автор понятия ортобиоз правильный образ жизни
Ортобиоз Мечникова, микрофлора, раздельное питание
ИванЛена
И.И. Мечников в рамках концепции «ортобиоза» выдвинул гипотезу о природе старения. Анализ содержания его книг «Этюды оптимизма» и «Этюды о природе человека» даёт основание утверждать, что И. И. Мечников рассматривал старение как закономерный этап жизни человека как целостного существа. Старение И.И. Мечников относит не к разряду болезней, а к закономерности онтогенеза человека.
Самое существенное доказательство понимания им старения как закономерного этапа содержится в его теории ортобиоза, где та или иная степень старости выделяется в зависимости от насыщения жизнью. И если в восемьдесят лет такой момент ещё не наступает, то придёт время и в человеке, так или иначе «сработает» инстинкт «смерти».
И.И. Мечников не был апологетом бессмертия, но считал, что люди должны достигать естественной смерти, то есть момента, когда после продолжительной, нормальной жизни должно наступить прекращение желания жить и инстинктивная потребность смерти.[1]
Он считал, что преждевременное старение-это результат дисгармоний. Р азвивая учение о дисгармониях человека, И. И. Мечников опубликовал статью «Флора нашего тела». В ней он останавливался на анализе новых примеров дисгармоний, связанных с пребыванием в нашем организме большого количества микробов. В этом отношении, по мнению Ильи Ильича, наиболее серьезную дисгармонию представляют собой толстые кишки, микробное население которых является источником постоянной интоксикации.
Причины нарушения микрофлоры кишечника связанны с современным неправильным питанием, принятием антибиотиков. Восстановление микрофлоры возможно при соблюдении принципов раздельного питания и постоянном употреблении кисломолочных продуктов.
Основные принципы раздельного питания:
1. Разделение всей пищи на несколько отдельных групп. Если продукты относятся к одной группе, то они прекрасно сочетаются между собой.
2. Минимальная термическая обработка еды, для максимального сохранения всех полезных веществ и витаминов.
3. Белковые продукты необходимо употреблять не менее чем через 3-4 часа после приема углеводов. И наоборот.
4. Нейтральные продукты имеют хорошее сочетание и с белками, и с углеводами.
5. Под полным запретом полуфабрикаты, консервы и рафинированные продукты.
6. Из сладкого – только мёд.
7. Молоко – это отдельная и самостоятельная еда, а не питьё.
8. Употребление хлеба из муки с грубым помолом.
Белки с белками. Это сочетание нельзя допускать, особенно в тех продуктах, где имеется насыщенный белок. Если говорить иначе, то не стоит сочетать мясо с орехами, яйцами или рыбой, ведь они имеют совершенно разный состав, и для их переработки организму потребуется много времени. Также при таком сочетании усвоения может и не произойти, тогда газообразование, зашлакованность и плохое самочувствие вам гарантированно.
Белки с кислотами. Множество людей напрямую игнорируют рекомендации не совмещать что-то кислое с белками. А зря. Ведь для процесса переваривания белка вполне хватает естественных желудочных соков, а вот та кислота, которая поступает вместе с кислой пищей, будет существенно тормозить это самое переваривание. Поэтому не рекомендуется употреблять томаты вместе с мясом, сыром и яйцами.
Углеводы с углеводами. О том, что это сочетание не приветствуется ни одним диетологом, знают многие. Ведь совершенно понятно, что если скушать картофельное пюре вместе с гороховым, да еще и вприкуску с хлебом, а потом заесть все это пирожным, то пострадает не только фигура, но и обмен веществ, который обязательно затормозится. Потому что желудок в первую очередь будет переваривать углеводы, а остальные вещества останутся нетронутыми и вызовут брожение.
Белки с жирами. При раздельном питании, таблицей совместимости продуктов категорически запрещается смешивать эти два компонента. Ведь растительные жиры затормаживают выделение желудочного сока, соответственно, происходит замедление переработки пищи.
Углеводы с кислотами. Этого сочетания тоже стоит остерегаться, ведь та кислота, которая находится в кислых продуктах, разрушает фермент птиалин, расщепляющий углеводы.
Углеводы с сахарами. Тоже не из самых приятных сочетаний. Если скушать привычный для всех тортик с повидлом или запеканку их макарон, то процесс брожения продуктов в вашем кишечнике не заставит себя ждать.
Белки с углеводами. Очень не рекомендованное сочетание, ведь процесс и время их усвоения разные, поэтому находясь в желудке они мешают друг другу усваиваться. Это значит, что не стоит есть мясо с картофелем, яйца с хлебом, орехи со сладкими фруктами.
[1] Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.:1964. С. 133.
системообразующее условие долголетней работоспособности человека.
И.И. Мечников
1. Важнейшим условием физиологического благополучия является труд. Только активно трудясь человек, может сохранить бодрость и силы. Известно, что Л.Н.Толстой ежедневно выполнял гимнастические упражнения, ездил верхом на лошади по 20 км и более. Зимой, невзирая на морозы, катался на коньках. Л.Н. Толстой много раз высказывался, что физический труд должен быть обязательным для лиц, занимающихся умственной деятельностью: «При усиленной умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай и ногами, и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то и ночь проводится без сна».
2. Важнейшим условием ортобиоза является нормальный сон. Состояние сна служит средством восстановления сил человека, правильное использование этого средства абсолютно необходимо.
3. Следующее условие – «служба доброго настроения», положительные эмоции. Их обеспечивают доброжелательное отношение, юмор, оптимизм. Доброжелательность – необходимый элемент культуры нашего поведения. Особенно важна она там, где человек по долгу службы вступает в широкие коммуникации, общается с множеством других людей. У французов есть житейская мудрость, говорящая о том, как надо жить: «Смеяться вместе, плакать в одиночку». Оптимизм, являющийся важнейшим источником доброго настроения, можно в себе воспитать, усилить. Для этого надо фиксировать внимание на хорошем и уметь ему радоваться.
Большая часть энергии (50–60 %) расходуется на обеспечение жизнедеятельности человека (работа мозга, внутренних органов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем), 10-15% энергии расходуется на усвоение самой пищи, 30-40% уходит на обеспечение физической активности человека, включая его работу. В жизни необходимо следовать выражению: «Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть».
7. Закаливание организма – важное условие ортобиоза. Под закаливанием понимают процесс приспособления организма к неблагоприятным внешним воздействиям, главным образом, к холодовому фактору, причем приспособление это достигается путем использования естественных сил природы: солнечных лучей, воздуха, воды.
Из книги М.М. Виленчика «Биологические основы старения и долголетия».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма
Светлана Яблочникова
Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма
Ортобиотика – наука, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом. Основы ортобиотики, её теория и методология, изложены нобелевским лауреатом И. И. Мечниковым в книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». Русский учёный, развивая свои взгляды на науку по «уходу за собственной персоной», отмечал, что следование правилам ортобиоза в высшей степени облегчает проявления высших способностей человеческой души.
Ортобиотика включает в себя самые различные традиционные и нетрадиционные подходы к построению разумного образа жизни людей.
Сегодня важнейшими постулатами ортобиотики являются:
бережное отношение со своим организмом;
соблюдение индивидуального подбора условий для жизнедеятельности организма;
постоянная, сознательная актуализация интереса к жизни и людям.
Английский мыслитель Джек Леббок в книге «Успех и радости жизни» также изложил основные критерии ортобиотики. Он утверждал, что истинная слава науки состоит не столько в обширности ее владений, плодородии почвы или красоте ее природы, сколько в высоте нравственного и умственного уровня народонаселения.
Основу ортобиотики составляет ортобиоз – разумный образ жизни. Это обеспечение развития человека ради достижения долгой, длительной и бодрой старости, приводящей в конечном периоде к образованию чувства насыщения жизнью и смиренного желания смерти.
Ортобиоз, рассматривает понятие «здоровье«как единство трех составляющих:
• физическое здоровье;
• психическое здоровье;
• нравственное здоровье.
Если рассматривать здоровье как сложную систему, включающую физическое, психическое и нравственное состояние человека, то у долгожителей психолого-этические показатели активно преобладают.
Объектом ортобиотики является технология самосбережения людьми здоровья и наполнения их жизненным оптимизмом.
Международная статистика по здравоохранению свидетельствует: в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу их повседневной деятельности, культуре обращения с самим собой.
Термин «ортобиотика» произошел от слова – «оптимизм«, что в переводе с латинского означает «наилучший». Если обратиться к этимологии слова «оптимизм», что в переводе с латинского оно обозначает наилучший.
Это учение о существующем мире как наилучшем из возможных.
Оптимизм рассматривается как стержень философских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека. Вот почему столь высока значимость оптимизма для жизнедеятельности людей. Они могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремлены. Такие люди в силу своего духовного настроя ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своего здоровья. Они просто хотят жить и готовы выслушивать советы и следовать рекомендациям, способствующим продлению их жизни.
Умение радоваться, одни из ярких показателей состояния здоровья. Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье. Поэтому одним из ведущих направлений в самосбережении своего собственного здоровья вижу умение радоваться, научиться видеть «хорошее» в мелочах, с оптимизмом и улыбкой встречать каждый новый день. Применять принцип самоободрения – преднамеренного возбуждения жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.
Большой вклад в развитие ортобиотки внес доктор философских наук Виктор Максимович Шепель.Ему принадлежит формула выживаемости: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью.
Исходными соображениями для ее выведения послужило то, что суточное время жизнедеятельности человека должно быть разумно использовано в целях обеспечения его физического, психического и нравственного здоровья. Для каждого показателя состояния здоровья определяются условия.
В качестве таковых выделяют три группы: физическое укрепление — рекреация, психическое расслабление и освобождение от отрицательных эмоций — релаксация, моральное очищение и возвышение — катарсис.
В ортобиозе рекреация, релаксация и катарсис выделены в виде конкретных мероприятий, позволяющих поддерживать здоровье, повышать работоспособность.
В целях поддержания продуктивной работоспособности и жизненного тонуса полезно в течение каждых шести часов (кроме сна) один час выделять на рекреацию, релаксацию, катарсис. Важно гармонично соотносить время сна и время физической и духовной активности. Ни в коем случае нельзя пренебрегать физиологической нормой сна, во время которого мозг получает отдых и восстанавливается его жизнеспособность, отказ или отклонения в продолжительности сна могут привести к нарушению нервной системы и отрицательному влиянию на физическое состояние человека.
Коэффициент «выживаемости» определяется тем, насколько разумно планируется и используется рабочее и свободное время в целях поддержания физического, психического и нравственного здоровья. Прежде всего следует в течение каждого дня научиться выделять не менее трех часов для мероприятий по рекреации, релаксации и катарсису.
Познакомившись с ортобиотикой, как наукой, принципами ортобиоза, «формулой выживаемости» получила для себя новые, ценные знания по сохранению и улучшению своего здоровья. Сформировала для себя ориентиры по корректированию своей дальнейшей жизнедеятельности, как в личной, так и в профессиональной сфере.
Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.
Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.
Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.
Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.
Открытка ко Дню здоровья «Здравствуйте, пожелания здоровья» Всемирный День здоровья в 2018 году пройдет под лозунгом «Здоровье для всех». Он направлен на привлечение внимания каждого человека к проблемам.
Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.
Сценарий праздника ко Дню здоровья «Марафон здоровья» Сценарий праздника «Марафон здоровья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 8-14 лет Цель: пропаганда среди воспитанников здорового образа.
Изготовление эмблемы здоровья «Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка» Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка. Елена Владимирова. В наше время большое внимание уделяется подрастающему поколению,.
Автор понятия ортобиоз правильный образ жизни
Ортобиоз = LifeStyle. Ортобиотика – это наука, изучающая само сбережение человеком своего здоровья и наполнения жизненным оптимизмом.
Основоположник этой науки, Илья Ильич Мечников. Русский ученый, биолог, лауриат Нобелевской премии. Он назвал ортобиоз – наука по уходу за собственной персоной.
«Орто» – это прямой, «биос» — жизнь. Если мы переносим это понятие на бизнес и управление, то дословно получается прямое, открытое управление жизнью компании, или прямое управление, приводящее к жизни компании.
Ортобиоз – это разумный образ мысли и разумный образ жизни, приводящий к проявлению Высших способностей человека, и ведущий к удовлетворению всех типов потребностей.
Основные принципы ортобиоза:
Внимательное, заботливое и бережное отношение к своему организму.
Формирование индивидуального подхода и индивидуальных условий для своего организма. Для этого необходимо себя слушать, слышать и слушаться. Чувствовать и понимать свои потребности и своевременно удовлетворять их.
Постоянная и сознательная направленность внимания на интерес к жизни и интерес к людям. К каким людям и к какому типу жизни, это Вы можете выбрать сами.
Ортобиоз обозначает оптимизм, что в переводе с латинского обозначает «наилучший».
Это здоровье. Здоровье физическое, психическое и нравственное. И все это ведет к социальному здоровью, когда человек успешно реализует и проявляет свой потенциал, все то, на что он способен и к чему предназначен.
Только здоровый организм обладает уникальной и чудесной возможностью удерживать высокое активное и ресурсное состояние.
Как понять что Вы здоровы?
У Вас хороший и позитивный настрой. Даже тогда, когда необходимо решать важные и очень важные вопросы и задачи.
Мысли в голове не скачут как обезьяна с ветки на ветку. Они последовательны, спокойны и разумны. Ортобиоз – это разумный образ жизни, а следовательно, и мысли.
Вам легко. Легко дышать, думать, говорить. Легко жить.
Вам светло. Внутри светло. Нет страха, беспокойства, тревоги, раздражения, гнева и других разрушительных эмоций. Не потому, что вы их не проявляете, давите, а потому, что они не рождаются. Нет причин и источника этих эмоций.
Вы довольны собой. Вам в себе все нравится. И тогда Вам нравится все и в других. Нет претензий. Претензий к себе, к другим, к миру, к Богу.
Любые трудности Вы воспринимаете как задачи. Вы позволяете себе право на ошибку, если вдруг что-то пошло ни так, как Вы планировали.
По большому счету ортобиоз и определяет нашу жизнеспособность, жизнеустойчивость, энергию и ресурсное состояние человека.
При каких условиях возможно это и такое состояние?
Тогда, когда есть возможность гармонично устранить дисгармонии в разных сферах жизни человека. И прежде всего это касается ментальности, убеждений и способа как образа мысли, так и образа жизни.
Условия, при которых дисгармонии гармонично переходят в гармонию мы рассмотрим в следующих текстах.
А здесь очень важно понять, что только образ мысли и образ жизни формирует стиль, как поведенческий, так и управленческий. А также напрямую прямо пропорционально влияет на количество и качество ресурсов в Вашей жизни. На качество Вашей жизни и удовлетворенности.
Ортобиоз позволяет быть, жить в балансе. Это основное и главное условие формирования и перехода человека в иное состояние, в состояние человеческой, наполненной и красивой во всех смыслах жизни. Это и помогает нам понять как человеку стать Человеком!
1 комментарий на “Ортобиоз. Стиль Жизни в Современном Мире”
НикПетрович Июл 7, 2017 в 11:07 пп
Как мудро…начать жизнь не имея претензий к кому-либо!
Главное качество Человека = умение справляться со СВОИМ раздражением!
Ортобиоз (оптимистическая наука и нравственность)
Ортобиоз – нравственный идеал, начертанный в двух книгах И.И. Мечникова Этюды о природе человека (Москва 1904) и этюды оптимизма (Москва 1907). Книги захватывающего интереса. Наше внимание они останавливают на себе как оригинальный опыт естественно – научного обоснования стройного жизнивоззрения и, в частности, этики.
В этих книгах читатель встречает рассуждения о дисгармониях в человеческой природе и жизни, о болезнях, старости и смерти, об оптимизме и пессимизме, о естественно-научной нравственности. Путем обсуждения этих тем автор строит свое оптимистическое мировоззрение, причем центральным для него является вопрос о естественной, или физиологической (в отличии от патологической) старости и смерти, о научной борьбе с болезнями и преждевременною старостью, о продлении человеческой жизни до того предела, когда появляется или должен появляться инстинкт смерти.
Основной ход мыслей, объединяющий все эти предметы, таков. Человек, произошедший от какой-нибудь человеко-образной обезьяны, унаследовал организацию, приспособленную к условиям жизни совершенно иным, чем те, в которых ему приходится жить. Одаренный несравненно более развитым мозгом, чем его животные предки, человек открыл новый путь в эволюцию высших существ. Такое быстрое изменение природы привело к целому ряду органических дисгармоний, которые тем сильнее давали себя чувствовать, что люди стали умнее и чувствительнее.
Возвратимся к изложению оптимистического мировоззрения г. Мечникова. Успехи научной медицины образуют фундамент его позитивного мировозрения «Огромные успехи медицины во второй половине прошлого века подали надежду на лучшее будущее. Человеческое существование, каким оно является на основании данных наличной природы человека, может радикально измениться, если бы удалось изменить эту природу. Человеческая жизнь свихнулась на полудороге, и старость наша есть болезнь, которую нужно лечить, как всякую другую. Раз старость будет излечена и сделается физиологической, то она приведет к настоящему естественному концу, который должен быть глубоко заложен в нашей природе. Рассматриваемая таким образом человеческая жизнь перестает быть нелепостью; она получает смысл и цель, к которой люди должны сознательно стремиться. Только наука способна решить задачу человеческого существования, и потому ей нужно предоставить самое широкое поле деятельности в этом направлении». Жизневоззрение г. Мечникова есть научное жизневоззрение и его этические взгляды суть взгляды научно-позитивные.
Итак, в чем же цель и смысл человеческой жизни согласно строго научному воззрению?
От мнимой цели жизни г. Мечников переходит к смыслу жизни, задачам поведения. Он пишет: «Прежде чем дойти до нормального конца жизни, надо пережить целую нормальную жизнь, – жизнь, которая также должна быть удовлетворенной. Познание настоящей цели существования значительно облегчает эту задачу, указывая нам на поведение, которого надо держаться в течении всей жизни».
В первой книги Мечникова интересны страницы (153–161), на которых он затрагивает вопрос, может ли наука заменить религию и философию) в вопросе о смысле жизни и нравственности. Суждения самого Мечникова как то смутны, но он приводит известные мнения Ж.Ж. Руссо, Брюнетьера, дю-Буа Реймона, Толстого – о том, что не дело науки решать эти вопросы, и заявление Ш. Рише о том, что наука никогда не давала никаких обещаний что эти обещания можно встретить только в популярных научных сочинениях. Мечников как будто принимает мнение Ш. Рише и, по видимому, не одобряет популяризаторов, Бюхнера и Геккеля, пытавшихся «даже определить естественную нравственность» и смысл жизни. А между тем, что делает сам Мечников? Он погрешает против той несомненной истины, что не дело естественной науки говорить о том, что должно быть, – она ограничивается лишь тем, что есть.
В других местах (Этюды о природе человека стр. 4 сл. и Этюды оптимизма стр. 233 след.) Мечников высказывается против религиозно-мистического построения этики и усвояет мнение тех философов, которые обосновывали нравственность человека на его природу и указывали его призвание в высшем, наиболее возможно полном и наиболее возможно гармоничном развитии его жизни, всех способностей его природы. Он вносить однако поправку и в учение этих философов. Не принимая религиозных учений, считавших человеческую природу в корне извращенной, он вместе с тем не вполне одобряет и тех, которые в основу своих этических воззрений кладут человеческую природу в её данном состоянии. «Наука открыла нам, что человек, происходя от животного, имеет в своей природе как хорошее, так и дурные свойства и что именно последние делают существование наше столь несчастным. Но природа людская изменяема и может быть переделана на пользу человечества. Нравственность, следовательно, должна основываться не на извращенной человеческой природе, какова она теперь, но на идеальной, т. е. такой, какой должна она стать в будущем. Прежде всего следует попытаться восстановить правильную эволюцию человеческой жизни, т. е. превратить дисгармонию её в гармонию. Это и есть ортобиоз. Как цель человеческой жизни и задача человеческой деятельности, ортобиоз заключается в завершении полного физиологического цикла жизни с нормальной старостью, приводящей к потере жизненного инстинкта и к появлению инстинкта естественной смерти.
В вопросе о личной нравственности Мечников не согласен с Кантом, который «основывал теорию нравственности не на чувстве симпатии или доброты, влекущем нас делать добро ближним, а исключительно на чувстве долга». Нравственному учению Канта могли бы следовать только люди, составляющие исключение из общего правила, так как большинство человечества подчиняется скорее своим склонностям, чем чувству долга. Кроме того, только мало развитой человек может принимать добро от всякого, не задаваясь вопросом о том, делается ли это добро под влиянием симпатии или из чувства долга. Но человек более высокой культуры не примет услуг, сделанных не от доброго сердца, а по одному чувству долга. Часто даже приходится скрывать свои внутренние побуждения для того, чтобы не покоробить щепетильности того, для которого совершается нравственный поступок. По Канту нужно действовать так, чтобы принцип личной воли всегда мог служить одновременно основанием всемирного законодательства. Ложные обещания, кражи, самоубийство, по этому принципу, безнравственны, потому что не могут быть общепринятыми. Но Кант имеет в виду только одну сторону задачи. Нравственное поведение очень часто должно быть ограничено и не может распространяться на все человечество. Так, например, если бы кто-нибудь, жаждущий принести себя в жертву для блага ближних, захотел оценить свой поступок на основании формулы Канта, он должен быль бы вывести то же заключение, как и относительно самоубийства: если бы все жертвовали жизнью для других, то в конце концов никто не остался бы в живых. Следовательно, принесение жизни в жертву другим – безнравственный поступок и т. п. Ясно, что Кант в поисках за рациональной основой нравственности нашел только её внешнюю форму, в которой отсутствует внутреннее содержание нравственности. Для нравственного человека недостаточно руководствоваться одним сознанием долга, – ему необходимо еще и знать, к какому результату приведут его поступки. Если безнравственно делать ложные обещания, то это потому, что никто не будет более доверять им, а между тем доверие необходимо для блага людей. По формуле Канта, воровство порицаемо, потому что, ставши общераспространенным, оно сделает собственность невозможной. Последняя же, вообще говоря, составляет благо для людей. Самоубийство противоречит принципам Канта, потому что оно привело бы к пресечению рода человеческого Жизнь же есть благо, которого не следует растрачивать. Несмотря на все старания Канта основать свою теорию рациональной нравственности помимо понятия об общем благе, ему не удалось устранить последнего. Мечников вычитывает у Канта мысль, что рациональная этика не должна сообразоваться с человеческой природой в её настоящем виде, – и эта мысль, очевидно, подходит к воззрению Мечникова. Но он не мог бы согласиться с тем оттенком в мысли Канта, что будто нравственная воля в состоянии видоизменить природу, подчинив ее своим собственным законам. Более в его духе истолкование формулы Канта у Паульсена, по мысли которого «этические законы должны быть такими правилами, которые могут служить естественным законодательством человеческой жизни. Другими словами, это – правила, которые, управляя поведением как закон природы, имели бы в результате сохранение и высшее развитие человеческой жизни».
Мне, говорит Мечников, совершенно неизвестны намерения природы. Мы не можем постичь неведомого, его планов и намерений. Оставим же в стороне «природу» и будем заниматься только тем, что доступно нашему уму. Последний говорит нам, что человек способен на великие дела; вот почему следует желать, чтобы он видоизменил человеческую природу и превратил её дисгармонии в гармонии. Одна только воля человека может достичь этого идеала.
Все это так. Но подменять всю нравственность телесной гигиеной, сводить всю этику к эгоизму, ограничивать все надежды продолжительной старостью, это не менее ужасно, чем самый отвлеченный, головной, мертвый спиритуализм. Вся область этики разделяется на несколько отделов, вся нравственность распадается на несколько ступеней. Иное дело – педагогическая сторона нравственности, т. е. нравственность детей, которым нужно внушать любовь к семье, послушание, радость жизни; иное дело – утилитарно-общежительная, социальная нравственность, которую общество диктует индивидууму, опираясь на железную необходимость и решительную условность положения личности в обществе; иное, наконец, дело – интимная нравственность личности, которая чувствует на свой страх, базируется на своем целом познании жизни, определяет свое отношение ко всему миру, поднимаясь над границами детской обеспеченности и социальной условности. В этом последнем отношении нравственный вопрос есть вопрос об оправдании жизни, о смысле существования.
– «Я ли не старалась, всеми силами старалась, найти оправдание своей жизни»?
Это говорить Анна Каренина, и эти слова может повторить каждая развитая личность. Это самые жгучие искания человека – искание смысла жизни, жажда оправдать свою жизнь – оправдать ее перед своей душой, перед своей совестью. Развитая личность не может жить, если у неё нет уверенности, зачем она живет, если у неё нет уверенности, что она идет по настоящему пути, делает надлежащее дело. Гигиена тела, здоровый эгоизм, продолжительная старость, чувство жизни, инстинкт смерти – этим не заменить смысла жизни, этим не закрыть вопроса об оправдании жизни, это только «половина дела», фон, на котором возникает последняя задача нравственной философии. Она должна ответить на вопрос, зачем нам нужна физически здоровая, эгоистически благоустроенная, продолжительная жизнь. Перед этим-то вопросом и бессильна позитивная философия.
И во-первых оказывается несостоятельная научность позитивной этики. Позитивная, т. е. истинно-научная этика имеет своей задачей познание, а не понимание и не объяснение, не создание норм жизни. Она удовлетворяет прежде всего потребностям ума, а не потребностям деятельности. Так пишет Леви-Брюль (Morale et la science des moeurs). Но вот что мы читаем у Паульсена в его Этике. «Если бы люди были прежде всего теоретиками, то они могли бы этим и удовлетвориться. Дело же обстоит не так они прежде всего существа, способные желать и действовать. Практические задачи возникают раньше и являются более важными, чем теоретические проблемы. Если мы скажем, что науки возникли для решения практических задач, то в этом не будет большой ошибки. Знания, по крайней мере при их первоначальном возникновении, являются средствами для практических целей: анатомия и физиология – для врачебного искусства, геометрия – для измерения земли. Так и философия, или теоретическое знание вообще, возникла первоначально благодаря вопросу о значении и задачах жизни. Далее, можно даже сказать, что последним основанием, побуждающим человека думать о природе вселенной, остается во все времена потребность дать себе отчет в смысле, происхождении и цели собственной своей жизни. Поэтому в этике находится первоисточник и цель всякой философии. Наука существует для жизни, а не жизнь для науки».
Второй основной тезис позитивной этики тот, что нравственность определяется теми законами, которыми управляется жизнь. Этот тезис мы встречаем у Раценгофера (Positive Ethik), Леви-Брюля и других представителей позитивной этики. По словам первого, основание для нравственности дано в самой природе человека и её законах. Нравственность состоит в согласии воли с природными законами (die Uebereinstimmung des Willens mit den Forderungen der Naturgesetze. S. 116) Нравственные мотивы и цели он выводит из данной и неизменной в существе природы человека и из достигнутых ступеней его развития. Не воля источник нравственности, а развитие коренящегося в наших естественных способностях присущего нам интереса (S. 66). Нравственно-должное совпадает для человека с велениями естественного закона (118). Отсюда и задача этики главнее всего состоит в исследовании природных законов, определяющих человеческую жизнь. Равным образом и Леви-Брюль называет моральные воззрения, господствующие в том или другом обществе, «данными», составляющими естественный предмет изучения для этической науки. «Этика должна изучать факт совести, как она представляется в разных человеческих обществах, – совершенно в том же смысле, как изучает свой предмет наука физической природы. Разные морали, т. е. наблюдаемые системы правил, предписаний, императивов и запрещений суть такие же социальные факты, как факты религий, языков и права. Все эти социальные институты представляются нам в равной степени естественными и вместе с тем солидарными между собой. Моральные правила обладают такого же рода реальностью, как и другие социальные факты (La morale et la science des moeurs р. 98–99).
Таковы голоса из лагеря, из глубины лагеря, представителей позитивной морали. Непреложность естественных законов, управляющих человеческой жизнью, не закрывает для нас возможности идти течением встречным течению природы. И сам г. Мечников, как мы видели, говорит о необходимости сознательного вмешательства в течение природы, о необходимости обосновывать нравственность не на данной природе, исполненной дисгармоний, а на природе человеческой, какой она будет по удалении дисгармоний. Однако, что это за вмешательство? Он знает только механическое вмешательство в природную жизнь: постоянное питание кислым молоком, более или менее обычный искусственный аборт, иногда самоубийство. Прибавьте сюда знание языков, необходимое для общечеловеческой солидарности. Вот и все! Миросозерцание Мечникова – это, выражаясь языком Н.В. Бугаева, есть миросозерцание всецело аналитическое, или механическое. Изменения, которые он хотел бы внести в человеческую природу, связаны с данной природой характером непрерывности, это все та же природа в большем или меньшем количестве. На ряду с аналитической возможно аритмологическая точка зрения, наряду с непрерывностью нужно признать и прерывность, и эта иная точка зрения дает начало разнородным явлениям, выдвигая в соответствие с универсальным индивидуальное, с общественным личное, с причинностью целесообразность, с самоутверждением самоотрицание. «Жизнь заключается в постоянном стремлении дать законный исход различным и, по видимому, противоположным влечением. В той антиномии, которая вносится этими понятиями, кроется тот жизненный пульс, которым проникнуто все, что мыслить, страдает, любить». Мы все еще «остаемся на одной объективной и научной почве», но для нас видна разница между тем представлением, по которому предмет наших идеальных стремлений является неизбежным и однообразно – всеобщим результатом естественной эволюции, и тем представлением, которое считается с индивидуальными центрами чувствования и деятельности. Если нет простых тел всякой плотности, но каждое простое тело есть самостоятельный химический индивидуум, если не всякое сочетание звуков производит гармонию, если природа не есть только механизм, а организм, в котором действуют самостоятельные и самодеятельные индивидуумы, то перерождение человека возможно в смысле разнородного течения. Это открывает совершенно новые горизонты для нашего миросозерцания. Пусть выше всего стоит жизнь и сильнее всего её законы, но во имя той же жизни возможны эгоизм и самоотречение и последнее уже не будет скрытым эгоизмом. Важно особенно то, что аритмологическая точка зрения нимало не отменяет аналитической: они вполне совместны. Гигиена тела, здоровье, долгоденствие – это совершенно одно, а духовные интересы, смысл жизни, её оправдание – это другое. И ограничиваясь механическим взглядом на жизнь, г. Мечников лишает её всякого, смысла.