автор картины всюду жизнь
«Всюду жизнь»: Почему картиной Ярошенко поначалу восторгались, а затем обвиняли в тенденциозности
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Николай Александрович Ярошенко относил себя к художникам-передвижникам. В его творчестве доминировали реалистичные сюжетные сценки, портреты, часто появлялись горные пейзажи, однако потомкам он запомнился картиной «Всюду жизнь», которая не раз вызывала неоднозначную реакцию критиков.
Поначалу все критики приняли работу Ярошенко очень доброжелательно. Хорошо прописаны действующие лица, выверена композиция. Затем в картине начали усматривать недостатки: уж слишком все идеально, все арестанты с невинными лицами.
Женщина с покрытой головой – наверное, вдова; мужчины с бородой и усами – скорее всего рабочий и крестьянин. А у вагона порхают голуби. Люди завидуют голубям, их свободе, только ребенок радуется, не понимая, что его ждет. Художник намеренно изобразил вагон и перрон невыразительными, чтобы сфокусировать внимание зрителя на лицах арестантов.
Через 20 лет после смерти художника на картину снова посмотрели под другим углом. Теперь Ярошенко обвинили в увлечении толстовством. В кружке Льва Николаевича активно пропагандировалась идея «где любовь, там и бог». Поначалу сам художник даже хотел также назвать картину. Однако сторонники Николая Ярошенко упорно отметают эту идею, мол, не мог художник, который написал немало полотен на остросоциальные темы, мыслить так плоско.
Довольно часто происходит так, что отношение критиков к написанным картинам меняется кардинально.
Так, одним из знаковых полотен Александра Дейнеки является «Оборона Севастополя». Одни критики хвалили картину за эмоциональный накал, другим не нравилась излишняя плакатность, но равнодушным не оставался никто.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История одного шедевра: «Всюду жизнь» Ярошенко
Сюжет
Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби. Как тут не вспомнить пушкинского «Узника». В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с хохлацким чубом. Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.
Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят их невинные лица. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.
Контекст
Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенок в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.
Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.
Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби».
Судьба автора
Николай Ярошенко родился в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.
Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.
Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.
Ярошенко писал пейзажи, писал и портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.
В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители российской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.
Скончался художник скоропостижно: пройдя под дождем более 10 км, он получил сердечный приступ и вскоре почил.
Николай Ярошенко. Всюду жизнь
Начальник штамповочной мастерской петербургского патронного завода. А это кто? Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня в этом рассказе, если имеем в виду русскую живопись. А вот именно о нём, об этом начальнике. Но, правда, кроме этого он ещё долгое время был и другим начальником. Главой Товарищества художников-передвижников. Звали его Николай Александрович Ярошенко. И основной его профессией, приносившей ему не плохой доход, была вовсе не живопись. Военное дело было его профессией. Но в историю он вошёл, конечно, и прежде всего, как художник. Очень хороший художник.
*****
А стать военным Коле Ярошенко было написано на роду. Папа его был генерал- майором и не видел продолжение своего рода вне воинской службы для сына. А мама его была дочерью отставного поручика. И вот на десятом году жизни Коленьку определили в Полтавский кадетский корпус. Коля стал кадетом. Суворовцем, как сказали бы сегодня. Что такое казарма, плац, хождение строем и военная дисциплина он стал постигать с самых юных лет.
А когда Коля подрос, он определился в петербургское пехотное училище. А потом он продолжил обучение в Михайловской артиллерийской академии. Но Коля любил ещё и рисовать. Живопись любил. И тоже с юных лет. А папа его художественный талант сына не замечал и никакого значения живописным способностям сына тоже не придавал, но и не препятствовал. Ну нужна же человеку разрядка после воинских тягот и лишений. Пусть будет живопись.
А Крамской был не простым художником. Он был руководителем и главным идеологом Товарищества передвижников. Молодой человек не мог даже и предположить, что и ему предстоит возглавить это движение через несколько лет.
Художник Нестеров писал о нём: «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу».
*****
Он женился на курсистке. Мне так в голову, может и неуместно, приходит строка из песни типа частушки из известного фильма. «Не женитесь на курсистках – они толсты, как сосиски» А он женился на курсистке и жена его совсем толстой не была. И прожил с ней в ладу всю свою жизнь, до последнего дня. У него есть и картина, которая таки и называется «Курсистка».
Посмотрите эту картину и вы увидите молодую, просто одетую девушку. Она шагает по мокрой от дождя Гороховой улице Санкт-Петербурга. В одной руке она крепко сжимает тетради. Чувствуется её напряженность и решительность в реализации своего права на знания.
Задолго до этого во второй половине XIX века развернулась настоящая политическая борьба за право женщин на образование. Наконец, только в 1878 году было принято решение о Высших женских курсах, которое сломало прежние устои. А ведь многие в то время думали и говорили, что «не женское это дело – ходить по всяким женским курсам». Дома с детьми надо сидеть да вот ещё всем домашним хозяйством заниматься. А курсы – блажь это всё, да бабий каприз. Кое-где в нашем обширном государстве так думают и сейчас.
А у этой курсистки на картине было, разумеется, имя. Её звали Анна Константиновна Дитерихс. Она тоже была из рода военных. Она кончит курсы и станет писательницей и мемуаристкой. Да и как ей не стать писательницей, если она была близко знакома с Л. Н. Толстым. Она хорошо потрудилась на ниве просвещения. Ну а пока здесь на картине она студентка Высших женских (Бестужевских) курсов.
Ей повезло в личной жизни. Она встретит и полюбит красивого, статного и близкого ей по духу человека, Владимира Черткова. А Чертков входил в самый близкий круг единомышленников Толстого. Спустя 10 лет, Ярошенко вновь нарисует Анну Константиновну Черткову (Дитерихс). Она изображена на его полотне «В тёплом краю» (1890 год). Посмотрите и эту картину.
*****
Меня в этом художнике удивляет один факт, наводящий на непростые размышления. Ярошенко был военным, и достаточно успешно продвигался по стезе, проложенной его папой-генералом. А военный человек по определению – человек воинского долга, стоящий на страже незыблемости государства. Он призван государство защищать и никак уж не расшатывать его устои. А что же мы видим на самых известных картинах Ярошенко?
А что мы знаем об этом несчастном узнике. Ничего мы не знаем. А сострадание художника явно обращено к нему. И мы тоже с сочувствуем смотрим на эту сцену. И почему-то думаем, что этот узник обязательно политический заключенный. Сидит страдалец за правду. А если это не так? А если он уголовник, вор, бандит, убийца? И тем не менее.
Я смотрю на эту картину, а в душе звенит один мотив, один волшебный звук, наполняющий всё моё существо неизбывной щемящей тоской.
Послушайте эту мелодию. Без труда найдёте на юутюбе.
Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна!
А бедный юноша! ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдает тоску волнам!
Не жди меня отец с невестой,
Снимай венчальное кольцо;
Застынь мое навеки место;
Не быть мне мужем и отцом!
Не знаю, может быть это в природе русского человека милость к падшим проявлять. Вот бредёт по Владимирскому тракту колонна каторжан. (см. картину Левитана «Владимирка») Тихо звенят кандалы. Путь бесконечно далёкий. А местные крестьяне подают кто сколько может несчастным страдальцам. Подают, хотя прекрасно знают, кто эти страдальцы в кандалах. Вид живой боли застит у них все умственные заключения.
*****
А вот другой ещё более впечатляющий пример картины, за написание которой сам художник чуть не стал политическим заключенным. Картина называлась «У Литовского замка». Литовский замок – это тюрьма. Сюжет был навеян художнику событием неординарным. Покушением одной экзальтированной дамы на высокопоставленного чиновника. Градоначальника. Даму звали Вера Засулич. Она влепила две пули в живот Трепову. Чиновник, слова Богу, выжил. Но дело вызвало огромный общественный резонанс.
За что же эта дама пошла на столь неслыханное злодейство? И почему? На этакое надо решиться. Предумышленное убийство. Горячее чувство мести двигало ею. Градоначальник приказал безжалостно и оскорбительно выпороть заключенного Боголюбова, уже изможденного одиночкой — духотой, сыростью, скверной пищей и цингой. Почему же выпороть? А потому что этот заключенный не поспешил снять с головы шапку перед градоначальником. Вот и всё.
Узнав о наказании, другие обитатели одиночек, а их десятки, сотни, в нервном исступлении бросились к решеткам окон, колотили слабыми кулаками в двери, бились о камень пола; в камеры врывались солдаты, затыкали узникам рот,
Ф. Ф. Трепова приказ о порке розгами политического заключённого народника А.С. Боголюбова был нарушением закона. Закона о запрете телесных наказаний. А его выпороли. Нанесли оскорбление, которое снести было никак невозможно. И вот на тебе за это две пули.
Тяжкое преступление, которое могло повлечь очень тяжкую кару. А суд присяжных оправдал даму. Неслыханно. Потрясающе. А дальше буря со стороны либеральных и осуждение консервативных кругов российского общества, А этот вердикт присяжных только окрылил террористов – врагов государственности. И после началась охота на самого царя. Кому-то показалось, что существование самодержавия уже само по себе развязывало руки тем, кто стремился свалить его.
Художник Ярошенко никак не мог пройти мимо этого факта. И он тоже выразил своё отношение к Вере Засулич. Как художник.
*****
Ярошенко клал последние мазки на холст с «Заключенным», когда 24 января 1878 года раздался выстрел Веры Засулич. Нам ныне живущим трудно понять общественную атмосферу, царившую в те времена в обществе. Вот Короленко пишет всё объясняющую фразу: «Преграды ослабли, а общественное мнение прорвалось».
Сама Засулич так говорила на суде: «На меня все это произвело впечатление не наказания, а надругательства… Мне казалось, что такое дело не может, не должно пройти бесследно. Я ждала, не отзовется ли оно хоть чем-нибудь, но все молчало… И ничто не мешало Трепову, или кому другому, столь же сильному, опять и опять производить такие же расправы… Тогда, не видя никаких других средств к этому делу, я решилась, хотя ценою собственной гибели, доказать, что нельзя быть уверенным в безнаказанности, так ругаясь над человеческой личность.
Я не нашла, не могла найти другого способа обратить внимание на это происшествие… Страшно поднять руку на человека, но я находила, что должна это сделала.»
И она сделала это! Она сознательно шла на эшафот. Шла с непоколебимым убеждением, что исполняла свой моральный долг. Суд присяжных её оправдал.
Строго и ясно осознанное ею исполнение долга было встречено как мессианство. Это не заблуждение, а направление умов и порывов сердца — настроение. «Потомство причислит твое имя к числу немногих светлых имен мучеников за свободу и права человека» — это не из дневника восторженной гимназистки, не из речи вдохновенного студента, это из революционной листовки, напечатанной народовольцами.
Выстрел Веры Засулич прозвучал в душе Ярошенко и определил его замыслы, отозвался на всем его творчестве ближайших лет. «Не могу молчать» и написал по этому поводу картину «У Литовского замка» То есть у тюрьмы, где сидел несчастный Боголюбов.
Вот как описывают эту картину, видевшие её: «На саженном полотне изображен Литовский замок. Около этого мрачного здания всего две фигуры. На первом плане девушка, одетая в черное кашемировое платье и драповое короткое пальто, сверху которого повязан узлом черный вязаный платок. На голове шапочка с поднятым вуалем. Она с заботой смотрит на заколоченное окно; левая ее рука прижата к груди, правая опущена; в лице много выражения, хотя в фигуре замечается сухость. Другой фигурой картины является часовой. Он стоит у фонаря, и ему все равно, что думает и чувствует девушка и кто сидит в тюрьме. На картине изображен один из серых петербургских дней».
Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке. Да ведь как и не запретить! Выставка была открыта как раз в день убийства Александра II первого марта 1881 года. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». Сейчас картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
Повторяю удивительный факт. Человек военный, в немалых чинах, знающий что такое дисциплина и приказ, а ещё, что такое присяга, вступил как бы в ряды противников государства.
А он и не скрывал своего отношения к тому, что происходило. Вот какие показательны ответы дал полковник Ярошенко высокому начальству, когда оное проявило интерес к его убеждениям.
Поводом для расспросов послужило командирование Ярошенко на Тульский, Сестрорецкий и Ижевский оружейные заводы для ознакомления с производством винтовок нового образца. Услышав, что в командировку назначен именно полковник Ярошенко, шеф артиллерии Великий князь возмутился:
— Как можно? Ведь какие он картины пишет! Он просто социалист!
Командиры, знавшие Ярошенко, уверяли Великого князя, что Ярошенко вовсе не социалист — просто «абсолютно честный человек». Великий князь распорядился пригласить Ярошенко и расспросить о его взглядах.
Ярошенко объяснил свою творческую позицию. Известные слова его: он пишет то, мимо чего сегодня равнодушно пройти не может и что завтра занесется в историю.
— Ну, а зачем вы писали Перовскую и Засулич? — последовал вопрос. А беседа происходила уже после убийства императора Александра второго.
— Ни ту, ни другую я не писал, — ответил Ярошенко. — Не писал, потому что не видел их. А если бы я был знаком, то, наверно, написал бы их с удовольствием, так как это такие личности, на которые нельзя не обратить внимания… Я считаю, что нечестно, когда иконы пишет человек неверующий, потому, любя искусство, я не могу писать то, что меня не трогает.
А вот другой пример и всё в ту же тему. И всё того же художника Ярошенко. Самая известная картина художника. «Всюду жизнь».
Она принесла художнику ещё большую популярность. Её и сегодня знают все. И мимо этой картины я тоже не могу вместе с иностранцами пройти мимо. А так бы хотел пройти не заметив. Почему? Постарайтесь понять меня.
«Всюду жизнь». Мало кто знает, что первоначально Ярошенко дал этой работе название «Где любовь, там и Бог». Так называется рассказ Льва Толстого, который, очевидно, стал для художника источником вдохновения.
На картине изображен арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники удивительно кроткого вида. Ребенок кормит голубей крошками хлеба. «За решеткой в окне вы увидите Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертой для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру Иосифа. Но как же это святое семейство за решетку попало?» — так писал критик-рецензент П. Ковалевский. А сам Лев Толстой сделал в дневнике запись: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко “Голуби». Видели вы, как арестанты смотрят из-за решетки тюремного вагона на голубей? Какая это чудная вещь! И как она говорит вашему сердцу! По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко “Всюду жизнь”».
Почему же мне не хочется говорить об этой картине иностранцам. А они все впервые видят картину. И что они видят? Видят вагон, набитый арестантами, уносящих их всех, включая и младенца, в дальнюю сибирскую даль. И у всех у них, у иностранцев, в головах ассоциация только одна. Гулаг. Что вы хотите. Это Россия. Невинные страдальцы жестокого режима. И напрасно я буду говорить, что картина написана в то время, когда и самого слова этого, Гулаг, никто и не знал. Они, то есть мы, по мысли иноземцев европейских ещё пока на затворках цивилизации. Россия – это уже по определению гнёт и отсутствие свобод. И никаких прав человека. Нет, не нравится мне выбивать из голов тупые мантры, прочно утвердившиеся в их мозгах.
Он так и сделал. В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, который назвал почему-то «Белой Виллой». Дом этот стал похожим на поместье Абрамцево под Москвой, принадлежавшее промышленнику и меценату Мамонтову. Абрамцево стало в конце 19 века сосредоточием всего самого лучшего у нас в области искусств. Прежде всего живописи и оперного искусства.
*****
Всему есть начало и всему есть конец. Вот и Товариществу художников передвижников тоже подошёл свой срок. И не потому что, новые идеи стали вытеснять это движение из внимания общественности. Напомню, что главной идеей движения был так называемый критический реализм. Отчасти это да, устала общественность от бесконечной критики. Захотелось чего- то отрадного. Это слова художника Валентина Серова. Но не только это. Надо бы помнить и о том, что это движение задумывалось ещё и как коммерческий проект.
Ездят художники по разным крупным городам с такой просветительской миссией и в то же время продают свои картины. А как иначе? Кто бы о них знал, сиди они только в Москве и Петербурге. И кто бы их покупал.
А к тому времени ситуация сильно изменилась. Они почти все стали знамениты. Реклама сделала своё дело. Их картины покупали и без особого перемещения по стране. Иногда было и такое, что картина уже продана, а её таскают по всем городам вопреки желанию собственника. А при перемещении с полотном может случиться всё, что хотите. Попортят живописный слой, порвут, а то и своруют. Ну и знаменитости стали покидать Товарищество. Такие как, Маковский, Репин, Куинджи. А главе Товарищества Ярошенко это сильно не нравилось, расстраивало его и злило. До такой степени, что он изобразил бывшего товарища Куинджи в образе Иуды. Жаль что картина эта не сохранилась. Она хранилась в музее Полтавы – родины Ярошенко. Началась война. В город пришли немцы, после чего картина пропала.
*****
В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.
У художника со здоровьем было не очень. У него был туберкулёз трахеи. Это было одной из причин, почему он поехал на Кавказ. Болезнь, требующая долгих лет лечения и соответствующего климата. Впрочем, и жена его тоже была поражена тем же недугом.
И тем не менее Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.
Умер художник совсем не от болезни легких. Он скончался в 1898 году в Кисловодске в своём доме от сердечного приступа. Почти несчастный случай. Он ушёл в горы на этюды. Ушел далеко. И вдруг гроза началась. И он поторопился домой. Да ведь как ещё поторопился. Почти бежал под дождём 10 км. с этюдником в руках. Уже дома ему стало плохо. Защемило сердце. А на утро следующего дня он умер, сидя в кресле у окна.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. Сегодня в его доме находится музей.
Описание картины Николая Ярошенко «Всюду жизнь»
Николай Ярошенко нередко поднимал в своих произведениях важные социальные вопросы. Он чутко чувствовал духовную красоту и умел передать ее на холсте. Как, например, в картине «Всюду жизнь», которая стала укором современному обществу и шедевром в творчестве живописца. Это произведение он написал, вдохновившись рассказом Льва Толстого. Основная идея произведения заключается в том, что любовь и есть сама жизнь. Поэтому жизнь всегда будет теплиться там, где есть любовь.
На холсте изображена часть вагона для арестантов и маленькое зарешеченное оконце. На дощатом полу сидят несколько сизых голубей. Их приманили хлебные крошки, насыпанные людьми, сидящими в вагоне.
Пятеро арестантов столпились вокруг маленького оконца и смотрят на птиц. На первом плане фигуры матери с младенцем. На голове у женщины наброшено черное покрывало, а ребенок похож на белокурого ангела. Их образ – это легко прослеживаемая аналогия с девой Марией и Иисусом. Это еще одна отсылка к идее того, что Бог везде, где есть любовь, даже если это лишь семья арестантов.
За Мадонной стоят, вытянув головы, трое мужчин, напоминающие трех Волхвов. У одного из них в руке горбушка черного хлеба, которую он крошит голубям. Для людей, живущих впроголодь, это настоящая расточительность. Но он готов пожертвовать кусочком хлеба ради детской радости.
Особенно поражают лица этих мужчин – они не излучают какой-то особый свет, на них нет улыбок умиления или нежности. Это обычные лица простых людей, по воле случая попавших за решетку. Но они сохраняют способность любить даже в самой тяжелой жизненной ситуации. Из-за этого у зрителей невольно возникают сомнения: могут ли быть эти обычные люди преступниками, или они попали в тюрьму из-за несовершенства судебной системы. А может, именно любовь делает всех лучше, чем они есть.