автор годы жизни детство
Детство (повесть Л. Толстого)
«Детство» — первая повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в 1852 году в журнале Современник, № 9. Эта книга описывает большие психологические переживания, которые испытывают многие мальчики в детстве: первая влюблённость, чувство несправедливости, обида, стеснение.
Содержание
Персонажи
Сюжет
Первые главы повести знакомят читателя с главными людьми в жизни главного героя: учитель Карл Иваныч, мама, папа. Идёт описание жизни и событий в усадьбе в дали от шумной и суетливой столицы. Мелочи, которые доставляют неприятности и мелочи, которые радуют. Красочно описываются первые впечатления в детстве мальчика: влюблённость, обида, жалость, предвкушение, горечь прощания. В какой-то момент становится известно, что Коля и Володя переезжают в Москву.
Цитаты
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни? [1]
Примечания
Ссылки
Набег • Записки маркёра • Рубка леса • Метель • Разжалованный • Люцерн • Три смерти • Кавказский пленник • Бог правду видит, да не скоро скажет • Много ли человеку земли нужно • Франсуаза • Дорого стоит • Хозяин и работник • Кто прав? • После бала • Фальшивый купон • Алёша Горшок • Корней Васильев • Ягоды • За что? • Божеское и человеческое • Ходынка • Что я видел во сне • Нечаянно •
методические пособия
статьи
произведения
об искусстве
Полезное
Смотреть что такое «Детство (повесть Л. Толстого)» в других словарях:
Детство (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Детство (значения). Детство Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала: русский … Википедия
Детство (значения) — Детство может относиться к нескольким понятиям: Детство этап развития человека «Детство» повесть Максима Горького. «Детство» повесть Льва Николаевича Толстого … Википедия
Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия
Два гусара (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Два гусара. Два гусара Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала: русский Год написания: 18 … Википедия
Крейцерова соната (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Крейцерова соната (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Хаджи-Мурат (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хаджи Мурат (значения). Хаджи Мурат … Википедия
Отрочество (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Отрочество (значения). Отрочество Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язы … Википедия
Юность (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Юность (значения). Юность Жанр: Повесть Автор: Лев Толстой Язык оригинала … Википедия
1852 год в литературе — Годы в литературе XIX века. 1852 год в литературе. 1796 • 1797 • 1798 • 1799 • 1800 ← XVIII век 1801 • 1802 • 1803 • 1804 • 1805 • 1806 • 1807 • 1808 • 1809 • 1810 1811 • 1812 • 1813 • 1814 • 1815 • 1816 • 1817 … Википедия
Л. Н. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.
Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня.
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.
Иван Захарович Суриков (25 марта [6 апреля] 1841 — 24 апреля [6 мая] 1880) — русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Автор хрестоматийного стихотворения «Детство». Другое его стихотворение, «В степи», в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом». На его стихи П.И.Чайковский написал романс «Я ли в поле да ни травушка была».
Суриков родился 25 марта (6 апреля) 1841 в деревне Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии в семье Захара Андреевича Сурикова (ум. 1881), оброчного крепостного графа Шереметева. Некоторое время жил в деревне, затем весной 1849 года (в 8 лет) вместе с матерью, Фёклой Григорьевной Суриковой, переехал в Москву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, параллельно обучился грамоте, много читал — поначалу в основном жития святых (по которым его учили). Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их.
Л. Н. Толстой «Детство»: анализ произведения
История создания
Жанр и направление
Жанр произведения «Детство» можно отнести к автобиографической повести, как было сказано выше о детских впечатлениях автора.
Направление повести – реализм, поскольку та основана на действительной обстановке и нравах того времени – начала XIX столетия.
Композиция и конфликт
Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева.
В завязке произведения лежит перелом в жизни ребёнка – отъезд из дома в Москву;
Затем следует развитие действия – новая жизнь в доме бабушки.
В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя.
Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.
Смысл названия
Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.
Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».
Суть: о чём повесть?
Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в деревне в своём поместье. Николенька узнаёт, что для него настала пора серьёзного обучения, для которого они с братом должны переехать в Москву. Мальчик пылко любит мать и не желает разлуки, но смиряется с ней. Жизнь Николеньки тесно связана с домом, дворовыми людьми и гувернёром, и в процессе повествования вырисовываются их отдельные портреты. Также в повести рассказывается об отце главного героя и других людях из светского общества. В Москве Николенька получает новые впечатления и заводит новые знакомства. Его сильной симпатией пользуется бойкий мальчик Серёжа Ивин, затем её вытесняет пылкая влюблённость в Сонечку Валахину, очаровательную двенадцатилетнюю девочку.
Главные герои и их характеристика
Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, отпрыск графского рода. Он умён, раним, чувствителен, горячо привязан к родителям, особенно к матушке. Рядом с ним любимый учитель, брат, сестра. Николенька растёт в деревне, в окружении родных и близких людей, такое детство можно назвать идеальным.
С переездом в Москву, жизнь мальчика стала иной, расширился круг его общения. Он впервые влюбился в двенадцатилетнюю Сонечку Валахину. Николенька не очень прилежен в учении, но склонен к рассуждениям, к анализу чувств и мыслей. Он добр и совестлив, но характер его пока не утвердился, и под влиянием обаятельного друга может совершить низость.
Детство омрачается горем: смертью матери. Это событие ускорило взросление героя.
Папа (Пётр Александрович Иртеньев) — граф, отец Николеньки. В детстве он высоко ставил отца и не мог помыслить о критическом отношении к родителю. В повести рассказчик даёт его характеристику уже с точки зрения взрослого человека. Папа был умным, уверенным в себе, некрасивым, но обаятельным, и всем нравился.
Главным в жизни считал удовольствие и счастье, это и руководило его поступками. Две страсти всей жизни Петра Александровича — карты и женщины: выигрывал миллионы, имел связи с множеством женщин всех сословий. Герой лишь констатирует характер и особенности своего отца, но не осуждает. Чувствуется, что он гордится отцом и любит его.
Володя и Любочка Иртеньевы — брат и сестра Николеньки. Они немного старше его, поэтому слегка снисходительны к младшему брату. Володя поддразнивает его и корит за излишнюю чувствительность. Н. по-мальчишески тянется к старшему брату, делится сокровенным, но не находит понимания. Володя, хотя и близок, но другого склада: более хладнокровный и рациональный.
Наталья Савишна — старая экономка Иртеневых, крепостная. В молодости она была нянькой maman, потом получила ключи от кладовой и служила исправно, радея о барском хозяйстве. Выйдя замуж maman, выдала вольную Наталье Савишне как благодарность за верную службу.
Этот документ совсем не обрадовал женщину. Оказалось, ей ничего не нужно для себя, только продолжать служить Наталье Николаевне и её семье. Рассказчик отмечает редкое любящее сердце Натальи Савишны, которая внесла много теплоты в его детство. Старушка недолго прожила после смерти своей любимицы. Терпеливо перенесла она болезнь и скончалось по-христиански: «с радостной улыбкой, произнося имя Божие».
Карл Иванович — учитель мальчиков Иртеньевых до отъезда в Москву, немец. Он любит своих воспитанников, особенно Николеньку, хотя ему и приходится часто наказывать его за плохое прилежание. Карл Иванович расстроен и обижен увольнением, он искренне привязан к семье Иртеньевых. Предстоящая разлука с ним огорчает Николеньку. Папа меняет своё решение и берёт учителя в Москву. Правда, обязанности у него там будут иные.
Катенька, Серёжа, Соня. Их Николенька любил за короткий период детства, каждого — по-разному. Катенька, дочь гувернантки в их доме, вызывала в нём нежность, нечто вроде первой любви. Очаровательному Серёже он хотел подражать, восхищался им, но Серёжа не был добр, и под его влиянием Н. поступил низко и жестоко, не заступившись за кроткого Иленьку Гарпа. Любовь к Соне — самое яркое чувство героя, из детства перешедшее в отрочество и юность.
Гриша — юродивый, человек пожилой. Его привечает maman, видя в нём человека особой духовности. Дети с любопытством наблюдают за ним. Спрятавшись, они слышат, как молится Гриша, очень просто и от души. Этот эпизод детства остался одним из ярких воспоминаний Николеньки.
Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.
Проблемы
Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.
Плохое влияние. Другой проблемой является плохое влияние, которое герой испытывает при переезде в город. Подражая во всём Серёже Ивину, Николенька автоматически разделяет его дурной поступок и даже не решается проявить сочувствие к обиженному мальчику Иленьке.
Неправильное поведение взрослых. Это явление также вырисовывается проблемой на жизненном пути главного героя. Отец при гостях выражает предпочтение старшему сыну, младшему же выражает некоторое пренебрежение и досаду, заставив мальчика переживать о том, что он некрасив и не ловок. Бабушка в течение праздничного вечера допускала насмешливые замечания в адрес Николеньки, смущая его. Такое отношение взрослых болезненно отзывалось на впечатлительном и нервном мальчике.
Проблема выбора правильного пути. Эта проблема имела своё начало в детском возрасте Николеньки. Он был вынужден принимать решения, склоняться на сторону добра или зла, определять своё отношение к тем или иным людям, к самому себе, задумываться о своих желаниях и побуждениях. Весь он пока состоит из вопросов – что он такое, и к чему он идёт?
Смысл
Основная мысль повести «Детство» выражается в желании автора показать важность детской поры в жизни человека. То, что он приобретает за этот короткий отрезок времени, останется с ним навсегда, будет определять его поступки и выбор пути.
Поэтому семья, близкие люди и всё, что окружает ребёнка, имеет огромное значение, о котором никогда нельзя забывать и которое не стоит обесценивать. Основная идея «Детства» выражается в том, как цепочка незначительных событий и слов формирует характер героя и определяет его судьбу.
Чему учит?
Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать.
Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.
Название произведения | Детство |
---|---|
Автор | Лев Толстой |
Жанр | Автобиографическая повесть |
Год написания | 1852 |
Главные герои
Краткое содержание
Глава 1. Учитель Карл Иваныч
Глава 2. Maman
Глава 3. Папа
Глава 4. Классы
Глава 5. Юродивый
Николенька и Володя уговаривают отца взять девочек на охоту, это их желание, ведь совсем скоро они расстанутся. Мама заодно тоже решилась их сопровождать.
Глава 6. Приготовления к охоте
После обеда дети побежали в сад и разговаривали о разных вещах, но только не о предстоящем отъезде. Затем, услышав приближение охотничьей линейки, побежали одеваться для охоты. Володе досталась «охотничья лошадь», Николенька очень этому завидует и невольно любуется братом, так тот хорош на лошади.
Глава 7. Охота
Глава 8. Игры
Охота кончилась и все отдыхали в тени молодых березок. Немного передохнув, дети решили поиграть. Но привычная игра в Робинзона как-то не заладилась.
Володя важничал, говоря, что это все скучно и не для него. Он считал, что игра – это все то, что не может произойти по-настоящему. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя…А какие разные приключения случались в …дороге! — вспоминает зимние вечера Николенька, когда дети садились на три стула и воображали себя на тройке лошадей и пускались в путь.
«Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?»
Глава 9. Что-то вроде первой любви
Любочка сорвала во время игры листок с червяком, испугавшись, бросила его на землю. Червяк был огромный и все бросились его смотреть. Николенька смотрит на червяка через плечо Катеньки, но взгляд его перемещается на открытое плечо девочки и, не удержавшись, целует его. Любуется Катенькой.
Вернувшись ко взрослым, дети узнают, что поездка отложена до завтра. Все едут домой. Николенька пытается грациозно проскакать на лошади, чтобы привлечь внимание Катеньки, но вместо этого чуть не падает со своего скакуна.
Глава 10. Что за человек был мой отец
«Большой статный рост, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос,… большая во всю голову лысина».
Таким запомнил рассказчик своего отца. Петр Александрович был уважаем всеми,
«Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела нужна публика»
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
Был уже вечер, когда все вернулись домой с охоты. Мама села за рояль, а дети устроились вокруг нее рисовать. Так как Николеньке досталась синяя краска, все выходило лишь синим, это раздосадовало мальчика и он пошел дремать в кресло.
В кабинет к отцу вошел приказчик Яков с какими-то неизвестными людьми. Николеньке кажется, что за дверями отцовского кабинета совершаются самые важные дела в мире. В кабинет приглашается и Карл Иваныч. Отец решается взять его с собой в Москву.
Перед ужином в комнату входит Гриша. Он все время плачет, в этом обитатели дома видят дурной знак. Но только не дети, они задумывают спрятаться в чулане и подглядеть за Гришей, больше всего их интересуют его вериги.
Глава 12. Гриша
Дети спрятались в чулане. Гриша стал молиться. Николенька с чувством детского удивления, жалости и благоговения следит за всем, что происходит в комнате. Но это чувство умиления быстро проходит, потому что Николенька переключает внимание на Катеньку, целует ей руку, она же отдергивает ее от героя. Гриша услышал шорох и дети выбежали из чулана.
Глава 13. Наталья Савишна
Наталья Савишна — няня матери Николеньки и прислуга в их доме. Отличалась усердием и кротостью нрава. Когда мама рассказчика выросла, то хотела отблагодарить Наталью Савишну и дала ей вольную, но та порвала ее и осталась в доме господ.
Николенька вспоминает ее любовь и самопожертвование. Маленьким повествователь любил бывать в комнате у Натальи Савишны. Особенно ему нравился сундуки экономки, в которых было все, что только могло понадобиться в их доме.
Герой вспоминает, как только раз в жизни на нее рассердился. Он разлил квас на скатерть. Наталья Савишна решила его проучить: поймала его и начала тереть мокрым по лицу. Это очень обидело повествователя. Но через некоторое время она подошла к нему и попросила прощения, подарив ему карамель и ягоду. А Николеньке стало стыдно.
Глава 14. Разлука
На следующий день после охоты начались сборы и проводы в Москву. Николенька с нетерпением ждет отъезда. Все присели, по обычаю, на дорожку, затем встали, перекрестились и стали прощаться. Николенька, взглянув на мать, наконец понял, что им предстоит пережить. Он расплакался.
Глава 15. Детство
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.»
Николенька вспоминает, как сладко было засыпать в кресле в гостиной и с какой нежностью его будила мать и отправляла спать. Поднявшись в спальню, герой начинал горячо молиться о здоровье близких ему людей.
«Какое время может быть лучше того, когда лучшие две добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?»
Глава 16. Стихи
Месяц прошел с момента переезда в Москву. Володя и Николенька готовятся поздравить бабушку с днем рождения. Володя нарисовал картину, А Николенька сочинил стихи. Хотя само сочинение этих стихов далось ему очень трудно. За основу он взял увиденное когда-то у Карла Иваныча стихотворение. Но все же удалось написать стих нашему рассказчику.
Одевшись к празднику, дети спускаются вниз, вместе с Карлом Иванычем дарят бабушке подарки. Николенька очень переживает, что над его творением будут смеяться, но, напротив, бабушка была польщена и похвалила внука.
Глава 17. Княгиня Корнакова
Глава 18. Князь Иван Иваныч
Глава 19. Ивины
Расстроенный услышанным разговором Николенька стал смотреть в окно, увидев там трех мальчиков с гувернером, герой заметно повеселел. Ведь это были Ивины. Они были родственниками Иртеньевых. Особенно Николеньке дорог средний брат – Сережа Ивин. Он кажется рассказчику очень красивым, герой восхищается им. Николенька любит его и боится одновременно, а Сережа, чувствуя это, испытывает нечто вроде власти над маленьким мальчиком.
После этого случая Сережа с братьями уезжает домой.
Глава 20. Собираются гости
К вечеру ждали много гостей. Это был важный для Николеньки вечер. Он знакомится на балу с Сонечкой Валахиной, в которую влюбляется сразу же, с дочерьми и сыном Этьеном госпожи Корнаковой. Когда же приезжают Ивины, вместо обычного ожидания встречи с Сережей, Николенька испытывает досаду и ревность, что такой красивый Сережа увидит прекрасную Сонечку.
Глава 21. До мазурки
Николенька обнаруживает, что у него нет необходимого атрибута для танцев – лайковых перчаток. Он отправляется в спальню поискать их, но находит лишь старую грязную перчатку Карла Иваныча, примеряет ее и, думая, что надо бы спросить у бабушки, где же взять эти перчатки, спускается вниз, не сняв с руки эту злополучную деталь. Бабушка и гости усмехаются, увидев героя в таком виде, но быстро переключают свое внимание на разговоры, а Николенька с Сонечкой танцуют кадриль. Рассказчик полон чувств к девочке:
«Я был в восторге, не помнил себя от радости и сам не мог узнать себя»
Глава 22. Мазурка
Николенька не умел танцевать мазурку, но случилось так, что ему пришлось это сделать. Господи! За что ты наказываешь меня так ужасно! — одна мысль в голове у рассказчика, он не справился с танцем и почувствовал презрение со стороны окружающих.
Глава 23. После мазурки
Один молодой человек, подсевший к Николеньке за столик, решил во что бы то ни стало развеселить повествователя и дает выпить шампанского ему. Николенька очень быстро почувствовал расслабление и теплоту по всему телу, а также уверенность в себе и отсутствие каких бы то ни было сомнений. Он проводит вечер с Сонечкой, кроме нее не интересуется никем и ничем. Провожая ее домой, понимает, что влюблен. И любовь к Сереже Ивину исчезла.
«Я в первый раз в жизни изменил в любви и в первый раз испытал сладость этого чувства. Мне было отрадно переменить изношенное чувство привычной преданности на свежее чувство любви, исполненной таинственности и неизвестности»
Глава 24. В постели
Лежа в постели, Николенька заводит разговор с братом Володей и признается ему, что чувствует к Сонечке любовь.
Глава 25. Письмо
16 апреля, через шесть месяцев после описанного случая, отец сообщил, что все едут в деревню этой же ночью.
«…я твердо уверена, что любовь моя никогда не оставит вас, и эта мысль так отрадна для моего сердца, что я спокойно и без страха ожидаю приближающейся смерти»
Глава 26. Что ожидало нас в деревне
18 апреля Иртеньевы были уже в деревне. Зайдя в дом, Николенька отметил, что все слуги смотрели на них с бессмысленно – равнодушными лицами, а кто-то только плакал. Мать лежала в комнате с открытыми глазами, но ничего не видела.
«О, никогда не забуду я этого страшного взгляда! В нем выражалось столько страдания. »
Детей увели. Так они и не смогли проститься с любимой матушкой.
Глава 27. Горе
На другой день Николенька решил еще хоть раз взглянуть на маму. Он пытается рассмотреть лицо матери в гробу и никак не может поверить, что это она.
«Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу»
Герой начинает погружаться в мечтания и воспоминания, думает о матери живой, какой она была еще вчера.
«Не знаю, сколько времени я пробыл я в этом положении,… и испытывал какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение»
Повествователь отмечает, что эта минута самозабвения и была настоящим горем. Позднее во время похорон Николенька пытался показать, что огорчен больше всех, что несчастлив, он наблюдает, как ведут все себя в этот день и меньше всего думает о матери. До определенного момента.
Последней проститься с его матерью пришла крестьянка со своей пятилетней дочерью. И Вдруг Николенька услышал «пронзительный крик», девочка испугалась покойницы. И рассказчик только в эту минуту понял, что
«…то лицо, которое за несколько дней было исполнено красоты и нежности, лицо той, которую я любил больше всего на свете, могло возбуждать ужас, как будто в первый раз открыла мне горькую истину и наполнила душу отчаянием»
Глава 28. Последние грустные воспоминания
Жизнь идет своим чередом, но уже без матери.
Николеньке захотелось поговорить с Натальей Савишной. Она объяснила ему, что душа матушки еще 40 дней будет скитаться по земле, а затем обязательно попадет в рай. Но с такой же искренностью и трогательностью, как рассказывала о матушке, Наталья Савишна берется за свои обычные домашние дела, погружаясь в них и забывая на время о горе.
Через три дня дети с отцом возвращаются в Москву. Бабушка встречают новость о смерти дочери с «необыкновенной горестью». Это горе приводит ее в отчаяние.
«Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная природа человека еще живучее природы физической»
С этим страшным событием закончилась для Николеньки пора детства и началась новая эпоха – отрочество.
Наталья же Савишна через год заболела и умерла. Николенька ее больше не видел с момента похорон матери. Похоронили ее рядом с хозяйкой, возле старой часовни. Иногда Николай Иртеньев навещает эти две могилы, где покоятся любимые им души.
«Неужели провидение для того соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них. »