айн рэнд смысл жизни
«Вы не должны любить всех». Чем интересна философия эгоизма Айн Рэнд
Нас всегда учили, что альтруизм — это хорошее качество, но автор романа «Атлант расправил плечи» считала иначе. Рассказываем, как девочка из Санкт-Петербурга стала всемирно известной писательницей и философом и почему многим женщинам может быть полезна её теория.
Недавно мы публиковали отрывок из книги «Выгорание», в которой Эмили и Амелия Нагоски рассказывают о работе философа Кейт Манн. Она описала социальную систему из двух групп: «доноров» и «индивидуумов». Суть её в том, что индивидуумы могут свободно самовыражаться, а доноры должны по своей воле и с радостью посвящать им время и внимание. Несложно догадаться, какую роль общество отдаёт женщинам.
Такое насаждение добровольной жертвенности Айн Рэнд считала неприемлемым в цивилизованном обществе. Писательница говорила, что каждый человек имеет моральное право строить личное счастье, а не услуживать другим.
Как Алиса Розенбаум из Петербурга стала Айн Рэнд
Алиса Розенбаум родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в еврейской семье фармацевта Залмана-Вольфа и зубного техника Ханы Каплан. Семья жила в особняке на углу Невского проспекта и Знаменской площади. На первом этаже располагалась аптека, владельцем которой был отец Алисы.
Алиса научилась читать и писать уже в четыре года. В восемь лет она написала свой первый сценарий, а в десять — первый роман. На уроках ей часто было скучно, поэтому она садилась на заднюю парту, закрывалась учебником и писала свои произведения. Прочитать их сейчас, правда, не получится: в интервью Тому Снайдеру писательница говорила, что эти произведения не сохранились и она уже не очень хочет о них вспоминать.
В 1924 году Алиса поступила в Государственный институт кинематографических искусств — она хотела писать сценарии для кинофильмов. Через год она поняла, что её произведения в Советском Союзе обречены из-за цензуры. И эмигрировала в Соединённые Штаты.
В США Алиса Розенбаум взяла псевдоним Айн Рэнд. В 1936 году она впервые опубликовала своё произведение — роман «Мы живые». А в 1957 году вышел «Атлант расправил плечи». Роман попал в список бестселлеров The New York Times уже через три дня после выхода и оставался там почти полгода.
Айн Рэнд прожила долгую, насыщенную жизнь и скончалась на 77‑м году жизни в Нью-Йорке, оставив после себя не только богатое литературное наследие, но и философское течение — объективизм.
Что такое объективизм
«Моя философия — это концепция представления человека о себе как о героическом существе, в котором его собственное счастье является нравственной целью его жизни, продуктивные достижения — его благороднейшей деятельностью, а разум — единственным абсолютом»
Из книги «Концепция эгоизма»
Впервые Айн Рэнд представила объективизм в своих романах «Источник» и «Атлант расправил плечи». Как утверждала сама писательница, она жила по собственной философии с двух с половиной лет.
Главный герой объективизма — созидающий человек. Он отвечает за свою жизнь, познаёт мир и стремится к личному счастью. Ему не нужна помощь других, так как он обладает самым главным инструментом — разумом. Разум Рэнд считала наивысшей ценностью человечества.
С помощью разума человек может осознавать эмоции и управлять ими (но не подавлять). Это значит, что эмоции не выступают основным источником для принятия решений. А сосуществование эмоций и разума создаёт гармоничную личность, так как конфликт между сознательной и бессознательной частями психики отсутствует.
Всё это становится возможным, когда человек ценит личность. Он не позволяет использовать себя для достижения целей других людей и не использует кого-либо для своих.
«Худшее, что происходит сегодня, — это нападки на умения и таланты людей. Я считаю аморальным травить человека не из-за его пороков, а из-за добродетелей. Добиться успеха в любой отрасли рациональной деятельности — это большое достоинство. Но люди могут нападать на вас за то, что вы применили свои способности, много работали, были амбициозны. Они хотят, чтобы вы чувствовали себя виноватым за это»
из интервью Тому Снайдеру
Почему быть эгоистом не стыдно, а с альтруизмом что-то не так
Слыша слово «эгоист», многие представляют чёрствого человека, который действует только в угоду своим потребностям и вредит при этом другим. Нас с детства учили, что быть эгоистом — не столько обидно, сколько стыдно. И когда вы не готовы менять свои планы ради других, выполнять чужие задачи по работе и даже рожать детей — скорее всего, на вас повесят именно этот ярлык.
Айн Рэнд считала, что общество исказило понятие «эгоизм».
«Значимость эгоизма в том, что вы цените себя, живёте в согласии со своей природой и собственными суждениями. Вы уважаете свой разум, свою способность делать правильные вещи. Уважаете возможность быть морально добродетельным человеком. И относитесь к себе как к ценности, которую нужно беречь»
из интервью Тому Снайдеру
Альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами — Рэнд считала худшим из зол. И противопоставляла ему свою философию объективизма.
Когда интересы общества провозглашаются более значимыми, чем личные, получается, что человек не имеет морального права жить ради себя самого.
Обязанность жить для других порождает неудовлетворённые потребности и желания. Когда что-то не складывается, мы злимся на других и чувствуем, что они нам должны.
Мы играли по правилам, заботились о счастье других, а эти «другие» не делают того же в ответ. Кажется, нас надули.
Рэнд называла альтруизм моральным каннибализмом, который делает людей жертвенными животными. Она осуждала само понятие, при котором счастье одного человека требует страданий другого. Писательница считала, что разумные интересы людей не станут противоречить друг другу. Но даже если возникнут споры, их можно решить переговорами или свободной конкуренцией.
«Вы можете делать людей счастливыми, если эти люди что-то значат для вас. Но вы не должны любить всех. Да вы и не сможете, это бессмысленное утверждение. Любить можно только того, кого ты ценишь»
из интервью Тому Снайдеру
Айн Рэнд считала, что каждый может быть разумным эгоистом. Нужно только понимать, что значит это слово.
С её точки зрения, эгоист — это человек, который следует своим целям, руководствуется разумом, а не сиюминутными прихотями и эмоциями. Он отвергает самопожертвование и готов усердно работать ради своего счастья. Не ждёт, когда другие сделают его счастливым. И отказывается брать на себя ответственность за каждого лентяя, который ищет спасения у других.
Это не значит, что разумный эгоист ни о ком не заботится. Объективизм не отрицает любви. Но отношения строятся исключительно на добровольных началах: партнёры вместе, потому что ценят и уважают друг друга, и ни один из них не просит другого жить ради себя.
Философия альтруизма, напротив, порождает искажённое понятие любви: что человека нужно любить за недостатки, а не за достоинства. Это считается благородной жертвой, но партнёры редко оценивают этот широкий жест. Такая любовь чаще оставляет только страдания.
«Допустим, кто-то говорит вам: „Я люблю тебя, потому что ты плохой. Я буду любить тебя и принесу себя в жертву“. Вы примете это? Я — нет. Это самые оскорбительные слова, которые только можно услышать. Но именно этого требует от нас альтруизм»
из интервью Тому Снайдеру
Как альтруизм истощает женщин
Достаточно того, что пренебрежение своими желаниями ради других имеет психологические последствия. Но помимо этого женщина начинает думать, что с ней что-то не так, если она не рада приносить себя в жертву.
Сёстры Нагоски писали в «Выгорании», что женщины с синдромом донора пребывают в хроническом стрессе. Они не могут делиться своими эмоциональными всплесками, потому что это порицается. Их психика истощена бесконечными требованиями и осуждением как от общества, так и от самих себя.
Нам представляют альтруизм в романтическом свете. Но это больше похоже на хитрый способ манипуляции. Живи для других — и только тогда ты хорошая.
Объективизм Айн Рэнд не рассматривает человека с позиции гендера. Любой имеет право думать о собственном счастье, а не о потребностях людей, которые не хотят отвечать тем же.
Что прочитать у Айн Рэнд
«Источник»
Входит в число самых известных произведений американской литературы. Главный герой — талантливый архитектор Говард Рорк. Отстаивая свободу творчества, он борется с миром, который не хочет принимать свежие решения, идеи, мечты.
«Атлант расправил плечи»
Рэнд считала этот роман своим лучшим произведением. Его идея в том, что мир держится на талантливых творцах-одиночках. Рэнд сравнивает их с титаном Атлантом, который держит на плечах небо.
«Мы живые»
Главные герои романа: аристократ Лео, коммунист и сотрудник ГПУ Андрей и Кира — девушка, которая стремится к своим целям, несмотря на голод и бедность. Каждый пытается научиться жить в России, где только что произошла революция.
«Идеал»
Произведение опубликовали посмертно в 2015 году. Рэнд написала его дважды: как повесть и как пьесу. Главная героиня — молодая актриса Кей Гонда, которую подозревают в убийстве миллионера Грантона Сайерса.
Эта короткая повесть — социально-политическая антиутопия с критикой тоталитарного общества, которое подавляет творчество и личность человека.
«Добродетель эгоизма»
Сборник эссе Айн Рэнд о философии объективизма.
«Романтический манифест»
В этой книге Рэнд размышляет о творческом процессе писательства. Например, почему «Анна Каренина» — самое вредное произведение мировой литературы. Или в чём цель искусства и кто его главный враг.
Автор иллюстраций: Вика Анистратова
Редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. Слежу за профессиональными стилистами и новостями моды, штудирую книги об истории индустрии и мечтаю о встрече с Анной Винтур.
Айн Рэнд: Смысл жизни
Ayn Rand: A Sense of Life
Биографический фильм, Документальный фильм
Информация о фильме
Айн Рэнд родилась в Санкт-Петербурге в 1905 году. В возрасте 21 года она сбежала в Америку где стала автором множества книг. Её главной темой всегда оставалась свобода личности, её жизнь была полна неожиданных встреч и странных, не всегда приятных, стечений обстоятельств. Раньше она рассказывала истории, теперь рассказана история о ней.
Биографический фильм, Документальный фильм
В ролях:
Эмоции от фильма
Рейтинг Фильм Про
4.5 (1 оценок)
Отзывы о фильме
Смотри новинки онлайн
Драма, Приключения, Фэнтези
Боевик, Приключения, Триллер
Биографический фильм, Семейный фильм, Спортивный фильм
Комедия, Мультфильм, Приключения
Драма, Триллер, Ужасы
Боевик, Ужасы, Научно-фантастический
Драма, Мультфильм, Приключения
Мистика, Драма, Криминал
Боевик, Триллер, Фэнтези
Комедия, Драма, Мелодрама
Фильм Про
© 2019 Сетевое издание «Фильм Про (filmpro.ru)». Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-69132 от 24.03.2017. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Главный редактор: Кудрявцев И.А. Адрес электронной почты редакции: info@vesti.ru, телефон редакции:+7(495)232-63-33. Для детей старше 16 лет.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК).
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
«Атлант расправил плечи» — плохая книга. Вот почему
В книге «Бесполезная классика» филолог Леонид Клейн показывает, как хорошие художественные книги могут служить учебниками по менеджменту. И наоборот, как лобовая пропаганда даже хороших идей превращает роман в скучное назидание. Публикуем фрагмент о библии либертарианства — романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».
Нет у эволюции начала…
Один из признаков качественной литературы — достоверность, то, насколько читатель может верить в то, что такое может произойти на самом деле. Конечно же, нужно учитывать, что «Атлант расправил плечи» — это антиутопия, где, казалось бы, может происходить все что угодно. Но жанр не оправдание для отказа от реалистичности и логики развития сюжета и персонажей. В основных антиутопиях XX века представлена гораздо более объемная картина. Взять самую знаменитую — «1984» Джорджа Оруэлла. Уровней проблем, обозначенных в этой книге, намного больше, и они гораздо глубже.
Да и в целом культура прошлого века ставит промышленных магнатов перед намного более сложным экзистенциальным выбором. В качестве примеров можно привести фильмы «Список Шиндлера» Стивена Спилберга и «Гибель богов» Лукино Висконти, где героям приходится решать вопросы жизни и смерти в обстоятельствах куда более неблагоприятных, нежели те, что описывает культовый роман американской писательницы.
Герои «Атланта», повторимся, живут в двухмерном, не допускающем полутонов мире, который ставит перед ними такие же задачи. Что неудивительно: будучи плоскими сами, они другие задачи решать не смогут.
Рассмотрим эволюцию героев. Для сравнения возьмем «Войну и мир», хотя, возможно, это не совсем справедливо — несмотря на сопоставимые объемы, эти произведения из совершенно разных лиг авторского мастерства.
Ключевые персонажи романа Толстого изменяются от главы к главе, решая множество больших и маленьких задач, разбираясь в себе и окружающем мире. Цельные в общем образы Наташи Ростовой и Пьера Безухова в начале произведения, его середине и в завершении отличаются разительно. Андрей Болконский, который, кстати, мог бы, хоть и с трудом, вписаться в иконостас «атлантов», если б его грубо и решительно обтесали топором, а потом поместили в вакуум, прошел несколько реинкарнаций, требовавших настоящих подвигов духа. Развитие героев «Войны и мира» обусловлено огромной внутренней работой и множеством различных обстоятельств, из которых, собственно, и складывается жизнь.
«Атланты», герои Айн Рэнд, рождены совершенными и сразу же помещены в дистиллированную среду. Вся их внутренняя эволюция по большому счету состоит в понимании необходимости отказаться от собственного бизнеса и определиться с рамками сексуальных свобод. Вспомним детство главной героини:
Дагни Таггерт было девять лет, когда она обещала себе, что в свое время будет управлять железными дорогами «Таггерт Трансконтинентал». Она приняла такое решение, стоя в одиночестве между двух рельсов…
Почему бы и нет? Но это все, что мы знаем о ее детстве. Да, конечно, есть история их дружбы с Франсиско Д’Анкония. Но дружат они как‑то однообразно:
— Когда я буду распоряжаться «Таггерт Трансконтинентал»… — говорила время от времени Дагни.
— Когда я буду командовать «Д’Анкония Коппер»… — откликался Франсиско. Остальное им не было нужды объяснять друг другу; каждый знал свою цель и средства добиться ее.
У американцев, судя по их литературе, бизнес действительно в крови с малых лет. Дело в том, что Дагни, помещенная в канву повествования девочкой, повзрослев и пройдя немалый жизненный путь, не изменилась ни на йоту. Разве что к рельсам в ее голове добавились музыкальные опусы Ричарда Халлея и мужчины. Зачем меняться, если автор изначально наградил тебя совершенством?
А Джон Голт? Да, он единственный из троицы апостолов доктора Экстона «всем обязан только себе, человек из глуши, не имевший ни денег, ни родителей, ни связей». Можно предположить, какой непростой путь он прошел, добравшись до университета, где нашел учителя. Но нет.
Он явился в мир, как Минерва, богиня мудрости, вышедшая из головы Юпитера, вполне взрослой и во всеоружии…
Разве что один человек во всей блистательной плеяде безупречных имеет некоторые проблемы, не связанные с бизнесом:
Насколько он помнил, ему всегда твердили, что лицо его уродливо — потому что было оно неподатливым и жестким. Оно ничего не выражало и теперь, когда он смотрел на льющийся металл. Это был Хэнк Риарден.
Человек, которому — все! — на протяжении его жизни сообщают об уродстве его лица. Человек, которого мать, а потом и жена держали в ежовых рукавицах. Несмотря ни на что, вопреки всему Хэнк Риарден таки сумел стать успешным абсолютно уверенным в себе бизнесменом.
Чего это ему стоило? Об этом Айн Рэнд молчит. А ведь это могла быть история побед не менее блистательных, чем создание чудесного риарден-металла. Хотя, подождите, этой истории там тоже нет — мы лишь знаем, что он работал над своим детищем восемь лет.
Отметим: категорические, не допускающие исключений, слова «всегда», «все», «никогда» используются в романе чрезвычайно часто. Этот прием позволяет избегать подробностей, рисовать крупными мазками, не тратить силы на серьезное объяснение мотивов персонажей, которых ведут лишь вера в одинаковые для всех «атлантов» ценности, заложенные в них, видимо, сразу при рождении, как той Минерве.
Любовь в вакууме
Общество, описанное в «Войне и мире», далеко от совершенства. Среди более чем 500 персонажей романа нет ни одного идеального человека. Даже тех, к кому Толстой относится с явной симпатией, Айн Рэнд даже рядом с Ущельем Голта постоять не пустила бы. Платон Каратаев? Пьер Безухов? Наташа Ростова? Кутузов, одержавший великую победу? Куда им до «атлантов».
Толстой не дает спуску никому из описанных им праздных прожигателей жизни, карьеристов и интриганов и в то же время… всех их любит. Потому что они — часть жизни как она есть. Даже к Анатолю Курагину — очевидному негодяю и пустышке — он заставляет проникнуться сочувствием, показав его страшно страдающим во время ампутации ноги после Бородинского сражения.
Вот описание людей, которые погибли во время железнодорожной катастрофы в тоннеле на линии Таггертов.
Домохозяйка из девятого купе вагона номер двенадцать верила, что имеет право избирать политиков, о которых ничего не знала, контролировать гиганты индустрии, в которых ни бельмеса не смыслила.
Адвокат из спального отделения вагона номер тринадцать имел обыкновение говорить: «Кто? Я? Я приспособлюсь к любой политической системе».
Мужчина из купе вагона номер пятнадцать, получивший в наследство большое состояние, твердил: «Почему Риарден должен быть единственным, кто производит риарден-металл?»
Погибли по заслугам — вердикт, вынесенный Айн Рэнд, очевиден.
Герои Айн Рэнд очень трепетно относятся к своим жизням, пренебрегая чужими. Что, кстати, дает право и нам не переживать за их дальнейшую судьбу и следить за «атлантами», не принимая близко к сердцу их передвижения и переживания. Кого всерьез заботит судьба скальпеля, попавшего в стерильное безвоздушное пространство, пусть даже он из суперметалла и великолепно заточен?
И тут закрадывается подозрение, что автор не любит даже своих героев, поскольку у нее нет желания показать их настоящими людьми. Они — инструменты. Для своего дела и для того, чтобы Айн Рэнд могла донести до читателей свои идеи. Можно ли любить скальпель, инструмент, железяку? Да, можно, и мы об этом поговорим чуть ниже, но в романе «Атлант расправил плечи» этой любви не найти.
shvetsovmn
Лучше старенький ТТ, чем дзюдо и карате 🙂
Пост навеян прочтением романа нашей соотечественницы Айн Рэнд «Мы живые» (Ayn Rand «We the Living») о жизни лишенцев послереволюционной России. Роман «Мы живые» стал первым произведением Айн Рэнд, широко известным публике, и первым публичным выступлением автора против коммунизма.
Краткое содержание романа Айн Рэнд «Мы живые»
Книга «Мы живые» Айн Рэнд начинается с описания возвращения некогда богатого и знатного семейства Аргуновых из Крыма в Петроград. Семья состоит из матери Галины Петровны, отца Александра Дмитриевича и двух дочерей, Лидии и Киры. Главной героиней является Кира. Семья Аргуновых в 1918 году покинула Петроград, чтобы переждать гражданскую войну, надеясь, что белые победят. 4 года спустя, убедившись в том, что победу в войне одержали красные, они смирились и добились права вернуться в Петроград, где надеялись по крайней мере частично вернуть то, что они оставили и сносно устроить свою жизнь.
Вернувшись в Петроград, семья Аргуновых обнаружила, что фабрика Аргунова, некогда конфискованная новой властью, заброшена, в их доме поселили пролетарского художника, а им самим нет места в новом мире, так как их происхождение не позволяет им иметь работу, достойную их способностей и талантов. Родители Аргуновы морально не могли примириться с тем, что для пропитания им придется сотрудничать с советской властью. Кира же заявила, что пойдет учиться в университет, чтобы стать инженером.
Семья родственников Галины Петровны, тоже некогда знатных и богатых, тоже оказалась в сложном положении: мать (сестра Галины Петровны) и отец (Василий Иванович) тоже пока не готовы подчиниться новым реалиям, их дети Ася и Ирина еще малы, а Виктор уже учится в университете и содержит всю семью.
Кира поступает в университет и встречает на своем пути коммуниста и сотрудника ГПУ Андрея Таганова, честного и сурового идеалиста, готового на все ради дела своей партии. Также она встречает Лео Коваленского, сына расстрелянного за мятеж бывшего адмирала Балтийского флота, который всеми силами ненавидит советскую власть. С Андреем она становится друзьями, любит и уважает его как друга, а Лео начинает боготворить, влюбляется в него. Лео и Кира решают незаконно покинуть страну, но их ловят. Для них эта попытка заканчивается без последствий, поскольку поймавший их Степан Тимошенко, красный матрос, такой же идеалист, как Андрей Таганов, не желает впутывать в дело Киру, а Лео отпускает, так как при царе служил под началом отца Лео, которого очень уважал. Кира и Лео начинают жить вместе, из-за чего семья Киры прекратила с ней общаться.
Сначала Кира и Лео живут хорошо: Кира занимается домашним хозяйством, учится в институте, а Лео работает и посещает занятия в университете, потом во время чистки их обоих исключают из ВУЗов как людей с буржуазным происхождением, а Лео выгоняют с работы. Более того, у Лео подозревают туберкулез. Кира решает во чтобы то ни стало отправить Лео в Крым, чтобы спасти ему жизнь. Она начинает обивать пороги учреждений, спекулянтов, родных, друзей и т.п. Везде получает неизменный отказ: друзья и родственники ей отказывают из-за отсутствия возможности помочь, а советские учреждения – из-за того, что не желают помогать буржуям. Помощь находится только от Андрея Таганова, который изменив своим убеждениям, влюбился в Киру. Она отдается ему, играя роль влюбленной женщины, а он начинает ей всячески помогать, не зная истинных причин, движущих Кирой. Так Кира спасает Лео, который возвращается из Крыма через 8 месяцев совершенно здоровым. Но Лео не чувствует особой благодарности Кире, он становится циничным и обращает на Киру все меньше внимания.
Новая система жизни разрушает людей скорее не физически, а морально: Павел Серов (коммунист) женится по расчету на уважаемой комсомольской работнице, Виктор Дунаев – аналогично. Оба при этом делают большие карьерные шаги. Александр Дмитриевич и Галина Петровна становятся советскими служащими, постепенно все больше и больше разделяя «пролетарские» убеждения. Виктор Дунаев сдает свою сестру Ирину в руки милиции за укрывательство заговорщика Саши. Василий Иванович (отец Виктора) пытается, чтобы Ирина и Саша, теперь уже муж и жена, сидели в одной тюрьме, но не может этого добиться и на этой почве разрывает отношения с сыном Виктором.
Коллеги Андрея Таганова, уже не идейные коммунисты, а функционеры, стремятся извлекать как можно больше пользы из своего положения: им не чужда роскошь, хорошие жилищные условия, богемный образ жизни, любовницы, лимузины, в то время как идейные коммунисты Таганов и Тимошенко делают важное дело для партии. Они это не могут не замечать, четко понимая, что их время уходит и что партия от них рано или поздно избавится.
Степан Тимошенко исключен из ГПУ за ненадежность. Он начинает пить и, в конце концов, заканчивает жизнь самоубийством, не желая мириться с тем, что всеми благами революции и гражданской войны начинают пользоваться не герои, а мелкие сошки, но хорошие приспособленцы. Андрей Таганов выясняет, что один из его коллег по партии Павел Серов злоупотребляет своим должностным положением, снабжая продовольствием коммерческий магазин, принадлежащий Лео. Андрей арестовывает Лео, но получает приказ не вести разбирательство в отношении члена партии Серова. На допросе Андрей узнает, что Кира являлась любовницей Лео и помогает освободить Лео, рискуя своим собственным положением в партии. Кира объясняется с Андреем и Андрей понимает, что Кира его использовала, но не теряет любви к ней.
Лео отпускают, но это уже не тот Лео, он становится циничным и он решает уйти от Киры, чтобы сопровождать на юг богатую пожилую женщину. Андрея Таганова убирают из ГПУ и переводят на работу в библиотеку. Андрей, потеряв веру в свое дело и партию, заканчивает жизнь самоубийством.
Кира, оставшись одна без Лео, желает во что бы то ни стало уехать за границу, несмотря на то, что ей отказали в получении заграничного паспорта. Никого не посвящая в свои планы, она готовится к побегу и, в конце концов, пытается его осуществить. Книга заканчивается тем, что раненая умирающая Кира пытается уйти, уползти из Советской России.
Смысл
В романе Айн Рэнд «Мы живые» противопоставляются индивидуализм коллективизму. Словами и делами Киры автор утверждает, что попытка привести все аспекты жизни под одни и те же стандарты является аморальной и нелогичной: это совершенно не ведет к тому, что общий уровень жизни будет повышаться, скорее наоборот, все люди будут опускаться до одинаково скотского состояния и медленно или быстро погибать как морально, так и физически.
Отказ от индивидуализма является недопустимым, так как никакие общие цели не могут достигаться через ущемление прав отдельных людей. В жизни человека обязательно есть то, к чему не имеет права прикасаться никакое государство, никакой коллектив, никакие миллионы. Лучшие становятся обычными, если ими жертвовать, а обычные не поднимаются на уровень лучших.
Айн Рэнд подчеркивает, что жизнь для себя, а не для других – это абсолютно нормальное право человека, нарушать которое не имеет право даже государство. Эгоизм в смысле права делать со своей жизнью что угодно – это то, что отличает нормальных людей от рабов, «желудков», проводящих жизнь в попытках выжить, утрачивая человеческие качества.
Идеалы коммунизма будут неизбежно разрушены не теми героями, которые завоевывали право его строить, а приспособленцами, которые несмотря ни на что хотят иметь роскошь, даже отбирая ее у других, вкусно есть, даже если сосед рядом голоден, ездить на такси, если товарищ стаптывает последние башмаки и т.п. Именно эти люди могут творить большие бедствия, иметь огромную власть, но сами по себе являться слабаками.
Вывод
Не мог оторваться от книги Айн Рэнд «Мы живые»: так показана жизнь послереволюционной России, что развеиваются любые иллюзии относительно коммунизма, как общественного уклада жизни. Не должно быть ничего, что довлеет над существованием человека, определяет смысл самой его жизни. Коллективизм – ложь, индивидуализм – правда. Рекомендую к прочтению. Книга претендует на книгу 2013 года по моей собственной версии.