Аутсорсинг и франшиза в чем разница
Франчайзинг и аутсорсинг
Характер деятельности предприятий целиком зависит от выбора между производством и приобретением, жизненно важного для возможностей продления жизненного цикла предприятия. За последнее время в связи с ростом мировой конкуренции, тенденцией снижения издержек, разукрупнением компаний и фокусированием предприятий на основных видах деятельности, взгляды руководителей на проблему выбора претерпели значительные изменения. Курс взят на франчайзинг и аутсорсинг.
В сфере торговли и услуг наиболее распространенной формой хозяйственной интеграции малого и крупного бизнеса стала система договорных отношений, известная вовсем мире под названием «франчайзинг» (от французского слова «франшиз» ─ льгота, привилегия). Суть ее состоит в том, что крупная компания (франчайзер) заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (оператором) о предоставлении ему исключительного права на создание и сбыт под ее торговой маркой на конкретном рынке определенных видов товаров и услуг. Как правило, франчайзер требует от предприятия-оператора единовременного первоначального вознаграждения за право действовать на рынке от егоимени.
Капиталовложения в дело осуществляются как за счет передачи в аренду фирме-оператору основных фондов, находящихся в собственности компании-франчайзера, так и собственных или заемных средств оператора. Причем головная компания можетсама предоставить мелкому предприятию кредит, взять для него заем в банке или быть его поручителем при получении гарантированного займа. Во многих случаях фирма-оператор целиком владеет фондами своего предприятия и расплачивается с головной компанией лишь за полуфабрикаты и готовую продукцию, подлежащую реализации под торговой маркой компании.
Раньше основными покупателями на рынках крупные предприятия, приобретавшие главным образом сырье, которое затем сами же и перерабатывали. Сегодня курс взят на поиск внешних поставщиков тех товаров или услуг, которые раньше производились фирмой. Закупая извне, компании могут сосредоточиться на своей главной задаче.
Аутсорсинг — это передача сторонней организации (контрактору, или аутсорсеру) полностью или частично функций по обслуживанию потребностей предприятия. Практически во всех источниках происхождение термина outsoursing означает «на стороне», т.е. «за пределами».
Истоки аутсорсинга относятся к периоду противостояния в автомобилестроении двух великих менеджеров — Генри Форда и Альфреда Слоуна в 30-х годах ХХ в., когда стало понятно, что ни одна фирма не может быть самодостаточной, поэтому ряд функций целесообразно передавать специализированным фирмам.
За последние десятилетия мощная волна аутсорсинга захлестнула почти все крупные организации. в стремлении сократить размер фирмы до приемлемого уровня, уменьшить штаты штаб-квартир и сосредоточить внимание на основных характерных для данной фирмы видах деятельности, чтобы выжить и процветать, предприятия применяют принцип «снабжение извне» ко многим функциям и видам деятельности, которые раньше выполнялись самими предприятиями.
Вот как выглядит аутсорсинг в «Большой тройке» автомобильной промышленности США. Имеется три уровня вертикальной интеграции.
Первый уровень — производство на специализированных заводах компаний (250 заводов). Второй уровень — кооперация заводов «Большой тройки» с фирмами, поставляющими готовые для комплектации автомобилей детали, узлы и агрегаты (около 7 тыс. фирм). Третий уровень — кооперация заводов второго уровня с предприятиями, поставляющими различные изделия и материалы. Число таких предприятий составляет более 100 тыс. Основную массу предприятий составляют малые предприятия.
Слияние и создание совместных предприятий.
Под слиянием понимается объединение в одну организацию двух или более компаний. Совместное предприятие представляет собой стратегический альянс или программу, в которой участвуют две или более организации. Как правило, такие предприятия создаются для реализации сложных, связанных со значительными инвестициями проектов, или когда одна из компаний не обладает достаточным для ведения самостоятельных операций опытом. Многие небольшие фирмы создают СП с крупными компаниями или с партнерами. Крупный партнер может предоставить квалифицированный персонал, каналы распределения продукции, финансовые ресурсы, исследовательскую базу. У небольших фирм обычно нет опыта международной работы, а сотрудничество с зарубежным партнером облегчает выход на новые рынки.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Современные формы аутсорсинга управления брэндом и сбытом
Введение
Возникла и противоположная тенденция — компании, способные производить качественный продукт по устраивающей потребителей цене, но не имеющие достаточных компетенций в области сбыта и брэндинга, также стали передавать эти функции на аутсорсинг специализированным маркетинговым предприятиям. Это стало естественным следствием углубления разделения труда в условиях современной экономики.
В данной работе будут проанализированы специфические формы реализации передачи функции управления брэндом и сбытом внешнему исполнителю.
Характеристики аутсорсинга
Отличительные черты аутсорсинга (благодаря которым это понятие не может рассматриваться как синоним закупки товаров или услуг для производственных нужд) представлены в таблице.
Таблица. Сравнительная характеристики закупок товаров и услуг и аутсорсинга бизнес-процессов
Отметим, что аутсорсинг часто описывается как процесс, при котором оператор выступает в качестве внешнего независимого подразделения заказчика, т. е. вливается в его структуру, оставаясь при этом юридически независимым. Интуитивно понятно, что в данном определении имеется в виду, однако оно достаточно расплывчатое, и, с точки зрения традиционной экономики предприятия, внутренне противоречивое — как какая-либо компания может быть независимой и при этом являться внешним подразделением другой фирмы? На наш взгляд, приведенные в правой колонке таблицы характеристики представляют собой формальный перечень условий, при выполнении которых можно говорить о том, что фирма одновременно является независимой и внешним подразделением другой компании.
Подчеркнем, что с этой точки зрения аутсорсинг брэнда не представляет собой ничего исключительного — от других видов аутсорсинга он отличается лишь объектом, т. е. функцией, передаваемой внешнему оператору.
Интерес представляет другой момент: как известно, среди современных форм ведения бизнеса, при которой одно предприятие, как и при аутсорсинге, вливается в структуру другой компании, оставаясь при этом юридически независимым. Речь идет о франчайзинге. Попробуем проанализировать его на предмет наличия аутсорсинговой составляющей.
Франчайзинг как двусторонний аутсорсинг функции управления брэндом и сбытом
Традиционно франчайзинг рассматривается как инструмент снижения риска ведения бизнеса для начинающего предпринимателя-франчайзи (за счет получения доступа к известной торговой марке и апробированным коммерческим и производственным технологиям), и способ развития собственной сбытовой сети (или, точнее, сбытовой сети под своей торговой маркой) для предприятия-франчайзера в отсутствие средств или компетенций для создания полноценной собственной сети.
Таким образом, франчайзинг может быть классифицирован как частный случай аутсорсинга, при котором заказчиком выступает франчайзи, оператором (внешним исполнителем) — франчайзер, передаваемая функция — управление брэндом, а ресурс, который отсутствует у франчайзи и который в его интересах формирует и использует франчайзер — интеллектуальный капитал.
Может показаться, что выявление аутсорсинговой сущности договора франчайзинга имеет исключительно теоретический интерес, однако это не так. Дело в том, что в настоящее время наблюдается «рынок франчайзера» — именно франчайзеры диктуют правила игры своим контрагентам-франчайзи. Особенно большую опасность для франчайзи представляет возможность непродления договора с ним — такое решение принимается франчайзером самостоятельно, франчайзи же рискует потерять свой бизнес (собственная торговая марка у него отсутствует, а после истечения срока действия договора он не имеет права работать в той же сфере деятельности в том же регионе в течение определенного периода времени — во избежание утечки коммерческих и производственных технологий, переданных ему франчайзером).
Понимание того, что франчайзер оказывает услуги франчайзи по управлению брэндом на возмездной основе, а не просто передает права на использование своего брэнда, позволило бы сбалансировать позиции сторон и заставило бы франчайзера более продуманно и ответственно относиться к соблюдению интересов франчайзи. На наш взгляд, типовой франчайзинговый договор должен предусматривать ответственность франчайзера в случае недобросовестного исполнения им его обязанностей, а именно:
Кроме того, договор франчайзинга не может ограничивать франчайзи в выборе сферы деятельности по истечении своего срока действия. Эта мера служит естественным способом защиты франчайзи, который в нынешних условиях, как уже говорилось выше, в случае прекращения договора (как досрочного, так и в установленный срок), оказывается вынужден покинуть бизнес в привычной ему области.
Однако на этом анализ аутсорсинговой составляющей франчайзинга не заканчивается. По мнению автора, франчайзер также передает на исполнение франчайзи важную функцию — сбыт (взаимодействие с конечным потребителем). Условия таблицы в этом случае также выполняются:
Важным возражением против утверждения о наличии во франчайзинге аутсорсинга по управлению сбытом, где заказчиком выступает франчайзер, исполнителем (оператором) — франчайзи, передаваемой функцией — управление сбытом, а ресурсом, отсутствующим у франчайзера — капитал (как в финансовой форме, так и в виде основных фондов), является то, что франчайзер не выплачивает франчайзи никакого вознаграждения — его доход складывается исключительно из поступлений от продажи товаров (оказания услуг) под маркой франчайзера. Тем не менее противоречие это кажущееся: при подготовке бизнес-плана франчайзи (которая осуществляется совместно с франчайзером) выявляется потенциал сегмента рынка, в котором будет работать франчайзи, и на основе этой информации и опыта сотрудничества франчайзера с другими франчайзи определяются целевые объемы продаж. Эти объемы являются фактически гарантированными, так как франчайзи опирается не только на предоставленную ему торговую марку (которая будет привлекать покупателей) и коммерческие технологии, но также на квалифицированную оценку рыночного потенциала. Соответственно, это гарантирует франчайзи определенный уровень дохода (т. е. его услуг по ведению сбыта продукции или оказанию услуг в интересах франчайзера).
Все вышесказанное означает, что франчайзи не просто пользуется торговой маркой франчайзера, но также оказывает ему важную услугу по выполнению функции, которую франчайзер самостоятельно осуществлять не может. Иными словами, подход к франчайзингу, как к разновидности аутсорсинга, позволяет лучше понять сущность взаимоотношений участников франчайзингового договора и показать их исходное равноправие и равную значимость. К сожалению, об этом равноправии в наше время, когда приоритетно наличие торговой марки, часто забывают.
Отметим, что специфика франчайзинга состоит в том, что он представляет собой двусторонний аутсорсинг — участники сделки передают на исполнение друг другу две разные функции (управление брэндом и управление сбытом).
Заключение
Автор надеется, что предложенный выше анализ франчайзинга окажется полезным специалистам-практикам и позволит им эффективнее использовать потенциал франчайзинга, как формы ведения предпринимательской деятельности, и с большим пониманием относиться к интересам своего партнера по франчайзинговой сделке. Кроме того, полученные результаты представляют интерес для дальнейшего теоретического осмысления франчайзинга как формы ведения предпринимательской деятельности.
4 Котляров И.Д. Опыт формального описания франчайзинга//Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. № 5 (18). 2007. С. 129-138.
Аутсорсинг: что и зачем стоит делегировать другой компании
Что такое аутсорсинг
Аутсорсинг — это передача непрофильных функций компании сторонним организациям. Например, фирмам не всегда выгодно и удобно содержать в штате уборщиков или собственную службу безопасности. Тогда они обращаются к частным охранным предприятиям или клининговым компаниям — экономят на подборе, обучении и оформлении персонала, но закрывают нужную задачу.
Слово происходит от английского outer source using, что можно перевести как «использование внешних источников». В современном виде аутсорсинг появился в 1930-х годах в США во период противостояния Ford и General Motors.
Руководитель General Motors Альфред Слоун встал у руля компании, когда та была на грани краха. Он разработал систему аутсорсинга — узкопрофильные производства и систему управления передали в руки специализированных фирм. Так Слоуну удалось не только догнать, но и значительно обогнать конкурента. Позже в Ford тоже пришли к этой модели бизнеса, но решительное лидерство уже было утрачено.
Идея аутсорсинга не нова и для России. Например, еще в СССР существовали тресты столовых — объединения отдельных компаний, которые обеспечивали питания на советских предприятиях. Современные формы аутсорсинг приобрел в России только в 1990-е годы, с приходом рыночной экономики.
В чем разница между фрилансом, аутсорсингом и аутстаффингом
Фриланс — это привлечение частного самостоятельного специалиста без оформления в штат компании. Аутстаффинг — почти то же самое, только внештатных сотрудников нанимают из состава профильной организации.
Различия между этими формами трудовых отношений в объеме работы, времени сотрудничества и распределении ответственности. Фрилансеров привлекают, чтобы единоразово решить конкретную задачу. Например, компания может нанять дизайнера, который отрисует оговоренное количество изображений для определенного проекта. С такими специалистами заключают договор подряда, оказания услуг или авторского заказа.
Между аутсорсингом и аутстаффингом границы менее очевидные. В обоих случаях это долгосрочные отношения. Только в первом компания-наниматель платит за определенный объем работ и заключает договор об оказании услуг. Заказчику все равно, кто и где будет заниматься задачами, главное — чтобы они выполнялись качественно и в срок. Например, аутсорсер может на постоянной основе предоставлять фирме бухгалтерские услуги. Ей будет безразлично, кто, где и как делает это, если все работает должным образом.
При аутстаффинге компании заключают договор о предоставлении персонала. В этом случае заказчик платит за конкретных специалистов под определенное рабочее место. Так, можно найти продавца-аутстаффера, который будет стоять на кассе в магазине нанимателя. Тут важнее, не сколько клиентов обслужит работник, а какое количество часов и дней в неделю он будет занят делом.
Как работает аутсорсинг
На аутсорсинг можно передать любые функции и бизнес-процессы: PR, маркетинг, ИТ, HR, бухгалтерию, поддержку клиентов, клининг, обеспечение безопасности и питания. Главное — чтобы компания-аутсорсер профессионально выполняла свои задачи.
Другое правило — нельзя делегировать другим людям ключевые для вашего бизнеса элементы. Например, если организация готовит выпечку, нанять аутсорсеров для доставки пирожков может быть вполне эффективно. Но если подрядная фирма начнет придумывать рецепты и печь за вас, ваш бизнес просто потеряет свою суть.
Для нанимателя привлечение аутсорсеров начинается с выбора подрядчика. Например, если нужны бухгалтерские услуги, можно ориентироваться на рейтинг RAEX. Затем следует изучить потенциальных кандидатов: прайс-листы, варианты сотрудничества, отзывы клиентов и опыт.
Перед заключением договора также можно посетить офис аутсорсинговой фирмы, чтобы узнать, как и в каких условиях работают ее сотрудники. Заключая контракт, стоит обратить внимание на права, обязанности и ответственность сторон за нарушения.
Когда вы наняли фирму на аутсорсинг, вам не нужно думать о начислении зарплаты ее работникам — вы просто оплачиваете услуги по договору. Но при этом нужно озаботиться контролем качества выполняемых задач. Для этого можно привлекать собственных штатных менеджеров или профильных специалистов.
Какие компании пользуются аутсорсингом
Еще в 2015 году около трети российских компаний использовали аутсорсинг. В 2017 году оборот этого рынка в России вырос на 10%, а в 2020 — уже на 13,7%. Корпорации по всему миру уже давно проявляют неугасающий интерес к этой практике.
Так Nike передала все производственные функции на аутсорс. Компания занимается только разработкой дизайна и продажами спортивной одежды и обуви в своих магазинах. Сами товары изготавливают подрядные организации, сосредоточенные в азиатском регионе. Это не помешало выручке Nike вырасти на 540% за последние десять лет.
Другой удачный пример аутсорсинга показывает IKEA. Транспортные и производственные функции компания практически полностью возложила на сторонних подрядчиков, а сама занимается только розничными продажами через собственную сеть магазинов.
Kodak с 1989 года делегировала ИТ-задачи компании IBM. Их договор 22-летней давности считается отправной точкой в истории ИТ-аутсорсинга, после которой все больше корпораций стали обращать внимание на этот вид взаимодействия с подрядными организациями.
Google передает на аутсорсинг разработку некоторых продуктов и поддержку клиентов, сообщает Rubrain.com. Это позволяет компании обеспечивать качественную обратную связь с потребителями и сосредоточиться на ключевых задачах бизнеса.
Плюсы аутсорсинга
Аутсорсинг помогает сэкономить, получить доступ к высококвалифицированным кадрам и избежать привычных проблем, возникающих при найме работников в штат.
Вот некоторые из преимуществ таких трудовых отношений.
Минусы аутсорсинга
Работа с аутсорсерами имеет определенные риски, но большинство из них можно предугадать заранее и обезопасить себя соответствующими условиями в договоре.
Вот что это за риски.
Перспективы аутсорсинга в России
Как прогнозирует Ассоциация частных агентств занятости, спрос на аутсорсинг и аутстаффинг будет расти, а на поиск постоянного персонала, наоборот, снижаться. Операционный директор Gi Group Людмила Зорина считает, что эта тенденция, появившаяся из-за пандемии, сохранится и в будущем. В то же время исполнительный директор Kelly Services Юрия Ефросинина отмечает, что рынок аутсорсинга в России до сих пор меньше, чем в развитых странах, что говорит о его потенциале к еще большему росту.
По словам директора по развитию бизнеса ЦОД Tet Мориса Сперга, пандемия и кризис подтолкнули многие корпорации инвестировать в цифровую трансформацию, привлекать удаленных сотрудников и обращать больше внимания на облачные системы. С этими задачами помогают справиться аутсорсинговые компании.
Основатель «Школы бухгалтерского бизнеса» Полина Муртазина ожидает, что рынок аутсорсинга учетных функций в ближайшее время вырастет на 25–30%. Эксперт связывает это с возможностью фирм по бухгалтерскому и налоговому учету работать удаленно, что является важным критерием в постковидные времена
В сфере ИТ-аутсорсинга, по прогнозу BCG, будут меняться стратегии взаимодействия. Теперь компании начинают обращаться к провайдерам высокотехнологичных услуг за помощью в цифровой трансформации бизнеса. В вопросах кибербезопасности и обеспечения непрерывности процессов корпорации планируют больше опираться на собственные ресурсы.
Франшиза
Способ открыть бизнес под брендом действующей компании
Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.
Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.
Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.
Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.
Виды франшизы
В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.
Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.
Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.
Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.
Из чего состоит франшиза
Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.
Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.
Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.
Как франчайзеры оценивают работу партнеров:
Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.
Сколько стоит франшиза
Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.
Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.
Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.
Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.
Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:
Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.
Примеры франшиз
Несколько франшиз, популярных в России:
Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.
Плюсы и минусы франшизы
Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:
У франшизы есть минусы:
Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.
Где искать франшизу
Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.
На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.
Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.
Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.
Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.
Как выбрать франшизу
За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.
История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.
Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.
Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.
Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.
Как купить франшизу
Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:
Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.
Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.
Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.
Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.
Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.
Шаг 6. Внесите паушальный взнос.
Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.
Договор франшизы
В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.
Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.
Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.
Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.
Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.
Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.
Проблемы франчайзинга
Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.
Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.
Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.
Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.