айше чулак оглы биография
Позднее счастье папы Карло: Почему Николай Гринько никогда не говорил жене о своих чувствах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Николай Гринько
Николай Гринько появился на свет в 1920 году в Херсоне и с детства мечтал пойти по стопам родителей, служивших в передвижном театре. Отец был актёром, мама – ассистентом режиссёра. Однако прежде, чем выйти впервые на театральную сцену, Николаю Гринько пришлось пройти через горнила Великой Отечественной войны. Он провёл на фронте все четыре года, но мечты о сцене так и не оставил.
Начинал актёр с крохотных ролей в Запорожском драмтеатре, работал помощником режиссёра, позже стал ведущим актёром театра. Здесь же окончил театральную студию. А в 1955 году его пригласили в качестве актёра и художественного руководителя Киевского симфо-джазового эстрадного оркестра «Дніпро». Он согласился, ещё не зная, что эта работа подарит ему и самую главную встречу в жизни.
Айше Чулак-оглы
Она появилась на свет в Киеве и была счастливым ребёнком. Сразу двух мам и двух пап она называла своими родителями. Соседями семьи по коммунальной квартире были прекрасные люди, супруги Пашкевич. У них не было собственных детей, но при этом они полюбили Айше и многое делали для её развития.
Впрочем, она могла уверенно сказать: и родные, и названные родители любили её одинаково. А соседи смогли ещё и привить любовь к музыке. Это они мечтали о том, как девочка вырастет и станет знаменитой скрипачкой. Девочка окончила музыкальную школу, училась в консерватории, а потом её пригласили в джазовый оркестр. Она согласилась, почти не задумываясь, будто знала: именно там ждёт её встреча с судьбой. И почему-то Айше ничуть не смутила необходимость оставить учёбу.
Не с первого взгляда
Они встретились на пороге Киевской филармонии. Николаю Гринько, известному конферансье, в то время было уже 37 лет, и он уже был женат. Айше Чулак-оглы исполнилось 25 лет, у неё был жених, и она активно готовилась к свадьбе.
Первые дни после знакомства были ничем не примечательны. Не было никакой любви с первого взгляда, удара молнии или внезапного озарения чувствами. Они приветливо раскланивались друг с другом при встрече и на этом отношения между Николаем Гринько и Айше Чулак-оглы заканчивались.
В составе джазового оркестра они стали ездить на гастроли. В пути было много времени для общения, они вместе выходили в тамбур и не могли наговориться. Айше поняла, что ей небезразличен этот человек. Дело было не только в его внешности, просто он был настоящим.
А потом были гастроли в Одессе. Всем коллективом музыканты решили сходить в оперный театр. Девушка надела самое лучшее платье, а с собой взяла модные туфли на шпильках. Но уже в театре увидела: в сумочке только одна туфля. Он тут же вернулась в гостиницу, взяла вторую туфельку, но перед выходом спросила у дежурной, давно ли ушёл Гринько. Но он всё ещё был в номере, она поднялась к нему и увидела актёра спящим.
Айше тихонько подошла к Николаю, он вдруг открыл глаза и вдруг крепко обнял девушку. После этого каждому из них пришлось объясняться со своими половинками. Николай Григорьевич не собирался лгать своей жене, сразу же попросил развода. Айше объяснила жениху: свадьбы не будет.
30 лет счастья
Ни он, ни она ни разу не пожалели о своём выборе. Они просто были счастливы. Расписались спонтанно, когда надоело объясняться в гостиницах, почему им нужен один номер. Никакого праздника не устраивали, купили невесте обручальное кольцо, а жениху отдал своё отец невесты. Сам Николай Григорьевич предложил жене не менять фамилию, чтобы её папе сделать приятное.
Первое время супруга актёра продолжала работать в оркестре, но после поняла: надо делать свой выбор. Николай Гринько много снимался, подолгу отсутствовал дома. Разлука тяготила обоих, поэтому Айше уволилась с работы и стала всюду сопровождать супруга.
Она не позволяла мужу заниматься домашними делами, даже мусор выносила, чтобы он не видел и не рвался ей помочь. Видимо, сказывалось происхождение Айше: отец девушки был турецким подданным. Она, как настоящая восточная женщина, искренне считала домашнюю работу обязанностью жены.
Николай Григорьевич был очень внимательным мужем. Никогда не забывал поздравить супругу с праздниками, обязательно готовил сюрпризы ко Дню рождения или Международному женскому дню.
Правда, поначалу их отношения несколько омрачала ревность Гринько, но со временем актёр научился доверять жене. Они вообще чувствовали друг друга. Именно поэтому актёр никогда не признавался в любви своей жене. Это было понятно без слов.
Николай Григорьевич называл Айше Киевской Венерой, Шишкой или Махой, она же ласково звала мужа своим Гриней. Она старалась постоянно быть рядом, наслаждалась каждым мгновением общения с мужем. Но от страшной болезни уберечь не смогла…
Когда у Николая Гринько диагностировали лейкемию, оба понимали: уходить он будет очень тяжело. Но актёр скончался во сне, когда его любимая жена сидела рядом с его больничной кроватью. Они оба одновременно задремали, но Николай Гринько уже не проснулся. Его не стало 10 мая 1989 года. Айше пережила мужа на 24 года и всегда продолжала его любить. После смерти даже больше, чем при жизни.
Фильм «Приключения Буратино», в котором Николай Гринько сыграл роль папы Карло, киночиновники не хотели выпускать на экраны, называя безобразной картиной, вредной для детей. Но фильм все же вышел, и с тех пор на нём выросло не одно поколение юных зрителей. С тех пор в судьбах актеров произошло много перемен, для некоторых из них этот фильм стал единственным в кинокарьере, а представителей старшего поколения уже, к сожалению, нет в живых.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Николай Гринько
Биография
В отечественном кино много забытых имен. Обладатель одного из них – Николай Гринько. Он воплотил на экране более ста образов, но помнят его сегодня немногие. Гринько начал артистическую карьеру на эстраде, а позже, спустя годы, сыграл в лучших картинах мастера философского кино.
Детство и юность
Будущий актер родился в 1920 году. Детство его прошло в Украине, в городе Херсоне. Будучи школьником, он много времени проводил за кулисами. Отец играл на сцене местного театра. Мать работала помощником режиссера. Об актерской карьере Николай мечтал с ранних лет. В пять лет впервые вышел на сцену.
Николай Гринько в молодости
После окончания школы Николай решил попробовать свои силы в театральном училище. Однако поступить с первой попытки не удалось. Война нарушила планы будущего артиста. Театральный вуз ему окончить не удалось и после. Однако это не помешало сняться в картинах Тарковского, Параджанова, Быкова, Бондарчука.
Фильмы
В годы войны Гринько участвовал в художественной самодеятельности. В 1945 году устроился работать конферансье. Тогда он выступал с небольшими антрепризами. Его рост был 193 см, что и определяло характер комических номеров. Во время одной из таких сценок он появлялся в образе «белого лебедя», чем вызывал бурный восторг зрителей.
Николай Гринько в фильме «Приключения Буратино»
Актёр в юности играл на скрипке. Он не получил специального образования, но к музыке всегда проявлял интерес. Однако настоящей его страстью был кинематограф. Первая кинолента с участием Николая Гринько – «Тарас Шевченко», вышедшая на экраны в 1951 году. В этой картине он сыграл второстепенного персонажа – крепостного крестьянина. После кинодебюта актеру еще долго не предлагали серьезных ролей. Он снялся в нескольких фильмах, но играл второстепенных героев.
В 1963 году его приняли на киностудию им. Довженко. Актер обладал необычной яркой внешностью и способностью к удивительным метаморфозам. Но что-то мешало ему долгое время реализовать свой потенциал.
Николай Гринько в фильме «Правда»
На киностудии Довженко Гринько не давали главных ролей, несмотря на редкую способность перевоплощаться. Взлет карьеры пришелся на период работы на «Мосфильме». Здесь режиссеры рассмотрели многогранный талант украинского актера.
На столичной киностудии он играл крестьян, партизан, учителей, монахов. В 1969 году исполнил роль Антона Чехова. Внешне Гринько действительно напоминал русского писателя. Фото актера однажды показали Юрию Яковлеву. И тот принял коллегу за автора «Вишневого сада».
Николай Гринько в роли Антона Павловича Чехова
Все же войти в образ Чехова Гринько удалось благодаря не столько внешнему сходству, сколько таланту и упорству. Он относился серьезно к своей профессии, полагал, что талантливый актёр не играет самого себя. Истинному лицедею, утверждал Гринько, подвластны разнообразные образа. Однажды он сказал:
«Люблю актеров, которые стремятся отойти от своего «Я»».
Творческий расцвет Гринько пришелся на 60-е годы. В этот период его фильмография пополнилась яркими, запоминающимися работами. Но и позже он не страдал от отсутствия предложений. Ему легко давались комические образы. К тому же Гринько обладал редкой пластикой, способностью к импровизации. В детском фильме 1979 года, снятом по фантастическому произведению Евгения Велтистова, он исполнил роль профессора Громова. В экранизации сказки Алексея Толстого сыграл папу Карло.
Николай Гринько в фильме «Приключения Электроника»
В 1961 году Николай Гринько познакомился с начинающим режиссером, предложившим сыграть в киноленте по повести М. Богомолова. Киноработа называется «Иваново детство». Режиссер – Тарковский. Зарубежные критики оценили нестандартный режиссерский подход. Исполнитель главной роли – Н. Бурляев – прославился. Со съемок киноленты, удостоенной награды на Венецианском кинофестивале, началась дружба и совместное творчество Тарковского и Гринько.
Незадолго до смерти актер дал интервью для журнала «Советский экран», в котором рассказал о работе с режиссером. Сниматься у Тарковского в 1961 году он не хотел. Впереди у Гринько, уставшего от напряженной работы, тогда был долгожданный отпуск, который он планировал провести у озера, вблизи Канева. Оказалось, что съёмки картины будут проходить именно там.
Николай Гринько в фильме «Иваново детство»
Николай Гринько принял предложение тогда ещё неизвестного кинематографиста только потому, что это было редкая возможность совместить работу с рыбалкой. Актер приехал на съемочную площадку, ознакомился со сценарием. Замысел фильма для него был тогда непонятен. Гринько к тому времени был уже состоявшимся артистом, имел четкое представление о том, что такое военная кинолента.
Художественное видение Тарковского выходило за привычные рамки. В его фильме не было ни пушек, ни танков, ни масштабных коллизий. Талант этого режиссера Николай Гринько оценил только на премьере фильма.
Николай Гринько в фильме «Андрей Рублёв»
В середине 60-х Тарковский предложил актеру роль в биографической кинодраме о русском иконописце. Позже приглашался артист и в другие фильмы, ставшие впоследствии для кинематографистов и зрителей классикой глубокого философского кино. В творческой биографии Гринько работа с советским режиссером, ставшим мастером мирового масштаба, занимает не последнее место.
Предки Николая Гринько были запорожскими казаками. А потому ему всегда хотелось сыграть в украинском кино. Но на родине он снялся всего в 40 фильмах. По-настоящему его оценили только на «Мосфильме». Он мастерски перевоплощался. Но так же сложно выходил из образа. Вдова актера как-то вспоминала, что после исполнения роли Чехова у него изменился образ мыслей, мимика, взгляд.
Последняя роль Николая Гринько в фильме «Предлагаю руку и сердце»
На закате Перестройки артист, запомнившийся юным зрителям благодаря образу приемного отца Буратино, сыграл в драме В. Бортко. Картина «Единожды солгав…» получила приз на фестивале в Испании. Роль академика Шешко – одна из последних киноработ Гринько.
Личная жизнь
Впервые Николай Гринько женился вскоре после окончания войны. Но этот брак быстро распался. Личная жизнь актёра сложилась бы по-другому, если б не любовь к музыке.
Николай Гринько и его жена Айше
В начале 50-х на концерте Гринько познакомился со скрипачкой из ансамбля «Днепр». Ее звали Айше, она училась в консерватории. Они поженились и прожили вместе счастливых 30 лет. Айше, будучи талантливой скрипачкой, отказалась от музыкальной карьеры. Детей у Гринько не было.
Смерть
В конце 80-х у актера обнаружили неизлечимую болезнь. Он умер в Киеве в апреле 1989 года. Причина смерти – лейкемия. На фасаде дома, где он провел последние годы, установлена памятная доска. В его честь названа улица в Херсоне.
Могила Николая Гринько
Актер похоронен на Байковом кладбище. Чтобы установить памятник на могиле мужа, Айше продала ювелирные украшения. На память оставила только подарок от отца и обручальное кольцо.
Фильмография
За сорокалетнюю карьеру в кино Николай Гринько сыграл в 130 картинах. Последняя вышла спустя год после его смерти.
Как жил известный актёр Николай Гринько и его любимая жена, турчанка Айше
В этом году Николаю Григорьевичу исполнилось бы 100 лет – эта дата точная, несмотря на то, в Википедии указана несколько иная дата рождения. Вдова известного актёра, Айше Чулак-Оглы, позже написала в мемуарах, что у мужа были какие-то проблемы со службой в армии:
«..вот Гриня и скостил себе лишний год, и везде стали писать —
родился в 1920-м. В 20-м, в 21-м ли — для кого-то это имеет большое значение? «Ну, был такой актёр, ну, высокий, профессоров играл, ну в Киеве, должно быть, бывал наездами, а снимался же — в Москве, Ленинграде. ».
Это было чистой правдой – знаменитым на весь Советский Союз Гринько сделала киностудия «Мосфильм» и российские режиссёры, первый из которых Андрей Тарковский. Своя же киностудия им. Довженко почему-то не предлагала этому замечательному мастеру перевоплощения значимых ролей. Когда же он понял, что ждать нечего, и решил сам ставить хорошие фильмы, прописывая роли в сценариях и для себя, под разными предлогами отказывали ему..
Николай родился в Херсоне в семье актёров рабоче-крестьянского передвижного театра, и с малых лет знал, что и сам тоже станет артистом. Он был очень пластичен, музыкален, артистичен, впервые вышел на сцену в 5 лет, и после окончания школы планировал поступать в театральный институт. Но началась война, Гринько был призван в Красную армию, и мечты об обучении пришлось отложить.
Он прошёл всю Великую Отечественную, служил в батальоне аэродромного обслуживания, был комсоргом полка, стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия, награждён Орденом и медалью, также получил отличие как организатор художественной самодеятельности и массовик-затейник. В 1943 году был назначен начальником офицерского клуба.
Вскоре он женился на молодой и красивой актрисе этого же театра, но брак продлился всего несколько лет, пока любимая не призналась, что её чувства к мужу остыли. Он не стал её удерживать, сказав лишь: «Спасибо за честность», но потом долго думал о ней и вспоминал, пока не встретил любовь всей своей жизни – миниатюрную скрипачку Айше.
Вернувшись домой с Победой, Николай устроился актёром и помощником режиссёра в Запорожский драматический театр имени Н. Щорса, где тогда работала его мама, Лилия Каземировна Броневская.
Они познакомились в 1957 году, и.. ничего не произошло – ни гром не грянул, ни небеса не разверзлись. Более того, сначала они даже не испытали ни малейшей симпатии друг к другу, общались исключительно по работе, тогда Гринько уже был актёром и художественным руководителем Киевского джазово-симфонического эстрадного оркестра «Дніпро». Их объединила любовь к музыке, в частности – к скрипке, Николай с юности проявлял к этому инструменту особый интерес, а Айше была солисткой оркестра.
«Коля тоже очень давно, до нашего знакомства, учился играть на скрипке… Без нашей общей любви к музыке, возможно, ничего бы не было. После концертов, когда меня никто не мог видеть, я садилась за фортепиано и вспоминала любимые произведения Вебера, Рахманинова, Шопена, Грига. Однажды музицировала в тёмной комнате, не зная, что Коля меня слушает. Он молча подошёл, молча прижал к себе. Тот вечер, обвенчанный музыкой, расцвёл зарёй нашего супружества» — писала Айше.
Тогда она училась на пятом курсе консерватории, но без сожаления бросила учёбу, чтобы сопровождать мужа на гастролях. Она не могла выдержать разлуки с ним даже несколько дней, самозабвенно любила этого высокого, под 2 метра ростом, талантливого актёра, ласково называла его «Гриней», во всех съёмных углах стремилась создать тепло и уют.
Когда Андрей Тарковский стал снимать Николая Григорьевича во всех своих фильмах, Айше полюбила и его – настолько благодарна была за то, что режиссёр оценил мастерство её мужа, его талант, доброту, глубину и достоверность. В картине «Мир входящему» Гринько так убедительно сыграл американского шофёра, что на Венецианском фестивале почти никто не поверил, что это советский актёр.
«Я не люблю актёров, играющих в каждом фильме себя. Я люблю актёров, которые стараются уйти подальше от собственного «я» и войти глубоко в суть образа», — говорил сам Гринько.
Его любили и взрослые, и дети, после выхода на экраны детской сказки «Приключения Буратино», где Николай Григорьевич изобразил доброго папу Карло, его стали называть «главным папой страны», между тем, в настоящей жизни ему так и не довелось стать отцом. Ни первая жена, ни вторая, так и не родили ему детей, и это единственное, что омрачало его счастливую жизнь с Айше.
Они прожили 30 лет, практически не разлучаясь и не ссорясь, между ними никогда не было непонимания, наоборот – они удивительно точно чувствовали друг друга, им даже не нужны были признания в любви, всё и так было предельно ясно. Позже, овдовев, Айше не захотела больше устраивать свою жизнь, она продолжала любить милого Гриню, наверное, даже больше, чем при жизни.
За 40 лет своей кинокарьеры Гринько снялся в 150 проектах, его приглашали к сотрудничеству киностудии Германии, Норвегии, Болгарии и Чехословакии, и актёр больше всего переживал, что, получив мировую известность, он оказался не нужен в родном, украинском кино. С ним любили работать самые лучшие советские режиссёры, а зрители всегда были рады видеть его на экранах, восхищались его восхитительной игрой даже в небольших, эпизодических ролях, обожали мягкий, слегка ироничный взгляд, и лукавую улыбку.
Он снимался в кино и ездил на гастроли с театром практически до последних дней – в конце 1988 года у актёра диагностировали лейкемию. Его жена умоляла влиятельных коллег и знакомых помочь найти хороших врачей и устроить Николая Григорьевича в лучшую больницу, но все усилия оказались напрасны – любимый миллионами артист медленно угасал.
Драма «Предлагаю руку и сердце», где Николай Гринько и Светлана Немоляева сыграли главные роли, вышел на экраны за пару месяцев до его ухода. Даже на больничной койке он остался джентльменом для своей жены – ушёл тихо и незаметно в тот момент, когда она, сидя рядом и держа его за руку, задремала. Он всегда боялся причинить ей лишнее беспокойство, или как-то нечаянно расстроить, вызвать страх, тревогу – оберегал и заботился всю жизнь.
Открыв глаза, Айше Рафетовна подумала, что муж спит, тихонько поднялась и вышла из палаты. Вернувшись через некоторое время и застав его всё в том же положении, забеспокоилась, а когда поняла, что случилось, почувствовала, что умерла и часть её самой.
Немного придя в себя после похорон, вдова задумалась о памятнике – таком, который был бы достоин памяти её необыкновенного мужа, где он стоял бы в полный рост и улыбался своей знаменитой улыбкой с хитрецой. Каждое утро Айше ездила на Киевское Байковое кладбище, привозила мужу цветы и долго с ним сидела, разговаривала.
А вернувшись домой, приступала к поискам мастера, который взялся бы увековечить Николая Григорьевича, и вскоре вышла на Владимира Миненко. Обсудив с ним проект, она продала все свои драгоценности и ценные вещи, но набрала необходимую сумму.
«Я скульптора предупредила сразу: поймать Колино настроение непросто, он будет постоянно ускользать. И больше года создавался этот «другой Гринько». В скульптурном образе актёра всё же осталась хоть и застывшая, но энергия: в глазах — лукавинка, в улыбке – грусть».
Папа Карло в стране «чудаков». Две судьбы Николая Гринько
Рейтинг «узнаваемости», если можно так сказать, у Николая Гринько всегда был зашкаливающий. Дети, так те просто висели на нем гроздьями, когда только спускался ступеньками из своего полукруглого дома в Киеве на улице Гоголевской. Лучше папы Карло для них не было и быть не могло. Сегодня даже смешно рассказывать, как в конце 70-х, когда режиссер Леонид Нечаев снимал на «Беларусьфильме» «Буратино», какие-то безумные троглодиты-киночиновники решили не утверждать Гринько на роль отца деревянной куклы: «Актер он, конечно, неплохой, но с таким ростом ему не Карло играть, а Гулливера!» Режиссер Нечаев на свой страх и риск тогда плюнул на запрет. И начал съемки фильма с участием Гринько. Неизвестно, влетело ли ему за это (или же чиновники просто забыли свои эстетические опасения), однако роль впоследствии стала для актера «стихийным бедствием». Почти тем же, чем для Фаины Раневской «Муля, не нервируй!». Уже даже сыграв в великих фильмах Тарковского, все равно для многих он оставался «папой Карло». И только так его окликали на улицах, на встречах, на кинофестивалях…
«Не узнать» его лицо было невозможно. Во все времена таких лиц много в кино не бывает. В нем… и простодушие, смешанное с тайной, и радость, сотканная из грусти, и печаль, излучающая озарение.
Что осталось в памяти от тех съемок? Переезды, чемоданы, какой-то вдохновенный порыв, с которым творил Андрей. Еще бесконечные встречи в гостиничном люксе Тарковского. Было очевидно, чего хочет этот молодой режиссер. И вроде бы было понятно, что могут его актеры. Гринько многое мог. Он рвался в импровиз. Предлагал на съемках «Иванова детства» разные варианты той или иной сцены. А Тарковский вскипал. Иногда негодовал. Ломал многие его придумки, стоял как камень на своем. Гринько в какой-то миг терялся, расстраивался, потом говорил жене: «Но, может, Андрей прав?». Когда позже начались съемки «Андрея Рублева» («Страсти по Андрею»), Тарковский пригласил Гринько на роль Даниила Черного безоговорочно. Без раздумий. Айше сегодня говорит, что Николай Григорьевич не столько играл свою роль, сколько «рисовал» образ иконописца. И какое-то внутреннее свечение исходило даже от его внешности в каждом кадре.
Гринько нашел для своего Профессора ветхую, как сказали бы сегодня, «секонд-хэндовскую» шапочку. Натянул ее на лоб, постаравшись как бы уменьшить свой рост и всеми доступными способами микшировать прирожденную элегантность. На съемках Гринько «не влазил» в один кадр вместе с Кайдановским и Солонициным. И они постоянно шутили по этому поводу, хохмили. Это «расслабляло» напряженные съемки в Таллинне. Поскольку не «фирменные» пейзажи этого города нужны были в кадре Тарковскому, а в основном болотистая местность с разрушенной электростанцией да мрачным бумажным комбинатом в придачу. Там была его «Зона».
Юткевич просил его не играть «в Чехова», а быть собой: мягким, интеллигентным, совсем не тем Чеховым, о котором сегодня пишут довольно мутные увесистые книжки «заграничные ученые». Юткевич дал актеру полгода на подготовку к роли. И за это время он изучал чеховские письма, чеховские произведения. Гринько специально отрастил бороду для роли. И жена актера признается, что в связи с этим образом он даже внутренне изменился: «Его глаза словно бы отражали существование в нем двух начал. А после съемок он сам и говорил: «Смотрю на мир не глазами Гринько».
Почти каждый день на съемках «Сюжета» они встречались, общались. Причем приветствовали друг друга по-разному. Марина говорила: «Здравствуйте». А жена Гринько: «Bonjour!» Времени тогда было много. Время было шумное, упоительное. Своих сыновей Влади разместила в советском пионерлагере. И на бедных ее детей повязали красные галстуки, а те не понимали: удивлялись, но не сопротивлялись. Влади же хотела, чтобы ее мальчики не воспринимались отпрысками «звезды», а были «такими, как все советские дети». Съемки фильма о Чехове проходили под Москвой. Актеры и их близкие жили в селе Узкое, причем в обычных крестьянских избах.
Пока никто не ответил.