айсылу сайфуллина скрипачка биография
Как скрипачка из Уфы стала играть в Санкт-Петербургской филармонии
Подписаться:
Поделиться:
Айсылу Сайфуллина – лауреат и дипломант музыкальных конкурсов всероссийского и международного уровня. Сегодня она играет в Заслуженном коллективе академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, а за ее плечами – гастроли в Европе, Азии, Северной Америке. Этой весной Айсылу планирует выступить в родной Уфе с сольным концертом.
Что значит быть скрипачом?
Это значит постоянно пребывать в концентрации и быть включенным в работу. У музыканта-исполнителя нет продукта его труда. У художника это – картина, у скульптора – изваяние в камне, у архитектора – здание. А музыкант творит здесь и сейчас. Для того, чтобы выйти на сцену и быть в форме, нужно быть подготовленным на 150%, как говорит мой профессор: чтобы даже в случае волнения и стресса ты играл на все сто. Если скрипач или любой другой исполнитель перестанет заниматься каждый день, он, в лучшем случае, остановится в развитии, а в худшем – откатится назад. Наша работа – это ежедневная рутина, словно ежедневная молитва с инструментом в руках. Это большой труд, и хорошим музыкантом можно стать, только если ты действительно любишь свое дело. Мир музыки сложен и прекрасен, и если кто-то думает о том, стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, то не думайте! Дайте ему шанс познакомиться с миром музыки, ведь если вы не откроете для ребенка эту дверь, он может никогда не постичь такой красоты, и это огромное лишение.
Когда в вашей жизни появилась музыка?
Я родилась в творческой семье. Мои родители – народные артисты РБ, и музыка для нас всегда значила много. Родители рано начали приобщать меня к музыкальной культуре. Когда в Сибае, где прошло мое детство, открылась музыкальная школа, родители приняли мой каприз – учиться там. А мой будущий педагог настоял на том, чтобы я поступила именно по классу скрипки, хотя я тогда думала о фортепиано.
За что вы любите скрипку?
Игра на скрипке – это своего рода микрохирургия. Она требует очень тонкого, трепетного отношения и полной отдачи от музыканта. Как говорил мой учитель, профессор Сергей Георгиевич Гиршенко: «Скрипка не прощает лени». И это действительно так: в какой-то момент инструмент обнажает не только все твои эмоции и богатый внутренний мир, но и недоработки – от скрипки ничего не скрыть. Это удивительное чувство. Да и сам характер скрипки такой, какого нет ни у одного другого инструмента. Взять хотя бы диапазон ее звучания: от нежного и вкрадчивого шепота до очень ярких эмоционально окрашенных нот, уходящих в густой бархатный тембр. Будто тончайшая арабская вязь, звуки скрипки окутывают меня своей магией. Спустя годы, сегодня я выступаю на одной сцене с выдающимися музыкантами мира, но до сих пор слушаю их игру на скрипке с замиранием сердца и ощущаю себя свидетелем чуда.
Что вы считаете вашим первым большим достижением в профессиональном русле?
Думаю, это мое первое выступление на международном конкурсе в Болгарии в 2002 году. Мне присудили третье место, и это стало для меня мощным стимулом к тому, чтобы продолжать развиваться в профессии. Прежде на сцене я чувствовала себя робко и не в своей тарелке, а в детстве у меня даже дрожали коленки: до сих пор помню этот ужас и холодные ладошки перед экзаменами! А после конкурса я вдруг поняла, что могу соревноваться с такими же, как и я, подрастающими музыкантами, я могу играть не хуже других! Конкурсы очень мотивируют! Жизнь музыканта – это постоянная рутина и ежедневное оттачивание ремесла, которые иногда утомляют, особенно – ребенка. И когда происходит такое значимое событие в профессиональной жизни маленького музыканта, это, конечно, очень вдохновляет к покорению новых высот в искусстве.
Вы учились в Уфимской академии искусств, потом окончили аспирантуру Московской государственной консерватории. Работали в Государственном симфоническом оркестре имени Е. Ф. Светланова. Но что привело вас из Москвы в Петербург?
Помните знаменитый тест Анны Ахматовой? «Кофе или чай? Кошка или Собака? Мандельштам или Пастернак?» По всем трем пунктам я человек-петербуржец. Этот город мне близок по духу. Ну и, разумеется, здесь старейший маститый оркестр страны – Заслуженный коллектив России.
У вас было много именитых преподавателей. Кто сыграл ключевую роль в вашем становлении?
Мне посчастливилось учиться у замечательных педагогов! Первым был профессор УГАИ Александр Абрамович Шисман, мой наставник и «музыкальный папа». Именно он научил меня внимательному и педантичному отношению к инструменту: не просто виртуозно бегать пальчиками по грифу, но думать, о чем ты играешь, и стремиться передать энергетику момента зрителю. Александр Абрамович задал очень высокую планку для меня, как музыканта. Другой великолепный педагог, повлиявший на мое становление – Сергей Георгиевич Гиршенко, профессор Московской консерватории. Великолепный скрипач, один из крупнейших солистов своего времени и абсолютный фанат своего дела, который не допускал ни малейшей фальши: не только музыкальной и интонационной, но и эмоциональной. Предельная правдивость, искренность, отдача на 100% – вот такие они, мастера русской скрипичной школы. Я до сих пор поддерживаю отношения с моими учителями. Когда приезжаю в Уфу или в Москву, всегда звоню им, делюсь новостями, прошу совета, а если есть возможность, прихожу на занятия. И получаю огромный заряд энергии от таких встреч.
Расскажите о коллективе, в котором вы сейчас играете.
Это Заслуженный коллектив России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Главный дирижер – легендарный Юрий Хатуевич Темирканов. ЗКР – один из старшейших коллективов с богатой историей и потрясающим репертуаром. Не менее примечательно место, в котором оркестр располагается – прекрасный зал дворянского собрания в центре Петербурга, историческое здание неописуемой красоты. Даже находиться в нем – это уже эстетическое наслаждение. Для меня это не иначе как храм музыки. Коллектив очень востребован и много гастролирует, мы играем с лучшими дирижерами и солистами современности.
Русская скрипичная школа была прославлена на весь мир. А сегодня у нее есть свое лицо?
Сегодня наши музыканты рассыпаны по всему миру. Многие в разное время иммигрировали за границу и живут теперь в Европе и США. Но свое лицо, конечно, есть. Принято считать, что российская скрипичная школа – это безоговорочная преданность ремеслу, виртуозное, филигранное владение инструментом, эмоциональный накал и глубокий художественный смысл. Примерно так ее описывают в Европе или Азии. Мне достаточно сложно судить, я ведь смотрю на это изнутри, а потому могу быть не вполне объективна. Но мне хочется верить такому определению. И я всегда с гордостью читаю рецензии о наших гастролях в американских и европейских изданиях. Я думаю, для российского музыканта важно не просто математически точное исполнение, но, прежде всего, тонкое чувствование момента, самоотдача и ощущение неповторимости действа, которое свершается здесь и сейчас на глазах публики.
Как вас встречает публика в разных странах?
Публика очень разная – не только за рубежом, но и внутри нашей страны. На мой взгляд, самая рафинированная публика – это петербуржцы. Они вряд ли будут аплодировать стоя, настолько они искушены Эрмитажем, Русским музеем и пропитаны духом этого прекрасного города. Москвичи более охотно выражают свои эмоции. А вот американцы реагируют очень искренне, словно дети. Они вскакивают со своих мест с овациями и криками «Браво!». У них даже есть такое выражение, Standing Ovation – когда публика настолько под впечатлением, что приветствует оркестр стоя. И так было на протяжении всего нашего американского тура. В Азии публика деликатная, но когда концерт завершается, они не жалеют своих рук. Именно они выстраиваются в самые длинные очереди за автографами музыкантов. Так что, выступая в Корее или Японии, крупные солисты и дирижеры задерживаются после концерта на пару часов для автограф-сессии и фотографий со зрителями. Что интересно, японцы, например, могут следовать за любимым оркестром или солистом из города в город, снова и снова слушать одну и ту же программу.
Какую музыку слушаете вы?
Я люблю джаз, классический рок. В современной музыке мало ориентируюсь. Но самая любимая музыка, конечно, классическая. Здесь я не буду оригинальной. Весь Чайковский, Третья симфония Бетховена, Симфонические танцы Рахманинова, Бах, Моцарт – все великие мастера.
Что для вас главное в жизни?
Любовь, в широком понимании. Я верю, что человек рожден, чтобы делиться и обмениваться любовью с другими людьми. И не важно, речь идет о двух людях, отношениях в семье, в коллективе, или же о взаимодействии художника, творческого человека со зрителем. В своей профессии я бы хотела больше успевать, продолжать совершенствоваться и пополнять свой репертуар любимой музыкой. Надеюсь, весной мне удастся выступить с сольным концертом в родной Уфе. Приходите!
Айсылу Сайфуллина начала обучение игре на скрипке в 6 лет в начальной специальной музыкальной школе г. Сибая.
С 1996 года продолжила обучение в ССМК г. Уфы в классе Свистунова. Окончила колледж и Уфимскую государственную академию искусств в классе профессора А. А. Шисмана.
Окончила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Лауреат международного конкурса в Болгарии «Надежды. Таланты. Мастера» (2002 г.).
Лауреат всероссийского конкурса «Юные таланты (2003 г.).
Дипломант международных конкурсов в Тольятти и Ярославле (2007 г.).
Лауреат международного конкурса им. З. Исмагилова (2007 г.).
Призёр общероссийского конкурса» молодые Дарования России (2007 г.).
С 2007 принимала участие на сессиях Молодёжного оркестра Поволжья, в том числе в качестве концертмейстера оркестра и солистки.
Лауреат 7 открытого конкурса музыкантов – исполнителей им. Н. Сабитова (2008 г.).
В 2008г. принимала участие в сессиях Молодёжного оркестра СНГ.
В составе струнного квартета — лауреат международного конкурса «Современное искусство и образование» (2009 г., Москва).
2010 г. — лауреат международного конкурса Rudolf Matz competition (Хорватия, Дубровник).
В 2013 году окончила аспирантуру Московской государственной консерватории в классе профессора народного артиста России С. Г. Гиршенко.
С 2010 по 2014 гг. – артистка группы первых скрипок Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова.
С 2014 года — артистка группы первых скрипок Заслуженного коллектива России.
В 2017 году стала дипломантом конкурса им. Ауэра (Санкт-Петербург).
Одна из концертмейстеров и солистов Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Singolo Orchestra.
Айсылу Сайфуллина
Айсылу Сайфуллина запись закреплена
Айсылу Сайфуллина запись закреплена
Айсылу Сайфуллина запись закреплена
“Лунная дорожка”
Выкатилась на небо яркая луна,
Вся округа стала сказками полна.
Лунная дорожка хитро подмигнула,
Не задумываясь, я на нее шагнула.
Не пойму, где небо, а где отраженье.
Звезды вдоль дорожки, что за наважденье?
Тихо и на цыпочках я по ним пошла,
Звездочку любимую среди них нашла.
Как с подружкой милою поболтала с ней,
Стала для меня она ближе и родней.
О себе и жизни тайны ей раскрыла,
Как о ком страдала и кого любила.
Поделилась шепотом я мечтой своей,
Тут же стало легче, да и веселей.
Попросила яркую: “Для меня свети!
Чтоб не заблудилась я на своем пути!”.
Айсылу Сайфуллина запись закреплена
Айсылу Сайфуллина запись закреплена
Вәрис Гали “Дуслар” бүләге
Бәла дигәнең агач башыннан йөрми, диләр бит. Канатларын җилпеп, кайгы аларны якында гына сагалап торган икән. Җир өстенә февраль бураннары хуҗа булып йөргән өшеткеч салкыннарның берсендә, үпкәсенә салкын тидереп, Сәвия кайтып егылды.
Он, икмәк капчыклары инде кап-кап кагылган, һәр җөе өреп диярлек чыгылган, соңгы өметләре- бәрәңгеләре дә бетеп килә.
. Аның сандыгына шаяртып кына салып җибәргәндә Хөснулла һәм аның гаиләсе өчен гади генә кувалда чүкеченең иң кадерле нәрсә булачагын- гомер кылларын өзелүдән саклап калуда ярдәм итәчәген- башларына да китермәгәннәрдер алар. Кувалда чүкече һәм бер пот икмәк. Язмыш тормышта кешегә нинди генә көтелмәгән нәрсәләр әзерләми.
Айсылу Сайфуллина запись закреплена
Вәрис Гали “Сабак” хикәясе
Яхшы сабак булды ул көн Фәрит өчен: бөтен дөньясына үзгәрәк, җитдирәк күзлектән карый башларга этәргеч сабак. Һәм шушы вакыйгадан соң ул үзен бер башка үсебрәк киткәндәй тоя башлады. Ә озын һәм катлаулы тормыш юллары аны акны каралан, дусны ялагайдан, эш кешесен бүтәннәрнең башларына баса-баса өскә үрмәләргә тырышучылардан аерырга, шатлык-сөенечләрдән башын җуймаска, янәшәсендәгеләрне дә онытмаска, әле тагын бик күп нәрсәгә өйрәтәсе көннәр алда иде.
Айсылу Сайфуллина запись закреплена
Показать полностью.
Сәяф Шәйхи
“Кеше туган җирен сагына”
Тынычланды зифа,
Нәзек тал кызлары
Тынычланды сылу юкәләр.
Өрфиядәй күккә
Күз тутырып карап,
Дымсу толымнарын сүтәләр.
Айсылу Сайфуллина запись закреплена
“Татар гармуны”
Синең эчләреңдә былбыллардыр,
Моңнарыңда кара урмандыр,
Синең телләреңнән йөгереп төшеп
Чишмә агып китә торгандыр.
Иңгә аскан тальян гармунына
Бөтен татар җаны сыярлык,
Күңеленнән сагыш ташып чыкса,
Кеше түгел, ташлар еларлык.
Каян килгән бу моң, бу тирәнлек,
Кайсы дәрьялардан алынган,
Чөнки синең һәрбер үксүеңә
Татар фаҗигасы салынган.
Күпме сыкрау, канлы ыңгырашу,
Казан шәһитләре авазы,
Тыпырчына гармун телләрендә
Язмышларның безгә язганы.
Уйна, тальян, Сабан туйларында,
Уйна, тальян, чыгып кырларга,
Икмәк тәме, дөнья, кеше гаме
Җитеп бетми әле җырларга.
Париж капкалары ачылдылар
Тальян уйнап кергән татрга,
Гармун Наполеонны тезләндереп
Җиңү белән кайтты Ватанга!
Басмачылар белән бәрелешкә
Татбригада җырлап юл чыга.
Иң беренче пуля гармуннарга,
Тальян уйнап барган атчыга.
Җиңүчеләр рейхстагка исемен
Моңы, каны белән яздылар.
Фронтларда бергә сугыштылар,
Үлде солдат, үлде гармуннар.
Гармун белән татар! Янәшәдә
Аты тора йөгән чыңлатып.
Гармун уйнап үтәр әле татар
Киек Каз юллары буйлатып.