айвазовский биография и личная жизнь и творчество
Иван Айвазовский
Биография
Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.
Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.
Портрет Ивана Айвазовского
Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.
К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.
Картина Ивана Айвазовского «Черное море»
Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.
В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.
Иван Айвазовский в молодости
В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве. Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.
При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора Николая I, также увидевшего присланные рисунки.
Иван Айвазовский за работой
В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.
Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.
Живопись
В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.
Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»
Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: Крылов, Жуковский, президент Академии Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.
Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).
Картина Ивана Айвазовского «Радуга»
Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.
Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Босфоре»
В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.
Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Капри»
После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.
Картина Ивана Айвазовского «Хаос»
Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.
Картина Ивана Айвазовского «Буря»
Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.
Картина Ивана Айвазовского «Чесменский бой»
Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.
Личная жизнь
Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.
Иван Айвазовский с первой женой и дочерьми
В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.
Иван Айвазовский с внуками
На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание. Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.
Анна Никитична Саркизова
Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине «Портрет жены художника».
Смерть
Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля».
Иван Константинович Айвазовский
Фото Все
Видео Все
Иван Айвазовский (Краткая история)
«Айвазовский. На гребне волны».
Иван Айвазовский. Гении и злодеи.
Иван Айвазовский — биография
Иван Айвазовский – один из величайших художников-маринистов всех времен, коллекционер, меценат, академик. Его приняли в почетные члены Академий художеств в Санкт-Петербурге, Риме, Амстердаме, Париже, Штутгарте, Флоренции.
В жизнь Ивана Айвазовского море вошло с детства. Он любил его страстно, самоотверженно, и может быть, поэтому ему нет равных в поэтическом изображении стихии, в отточенном мастерстве его полотен. Ему, простому армянскому мальчишке, рисующему углем на стенах домов, удалось достичь вершин мастерства, стать мастером классического пейзажа, запечатлеть на полотне мощь и красоту морских пейзажей.
Детство
Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Отца звали Геворк Айвазян, он потомок переселившихся в Галицию армян. В Феодосии он записался под фамилией Гайвазовский, переделав ее на польский манер. Мама – Рипсиме Айвазян, из семьи чистокровных армян.
Отец семейства отличался смекалкой и предприимчивостью, отлично владел венгерским, турецким, украинским, польским, русским и цыганским языками. После переезда в Феодосию он, теперь уже Константин Гайвазовский, вел успешную торговлю. Город в те годы стремительно разрастался, постепенно становясь международным портом, дела у предприимчивого купца шли достаточно успешно. Но тут в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы, и все усилия пошли насмарку.
Портрет Ивана Айвазовского в детстве
Всего в семье Гайвазовских родилось пятеро детей, старший сын Саргис принял монашеский сан и стал Габриэлом. Семейство терпело большую нужду, мать тоже вносила свою лепту в бюджет. Она была отличной вышивальщицей, старалась как можно выгоднее продать свои работы. С ранних лет у Ивана проявилась мечтательность и смышленость. Он просыпался рано поутру, бежал к морю, и часами заворожено смотрел на большие корабли и небольшие лодочки, восхищался красотой пейзажей. Особенно ему нравилось наблюдать шторм, разбушевавшаяся стихия приводила его в полный восторг.
У мальчика не было возможности купить кисти и краски, поэтому свои первые шедевры он писал на песке. К сожалению, они мгновенно растворялись под нахлынувшими морскими волнами. Спасением становился кусочек самоварного угля, которым он рисовал на покрытых побелкой стенах их домика. Отцу не очень нравилось занятие сына, особенно он расстраивался, глядя на испорченные стены, но ругать мальца не стал. Увиденное навело его на крепкие раздумья. В 10 лет Иван уже нашел себе работу в кофейне, вносил свой вклад в семейный бюджет.
Тяжелый труд не мешал мальчику развивать свои таланты. Иван сам осилил игру на скрипке, и каждую свободную минуту уделял рисованию. Именно в те годы случилась судьбоносная встреча будущего мариниста и местного архитектора Якова Коха, которая резко изменила биографию Айвазовского. Кох пришел в восторг от художественных способностей мальчишки, дарил Ивану краски, карандаши, бумагу, поддерживал юное дарование, как мог, в том числе и уроками рисования. Вскоре на Айвазовского обратил внимание и губернатор города Александр Казначеев, которому понравилась его игра на скрипке. Сам градоначальник очень любил музицировать.
Именно стараниями Казначеева Иван в 1830-м начал обучение в симферопольской гимназии. В Симферополе у талантливого мальчишки появился еще один покровитель – Наталья Нарышкина, супруга губернатора города. Ваня часто гостил у них в доме, он мог свободно пользоваться библиотекой, читать книги об искусстве и живописи. Айвазовский много работал, делал копии известных произведений, писал эскизы и этюды.
Портрет Ивана Айвазовского в юности
Нарышкина попросила художника-портретиста Сальватора Тончи, и через него нашла выход на президента Императорской академии художеств Петербурга Оленина.
Женщина написала письмо высокопоставленному чиновнику, в котором просила устроить Айвазовского в академию на полный пансион. Наталья расписала таланты мальчика, пожаловалась на тяжелые условия жизни юного дарования, и дополнила письмо рисунками. Оленину очень понравились работы Ивана, он показал его рисунки императору Николаю I, который и дал распоряжение зачислить его в Академию художеств.
В тринадцатилетнем возрасте Иван стал учиться у мастера пейзажа Воробьева, и был самым молодым из учеников Академии. Нужно отметить, что Воробьев был опытным педагогом, сумевшим по достоинству оценить всю силу таланта начинающего художника. Именно он дал Айвазовскому классическое образование, научил его теории и практике, сделал из него настоящего живописца-виртуоза.
Иван Айвазовский
Достаточно быстро Айвазовский превзошел Воробьева, и учитель представил своего талантливого ученика Филиппу Таннеру, прибывшему из Франции маринисту. Плодотворного сотрудничества у Ивана с Таннером не вышло. Французский живописец заставлял Айвазовского заниматься всей черновой работой, однако у Ивана находилось время и для создания собственных полотен.
Живопись
Свои первые работы молодой художник представил публике в 1836-м, на выставке картин его учителя Таннера. Одно полотно Айвазовского получило серебряную медаль, о нем написали в столичной газете. А вот картины французского художника нашли слишком манерными. Разгневанный Филипп обратился с жалобой на непокорного ученика к самому императору, он сказал, что Айвазовский не имел права выставлять свои картины без его на то разрешения.
По закону, Таннер был прав, император приказал Айвазовскому убрать его произведения, и выразил ему свое недовольство. Молодой художник оказался в немилости при дворе, хотя и нашел поддержку лучших умов того времени – Жуковского, Крылова, Оленина. Дело приняло совсем новый оборот, когда за Айвазовского замолвил слово Александр Зауервейд, учитель живописи детей императорской семьи.
Иван получил награду от Николая I, и вместе с сыном императора – Константином, отбыл на Балтийский флот. Цесаревичу предстояло заняться изучением морского дела и руководство им, а Иван прошел хорошую художественную практику. Он понимал, что ему просто необходимо ознакомиться с устройством кораблей, чтобы сцены баталий выглядели на полотне реально.
«Штиль»
Именно Зауервейд учил молодого художника батальной живописи, и Айвазовский быстро усвоил новые знания. Спустя некоторое время, в сентябре 1837-го, он был награжден золотой медалью за полотно под названием «Штиль». После этого руководители Академии художеств приняли решение о выпуске Айвазовского из этого учебного заведения, так как он больше ничему не мог научиться у них.
Так в 20 лет Иван покинул стены Академии, хотя по правилам, должен был учиться еще на протяжении трех лет. Он был самым молодым из всех выпускников, когда-либо окончивших это учебное заведение.
Сразу после выпуска Айвазовский отбыл в путешествие. Два года он пробыл в родном Крыму, потом на протяжении шести лет объездил всю Европу. Он побывал в родной Феодосии, много ездил по Крыму, стал участником высадки морского десанта в Черкессии. И продолжал усиленно писать многочисленные полотна с изображением не только мирных морских пейзажей, но и военных сцен.
В 1840-м Айвазовский недолго пожил в Петербурге, потом побывал в Венеции, Риме и Флоренции. Это путешествие сопровождалось массой приятных встреч. Иван навестил старшего брата Габриэла, монаха с острова Святого Лазаря, встретил известного писателя Николая Гоголя. В Италии знакомился с произведениями прославленных мастеров, и сам много работал. В каждом городе он демонстрировал свои полотна, многие из которых покупались мгновенно.
Картина «Хаос» Ивана Айвазовского
Картина под названием «Хаос» очень понравилась Папе Римскому, он выразил намерение ее купить. Когда Айвазовский узнал об этом, он преподнес ее в дар понтифику. Григорий XVI не преминул наградить талантливого художника золотой медалью, и выразить ему свое восхищение. С того самого времени имя Айвазовского стало известно во всем мире. После этого Иван Константинович побывал в Голландии, Швейцарии, Португалии, Англии, Испании. Во время возвращения домой корабль, на борту которого был Айвазовский, попал в страшную бурю. Появились слухи, что он не выжил в этом шторме, но вскоре он вернулся в родной город, живой и невредимый.
Маринист был хорошо знаком и даже дружил с самыми известными людьми того времени. Среди его знакомых оказался Пушкин, Глинка, Кипренский, Николай Раевский, Жуковский, Брюллов. Жаловало его и императорское семейство. Однако не это было главным в его жизни, на первое место живописец всегда ставил семью, любимую работу, общение с простыми людьми.
После того, как к художнику пришли слава и богатство, он старался принести как можно больше пользы родному городу. В Феодосии появилась школа искусств и картинная галерея, художник инициировал создание музея древностей, на его деньги начали строить железную дорогу и водопровод. Причем водопровод был запитан к личному источнику Айвазовского. В зрелом возрасте художник не утратил своей активности, он продолжал идти вперед, побывал в Америке вместе с женой, помогал нуждающимся, благоустраивал родной город, занимался преподавательством и благотворительностью.
Личная жизнь
Биография Айвазовского насыщена множеством памятных событий, не менее активной была и его личная жизнь, в которой присутствовала любовь к трем женщинам. Первый раз художник серьезно влюбился в венецианскую танцовщицу Марию Тальони. Несмотря на то, что он был моложе своей любимой на тринадцать лет, он уехал вместе с ней в Венецию. Однако у этих отношений не было будущего, танцовщица предпочла пылкому юноше карьеру.
Иван Айвазовский с женой Юлией Гревс и детьми
В 1848-м художник женился. Его избранницей стала Юлия Гревс, дочь придворного медика императора Николая I. Пышная свадьба состоялась в родной Ивану Феодосии. Вскоре одну за другой супруга подарила Айвазовскому четырех дочек – Александру, Марию, Елену и Жанну.
Фото тех лет сохранило память о семье, где они выглядят очень счастливыми, хоть это счастье было коротким. После того, как родились дочки, Юлия совершенно изменилась. Она страдала нервным заболеванием, настаивала на переезде в столицу, поближе к балам, званым вечерам и светской жизни. Однако Айвазовский любил родную Феодосию, простое окружение, и не собирался ничего менять. В итоге супруги развелись, что было большой редкостью в те времена. Иван с большим трудом сохранил нормальные отношения с дочками и внуками, так как Юлия всеми силами настраивала детей против него.
Иван Айвазовский и Анна Саркизова
Последняя любовь пришла к живописцу в 65 лет. Он встретил 25-летнюю Анну Саркизову, на которой женился в 1882-м. Именно она скрашивала последние годы известного мариниста. Ее Айвазовский запечатлел на полотне под названием «Портрет жены художника».
Иван Айвазовский
Иван (Ованнес) Айвазовский родился 17 (29 по новому стилю) июля 1817 года в Феодосии Таврической губернии. Священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о рождении «Ованнеса, сына Геворка Айвазяна».
Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.
Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву.
После окончания феодосийского уездного училища Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи Казначеева, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Здесь его учителем рисования стал Иоганн-Людвиг Гросс (художник и отец художника Ф. Гросса) который дал ему рекомендацию в Императорскую Академию художеств. Айвазовский был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербург Айвазовский приехал 28 августа 1833 года. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру.
Во время обучения у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью.
Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль».
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкесии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл русский император Николай I и, покровительствуя молодому таланту, пожелал использовать его для изображения подвигов флота.
В конце лета 1839 года вернулся в Санкт-Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.
Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати.
Художник долгое время работал в Южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Ещё одна картина на тему сотворения мира под названием «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью.
В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как у критиков (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.
В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели.
Осенью 1844 года, в возрасте 27 лет, художник вернулся в Россию.
Личная жизнь Ивана Айвазовского:
У них родились четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна.
Иван Айвазовский и жена Юлия Гревс с детьми
В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским. Айвазовский говорил, что его брак с Анной в 1882 ещё больше «приблизил его со своей нацией», имея в виду армянскую нацию. Анна Никитична пережила своего мужа на 44 года и умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.
Живопись Ивана Айвазовского
Иван Константинович знаменит в основном своими морскими пейзажами и сражениями, но этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию портретов крымских прибрежных городов, изображал степи Малороссии, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Санкт-Петербург. Писал картины на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, художник брался писать лишь близких ему людей. Так были написаны портреты бабушки, родителей, жены и брата Габриэла, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева.
В 1857 году для художественной выставки в Париже Айвазовский создал серию из четырёх пейзажей «Богатства России», за которую первым из русских художников получил французский орден Почётного легиона. Одна из работ серии, «Зимний обоз в пути», находится в Смоленской художественной галерее. Местонахождение трёх остальных неизвестно.
В 1892 году художник в возрасте 75 лет вместе с женой посетил Соединённые Штаты Америки, после чего им была написана картина Ниагарский водопад.
12 апреля 1895 года Айвазовский, возвращаясь из Нахичевани-на-Дону, где он встречался с Мкртичем Хримяном (1820-1907), верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я. М. Серебрякову в Таганрог. Таганрогскому паломническому приюту с часовней Императорского православного палестинского общества, местным представителем которого был Ипполит Ильич Чайковский (брат композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне.
Карьера Айвазовского была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника (II класс табели о рангах), что соответствовало званию адмирала. В 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство.
Особенности творчества Ивана Айвазовского
Айвазовский был в первую очередь маринистом. Зачастую сюжет картины является лишь предлогом для написания морских волн, как, например, на картине «Наполеон на острове Святой Елены», где фигура Наполеона занимает ничтожно малое пространство на холсте.
Метод работы художника заключался в том, что он не писал своих картин с натуры, а восстанавливал их по памяти, с помощью схематичных рисунков.
В 1845 году морская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Малой Азии. Тогда Константинополь покорил художника. После окончания экспедиции он написал большое количество работ, в том числе и с видами Константинополя.
Свою третью поездку в Константинополь И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Константинополя в то время оказало влияние творчество Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовского была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Константинополя и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним и в результате написал не 10, а около 30 различных полотен.
Айвазовский первый среди русских художников (задолго до организации «Товарищества передвижных выставок») стал устраивать выставки картин не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в столицах европейских государств, а также во многих провинциальных городах России: Симферополе, Одессе, Николаеве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове, Херсоне, Тифлисе и других.
Сам художник отмечал: «Я нарочно повторяю сюжеты, чтобы исправить прежние, замеченные иногда только мной недостатки».
Две картины Айвазовский посвятил подвигу брига Меркурий под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского, много интересных картин посвящено обороне Севастополя. Среди них такие как «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя».
С началом Крымской войны художник организовал в Севастополе выставку своих батальных картин. Впоследствии долгое время он отказывался покинуть осаждённый Севастополь и только после официального приказа Корнилова и долгих уговоров Айвазовский уезжает в Харьков, где находилась в тот момент его жена с дочерьми. В 1854 году художник пишет огромную картину «Осада (бомбардирование) Севастополя» и дарит её севастопольскому музею. Картина была написана под непосредственным впечатлением от посещения художником осаждённого города.
Иван Айвазовский писал картины на темы из армянской истории, а также на библейские темы. Эти картины он дарил армянским церквям Феодосии. Не менее 10 раз изображал на своих картинах гору Арарат. Интересно, что на картине «Араратская долина», как и на некоторых других работах, художник расписался на армянском языке. Бывая в монастыре на острове Святого Лазаря в Венеции, Айвазовский останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который приезжал туда для изучения армянского языка. Впоследствии была написана картина «Посещение Байроном мхитаристов». Художник расписал фресками феодосийскую церковь Сурб-Саркис (св. Саркиса), где он был когда-то крещён и впоследствии похоронен.
За свою жизнь художник устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом. Часто средства вырученные от выставок направлялись на благотворительность:
За свою жизнь Иван Айвазовский написал больше 6000 картин и устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом.
Иван Айвазовский в Феодосии
Осенью 1845 года, после завершения плавания с адмиралом Литке, Айвазовский обратился в Главный морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить пребывание в Крыму для окончания начатых работ; и получил разрешение остаться до следующего мая. Но в том же году Айвазовский начинает строительство своего дома на городской набережной и обосновывается в Феодосии. Айвазовский много путешествовал, часто, иногда по нескольку раз в год, уезжал в Санкт-Петербург, но домом своим считал Феодосию.
Кроме дома в Феодосии, художник впоследствии обзавёлся имением в близлежащей деревне Шейх-Мамай, имел небольшой дом в Судаке, где иногда играл на скрипке под аккомпанемент на рояле композитора А. А. Спендиарова, который имел дачу в Судаке.
Айвазовский активно занимался делами Феодосии, её благоустройством, способствовал процветанию города. Его влияние на феодосийскую жизнь было огромно. Художник открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, превратив Феодосию в один из центров живописной культуры на юге России и подготовив формирование своеобразной школы живописцев крымской природы (Киммерийская школа живописи), инициировал постройку городского концертного зала, заботился об устройстве в Феодосии библиотеки.
Весной 1846 года 6 военных кораблей во главе с флагманом черноморского флота «Двенадцать апостолов» под командованием впоследствии прославленного флотоводца В. А. Корнилова (на тот момент капитана 1-ранга) прибыли в Феодосию, чтобы поздравить Айвазовского, когда тот отмечал своё возвращение в родной город и первое десятилетие своего творчества. На празднике также присутствовали адмирал М. П. Лазарев и А. И. Казначеев, который поддерживал художника в юности.
Позже, в начале 1890-х годов Айвазовский по своему проекту и на личные средства возвёл фонтан памяти градоначальника Феодосии А. И. Казначеева (в 1940-е годы фонтан был утрачен).
Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). На свои средства и по собственному проекту построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году; мемориал также был утрачен). За заслуги перед археологией Иван Константинович был избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Архитектура фонтана создана на основе фонтана в Константинополе. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.
В 1880 году художник открыл в своём доме выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию, а также недавно завершённые работы. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.
Текст завещания Айвазовского гласил: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».
Иван Айвазовский стал первым, кому было присвоено звание почётного гражданина города Феодосии.
Внешность Ивана Айвазовского
Осталось описание внешности художника в последние годы его жизни, которое оставил преподаватель Феодосийской мужской гимназии Ю. А. Галабутский, близко наблюдавший Ивана Константиновича: «Его фигура очень внушительно выделялась из среды присутствовавших. Он был невысокого роста, но очень крепкого телосложения; его лицо бюрократического склада, с пробритым подбородком и седыми баками, оживлялось небольшими карими, живыми и проницательными глазами, бросался в глаза большой выпуклый лоб, прорезанный морщинами и значительно уже облысевший. Айвазовский был вообще не мастер говорить. В его речи заметён был нерусский акцент, говорил он несколько затруднённо и не плавно, растягивая слова и делая довольно продолжительные паузы; но он говорил со спокойною важностью человека, который заботится не о том, как сказать, а лишь о том, что сказать».
В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов, который писал: «22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет собой помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подаёт их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочёл ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал».
Смерть Ивана Айвазовского
Перед самой смертью Айвазовский написал картину «Морской залив». В последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.
Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года в своём родном городе Феодосия в возрасте 82 лет. В соответствии со своим завещанием Айвазовский был похоронен во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
Фонтан Айвазовского, выполненный по проекту и на средства самого художника, был конечной точкой водопровода, который предназначался для раздачи воды, поступавшей в город из источников, принадлежавших художнику. Изначально фонтан думали назвать именем Александра III и даже была приготовлена плита с именем государя, но затем, Высочайшим Указом было велено дать фонтану имя Айвазовского. Место, где имя императора заменили на Айвазовского, до сих пор отчетливо видно. В дореволюционное время у фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».
В 1890 году на улице Итальянской (в настоящее время ул. Горького) в благодарность семье Айвазовского за подаренную горожанам воду из Субашских источников был построен фонтан-памятник. Решение фонтана было оригинально. На постаменте была установлена бронзовая женская фигура, державшая в руках раковину, из которой стекала вода в каменную чашу и, переполняя её через края, спадала в бассейн, возвышающийся над землёй. Со стороны фигуры находилась увенчанная лаврами палитра с надписью «Доброму гению».
По рассказам старожилов, в бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична, жена художника. В период Великой Отечественной войны памятник был утрачен. В 2004 году фонтан был воссоздан (скульптор Валерий Замеховский) с новой надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями по сторонам: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио.
Имя присвоено Феодосийской картинной галерее.
В Ереване в 1983 году скульптор Хачар (Рафик Гарегинович Хачатрян) создал медный скульптурный портрет «Иван (Ованнес) Айвазовский, великий маринист». 1 мая 2003 года в центре Еревана в одном из скверов возле Дома камерной музыки был установлен памятник работы Огана Петросяна.
1 сентября 1993 года в честь Ивана Айвазовского астероиду, открытому 11 сентября 1977 года Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории, присвоено наименование (3787) Aivazovskij.
В 2016-2017 году к 200-летию со дня рождения художника были организованы выставки в Третьяковской галерее и Русском музее, ставшие самыми посещаемыми за всю историю обеих институций.
В 2019 году прошла выставка работ художника из Феодосийской картинной галереи.
31 мая 2019 года аэропорту Симферополя было присвоено имя И. К. Айвазовского.
Картины Айвазовского на ведущих аукционах
Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.
Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за 32 тыс. £ и 49 тыс. £.) и два больших полотна (за 421 тыс. £ и 337 тыс. £).
Небольшая картина «Шторм на пляже» (24,9 х 36,1) 21 сентября 2007 года на аукционе «Koller» в Цюрихе была продана за 280 тысяч швейцарских франков (250 тысяч евро).
В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что являлось рекордом для картин Айвазовского на тот момент.
24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby’s картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.
Картины Айвазовского находятся во многих музеях мира. Крупнейшие коллекции работ Айвазовского представлены в следующих музеях: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского; Государственный Русский музей; Государственная Третьяковская галерея; Национальная картинная галерея Армении; Петергоф (музей-заповедник); Центральный военно-морской музей.
Значительное количество картин рассредоточено по частным собраниям.
Похищения картин Ивана Айвазовского
Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения.
В 1992 году из Сочинского художественного музея были украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (осталась ненайденной картина Кустодиева «Крыши»).
В 1997 году из квартиры наследников Ивана Носенко в Москве была похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1870). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис.
Вследствие разразившегося информационного скандала картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины не дали оснований считать обнаруженную картину похищенной. МВД России не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома.
В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник был задержан спустя 3 месяца, после двух лет реставрации похищенные картины возвращены в музей.
В 2002 году из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина остаётся ненайденной.
В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея на реставрацию, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка была уничтожена по решению суда.
В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства была украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи были похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники были задержаны, похищенные картины изъяты.
Награды Ивана Айвазовского:
После событий 1894-1896 годов Айвазовский выбросил в море все турецкие награды, отослав ленты от них турецкому султану.
последнее обновление информации: 18.05.2020