аям хаям высказывания про жизнь
165 коротких цитат и мудрых высказываний Омара Хайяма про жизнь со смыслом
Ниже вы найдете 165 лучших коротких цитат, афоризмов и мудрых высказываний Омара Хайяма про жизнь со смыслом.
Задумчивая душа склоняется к одиночеству.
Ведь совсем неважно — от чего умрёшь, Ведь куда важней — для чего родился.
Самое важное – навести порядок в душе. Соблюдаем три “не”: не жалуемся, не обвиняем не оправдываем.
Вода… Я пил её однажды. Она не утоляет жажды.
Не верь тому, кто говорит красиво, в его словах всегда игра. Поверь тому, кто молчаливо, творит красивые дела.
В этом мире неверном не будь дураком: виночерпий, бездонный кувшин приготовь!
Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
Что толку толковать тому, кто бестолков!
В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек.
Будь счастлив в этот миг. Этот миг и есть твоя жизнь.
Кто пил — ушёл, кто пьёт — уйдёт! Но разве вечен тот — кто ничего не пьёт?
Ветер жизни иногда свиреп. В целом жизнь, однако, хороша И не страшно, когда черный хлеб, Страшно, когда черная душа…
Скорей голодный лев откажется от пищи, чем женщина от подлости и лжи.
Меня никогда не отталкивала бедность человека, другое дело, если бедны его душа и помыслы.
Если ты за добро благодарность ждёшь — Ты не даришь добро, ты его продаёшь.
Борьба даёт вкус жизни.
Никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать, не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает, не нуждается в объяснениях.
Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит. И тогда счастье само найдёт тебя.
Без нас кружился мир, без нас кружиться будет.
В мире временном, сущность которого – тлен, не сдавайся вещам несущественным в плен.
Наша самая большая сила заключается в доброте и нежности нашего сердца.
Вселенной всё равно, и больно только нам.
Брат, не требуй богатств — их не хватит на всех.
Если подлый лекарство нальет тебе — вылей! Если мудрый нальет тебе яду — прими!
Любовь может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.
Будь счастлив в этот миг. Этот миг и есть твоя жизнь
В чём нашей жизни смысл? Он нам непостижим!
Упавший духом гибнет раньше срока.
Когда уходите на пять минут, Не забывайте оставлять тепло в ладонях. В ладонях тех, которые вас ждут, В ладонях тех, которые вас помнят…
Красивым быть – не значит им родиться, ведь красоте мы можем научиться.
Боюсь, что в этот мир мы вновь не попадем, и там своих друзей — за гробом — не найдем.
Не завидуй тому, кто силен и богат, за рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вдоху, обращайся, как с данной тебе напрокат.
В день завтрашний нельзя сегодня заглянуть, одна лишь мысль о нем стесняет мукой грудь.
Будь мягче к людям! Хочешь быть мудрей? — Не делай больно мудростью своей. С обидчицей-судьбой воюй, будь дерзок. Но сам клянись не обижать людей!
Дни жизни даже горькие цени, Ведь навсегда уходят и они.
Будь вольнодумцем! Помни наш зарок: «Святоша – узок, лицемер – жесток». Звучит упрямо проповедь Хайяма: «Разбойничай, но сердцем будь широк!»
Любовь вначале – ласкова всегда. В воспоминаньях – ласкова всегда. А любишь – боль! И с жадностью друг друга терзаем мы и мучаем – всегда.
Не бойся козней времени бегущего, не вечны наши беды в круге сущего.
Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.
Не смешно ли весь век по копейке копить, если вечную жизнь все равно не купить?
В одном соблазне юном – чувствуй все! В одном напеве струнном – слушай все!
Что жизнь? Базар… Там друга не ищи. Что жизнь? Ушиб… Лекарства не ищи. Сам не меняйся. Людям улыбайся. Но у людей улыбок – не ищи.
Мы уйдем без следа — ни имен, ни примет. Этот мир простоит еще тысячи лет.
Жизнь – горькое и пьяное вино!
Твой приход и уход не имеет значения. Просто муха в окно залетела на миг…
Не уходи в темнеющие дали – живи в короткой яркой полосе.
Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье. Ее цени, в ней черпай вдохновенье
Мы больше в этот мир вовек не попадем, вовек не встретимся с друзьями за столом. Лови же каждое летящее мгновенье — его не подстеречь уж никогда потом.
Я мир сравнил бы с шахматной доской- то день, то ночь, а пешки мы с тобой.
Дни – волны рек в минутном серебре, песка пустыни в тающей игре.
Живи сегодня. А Вчера и Завтра – не так нужны в земном календаре.
Закрой Коран. Свободно оглянись и думай сам. Добром – всегда делись. Зла – никогда не помни. А чтоб сердцем возвыситься – к упавшему нагнись.
Не искавшему путь вряд ли путь и укажут — Постучись — и откроются двери к судьбе!
Сколько жить, сколько пить — отмеряют на глаз, да и то норовят не долить каждый раз.
Меня никогда не отталкивала бедность человека, другое дело, если бедны его душа и помыслы.
Растить в душе побег уныния – преступление.
Как проведешь ее — так и пройдет, Не забывай: она — твое творение.
Я думаю, что лучше одиноким быть, чем жар души «кому-нибудь» дарить.
Знай: в любовном жару – ледяным надо быть. На сановном пиру – нехмельным надо быть.
Не бойся козней времени бегущего, не вечны наши беды в круге сущего.
Показывать можно только зрячим, петь песню — только тем, кто слышит.
Жизнь – пустыня, по ней мы бредем нагишом. смертный, полный гордыни, ты просто смешон!
И не страшно, когда черный хлеб, Страшно, когда черная душа…
Капля стала плакать, что рассталась с морем, море засмеялось над наивным горем.
Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Дни жизни даже горькие цени, ведь навсегда уходят и они.
Имей друзей поменьше, не расширяй их круг, и помни: лучше близкий, вдали живущий друг.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями за столом у мерзавцев, имеющих власть.
Беспечный ветер в вечной книге жизни мог и не той страницей шевельнуть!
В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства.
Страсть не может с глубокой любовью дружить, если сможет, то вместе недолго им быть.
Мы в этот мир вторично не придем, своих друзей вторично не найдем.
Жизни стыдно за тех, кто сидит и скорбит, кто не помнит утех, не прощает обид…
Будь счастлив в этот миг. Этот миг и есть твоя жизнь.
Цени сегодняшнее, хоть его и мало. Вчера — прошло, а завтра – не настало…
Не говорите, что мужчина бабник. Был бы он однолюб — то до вас бы очередь не дошла.
Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена. Можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница. Но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.
Мы уйдем без следа — ни имен, ни примет. Этот мир простоит еще тысячи лет.
Живи, безумец!… Трать, пока богат!
Мой друг, приди сейчас! Поверь, что «завтра» нет.
Нас и раньше тут не было — после не будет. Ни ущерба, ни пользы от этого нет.
Страсть не может с глубокой любовью дружить, если сможет, то вместе недолго им быть.
Всё покупается и продаётся, и жизнь откровенно над нами смеётся.
Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой.
И нет конца? Да нет, в конце концов — конец.
Остерегайся раны наносить душе, которая тебя хранит и любит.
Капля стала плакать, что рассталась с морем, море засмеялось над наивным горем.
И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга — наживешь врага ты, врага обнимешь — друга обретешь.
Мы так жестоки к тем, кто уязвим. Беспомощны для тех, кого мы любим.
Когда в человека кидаешь грязь, помни — до него она может не долететь, а на твоих руках останется.
Сорванный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива.
Когда в человека кидаешь грязь, помни — до него она может не долететь, а на твоих руках останется.
Несколько извинений выглядят менее убедительно, чем одно.
В этом мире любовь — украшенье людей; Быть лишенным любви — это быть без друзей.
Если подлый лекарство нальет тебе — вылей! Если мудрый нальет тебе яду — прими!
Один не разберет, чем пахнут розы. Другой из горьких трав добудет мед. Кому-то мелочь дашь, навек запомнит. Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.
Молчанье – щит от многих бед.
О будущем и прошлом не печалься, сегодняшнему счастью цену знай.
Будь проще к людям. Хочешь быть мудрей — не делай больно мудростью своей.
В этом тёмном мире cчитай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
В божий храм не пускайте меня на порог. Я – безбожник. Таким сотворил меня Бог.
Чьё сердце не горит любовью страстной к милой, без утешения влачит свой век унылый.
Благородство и подлость, отвага и страх — Все с рожденья заложено в наших телах.
Трудно замыслы бога постичь, старина. Нет у этого неба ни верха, ни дна.
Дни, проведённые без радостей любви, считаю тяготой ненужной и постылой.
Зло, излученное тобой, к тебе вернется непременно!
В этом мире неверном не будь дураком: полагаться не вздумай на тех, кто кругом.
Да, в женщине, как в книге, мудрость есть. Понять способен смысл её великий лишь грамотный.
Бесчестный честного стыдит.
Источник радости и море скорби – это люди. Как и емкость скверны, и прозрачный родник.
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь, дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь.
Остерегайся раны наносить душе, которая тебя хранит и любит.
Язык у человека мал, а сколько жизней он сломал.
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже. Мы такие, какими нас создал Аллах!
Можешь все потерять, сбереги только душу, — чаша снова наполнится, было б вино.
Когда в человека кидаешь грязь, помни — до него она может не долететь, а на твоих руках останется.
В этом замкнутом круге — крути не крути — не удастся конца и начала найти.
От безбожья до бога — мгновенье одно. От нуля до итога — мгновенье одно.
И десятки тех, кто захотел твое тело, не стоят и мизинца того, кто полюбил твою душу.
Жизнь пронесется, как одно мгновенье, ее цени, в ней черпай наслажденье.
Храни свои слова надежнее монет. Дослушай до конца потом давай ответ.
Холодной думай головой, ведь в мире все закономерно.
С людьми ты тайной не делись своей, ведь ты не знаешь, кто из них подлей.
О жизни, простаку одолженной Всевышним, зачем переживать! Потребует — верну.
Ты находишься там, где твои мысли. Убедись, что твои мысли там, где ты хочешь быть.
Как сам ты поступаешь с Божьей тварью, того же жди себе и от людей.
Цвет рубину уста подарили твои, ты ушла — я в печали, и сердце в крови.
Лучше впасть в нищету, голодать или красть, чем в число блюдолизов презренных попасть
Тайны мира, что я изложил в сокровенной тетради, от людей утаил я, своей безопасности ради.
Любите друг друга сейчас, другой жизни не будет.
Трудно замыслы бога постичь, старина. Нет у этого неба ни верха, ни дна.
Без проповедников Бог знает что начнется! Кто сам помчится в ад? Кто в рай захочет — сам?
Ты — господин несказанного слова, а сказанного слова — ты слуга.
Сядь в укромном углу и довольствуйся малым: лишь бы сцена была хоть немного видна!
Кто понял жизнь, тот больше не спешит, смакует каждый миг и наблюдает.
Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит. И тогда счастье само найдет тебя.
Наша роль в этом мире — прийти и уйти. Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
И надо ли, чтоб меньший звал владыкой? Иль равный, чтоб слугою звал меня?
Не держите обид, ваши обиды, кроме Вас никому не мешают.
И окно, и зеркало – из стекла, но стоит добавить немного серебра – и уже видишь только себя…
Бесценный дар отдав кому попало, родного встретив, не сумеешь полюбить.
Добро и зло враждуют — мир в огне. А что же небо? Небо — в стороне.
Лови же каждое летящее мгновенье — его не подстеречь уж никогда потом.
Меня уже абсолютно ничего не расстраивает и не удивляет. Всё нормально в любом случае.
Не лги себе — со временем проверишь, что этой ложью сам себя ты предаёшь.
Хоть мудрец – не скупец и не копит добра, плохо в мире и мудрому без серебра.
Не предавай друзей, их не заменишь, и не теряй любимых — не вернешь.
Когда красив душою Человек – какая внешность может с ней сравниться?
И не мечтай – не сговорятся воры тебя из гроба вытащить назад!
Только суть, как достойно мужчин, говори, лишь ответствуя – слов господин – говори.
Если место в аду для влюбленных и пьяниц, то кого же прикажете в рай допускать?
Когда же с треском рухнет занавеска, увидим все, как ошибались мы.
Я знаю этот вид напыщенных глупцов: пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Мечтанья прах! Им места в мире нет. А если б даже сбылся юный бред?
Жизнь – мираж, тем не менее радостным будь, в страсти и в опьянении – радостным будь.
Дай хлеба одному – на век запомнит. Другому жизнь пожертвуй – не поймет.
Проходит жизнь – летучий караван. Привал недолог… Полон ли стакан?
Они – рабы своих имен. Составь себе лишь имя, и кланяться тебе любой из них готов.
В одном соблазне юном – чувствуй все! В одном напеве струнном – слушай все!
Не завидуй тому, кто силен и богат. За рассветом всегда наступает закат.
Жизнь похожа на сон. Но не вечно же спать!
Нам, неучам, – сок винограда свежий, а им, великим, – высохший изюм!
Знайся только с достойными дружбы людьми, с подлецами не знайся, себя не срами.
А какие ваши любимые мудрые высказываний Омара Хайяма о жизни, дружбе со смыслом? Оставляйте цитаты в комментариях.
15 лучших афоризмов Омара Хайяма – мудрость через века
Рубаи — одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи — четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.
Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.
15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайама о человеке, счастье и любви:
1. Красивым быть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою Человек –
Какая внешность может с ней сравниться?
2. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
3. Кто жизнью бит, тот большего добьется.
Пуд соли съевший выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет!
4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
5. Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
6. Как часто, в жизни ошибаясь,теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
7. Мы больше в этот мир вовек не попадем,
вовек не встретимся с друзьями за столом.
Лови же каждое летящее мгновенье —
его не подстеречь уж никогда потом.
8. Не завидуй тому, кто силен и богат,
за рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
9. Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить.
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить.
10. Не смешно ли весь век по копейке копить,
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
Постарайся же времени не упустить.
11. Дарить себя — не значит продавать.
И рядом спать — не значит переспать.
Не отомстить — не значит все простить.
Не рядом быть — не значит не любить.
12. Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена,
можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница,
но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.
13. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
14. Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
15. Сорваный цветок должен быть подарен,
начатое стихотворение — дописано,
а любимая женщина — счастлива,
иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.
Найдены возможные дубликаты
Мои любимые не вошли в подборку.
Лучше пить и весёлых красавиц ласкать
Чем в постах и молитвах спасенья искать
Если место в аду для влюблённых и пьяниц
то кого же прикажите в рай допускать?
Ад и рай в небесах, утверждают ханжи.
Надо жить, нам внушают, в постах и труде
Я с подругой и чашей вина не разлучен
Чтобы так и проснутся на страшном суде
Другом верным, желанным, становишься им.
Муравья лучше гостем принять в своём доме
Чем быть принятым в дом Соломоном самим.
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идёт в кабалу из-за хлеба
Мне плевать на твою справедливость творец!
Пусть мне чашу вина виночерпий подаст!
Так как жизнь коротка в этом временном мире,
В сей мир едва ли снова попадём,
Своих друзей вторично не найдём.
Лови же миг! Ведь он не повториться
Как ты и сам не повторишься в нём.
Чьё сердце не горит любовью страстной к милой
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведённые без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой.
Беспощадна судьба, наши планы круша.
Не спеши, посиди на траве, под которой,
Скоро будешь лежать никуда не спеша.
Я спросил у мудрейшего: Что ты извлёк
Из своих манускриптов?» Мудрейший изрёк:
«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудростей книжных далек!»
За возможные неточности рифмы и перевода прошу прощения, писал на память)
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идёт в кабалу из-за хлеба
Мне плевать на твою справедливость творец!
во истину наимудрейший рубай!
Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.
Не в жажде чуда я и не с мольбой:
Отсюда коврик я стянул когда-то,
А он истерся; надо бы другой!
Зато все остальные, не перечисленные тут рубаи, про вино и. вино!
Если видишь что сердце обуглено горем
То немедля еще добавляешь ожог
Я читал, перечитывал. небо, ожог.
Почему это мне написали, допетрить не смог. )
Автор молодец! Хайям крутые рубаи писал, в свое время много их перечитал.
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет и как снежинка тает.
*************************************
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Я знаю мир: в нем вор сидит на воре,
Мудрец всегда проигрывает в споре, с глупцом,
А капля счастья тонет в море горя.
************************************
Еще автор, если действительно увлекаешься этой темой, сможешь найти рубаи на тему о жене, типа нужна брать небольшого роста, типа «из двух зол выбирают меньшее». В каком-то стихе была схожая мысль
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!
прям свежее описал.
то чувство, когда учил их на память. один из любимых поэтов)
Когда живет в них злая эпиграмма,
Но раны сердца лечат рубайят-
Четверостишья старого Хайяма.»
Как-то сидели с другом в кафе Город М в Минске (не реклама) и там возле столика стоит стеллаж с книгами. Одной из них была книга со стихами Омара. Какую страницу не открой — всё про вино. В каждом стихотворении, на которые довелось наткнуться в этой книге была про вино или касающееся выпивки.
Это я так. К слову. Ничего против него не имею
Он и сам не скрывал, что он алкоголик был ) И страстолюбец ) И при этом был «Гийяс ад-Дин», помощник Веры. Хотя их вера отвергала и вино, и амурные похождения
ну так.. не стареющая классика )
В окно смотрели двое:Один увидел дождь и грязь,Другой листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое.В одно окно смотрели двое
Это Расул Гамзатов
Океан состоящий из капель,велик.
Из пылинок слагается материк.
Твой приход и уход-не имеют значения,
Словно муха в окно залетела на миг.
Рука репостнуть потянулась
Каждый молится богу на собственный лад.
Всем нам хочется в рай, и не хочется в ад.
Лишь мудрец, постигающий замысел божий,
Адских мук не страшиться и раю не рад
Меч времени остер, не будь же верхоглядом!
Когда судьба тебе положит в рот халву,
а это хочу чтобы было на моем надгробии:
Он храбрецом не был, он мудрецом не был
Но поклонись ему
Он Человеком был
где любовь к родным краям?
На х*я купил угодья?
Это не я сказал. Омар Хайям!
4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.
ну да, постанова не его. у него обычно 3 строчка не рифмуется, а здесь 2ая
Вконтакте всё пропитано подобной «мудростью». Очень надеюсь что это всё добро только там и оставалось.
тем выше задирает нос.
он носом тянется туда,
куда душою не дорос.
В своё время (ещё в 2012 году) ознакомился с творчеством Омара Хайяма и написал несколько своих Рубаи. Выкладывал их только на сайте по Лиге Легенд да в одной группе в ВК, связанной с поэзией.
Мудрецы всего света пытались понять:
Каждый ли человек может путь выбирать?
Или в книге судьбы он уже предначертан?
Если так, это тут нужно только принять.
О прошедших годах ты теперь не жалей,
Лучше в чашу вина поскорее налей,
Ибо в мире насущном живем мы не долго,
Выпьем вместе за то, чтоб жилось веселей!
Твои уста целую в полнейшей тишине,
И под покровом ночи, сгораем мы в огне.
Ах, этот дивный миг я мог бы помнить вечно,
Будь ты сейчас со мной, а не в прекрасном сне.
Всё верно, только для себя зачитай.:)
у него был рубай в котором он говорит типо старик пьяный ведет себя как ребенок, зрелый как безумец, а молодой пьяный мудр как старик, смысл такой вроде.
сколько сборников перелопатил не могу найти и все.
Я в себя заглянув, убедился во лжи:
ИМХО, рубаи надо читать голосом и с выражением Чонишвили ) Во всяком случае, у меня в голове рубаи звучат только так )
Смысла этих картинок понять не пытайся,
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!
____________________________________
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть;
Быть лучше одному, чем вместе с кем попало.
«Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы.»
мудрый чувак за него плюс!
Всю эту чушь он не писал.
Это просто перевод одного русского писателя, «локализатора» так сказать. фамилию не помню
Ну и че за бумеранг?! он че был изветенен. Короче хуйню тут постят!!
да это же почти перашки!
Пятница, Омар Хаям
Современное изображение Омара Хайяма
18 мая родился Омар Хайям (1048 — 1131), персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Полное имя поэта – Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Слово «Хайям» буквально означает «палаточный мастер», от слова «хайма» – палатка.Согласно источникам, в семнадцать лет он достиг глубоких знаний во всех областях философии, и обладал великолепными природными способностями и памятью.Свое образование Хайям начал в Нишапурском медресе – в то время Нишапур, расположенный на востоке Ирана в древней культурной провинции Хорасан, был крупным городом XI века с населением в несколько сот тысяч человек. Математикой Хайям занимался с восьми лет. Образование получил медицинское, но врачебным делом интересовался мало
Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и др. городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Математические сочинения Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно. Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных. В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.
Омар Хайям. Памятник в Иране
Во времена Хайяма ученый, ввиду своей бедности мог регулярно заниматься наукой только при дворе того или иного правителя, занимая одну из четырех должностей: секретаря (дабира), поэта, астролога или врача. Судьба ученого зависела от милости или немилости правителя, его нрава и капризов, от придворных интриг и дворцовых переворотов. Так и судьба Хайяма во многом определялась сменяющими друг друга покровителями, которых ученый в своих трудах упоминал и благодарил.Правители XI века переманивали друг у друга образованных царедворцев, а самые могущественные забирали к себе безо всякого спроса прославившихся ученых и поэтов.
Благодаря своему алгебраическому трактату Хайям был обласкан главным судьей Самарканда Абу Тахиром Абд ар-Рахманом ибн Алаком. Позже Хайяму покровительствовал бухарский правитель Шамс ал-Мулука.
В 1074 г. после длительного противостояния сельджукам Шамс ал-Мулук признал себя вассалом султана Малик-шаха. Этот год стал знаменательной датой в жизни Хайяма: он был приглашен в столицу огромного Сельджукского государства Исфахан ко двору Малик-шаха для руководства реформой иранского солнечного календаря. Так начался двадцатилетний период его плодотворной и блестящей научной деятельности.
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, из каждых 33-х лет 8 были високосными и 25 обычными. Этот календарь точнее всех других известных соответствует году весенних равноденствий. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который вплоть до настоящего времени действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
Этот спокойный период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха закончился в конце 1092 года со смертью султана.
В то время Исфахан был одним из главных центров исмаилизма – религиозного антифеодального течения в мусульманских странах. В конце XI века исмаилиты развернули активную террористическую деятельность против господствовавшей тюркской феодальной знати. В конце концов Исфаханская обсерватория пришла в запустение и была закрыта.О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и о его юности. Источники указывают, что некоторое время Омар Хайям пребывает в Мерве, а затем отправляется в хадж в Мекку.Последние годы своей жизни он провел в Нишапуре, возможно, он преподавал в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах.
Наиболее вероятная дата его смерти – 4 декабря 1131 г.О последних часах Хайяма известно со слов его младшего современника Бейхаки:«Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнес: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.»
Прижизненных изображений Омара Хайяма не сохранилось, так что облик его неизвестен.
Смысл образов Хайяма был досконально раскрыт в исследовании «Вино мистики. Духовный взгляд на «Рубайат» Омара Хайяма» Парамахамсы Иогананды в начале 30-х гг. XX в. Он открыл, что за внешними образами Омара Хайяма скрыто глубокое понимание радости и смысла человеческого существования.