Аутсорсинг персонала что это

Аутсорсинг: что и зачем стоит делегировать другой компании

Аутсорсинг персонала что это. 756365416025795. Аутсорсинг персонала что это фото. Аутсорсинг персонала что это-756365416025795. картинка Аутсорсинг персонала что это. картинка 756365416025795.

Что такое аутсорсинг

Аутсорсинг — это передача непрофильных функций компании сторонним организациям. Например, фирмам не всегда выгодно и удобно содержать в штате уборщиков или собственную службу безопасности. Тогда они обращаются к частным охранным предприятиям или клининговым компаниям — экономят на подборе, обучении и оформлении персонала, но закрывают нужную задачу.

Слово происходит от английского outer source using, что можно перевести как «использование внешних источников». В современном виде аутсорсинг появился в 1930-х годах в США во период противостояния Ford и General Motors.

Руководитель General Motors Альфред Слоун встал у руля компании, когда та была на грани краха. Он разработал систему аутсорсинга — узкопрофильные производства и систему управления передали в руки специализированных фирм. Так Слоуну удалось не только догнать, но и значительно обогнать конкурента. Позже в Ford тоже пришли к этой модели бизнеса, но решительное лидерство уже было утрачено.

Идея аутсорсинга не нова и для России. Например, еще в СССР существовали тресты столовых — объединения отдельных компаний, которые обеспечивали питания на советских предприятиях. Современные формы аутсорсинг приобрел в России только в 1990-е годы, с приходом рыночной экономики.

В чем разница между фрилансом, аутсорсингом и аутстаффингом

Фриланс — это привлечение частного самостоятельного специалиста без оформления в штат компании. Аутстаффинг — почти то же самое, только внештатных сотрудников нанимают из состава профильной организации.

Различия между этими формами трудовых отношений в объеме работы, времени сотрудничества и распределении ответственности. Фрилансеров привлекают, чтобы единоразово решить конкретную задачу. Например, компания может нанять дизайнера, который отрисует оговоренное количество изображений для определенного проекта. С такими специалистами заключают договор подряда, оказания услуг или авторского заказа.

Между аутсорсингом и аутстаффингом границы менее очевидные. В обоих случаях это долгосрочные отношения. Только в первом компания-наниматель платит за определенный объем работ и заключает договор об оказании услуг. Заказчику все равно, кто и где будет заниматься задачами, главное — чтобы они выполнялись качественно и в срок. Например, аутсорсер может на постоянной основе предоставлять фирме бухгалтерские услуги. Ей будет безразлично, кто, где и как делает это, если все работает должным образом.

При аутстаффинге компании заключают договор о предоставлении персонала. В этом случае заказчик платит за конкретных специалистов под определенное рабочее место. Так, можно найти продавца-аутстаффера, который будет стоять на кассе в магазине нанимателя. Тут важнее, не сколько клиентов обслужит работник, а какое количество часов и дней в неделю он будет занят делом.

Аутсорсинг персонала что это. 756364711689910. Аутсорсинг персонала что это фото. Аутсорсинг персонала что это-756364711689910. картинка Аутсорсинг персонала что это. картинка 756364711689910.

Как работает аутсорсинг

На аутсорсинг можно передать любые функции и бизнес-процессы: PR, маркетинг, ИТ, HR, бухгалтерию, поддержку клиентов, клининг, обеспечение безопасности и питания. Главное — чтобы компания-аутсорсер профессионально выполняла свои задачи.

Другое правило — нельзя делегировать другим людям ключевые для вашего бизнеса элементы. Например, если организация готовит выпечку, нанять аутсорсеров для доставки пирожков может быть вполне эффективно. Но если подрядная фирма начнет придумывать рецепты и печь за вас, ваш бизнес просто потеряет свою суть.

Для нанимателя привлечение аутсорсеров начинается с выбора подрядчика. Например, если нужны бухгалтерские услуги, можно ориентироваться на рейтинг RAEX. Затем следует изучить потенциальных кандидатов: прайс-листы, варианты сотрудничества, отзывы клиентов и опыт.

Перед заключением договора также можно посетить офис аутсорсинговой фирмы, чтобы узнать, как и в каких условиях работают ее сотрудники. Заключая контракт, стоит обратить внимание на права, обязанности и ответственность сторон за нарушения.

Когда вы наняли фирму на аутсорсинг, вам не нужно думать о начислении зарплаты ее работникам — вы просто оплачиваете услуги по договору. Но при этом нужно озаботиться контролем качества выполняемых задач. Для этого можно привлекать собственных штатных менеджеров или профильных специалистов.

Какие компании пользуются аутсорсингом

Еще в 2015 году около трети российских компаний использовали аутсорсинг. В 2017 году оборот этого рынка в России вырос на 10%, а в 2020 — уже на 13,7%. Корпорации по всему миру уже давно проявляют неугасающий интерес к этой практике.

Аутсорсинг персонала что это. 756364712917865. Аутсорсинг персонала что это фото. Аутсорсинг персонала что это-756364712917865. картинка Аутсорсинг персонала что это. картинка 756364712917865.

Так Nike передала все производственные функции на аутсорс. Компания занимается только разработкой дизайна и продажами спортивной одежды и обуви в своих магазинах. Сами товары изготавливают подрядные организации, сосредоточенные в азиатском регионе. Это не помешало выручке Nike вырасти на 540% за последние десять лет.

Другой удачный пример аутсорсинга показывает IKEA. Транспортные и производственные функции компания практически полностью возложила на сторонних подрядчиков, а сама занимается только розничными продажами через собственную сеть магазинов.

Kodak с 1989 года делегировала ИТ-задачи компании IBM. Их договор 22-летней давности считается отправной точкой в истории ИТ-аутсорсинга, после которой все больше корпораций стали обращать внимание на этот вид взаимодействия с подрядными организациями.

Google передает на аутсорсинг разработку некоторых продуктов и поддержку клиентов, сообщает Rubrain.com. Это позволяет компании обеспечивать качественную обратную связь с потребителями и сосредоточиться на ключевых задачах бизнеса.

Плюсы аутсорсинга

Аутсорсинг помогает сэкономить, получить доступ к высококвалифицированным кадрам и избежать привычных проблем, возникающих при найме работников в штат.

Вот некоторые из преимуществ таких трудовых отношений.

Минусы аутсорсинга

Работа с аутсорсерами имеет определенные риски, но большинство из них можно предугадать заранее и обезопасить себя соответствующими условиями в договоре.

Вот что это за риски.

Перспективы аутсорсинга в России

Как прогнозирует Ассоциация частных агентств занятости, спрос на аутсорсинг и аутстаффинг будет расти, а на поиск постоянного персонала, наоборот, снижаться. Операционный директор Gi Group Людмила Зорина считает, что эта тенденция, появившаяся из-за пандемии, сохранится и в будущем. В то же время исполнительный директор Kelly Services Юрия Ефросинина отмечает, что рынок аутсорсинга в России до сих пор меньше, чем в развитых странах, что говорит о его потенциале к еще большему росту.

По словам директора по развитию бизнеса ЦОД Tet Мориса Сперга, пандемия и кризис подтолкнули многие корпорации инвестировать в цифровую трансформацию, привлекать удаленных сотрудников и обращать больше внимания на облачные системы. С этими задачами помогают справиться аутсорсинговые компании.

Основатель «Школы бухгалтерского бизнеса» Полина Муртазина ожидает, что рынок аутсорсинга учетных функций в ближайшее время вырастет на 25–30%. Эксперт связывает это с возможностью фирм по бухгалтерскому и налоговому учету работать удаленно, что является важным критерием в постковидные времена

В сфере ИТ-аутсорсинга, по прогнозу BCG, будут меняться стратегии взаимодействия. Теперь компании начинают обращаться к провайдерам высокотехнологичных услуг за помощью в цифровой трансформации бизнеса. В вопросах кибербезопасности и обеспечения непрерывности процессов корпорации планируют больше опираться на собственные ресурсы.

Источник

Что такое аутсорсинг персонала

Аутсорсинг персонала только начинает набирать обороты в России. Некоторые относятся к нему насторожено и считают, что лучше все делать собственными силами. Но аутсорсинг – это перспективное направление: он экономит деньги на содержание штата персонала, время на погружение в незнакомую задачу, средства на обучение кадров новому навыку.

Как и у любого явления, у аутсорсинга есть свои тонкости, плюсы и минусы. Расскажем о них подробнее.

Что такое «аутстаффинг» и «аутсорс»

До недавнего времени понятия «аутсорсинг» и «аутстаффинг» подменяли друг друга и стали чуть ли не синонимами. Однако их следует различать, все просто:

Давайте рассмотрим на конкретном примере. Допустим, есть небольшое предприятие, которое производит свою линейку косметики: шампуни, мыло, гели для душа, скрабы. Предприятие направляет все свои силы на разработку новых формул, повышение качества, увеличение объемов производства и так далее, а проблемы логистики и маркетинга делегирует сторонней организации. Это аутсорсинг. Причем компании-производителю не обязательно знать в лицо конкретных сотрудников, которые занимаются логистикой и маркетингом.

Продолжим тему косметической продукции: есть парфюмерно-косметический салон, в котором решили устроить предновогодние распродажи. В такой период ажиотажа не хватает работников: консультантов, супервайзеров, продавцов. Салон решает обратиться за помощью к сторонней организации и берет в «аренду» недостающий персонал на определенный срок. Таким образом, нанятые работники трудятся на территории компании-заказчика, но при этом они связаны трудовым договором со своей организацией. Это аутстаффинг.

Обратите внимание, что договор аутстаффинга не может быть заключен больше, чем на 9 месяцев.

Таким образом, когда требуется выполнить разовые, временные работы, когда не хватает трудовых ресурсов – выручает аутстаффинг. Аутсорсинг же подходит для более длительных задач. Ниже мы еще вернемся к видам аутсорсинга и, рассмотрим, где его чаще всего применяют.

Законодательные основы

Только с 2016 года аутсорсинг и аутстаффинг начали регулироваться законодательно. До этого момента их свободно применял крупный и малый бизнес.

1 января 2016 года в Трудовой кодекс РФ было внесено изменение – новая глава №53.1. Внесены поправки и в другие нормативно-правовые акты. Теперь договоры аутстаффинга и понятие аренды персонала запрещены. Однако появился другой термин – «деятельность по предоставлению труда персонала». Это понятие практически легализует аутстаффинг, но с некоторыми ограничениями.

Право на осуществление деятельности по предоставлению труда персонала принадлежит аккредитованным частным агентствам занятости и некоторым другим организациям.

Руководитель частного агентства занятости «Кадровичек» решает оказывать услуги аутстаффинга – для этого нужно пройти аккредитацию. И вроде бы «Кадровичек» соответствует всем требованиям:

Но вот приходит юрист, проверяет документы и находит неприятный момент: «Кадровичек» использует упрощенную систему налогообложения. С 2016 года в Налоговом кодексе РФ четко написано, что частным агентствам занятости нельзя использовать «упрощенку», если хотят осуществлять услуги по предоставлению труда персонала.

Тогда руководитель агентства дает указание перейти на общий режим налогообложения, проходит аккредитацию и начинает оказывать запланированные услуги.

Кроме частных агентств занятости, предоставлять труд работников могут юридические лица в следующие компании:

С аутсорсингом дела обстоят легче. Когда руководитель маркетингового агентства решил отдать ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, он обратился к ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Там ясно прописано: «юрлица свободны в заключении договора». Руководитель агентства связался с компанией-исполнителем, и они заключили договор «возмездного оказания услуг». Также они могли заключить договор подряда.

Обратите внимание, в договорах нельзя использовать следующие формулировки: «аутсорсинг персонала», «аутстаффинг», «предоставление или аренда персонала».

Возможно, у вас возникнет вопрос: почему столько ограничений? Напомним, что в России крепостное право отменили в 1861 году. С тех пор нельзя «продавать», «арендовать», «предоставлять» людей – можно только их услуги. Государство таким образом защищает права и интересы работников.

Виды аутсорса

Аутсорсинг персонала бывает следующих видов:

Мы рассмотрели самые распространенные виды. Кроме них существуют кадровый, финансовый, аутсорсинг обучения кадров и другие. Возьмите любую сферу деятельности – и найдете предложения аутсорсинга.

Интересный факт. Многим известно, что компания Apple отдает на аутсорсинг в Китай производство своей продукции, но к таким услугам прибегают не только корпорации, крупные и мелкие компании, но и страны: в США и Великобритании государство делегирует даже сбор налогов.

Плюсы и минусы аутсорсинга

Мы подскажем, на что обращать внимание, чтобы снизить риски:

Мы не стали включать в список заключение договора – это само собой разумеется. Нет договора – считайте, что вам никто ничего не должен.

Интересный факт. Согласно исследованиям 2016 года, треть представителей малого и среднего бизнеса в России не считают нужным привлекать сторонних специалистов. Однако в Европе, Израиле и США до 95% представителей бизнеса пользуются услугами аутсорсинговых компаний.

Основы заключения договора на предоставление услуг персонала

На примере IT-организации рассмотрим, как заключать договор на возмездное оказание услуг.

Руководитель IT-компании желает повысить эффективность своей организации, поэтому он решил обратиться к HR-аутсорсингу. Он хочет, чтобы HR-специалист подобрал сотрудников в отдел связи и технической поддержки, рассчитал зарплаты персонала, а также занялся их мотивацией и обучением.

Встречаются руководители IT-компании и аутсорса, садятся за стол переговоров. Им нужно решить и прописать в договоре следующие моменты:

Таким образом, в договоре четко прописаны обязанности сторон, сроки и ответственность, поэтому руководитель IT-компании спит спокойно и не переживает о возможных проблемах аутсорсинга.

Интересный факт. Компания финансовых услуг First American одна из первых поручила подбор кадров на аутсорсинг. За 5 лет они сэкономили 12,3 млн долларов.

Источник

Аутсорсинг персонала: важная информация для работодателей

Обновлено 28 октября 2021

Аутсорсинг персонала как форма сотрудничества со сторонними специалистами для ведения бизнеса – относительно новое явление для России. Тем не менее многие компании уже по достоинству оценили его многочисленные преимущества. Если говорить в целом, аутсорсинг – это привлечение сотрудников извне для выполнения отдельных работ или решения комплекса задач на договорной основе. Аутсорсинг при этом не предполагает полноценного трудоустройства. Такая форма сотрудничества открывает перед предпринимателями обширные возможности и новые перспективы для продвижения. Безусловно, сбрасывать со счетов аутсорсинг точно не стоит.

Аутсорсинг персонала – что это такое простыми словами

Почти у всех компаний рано или поздно возникает необходимость в той или иной деятельности, напрямую не связанной с основным фронтом работы. И возникшие задачи должен кто-то решать. Нанимать специально для этого сотрудников в штат часто экономически нецелесообразно. На помощь здесь как раз и приходит аутсорсинг.

Аутсорсинг предполагает, что компания перекладывает на основании соглашения некоторые непрофильные функции на стороннюю организацию – аутсорсера.

Сам термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (outsourcing: outer-source-using). Дословно переводится как «использование внешнего ресурса». Следовательно, аутсорсинг – это применение не внутренних трудовых ресурсов в лице штатного персонала, а внешних, то есть работников других компаний или фрилансеров.

В каких сферах услуги аутсорсеров наиболее востребованы? Их много. Это бухгалтерия, юриспруденция, клининг, транспортные перевозки, IT-сфера и другие.

Приведем пример аутсорсинга. Возьмем небольшое предприятие, специализирующееся на выпуске и продаже пластиковых окон. Его профильные специалисты – прежде всего, работники, задействованные на производстве, менеджеры по продажам, реализующие готовый продукт, и, наконец, мастера по установке. Именно этот персонал приносит предприятию прибыль.

Вместе с тем компания нуждается и в других специалистах:

Предположим, наняли в штат 5 сотрудников. Они не участвует в производственном процессе, не приносят компании доход – то есть «паразитируют». Иными словами, не создают напрямую ту ценность, за которую компании платят покупатели. Что делать? Уволить их? Но как работать без юриста и бухгалтера?

Есть несколько вариантов:

Пойдя первым путем, вы понесете большие издержки. Из-за этого компания вообще может стать убыточной ну или, в лучшем случае, ее возможный доход уменьшится в несколько раз. Аутсорсинг персонала – лучший вариант здесь. Наймите нужных специалистов через аутсорсинговую компанию и заключите договор. Так вы значительно сократите потенциальные расходы и обеспечите фирме качественную работу.

Аутсорсинг персонала компании в последние годы становится все более востребованным методом организации трудовой деятельности. Множество предприятий, как крупных, так и небольших, постоянно его используют, стремясь получить выгоду.

10 любопытных фактов об аутсорсинге персонала

Преимущества и недостатки аутсорсинга персонала

Если говорить в целом, аутсорсинг во многих аспектах выигрывает у традиционного трудоустройства. Практика показывает, что компании, грамотно выстраивающие процесс аутсорсинга, увеличивают расходы при снижении постоянных затрат и решают важные кадровые задачи.

Об основных плюсах аутсорсинга мы поговорили выше. Если судить в общем, это направление приносит следующие положительные результаты:

Опять же, практика показывает, что аутсорсеры более мотивированы, профессиональны и подготовлены, чем большинство штатных работников.

Аутсорсинг персонала что это. 2 1. Аутсорсинг персонала что это фото. Аутсорсинг персонала что это-2 1. картинка Аутсорсинг персонала что это. картинка 2 1.

Несмотря на явный положительный эффект, аутсорсинг может проигрывать традиционной форме сотрудничества со специалистами. Остановимся на его недостатках:

Большую часть из вышеперечисленных минусов можно легко устранить, если правильно составить договор аутсорсинга на предоставление персонала и учесть в нем все нюансы. Но любой бизнесмен и специалист по подбору персонала, так или иначе, должен очень внимательно подходить к аутсорсингу.

Чем аутсорсинг отличается от стандартной схемы лизинга и аренды персонала

Основное отличие аутсорсинга в том, что трудовые отношения здесь оформляют только юридически. У многих возникают вопросы, чем аутсорсинг сотрудников отличается от заключения договора подряда. И правда, эти понятия во многом схожи. Но есть две основные характеристики, отличающие именно аутсорсинг персонала:

Услуги аутсорсинга не всегда заказывают юридические лица. В роли заказчиков выступают и частные предприниматели. При этом нужно сразу оговориться: об обычных частных лицах речи здесь не идет. Что это значит? Если предприятие не берет уборщицу в штат, а нанимает ее на аутсорсе, это аутсорсинг. Но если уборщицу нанимает человек для клининговых работ у себя дома, то он простой заказчик услуг. Вывод: заказчик аутсорсинговых услуг – это априори лицо, способное выступать в роли работодателя.

Часто под термином «аутсорсинг» понимают вывод работников из категории штатного персонала. Юридически их переводят в другую компанию. При этом они продолжают выполнять свои трудовые функции. Для чего компании так делают? Для искусственного снижения нагрузки через рассредоточение трудовых ресурсов. В некоторых сферах деятельности это может быть целесообразно в плане налогообложения.

Нередко аутсорсинг персонала путают с двумя схожими бизнес-процессами: арендой и лизингом. Хотелось бы поговорить о различиях между этими понятиями.

Аутсорсинг – это процедура, предполагающая, что одно предприятие заказывает у другого те или иные услуги, заключая соответствующее соглашение. Это соглашение подтверждает, что квалифицированный персонал окажет необходимые услуги в установленное время. Конкретные специалисты в документе не упоминаются. То есть нет привязки к чему-то определенному. Важен сам факт оказания услуг.

Лизинг или аренда сотрудников (аутстаффинг) подразумевает передачу персонала на конкретный период одной организацией другой. Здесь мы имеем в виду определенных специалистов, формально числящихся как работники одной компании, но по договору работающих в другой и выполняющих свои трудовые функции там. Лизинг подразумевает возможность дальнейшего официального перехода специалиста в штат предприятия, арендующего его.

Очень важно понимать, в чем отличие аутсорсинга от схожих понятий, таких как аутстаффинг, консалтинг, лизинг сотрудников.

При аутсорсинге компания нанимает квалифицированный персонал на продолжительный срок. При аутстаффинге выводит уже работающих на нее специалистов за пределы штата.

Что экономически выгоднее: аутсорсинг или аренда персонала? Все зависит от конкретной ситуации. Как правило, арендовать персонал целесообразнее, если нужно провести какие бы то ни было разовые, временные, сезонные работы, например на сельхозпредприятии или если требуется замена временно отсутствующего специалиста. При этом в аренду компании могут брать профильных специалистов, формирующих доход.

Аутсорсинг – более выгодный вариант, если вам нужны специалисты, которые бы регулярно выполняли профильные работы.

Как бы то ни было, и аутсорсинг, и аренда, и лизинг нацелены на оптимизацию рабочих процессов в компании и одновременное сокращение расходов на зарплату.

Сравним в таблице аутсорсинг, аренду и лизинг сотрудников:

Аренда персонала (аутстаффинг)

1Важен сам факт предоставления услуг заказчику, а не место пребывания персоналаСотрудники лизингового предприятия могут перейти на постоянную работу в фирме заказчика через какое-то времяПерсонал фирмы-аутстаффера располагается на территории предприятия-заказчика2НадежностьСотрудники предоставляются на продолжительный периодВыгодный для фирмы-заказчика вариант для выполнения сезонных работ3Экономически выгодно (+)Экономически выгодно (+)Экономически выгодно (+)

В таблице ниже рассмотрены ключевые различия между договорами на аутсорсинг работников и аутстаффингом:

Предмет сотрудничестваПроведение необходимых работ, в которых нуждается компания-заказчик или сторонняя компанияПередача специалиста в штат подрядчика с сохранением фактического рабочего места на предприятии-заказчикеПериод действия договораОграничения отсутствуютМаксимум 9 месяцевУсловия оплаты трудаВ соответствии с условиями договораТе же, что у штатных работников на аналогичных должностяхДокументальное оформлениеДоговор на возмездное предоставление услугЗапись в трудовой книжке работника и дополнительное соглашение к трудовому договоруНесчастные случаи с внештатными сотрудникамиРасследует фирма-исполнительРасследует фирма-заказчикОтветственность за неоплату трудаНесет компания-исполнительСубсидиарная ответственность

Для решения каких задач подходит аутсорсинг в управлении персоналом

Областей применения аутсорсинга немало, как и задач, которые он решает.

Аутсорсинг персонала очень эффективен, если:

Услуги аутсорсинга традиционно делят по направлениям деятельности. Выделяют несколько основных отраслей, где часто требуются аутсорсеры:

Аутсорсинг персонала что это. 11. Аутсорсинг персонала что это фото. Аутсорсинг персонала что это-11. картинка Аутсорсинг персонала что это. картинка 11.

Сегодня аутсорсинг – это гораздо больше, чем самостоятельный кадровый инструмент. Среди специфических его видов выделяют перенос производственных мощностей в разные регионы страны, использование техоборудования, интеллектуальных прав, прочих объектов и субъектов хозяйственной деятельности.

Можно ли использовать аутсорсинг персонала для руководящих должностей

Все чаще в последние годы владельцы фирм привлекают руководителей извне. При выборе собственники рассматривают лучшие кандидатуры: специалистов, которые работали в известных мировых компаниях, проходили практику за границей, имеют в арсенале многочисленные сертификаты, дипломы, награды.

Мировой опыт показывает, что множество транснациональных корпораций привлекают к управлению топ-менеджеров, ранее не работавших на предприятии.

На первый взгляд, привлечение руководителей извне – разумный шаг, поскольку управлять бизнес-процессами будет действительно опытный специалист. Но для нашей страны эта тенденция чужда. Дело здесь, главным образом, в менталитете. Психология россиян такова, что они не могут в достаточной степени уважать специалиста, не отработавшего в компании долгое время.

Кроме того, самому руководителю, привлеченному извне, трудно управлять предприятием, в специфике которого он разбирается поверхностно. Но трудно только тогда, когда мы говорим об узкоспециализированной компании. Например, сложно руководить деревоперерабатывающим цехом без глубоких знаний в этой отрасли.

Компании на грани банкротства часто привлекают антикризисных управляющих. Но такие специалисты решают по большей части финансовые, а не производственные вопросы. Поэтому здесь можно посоветовать привлекать специалиста-аутсорсера лишь в качестве бизнес-тренера, советника, чтобы он помогал владельцу решать приоритетные для компании вопросы. Но превращать его в полноправного руководителя не стоит.

В самом процессе управления персоналом может возникать достаточно спорный вопрос. Зачастую представители организаций, предоставляющих аутсорсинговые услуги, отказываются от выполнения поручений, мотивируя это тем, что прямой руководитель, которому они юридически подчиняются, не дал соответствующих указаний. Появляется множество загвоздок и сложностей: заказчику нужно связываться с начальством непосредственного исполнителя, чтобы потом его руководитель дал соответствующие распоряжения.

Как правило, с такими проблемами сталкиваются молодые компании низкого уровня. Решать их нужно максимально быстро. Заранее или после первой же загвоздки решите, как устранять такие сложности во избежание дальнейших неприятностей.

Что учесть, прежде чем воспользоваться услугами аутсорсинга персонала

Прибегать к аутсорсингу необходимо с учетом некоторых нюансов работы. Здесь мы имеем в виду не только особенности менеджмента, но и юридические тонкости.

Для успешного внедрения аутсорсинга учитывайте важные моменты:

Важно оформить соглашение правильно. Именно от правильности его составления будет зависеть возможность доказать в спорных ситуациях, что тот или иной специалист виновен или же что его вины нет.

В законе РФ термины «аренда» и «лизинг» применимы только в отношении имущества. В ст. 655 ГК РФ сказано, что слово «аренда» нельзя употреблять по отношению к живому человеку. Все логично: человека нельзя, как неодушевленный предмет, передать кому-то на платной основе за деньги для использования другим человеком.

Предупреждение! Поскольку писать в соглашениях фразы «лизинг персонала», «аренда сотрудников» запрещено, вместо этого устно и письменно употребляют словосочетание «предоставление персонала», что на языке юриспруденции соответствует простой хозяйственной процедуре.

Под предоставлением персонала понимают операцию, в рамках которой одно предприятие передает трудовые ресурсы другому.

С 01.01.2016 в законе РФ присутствуют два новых понятия. Первое – заемный труд. Его использовать ЗАПРЕЩЕНО. Второе – деятельность по предоставлению персонала. Его употреблять МОЖНО.

Заемный труд – неконтролируемая аренда любого персонала для решения любых задач и осуществления любой трудовой деятельности. В России термин запрещен с 2016 года.

Да, заемный труд сейчас запрещен. А предоставлять персонал можно, на основании ФЗ №116 от 05.05.2014. В законодательстве РФ указаны правила составления договора и обозначено, кто вправе предоставлять услуги. Подробно описаны ситуации, когда сотрудники не могут быть привлечены на основании соглашения о предоставлении персонала.

Основное нововведение состоит в том, что договор о предоставлении персонала должны подписывать компания-исполнитель и сотрудник; компания-исполнитель и компания-заказчик (в договоре указано, что должен делать заказчик в отношении временного работника). В общей сложности должно быть два договора. Это стандартная схема для лизинга сотрудников.

Предоставлять персонал другому работодателю можно только на конкретный период не более 9 месяцев. На это есть ряд причин:

Также стоит помнить, что круг лиц, выполняющих услуги на условиях аутсорсинга, ограничен. Ими могут быть только субъекты, не планирующие работать на постоянной основе:

Эти сотрудники направляются в компании на тех же условиях, как если бы с ними подписывали трудовое соглашение.

В некоторых ситуациях временных работников принимать запрещено. Среди них:

Соответственно, внештатные специалисты все же могут быть взяты в штат. Однако в законе РФ есть определенные ограничения, не позволяющие прибегать к аутсорсингу персонала постоянно.

Юристам советуют заключать соглашения «Возмездного предоставления услуг». Подробно о них сказано в ст. 39 и 779 ГК РФ.

Приведем пример легальной реализации аутсорсинга сотрудников из пяти этапов:

Шаг 1. В кадровое агентство поступил запрос на водителя погрузчика. Требования: мужчина 30–45 лет. Договор действует в течение полугода.

Шаг 2. Агентство выбирает нужного человека и принимает его в штат. Заключается трудовое соглашение.

Шаг 3. Выбирается способ взаимодействия предприятия-заказчика с агентством. Создается договор, где указывают сумму оклада, сроки, условия и объем работы, размер комиссии агентства.

Шаг 4. Составляются договоры: между сотрудником и кадровым агентством; между заказчиком и кадровым агентством.

Шаг 5. Предприятие-заказчик получает водителя погрузчика на необходимый период.

В результате предприятие-заказчик:

Пошаговое внедрение аутсорсинга персонала в компании

1. Анализ фактического состояния компании

Прежде чем начать реализовывать любой проект, необходимо оценить состояние предприятия и проанализировать аргументы, доказывающие экономическую выгоду и потенциал от выполнения планируемых действий. При этом опираться нужно на сухие факты и цифры.

Для объективной оценки состояния бизнеса следует проанализировать цели компании и конкурентов, установить стратегические приоритеты развития бизнеса, найти слабые места, определить, какие задачи можно переложить на специалистов-аутсорсеров, и спрогнозировать объем этих работ.

Затем нужно рассчитать, сколько стоит самостоятельно выполнить функцию или реализовать бизнес-процесс (затраты, которые можно подсчитать заранее: цена за аренду офисного или другого помещения, стоимость и габариты техоборудования, необходимого для решения этой задачи, сумма на оплату труда задействованных в этих процессах специалистов).

На этой ступени формируют рабочую группу, которая занимается сбором необходимой информации, обсуждает ее, ведь, так или иначе, метод мозгового штурма всегда приносит лучшие результаты по сравнению с индивидуальным решением.

2. Принятие решения о переходе на аутсорсинг

Итак, вы все же решили заказать аутсорсинг персонала. Для начала рекомендуем проанализировать все преимущества и недостатки, возможности и риски, с которыми можете столкнуться. Сравните затраты на самостоятельное решение необходимых задач или их выполнение аутсорсерами, а потом установите, целесообразно ли привлекать персонал.

Также здесь ставят цели и задачи проекта, назначают руководителя, создают рабочую группу, согласовывают с топ-менеджером количество задач, передаваемых аутсорсерам, и требования к привлеченным специалистам.

Безусловно, окончательно решает, нужен подбор персонала на основе аутсорсинга или нет, гендиректор или владелец компании.

3. Выбор компании, предоставляющей услуги аутсорсинга

Очень важно правильно выбрать партнера. Если ошибиться, впоследствии придется менять компанию, оказывающую услуги аутсорсинга, – соответственно, повторять довольно долгое преобразование предприятия для работы в новом формате.

Для снижения риска неверного выбора партнера и исключения субъективных факторов нужно проанализировать рынок аутсорсинговых услуг и проверить репутацию компаний, с которыми вы потенциально могли бы сотрудничать. Так у вас автоматически сформируется перечень потенциальных партнеров. Теперь главная задача – выбрать подходящего.

Здесь можно учитывать:

В выборе партнера вам поможет таблица. Внесите в нее сведения по вышеуказанным критериям оценки и сравните варианты. И в целом таблицы часто помогают принимать верные решения в различных деловых ситуациях.

4. Разработка условий договора на аутсорсинг

Следующий шаг – обсуждение с новыми партнерами условия сотрудничества. Четко обозначьте перед ними цели и задачи и, конечно, установите сроки перехода на аутсорсинг. Не стесняйтесь уточнять детали. Важно удостовериться в том, что обе стороны четко представляют дальнейший формат работы и картина текущего положения дел в бизнесе совпадает. Ошибки при реализации проектов возникают именно из-за ошибок в коммуникации. Помните, самое сложное в переходе на аутсорсинг персонала – сформулировать запрос.

Будьте готовы к тому, что партнеры озвучат свой вариант решения проблемы. К рекомендациям, конечно, прислушаться стоит, хотя бы потому, что аутсорсинговая компания реализовала не один проект, а значит, опытнее вас.

При разработке соглашения в состав рабочей группы обязательно включают юриста. Если его в штате нет, обратитесь за консультацией к специалисту извне.

В договоре непременно должны быть указаны ключевые параметры, определяющие структуру взаимодействия с аутсорсинговой компанией.

Заключая договор, помните, что обязанности на аутсорсинг можно передавать как полностью, так и частично.

5. Переход на новый формат работы

Любая компания при переходе на аутсорсинг учитывает эмоциональный климат в коллективе. Советуем провести разъяснительную работу с сотрудниками, предоставить им необходимую информацию о переходе на новую форму работы и ознакомить со всей документацией под подпись.

Важно уделить особое внимание тем специалистам, с которыми фирма хочет сотрудничать дальше, и деликатно сообщить о прекращении трудовых отношений тем, в ком больше не нуждается.

На этом этапе также разрабатывают необходимую документацию и положения: план работы по внедрению проекта и новое штатное расписание. Если нужно, создают новые или корректируют существующие должностные инструкции.

6. Функционирование проекта на отчетном этапе

Рабочая группа больше не нужна. Главным становится работник, который передает руководству отчетность с заранее оговоренной периодичностью.

При подведении итогов за отчетный период: оценивают, как функционирует система аутсорсинга на основе обратной связи персонала, руководства и партнеров; сопоставляют результаты работы аутсорсинговой компании с запланированными KPI. Кроме того, участники процесса коллективно обсуждают промежуточные итоги реализации проекта.

Если в системе выявляются слабые места, причин может быть две: несоблюдение условий договора и ошибки в планировании. Главное – понять, что стало причиной недочетов, и начать их устранять.

За качеством решения задач, переданных на аутсорсинг, нужно постоянно следить, как, впрочем, и других. Уровень контроля зависит от того, насколько важны для бизнеса переданные задачи, высоки риски и компетентны сотрудники поставщика.

Примерно так для любой компании выглядит процесс перехода на аутсорсинг. Безусловно, его можно корректировать в зависимости от специфики деятельности. Но в целом схема такая.

Как правильно составить договор аутсорсинга персонала

Как правило, юридически предоставление персонала – аутсорсинг оформляется между двумя бизнес-субъектами как договор на оказание услуг. Форма составления документа произвольная. Главное – соблюдать деловую и нормативную терминологию и общие правила делопроизводства.

В соглашении обязательно расписывают все условия сотрудничества. В большинстве случаев рекомендуется использовать не типовые соглашения, а индивидуальные.

Составляя договор аутсорсинга на предоставление персонала, внимательно оценивайте следующие нюансы:

Вот что обязательно должно быть описано в договоре:

При этом сами договоры заключают на аутсорсинг разного типа:

Необходимо учитывать, что российское законодательство не регулирует вопрос выполнения работ на условиях аутсорсинга. Это, конечно, недостаток сотрудничества с компаниями-аутсорсерами. Именно поэтому единственный вариант контролировать ход выполнения условий работы с партнером – договор.

В документе нужно описать пути разрешения всех вероятных споров. Также должен быть указан подробный список выполняемых работ. Соглашение подписывают стороны, имеющие на это право. Иногда целесообразно проверять, есть ли у компании-аутсорсера лицензия на предоставление услуг.

От чего зависит цена аутсорсинга персонала

Если брать абсолютные показатели, аутсорсинг обходится компаниям дороже, чем наем работника в штат. Но следует помнить о том, сколько времени они экономят благодаря аутсорсингу, а также учитывать альтернативные расходы.

Фирма-аутсорсер отвечает за все выплаты, связанные с зарплатой работника: взносы на страхование, больничные, декретные, отпуска. Если случаются временные простои, то расходы, связанные с ними, также несет аутсорсер.

Множество фирм-аутсорсеров при заключении договоров на длительный период предлагают скидки за объем работы. Аутсорсинговые услуги оплачиваются только по факту проведенных работ.

Не будем приводить какие-то определенные цифры, так как показатели для каждой страны, области, города разные и, кроме того, изменчивы. Поэтому укажем на несколько важных параметров, от которых зависит аутсорсинг персонала стоимость:

Аутсорсинг оплачивается тремя способами:

Чаще всего компании платят по итогу: переводят деньги лишь после конкретного измеримого результата, например изготовления определенного количества деталей.

Оплата по указанный в договоре период, как правило, практикуется в тех случаях, когда аутсорсер решает нестандартные задачи, по которым нет точных временных нормативов. Здесь фирма-аутсорсер предлагает время, за которое справится с заданием, а заказчик соглашается на этот период.

Третий вариант – оплата за фактически отработанное время. Используют ее тогда, когда, например, заказывают аутсорсинговые услуги по найму сотрудников. Аутсорсер тратит время на поиск работников и за дальнейшую деятельность принятых в компанию специалистов не отвечает. Ему платят только за отработанное по факту время.

В этой статье мы постарались подробно рассказать о том, что такое аутсорсинг рабочего персонала, каким он бывает, какие задачи помогает решать, осветили его плюсы и минусы. Надеемся, эта информация обязательно пригодится вам в бизнесе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *