айслу баснер биография личная
Вениамин Баснер
Вениамин Баснер родился 1 января 1925 года в Ярославле в еврейской семье.
В Ярославль его семья перебралась из Двинска после начала Первой мировой войны. Оба его деда, а также родители хорошо говорили на идиш. С раннего детства Вениамин Баснер воспитывался в еврейском духе. Большое влияние на Баснера оказал его дед, Хирш Яковлевич Гредитор, портной по профессии, знавший большое количество еврейских народных песен.
Окончил детскую музыкальную школу № 1 в Ярославле по классу скрипки. Как вспоминал Баснер, самым первым большим музыкальным впечатлением в его жизни стало исполнение в Ярославле в 1938 году Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича. Позже с Дмитрием Шостаковичем его связывала многолетняя дружба, оказавшая существенное влияние на творчество Баснера. Шостакович высоко отзывался о сочинениях Баснера, помогал продвигать их на сцену. Как и Шостакович, Баснер высоко ценил музыку Густава Малера (чьё влияние также заметно в музыке композитора) и еврейский музыкальный фольклор.
В 1942 году, по окончании Ярославского музыкального училища, Баснер был приглашён в Ярославскую филармонию в качестве солиста, но уже через год был призван в армию, где служил в военном оркестре аранжировщиком, а также ремонтировал музыкальные инструменты.
В 1944 году Баснера демобилизовали, и он поступил в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу скрипки и композиции. Окончив консерваторию в 1949 году, он начал выступать как солист и оркестровый музыкант.
В 1955 году Баснер стал членом Ленинградского отделения Союза композиторов СССР и возглавил в нём комиссию по работе с молодёжью.
Композитор много сочинял, наибольшую известность ему принесли его оперетты, военные песни и музыка для фильмов. В его активе песни «С чего начинается Родина» (из к/ф «Щит и меч»), «На безымянной высоте», «От разлуки до разлуки» (из к/ф «Тишина»), «Берёзовый сок» (из к/ф «Мировой парень»), «Целую ночь соловей нам насвистывал» (из т/ф «Дни Турбиных»), «Песня о рыжем щенке» (из к/ф «Учитель пения»), «Это было недавно, это было давно» (из к/ф «Друзья и годы»), «На всю оставшуюся жизнь» (из одноимённого т/ф).
Самые успешные и знаменитые песни были написаны в сотрудничестве с поэтом Михаилом Матусовским.
Вениамин Баснер также является автором ряда статей в музыкальных журналах СССР.
Вениамин Баснер умер 3 сентября 1996 года в посёлке Репино под Санкт-Петербургом. Похоронен на Комаровском кладбище.
В честь Вениамина Баснера назван астероид (4267) Basner.
В 2005 году на фасаде дома № 16 на набережной реки Мойки была установлена мемориальная доска памяти Вениамина Баснера.
В 2020 году именем Баснера была названа улица в Ярославле.
Песни Вениамина Баснера
Личная жизнь Вениамина Баснера:
С 2004 по 2007 год Елена Вениаминовна Баснер была научным сотрудником Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Один из авторов концепции и создатель Музея петроградского авангарда («Дом Матюшина», филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга).
5 июля 2012 года было возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, а именно: мошенничество в особо крупном размере в составе организованной преступной группы. Елену Баснер обвиняли в мошенничестве при продаже в июле 2009 года поддельного рисунка художника Бориса Григорьева «Парижское кафе». Расследование осуществлялось 2-м следственным отделом 1-го управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу. Оперативное сопровождение уголовного дела осуществляли сотрудники 9-го («антикварного») отдела УУР ГУ МВД России по СПб и ЛО. Уголовное дело слушалось с 11 февраля 2015 по 11 мая 2016 года в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга судьёй Анжеликой Морозовой. 17 мая 2016 года Елена Баснер была оправдана по обвинению в совершении преступления в связи с отсутствием в её действиях состава инкриминируемого ей преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Елена Вениаминовна Баснер
Фильмография Вениамина Баснера (автор музыки):
Музыка Вениамина Баснера:
«Вешние воды» (по роману И. Тургенева, 1975)
«Отель «Танатос»» (по новелле А. Моруа, 1991; не окончена)
«Три мушкетёра» (1964)
Оперетты и мюзиклы:
«Весна, песни, волнения» (текст Л. Мартынова) для голосов соло, хора и оркестра (1963)
«Вечный огонь» (текст М. Матусовского) для баритона, хора мальчиков и оркестра (1971)
Пять стихотворений М. Лермонтова для баритона и оркестра (1979)
Симфония № 2 «Блокада» (текст М. Матусовского) для баритона, хора и оркестра (1983)
Симфония № 3 «Любовь» (текст Э. Верхарна) для тенора и оркестра (1988)
Сочинения для оркестра, концерты:
«Поэма об осаждённом Ленинграде» (1957)
Симфония № 1 (1958), посвящена Д. Д. Шостаковичу
Концерт для скрипки с оркестром (1966)
Концерт для виолончели с оркестром «Царь Давид» (1967-1980)
Симфониетта для флейты и струнных (1972)
Симфония «Катерина Измайлова» (по опере Шостаковича, 1993)
Пять струнных квартетов (1948, 1953, 1960, 1969, 1975)
Соната для скрипки и фортепиано (1982)
«Парабола» (текст А. Вознесенского) для баритона и фортепиано (1962)
«Гойя» (текст А. Вознесенского) для баритона, английского рожка, фагота и фортепиано (1965)
Восемь стихотворений А. Ахматовой для меццо-сопрано и гитары (1977)
«Памяти Владимира Высоцкого», шесть баллад для голоса и инструментального ансамбля (1981)
Сюита на стихи О. Мандельштама и других авторов для баритона, гобоя, английского рожка, двух фаготов и фортепиано (1983)
Романсы и песни для голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных авторов
Песни Вениамина Баснера:
Награды и звания Вениамина Баснера:
последнее обновление информации: 04.05.2021
Вениамин Баснер
Биография
«Я русский композитор еврейской национальности», — говорил о себе Вениамин Ефимович.
Детство и юность
Несколько поколений предков композитора жили в Двинске. Такое название городок на юго-востоке Латвии получил в 1893 году. Ранее он назывался Динабург, а сейчас именуется Даугавпилс. В 1897-м евреи составляли почти половину населения Двинска. Однако Вениамин родился не на Западной Двине, а в верховьях Волги — в Ярославле, куда Баснеры переехали в начале Первой мировой войны.
Композитор появился на свет в новогоднюю ночь 1925 года. Вениамин — старший из трех сыновей Ефима Семеновича и Розы Григорьевны Баснер. Отцу на момент рождения первенца было 25 лет, а матери — 18. Младшие братья Вениамина выбрали научную стезю: Герман защитил кандидатскую диссертацию по медицине, а Марк стал кандидатом физико-математических наук.
Оба деда Вени были портными, распевавшими во время раскройки и пошива одежды еврейские песни. Дядя Яков, профессиональный военный, играл на скрипке, а тетя Инна — на пианино. Однажды 3-летний Вениамин увидел в витрине магазина маленькую детскую скрипочку. Мальчик не отстал от матери, пока она не купила ему инструмент. Сохранилось детское фото Баснера со скрипкой.
В конце 30-х годов XX века Вениамин посетил концерт приехавшего на гастроли в Ярославль Государственного симфонического оркестра. Музыканты исполнили Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича, который стал кумиром подростка. Через 10 лет в Ленинграде Баснер не только познакомился, но и подружился с Дмитрием Дмитриевичем.
В 1940 году, после окончания музыкальной школы, Вениамин поступил в соответствующее училище. Оба учебных заведения носили имя выдающегося тенора Леонида Собинова. Талантливого юношу приняли сразу на 2-й курс. В 1941-м в связи с началом войны и уходом на фронт большинства преподавателей Баснер «перепрыгнул» на 5-й курс и в 1942-м, окончив обучение, стал солистом Ярославской филармонии.
В 18 лет получившего повестку скрипача зачисли курсантом в Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное в Кострому. К счастью для Вениамина и советской музыки, его игру на скрипке услышал начальник училища генерал Василий Стеснягин и перевел одаренного юношу в музыкальный взвод. Самые тяжелые военные годы будущий автор песни «На всю оставшуюся жизнь» провел за аранжировкой произведений для военных оркестров, репетициями и ремонтом музыкальных инструментов.
В 1944 году демобилизованный Баснер приехал в Ленинград и поступил в консерваторию, а в 1949-м стал солистом эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио. Впечатления Вениамина от разрушенного, но не сломленного города впоследствии легли в основу сочинения «Поэма об осажденном Ленинграде» и симфонии № 2 «Блокада».
Личная жизнь
Вторая жена Вениамина Ефимовича Людмила Павловна Сухорукова была коллегой композитора, а по возрасту годилась мужчине в дочери. Дети в этом браке не родились. Женщина известна как автор музыки к лирической кинокомедии Эдуарда Гаврилова «Моя Анфиса», главные роли в которой исполнили актеры Марина Левтова и Леонид Каюров.
В почтенном возрасте Баснер вновь стал отцом. Дочь Аню (Авиталь) Вениамину Ефимовичу родила Айслу (Лукерья) Расимовна, в девичестве носившая другую известную «композиторскую» фамилию Губайдуллина. Третьей супруге музыкант посвятил симфонию «Любовь».
В 2005 году вдова выпустила о своем великом муже книгу «Композитор Вениамин Баснер: творческий путь». По воспоминаниям Айслу Расимовны, супруг был щедрым, хлебосольным и умеющим радоваться чужим успехам человеком.
Музыка
Помимо получивших всенародную любовь песен, из-под пера композитора вышли балет «Три мушкетера» и опера «Вешние воды», многочисленные мюзиклы и камерно-вокальные сочинения. Однако, как и его зарубежные коллеги-современники Нино Рота и Эннио Морриконе, Баснер наиболее прославился саундтреками к фильмам.
Среди картин, музыку к которым создал Вениамин Ефимович, не только военно-патриотические ленты («Судьба человека», «Фронт за линией фронта», «Блокада»), но и легкомысленный «Полосатый рейс» и детектив Самсона Самсонова «Мышеловка».
Песня Вениамина Баснера «На всю оставшуюся жизнь»В фильме Михаила Ершова «Родная кровь», снятом в родной для композитора Ярославской области, музыка Баснера не менее значима, чем актерские работы Евгения Матвеева, Вии Артмане и Анатолия Папанова.
Плодотворным оказалось сотрудничество мэтра с режиссером Владимиром Басовым. «Щит и меч», «Дни Турбиных», «Опасный поворот» — вот перечень удач творческого тандема.
На склоне лет Вениамин Ефимович вернулся к музыке, побудившей его взять в руки скрипку. В 1994 году он открыл в Санкт-Петербурге театр «Симха» («Радость»), для которого написал мюзикл «Еврейское счастье». К сожалению, театр ненамного пережил своего создателя.
Смерть
Музыкант скончался ранней осенью 1996 года на даче в поселке Репино, на Карельском перешейке. Причиной смерти композитора стал сердечный приступ. Могила Баснера находится на кладбище в Комарово, где за 30 лет до Вениамина Ефимовича похоронили его любимую поэтессу Анну Ахматову. В том же некрополе нашел последний приют художник Натан Альтман — автор портрета Анны Андреевны в молодости.
Дискография Баснера продолжила пополняться после его кончины. В год смерти композитора на экраны вышел фильм Геннадия Полоки «Возвращение “Броненосца”», саундтрек к которому стал лебединой песней Вениамина Ефимовича. В нулевых годах XXI века издан ряд дисков с музыкой Баснера.
Могила Вениамина Баснера / Пётр Иванов, «Википедия»
Фамилия композитора присвоена астероиду № 4267. В 2003 году мемориальная доска в память о Вениамине Ефимовиче установлена в Ярославле, на деревянном доме, где начиналась биография музыканта, а в 2005-м — на фасаде дома № 16 по Набережной Мойки в Санкт-Петербурге, где он жил и работал долгие годы. На доске в Северной столице воспроизведены первые ноты песни «С чего начинается Родина».
ЖУРНАЛ АНАТОЛИЯ ГЛАЗУНОВА ( БЛОКАДНИКА)
Анатолий Глазунов (Блокадник). Жидовский Телеящик.. Сборник (продолжение).
Баснер Вениамин Ефимович родился в 1925 в Ярославле (Россия) в жидовской семье. Раньше семья жила в Двинске (Латвия), но в начале Первой Мировой войны была эвакуирована в Ярославль, ибо жиды в прифронтовой зоне были ненадежны.
В 1933 году, при Сталине, восьмилетний Веня Баснер поступил в Ярославле в музыкальную школу №1 имени Собинова по классу скрипки, затем в музыкальное училище. Чтобы не мешать домочадцам и соседям, лучший ученик детской музыкальной школы Веня Баснер играл на скрипке, забравшись по пожарной лестнице на крышу дома. Во время войны играл в музвзводе. После окончания войны, в 1945 году, В.Е. Баснер поступает в Ленинградскую государственную консерваторию и оканчивает ее в 1949. Никто его не преследовал при Сталине. В 1949-1955 годах, жидовин Баснер работал скрипачом в оркестре Ленинградского радио.
Бабушка моя говорила: «Никогда не вступай в спор с дураками! Дураков не исправишь. Только нервы себе попортишь и время зря потратишь».
Да и не был Баснер ассимилированным жидом.
Совместно с Ю. Васильевым и А. Ефремовым Баснер создал в 1994 Государственный еврейский музыкальный театр (ГОСЕТ) в Петербурге, где такого театра не было никогда за всю трехвековую историю города. Стал художественным руководителем этого театра.
Цитирую фрагмент из воспоминаний С. Важова:
Этот диалог в комментарии не нуждается. Ну, а я – сидел ни жив, ни мёртв. Два мэтра рассуждают на тему, которая для моего жизнепонимания является интимной и больной для всего современного человечества. И так просто, с наличием свидетеля. »
(Официальный сайт С. С. Важова. Воспоминания о В. Баснере)
http://stasvazhov.narod.ru/basner.htm
Баснер глаголит, что в Еврейском театре жиды должны быть талантливы. Значит, в обычном русскоязычном театре жид может быть и бездарен? Важно, по понятиям многих жидов, чтобы русскоязычный театр тоже был бы наполнен жидами, а не русскими?
Жёны, потомство, родственники
Сборник «Жидовский Телеящик» в более полном объеме и Основы Русского Космизма читать здесь:
Айслу баснер биография личная
Великий композитор, музыкальный гений, автор мелодий к многочисленным, ставшими любимыми зрителями кинолентам, народный артист не только по официальному званию, но и по сути – это Вениамин Ефимович Баснер.
Будущий маэстро увидел свет в самом начале 1925 в Ярославле. Его родители были евреями, которые переселились из Двинска после начала военных событий 1914 года. Семейство общалось на идиш, а юного Венечку с раннего возраста родители воспитывали в еврейском духе. Огромное влияние на него оказал дедушка по линии матери Хирш Гредитор. Именно от него мальчик впервые услышал еврейские народные песни, которые напевались во время работы портного. Сбереглось уникальное фото, на котором трехлетний Венечка держит игрушечную скрипку. По воспоминаниям мамы Розы, малыш увидел ее в магазинной витрине и стоял там до тех пор, пока скрипку ему не купили.
Уже в детские годы понял, что только музыка способна открыть ему мир. Учился игре на скрипке в музыкальной школе, продолжил профильное образование в Ярославском музыкальном училище. По его окончании Вениамина пригласили солистом в местную филармонию, однако Вторая мировая война скорректировала планы. Баснера в 18 лет призвали в армию. В артиллерийском училище Костромы мог бы стать офицером. Но волей случая начальник училища услышал игру Вениамина на скрипке и приказал отправить его в музыкальный взвод. Там он занимался аранжировкой популярных пьес, песен, принимал участие в концертах как дирижер. В свободное же время чинил поврежденные музыкальные инструменты.
Демобилизовался в 1944. Новым этапом его жизни стала учеба в консерватории им. Римского-Корсакова в Ленинграде. Через пять лет, закончив учебное заведение, начал трудиться оркестровым музыкантом, часто солируя на скрипке, а уже в 1955 стал членом Союза композиторов Советского Союза.
Музыкальное искусство гармонично вошло в жизнь молодого человека, открыв ему истинное счастье творчества. Он много писал. Широкой публике известны его мелодии к опереттам, кинокартинам, военным песням. Своего рода визитной карточкой Баснера стала композиция «С чего начинается Родина?», сочиненная для многосерийного телефильма «Щит и меч». Искусствоведы даже считали, что данная песня в исполнении Марка Бернеса получила огромную популярность, прежде всего, благодаря музыке тогда еще молодого композитора. Его последующие творения «На безымянной высоте», романс из телефильма «Дни Турбиных», «Березовый сок», «На всю оставшуюся жизнь» ставали поистине народными произведениями, любимыми многими людьми.
Задушевность музыки трогала сердца слушателей, позволяла соприкоснуться с настоящей искренностью, душевной щедростью, добрыми чувствами. В творчестве Баснера нет сиюминутного. Он умел отыскивать вечные темы, в которых звучали возвышенные гражданские и нравственные мотивы, ощущалось величие человеческого духа. В творчестве мастера много песен, посвященных военным событиям. Это не случайно.
Ведь именно во время Великой Отечественной проявлялись настоящие чувства: сострадание, жертвенность, беззаветный героизм. Композитор умел личностное возвысить до всенародного. К примеру, в Скрипичной сонате Четвертого квартета, которая создавалась в пору страданий от личных утрат, есть и одиночество конкретного человека, и большое общее горе людей. Часто это единение достигалось введением в крупные произведения мелодий собственных, уже ставших популярными песен, как это произошло в Пятом квартете Второй симфонии.
Безупречность стиля, драматическое и комическое, искренность, сложная полифония – это черты творчества Баснера. Но превыше всего – вдохновенное лирическое начало, являющееся самым мощным свойством его музыки.
Произведения композитора становились популярными практически сразу же после первого исполнения. В качестве примера можно привести песню «Березовый сок», премьера которой состоялась в Германии, где в то время находился контингент советских войск. В одной из частей Баснер давал свой авторский концерт. После последних аккордов «Березового сока» в зале воцарилась исключительная тишина, после которой раздался буквально шквал аплодисментов. Песню исполняли еще несколько раз, пока сидящие в зале люди не выучили ее наизусть.
По мнению композитора, в музыке должен присутствовать электрический заряд в виде события или личности, которые зажигают и вдохновляют автора. Непременным требованием является также искренность, которая присутствует во всех творениях мастера.
На становление Баснера-композитора громадное влияние оказало творчество Дмитрия Шостаковича. Еще, будучи 13-летним подростком, Вениамин услышал Пятую симфонию мастера, который стал его кумиром. Уже после консерватории Баснер лично познакомился с гениальным композитором. Их отношения позднее перешли в крепкую дружбу. Это касалось как творчества, так и обыденной жизни. Чуткие музыканты ценили музыку друг друга. Оба восхищались композициями австрийского композитора Г.Малера, вдохновлялись еврейским музыкальным фольклором.
Что касается личной жизни Баснера, то его первой женой была Нина Каплан, которую он встретил в 1947 и сразу же влюбился в нее. В семье появились на свет две очаровательные девочки – Ольга и Елена. Второй супругой мастера была композитор Людмила Сухорукова. Третья спутница жизни Айсла Губайдулина подарила Вениамину Ефимовичу еще одну прелестную дочку Авиталь (Анну).
У композитора были младшие братья Марк и Герман, которые стали учеными с кандидатскими степенями. Первый избрал математику, а второй – медицину.
Вениамин Ефимович Баснер называл себя русским композитором, евреем по национальности. Традиции своего народа он чтил на протяжении всей своей жизни. В 1994 реализовал лелеемую длительное время мечту – создал в северной столице еврейский театр, который был назван «Симха» («Радость»). Сам маэстро на премьерном показе мюзикла «Еврейское счастье» играл на скрипке.
Жизнь этого талантливого человека, оставившего заметный след в музыкальном искусстве, завершилась в начале осени 1996 в Репино под Санкт-Петербургом. Последнее пристанище он нашел в Комаровском некрополе, где похоронено много известных людей.
Вениамин Баснер: «Я русский композитор, еврей по национальности»
Великий композитор, музыкальный гений, автор мелодий к многочисленным, ставшими любимыми зрителями кинолентам, народный артист не только по официальному званию, но и по сути – это Вениамин Ефимович Баснер.
Будущий маэстро увидел свет в самом начале 1925 в Ярославле. Его родители были евреями, которые переселились из Двинска после начала военных событий 1914 года. Семейство общалось на идиш, а юного Венечку с раннего возраста родители воспитывали в еврейском духе. Огромное влияние на него оказал дедушка по линии матери Хирш Гредитор. Именно от него мальчик впервые услышал еврейские народные песни, которые напевались во время работы портного. Сбереглось уникальное фото, на котором трехлетний Венечка держит игрушечную скрипку. По воспоминаниям мамы Розы, малыш увидел ее в магазинной витрине и стоял там до тех пор, пока скрипку ему не купили.
Уже в детские годы понял, что только музыка способна открыть ему мир. Учился игре на скрипке в музыкальной школе, продолжил профильное образование в Ярославском музыкальном училище. По его окончании Вениамина пригласили солистом в местную филармонию, однако Вторая мировая война скорректировала планы. Баснера в 18 лет призвали в армию. В артиллерийском училище Костромы мог бы стать офицером. Но волей случая начальник училища услышал игру Вениамина на скрипке и приказал отправить его в музыкальный взвод. Там он занимался аранжировкой популярных пьес, песен, принимал участие в концертах как дирижер. В свободное же время чинил поврежденные музыкальные инструменты.
Демобилизовался в 1944. Новым этапом его жизни стала учеба в консерватории им. Римского-Корсакова в Ленинграде. Через пять лет, закончив учебное заведение, начал трудиться оркестровым музыкантом, часто солируя на скрипке, а уже в 1955 стал членом Союза композиторов Советского Союза.
Музыкальное искусство гармонично вошло в жизнь молодого человека, открыв ему истинное счастье творчества. Он много писал. Широкой публике известны его мелодии к опереттам, кинокартинам, военным песням. Своего рода визитной карточкой Баснера стала композиция «С чего начинается Родина?», сочиненная для многосерийного телефильма «Щит и меч». Искусствоведы даже считали, что данная песня в исполнении Марка Бернеса получила огромную популярность, прежде всего, благодаря музыке тогда еще молодого композитора. Его последующие творения «На безымянной высоте», романс из телефильма «Дни Турбиных», «Березовый сок», «На всю оставшуюся жизнь» ставали поистине народными произведениями, любимыми многими людьми.
Задушевность музыки трогала сердца слушателей, позволяла соприкоснуться с настоящей искренностью, душевной щедростью, добрыми чувствами. В творчестве Баснера нет сиюминутного. Он умел отыскивать вечные темы, в которых звучали возвышенные гражданские и нравственные мотивы, ощущалось величие человеческого духа. В творчестве мастера много песен, посвященных военным событиям. Это не случайно.
Ведь именно во время Великой Отечественной проявлялись настоящие чувства: сострадание, жертвенность, беззаветный героизм. Композитор умел личностное возвысить до всенародного. К примеру, в Скрипичной сонате Четвертого квартета, которая создавалась в пору страданий от личных утрат, есть и одиночество конкретного человека, и большое общее горе людей. Часто это единение достигалось введением в крупные произведения мелодий собственных, уже ставших популярными песен, как это произошло в Пятом квартете Второй симфонии.
Безупречность стиля, драматическое и комическое, искренность, сложная полифония – это черты творчества Баснера. Но превыше всего – вдохновенное лирическое начало, являющееся самым мощным свойством его музыки.
Произведения композитора становились популярными практически сразу же после первого исполнения. В качестве примера можно привести песню «Березовый сок», премьера которой состоялась в Германии, где в то время находился контингент советских войск. В одной из частей Баснер давал свой авторский концерт. После последних аккордов «Березового сока» в зале воцарилась исключительная тишина, после которой раздался буквально шквал аплодисментов. Песню исполняли еще несколько раз, пока сидящие в зале люди не выучили ее наизусть.
По мнению композитора, в музыке должен присутствовать электрический заряд в виде события или личности, которые зажигают и вдохновляют автора. Непременным требованием является также искренность, которая присутствует во всех творениях мастера.
На становление Баснера-композитора громадное влияние оказало творчество Дмитрия Шостаковича. Еще, будучи 13-летним подростком, Вениамин услышал Пятую симфонию мастера, который стал его кумиром. Уже после консерватории Баснер лично познакомился с гениальным композитором. Их отношения позднее перешли в крепкую дружбу. Это касалось как творчества, так и обыденной жизни. Чуткие музыканты ценили музыку друг друга. Оба восхищались композициями австрийского композитора Г.Малера, вдохновлялись еврейским музыкальным фольклором.
Что касается личной жизни Баснера, то его первой женой была Нина Каплан, которую он встретил в 1947 и сразу же влюбился в нее. В семье появились на свет две очаровательные девочки – Ольга и Елена. Второй супругой мастера была композитор Людмила Сухорукова. Третья спутница жизни Айсла Губайдулина подарила Вениамину Ефимовичу еще одну прелестную дочку Авиталь (Анну).
У композитора были младшие братья Марк и Герман, которые стали учеными с кандидатскими степенями. Первый избрал математику, а второй – медицину.
Вениамин Ефимович Баснер называл себя русским композитором, евреем по национальности. Традиции своего народа он чтил на протяжении всей своей жизни. В 1994 реализовал лелеемую длительное время мечту – создал в северной столице еврейский театр, который был назван «Симха» («Радость»). Сам маэстро на премьерном показе мюзикла «Еврейское счастье» играл на скрипке.
Жизнь этого талантливого человека, оставившего заметный след в музыкальном искусстве, завершилась в начале осени 1996 в Репино под Санкт-Петербургом. Последнее пристанище он нашел в Комаровском некрополе, где похоронено много известных людей.
Найдены дубликаты
Низачот, нет фото мужественных израильских юношей, убивающих палестинских детей
@sigerniViber, дорогой, иди сюда тут пост про евреев. Как ты любишь.
тили-тили тесто, жених и невеста!
Бенцион Вул – инженер, создавший лазеры и солнечные батареи
Возможно, не случись в 1917 году в России революции, мир так и не узнал бы имени Бенциона Моисеевича Вула. А так он, пережив множество опасностей, из малограмотного паренька с периферии страны, превратился в известнейшего ученого, создавшего высокоэффективные фильтры для противогазов, лазеры и даже солнечные батареи.
Родился Бенцион в городке Белая Церковь (ныне территория Украины) 22 мая 1903 года. Городок находился в черте оседлости, поэтому в нем проживала большая еврейская диаспора. Отец мальчика хоть и был кузнецом, однако сам много читал и сумел привить любовь к чтению своему сыну. Правда, мальчишка из всей домашней библиотеки больше предпочитал перечитывать энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Когда Бене исполнилось 5 лет, его отдали в хедер, где он показал себя очень перспективным учеником. Видя старания мальчика, местный раввин даже попросил городские власти, чтобы его зачислили в Белоцерковскую гимназию сразу в 4 класс.
К сожалению, долго учиться ему там не пришлось. В 1917 году страна пережила 2 революции, а затем грянула гражданская война, во время которой через Белую Церковь прокатилось несколько волн всевозможных армий: от националистических украинских соединений до собственных белогвардейских и иностранных экспедиционных корпусов. Когда же в 1920 в город вошли части Красной армии, то уже и сам Бенцион записался в ряды Конной армии Буденного. Парня сразу отправили на фронт, однако полгода спустя, выяснив, что ему еще нет 18, демобилизовали.
Как сознательного большевика Вула начали продвигать по комсомольской линии, и вскоре он дорос до должности секретаря Белоцерковского городского комитета комсомола. Правда, юноша руководил этой организацией недолго, потому что его в 1921 году отправили учиться в Киевский политехнический институт. Так как молодой комсомольский вожак не имел среднего образования, предполагалось, что он сначала поступит на рабфак (впоследствии его назовут подготовительными курсами), а только после него пойдет сдавать экзамены в институт.
Однако в ситуацию вмешался случай. Не разобравшись, куда идти, Бенцион направился в кабинет, где сдавали экзамены настоящие абитуриенты. В аудитории сотрудник института, смешавшийся при виде одетого в военную форму человека, даже не спрашивая его фамилии и не проверяя уровень знаний, сразу предложил Вулу записаться на электротехнический факультет. Бенцион и не возражал.
Столь легкое поступление в институт обернулось для Вула тяжелейшей работой на первом курсе. Весь учебный год бедняга просидел за книгами, параллельно набираясь знаний, и на рабфаке, и в институте. К счастью, находились люди, которые с удовольствием помогали молодому студенту. В частности, профессор Евгений Вотчал помог юноше понять тонкости геометрии. Для наглядности он вырезал из картофелин различные геометрические фигуры, чтобы Вул мог понять их свойства.
Однако уже на втором курсе Бенцион вошел в число лучших студентов. Его вновь стали продвигать вверх по комсомольской линии, а в 1923 даже приняли в ВКП(б). Правда, тонкости политики оказались не его коньком. В те времена построения индустриально развитой страны крайне сложно было в точности выдерживать партийную линию, не замаравшись сотрудничеством с какой-нибудь антипартийной группировкой. Именно это случилось и с Вулом, что закрыло ему дорогу в партийную верхушку страны.
Зато в науке у него все шло довольно гладко. После окончания в 1928 году Киевского политехнического института молодому человеку предложили должность аспиранта на кафедре электротехники. Буквально в следующем году он уже защитил кандидатскую диссертацию, выбрав тему очистки заводских дымов и газов. Сразу же после этого, Вул направился в Ленинград, где поступил в аспирантуру Ленинградского физико-технического института. Он стал лаборантом направления физики диэлектриков, которой руководил сам Абрам Федорович Иоффе.
1932 год стал для Вула решающим. Местом его постоянной работы стал Физико-математический институт Академии наук, из которого ученый уезжал только в командировки. Одна из них вполне могла стать последней в жизни, ведь пока еще молодого ученого отправили изучать тонкости свойств диэлектриков в Германию. Едва к власти в стране пришли нацисты, все евреи, включая иностранцев, немедленно попали в зону риска. В любой момент под любым предлогом Вула могли арестовать. По некоторым сведениям сведениям так и произошло. И буквально чудо помогло ученому выбраться из Берлина.
На родине Вул продолжал работать по избранной тематике. Когда же Ленинградский физмат было решено разделить на два равнозначных вуза, Бенциону Моисеевичу предложили возглавить тот, который переводили в Москву. В 1938 ученый был награжден орденом Красной Звезды за работу в области фильтрации аэрозолей. Результатом этих исследований стал выпуск в Советском Союзе высокоэффективных фильтров для противогазов. Спустя год Вул стал членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Послевоенные годы стали для ученого временем его расцвета. Работая в области изучения диэлектриков и полупроводников, Бенцион Моисеевич совершил массу открытий. В частности, он получил поистине уникальный сегнетоэлектрик титан бария, что до него не удавалось никому. Исследования им фотоэлектрических явлений дали толчок к созданию кремниевых фотоэлементов для солнечных батарей.
Не обошлось без Вула и в сфере создания первых эксимерных лазеров. Кстати, одна из их разновидностей в настоящее время активно используется в глазной хирургии. За выдающиеся заслуги перед наукой и страной в 1972 году Бенциону Моисеевичу Вулу было присвоено звание академика АН СССР.
Тайный еврей советской авиации
Ученик Туполева, он создал самолёты, на которых совершили свои подвиги Чкалов и Маресьев. Вся страна гордилась конструктором Семёном Лавочкиным, не зная, что он – Шлёма Магазинер из Петровичей.
Авиаконструктор Лавочкин – одна из самых засекреченных фигур советского военно-промышленного комплекса. Начало его официальной биографии, например, выглядит так: «Семен Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в Смоленске в семье учителя, преподававшего в городской гимназии вплоть до 1917 года». Однако из отрывочных свидетельств земляков складывается другая картина.
До революции на Смоленщине было процветающее торговое местечко Петровичи – среди прочего оно известно тем, что в нем родился фантаст Айзек Азимов. В Петровичах жила семья Магазинеров, которые после революции стали Лавочкиными. Один из представителей рода – Альтер Лавочкин – был человеком крайне грамотным, владел и идишем, и ивритом. В общине его звали Дер Магид, то есть «проповедник», и не потому что он был учителем городской гимназии, а потому что был он меламедом. У него и его супруги Гиты Савельевны было трое детей: старшего сына звали Симон, или Шломо, его брата – Яков, сестру – Хая. Хая вышла замуж и осталась жить в Петровичах, о судьбе Якова ничего не известно, а вот Симон Альтерович стал Семеном Алексеевичем Лавочкиным.
В городском училище в городке Рославле Семен учился прекрасно, что позволило ему – несмотря на пятипроцентную норму для евреев – поступить в Курскую гимназию. Закончил он ее с золотой медалью в бурном 1917 году. Во время службы в Красной армии в годы Гражданской войны Лавочкин увлекся автомобилями, помогал механикам из бронеавтомобильной роты чинить моторы. Заметив талант юноши, командование в конце 1920 года выдало ему направление в Московское высшее техническое училище – сегодня МГТУ им. Баумана.
Во время учебы Лавочкин подрабатывал чертежником в разных конструкторских бюро. В годы нэпа студентов на такую работу брали охотно: им можно было меньше платить. Много времени юноша проводил и в аэродинамической лаборатории МВТУ, которую возглавлял Андрей Туполев. Вот почему преддипломную практику Лавочкин прошел на заводе, где внедрялся в серийное производство первый советский бомбардировщик Туполева – ТБ-1. Затем Семен занялся гидросамолетами, так любимыми его научным наставником.
В 20–30-е годы ХХ века морская авиация активно развивалась во всем мире. Для разработки советских летающих лодок в Москву в 1928 году пригласили французских авиаинженеров: один из них, Поль Эмэ Ришар, возглавил конструкторское бюро морского опытного самолетостроения Всесоюзного авиаобъединения. Туда и попал Лавочкин – заведовать секцией аэродинамических расчетов для новых конструкций самолетов. Работал он не хуже французов, но получал в десять раз меньше.
В 1931 году Ришар покинул СССР, оставив вместо себя своего сотрудника Анри Лявиля. Лавочкин стал его помощником. Вместе они разрабатывали цельнометаллический двухместный истребитель ДИ-4. Самолет не пошел в производство, их подразделение распустили, а всех сотрудников перевели в Центральное конструкторское бюро. Там Лавочкин работал в бригаде Владимира Чижевского, создавшей самолет-истребитель БОК-1. Он предназначался для полетов на больших высотах, поэтому еще назывался «стратосферный».
В 1935 году Семен Лавочкин получил возможность сделать вместе с Сергеем Люшиным свой первый самолет. Однако истребитель ЛЛ вышел неудачным, проект закрыли. Но вслед за неудачей пришла удача. Туполев предложил бывшему ученику административную работу в главном управлении авиационной промышленности Наркомтяжпрома. А в мае 1939 года, когда в Европе уже пахло грядущей войной, в СССР было создано Особое конструкторское бюро-301 с задачей в кратчайшие сроки разработать современный самолет-истребитель. Гражданская война в Испании показала, что существующие советские истребители не способны достойно противостоять новейшим немецким машинам фирмы Messerschmitt. Ситуацию необходимо было исправить.
Над проектом советского самолета работал триумвират – глава ОКБ Владимир Горбунов и главные авиаконструкторы по самолетостроению Михаил Гудков и Семен Лавочкин. Последний предложил изготавливать самолет не из алюминия, которого стране тогда не хватало, а из дельта-древесины – древесного шпона, пропитанного смолами. В то, что древесина, пусть и специально обработанная, не горит, товарищ Сталин долго поверить не мог. Ему демонстрировали образец материала, а он все пытался зажечь его от огня своей трубки. Не вышло.
Самолет, созданный Лавочкиным, Горбуновым и Гудковым, получил название по первым буквам их фамилий – ЛаГГ-3. Все трое были награждены Сталинской премией за 1940 год. Для Лавочкина эта премия была первой из четырех. Новый самолет принял участие в первомайском воздушном параде 1940 года, после чего его запустили в массовое производство на всех авиационных заводах страны. Лавочкин же занялся совершенствованием ЛаГГ-3 и разработкой новых истребителей – Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7.
Появление на фронте Ла-5 позволило советским летчикам сражаться с гитлеровцами на равных. Ла-7 многие специалисты считают лучшим истребителем Второй мировой. На самолете Ла-5ФН сбил семь машин врага легендарный Алексей Маресьев, вернувшийся в строй после ампутации голеней ног. Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, уничтоживший за годы войны 62 самолета противника, все свои боевые вылеты совершил на самолетах Ла-5 и Ла-7. Многие другие советские летчики-асы получили звезды Героя, сражаясь на самолетах серии «Ла».
Всего за годы Великой Отечественной войны с конвейеров авиационных заводов сошло 22,5 тысячи истребителей конструкции Лавочкина. За выдающиеся заслуги в создании авиационной техники в условиях военного времени ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Позже он получит это звание повторно – за участие в создании зенитно-ракетной системы ПВО С-25 «Беркут», предназначенной для обороны Москвы от возможных налетов вражеской авиации.
Вообще, почти каждый проект, над которым работал Лавочкин, был попыткой открыть новые возможности военной авиации. В 1947 году под его руководством был создан первый советский реактивный истребитель Ла-160, достигший скорости звука. Его дальние истребители Ла-11 прекрасно зарекомендовали себя в Корейской войне 50–53-х годов. А его беспилотный самолет-мишень Ла-17 выпускали почти 40 лет – вплоть до 1993 года.
А в июне 1960 года Лавочкин выехал в Казахстан на испытания новой системы ПВО «Даль» на полигоне Сары-Шаган. Отправился он туда, не послушав врачей, предупреждавших, что с больным сердцем ему противопоказана жара. После успешного дня испытаний в ночь с 8 на 9 июня генерал-майор Лавочкин скончался от инфаркта. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. В конце того же года по распоряжению Хрущева был закрыт проект создания крылатой ракеты, на много лет опередивший свое время.
Про Принцессу инков, СССР и тараканов
Автор: Ася Бажутина.
Уникальный голос в почти 5 октав принадлежал экзотической певице Име Сумак. Родилась она 13 сентября 1922 года в горном селении Ичокан на севере Перу. Родители владели ранчо и были простыми работягами. Настоящее имя – Зоиля Аугуста Императриц Каварри Дель Кастильо. Будущая Богиня Анд была младшей из шести детей.
В начале пубертата начал формироваться её великолепный голос. Поскольку жила она на ранчо и консерваторий не кончала©, нотам и вокалу никто её не учил. Ну, кроме певчих птиц, которым она подражала, напевая старинные народные песни. «Учителей у меня не было. Единственный мой учитель — это Има Сумак. Я сама поставила себе голос, когда ещё была маленькой девочкой».
На самом деле был еще кое-кто, кто научил и нотам, и вокалу, и поставил голос. Её муж – композитор и дирижер Мойзес Виванко. Человек, который возведет её на пьедестал почёта и дважды попытается сбежать от эксцентричной дивы. Второй раз, в 1965 году – успешно.
Тогда же, в 40-х годах, Има и придумала себе псевдоним (потому что родители были против такой работы, и вообще, против того, чтобы она уезжала из дома). Вы же знаете, родители – всегда такие родители. Тем более, что правительство Перу официально подтвердило, что она является прямым потомком Атауальпы — последнего императора инков.
Има с мужем гастролировали сначала по Южной Америке, исполняя традиционную перуанскую музыку, затем метнулись в Нью-Йорк, и гринго «пропали», увидев её потенциал, экзотическую внешность и услышав мощный диапазон: без особых трудностей певица могла переходить от баритона к сопрано. Монссерат Кабалье, кстати, обладала только четырьмя октавами.
Студия звукозаписи ‘Capitol Records’ мгновенно заключила с ней контракт в 1950 г. Впервые за историю звукозаписи вышедший диск «Voice of Xtabay» без всякой рекламы становится бестселлером. Продано 100 000 копий.
Выступив с оглушительным успехом в концертном зале Hollywood Bowl, Има Сумак становится звездой мировой величины. Далее следуют слава, гастроли, записи, съемки.
Однако талант и состояние «без тараканов» две вещи несовместные. Публичные скандалы мужу (из-за влияния на творчество), публичные скандалы менеджерам (из-за нежелания соответствовать голливудским стандартам красоты), бесконечные истерики, из-за которых лопались струны на гитаре и разбивались пресловутые стаканы. Отмена концертов, если публика недостаточно аплодировала. Срыв записей.
Чтобы не платить налоги (все же так делают), в начале 60-х годов Сумак с супругом отправились в мировое турне… на 5 лет. Вместо 2 недель в СССР, они остались там на полгода. Хрущев очень полюбил звезду, к ней относились, как к королеве, гонорары выплачивались из государственных денег. Тур пользуется огромным успехом, Има Сумак путешествует на частном самолете. Она поёт «Подмосковные вечера» по-русски (ну почти, сами послушайте). Выступает в 40 городах России. В общей сложности она дает 186 концертов почти для 20 миллионов человек. Но внезапно все окончилось, Диву выслали (и хорошо, что не в GULAG), а её творчество оказалось строго запрещено. Кто-то скажет, что она поссорилась с КГБ, но нет. Дело оказалось в пресловутых тараканах. Не тех, головных, а в обычных таких насекомых, населивших номер Имы в гостинице. Крик, который звезда подняла, был услышан Хрущевым в Кремле (ну еще бы, такой-то голосина!). Любитель кукурузы сильно обиделся, и советские слушатели лишились концертов. А Има – гражданства СССР.
Тем не менее, в советском научно-фантастическом кинофильме «Планета бурь» голос Имы Сумак работал на саундтрек вместо синтезаторов и прочих компьютерных обработок. И эффект действительно был фантастичным. Если бы Люк Бессон знал!
В 70-х карьера певицы пошла на спад, она вернулась на родину и жила в уединении, иногда участвуя в публичных мероприятиях. «Я пела и путешествовала всю свою жизнь, раздала миллионы автографов и позировала для миллиона фотографий. Это было здорово, но теперь у меня есть другие приоритеты», — говорила она в интервью.
В конце 90-х случился небольшой повторный всплеск известности, Има довольно много выступала, благо здоровый образ жизни ей позволял: не ела мяса, питалась фруктами и овощами, вставала в 5 утра.
Умерла Богиня Анд 1 ноября 2008 года в доме престарелых в Лос-Анджелесе от рака. Ей было 86 лет. Тело Имы Сумак покоится на кладбище Hollywood Forever в секторе «Святилище воспоминаний» (Sanctuary of Memories).
Некоторые из композиций, исполненных Имой Сумак:
Автор: Ася Бажутина.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Отто Варбург: О выдающемся ученом и неприятном человеке
Крупный германский ученый XX в., нобелевский лауреат по медицине 1931 г. Отто Генрих Варбург (1883-1970) – одна из любопытнейших фигур в истории науки, если не сказать, экзотических.
И не столько в плане чисто научных поисков, малопонятных среднестатистическому читателю, сколько в чертах его характера и обстоятельствах биографии. Недаром книжка о нем, написанная другим выдающимся ученым, учеником Варбурга и нобелевским лауреатом Хансом Кребсом, так и называется: «Физиолог, биохимик и эксцентрик». Но хотя Отто Варбург принадлежит к знаменитому семейству Варбургов, истории которого посвящены отдельные исследования, о биографии самого Отто написано не так уж много.
Варбурги заявляли себя сефардскими евреями и настаивали, что являлись выходцами из средневековой Италии. Но первый сертифицированный, так сказать, их предок зафиксирован в 1559 г., когда Симон из Касселя перебрался в город Варбург, что в Вестфалии. Его дом, построенный в 1537 г., сохранился до сих пор. Симону была дарована охранительная грамота, благодаря которой он успешно выстроил карьеру менялы и ростовщика, среди его потомков-Варбургов было много видных фигур, и отнюдь не только банкиров. В частности, были и два Отто Варбурга. Об одном, биохимике, речь еще впереди, а другой, лет на 30 постарше, был видным ботаником, специалистом по сельскому хозяйству и страстным сионистом – президентом Всемирной Сионистской организации. В 1921 г. он переехал в Палестину, возглавил сельскохозяйственную станцию в Тель-Авиве, основал Национальный ботанический сад в Иерусалиме, но выйдя на пенсию, вернулся в Берлин, где и умер в 1938 г. – надо сказать, вовремя.
Но вернемся к нашему Отто Варбургу, который Берлин не покидал. Он вырос в подходящем семействе – отец его, Эмиль Варбург, был известнейшим ученым, профессором физики в Берлинском университете и президентом Германского физического общества, другом Эйнштейна. Отто вырос в окружении величайших умов в истории науки, и это на него повлияло. Про него говорили, что к науке у него какая-то религиозная страсть. А религиозность в прямом значении этого слова ему не мешала, поскольку полностью отсутствовала: семья была ассимилированной, отец крестился, был женат на христианке, соответственно, он крестил и Отто, но религией в доме не интересовались.
Отто отличало сильное честолюбие: он хотел добиться не меньшего, чем его кумиры – Луи Пастер и Эрих Кох. И он сосредоточился на идее победить самую страшную болезнь XX в. – рак. В 1911 г. он получил степень доктора медицины, шесть лет работал на морской биологической станции, а в Первую мировую войну храбро воевал в прусской кавалерии и был награжден Железным крестом. Когда стало ясно, что немцы войну проигрывают, Эйнштейн по просьбе друзей написал письмо Отто, чтобы тот, как обладавший огромным научным талантом, вернулся в академию. В 1923 г. Варбург сделал открытие, касающееся питания раковых клеток, отличного от всех иных клеток, что привело его к исследованию связей между метаболизмом и раком и к параллельным открытиям. Варбург изучал обмен веществ в клетках опухолей, фотосинтез, химию брожения, другие вопросы. В конце 20-х он чуть не дотянул до Нобелевской премии в области физиологии и медицины, но был ей награжден в 1931 г. за открытие природы и функций «дыхательных ферментов».
С приходом нацистов начался самый противоречивый и скандальный период его жизни. Поскольку его отец был евреем, то, согласно Нюрнбергским законам, Отто относился к полукровкам (мишлинге) первой категории. Однако, в отличие от 2600 ученых-евреев, покинувших Германию, Отто никуда уезжать не собирался, заявив как-то: «Я здесь был раньше Гитлера». И вовсе не только из романтических соображений германского патриотизма, свойственного многим тамошним евреям и ему тоже. Он на самом деле терпеть не мог нацистов, но по совершенно другим, не традиционным для нас причинам. Его мало беспокоило, что нацисты делали с другими евреями. Нацисты просто мешали ему работать. Когда они ворвались в его Кайзера Вильгельма Институт клеточной физиологии, Варбург стал орать на них, что сожжет институт, прежде чем они прервут его работу. Он не поднимал руку в нацистском приветствии и отказался развесить в лаборатории нацистские знамена.
Впрочем, высказывался на тему нацизма он редко, и в целом оставался аполитичным. Ни трагедии клана Варбургов, часть которой погибла, ни общая трагедия еврейства его не волновали. Иностранным коллегам, упрекавшим его в терпимости к нацистским антиеврейским мерам, он объяснял, что сколотил слишком хороший исследовательский коллектив и потому остался в Берлине. В Америке, по его мнению, к нему проявили бы мало интереса. В любой эмиграции, в любом месте, кроме своего института, говорил он, его работа по спасению людей от рака была бы менее эффективной, а это есть самое главное. Русские после войны предложили построить ему институт в СССР, но он отказался, после чего с гордостью говорил, что ни Гитлеру, ни Сталину не удалось выдворить его из родного института. Правда, он постарался защитить от нацистов несколько человек из своего научного окружения, но беспокоился о них не столько как о евреях, как о своей работе.
Однако нацисты его не трогали ни как еврея, ни как нелояльного к нацизму. Сначала в силу послаблений евреям-героям 1-ой мировой войны, а потом по другой причине. Как полагает Сэм Эппл, автор недавно вышедшей книги о Варбурге, его спасла специфика научной деятельности. Гитлер был помешан на страхе перед раком, который свел в могилу его мать. Он был зациклен на онкологических исследованиях, придумывал разные теории болезни, придерживался разных антираковых диет. Даже 21 июня 1941 г., когда вступил в действие план «Барбаросса», зафиксирован разговор Гитлера и Геббельса об онкологических исследованиях. Эппл полагает, что непосредственно Гитлер и распорядился не трогать Варбурга. В итоге, в течение всего нацистского режима Варбург с Хайсом жили на роскошной вилле в Далеме, на юго-западе Берлина, поблизости от других нобелиатов и его института. Вилла с ее пятиметровыми потолками, паркетами, облицовкой дорогим камнем, с внушительной конюшней и большим манежем, была построена согласно его подробным указаниям. Соседи часто видели Варбурга прохаживающимся в сапогах со шпорами, сохранившимся еще со времен его военной службы, и называли «императором Далема».
Работы продвигались весьма успешно. За 12 лет нацистского режима он опубликовал 105 статей. В 1944 г., согласно ряду источников, Варбургу собирались присвоить вторую Нобелевскую премия, уже за открытия в области ферментов, но этого не случилось: по указу Гитлера граждане Германии не могли становиться нобелиатами.
Но самое удивительное – это то, что происходило после войны. Варбург был рад, что война закончилась, но сразу после того, как он со слезами на глазах сообщил об этом своему родственнику, немедленно попросил у него 40 литров бензина, необходимых для исследований. Работа есть работа.
В отличие от всех прочих известных деятелей, работавших при нацистском режиме и проходивших процесс денацификации, Варбург ни с какими проблемами не столкнулся. Даже во время войны он продолжал оставаться членом в Королевском обществе – старейшей международной научной академии. Американцы вернули ему институт, где он продолжал работать до 87 лет; он благополучно возобновил контакты с научным сообществом, получал бесчисленные восторженные отклики, ездил читать лекции в европейские страны и США, в 1965 г. получил почетный докторат в Оксфорде. Послевоенные плоды его научной работы нашли отражение еще в 191 статье и трех книгах. Институт получил его имя, и каждый год, с 8 октября 1963 г., в день 80-летия Варбурга, германское Общество биохимии и молекулярной биологии присуждает медаль Отто Варбурга.
Он был абсолютным фанатиком науки. Ничего больше его не интересовало, все остальное было мусором. И, видимо, как следствие, человеком он был подозрительным и неприятным. Его никто не любил, потому что на людей, если они не являлись интересующими его учеными, ему было наплевать. Весь вспомогательный штат лаборатории, с которым Варбург работал, после войны он уволил, поскольку считал, что они стучали на него в гестапо. Отличаясь аристократическими манерами и одновременно крайним нарциссизмом, он всегда считал себя гением высшей пробы и не уставал всем об этом напоминать. Как заметил один из его коллег, если уровень самолюбования оценивать по 10-балльной шкале, то у Варбурга он был равен 20. Шведский биолог Клейн как-то привез ему раковые клетки для исследований и когда научный руководитель Клейна попросил дать рекомендацию своему подопечному, Варбург написал:
«Джордж Клейн внес очень важный вклад в исследования рака. Он привез мне клетки, с помощью которых я решил проблему рака». Хотя некоторые его научные выводы считались ошибочными после войны (потом интерес к ним снова резко возрос), сам он этого никогда не признавал. И применял свои научные достижения к самому себе. Так, к концу жизни он фанатически следовал придуманным им научным диетам, пил молоко только из надоя коров из особого стада, хлеб ел, только выпеченный в его доме, а масло и сметану сбивал на центрифуге в собственной лаборатории. Невероятно упрямый, он отказывался пользоваться вошедшими в научный оборот терминами, в частности, словом «митохондрия», предпочитая сочиненные им самим.
Его называли воплощенным Фаустом. На замечание собеседника, что иногда приходится выбирать – наука или человеческие качества – Варбург ответил, что счастлив, занимаясь наукой. Но непомерное честолюбие его оказалось оправданным. Варбург считается одним из самых выдающихся биохимиков XX в., его номинировали на Нобелевскую премию 51 раз, с 1929 по 1952 г., сначала трижды по химии, потом по медицине и физиологии, и он входил в список претендентов на премию 7 раз.
По крайней мере, наука таким выбором должна была остаться довольна.
Капитан Тремейт Евгения Абрамовна (1919-2021)
Евгения Тремейт родилась в Харькове 12 июля 1919 года. После окончания 10-летки в 1937 г. она поступила на учёбу в медицинский институт родного города. Практика после 4 курса была прервана войной, а студентка Женя Тремейт была квалифицирована, как врач. С родителями она оказалась в эвакуации (г. Чарджоу Туркменской ССР) и поступила работать в местный госпиталь. В 1943 году Евгению Тремейт призвали в РККА, и она служила врачом в прифронтовых госпиталях, а затем была назначена начальником хирургической группы усиления в Армиях 3 Украинского фронта. За отличную службу Евгения Абрамовна награждена орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги. Капитуляцию Германии она встретила в Бадене под Веной капитаном медицинской службы. В этом звании она в 1946 году демобилизовалась.
Несмотря на фронтовой врачебный опыт, Евгения Абрамовна первое время не могла найти работу и была вынуждена безвозмездно работать участковым врачом. Позже она трудилась в районной поликлинике.
Будучи пенсионером, в 1993 г. Евгения Абрамовна покидает Казахстан и становится гражданкой Израиля. В 2019 году в городе Беэр-Шева родственники тепло отметили столетие со дня рождения Евгении Абрамовны Тремейт.
Евгения Абрамовна умерла в ночь 5 на 6 мая 2021 года.
Ордена: «ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» 2 СТЕПЕНИ, «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ».
начальник нейро-хирургической группы отдельной роты медицинского усиления №7, 4-й гвардейской армии, 3-го Украинского фронта
начальник нейро-хирургической группы отдельной роты медицинского усиления №7, 9-й гвардейской армии, 3-го Украинского фронта
Коэн Моррис (оперативный псевдоним – Питер Крогер) – бывший сотрудник Первого главного управления Комитета государственной безопасности СССР.
Родился 2 июля 1910 года в Нью-Йорке (США). Еврей, отец был выходцем из Киевской губернии, мать – из Вильно (Вильнюс). Окончил колледж, а в 1935 году Колумбийский университет. Преподавал историю в средней школе. Никогда не был коммунистом, но остро чувствовал опасность фашизма для мира.
После начала гражданской войны в Испании сумел нелегально пробраться в Испанию и в 1937–1938 годах геройски воевал в составе интернациональной американской бригады имени Авраама Линкольна. Был ранен в боях.
Там же, в Испании был завербован советской разведкой. В ноябре 1938 года возвращён в США в качестве агента-связника. В 1941 году женился на Леонтине Петке, принявшей его фамилию. Они были единомышленниками по своим убеждениям. Поэтому, когда со временем он сообщил ей о своей работе на советскую разведку, Леонтина согласилась помогать ему.
Когда США вступили в войну против Гитлера, Моррис сразу вступил в американскую армию, сражался в составе экспедиционных сил США в Западной Европе, награжден боевыми наградами. После демобилизации в ноябре 1945 года вернулся на родину, где возобновил сотрудничество с советской разведкой. Однако после отъезда резидента Коэнов Анатолия Яцкова в Европу вскоре связь была утеряна. Возобновил ее в 1948 году легендарный советский разведчик Вильям Фишер (известный всему миру как полковник Рудольф Абель). Успешно работал в его нелегальной резидентуре, но в 1950 году из-за угрозы провала вместе с женой был переправлен в Москву.
С 1950 по 1954 годы работал в Управлении нелегальной разведки МГБ, позднее – КГБ ССР. В 1954 году вместе с женой под именем супругов из Новой Зеландии Питера и Хелен Крогер переправлены в Великобританию. Несколько лет вели успешную работу по передаче в Москву секретной информации по ракетной технике. Однако в январе 1961 года Моррис Коэн был выдан предателем из польской разведки М. Голеневским, и супруги были арестованы. Всю необходимую для ареста и приговора информацию англичанам сообщило ЦРУ США. В итоге уже в марте 1961 года Моррис Коэн приговорён в 25 годам тюрьмы, а Леонтина Коэн – к 20 годам тюрьмы (хотя, в отличие от мужа, её причастность к работе на советскую разведку доказана вообще не была).
После сложных длительных переговоров в августе 1969 года Моррис и Леонтина Коэн были обменены на арестованного в СССР агента британской разведки и вернулись в СССР. Их опыт и знания были нужны советской разведке, и их пригласили на работу в Управление «С» (нелегальная разведка) Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР. Для работы там нужно было советское гражданство. Документы были оформлены быстро, но когда пришла очередь ставить последнюю и самую главную подпись – секретаря ЦК КПСС М.А.Суслова, – тот стал резко возражать. Не желая вникать в подробности длительного и опасного труда супругов Коэн на благо СССР, не понимая всю ценность добытой ими информации, Суслов заявил, что они – провалившиеся агенты и быть советскими гражданами недостойны. Возникла длительная заминка, так как руководство советской внешней разведки побоялось спорить с всесильным главным идеологом КПСС. Однако нашлись порядочные люди, доложившие о случившимся Председателю КГБ Ю.А.Андропову. Тот, кстати, сам побаивался конфликтовать с Сусловым, но в данном вопросе пошел буквально напролом. Андропов поднял вопрос на ближайшем заседании Политбюро ЦК КПСС, категорически потребовав принять Коэнов в советское гражданство. При этом он заявил, что они принесли Советскому Союзу больше пользы, чем многие высокопоставленные партийные работники. Л.И.Брежнев без колебаний поддержал Андропова и потребовал немедленного положительного решения вопроса. Указание Генерального секретаря было выполнено, а вскоре Андропов добился награждения супругов Коэн и советскими орденами.
До конца жизни Моррис Коэн работал на преподавательской и аналитической работе в КГБ СССР и СВР России. Жил в городе Москве. Скончался 23 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище, рядом со скончавшейся тремя годами ранее Леонтиной. Последняя и самая высшая награда Героя запоздала почти на месяц.
Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1995 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Коэну Моррису присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Награждён орденами Красного Знамени, Дружбы народов, медалями.
В Российской Федерации в 1998 году была издана почтовая марка в честь Героя России Морриса Коэна.
Биографию предоставил Бочаров Антон (город Новосибирск)