аверченко творчество и жизнь
Аверченко, Аркадий Тимофеевич
писатель, сатирик, юморист
Арка́дий Тимофе́евич Аве́рченко (1881 [1] —1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик. [2]
Содержание
Биография
Дореволюционная жизнь
Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.
А. Т. Аверченко не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.
Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет. С 1896 по 1897 гг. служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также в рассказе «О пароходных гудках»
В 1897 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник. На руднике он проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о тамошней жизни («Вечером», «Молния» и др).
В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков, где 31 октября 1903 года в газете «Южный край» появляется его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сам же Аверченко считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник» (1905 год).
В столице он становится сотрудником второстепенных изданий, в том числе в терявшем подписчиков журнале М. Г. Корнфельда «Стрекоза». [3] [4]
В 1908 году группа молодых сотрудников «Стрекозы» решает издавать новый журнал «Сатирикон», секретарём, а вскоре и редактором которого становится Аверченко.
Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Ре-ми) и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны («Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши»). Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась.
В 1911—1912 Аверченко дважды ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Ремизовым). Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».
А. Т. Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.
После Октябрьской революции всё резко изменилось. В июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к советской власти. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, в частности, пробираться через оккупированную немцами Украину.
С июля 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии.
15 ноября 1920 Севастополь был взят красными. За несколько дней до этого Аверченко на одном из последних пароходов уехал в Константинополь.
В эмиграции
В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.
В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где герои — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Книга вызвала отповедь в советской печати, в частности, Н. Мещеряков назвал её «юмором висельника» [5] В этом же году вышла статья Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем», однако при этом В. И. Ленин нашел книгу «высокоталантливой». В ответ Аверченко пишет рассказ «Приятельское письмо Ленину», в котором подытоживает свой эмигрантский путь «из петербургских „варяг“ в константинопольские „греки“, начиная с запрета большевиками „Нового Сатирикона“ и проведения широких арестов» [6]
В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в отеле «Злата гуса» на Вацлавской площади.
В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».
Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».
В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.
Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.
В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».
Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.
Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.
Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.
Творчество
Аркадий Тимофеевич Аверченко — прозаик, драматург, журналист и критик.
Первый рассказ писателя «Уменье жить» был опубликован в 1902 году в харьковском журнале «Одуванчик». В период революционных событий 1905—1907 гг., обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».
В 1910 году выходит его сборники «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене» и «Весёлые устрицы», последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.
После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» в журнале «Солнце России» за 1910 год (№ 12), такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена, другие (А. Измайлов) сопоставляли его с ранним Чеховым.
Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.
В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах.
На данном этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они служат тем самым для большего отстранения действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ «Рыцарь индустрии» повествует о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.
Постепенно в творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние разрухи, в которой находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.
В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы (сб. «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» и другие).
К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране. И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.
В 1921 году в Париже выходит книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные — все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни.
Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного» 1921 года. «Записки простодушного» — сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».
В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии.
В 1925 году выходит последнее произведение писателя — юмористический роман «Шутка мецената».
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Биографическая справка
130 лет назад (27 марта 1881 года) родился русский писатель-юморист Аркадий Тимофеевич Аверченко.
Писатель-юморист, драматург, театральный критик Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 27 марта (15 марта по ст. стилю) 1881 г. в г. Севастополе в семье небогатого коммерсанта. Учился в Севастопольской гимназии, однако после второго класса из-за слабого здоровья и плохого зрения не мог посещать гимназию и доучивался, как писал в автобиографии, «дома, с помощью старших сестер».
Работать Аркадий Аверченко начал рано, в 15 лет поступив на службу в частную транспортную контору младшим писцом. Через год он уехал из родного города и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в Харьков, где служил в акционерной компании Брянских каменноугольных копей и рудников.
Первый рассказ Аркадия Аверченко «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 г. В октябре 1903 г. в Харькове в газете «Южный край» был опубликован его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».
Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г.
В период революционных событий 1905-1907 гг. Аверченко обнаруживает публицистический талант, широко публикуя в периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески.
В 1906 г. он стал редактором сатирического журнала «Штык», быстро запрещенного цензурой. После закрытия этого журнала возглавил журнал «Меч», тоже вскоре закрытый.
В 1907 г. Аркадий Аверченко переехал в Петербург и начал работать секретарем редакции сатирического журнала «Стрекоза». Через год он предложил реорганизовать издание и с 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». За время работы Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, редкий номер издания обходился без рассказа или юморески Аверченко. По мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны.
В 1910 г. вышли три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», книга 1, «Зайчики на стене», книга 2.
Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А-е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.
В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон».
Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к cоветской власти. Февральскую революцию Аверченко приветствовал, но Октябрьскую не принял.
В августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен. Осенью 1918 г. писатель уехал на белогвардейский юг, там он сотрудничал в газетах «Приазовский край» и «Юг», выступал с чтением своих рассказов.
В начале апреля 1919 г. он приехал в Севастополь. Здесь вместе с писателем Анатолием Каменским Аверченко заведовал литературной частью театра-кабаре «Дом артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 г. Одной из первых постановок театра стала новая пьеса Аверченко «Лекарство от глупости», в которой автор выступал и в качестве актера. В начале 1920 г. севастопольский театр «Ренессанс» поставил пьесу Аверченко «Игра со смертью».
В апреле 1920 г. в Севастополе открылся театр «Гнездо перелетных птиц», в котором писателя-юмориста принимали всегда с радостью. Он гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.
В октябре 1920 г. Аверченко отбыл в Константинополь (Стамбул) с одним из последних врангелевских транспортов, успев перед отъездом издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила».
В Константинополе в то время находилось огромное количество русских беженцев. Аверченко совмещал творческую деятельность с организаторской: создал эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», сам возглавлял труппу (этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского «Черная роза», был самым известным в эмигрантской среде). Аверченко совершил несколько гастрольных поездок по Европе, а затем эмигрировал через Константинополь за рубеж.
В 1921 г. в Париже был опубликован сборник памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», за ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
13 апреля 1922 г. Аверченко переехал в Софию, затем в Белград, однако ни в одном из этих городов надолго не остался. 17 июня 1922 г. он переехал на постоянное место жительства в Прагу.
В Праге он успел написать и опубликовать сборники рассказов «Дети», «Смешное в страшном», «Записки Простодушного. Я в Европе», «Отдых на крапиве», пьесу «Игра со смертью» и др.
В 1924 г. Аркадий Аверченко перенес операцию по удалению глаза, после которой долго не мог оправиться; вскоре резко стала прогрессировать болезнь сердца.
28 января 1925 г. его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.
Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.
Последней работой писателя стал юмористический роман «Шутка мецената», написанный в Сопоте в 1923 г. а изданный в 1925 г. уже после его смерти.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Аркадий Аверченко — о писателе
Информация
Биография
Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881—1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик.
Аверченко Аркадий Тимофеевич родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал. В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в Харьков.
В 1903 г. в харьковской газете «Южный край» был опубликован первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь», в котором уже чувствуется его литературный…
Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881—1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик.
Аверченко Аркадий Тимофеевич родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал. В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в Харьков.
В 1907 г. переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале «Стрекоза», позднее преобразованном в «Сатирикон». Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.
Вышедшие в 1912 книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» утвердили за автором звание «короля смеха».
Последняя работа Аверченко «Шутка Мецената», написана в 1923 г. в Цоппоте (ныне Сопот) и издана в Праге в 1925 г., уже после кончины писателя. Роман и веселый и грустный, пронизанный ностальгией по милой сердцу автора беззаботной богемной петербургской жизни. И снова в персонажах романа приметы самого автора и его друзей.
В 1924 г. переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца. Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925 г. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.
Биография Аркадия Аверченко
Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский драматург, писатель-юморист, театральный критик – родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в купеческой семье.
Работал писцом, конторщиком, бухгалтером. Аверченко дебютировал как писатель рассказом «Как мне пришлось застраховать жизнь» (1903). В Харькове основал и редактировал журналы «Штык» (1906) и «Меч» (1907); в конце 1907 года уехал в Санкт-Петербург. Там А. Аверченко редактор и сотрудник петербургского журнала «Стрекоза» (с 1908), преобразованного им в журнал «Сатирикон» (1908-1913), затем – журнал «Новый Сатирикон» (1913-1918). Как отмечал в статье «Аверченко и «Сатирикон»» (1925) А.И. Куприн, журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же – чуткая середина – необыкновенно быстро открыли его». Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила «Сатирикону» его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Чёрный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С. Маршака, А. Куприна, А.Н. Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н.А. Лохвицкой (Тэффи). Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908-1913 было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов.
Писатель не принял Октябрьский переворот. Антибольшевистские настроения проявились в фельетоне «Моя симпатия и сочувствие Ленину» (1918). Жил в Севастополе (с 1919), где в апреле 1920 г. организовал театр-кабаре «Гнездо перелётных птиц», с которым в том же году эмигрировал в Константинополь, а в 1922 году – в Прагу.
Аверченко – автор сатирических и юмористических рассказов о человеческих слабостях и будничной городской жизни (сб. «Веселые устрицы», 1910, и др.), многие из которых были инсценированы, рецензий на театральные постановки и концерты. На основе газетных фельетонов крымского периода сложились сборники «Нечистая сила» (1920), «Дюжина ножей в спину революции» (1921). Жизнь русского эмигранта воссоздана в книге «Записки Простодушного» (1921), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет Аверченко с новой силой проявляется детская тема – от сборника «О маленьких – для больших» (1916) до книг рассказов «Дети» (1922) и «Отдых на крапиве» (1924).
Шаржированные образы Н. Крупской, Ф. Дзержинского, А. Керенского, М. Горького и др. Аверченко рисует в книге «Двенадцать портретов» (1923). Ностальгические воспоминания о литературной атмосфере предреволюционного Санкт-Петербурга передаёт «юмористический роман» «Шутка мецената» (опубл. в 1925).
Аркадий Аверченко умер 12 марта 1925 года в Праге.
Король юмора, которого обожали Николай II, Ленин и Утесов: Любопытные факты из жизни Аркадия Аверченко
Аркадий Аверченко – одна из самых таинственных и недооцененных фигур в литературе начала прошлого века. Автор гениальных юмористических рассказов и драматург, талант которого признавали как Николай II, так и Ленин, не принял новую, пролетарскую Россию. Он умер в эмиграции, прожив слишком мало, и в силу исторических событий долгое время оставался в тени более известных российских писателей.
Аркадий Аверченко, сын обедневшего купца, с детства очень плохо видел, поэтому, по его же словам, серьезного образования не получил (занимался дома). Тем не менее, он оказался настолько талантлив, что после недолгой конторской службы в итоге стал популярнейшим писателем царской России и даже редактором. В Санкт-Петербургском «Сатириконе» критик и редактор Аверченко имел огромный авторитет.
Крайне плохое зрение не помешало ему стать редактором, критиком, публицистом, писателем-сатириком. /Фото:nakipelo.ua
Увы, многие факты из своей биографии он писал и озвучивал в интервью в таком шуточном тоне, что было сложно понять, правда это или выдумка. Например, на вопрос журналиста о месте рождения он мог ответить, что на этот счет у него есть несколько версий. А когда его спрашивали про возраст, отвечал «Не знаю» или «Не помню». Часто бывает, что писатели-сатирики в обычной жизни оказываются мрачными и замкнутыми людьми, но это не про Аверченко. Он всегда был душой компании и шутником.
В 1918 году Леонид Утесов приехал в Гомель по приглашению местного музыкально-драматического общества. Его попросили подготовить праздничную программу открытия ресторана-кабаре, которое делали по принципу одесского кабаре «Летучая мышь». Аркадий Аверченко в это время как раз оказался в Гомеле. Выступления Утесова покорили его еще в Москве, поэтому он не мог не посетить открытие нового кабаре.
Так случилось, что Аверченко не смог устроиться в гостинице (все номера были заняты) и Утесов предложил новому знакомому остановиться у него. Они быстро сдружились: Аверченко был очень общительным и постоянно хохмил, а Утесов понимал его шутки с полуслова. Леонид Осипович даже пошутил, что с таким чувством юмора писатель должен был родиться в Одессе, на что тот парировал: «Ну, тогда мое собрание сочинений насчитывало бы не менее 100 томов».
Несмотря на большую разницу в возрасте, это недолгое общение настолько сблизило Утесова и Аверченко, что при расставании писатель даже подарил артисту свой портрет с памятной надписью. Леонид Осипович всю жизнь хранил его – более того, повесил дома на видном месте, и это несмотря на то, что Аверченко в СССР входил в список нежелательных писателей. Также не боялся Утесов и читать рассказы Аверченко со сцены.
Во время гастролей в разных городах Утесов часто включал в свою программу рассказы Аверченко. /Фото:shansonprofi.ru
Особенно любил Леонид Осипович рассказ Аверченко «Одесситы в Петрограде». Он постоянно его перечитывал, а незадолго до смерти, когда уже не мог это делать сам, просил жену читать ему вслух.
После общения в Гомеле новые друзья больше не виделись, ведь писатель вскоре эмигрировал, чему Утесов был очень огорчен. Позже, будучи в Праге, он, конечно же, посетил могилу Аверченко.
Его книги любила царская семья
Судя по переписке Николая II и его супруги, в императорской семье творчество Аверченко знали и любили. Например, в феврале 1916 года Александра Федоровна писала мужу, что их дочки читали вслух рассказы Аверченко о детях. А два года спустя, незадолго до гибели, император упомянул в своем личном дневнике, что начал читать «Синее с золотом».
Его рассказами зачитывались царские дочки. /Фото:liveinternet.ru
Ходили слухи, что семья Николая II даже приглашала Аверченко в Царское Село, но тот отказался.
«Озлобленный белогвардеец»
После революции писатель спешно уехал из Петербурга, переезжал из города в город, пока не остановился в родном Севастополе. Там он некоторое время сотрудничал с генштабом белогвардейцев. Аверченко писал юмористические листовки, которые потом подбрасывали полуголодным бойцам красной армии, чтобы их деморализовать. Текст «посланий» был издевательским: в них в подробностях рассказывалось, как вкусно белогвардейцы сегодня поели и что собираются откушать завтра, после чего стояла приписка: «Ветер будет дуть в вашу сторону».
Он открыто симпатизировал белогвардейцам и ностальгировал по царской России. /Фото:allwomanday.ru
Аркадий Аверченко был противником советской власти и никогда этого не скрывал. Известно, что его книгу «Дюжина ножей в спину революции», изданную в Севастополе в 1920-м, когда город был под влиянием белогвардейцев, и затем перепечатанную в Париже, прочитал Ленин. Она произвела на вождя такое сильное впечатление, что он даже написал на нее рецензию и опубликовал в газете «Правда». Автора рассказов, пронизанных любовью к царской России, Ленин охарактеризовал так: «Озлобленный почти до умопомрачения белогвардеец». И в конце добавил, что автор, тем не менее, очень талантлив и некоторые из его рассказов заслуживают перепечатки. Возможно, именно поэтому Аверченко в СССР был писателем нежелательным, но не запрещенным.
Личную жизнь не афишировал
Аверченко никогда не был женат и не имел законных детей, а свою личную жизнь не афишировал. Однако в памяти современников остались некоторые пикантные факты. Например, о его последнем и, видимо, самом главном романе с оперной певицей Елизаветой Петренко, которая успешно выступала не только в России, но и за рубежом. К моменту их знакомства дама уже была в разводе: жизнь с бывшим супругом, по профессии хирургом, не сложилась из-за ее постоянных гастролей.
С писателем-сатириком они познакомились в 1914 году в Петербурге. Через время они стали встречаться. К тому моменту Аверченко, видимо, только что расстался с актрисой Александрой Садовской, матерью троих детей, тайный роман с которой породил немало слухов. Например, поговаривали, что последнего ребенка Садовская родила от него.
Александра Садовская. /Фото:poradu.pp.ua
Как вспоминала потом писательница Тэффи, на именины Аркадия, которые он отмечал в ресторане «Вена», Петренко подарила ему портсигар из золота, украшенный бриллиантовой фигуркой мухи. Летние отпуска певица проводила в родной деревне Ахтырка под Харьковом, где ее часто навещал Аверченко.
Разлучила их иммиграция: писатель уехал в Европу, а Елизавета осталась в России.
Ахтырка, 1915 г. Аверченко (крайний слева), Петренко (вторая справа), ее племянница Евгения и белые офицеры играют в крокет. Фото из архива семьи Б.Тэца. /Фото:lit-info.ru
Аверченко до последнего дня верил, что возлюбленная уедет вместе с ним, однако она не захотела покинуть Родину. После разлуки они продолжали обмениваться нежными письмами.
Решив остаться в СССР, Елизавета Петренко быстро нашла свое место в новой стране – стала преподавать вокал. В 1930-х годах она возглавила кафедру в Московской консерватории, а в 1947-м даже получила Орден Трудового Красного Знамени.
Елизавета Петренко взрастила немало советских оперных певцов. /Фото:amumgk.ru/
А вот жизнь Аверченко на чужбине не задалась: он, хотя и имел творческий успех, сильно тосковал по родине. В Праге писатель прожил совсем недолго: здоровье ухудшилось, и местные врачи решили удалить ему больной глаз, но операция дала смертельные осложнения. Он умер в возрасте 44 лет.
Могила Аркадия Аверченко в Праге. По поводу даты его рождения до сих пор идут споры. /Фото: wikipedia.org