айтеч бижев биография национальность
Бижев Айтеч Магомедович
Родился 5 октября 1950 года в ауле Кошехабль, Республика Адыгея в семье служащего.
Окончил Вильнюсское радиотехническое училище войск ПВО, Военно-командную академию ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Профессор Академии военных наук Российской Федерации, кандидат технических наук.
С 1968 года служба в Вооруженных Силах СССР.
1968-1971 годы курсант Вильнюсского радиотехнического училища войск ПВО страны.
Прошел последовательно все командно-штабные должности полкового и дивизионного звена.
В 1977 году окончил военную командную академию Войск ПВО
С 1990 по 1993 год учился в Военной академии Генерального штаба
Был первым заместителем командующего армией ПВО особого назначения, заместителем начальника Главного штаба войск ПВО.
После объединения ВВС и ПВО занимал должности заместителя и первого заместителя начальника Главного штаба ВВС.
19 июня 2003 года Указом президента РФ назначен заместителем главнокомандующего ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ
В 2007 году уволен в запас.
С 2007 по 2008 год – полномочный представитель Республики Адыгея при Президенте Российской Федерации.
С 2009-2010 года – советник генерального директора Государственной корпорации «Ростехнологии», руководитель проекта.
С 2010 по 2012 занимал должность Генерального директора ОАО «Концерн «Орион», с 2012 по 2013 – первого заместителя генерального директора-директора по подсистемам, комплексам и техническим средствам связи ОАО «Концерн «Орион».
В 2013 году назначен на должность Генерального директора АО «НПП «ЭлТом».
Айтеч бижев биография национальность
Айтеч Магомедович Бижев родился в 1950 г. Окончил Вильнюсское радиотехническое училище (1971 г.), Военную командную академию ПВО (1977 г.) и Академию Генерального штаба (1993 г.). Служил в должностях: оперативный дежурный радиотехнического центра, командир радиолокационной роты, старший помощник начальника оперативного отделения, командир дивизиона, заместитель командира и командир полка, командир зенитной ракетной бригады, заместитель и командир дивизии, заместитель командующего армией ПВО, заместитель Войск, затем первый заместитель начальника Главного штаба ВВС, заместитель Главнокомандующего ВВС по вопросам объединенной системы ПВО государств – участников СНГ. Награжден двумя орденами и медалями. Кандидат технических наук. Генерал–лейтенант.
На Севере я прослужил десять лет, но, кажется, событий, которые вместил в себя этот сравнительно небольшой отрезок времени, могло бы хватить и на целую офицерскую службу – как говорится, «от звонка до звонка» – в обыкновенных условиях и на большую книгу с увлекательным сюжетом. Поэтому сейчас я вспомню лишь несколько достаточно показательных эпизодов.
В один из дней, когда я находился на КП, командир бригады полковник Эдуард Николаевич Топилин сообщил, что мой дивизион, как находящийся на самом «переднем крае», планирует посетить Главнокомандующий Войсками ПВО Маршал авиации Александр Иванович Колдунов. Понятно, что к этому визиту следовало подготовиться должным образом так, чтобы со стороны высокого начальства к нам не было никаких нареканий. Было, в частности, известно, что в то время, основываясь на опыте локальных войн с участием авиации США, командование Войск ПВО стало все большее внимание уделять вопросам маскировки позиций. Времени до приезда Главкома оставалось мало, а штатных средств маскировки, маскировочных сетей для укрытия КП дивизиона, антенного поста, пусковых установок явно не хватало. Но выход нашелся простой: использовать то, чего на Крайнем Севере всегда найдется в изобилии – снег.
Была ранняя весна, снег хорошо спрессовался, его нарезали «кирпичами», которыми и обкладывали технику.
Посетив позицию дивизиона, Маршал авиации Колдунов высоко оценил предпринятые нами меры по маскировке и в результате вышло указание частям 10-й отдельной армии ПВО перенимать этот опыт маскировки с использованием подручных средств.
Когда я проходил службу в должности заместителя командира 39-й бригады, из Главного штаба Войск ПВО поступила директива о том, что формируемые по мобилизационному плану части должны выполнять боевые стрельбы на полигоне.
Уже через несколько дней из штаба корпуса поступила команда о призыве по мобилизационному плану, на должность командира вновь формируемого полка назначался замкомандира бригады, мне пришлось столкнуться со всеми вопросами непосредственно.
В 1985 году, когда я проходил службу в должности командира 864-го зенитного ракетного полка, проводились совместные учения Северного флота и 21-го корпуса ПВО.
В связи с этими учениями в акватории Баренцева моря создалась сложная воздушная и морская обстановка. Самолеты и корабли НАТО буквально не давали нам сомкнуть глаз. Самолеты-разведчики SR-71, RС-135 по нескольку раз в день совершали облеты боевых порядков корпуса. В составе соединения в то время был отдельный батальон РЭБ, который вел перехват выхода летчиков в эфир, засекал местонахождение самолетов и определял их подлетное время, что позволяло боевым расчетам полка своевременно прибывать на рабочие места для проводки и сопровождения самолетов-разведчиков, с постановкой ракет на подготовку.
В один из этих дней, после того как SR-71 вышел из района ответственности полка, я убыл в штаб, но не успел въехать в ворота, как оперативный дежурный сообщил по радиотелефону в машину, что появилась скоростная высотная неопознанная цель. Говорю водителю разворачивать машину и срочно еду на КП. Оперативный дежурный продолжает докладывать воздушную обстановку: «Цель находится в нейтральных водах вблизи государственной границы, идет курсом в горловину Кольского залива, до нарушения государственной границы остается 50 километров».
Я еще ехал в машине, посоветоваться было не с кем, времени для принятия решения оставалось катастрофически мало. Все усложнялось еще и тем, что оперативный дежурный был неопытный капитан, который растерялся в этой действительно очень непростой обстановке. Тогда я из машины даю по радиотелефону команду о постановке ракет С-200 на подготовку и на уничтожение цели при нарушении государственной границы, а сам подгоняю водителя, который и так уже мчит на пределе возможного.
Когда я прибыл на КП полка, самолет-разведчик находился в нейтральных водах в 10 километрах от государственной границы. Нервы у всего боевого расчета командного пункта напряжены до предела. Командир корпуса генерал-майор Олейник подтвердил боевую задачу на уничтожение цели при нарушении государственной границы и постоянно требовал уточнения информации о ее местонахождении.
К счастью, за несколько километров до границы цель сманеврировала и начала уходить в нейтральные воды. Я дал команду о снятии ракет с подготовки, доложил генералу Олейнику; все на КП полка – да и, наверное, на КП корпуса – облегченно вздохнули.
Всего несколько эпизодов из очень нелегкой, буквально на пределе возможного, жизни тех, кого когда-то гордо называли стражами Северного неба. Что ж, нам есть о чем помнить, есть чем гордиться!
Айтеч бижев биография национальность
« Октябрь 2021 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Некоторые политики и аналитики считают, что наиболее реальной кандидатурой в преемники президента Адыгеи является генерал-лейтенант Айтеч Бижев, заместитель главнокомандующего ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО государств. Якобы, он вхож к президенту России, и вопрос этот уже решен, а приезд полпреда ЮФО Дмитрия Козака в Майкоп чистая формальность.
Мы не можем никак прокомментировать эти заявления. И цель данной публикации – хоть как-то восполнить практически полное отсутствие знаний об этом человеке в республике и адыгском мире. Слухи могут остаться только слухами, но знать выходцев из Адыгеи, занимающих высокие должности в России совсем не помешает.
Айтеч Бижев, адыг, родился 5 октября 1950 года в ауле Кошехабль Адыгеи в семье служащего. Окончил Вильнюсское радиотехническое училище Войск ПВО, Военную командную академию войск ПВО, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил. Бижев прошел все командно-штабные должности полкового, дивизионного звена.
Биография дана по материалу «Красной звезды»
Громкие заявления Чубайса нуждаются в поправках и уточнениях
Вмешательство Британии в дела России требует жесткого ответа
Чем опасны новые мутации коронавируса
Почему Запад отправил Зеленскому «черную метку»
Как решить проблему мигрантских общежитий в России
Простой способ остудить даже самые горячие украинские головы
Сергей Козлов, ветеран спецназа
Народу нужны истории о пути героя к цели
Алексей Алешковский, сценарист
Не надо делать мучеников из гей-активистов
Сергей Худиев, публицист, богослов
Саакашвили пошел путем Навального
В Европе появится еще одна армия
Скрытая угроза от фурри и чайлдфри
Россия отправила в космос первый в истории киноэкипаж
Специализированный БПЛА-спасатель испытывается в России
Кремль опубликовал кадры отдыха Путина и Шойгу в Сибири
Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области
В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии
В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»
Главная тема
румынский транзит
водородная стратегия
ближний восток
Видео
гербы из сала и арбузов
утечка документов
зеленая энергетика
«офшорное цунами»
победа пропаганды
взять под контроль
регулировать процессы
поворот на Восток
на ваш взгляд
Генерал перечислил ошибки, из-за которых Украина сбила российский лайнер
4 октября 2021, 21:45 Фото: VN Новости Новосибирска и области/YouTube Текст: Рафаэль Фахрутдинов |
«Мы доставали обломки самолета в Сочи. Раскладывали их полностью все на бетонной площадке – конфигурацию этого самолета – и смотрели. При этом украинцы все отказывались, говорили, что не их рук дело», – рассказал газете ВЗГЛЯД генерал Айтеч Бижев, вспоминая последствия катастрофы 4 октября 2001 года, когда украинские военные сбили российский пассажирский лайнер.
«У катастрофы было три причины. Во-первых, полигон, на котором украинские зенитчики решили проводить учения, был просто катастрофически не оборудован, неприспособлен для этого», – вспоминает бывший заместитель главнокомандующего ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО СНГ, генерал-лейтенант в отставке Айтеч Бижев. Осенью 2001 года он занимал пост первого заместителя начальника Главного штаба ВВС России.
«Кстати, мы тогда предлагали Украине эти стрельбы провести у нас, на нашем полигоне. Отношения в те времена у нас были прекрасные. Но они решили переоборудовать под полигон бывшую позицию зенитно-ракетного комплекса С-200 под Феодосией, которая для этого плохо подходила. И это первое в цепи рокового стечения обстоятельств», – говорит военный.
Второй ошибкой Бижев считает решение Киева не закрывать в районе учений небо для полетов авиации, что грубо нарушает практику проведения такого рода стрельб.
«Дальняя граница зоны поражения ЗРК С-200 составляет 255 километров. Но минобороны Украины не стало его официально обозначать. В итоге гражданские самолеты понятия не имели, что в этом районе проводятся учения. И как раз через него пролегала международная трасса гражданской авиации. Группа из разведывательно-информационного центра должна была разобраться и запретить стрельбу в тот момент, напомнив, что в это время через зону идет рейс Тель-Авив – Новосибирск. Есть же расписание полетов гражданских самолетов. После пролета можно было выполнять стрельбы. Но никто этим не занимался, не отслеживал обстановку», – посетовал генерал.
«Наконец, третья причина – низкая выучка украинских расчетов ПВО. С этим видом ракет, с комплексом С-200, они очень давно не проводили учений. А учения были очень ответственные – на них прибыли и министр обороны Украины Александр Кузьмук, и российская оперативная группа во главе с командующим ВВС Анатолием Корнуковым», – вспоминает эксперт.
«Именно третья причина – слабый уровень подготовки личного состава – и стала главной. По некоторым показателям оказавшийся в зоне учений пассажирский Ту-154 походил на ракету-мишень с параметрами самолета разведчика АВАКС. У них с Ту-154 параметры отражающей поверхности и скорости примерно одинаковы. Когда начались стрельбы, украинцы произвели выстрел, после чего ракета сделала перезахват цели – и новой целью оказался гражданский самолет», – указывает Бижев.
«Расчеты перед пуском ракеты были обязаны запросить «свой-чужой». Но они этого не сделали. Потому что они лихорадочно держали штурвалами этот самолет в прицеле, чтоб он не ушел, не соскользнул с экранов. После пуска ракеты – еще повторно надо делать запрос – «ошибка или не ошибка». Если бы украинские военные соблюдали регламент, катастрофы бы не произошло», – подчеркивает генерал. «В случае ошибки они могли успеть выключить «высокое», то есть отворотом антенны отвернуть ракету от цели. Был и второй вариант – нажать кнопку СМ, то есть «самоликвидироваться». В таком случае ракета меняет курс, свечой уходит в небо и там взрывается. Но ничего этого сделано не было. В результате все закончилось трагедией», – пояснил Бижев.
«Причем все это произошло у всего командного состава на глазах: у министра обороны Украины и у нашего главкома ВВС. Я в это время был в Москве на центральном командном пункте и руководил российским расчетом – мы оттуда наблюдали за этими учениями», – говорит собеседник.
Бижев вспоминает, что первой реакцией Киева было полное отрицание какой бы то ни было причастности к катастрофе. «Украинское командование до последнего отнекивалось. И министр обороны, и президент Леонид Кучма уверяли, что это не они», – вспоминает генерал. «После катастрофы с нашей стороны была создана правительственная комиссия во главе с секретарем Совбеза Владимиром Рушайло. Мои офицеры входили в эту комиссию. Мы доставали обломки самолета возле Сочи. Раскладывали их полностью все на бетонной площадке – конфигурацию этого самолета, – и смотрели. А украинцы все отказывались, говорили, что не их рук дело. Приходилось им доказывать обратное», – подчеркивает генерал.
При этом Бижев не верит слухам о том, что расчеты украинской ПВО были нетрезвы. Этой версии придерживаются некоторые родственники погибших. «Этого не может быть. Про пьяных – это наговор. Ракетчики не могли быть пьяными. Там дежурило целое звено офицеров, обязанных пресечь даже намеки на такое дело. Поймите, рядовые зенитчики не могли сами открыть огонь. Там целая цепочка докладов идет – от оператора до командира группы. Он тоже докладывает наверх – и так вплоть до главкома. Докладывает: «Цель захвачена, цель в зоне поражения». Получает команду: «Боевой пуск разрешаю». Это все записывается, фотографируется. Там не могло быть случайностей», – подытожил Бижев.
4 октября 2001 года над Черным морем, недалеко от Сочи взорвался пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший авиарейс 1812 по маршруту Тель-Авив – Новосибирск. Все 78 человек, находившиеся на борту – 66 пассажиров и 12 членов экипажа, – погибли. Виновниками катастрофы оказались украинские военные: лайнер сбила ракета «земля – воздух», выпущенная во время учений в Крыму.
Киев официально так и не признал свою вину за трагедию. Правда, в 2005 году правительство Украины выплатило родственникам погибших компенсацию из расчета 200 тыс. долларов за каждого погибшего. Родственники жертв катастрофы, объединившиеся в Фонд помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812, неоднократно добивались установления виновных в катастрофе и судебного решения по компенсациям, однако украинские суды раз за разом отклоняли их требования.
5 октября 2021, 05:45 Фото: MoldovaGaz Press/YouTube Текст: Антон Антонов |
Молдавия хочет закупать российский газ по цене в 220–280 долларов за 1 тыс. кубометров, а не 790 долларов, как в октябре, заявил вице-премьер, министр по инфраструктуре страны Андрей Спыну.
Спыну сказал, что «контракт между Молдовагазом и Газпромом довольно старый, он все время продлевался». Молдавская сторона «запросила продление контракта еще на год по старой расчетной формуле», которая «выгодна в условиях, когда на мировом рынке стоимость газа выросла в несколько раз».
Молдавия «рассчитываем продлить контракт на этих условиях, чтобы в ноябре-декабре платить 220 долларов за 1 тыс. кубометров и максимум 280 долларов в первый триместр следующего года», передает РИА «Новости» со ссылкой на Pro TV.
Министр сказал, что сейчас в контракте зафиксирована сложная формула, которая приводит к тому, что в холодный период года страна платит меньше, в теплый период – больше. Переговоры продолжаются, сторонам нужно урегулировать много вопросов, включая долг Приднестровья за газ.
Напомним, Кишинев отказался участвовать в переговорах Молдовагаза и Газпрома о поставках газа в Молдавию, которой грозит рост тарифов. Молдавия приобретает газ у Газпрома с 2008 года, ежегодно продлевая контракт. Глава Молдовагаза Вадим Чебан сообщал, что осенью Молдавию ждет рост тарифов на газ, потому что контракт о закупке по льготной стоимости завершился в конце сентября. Кишинев покупает российский газ в октябре по 790 долларов за 1 тыс. кубометров. При этом среднегодовая закупочная цена на газ в Молдавии в 2021 году составляет 200 долларов.
5 октября 2021, 11:59
Текст: Евгения Шестак
Транспортировка газа через газопровод «Северный поток – 2» может обходиться для Европы дешевле, чем транзит через Украину, заявил замминистра иностранных дел Польши Марчин Пшидач.
«Будут официально использоваться не политические аргументы для остановки транспортировки через Украину, а аргументы экономические. Вдруг окажется, что через «Северный поток – 2» будет намного дешевле, чем через Украину», – цитирует РИА «Новости» Пшидача.
По его словам, этим вопросом должна заняться Европейская комиссия, поскольку это предмет ее деятельности.
Ранее стало известно, что оператор «Северного потока – 2» начал заполнение первой нитки газопровода. Немецкая газета Die Welt опубликовала материал, посвященный началу закачки газа в первую нитку газопровода «Северный поток – 2», публикация вызвала активный отклик читателей.
«Северный поток – 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Проект реализует Nord Stream 2 AG с единственным акционером – Газпромом. Финансовыми партнерами компании являются европейские Royal Dutch Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall.
Газета ВЗГЛЯД писала о том, что у достроенного газопровода остаются две польско-украинские проблемы.
5 октября 2021, 09:05 Фото: LI MUZI/Xinhua/ТАСС Текст: Дмитрий Зубарев |
В июле 2020 года исполнительный совет ОЗХО дал Сирии 90 дней на то, чтобы сообщить в организацию о заводах, на которых производилось химоружие, якобы использованное в марте 2017 года, а также на то, чтобы заявить о якобы имеющемся сейчас у Дамаска химическом оружии. Как сообщали СМИ, в ноябре 2020 года гендиректор ОЗХО Фернандо Ариас заявил, что Сирия не смогла уложиться в 90-дневный срок. Вслед за этим на конференции в апреле 2021 года страны-члены ОЗХО приняли резолюцию, приостанавливающую права и привилегии Сирии в организации.
«Уверен, что и сегодня мои западные коллеги по традиции вопреки фактам и здравому смыслу бросятся восхвалять это решение (поразить САР в правах в ОЗХО) и превозносить его якобы широкую поддержку со стороны стран-членов ОЗХО. Что ж, если меньше полвины голосов «за» и лишь 6 из 15 голосов от членов СБ в поддержку – это для вас широкая поддержка, не будем с вами спорить. Видимо, нас с вами по-разному учили арифметике», – передает РИА Новости слова Полянского.
Дипломат указал и на разницу в трактовании законов физики. «В наших учебниках, например, говорится о силе гравитации, которая при падении предметов с высоты вызывает их деформацию. То есть, цилиндры с хлором, якобы сброшенные с воздуха в городе Думе в апреле 2018 года, не могли не иметь характерных повреждений, как и кровать, на которую один из них якобы упал, не говоря уже о том, что при прохождении через балки перекрытий не может остаться неповрежденным клапан баллона», – заявил первый зампостпреда.
Полянский также упомянул о кратере от якобы падения авиабомбы в Хан-Шейхуне. Как заявил дипломат, он по всем признакам выглядит как результат подрыва наземного снаряда.
«В этой же «коллекции» фантастические заключения МУФС (Миссии ОЗХО по установлению фактов применения химоружия в Сирии), где-то снаряды попадают в вентиляционные шахты, «заточенные» ровно под их диаметр, то ненаводящиеся авиабомбы вместо свободного падения подлетают по горизонтальной траектории по 5 километров до цели. Вас и инспекторов ОЗХО это, похоже, не смущает. Такими темпами ОЗХО сможет претендовать на еще одну Нобелевскую премию – на этот раз по альтернативной физике, за открытые новых законов», – заявил Полянский.
Также, по его словам, никакой научной критики не выдерживают «попытки выдать за боевое химическое вещество мизерные частицы хлора, обнаруженные в Думе, которые могли образоваться по множеству разных, в том числе бытовых, причин».
Ранее Россия отвергла доклады группы ОЗХО по химоружию в Сирии.
5 октября 2021, 11:24 Фото: Денисов Вадим/ТАСС Текст: Елена Лексина |
«Газпрому выгоднее заключить новый долгосрочный контракт с Молдавией в обход Украины, но здесь Кишинев может столкнуться с острой реакцией Киева, ЕС и США», – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков, комментируя намерение Молдавии добиться резкого снижения цены на российский газ.
«Молдавия должна действовать адекватно, если она хочет договориться с Газпромом о новом долгосрочном контракте», – считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
«Однако когда молдавские власти заявляют, что хотят жить, как в Европе, и идут по пути евроинтеграции через критику России, то цена за газ в 750 долларов за тысячу кубометров должна их устраивать – это европейская цена на газ с привязкой к спотовым рынкам», – добавил он.
По его словам, Молдавия резко почувствовала разницу в цене по сравнению с прошлым контрактом. «Согласно истекшему контракту с довольно уникальными для Молдавии условиями, Кишинев покупал российский газ примерно за 200-250 долларов за тысячу кубометров, – пояснил эксперт. – Кроме того, в том контракте была зафиксирована довольно выгодная для Кишинева схема – в летний период цена на газ была привязана к спотовым рынкам, поскольку спрос на энергию ниже, а в зимний период – к цене на нефть. Это позволяло в течение года получать российский газ по довольно низкой цене».
По мнению Юшкова, для заключения выгодного Молдавии газового контракта Газпром может выдвинуть некоторые условия. «Во-первых, на государственном уровне Москва хочет добиться нормального диалога с Кишиневом по Приднестровью. Во-вторых, речь может идти об изменении точки сдачи-приемки газа для Молдавии, – предположил эксперт. – Сейчас российский газ проходит транзитом через Украину, затем идет через Приднестровье в Молдавию. В этой ситуации Молдавия не может отключить Приднестровье от снабжения газом, иначе сама окажется без него».
«С другой стороны, Газпрому было бы логичнее заключать новые контракты в обход Украины, чтобы после 2024 года не подписывать с ней новый договор о транзите. Следуя этой логике, газ будет заходить в Молдавию с юга – из Румынии. Но здесь возникает вопрос – как снабжать газом Приднестровье? То есть необходимо получить от Кишинева гарантии того, что он не будет перекрывать Приднестровью газовые поставки», – полагает собеседник.
При этом Молдавии изменение точки приемки российского газа может быть невыгодно, что и является причиной конфликта интересов. «Из-за переноса точки приемки газа Молдавия может испортить отношения с Украиной, как это было с Венгрией. Кроме того, возможно, на Молдавию давят ЕС и США. Более того, молдавские власти сами поднимают вопрос долга Приднестровья перед Газпромом, заявляя, что не будут его выплачивать. Это неконструктивный путь, что могло вынудить Газпром потребовать возвращения долгов. Поэтому если они хотят подписать новый уникальный контракт, то им необходимо договариваться с Газпромом», – резюмировал Юшков.
Ранее вице-премьер, министр по инфраструктуре Молдавии Андрей Спыну заявил, что страна хочет закупать российский газ по цене в 220–280 долларов за 1 тыс. кубометров, а не 790 долларов, как в октябре.
Спыну сказал, что «контракт между Молдовагазом и Газпромом довольно старый, он все время продлевался». Молдавская сторона «запросила продление контракта еще на год по старой расчетной формуле», которая «выгодна в условиях, когда на мировом рынке стоимость газа выросла в несколько раз».
Министр отметил, что сейчас в контракте зафиксирована сложная формула, которая приводит к тому, что в холодный период года страна платит меньше, в теплый период – больше. Переговоры продолжаются, сторонам нужно урегулировать много вопросов, включая долг Приднестровья за газ.
Напомним, Кишинев отказался участвовать в переговорах Молдовагаза и Газпрома о поставках газа в Молдавию, которой грозит рост тарифов. Молдавия приобретает газ у Газпрома с 2008 года, ежегодно продлевая контракт. Глава Молдовагаза Вадим Чебан сообщал, что осенью Молдавию ждет рост тарифов на газ, потому что контракт о закупке по льготной стоимости завершился в конце сентября. Кишинев покупает российский газ в октябре по 790 долларов за тысячу кубометров. При этом среднегодовая закупочная цена на газ в Молдавии в 2021 году составляет 200 долларов.