аят про жизнь со смыслом
Аяты Корана о мирской жизни
Каждый, кто приходит в этот мир сам выбирает, как проживать свою жизнь — кто-то проводит ее в роскоши и беззаботности, а кто-то в поклонении. Как бы вы не жили, важно всегда помнить о том, что эта жизнь не вечна, и, в конце концов, мы вернемся к своему Создателю.
Аллах в Коране дал ясное объяснение тому, что такое мирская жизнь и какое внимание ей следует уделять. Сегодня мы хотим напомнить вам эти аяты. И пусть они станут поводом для анализа принимаемых вами решений и совершаемых поступков.
«Земная жизнь – это лишь игра и забава, а вечная обитель [Рай – место нескончаемых наслаждений] лучше [чем земная жизнь] для богобоязненных. Неужели вы не понимаете [этого]?!» (сура «Аль-Анам», аят 32).
«Аллах увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает [кому пожелает]. Они [неблагодарные люди] радуются [бренной] земной жизни, но земная жизнь по сравнению с вечной жизнью – это только временное благо» (сура «Ар-Ра’д», аят 26).
«О мой народ! Земная жизнь дана [нам] на время [у нее есть конец]. А вечная жизнь и есть постоянная обитель» (сура «Гафир», аят 39).
«Знайте, что земная жизнь – это только игра и забава, [внешняя] красота и предмет гордости друг перед другом, и стремление к увеличению богатства и [количества] детей. Она подобна дождю, растения после которого изумляют земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, а затем они превращаются в труху. А в вечной жизни – суровое наказание, или прощение от Аллаха и [Его] довольство. Земная жизнь – всего лишь предмет обольщения» (сура «Аль-Хадид», аят 20).
«Поистине, земная жизнь подобна воде, которую Мы низводим с неба [дождю] и благодаря которой смешиваются растения земли [сплетаясь друг с другом], которыми питаются люди и животные. А когда земля покрывается узорами [цветами и растениями] и становится красивой, и ее обитатели думают, что у них есть власть над ней [то есть, могут получить ее плоды], тут Наше решение воплощается на ней ночью или днем [урожай внезапно гибнет]. Мы превращаем его в урожай [как будто кто-то собрал его], словно еще вчера того изобилия и не было. Таким образом Мы объясняем знамения [Нашего Могущества] для людей размышляющих» (сура «Юнус», аят 24).
В поисках смысла жизни
Современная наука и цифры
«Согласно статистическим данным, среди основных причин смертности у американских студентов второе место — после дорожно-транспортных происшествий — занимает самоубийство, причем число покушений на самоубийство без летального исхода в пятнадцать раз превышает количество совершенных самоубийств.
…Итоги тщательного опроса о мотивах самоубийства шестидесяти студентов Университета штата Айдахо, пытавшихся покончить с собой, таковы: 85% опрошенных не видели в своей жизни никакого смысла. Примечательно, что 93% из них составляли психически и физически здоровые молодые люди, которые жили в хороших бытовых условиях, прекрасно ладили со своими родителями, занимались общественной деятельностью и отличались высокой успеваемостью. Такие покушения на самоубийство можно объяснить лишь тем, что человек по природе своей — если и не всегда, то по крайней мере изначально, — стремится определить и выполнить свое предназначение в жизни.
Разочарование в жизни одолевает не только молодежь, но и людей старшего поколения. Взять, к примеру, результаты опроса, проведенного среди выпускников Гарвардского университета. Спустя двадцать лет после защиты диплома многие из них жаловались на то, что жизнь кажется им совершенно бессмысленной, а ведь они сделали успешную карьеру, жили в достатке и производили впечатление вполне благополучных людей.
Кстати, был проведен ряд исследований, согласно которым 90% людей, страдающих алкоголизмом в хронической форме, явно испытывали ощущение бессмысленности жизни. Так же обстоит дело и с наркоманами.
Отчет Американского совета по образованию, составленный по результатам опроса 189 733 учащихся трехсот шестидесяти университетов в США, не оставляет никаких сомнений в том, что людьми движет стремление к смыслу, ведь 73,7% опрошенных студентов заявили, что стремятся «обрести такую идею, которая наполнит их жизнь смыслом». А по данным Национального института здравоохранения, в ходе опроса 7948 учащихся сорока восьми высших учебных заведений большинство из них, точнее, 78% опрошенных заявили, что стремятся «найти смысл жизни».
Спору нет больной больше всего хочет выздороветь, а бедняк мечтает разбогатеть. Но бесспорно и то, что здоровье и деньги нужны им лишь для того, чтобы вести такую жизнь, которая представляется им осмысленной, и выполнить свое предназначение!
Эйнштейн как-то сказал, что человек, который не видит в своей жизни смысла, не только несчастлив, но и, наверняка, нежизнеспособен»[2]. Виктор Франкль в свою очередь сделал заключение: «В нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение»[3].
Священный Коран о смысле жизни
Человеку Богом даны многочисленные уровни работы над собой, этапы совершенствования духа, воли; высоты физического и материального становления; перспективы развития коммуникативных и деловых отношений. В контексте этого личностного роста (самосовершенствование, карьера, семья) человек совершает пусть незначительные, но качественные благие дела и поступки как результат его становления и формирования, который явится главной определяющей его земной и вечной перспектив, главной определяющей полноты его счастья в обоих мирах.
Сенека говорил, что жизнь делится на две части: (1) активность, призванная обеспечить наши нужды и (2) время, посвященное духовному росту, чтению и занятию искусствами[4].
В Коране Господь миров говорит:
«Спешите (бегите наперегонки; опережайте других) в совершении благих дел! [Соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний, поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь», в ней каждому из вас предоставлено бессчетное количество возможностей! В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.] Где бы вы ни находились, Аллах (Бог, Господь) соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Он все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Богу подвластно все, что Он пожелает]» (см. Св. Коран, 2:148).
«Если бы пожелал Аллах (Бог, Господь), то сделал бы вас единой нацией [вы могли бы быть совершенно идентичными друг другу. Не было бы исторических этапов развития, не было бы разных пророков и посланников, а как следствие — разных Писаний и практических рекомендаций. Не было бы разделения на народности и религии]. Однако [Он, Всевышний Творец, сделал вас разными], дабы испытать в том, что дано вам. Спешите (бегите наперегонки; опережайте других) в совершении благих дел! Все вы [вне зависимости от должностей, национальностей, гражданства, вероисповедания, убеждений] вернетесь к Аллаху (Богу) [Господу миров, Властелину Судного Дня], и Он объяснит вам то, в чем вы расходились во мнениях [разрешит все ваши споры и разногласия, воздаст вам сполна за ваши дела]» (см. Св. Коран, 5:48).
«Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь]» (Св. Коран, 51:56).
Поэтому глобальный смысл бытия джинна или человека, суть миров, в которых мы живем — раскрытие величия и мощи Творца через все то совершенство, что окружает нас. Индивидуальный смысл существования джинна или человека — набожность пред Создателем, Который в нас абсолютно не нуждается, мы же испытываем в Нем, Его милости, щедрости, прощении бесконечную потребность.
Наверное, глубину практического созерцания[6] приведенных коранических строк джинны и люди смогут понять, лишь прожив отведенный им на Земле срок (стараясь быть лучшими в делах, мастерами своего дела и соревнуясь в благом), а также пройдя через загробный мир, воскреснув после Конца Света и представ пред Богом в Судный День. Именно тогда в полной мере откроются глаза и сердца на ожидающую нас вечность, будет постигнут смысл мирского бытия со всей его глубиною и во всем его великолепии.
Смысл — у каждого свой, но есть общие, Богом данные ориентиры. Важно, на мой взгляд, найти свой индивидуальный смысл, нарисовать свою прекрасную картину бытия, неповторимый шедевр — через образование (среднее, высшее); осознание себя и всего, что вокруг; настойчивость, стремление и определение своей трудовой, интеллектуальной, физической, духовной и семейной деятельности, своих глобальных и конкретных задач по всем этим направлениям. Определившись, начать восхождение и не потерять цели и приоритет (самое главное на каждом этапе жизни) во всем том хаосе, где актуально спокойствие, здравость ума и усердный труд.
В заключение осмелюсь дать одну из возможных кратких формулировок смысла жизни: найти себя, свою стезю (свое место в жизни, призвание — через труд и строгую дисциплину в реализации того, что имеешь) и неустанно совершенствоваться в навыках и делах (67:2 и 11:7), не оставляя на потом (5:48), познавая тем самым Бога, Господа миров (51:56).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хорошо сказал писатель Бернард Шоу: «Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, чтобы создать себя».
[2] Подробнее об этом, а также все приведенные цитаты и данные см.: Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. С. 7–22.
[3] Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск, 2009. С. 22.
[4] Искусство — тонкое знание дела, умение, сноровка; система приемов и методов в какой-либо отрасли, практической деятельности, мастерство.
[5] См. также: Св. Коран, 4:123. Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.
[6] Созерцать осознанно — значит достичь состояния максимальной восприимчивости.
Ислам о смысле жизни
Ислам о смысле жизни
Наверное, о смысле жизни задумывался каждый из нас. Кто мы? Откуда мы взялись? Зачем живем? В чем смысл нашей жизни? Люди находят разные ответы на эти вопросы, но истинные ответы есть только в Священном Коране. Наш Творец дал ответы на все эти вопросы в Священном Коране в нескольких аятах.
Люди придают слишком много значения этой жизни, забывая о том, что главная жизнь ждет нас в следующем мире. Поэтому очень часто люди обольщаются этой жизнью. А ведь в Священной Книге сказано: «Жизнь в этом мире, которую неверующие считают единственной и в которой они не ищут благоволения Аллаха, – всего лишь бесполезная игра и забава. В будущем приюте – настоящая жизнь.»
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное».
Также Пророк (мир ему) сказал, что трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним.
Поэтому нужно выполнять предписанное и воздерживаться от того, что Он нам запретил, поскольку Аллах лучше знает, что есть добро, а что – зло. А для того, чтобы люди знали, как правильно это делать, Всевышний по Своей милости посылает Своих пророков и посланников. Когда человек ведёт себя неправильно, нарушая законы Всевышнего, он вступает в дисгармонию со своей истинной сущностью и потому бывает несчастным.
В священном Коране также сообщается, что для оценивания наших поступков в этом мире будет Судный день. Человек, который делает добрые дела будет введен в рай, и наоборот. Каждого будут судить по поступкам в этом мире. В этой статье я попытался кратко объяснить цель жизни с исламской точки зрения. Дай Аллах поможет нам в выполнении истинной цели нашей жизни.
10 аятов Корана, чтобы преодолеть трудности и пережить несчастья
Наша жизнь переменчива и состоит из взлётов и падений, трудностей и облегчений, которые сменяют друг друга, как день сменяет ночь и ночь сменяет день. Вчера ещё мы могли быть счастливы, а сегодня уже погрузиться в горечь страданий. Как выстоять в этом водовороте жизни? Как не утонуть в пучине жизненных неурядиц?
Принять обрушившиеся беды очень тяжело, человек слаб по натуре и ему кажется, что он не в силах их пережить. Каждый сам для себя ищет точку опоры, тот же, кто знает Господа, уповает на Него и смиренно принимая всё, что ниспосылается ему. Верующий человек знает, ничто в этом мире не происходит без Божьей воли, поэтому все превратности судьбы воспринимает адекватно. Осознавая, что милость Бога несравненно больше любого горя, он находит утешение в уповании на Всевышнего. Читая строки из Священно Корана, в котором Господь обращается к каждому из нас, верующий обретает покой и надежду.
Предлагаем вниманию читателей 10 аятов Корана, которые помогут проявить терпение в сложные периоды жизни.
1-й аят:
إِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا
«Поистине, за тягостью следует большое облегчение!» (смысл 6 аята суры «аш-Шарх», тафиср «Мунтахаб»).
2-й аят:
قَالَ لَا تَخَافَا إِنَّنِي مَعَكُمَا أَسْمَعُ وَأَرَى
«Аллах успокоил их, сказав: «Не бойтесь Фараона. Ведь Я с вами и слежу за вами. Я слышу то, что он говорит, и вижу то, что он делает. Я не разрешу ему вредить вам»» (смысл 46 аята суры «Та Ха», тафиср «Мунтахаб»).
3-й аят:
اللَّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا يُخْرِجُهُم مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ.
«Аллах – Друг верующих, их Сторонник и Защитник. Он выводит их из мрака сомнений и колебаний к Свету истины, религии и покоя…» (смысл 257 аята суры «аль-Бакара», тафиср «Мунтахаб»).
4-й аят:
أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ
5-й аят:
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
6-й аят:
كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ
7-й аят:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اصْبِرُوا وَصَابِرُوا وَرَابِطُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«О вы, которые уверовали! Будьте терпеливы в бедах и в сражениях! Будьте тверды перед вашими врагами, защищайте свои границы и бойтесь Аллаха! Быть может, вы будете счастливы!» (смысл 200 аята суры «Алю Имран», тафиср «Мунтахаб»).
8-й аят:
سَلَامٌ عَلَيْكُم بِمَا صَبَرْتُمْ فَنِعْمَ عُقْبَى الدَّارِ
«Эти ангелы скажут им: «Вам вечный мир и спокойствие за то, что вы терпели зло и терпели многое, борясь со своими страстями! Какая у вас прекрасная награда – пребывание в райских садах вечности!»» (смысл 24 аята суры «ар-Ра’д», тафиср «Мунтахаб»).
9-10-й аяты:
وَلَنَبْلُوَنَّكُم بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ * الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
10 аятов и хадисов о том, что такое мирская жизнь
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Любовь к мирской жизни увлекает нас в потоке суеты и заставляет забыть о том, что действительно важно. Толкает на самые скверные поступки, которые разрушают веру, достоинство, отношения. Чтобы не допустить таких последствий, нам нужно почаще вспоминать слова Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, напоминающие о сути мирской жизни и тяготах любви к ней.
• «Мир этот и мир вечный можно сравнить с пальцем, который ты опускаешь в море и смотришь, с чем он вернется» (Муслим).
• «Земная жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой (или с которой) смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих. Аллах призывает к обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (сура «Юнус», аяты 24-25).
• «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аяты 14-15).
• Рассказывают как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо мертвой овцы и сказал: «Вы видите как небрежно обошлись хозяева с этой овцой?» Ему ответили: «Конечно, даже бросили ее тут». Он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа: мирская жизнь значит для Аллаха еще меньше, чем эта овца для своих хозяев. И если бы она для Аллаха значила столько же, сколько крыло мухи, то Он бы не напоил неверующего и глотком воды». (Ахмад. Также передал Муслим с похожими словами).
• «Земная жизнь проклята, и проклято все, что в ней, кроме того, что для Аллаха» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
• «Земная жизнь приятная и благоухающая. И Аллах оставил вас наместниками на ней и смотрит, как вы поступите. Поистине, сыны Исраиля, когда им были предоставлены все блага земной жизни, соблазнились украшениями, женщинами, благовониями и одеждами и заблудились» (Муслим, ан-Насаи).
Всевышний Аллах через Коран и Сунну предупредил Своих рабов об опасности чрезмерной увлеченностью мирской жизнью. В наше время, когда мы начали пользоваться удобствами и удовольствиями прогресса, иными словами, когда перед нами раскрывается многообразие мирских благ, это предупреждение особенно актуально. Потому что именно чрезмерная увлеченность (а не умеренное пользование дарами Аллаха) втягивают в водоворот грехов и заблуждений.
Так, от аль-Хасана передается: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к своим сподвижникам и сказал: «Кто-нибудь из вас хочет, чтобы Аллах избавил его от слепоты и вернул ему его зрение?
Сердце стремящегося к благам мирской жизни и возлагающего на нее большие и долгосрочные надежды Аллах ослепит по мере его привязанности к ней. А отрекшемуся от нее и не возлагающему на нее надежд Аллах даст знания без обучения и руководство. Поистине, после вас придут люди, которые смогут владеть имуществом и удерживать его только убийствами и жестокостью, богатством – посредством похвальбы и скупости, любовью – лишь через потакание своим желаниям.
И тот, кто доживет до того времени, но будет терпеливо переносить бедность, имея возможность быть богатым, стойко переносить ненависть, будучи способным заслужить любовь, терпеть унижение, будучи способным достичь величия – всем этим стремясь лишь к лику Всевышнего Аллаха, получит награду, равную награде пятидесяти правдивейших».
Пусть Всевышний не позволит нашим сердцам обмануться и сохранит их на истине и терпении!