличие от комплексного бухгалтерского аутсорсинга, заказчиками которого обычно являются генеральный или финансовый директор, инициатором выборочного аутсорсинга бухгалтерии чаще всего становится главный бухгалтер.
Главбухи делегируют часть своих функций проверенным фирмам по следующим причинам:
В любой бухгалтерии есть участки, ведение которых отнимает много времени и сил, но не требует знаний на уровне главбуха. Поэтому бухгалтерское сопровождение на аутсорсинге – хороший вариант.
Кстати, уже сегодня важной строчкой в резюме главбуха является умение использовать ресурсы технологичных бухгалтерских компаний для повышения эффективности учетных процессов.
Самые популярные участки, которые передают на выборочный аутсорсинг:
Ведение учета от лица главного бухгалтера
Бывает и обратная ситуация, когда бухгалтерский аутсорсинг нужен не для того, чтобы закрыть какой-то участок под руководством штатного главбуха, а наоборот – чтобы оставить в штате простые учетные функции, передав на аутсорсинг управление бухгалтерией.
Главный бухгалтер на аутсорсинге – одна из наиболее востребованных услуг у компаний малого бизнеса, особенно, если компания активно растет, имеет сложный учет, но не может пока конкурировать за высококвалифицированные кадры.
Стандартные проблемы штатной бухгалтерии:
Главбух на аутсорсинге – это не только квалифицированное управление учетными процессами, но и детальная формализация работы, что позволяет избежать ошибок по вине человеческого
Управлять сотрудниками в штате, когда детально прописаны инструкции, люди работают в единой автоматизированной среде, предоставляемой провайдером, вполне можно и удаленно.
Как работает главный бухгалтер на аутсорсинге
Бухгалтерский аутсорсинг возможен в разных комбинациях не только в смысле перечня услуг, но и в организации работы бухгалтеров.
Если в маленьких бухфирмах главбух в одном лице выполняет все виды работ, то в крупных бухгалтерских компаниях существует разделение труда, что дает массу преимуществ: за каждый участок отвечает профильный специалист, имеющий не только актуальные знания и релевантный опыт, но и достаточно ресурсов, чтобы сделать работу вовремя и хорошо. Ничто не ускользает от внимания, функции не дублируются. Такой конвейерный подход обеспечивает стабильное качество на всех этапах, еще и сильно удешевляя стоимость услуги (поскольку менее квалифицированная работа не делается силами дорогостоящих главбухов).
Когда речи идет об аутсорсинге, ведении бухгалтерского учета – это не всегда означает, что команда бухгалтеров работает удаленно. Разделение труда позволяет так смоделировать процесс бухгалтерского обслуживания, что часть сотрудников работает в офисе клиента, но по стандартам бухфирмы, под ее управлением. Это актуально, например, в части обработки «первички», когда проще посадить человека в офисе, дав ему удаленный доступ в бухгалтерскую базу, чем передавать в бухфирму массивы необработанных документов.
Одной из важнейших составляющих бухгалтерского аутсорсинга является всесторонняя экспертная поддержка бизнеса. Бухгалтерский учет, налоги, валютный контроль, трудовое право – запросы бизнеса разнообразны (никогда не знаешь, с чем компания столкнется завтра).
И хотя почти все бухгалтерские компании заявляют об экспертной поддержке, как неотъемлемой части обслуживания, на практике это требует избытка экспертного ресурса и разностороннего опыта, поэтому оказывать ее умеют немногие. На самом деле уже при первом личном знакомстве, еще до заключения Договора, вы многое поймете. Если даже на первой встрече эксперты занимают активную позицию (думают, чем помочь, что улучшить в вашей текущей ситуации, стараются ответить на вопросы) – это хороший признак.
На переговорах задайте вопрос бухгалтерской компании, как у нее поставлен процесс информирования клиентов о важных изменениях в законодательстве, влияющих на их бизнес. А еще лучше – запросите пример рассылки или информационных материалов (если это не просто перепечатка новостей из СМИ, а информация подается с оцифровкой налоговых и бизнес-рисков, с экспертными выводами, с предложением каких-то решений – можете смело нанимать такую бухфирму).
Кстати, поинтересуйтесь, не имеет ли провайдер бухгалтерских услуг ограничений в объеме экспертной поддержки.
Устные консультации (обычно к ним относятся вопросы, которые не требуют серьезной подготовки) не должны быть лимитированы по количеству в месяц (в шутках или часах), а письменные консультации должны иметь разумную стоимость. Проверяйте это на берегу.
Как устроен аутсорсинг бухгалтерских услуг
Кто подписывает отчетность при аутсорсинге?
Генеральные директора рассматривают бухгалтерский аутсорсинг, как способ снять с себя ответственность за ведение учета. Считается, что, если налоговую отчетность подписывает по доверенности генеральный директор бухфирмы, клиент уже ни за что не отвечает. На самом деле это иллюзия. За ведение учета всегда отвечает генеральный директор юридического лица.
Другое дело, что с бухфирмы можно стребовать возмещение материального ущерба. И в этом смысле аутсорсинг бухгалтерии действительно имеет преимущества перед штатным бухгалтером.
Как же подписывается отчетность? Чаще всего бухфирма оформляет на клиента электронно-цифровую подпись, и все делается удаленно.
Кто несет ответственность за ведение бухгалтерии на аутсорсинге?
Скажем еще раз: кто бы не вел налоговый и бухгалтерский учет – штатный бухгалтер, фрилансер или бухгалтерская компания – ответственность за качество учета всегда лежит на генеральном директоре юридического лица.
Правда, отличие между бухгалтерской компанией и штатным бухгалтером все-таки есть.
Взыскать материальный ущерб со штатного, а уж тем более, с приходящего бухгалтера, невозможно: ваши претензии будут рассматриваться в рамках лояльного к наемным сотрудникам Трудового кодекса РФ. Единственный способ привлечь штатного бухгалтера к ответственности – заключить с ним кабальный трудовой договор, на что он вряд ли пойдет.
А вот с бухгалтерской компанией отношения закрепляются юридическим договором, значит, привлечь ее к ответственности можно в рамках Гражданского кодекса.
Кроме того, любая уважающая себя бухгалтерская компания страхует свою профессиональную ответственность на серьезные суммы. И в этом несомненное преимущество аутсорсинга бухгалтерии перед штатным бухгалтером.
Аутсорсинг или штатный бухгалтер: что лучше?
На этот вопрос каждый руководитель отвечает для себя сам.
Кому-то важно все держать в своих руках. А кто-то хочет сменить статус руководителя на статус клиента:
Если раньше аутсорсинг бухгалтерии больше воспринимался как способ сокращения расходов, то теперь рассматривается как способ сохранить и усилить конкурентные преимущества, позволяя владельцам бизнеса сосредоточиться на том, что они делают лучше всего: на ведении бизнеса.
Плюсы и минусы аутсорсинга бухгалтерии
5 преимуществ удаленной бухгалтерии на аутсорсинге
Качество бухгалтерского аутсорсинга сильно зависит от того, какая именно компания оказывает бухгалтерские услуги. О том, как выбрать провайдера – поговорим ниже. А пока разберем преимущества удаленной бухгалтерии, если вас обслуживает крупная бухфирма (о небольших компаниях говорить сложно, им не хватает масштаба, чтобы перейти на иной организационный уровень, поэтому их стиль работы мало чем отличается от обычных фрилансеров).
Ведём бухгалтерский учёт без ошибок. Поможем минимизировать налоговые риски и избежать финансовых потерь
Итак, первое преимущество крупной бухфирмы – это действительно профессиональные сотрудники. В таких компаниях хорошо поставлена система подбора персонала (каждый специалист проходит многоуровневое письменное и устное тестирование), продумана система обучения.
Кроме того, квалифицированные специалисты и сами стремятся работать в аутсорсинге – это гарантирует им разноплановую интересную работу с возможностью профессионального и карьерного роста.
У генерального директора, который сам нанимает бухгалтера в штат, чаще всего нет бухгалтерского образования, поэтому он вынужден делать выбор, опираясь на косвенные признаки: рабочий стаж, рекомендации знакомых, личные ощущения. Иногда помогают профессиональные тесты, но и они не панацея.
Во-вторых, вы в принципе освобождаетесь от кадровых вопросов: бухфирма нанимает, адаптирует, обучает, контролирует своих сотрудников, а если нужно – то и заменяет: вы больше никак не зависите от конкретных людей.
В-третьих, вы можете не волноваться за качество учета: в крупных компаниях контролю качества уделяется самое пристальное внимание. Тем более, бухфирма отвечает за свои ошибки рублем.
В-четвертых, вы получаете не просто выходной результат в виде посчитанных налогов или сданной отчетности, но принципиально иной уровень организации учетных процессов, которого трудно достичь в штате (это дорого и трудоемко).
В-пятых, стоимость услуг коррелирует с выходным результатом. Вы понимаете, за что конкретно платите. И это не рабочее время бухгалтера с его больничными и отпусками.
Возможные риски при работе с удаленной бухгалтерией
Бухгалтерский аутсорсинг, несомненно, несет в себе риски, но только если вы работаете с мелкой бухгалтерской фирмой или с бухгалтером-фрилансером. В этом случае не стоит рассчитывать на стабильное качество, быструю замену бухгалтера (если ваш специалист заболеет, уйдет в отпуск или уволится), и на сохранность бухгалтерской базы, поскольку небольшие фирмы не могут содержать ИТ-специалистов, оплачивать серверное оборудование, осуществлять регулярное бэкопирование данных и пр.
2 важных момента в договоре на аутсорсинг бухгалтерских услуг
Обычно образец договора на бухгалтерский аутсорсинг носит общий характер. Как и любой подобный документ, он содержит предмет договора, стоимость услуг и порядок расчетов, срок действия, права и обязанности сторон, а также – их ответственность по договору.
На что имеет смысл обратить внимание.
Во-первых, на лимиты по ответственности, прописанные в договоре. Например, может быть указано, что срок ответственности бухгалтерской компании ограничивается одним годом, а возмещение ущерба возможно лишь в пределах стоимости обслуживания за последний квартал. Солидные компании несут перед клиентами расширенную ответственность, указывая в договоре, что материальный ущерб возмещается в полном объеме в течение трех лет с момента сдачи отчетности. Почему в течение именно такого срока? Потому что налоговые органы в рамках выездной проверки смотрят три предыдущих финансовых года.
Ответственность бухгалтера на аутсорсинге – это камень преткновения для многих клиентов. Поэтому помимо пункта в договоре неплохо бы удостовериться в наличии у бухфирмы действующего полиса страхования профессиональной ответственности.
Во-вторых, поскольку бухгалтерский аутсорсинг – услуга комплексная и довольно сложная, неотъемлемой частью Договора обычно являются Регламенты или Правила оказания услуги. По тому, насколько детально они проработаны, можно судить о надежности компании.
Как контролировать ведение бухгалтерского учета сторонней организацией
Бухгалтерский аутсорсинг видится многим, как некий «черный ящик»: что там и как происходит – не ясно. Однако солидные бухгалтерские компании серьезно озабочены тем, чтобы их взаимоотношения с клиентами были как можно более прозрачными.
Для этого, во-первых, клиентам предлагаются Личные кабинеты, дающие возможность отслеживать, что именно сейчас в работе, в какие сроки будет выполнена та или иная задача.
Во-вторых, предоставляется круглосуточный удаленный доступ в бухгалтерские базы.
В-третьих, нужно помнить, что бухгалтерская компания, которая не на словах, а на деле отвечает своими деньгами за качество (мы говорили об этом выше, в разделе про Договор) – сама заинтересована постоянно улучшать контрольные процедуры.
Поскольку содержать внутренних аудиторов довольно дорого, а человеческие ресурсы все равно ограничены, контрольные функции обычно автоматизируются (имеет смысл спросить у фирмы, которую вы потенциально рассматриваете, какие автоматизированные инструменты контроля у нее есть).
Цены на аутсорсинг бухгалтерии в Москве
Первое, что важно понимать – на рынке бухгалтерского аутсорсинга нет единого стандарта ценообразования. Прайс разных компаний формируются на основании разных (и не всегда очевидных) критериев, поэтому в лоб их невозможно и даже ошибочно сравнивать. Не выяснив принципы ценообразования той или иной бухгалтерской фирмы – можно по факту получить более высокий чек, чем заявлялось на старте.
Поэтому первое, что стоит выяснить – какой ключевой показатель лежит в основе стоимости бухгалтерского обслуживания? Показателей может быть несколько, но один из них точно является основным, принципиально меняющим стоимость. Это может быть:
Конечно, лучше выбирать компании, у которых ключевой критерий ценообразования прозрачен для клиента (например, объем фактически переданной в бухфирму «первички»)
Второй важный момент – за одинаковым названием услуг (например, «ведение налогового и бухгалтерского учета») стоит разное наполнение, поэтому всегда просите дать вам перечень: что входит в стоимость обслуживания, а что будет за дополнительную плату. Компании, которые на входе показывают низкий чек, обычно «добирают» свою выручку в процессе обслуживания.
Есть еще и третий момент. Если у вас развивающийся бизнес, то при расчете стоимости аутсорсинга бухгалтерии некорректно отталкиваться только от того, что есть сейчас. Опытные бухгалтеры всегда перед тем, как озвучить прайс, зададут уточняющие вопросы и только получив больше информации о вашем бизнесе, о ваших ожиданиях от бухгалтерии, смогут дать цену.
А если вы хотите с помощью аутсорсинга сократить текущие расходы на бухгалтерию, не нужно в лоб запрашивать прайс и сравнивать полученные цены на аутсорсинг с текущими затратами. Снижение расходов на бухгалтерию – это проект, к которому надо подходить совсем иначе.
Смена бухгалтерии /переход на аутсорсинг – это прекрасная возможность пересмотреть сложившуюся ситуацию с учетом (которая не факт, что является оптимальной для бизнеса).
Даже налоговый учет можно построить по-разному, не говоря уже об управленке.
Так как же грамотное подойти к пониманию стоимости бухгалтерского аутсорсинга?
Во-первых, внимательно следите за тем, какие вопросы вам задают на старте: чем больше и подробнее вас расспрашивают, тем точнее будет коммерческое предложение и тем меньше сюрпризов будет в процессе обслуживания.
Во-вторых, исходите из средней зарплаты специалистов, уровень которых подходит вашему бизнесу (бухгалтер, ведущий «упрощенку», имеет одну зарплату; главбух, знающий сложный учет, совсем другую). Получив стоимость бухгалтерского обслуживания от компании, примерно «прикиньте» сколько трудочасов в месяц или в квартал заложила на вас бухфирма. Это убережет вас от принятия опрометчивого решения в пользу «самого дешевого предложения». Ничего, кроме проблем, в последнем случае вы не получите.
Бухгалтерия на аутсорсе – это не разовый проект, а длительное партнерство. Изо дня в день, из месяца в месяц вам предстоит общаться именно с этой командой, именно с этой компанией. А значит обязательно встречайтесь, не решайте вопрос сотрудничества по телефону.
Очень важно еще на старте понять, насколько вам комфортно с этой фирмой, есть ли взаимопонимание по ключевым вопросам, соответствует ли вашим ожиданиям то, что вы видите и слышите, а не просто узнали из коммерческого предложения. Ценность сотрудничества складывается из очень многих вещей, и знать, что вы с партнером на одной волне – не менее ценно, чем получить скидку на обслуживание.
Как найти и выбрать лучшую аутсорсинговую компанию?
Найти бухгалтера на аутсорсинге не так просто, как кажется на первый взгляд. Предложений много, но как в этом многообразии понять, что подходит именно вам?
Бухгалтерская аутсорсинговая фирма обычно выбирается на долгий срок, сменить ее внутри отчетного периода – довольно хлопотно, поэтому к выбору лучше подойти со всей ответственностью.
Особенности рынка бухгалтерского аутсорсинга в России
В Европе услугами бухгалтерских фирм пользуются 86% компаний, а в США – 92%. Для России это явление еще достаточно новое. Хотя первые бухгалтерские компании появились в конце 90-х, а бум пришелся на 10-е, до сих пор бухаутсорсинг использует не более 15% малого и 3% среднего бизнеса.
В России основная целевая аудитория – это микробизнес: компании и индивидуальные предприниматели, у которых нет загрузки для бухгалтера фулл-тайм и у которых относительно простой учет (в основном, это бизнесы на «упрощенке»).
Однако здесь и кроется главный подвох. Поскольку большинство бухфирм ориентированы именно на такой клиентский портрет и массированная реклама дается на него же, из поля зрения уходят крупные игроки, которые хотят и могут обслуживать клиентов с большими бухгалтериями и/или сложными учетными процессами.
На самом деле бухгалтерские компании, предоставляющие аутсорсинг, можно разделить на следующие категории:
Какому бизнесу подходит
удаленные бухгалтеры-фрилансеры (часто оформляют себя, как ИП)
приходящие бухгалтеры (работают в офисе клиента несколько дней в месяц)
онлайн-сервисы самообслуживания («Мое дело», «Эльба» и пр.), с помощью которых можно самостоятельно сформировать и сдать отчетность
средние бухфирмы (ООО) – есть какая-то внутренняя автоматизация, поставлены бизнес-процессы (но обслуживают в основном микробизнес, для более крупных клиентов не хватает квалификации, технологических инструментов и пр.)
солидные бухфирмы (ТОП-10 рейтинга «Эксперт РА») – обладают разносторонней экспертизой, высоким уровнем учетных и бизнес-процессов
аудиторские и юридические фирмы, для которых бухгалтерский аутсорсинг – побочный вид деятельности (на обслуживании может быть всего 20-30 клиентов), подают себя как профи, но на самом деле процессы не поставлены, качество зависит от уровня конкретного бухгалтера
бухгалтерский аутсорсинг от банков (возможны 2 варианта: либо бухгалтерский сервис встроен в банковскую инфраструктуру и оказывается силами самого банка, либо под брендом банка выступает бухфирма, с которой у банка заключен договор)
Рейтинг аутсорсинговых компаний по бухгалтерскому учету
Поскольку клиенты редко понимают, на какие еще критерии (кроме цены) им опираться при выборе бухгалтерской компании, при заказе услуг бухгалтерского аутсорсинга они пытаются найти провайдера через всевозможные рейтинги.
В целом, это правильная стратегия. Однако важно понимать, что единственным авторитетным рейтингом является рейтинг «Эксперт РА». Компании, которые в нем представлены, проходят предварительный отбор, подтверждают выручку заверенной финансовой отчетностью.
Любые другие рейтинги – это самодеятельность небольших бухгалтерских компаний, которые огульно создают такие списки (включая себя в первую тройку или пятерку), после чего активно продвигаются в интернете по ключевым запросам со словом «рейтинг».
Лидеры рейтинга «Эксперт РА» (первая тройка-пятерка) – это компании, которые не только хорошо обслуживают малый и средний бизнес, а по уровню технологичности и организации способны заменить собой крупные штатные бухгалтерии, но и специализируются на аутсорсинге конкретных участков (том же расчете зарплаты, авансовых отчетах и т. д.).
Можно ли верить отзывам про услуги бухгалтерского аутсорсинга
Поскольку отзывами в интернете обычно заправляют маркетологи (причем не только хорошими, но и плохими, чтобы «очернить» конкурентов), лучше всего доверять не отзывам на сторонних ресурсах, а рекомендательным письмам, которые размещают на своих сайтах сами бухфирмы. Причем верить надо не выдержкам из писем, оформленным в виде текста на сайте (здесь нет гарантий, что это тоже не работа маркетолога-копирайтера), а самим письмам – на официальных бланках компаний-клиентов, с их печатью и живой подписью.
Критерии выбора компании для ведения удаленной бухгалтерии
Итак, если вы хотите попробовать аутсорсинговую бухгалтерию, критерии выбора (помимо стоимости обслуживания) могут быть такими:
Ну и не забывайте, что личные впечатления (на первой, второй, третьей встрече) дают самое правильное представление: подходит ли вам эта компания. Не игнорируйте «тревожные звоночки»: пообещали и не сделали, нарушили сроки, косноязычно общались, не вникали в ваши задачи, не захотели встречаться, не задумываясь назвали стоимость обслуживания, прислали шаблонный Договор из КонсультантПлюс – нет, вам не кажется, это не ваша компания.
Справка о компании:
Бухгалтерская компания 1C-WiseAdvice входит в топ-3 бухгалтерских компаний по версии RAEX. Мы работаем уже 16 лет, и за это время нашими услугами воспользовались уже более 1000 клиентов.