автор прощания славянки агапкин биография
Василий Агапкин: биография автора марша «Прощание славянки»
Биография
Василий Агапкин появился на свет в деревне Шанчерово Рязанской губернии 22.01.1884. Он был выходцем из бедной семьи крестьян. Спустя год после его рождения умерла мать, и отец Василия, Иван Иустинович, переехал с сыном в Астрахань, где стал работать грузчиком. Вскоре он женился на женщине по имени Анна Матвеевна, которая была прачкой в астраханском порту.
В десятилетнем возрасте Василий Агапкин потерял и отца: он скончался, надорвавшись на тяжелой работе. Анне Матвеевне не хватало средств, чтобы прокормить пасынка и двух дочерей, и она отправляла их побираться. Будущий музыкант выжил благодаря подаяниям добрых людей. Однажды он услышал на улице игру военного духового оркестра и прибился к музыкантам. Оказалось, что мальчик имеет идеальный слух, и вскоре его зачислили учеником в коллектив резервного Царевского батальона.
К четырнадцати годам Василий Агапкин стал в полку лучшим солистом-корнетистом. В дальнейшем всю свою жизнь он связал с военными оркестрами.
Тамбовский период
В 1906 г. музыканта призвали в армию. Он служил в 16-м драгунском Тверском полку, стоявшем под Тифлисом. По окончании военной службы в декабре 1909-го Василий Агапкин уехал в Тамбов и начал служить в 7-м запасном кавалерийском полку штаб-трубачом. С осени 1911-го он без отрыва от службы посещал занятия в Тамбовском музучилище. Учился по классу медных духовых инструментов под началом Федора Михайловича Кадичева.
«Прощание славянки» и другие сочинения
Впоследствии «Прощание славянки» звучало во многих документальных и художественных фильмах, таких как «Белорусский вокзал», «Летят журавли», «Великая Отечественная…». Мелодия марша стала популярной во всем мире: ее исполняли военные оркестры в Норвегии, Румынии, Болгарии, Швеции, Франции, Югославии и иных странах.
Стоит отметить, что «Прощание славянки» — не единственное талантливое произведение Василия Агапкина. Ему принадлежит много блистательных творений, в числе которых есть и вальсы, и марши, и пьесы, и польки. Наиболее известными сочинениями являются вальсы «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Стон Варшавы», «Голубая ночь», «Монгольский марш», полька «Веселый отдых». Музыка композитора была записана на пластинки, а его лучшие произведения неоднократно переиздавались.
Довоенные и военные годы
В 1922 г. Василий Агапкин уехал из Тамбова в столицу, где создал духовой оркестр из беспризорников. В 1930 гг. стал руководителем музыкального коллектива Высшей школы НКВД. Проявив неутомимую энергию, Василий Иванович быстро сформировал из военных музыкантов высококлассный оркестр и с ним регулярно выступал в саду «Эрмитаж», каждый раз привлекая всеобщее внимание зрителей.
К началу ВОВ Агапкину уже было 57 лет, в СССР он считался ветераном военно-музыкального дела. В первый год войны дирижера назначили старшим капельмейстером Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Дзержинского и присвоили звание военного интенданта первого ранга. 07.11.1941 Василий Иванович дирижировал сводным оркестром на параде на Красной площади. Стоял мороз, и подошвы сапог музыканта примерзли к брусчатке. На Агапкина двигалась механизированная колонна, а он не мог отойти. Кто-то из оркестра подбежал к нему, буквально оторвал от дорожного покрытия и унес в сторону.
Потом на Красной площади был еще один парад, Победный, в июне 1945-го. И снова на брусчатке выстроился сводный оркестр из почти полутора тысяч музыкантов. Коллективом тогда управлял генерал-майор Чернецкий, а Агапкин был его помощником.
Личная жизнь
Василий Иванович дважды был женат. Первая супруга, Ольга Матюнина, родила ему сына Бориса и дочь Азу. Второй женой композитора была Людмила Владимировна Кудрявцева. В браке с ней родился сын Игорь. Впоследствии у Агапкина появились два внука, Юрий и Владимир, и две внучки, Светлана и Ольга. Также у него имеются правнуки.
Последние годы
После окончания ВОВ Василий Агапкин поселился в частном доме в подмосковном городе Хотьково. Со своим оркестром продолжал выступления в саду «Эрмитаж» и много гастролировал по разным городам. В 1955 г. в возрасте 72 лет вышел в отставку в звании полковника.
Великий музыкант скончался 29.10.1964 в Москве на 81 году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. На мраморном обелиске, установленном на могиле Василия Агапкина, высечены нотные строки его бессмертного народного марша.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
АГАПКИН ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
Русский советский военный композитор, музыкант, дирижер. Автор марша «Прощание славянки» и еще порядка сорока маршей, вальсов, музыкальных аранжировок. Полковник Советской армии.
Родился 3 февраля 1884 года в д. Шанчерово Рязанской губернии (в настоящее время г. Михайлов Рязанской области). В годовалом возрасте лишился матери. Отец работал батраком, грузчиком в Астраханском порту, умер в возрасте 39 лет, когда сыну исполнилось семь лет. Мачеха – Анна Матвеевна Агапкина, овдовев, одна воспитывала Василия и еще троих детей. Семья нищенствовала, Василий вместе со сводными сестрами вынужден был просить милостыню. В десятилетнем возрасте мальчик был взят учеником в оркестр 308-го резервного Царевского батальона Астраханского полка. Через пять лет он уже стал лучшим солистом-корнетистом в оркестре. В 1899-1906 годах Агапкин служил вольнонаемным музыкантом в различных военных оркестрах на Кавказе. Большую часть жалования отправлял домой.
В 1906 году был призван в армию на срочную службу в Тифлисе, в 16-й драгунский Тверской полк.
В 1909 году, по окончании службы приехал в Тамбов, где был принят на сверхсрочную службу штаб-трубачем 7-го запасного кавалерийского Тамбовского полка. Там же в 1911 году поступил в Тамбовское музыкальное училище на медно-духовое отделение в класс Федора Михайловича Кадичева. Перед поступлением в училище Агапкин за полгода экстерном прошел четырехлетний гимназический курс и сдал экзамен на «отлично». В подготовке к поступлению в училище Василию Ивановичу активно помогала его супруга Ольга.
Это знаковое музыкальное произведение, сочиненное Агапкиным, однажды спасло ему жизнь и предопределило дальнейшую его судьбу. В 1918 году в Тамбове установилась советская власть. Полк, в котором служил музыкант, был переформирован, и Агапкин добровольно остался служить в Красной армии, уже в качестве капельмейстера Красного гусарского Варшавского полка. Участвовал в боях на Южном и Юго-Западном фронте. Заболел тифом, был отправлен на долечивание в Тамбов. Как раз в это время в Тамбове вспыхнул антоновский мятеж. Агапкин был схвачен и должен был быть расстрелян. Однако его супруга ходатайствовала за него, как за автора «Прощания славянки». Композитор чудом остался жив.
После восстания в Тамбов первыми вошли части особого назначения ВЧК. Мятеж был жестоко подавлен, Агапкина освободили. В этих войсках впоследствии и пришлось служить Василию Агапкину всю свою жизнь.
В августе 1922 года музыканта перевели в Москву в качестве капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ. Коллектив слыл одним из лучших в Москве. В 1924 году оркестр Агапкина участвовал в похоронах Ленина. В 1928 году в Болшевской коммуне для беспризорников Василий Иванович Агапкин создал учебный духовой оркестр из воспитанников-сирот. Многие годы почти каждый вечер Василий Иванович дирижировал своим оркестром в московском саду «Эрмитаж». Для него дирекцией сада была выстроена новая эстрадная «раковина».
В 1938 году Василий Агапкин участвовал в комиссии по усовершенствованию боя часов Спасской башни.
24 июня 1945 года на Параде Победы оркестр Агапкина был в составе сводного оркестра: Василий Иванович руководил фанфаристами и барабанщиками. По взмаху его дирижерской палочки раздалась барабанная дробь, сопровождавшая символический момент сбрасывания поверженных фашистских знамен к подножию мавзолея.
После войны оркестр Агапкина продолжал выступать в саду «Эрмитаж». Участвовал в парадах на Красной площади, в воздушных парадах в Тушине, выезжал на гастроли.
Всего Василий Иванович Агапкин прослужил военным музыкантом 61 год. В 1955 году был вынужден уйти в отставку. В архивах НКВД сохранился донос, сделанный на музыканта замполитом его же оркестра, датированный 1953 годом. С этого времени и до 1964 года он практически постоянно проживал на даче в городе Хотьково, в небольшом доме, выделенном ему государством. Здесь он занимался композиторской работой, принимал учеников.
Умер Василий Иванович Агапкин 29 октября 1964 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. На памятнике композитору высечены начальные такты марша «Прощание славянки».
Дочь – Аза Васильевна Свердлова (род. 1922г.), внук – Юрий Свердлов.
Память
Именем Василия Агапкина названа улица в Тамбове и детская школа искусств в г. Михайлов Рязанской области.
В Тамбове открыт памятник композиторам Василию Агапкину и Илье Шатрову.
В г. Михайлов Рязанской области установлен бюст В. И. Агапкина.
В г. Хотьково Московской области установлена мемориальная доска В. И. Агапкину.
В Москве на Белорусском вокзале установлена скульптурная композиция «Прощание славянки».
Сочинения
Вальсы: «Волшебный сон», «Любовь музыканта», « Голубая ночь», «Сиротка», «Ночь над Москвой»и др.
Автор прощания славянки агапкин биография
Русский и советский военный дирижер и композитор, полковник. Родился в семье крестьянина-батрака. Рано осиротел, скитался вместе с братьями и сестрами.
В 1894 г. был зачислен воспитанником в духовой оркестр 308-го Царевского батальона в Астрахани. С 1899 по 1910 гг. В. Агапкин несколько раз менял места службы — Аварский резервный батальон в Махачкале, 82-й пехотный Дагестанский полк в Грозном, 45-й Драгунский Северный полк в Александрополе, 43-й Драгунский Тверской полк под Тифлисом, 16-й Драгунский Тверской полк.
В декабре 1909 года, по окончании срока службы, Агапкин оказался в Тамбове. Там 12 января 1910 года он поступил на сверхсрочную службу штаб-трубачом в 7-й запасный кавалерийский полк, а с осени 1911 года без отрыва от службы стал заниматься в классе медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища. Вскоре стал капельмейстером оркестра своего полка.
После победы Октябрьской социалистической революции Василий Агапкин в 1918 году добровольно поступил в Красную армию и организовал духовой оркестр в 1-м Красном гусарском Варшавском полку.
В 1920 году Агапкин вернулся в Тамбов; руководил музыкальной студией и оркестром ВЧК. В 1922 г. переведен в Москву и до самой своей отставки в 1955 г. возглавлял различные оркестры по линии войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ. В 1924 году участвовал в похоронах Ленина. В 1928 году организовал духовой оркестр из беспризорников. В 1941–42 гг. был начальником оркестров дивизии ОМСДОН НКВД и в этой должности был главным дирижером сводного оркестра на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. Также был участником Парада Победы 24 июня 1945 г.
В. Агапкин написал много маршей и пьес для духового оркестра, но ни одно его произведение не смогло даже приблизиться по известности к знаменитому «Прощанию славянки».
На берегу Черного моря
Прощание славянки
Ночь над Москвой
Рассвет над Москвой
Всенародные любовь и популярность… после долгих лет забвения
Имя автора легендарного марша «Прощание славянки» Василия Агапкина навечно вписано в историю нашего Отечества. 3 февраля, в день его рождения, хочется с благодарностью вспомнить о нем.
С годами я еще сильнее проникалась высоким настроем и вдохновляющим порывом этого потрясающего музыкального произведения. Тем более что без него не обходились ни главные торжества страны, ни военные парады, ни любые важные события, что само по себе было значимо и символично.
Начало 20-х годов. Тамбов. Фото: 900igr.net.
Именно после этой картины, получившей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, к произведению Василия Агапкина пришла всенародная популярность… после долгих лет забвения. С тех пор его исполнение вошло в традиционный ритуал отправки новобранцев к местам службы.
Немного фактов. 7 ноября 1941 года состоялся знаменитый парад на Красной площади в Москве в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. В те дни линия фронта пролегала всего в нескольких десятках километров от столицы. Несмотря на опасность и напряженность ситуации, праздничное мероприятие не отменили. И это еще больше укрепляло моральный дух солдат, уходивших на фронт, а также тех, кто вынужденно оставался под бомбежками в родном городе. Именно В.И.Агапкину было доверено дирижировать сводным оркестром.
А на Параде Победы, 24 июня 1945-го, автор марша руководил группой барабанщиков, под дробь которых бросались к подножию Мавзолея черно-белые с фашистской свастикой штандарты третьего рейха. Жестокий и беспощадный враг, принесший миру столько зла, горя и боли, повержен! А наше красное знамя уже развевается на рейхстаге! Это два моих самых любимых кадра из военной кинохроники тех времен. Думаю, их чаще нужно показывать недругам России, чтобы они не забывали и не забывались…
Но вернемся к нашему герою. По абсолютному музыкальному слуху военного дирижера Василия Агапкина в 1951 году был настроен перезвон Курантов Спасской башни Московского Кремля – одних из древнейших часов в мире.
Какие строки биографии! Кто бы мог предположить, что такая необычная судьба выпадет на долю никому неизвестного трубача тамбовского кавалерийского полка, написавшего в 28 лет свое ставшее бессмертным произведение. В далеком 1912-ом!
«Прощание славянки» справедливо назвали маршем столетия. Поэтому празднование его юбилея в 2012 году получило статус события общенационального масштаба. Во многих странах прошли фестивали, посвященные легендарному русскому маршу, который там любят и знают. Послушайте его в исполнении хора Китайской народной армии на их главном военном параде! Просто мороз по коже!
Как давно всё было – более века назад… А он по-прежнему в строю! Этим можно только гордиться.
Не могу в такой момент не вспомнить добрым словом и почитаемую в народе песню «Варяг» с ее жестокой пронзительной правдой: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Пощады никто не желает…» Русские матросы не спустили славный Андреевский флаг. Они не думали о подвиге, о смерти, они думали о чести! Как и положено истинным сынам Отчизны.
Есть у нашего народа великие песни… И им суждено бессмертие!
Если верить прессе, «Прощание славянки», пожалуй, единственная мелодия, которой посвящена мемориальная доска. Она установлена на здании Музейно-выставочного центра Тамбова. Жители города буквально осыпали ее цветами. На состоявшихся по этому случаю торжествах звучала главная мысль: сто лет для этого марша – не срок. Такая музыка живет вечно!
…Впервые особенно обостренно мне довелось прочувствовать оголенный нерв «Прощания славянки» в ноябре 1985-го во время круиза по четырем странам Европы.
Советский лайнер «Константин Симонов», стоявший у причала Лондонского морского порта, готовился вскоре отдать швартовы. Через эстуарий реки Темзы он должен был выйти в Северное море и взять курс на немецкий Гамбург.
За час до посадки к группе советских туристов, собравшихся на берегу, пробились из шумной толпы зевак две женщины – пожилая и помоложе. Из сумбурного торопливого разговора выяснилось, что обе – русские. Одна попала в Англию во время второй мировой войны, другая вышла замуж за британца восемнадцать лет назад.
Обе выглядели очень взволнованными. Им так хотелось узнать новости о далекой любимой Родине, о многом расспросить. Ведь из-за существовавшего в те годы «железного занавеса» трудно было получить правдивую информацию.
Все наперебой начали рассказывать, что да как… Бросились доставать из сумок московские конфеты, сувениры, водку, смущая нежданными «презентами» бывших соотечественниц. Наше скорое прощание получилось очень трогательным и сердечным. Мы крепко жали друг другу руки, желали счастья и уже, толпясь на трапе и будучи в расстроенных чувствах, то и дело оглядывались на вдруг заплакавших навзрыд незнакомок.
И было в этом что-то до боли невозвратное, грустное, щемящее…
P.S. В день празднования столетнего юбилея нашего великого марша я в который раз прослушала знакомое каждой своей нотой «Прощание славянки». И, как всегда, проплакала с первой до последней строки, не в силах устоять перед пронзительной, жизнеутверждающей музыкой… Не получается по-другому…
Благодарно помянув Василия Ивановича Агапкина, решила, что непременно надо вновь побывать на Ваганьковском кладбище. Чтобы увидеть выбитые на надгробном камне первые такты любимой «Славянки»… Чтобы поклониться автору и положить цветы памяти… За святое и вечное…
Наталия КИМ.
Агапкин Василий Иванович родился в деревне Шанчерово Рязанской губернии в 1884 году. Рос в небогатой крестьянской семье. Мать его умерла, когда ему был год. Отец с сыном перебрались в Астрахань. Когда мальчику было десять лет, его отец скончался.
На протяжении нескольких лет ребенок выживал благодаря подаяниям добрых людей, пока его не зачислили учеником в оркестр Царевского резервного батальона. Выяснилось, что у него практически идеальный музыкальный слух.
В 1906-1909 годах служил в драгунском полку под Тифлисом.
В начале 1910 года поступил на сверхсрочную службу, получив в Тамбове назначение трубачом в запасной артиллерийский полк.
С осени 1911 года без отрыва от прохождения воинской службы приступил к занятиям в классе медных духовых инструментов при местном музыкальном училище.
После Октябрьской революции, в 1918 году, Агапкин добровольцем вступает в Красную Армию. В красном гусарском полку организует духовой оркестр.
Через два года, в самый разгар Гражданской войны, вернулся в Тамбов, где стал руководить музыкальной студией, параллельно возглавляя оркестр войск ГПУ. В конце лета 1922 года вместе с оркестром дает в Тамбове прощальный концерт, после чего отправляется на постоянное место жительства в Москву.
В 1924 году оркестр Агапкина принимает участие в прощальной церемонии во время похорон Владимира Ильича Ленина.
В 1928 году организует оркестр из беспризорников.
В 30-е годы возглавлял оркестр Высшей школы НКВД, с которым записал ряд музыкальных произведений.
Когда началась Великая Отечественная война, 57-летнего Агапкина назначили старшим капельмейстером в мотострелковую дивизию имени Дзержинского, которая была образована при войсках НКВД. Ему присваивают звание интенданта первого ранга.
7 ноября 1941 года во время легендарного парада на Красной площади Агапкин дирижирует сводным оркестром.
Агапкин входил в состав сводного оркестра и на Параде Победы, который состоялся после Великой Отечественной войны, 24 июня 1945 года.
После войны переехал в Подмосковье в небольшой городок Хотьково. Дом, в котором он провел последние годы жизни, находится напротив Абрамцевского музея, по улице Береговой.
На пенсию Агапкин вышел в возрасте 72 лет. Осенью 1964-го он скончался. Композитору было 80. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Имя Агапкина сегодня носит детская школа искусств в Рязанской области в городе Михайлове. В 2014 году в деревне Шанчерово, где он родился, был открыт бронзовый бюст композитора, который выполнил скульптор Олег Седов.
Написано им много вальсов: «Голубая ночь», «Ночь над Москвой», «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Сиротка», «Рассвет над Москвой», «Раннее утро», «Стон Варшавы».
Множество инструментальных пьес: «На берегу Черного моря», «Дочь улицы», «ДнепроГЭС», «Душевные раны», «Китайская серенада», «Кузнецы», «Неаполитанские ночи», «Люсины глазки», «Моя фантазия», «Привет ВКП», «Старый вальс», «Фокусы», «Полет в стратосферу».
Ссылки по теме:
Скопинские корни Василия Агапкина
обнаружились в селе Клекотки
Имя военного дирижера и композитора Василия Ивановича Агапкина (1884-1964), автора легендарного марша «Прощание славянки», широко известно далеко за пределами рязанской земли. Местом его рождения считается деревня Шанчерово в Михайловском районе: здесь жили его дед и прадеды по отцу, в приходской Дмитриевской церкви села Жмурово 27 января (8 февраля) 1875 г. венчались его родители – Иван Устинович (1856-1890) и Акулина Васильевна (1856-1885). А вот линия предков матери будущего композитора связана с другим населенным пунктом, расположенным южнее, – с селом Клекотки, относившемся к Епифанскому уезду Тульской губернии, а ныне находящемся в Скопинском районе Рязанской области.
Село на Засечной черте
Клекотки – село древнее. Археологические исследования показали, что какое-то поселение существовало на его месте уже в XI-XIII вв. В конце XVI в. угол, образованный слиянием нескольких ручьев, был вновь заселен стрельцами или казаками, несшими караульную службу на Большой Засечной черте. Позднее их потомки приобрели статус лично свободных крестьян-однодворцев. После петровских реформ некоторые из них поступали на военную или гражданскую службу, получали соответствующие чины, становились личными или даже потомственными дворянами и приобретали собственных крепостных крестьян. Впрочем, некоторые однодворцы в XVIII в. владели крепостными и не принадлежали к благородному сословию. Так, например, в материалах 2-й общегосударственной ревизии податного населения, проводившейся в Епифанском уезде в 1745-1747 гг., в «селе Кликоток» упоминаются «однодворец Степан Иванов сын Нечаев и жена его Варвара Осипова дочь», в собственности у которых находились двое дворовых людей – видимо, это были личные слуги.
Прапрадед Василия Ивановича Агапкина
В конце XVIII в. в Клекотках проживал отставной секунд-майор Трофим Степанов сын Нечаев, владевший в селе полутора десятками крепостных душ. В документах 6-й (1811 г.) и 7-й (1816 г.) ревизий податных сословий, сохранившихся в фондах Государственного архива Тульской области (ГАТО), среди них упоминается семья крестьянина Анисима Ананьева (1770-1844) – прапрадеда Василия Ивановича Агапкина. В небольшом хозяйстве вместе с ним проживали его жена Ирина (1770-?) и трое сыновей: Андрей, Филипп и Антон. С началом Отечественной войны 1812 г. старший из них, 17-летний Андрей Анисимов, был отдан в Тульское губернское ополчение. О нем три года спустя после войны была сделана запись: «Во ополчении с 1812 [года] и не воротился». Средний сын Филипп Анисимов (1797-1865), прадед будущего композитора, зимой 1816 г. взял в жены односельчанку – крестьянскую дочь Авдотью Сергееву, бывшую на два года старше своего мужа.
Ревизские сказки
В 1820-х гг. наследницей клекотковского имения умершего секунд-майора Нечаева стала его дочь Александра Тимофеевна, ранее вышедшая замуж за кавалерийского офицера – ротмистра Евгения Зарина. Из материалов 8-й ревизии (1834 г.) видно, что за прошедшие годы семья Филиппа Анисимова и Авдотьи значительно умножилась: родились сыновья Трофим (1817), Терентий (1820), Василий (1826) и Яков (1829), а также дочери Марфа (1823) и Василиса (1832). После смерти престарелого отца в 1844 г. Филипп Анисимов остался главой большой семьи из 15 человек, живших под одной крышей. Их изба была одной из группы крестьянских жилищ на левом берегу ручья Клекоток, получивших название Зариной слободы – по имени помещицы, которой принадлежали все ее обитатели (это район современной ул. Школьная). Соседняя слобода получила имя Раевки по помещику Ивану Николаевичу Раевскому, умершему в 1818 г. студенту Императорского Московского университета. На правом берегу ручья еще в одну слободу оформилось лежавшее прежде отдельно помещичье сельцо Савеловка, основанное в конце XVII или в начале XVIII в. представителями дворянского рода, из которого происходил московский патриарх Иоаким.
Ревизская сказка от 1 (13) октября 1850 г. о состоявших в «селе Кликоток» за помещицей Зариной «мужеска и женска полу крестьянах» свидетельствует, что в 1847 г. третий сын Филиппа Анисимова Василий (1826-1872) женился на своей сверстнице крестьянке Анне Семеновой. Потом они станут дедом и бабкой Василия Агапкина. Ко времени же проведения 9-й ревизии у супругов подрастала только двухлетняя дочь Прасковья – его тетка.
В 1857 г. клекотковская помещица, вдова ротмистра Александра Трофимовна Зарина, скончалась. Ее имение унаследовали сыновья-офицеры: майор Николай, подпоручик Дмитрий и подполковник Александр Евгеньевичи Зарины. При разделе имущества между братьями часть крепостных крестьян перевели из Клекотков в другое имение Зариных – село Плеснено Порховского уезда Псковской губернии. Туда, в частности, отправились семьи Тимофея и Якова Филипповых – сыновей Филиппа Анисимова, а также его племянник Лука Антонов. В Клекотках остались лишь сам Филипп Анисимов с супругой и его 30-летний сын Василий Филиппов с женой, 5-летним сыном Никифором и тремя дочерями.
В переписных документах 10-й ревизии, датированных 18 февраля (3 марта) 1858 г., в семье крепостного крестьянина помещиков Зариных Василия Филиппова впервые упоминается рожденная 5 (17) июня 1856 г. дочь Акулина, которой в будущем предстояло стать матерью Василия Ивановича Агапкина. В этом же документе зафиксирована и фамилия, присвоенная помещиками ее семье, – Романовы. За другими крепостными господ Зариных были тогда же официально закреплены фамилии Васильевых, Лукьяновых, Парфеновых, Тимофеевых, Ермоловых, Егоровых и Игнатовых. Видимо, все они восходят к именам предков этих семей, живших в конце XVIII – начале XIX вв.
И затерялись их следы
В 1861 г. крестьяне помещиков Зариных освободились от крепостной зависимости и перешли в категорию временнообязанных. До конца 1860-х гг. майор Николай Евгеньевич Зарин уступил права на выкупные платежи своих бывших крепостных владельцу усадьбы в Савеловке отставному гвардии подпоручику Алексею Федоровичу Страхову. Полноправными крестьянами-собственниками некоторые из них стали лишь в 1883 г.
Согласно метрическим книгам Богоявленской церкви в Клекотках, крестьянка Авдотья Сергеева скончалась 21 мая (2 июня) 1861 г., ее муж Филипп Анисимов – 15 (27) февраля 1865 г., их невестка Анна Семенова – 2 (14) января 1870 г., ее 11-летняя дочь Домника Васильева – 12 (24) марта 1870 г. В октябре 1865 г. Прасковью Васильеву выдали замуж за Андрея Ефремова Малофеева, временнообязанного крестьянина князя Кропоткина из Савеловки, в феврале 1870 г. женился на уроженке села Осиновая Гора Данковского уезда 18-летний Никифор Васильев. Молодожены уехали из села, и дальнейшие их следы теряются. Дед Василия Агапкина клекотковский крестьянин Василий Филиппов умер «от угара» 5 (17) ноября 1872 г. Интересно отметить, что в метрической записи о смерти он значится под фамилией Чемерикин. Видимо, предыдущая фамилия – Романов, данная помещиками Зариными, за семьей так и не закрепилась.
Венчалась в Жмуровской церкви
В январе 1875 г. оставшаяся без родителей и без родственников 18-летняя крестьянская девица Акулина Васильева из села Клекотки венчалась в жмуровской церкви с уроженцем деревни Шанчеровки Михайловского уезда Рязанской губернии Иваном Иустиновым Агапкиным. Жених достатком не отличался, но на лучшую партию сироте из бедной семьи рассчитывать и не приходилось. Нищета погнала молодых супругов на заработки. Вдали от родных мест им обоим уже вскоре предстояло окончить свои дни: Акулина Васильевна, по некоторым данным, утонула в Волге через год после рождения сына Василия, а несколько лет спустя на тяжелой работе в астраханском порту надорвался и умер отец будущего композитора. Оставшемуся с мачехой и сводными сестрами Василию Агапкину пришлось перебиваться подаяниями, пока одаренный от природы подросток волею судеб не попал в духовой оркестр 308-го пехотного батальона. С военной музыкой была связана вся его последующая жизнь, навсегда вписавшая имя автора «Прощания славянки» в историю России.
Михаил Российский,
кандидат исторических наук