Аутсорсинг it услуг что
Почему it-аутсорсинг это выгодно и в чем его плюсы
Друзья, а кто-нибудь задумывался о том, кто как выбирает себе компанию подрядчика или человека в команду для выполнения тех или иных работ со своей it-инфраструктурой? Вот у вас есть свой продукт, проект или может вы работаете в какой-то крупной компании, но так или иначе, если вы работаете в it-сфере, значит у вас есть своя инфраструктура за которой нужно следить. Для этого нужна команда, которая не только будет отвечать всем последним практикам в работе с этой инфраструктурой, но и обеспечивать соответствующий уровень ее поддержки, развития да и в целом будет находить баланс. Будет толкать бизнес вперед к развитию, обеспечивая для этого все нужные процессы.
В каждом их этих случаев мы имеем инфраструктуру, которая как-то развивалась и развивается прямо сейчас. Но текущее состояние дел, вас, как управленца, не устраивает и вы начинаете искать как это можно исправить.
Какие варианты у вас есть?
Так какой же вариант выбрать и из чего исходить при этом?
Если проект небольшой и нет рук, чтобы нанять кого-то, то самый просто вариант — сделать самому
Ну здесь пояснений не требуется, все достаточно просто.
Какие есть минусы этого варианта?
Собрать собственную команду профессионалов
Допустим ваш проект или текущая компания, где вы работаете, уже доросли до того этапа, когда потенциальный час простоя несопоставим с затратами на обслуживание вашей инфраструктуры за месяц. Вы несете больше убытков, как в финансовой составляющей, так и в репутации вашей компании, чем если бы:
Найти компанию подрядчика, которая закроет этот вопрос
Хотя я сам работаю в аутсорсе уже порядка 5-и лет и вижу, что при работе с ним бизнес получает только плюсы.
А что мешает бизнесу склониться в сторону аутсорса? Сейчас, когда на рынке явная нехватка и дефицит специалистов (как например DevOps), всё равно большинство компаний ищут себе сотрудников в штат, хотя в большинстве случаев даже не задумываются, а зачем им свой человек/команда, если аутсорс это дешевле в долгосрочной перспективе?
Что является стоп-фактором?
В заключение
Если вдуматься в причины, которые называет бизнес, когда сталкивается с аутсорс компаниями, то никто из них не может сформулировать конкретные поинты, из-за которых они не готовы сотрудничать с аутсорсом. Если, конечно, это не вопрос цены.
Но если посмотреть тенденцию, то лет через 5, может быть 10, все больше и больше управленцев будут обращаться к аутсорс-компаниям, которые и оптимизируют расходы на содержание инфраструктуры, как минимум в human resources.
Данной статьей хочу призвать вас подумать, а почему вы не готовы работать с аутсорсом и оставить свой отзыв в следующем опросе. Если ответов будет достаточно, то следующая статья этой тематики будет по вашим отзывам)
P.S: если кому интересно, то можем написать статью как правильно подойти к выбору аутсорс компании и какие подводные камни могут быть в ходе этого выбора, пишите в комментарии
Старался писать не как рекламный пост
ИТ-аутсорсинг: что это и с чем его едят?
FYI: пост рассчитан на руководителей, занимающихся вопросами ИТ и ИТ-аутсорсинга.
2. Выбор аутсорсера
От ИТ-инфраструктуры зависит весь бизнес. Разумеется, нужно отнестись к выбору поставщика и передаче ИТ на аутсорсинг со всей серьезностью.
Выберите несколько поставщиков услуг и обратитесь к их заказчикам: довольны ли они проделанной работой? У ИТ-аутсорсинговой компании должно быть как минимум 3 удовлетворенных клиента, которые подтверждают, что с ней можно иметь дело.
Определились с партнером? Теперь нужен четкий и понятный договор. Ключевой показатель для решения о заключении контракта – Service Level Agreement (соглашение об уровне предоставления услуг). На схеме указано, что в него входит.
3. Что можно, а что нельзя отдать на ИТ-аутсорсинг?
Передать на аутсорсинг всю ИТ-систему целиком нельзя. Давайте выясним, что стоит отдать, а что нужно обязательно оставить внутри компании.
Для начала определимся с лишней нагрузкой, от которой можно избавиться:
Сервис-Деск. Это стандартная и наиболее популярная у заказчиков услуга. В случае сбоев Сервис-Деск позволяет быстро принять и маршрутизировать звонки, своевременно устранить технические проблемы и восстановить утраченный темп работы. Довольные пользователи, отсутствие технических проблем и сокращение затрат на обслуживание запросов конечных пользователей в 2 раза – вот что получит компания, отдавшая Сервис-Деск на аутсорсинг. В нашем случае заказчикам предоставляется отзывчивый Сервис-Деск, основанный на по-настоящему человеческом отношении.
Управление ИТ-инфраструктурой. Производительность труда напрямую зависит от успешной работы ИТ-инфраструктуры. Ее передача на аутсорсинг увеличит показатели производительности, сделает расходы прозрачнее, а также позволит сэкономить на косвенных затратах – покупке лицензий, обслуживании, аренде помещений и коммунальных платежах.
Управление приложениями и поддержка рабочих мест. Хороший аутсорсер сократит стоимость владения приложениями для бизнеса и повысит эффективность рабочих мест. Более того, передав подрядчику автоматизацию развертывания приложений, вы снизите расходы на недешевое специализированное ПО.
Однако под пристальным вниманием внутренней ИТ-службы должно остаться все самое сложное и важное:
Проектирование и развитие архитектуры. Весь жизненный цикл компании, ее прошлое и планы на будущее знают только те, кто непосредственно в ней работает. К тому же сама компания быстрее и эффективнее реагирует на изменения в своей бизнес-среде. Поэтому проектирование и развитие архитектуры должно происходить «внутри». ИТ-аутсорсер может в этом помогать, но не владеть процессом.
Критические сервисы. Это та часть ИТ-системы, которая отвечает за ключевые бизнес-процессы компании. Возможности быстро изменить сервис в соответствии с ситуацией на рынке, а также тенденции развития и специфика бизнеса лучше видны изнутри. Если критическими сервисами занимается внутренняя ИТ-служба, компания получает более структурированный сервис и может эффективно им управлять.
4. И еще кое-что
Правильно построенный ИТ-аутсорсинг обеспечивает клиенту не только частичное страхование рисков при сбоях ИТ-инфраструктуры, но и управляемый уровень сервиса. Это именно те преимущества аутсорсинга, которые позволят любой компании постоянно быть на высоте.
Что такое аутсорсинг IT услуг, какие задачи решает + советы, как подготовиться к сотрудничеству
ИТ-аутсорсинг – это частичная или полная передача заказчиком в специализированную организацию задач по разработке и сопровождению IT-инфраструктуры своей фирмы. С помощью аутсортинговой компании можно вывести за пределы штата обязанности, связанные с компьютерными сетями и программным обеспечением, которые будут выполняться сторонними поставщиками высокотехнологичных услуг.
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое ИТ аутсорсинг простыми словами
В каждом бизнесе есть реально важные задачи, которые на прямую влияют на развитие, прибыль и т. д., а есть рутинные, которые обязательно нужно решать, но они не требуют вовлечения ключевых сотрудников компании и их легко можно делегировать.
Сюда относятся виды деятельности, связанные с ИТ-сферой, включая:
Что такое аутсорсинг в общем, какие у этой сферы есть направления и виды услуг я рассказал в предыдущей статье, советую прочитать.
Как вы поняли, услуги ИТ-аутсорсинга могут понадобится любой фирме, а не только тем деятельность которых ведётся непосредственно в ИТ-сфере. В вашей организации есть компьютеры (а где их, сегодня собственно нет?) – вы можете делегировать их обслуживание аутсорсеру.
Перевод этих задач на аутсорс будет более выгодным и правильным решением для любой фирмы, которая работает в плюс и видит перспективу для своего развития.
Перечень услуг IT аутсорсинга
В зависимости от целей клиента, работа поставщиков может быть организована следующим образом:
Читайте также. Актуальные и прибыльные бизнес-идеи 2021 – экспертный обзор.
Что входит в сферу обслуживания ИТ-аутсорсинга
Справка. Передача функций по постоянному обслуживанию программно-аппаратной части аутсорсеру позволяет сократить расходы в среднем на 30-50%.
Каким бывает ИТ аутсорсинг
Все разновидности ИТ-аутсорсинга основаны на использовании информационных технологий. Их цель заключается в настройке, поддержке, проведении аудита, администрировании и проектировании бизнес-процессов.
Полезно. Куда вложить деньги в 2021 году, с максимальной выгодой и без нервов.
Задачи, которые решает ИТ-аутсорсинг
Как понять, что вам нужен IT аутсорсинг и как безопасно перейти на него
Передача функций на аутсорсинг может потребоваться компании при таких обстоятельствах, как необходимость:
Обратите внимание. Заказчик услуг по аутсорсингу должен быть официально зарегистрирован в качестве ИП или юридического лица.
Прибегнуть при помощи сторонней компании может потребоваться в тех случаях, когда фирма находится на начальном этапе развития, и отсутствует возможность нанять айтишника или команду на полный день.
Также подобная услуга может понадобиться компаниям на этапе бурного роста, когда требуется нанять опытного ИТ-специалиста или расширить штат, если возникло более задач, чем физически способен осилить один сотрудник. Или в период сезонных работ, когда нужна дополнительная рабочая сила.
Читайте также. Как открыть собственный бизнес в 2021 году, на что обратить внимание в первую очередь.
Как подготовиться к сотрудничеству
Делегирование полномочий по поддержке ИТ-инфраструктуры требует проведения предварительных расчетов экономической эффективности и анализа текущей ситуации. Для начала необходимо определиться, какие виды задач и по каким причинам будут переданы на выполнение привлеченным специалистам.
Определившись с направлениями деятельности и сформулировав выполнимые цели преобразований, нужно обозначить конкретные задачи, требующие реализации. Обдумывание этих пунктов понадобится для заключения договора во избежание недопониманий и затруднений в работе с подрядчиком в процессе сотрудничества.
Аутсорсеры способны гибко подстраиваться под запросы клиента: заказчик может выбрать интересующие его виды услуг в требуемом объеме.
Важно. Работы, производимые подрядчиком, подлежат документированию, что помогает достичь высокого уровня прозрачности бизнес-процессов и дает гарантии на исполнение всех условий договора.
Как выбрать подрядчика
От правильно построенной IT-инфраструктуры напрямую зависит успешность бизнеса. При протекании процессов не должно возникать простоев. Поэтому, выбирая подрядчика для передачи на аутсортинг ИТ-направления, следует учитывать следующие факторы:
Важно. Основополагающим показателем при начале сотрудничества является заключение Соглашения об уровне обслуживания (SLA), в положениях которого детально расписано, какие услуги оказываются и в какой срок.
Что нельзя отдавать на аутсорсинг
Не рекомендуется отдавать на аутсорс критически важные задачи и стратегические цели, непосредственно связанными с развитием бизнеса и ключевыми компетенциями персонала. Кроме того, внутри фирмы должны выполняться функции, требующие незамедлительной реакции. Также проектирование и развитие корпоративной архитектуры должно остаться в пределах организации.
Делегировать целиком ИТ-направление нельзя, но можно доверить подрядчику такие задачи, как:
Аутсорсер или штатный администратор – сравнительная таблица
В процессе деятельности организации может возникнуть вопрос: нанимать собственный отдел с ИТ-командой или передать обслуживание информационно-технологической инфраструктуры аутсорсинговой компании.
Преимущества | Недостатки |
Экономия денег и времени: услуги аутсорсеров обходятся дешевле, чем найм IT-отдела. Поскольку индустрия динамично развивается, потребуется регулярное переобучение штатных сотрудников, что весьма затратно. Также не придется тратить время на поиск новых сотрудников при расширении штата | В каждом конкретном случае стоит проводить экономические расчеты, учитывая стоимость и качество оказываемых услуг. Есть вероятность, что содержание собственного штата выйдет дешевле |
Профессионализм и опытность сторонних работников: благодаря работе с разными компаниями и узкоспециализированной направленности привлеченные профессионалы справляются с задачами быстро и качественно | Риск выбора недобросовестного подрядчика, в результате чего обязанности не будут надлежаще исполнены, возможно причинение прямого или косвенного ущерба ввиду непрофессионализма |
Ответственность и гарантии: договор должен быть составлен правильно, учитывая права и обязанности сторон. Аутсорсеры дорожат репутацией, поскольку рассчитывают на долговременное сотрудничество, а не разовое выполнение задач | Психологический фактор: штатные сотрудники могут конфликтовать с привлеченным работником, саботировать и замедлять рабочие процессы |
Бесперебойная работа: благодаря взаимозаменяемости сторонних ИТ-работников деятельность не будет прервана из-за отсутствия сотрудника на рабочем месте | Недостаточно налаженные бизнес-процессы заказчика и неорганизованные сервисные процессы, что затрудняет работу аутсорсера и влияет на качество оказываемых услуг |
Прозрачная отчетность: предоставление услуг регламентируется подписанным соглашением. Зарегистрированные в информационной системе заявки подвергаются анализу, чтобы улучшить качество сервиса | Существует риск утечки конфиденциальных данных и передачи их третьим лицам, поскольку администратор наделяется широкими правами доступа к корпоративной информации. Для обеспечения безопасности требуется подписать соглашение о неразглашении |
Известные компании ИТ аутсорсинга + отзывы
Аутсорсинговая компания «Информатика и Сервис» выполняет принятие заявок посредством приложения Service Desk и распределяет задачи по исполнителям. В отделе технической поддержки сотрудники выполняют работы, связанные с обслуживанием и развитием IT-инфраструктуры заказчика, обеспечивая бесперебойность функционирования корпоративных систем. Скорость реагирования не превышает 1 часа, что указано в техническом регламенте.
Компания «2В Сервис» предоставляет разные виды услуг по ИТ-аутсортингу для организаций различных масштабов и отраслей деятельности. Фирма имеет обширный опыт выполнения сотен проектов, включая системную интеграцию, лицензирование ПО, внедрение цифровых технологий и выстраивание отказоустойчивой аппаратной части.
Что говорят руководители об опыте сотрудничества с подрядчиками:
Наумов В., генеральный директор
Компания отказалась от должности штатного сисадмина в пользу услуг аутсортинговой фирмы, в результате чего затраты на обслуживание удалось сократить. При этом получили достойное качество сервиса и поддержки локальных сетей.
Александров Е., ИТ-директор
Качество сервиса приятно порадовало. Заявки обрабатываются на надлежащем уровне и с быстрой скоростью реагирования. В компании работает команда профильных специалистов, которая выполняет задачи в кратчайшие сроки.
Аутсорсинг в IT: как устроен и кому подходит
Цифровая трансформация требует квалифицированного персонала. Традиционный подход заключается в создании собственной команды разработчиков программного обеспечения, но найти и заполучить нужных профессионалов непросто. Пандемия COVID-19 заставляет бизнес переходить на удаленную работу и делает почти невозможной традиционную схему найма с очными интервью множества кандидатов. Что делать, если сотрудник нужен срочно? В такой ситуации интеграция сторонних технических специалистов кажется разумным решением для бизнеса.
Чтобы узнать, как устроен аутсорсинг изнутри, я поговорил об этом с Анаром Бабаевым, генеральным директором компании Distillery, оказывающей сервисные услуги по разработке программного обеспечения, включая дизайн, тестирование и сопровождение.
Хотя я, конечно, сотрудничал с различными компаниями, в настоящем аутсорсинге я никогда не работал. Поэтому мой первый вопрос, какое определение даете вы выражению «интеграция в команду клиента»?
– Хороший вопрос. Думаю, множество разных определений существует. Интеграция в клиентские команды – это определенная часть деятельности компаний, которые осознают себя как сервисные. Есть компании, которые создают какой-то продукт, пытаются его вывести на рынок, поддерживать и развивать. А бывают компании, как Distillery, которые обнаруживают (если у них есть достаточно сил для этого), что они сервисная компания, то есть занимаются обслуживанием интересов других организаций, которые, например, развивают свой продукт.
У сервисных компаний, как правило, есть два вида услуг. Во-первых, сервис по разработке чего-либо под ключ: когда есть некое ТЗ или общие задачи – а дальше это развивается как полноценный продукт с нашей поддержкой. Но при этом мы в любом случае остаемся исполнителями и экспертами, которые помогают осуществить задачи компании, являющейся главным бенефициаром.
А второй вид услуг – это то, о чем мы сейчас говорим. Есть более элегантное определение – staff augmentation. Мы сейчас живем в постиндустриальную эпоху, киберпанк к нам уже мчится на всех парах, и становится очевидно, что аугментации могут быть разных видов. И, как оказалось, аугментировать можно еще и инженеров в свои команды. Как вид сервиса – это отдельная услуга, и она заключается в том, что мы находим по требованиям клиента лучших людей для того чтобы интегрировать их в процессы клиента, где эти люди будут добиваться целей, поставленных компанией-клиентом перед собой.
Есть какие-то особенности вашего подхода?
– Я стараюсь привнести в деятельность нашей компании экспертный подход: мы не действуем в лоб, как стаффинговое агентство, просто набирая людей по требованиям. Мы стараемся смотреть, насколько человек нам подходит культурно, насколько он вписывается в команду по своим софт-скиллам, и насколько у него выражен так называемый сервисный mindset. Это очень важно. В чем это выражается? На самом деле, в этой сфере очень трудно работать, если ты не осознаешь себя как эксперта, и если тебе не интересно делиться своей экспертизой с другими и делать это твоей основной деятельностью, фишкой.
В какой-то мере эту деятельность вообще можно сравнить с консалтингом. В нашем понимании staff augmentation и консалтинг находятся друг от друга максимально близко. Есть большие консалтинговые компании, мы все их знаем, это Ernst & Young, KPMG, собственно, you name it, большая четверка. У них это только песчинка на целом пляже их услуг, но, тем не менее, они примерно этим же и занимаются. И для нас целевое состояние – это стать на рынке той компанией, к которой приходят за экспертизой, а не просто за людьми. Задача Distillery — приносить свой опыт и помогать улучшать те процессы, которые уже существуют у клиента.
Интересно, какова мотивация человека, который приходит работать именно в фирму, которая предоставляет услуги staff augmentation?
– Вопрос хороший. На самом деле, мотивация может быть очень разнообразная, от какой-то очень приземленной (как деньги или условия), до возвышенной (команда и атмосфера, культура). Для кого-то это может быть не очень удобно и уютно, но есть люди, которым действительно интересно находиться в некоем калейдоскопе разных событий. И то, что могут меняться, проекты, заказчики, доменные области, для некоторых действительно представляет интерес. Бывают и те, кто приходит ради какого-то конкретного проекта: мы ищем людей под конкретную задачу, рассказываем о ней, специалист приходит и остается ее решать. И дальше, конечно, его судьба уже зависит от того, будет ли другой интересный проект к моменту, когда закончился нынешний (а он может покрыть весь жизненный цикл нахождения сотрудника внутри компании). К сожалению, это тот нюанс, с которым приходится мириться, и мы сделать с ним можем немногое.
Но мы пытаемся, и наша главная задача – находить людей, которым просто интересно находиться в таких условиях, бросать себе вызовы каждый раз в смене проекта, в изучении чего-то нового, для того чтобы привнести какую-то пользу. Общий портрет довольно сложно составить, но главным бы я назвал интерес к какому-то непрерывному развитию, к познанию новых и новых областей – наверное, это превалирующее состояние, которое должно быть у человека, который приходит в компанию, занимающуюся staff augmentation.
А часто бывает, что клиенты в итоге переманивают к себе вашего разработчика?
– Безусловно, это явление существует. Когда мы были молодыми и неопытными, около 10 лет назад, были такие случаи. И после них, конечно, пришлось очень серьезно переработать контракты с клиентами, внести туда пункты о «непереманивании», которые несут в себе санкции. Сейчас клиентские организации берут обязательство не переманивать сотрудников, которые работают на них – не только во время работы, но еще некоторое время после того, как мы заканчиваем с ними контракт. Прописаны определенные санкции, штрафы, которые мы будем иметь возможность с них получить, если это случится. Однако я не склонен считать этот пункт серьезной угрозой для тех, кто отчаянно хочет чего-то – его можно преодолеть. По сути, ты можешь заплатить штраф, нарушив правила… Я думаю, что есть компании, для которых это нормально: кучу денег отвалить, но зато получить супер-классного специалиста. Но главная причина, почему этого не происходит, почему исчезающе редки такие случаи – потому что мы уже работаем на том уровне, с такими, что называется well-established, компаниями, которым такая игра попросту не интересна. И поэтому, к счастью, мы уже таких случаев не фиксируем довольно давно.
Я прочитал, что Distillery начиналась в России, и в какой-то момент она вышла на рынок США. И сейчас на рынке США вы занимаете какие-то существенные позиции. А кто и кого через вас нанимает? Российские фирмы – российских разработчиков, американские – американских, или, что ожидаемо, много русских людей работает сейчас через вас с фирмами в США?
– Да, в 2012 мы открыли в США представительство. Сейчас там все продажи сосредоточены, весь маркетинг. И все это время мы выстраивали очень простую модель: фронт-офис находится в Штатах, а инженерные офисы – в России и постсоветском пространстве. У нас всегда был фокус на то, что мы ищем американских клиентов и подключаем к их задачам наших русских инженеров. Сейчас эта парадигма несколько изменилась, потому что чуть больше года назад у нас появились инжиниринговые центры также в Аргентине и Мексике. Сейчас и в Мехико-Сити, и в Кордобе у нас есть офисы, и они совокупно уже за год пробили потолок в 100 человек. Поэтому там растет альтернатива российским инженерам – мы сами ее взрастили.
Это отражается на спросе на российских инженеров, но мы начали работать с энтерпрайзом уже здесь, в России. Мы собираемся развиваться в направлении Европы: сейчас это стало сложнее, но в 2021 году мы планируем уже полноценно открыть представительство в Великобритании. В 2020 году у нас в России уже появились довольно значимые enterprise-заказчики (прежде всего в банковской сфере), для которых мы тоже предоставляем людей. Поэтому сейчас у нас диверсифицирован поток. Но долгое время это действительно были американские проекты, на которых работали русские инженеры.
К Вам люди трудоустраиваются по российскому законодательству?
А фактически с заказчиками вы сотрудничали на основе законов США?
– У нас все в этом смысле организовано легально и честно. У нас подрядная форма сотрудничества. Есть организация американская, которая работает с заказчиками, и российская организация, которая работает с американской организацией, такой условный субподряд.
Некоторые считают, что в России у staff augmentation достаточно сложный правовой статус. Вы сталкивались проблемами в этом плане?
– На текущий момент из законодательных сложностей мы ни с чем не сталкивались. Пока мы росли, единственная сложность была в том, чтобы, перерастая определенные пороги, выходить на новый уровень развития, оформления и так далее. Условно, с упрощенки перейти на ОСНО. Это единственное, что у нас было из организационных проблем. Во всем остальном пока мы ни с чем не сталкивались, но, надеюсь, сможем найти решение, если придется.
А вы к себе берете самозанятых или у вас полноценный прием на работу?
– Мы сотрудничаем с людьми, которых можно назвать самозанятыми или фрилансерами. К сожалению по законодательству мы не можем сделать это основным видом сотрудничества – это вызывает вопросы, особенно у налоговой. Основной вид взаимодействия с людьми – это, конечно, полное оформление по ТК РФ.
Когда человек просто устроился на работу куда-то как специалист, то довольно понятно, какие методы, управленческого воздействия к нему руководство этой фирмы может применять. То есть зарплатное стимулирование, штрафы, выговоры, то есть стандартный набор механизмов взаимодействия с сотрудником. А как это происходит в случае с staff augmentation?
– Мы как компания не просто так участвуем: предоставляя услуги, мы берем на себя ответственность за их качество и результат. Если у конечного заказчика есть претензии к тому, как работает тот или иной человек, то вступаем мы. Заказчик просто говорит: мне не нравится то-то и то-то (желательно, конечно, побольше деталей – это позволит ситуацию отработать быстрее и эффективнее). Если этот фидбек представляет собой отрабатываемый кейс, мы начинаем с этого. Мы никогда не ставим ультиматумов перед нашим человеком, не выгоняем с позором (так это не работает), а начинаем разговаривать и искать компромиссные выходы из ситуации. И дальше, соответственно, следим за тем, сработало это или нет.
Если не срабатывает, то в наши обязанности как исполнителя перед заказчиком входит не только решение задачи, но в том числе и замена сотрудника. Если мы понимаем, что заказчик и сотрудник не сработались, то можем сотрудника на другой проект ротировать, а заказчику предоставить другого человека, который больше подходит под требования проекта. Поэтому каких-то прямых санкций и рычагов воздействия у заказчиков на сотрудников нет. Но есть, по сути, один большой рычаг – это наш контракт. И если мы хотим, чтобы контракт остался конкретно за определенным сотрудником, мы обязаны эту проблему решить.
То есть вы выступаете в роли менеджера сотрудника?
– Можно сказать так, да. То есть мы решаем все не-технические вопросы. Хотя и технические тоже, у нас есть технические руководители, они тоже вовлекаются в решение каких-то проблем, помогают людям осознать что-то. Но все, что касается управленческой части, взаимодействия с сотрудниками, на нашей стороне.
Не перегружен ли человек, который работает в staff augmentation проекте, количеством управленческих контактов, с которыми нужно что-то согласовывать? Есть заказчики, есть начальство из материнской компании…
– Очень хороший вопрос. Как мы стараемся решить эту дилемму? Прежде всего, за счет того, что сужаем количество контактов, необходимых человеку для нормального функционирования, до плюс-минус одного. У нас есть бытовая часть: например, за развитие отвечает руководитель отдела – к нему пойти, получить какой-то курс или программу развития. Но если мы говорим о проекте, то здесь довольно все просто и линейно: у нас есть специально обученный человек, задача которого – «присматривать» за тем, что происходит на проектах. У нас он называется client success manager. Его задача – убеждаться, что все хорошо, всего хватает всем людям, которые работают на вверенных ему проектах, и у них нет никаких проблем. А если есть, то любой человек из команды может прийти и попросить помощи. Помощь может быть любой: от каких-то внутренних проблем до проблем со взаимодействием с клиентом. И CSM обязан сформулировать запрос, поговорить с представителем руководства фирмы-клиента, попробовать решить эту проблему за этого человека, чтобы он не тратил свое продуктивное время на какие-то посторонние вещи.
При этом, конечно, невозможно абсолютно обрезать все контакты с клиентской стороной. Там в любом случае человек интегрируется в какую-то команду, ему приходится взаимодействовать как минимум с представителем технической команды. И это, пожалуй, единственный контакт, который ему необходимо поддерживать, помимо своих коллег. Но нет никакой необходимости ему ходить и какие-то свои вопросы решать и тратить на это время. Для него всегда есть CSM, который ему поможет это сделать, или сделает за него, и сэкономит кучу времени.
А какой средний возраст у разработчиков, которые с вами сотрудничают?
– Сейчас этот возраст довольно сильно колеблется: индустрия растет, много молодых людей приходит, при этом старый актив взрослеет, матереет. Сейчас, наверное, это окно стало очень широким. Условно, коридор от 23-24 до 37-40 лет. Раньше это было сложно представить, средний возраст был 25-32 лет. Сейчас снижается возраст тех, кто приходит, и возраст тех, кто уже чего-то добивается. Дядюшка Боб Мартин сказал когда-то, что у нас индустрия 25-летних сеньоров – сейчас эту цифру можно снизить до 23. К нам часто приходят люди с университетской скамьи, которые уже в процессе обучения стараются строить карьеру.