азимов в реальной жизни
Кем же был Айзек Азимов, основатель известных 3 законов для роботов
Прежде всего, Айзек Азимов это американский писатель-фантаст. За свою 72 летнюю жизнь он написал почти 500 книг. Согласитесь, невероятная производительность. И это не только книги в жанре научной-фантастики, он также писал о Библии, о Литературе, и, конечно, о Науке. Сам писатель по образованию был биохимиком, и поэтому, как и любой учёный, очень любил науку и к тому же умел простым языком о ней писать. Больше половины его книг — это нехудожественная литература. Так что его можно назвать успешным популяризатором науки.
Но писатель не просто продуктивно писал большое количество книг, он писал их очень качественно, идеально овладев этим мастерством. Это доказывают многочисленные всевозможные премии в английской литературе. Азимов становился многократным победителем премий Хьюго, Небьюла и Локус. А некоторые его произведения брали сразу 3 награды.
Автор также знаменит тем, что в своих произведениях придумал как должны взаимодействовать человек и робот, введя в основу работы мозга роботов, так называемые три закона робототехники, о которых хоть раз слышал чуть ли не каждый. В те времена, люди боялись роботов, и в различных произведениях те были злыми. У Азимова же они добры и «глубоко порядочны», в отличие от людей. Азимов вообще имел крайне позитивные взгляды на жизнь.
В его произведениях также встречаются такие новые понятия как «робототехника», «позитронный» (о мозге робота) и «психоистория» (наука о предсказании поведения больших масс из цикла «Основание»). Эти новые слова прочно вошли во многие языки мира.
Детство и юность
Настоящее имя писателя – Исаак Юдович Азимов. Он родился в РСФСР (СССР страна стала чуть позже) в 1920 году. Разница в григорианском и еврейском календарях не позволяет с точностью назвать день его рождения, но сам фантаст праздновал его 2 января.
До 1923 года еврейская семья Азимовых жила под Смоленском, но потом была вынуждена эмигрировать в Соединенные Штаты. Так Исаак оказался в далеком Нью-Йорке, где на улицах Бруклина прошли его ранние годы. Русский язык мальчик выучить не успел – в их доме всегда говорили на идише.
Айзек Азимов в молодости
С малых лет будущего литератора приучали к труду. Когда родился младший брат, Айзек стал помогать отцу — разносил утренние газеты. После уроков мчался домой и вставал за прилавок кондитерского магазинчика, который открыли родители. Если отец замечал слоняющегося без дела старшего сына, тут же устраивал ему взбучку. Привычку трудиться писатель сохранил на всю оставшуюся жизнь.
Из-за постоянной занятости Азимов не мог себе позволить беззаботно гулять с друзьями, как другие сверстники. Друзей и девочек у мальчика долгое время не было.
Маленький эмигрант начал бегло читать, едва ему исполнилось пять лет. В семилетнем возрасте Айзек записался в библиотеку, где перечитал все до единой книги. В школу развитого мальчика отдали раньше положенного срока, и вскоре стало понятно, что не зря. Юный вундеркинд на лету схватывал материал, перескакивал через классы и в итоге 10-летку окончил экстерном.
Родители видели в сыне талантливого врача, поэтому после школы он попытался поступить в медицинский колледж. Надолго парня не хватило: он до ужаса боялся вида крови. Далее Азимов подал документы в колледж при Колумбийском Университете, но провалил собеседование. Тогда молодой абитуриент зачислился в юношеский колледж Бруклина.
После года обучения выяснилось, что колледж закрывают. Юноша вернулся к мечте попасть в Колумбийский университет, став сначала не студентом, а свободным слушателем. В 19-летнем возрасте прилежный ученик стал бакалавром, а к 1941 году окончил магистратуру по химии.
Во время Второй Мировой Айзек отправился на морскую верфь в штате Филадельфия, где устроился на должность военного химика. В армии молодой человек служил до 1946 года.
В 1948-м Азимов продолжил обучение, окончив аспирантуру и получив ученую степень доктора химических наук. Через год стал преподавать на медицинском факультете университета Бостона.
Всемирная слава
Айзек буквально охотился за научной фантастикой, которую найти на прилавках книжных магазинов было непросто. Любимым изданием стал журнал «Astounding», в редакцию которого он часто писал письма. Свое первое произведение он принес туда лично – побоялся, что затеряется на почте. Работу не приняли, но молодого автора пригласил к себе в кабинет главный редактор журнала Джон В. Кэмпбелл и целый час беседовал с ним. Кумир Азимова дал ему несколько важных советов, пригодившихся в будущем. Через некоторое время автор принес в «Astounding» еще два рассказа, но и их редакция публиковать отказалась. Тогда парень решил отправить одно из произведений в другое издание под названием «Amazing Stories», и его приняли. Айзек получил свою первую писательскую зарплату – целых 64 доллара. Упрямый же Кэмпбелл напечатал только шестую работу молодого писателя. Этот рассказ по итогам читательского голосования получил почетное 3 место, оставив позади произведения маститых авторов.
К 1940 году творчество Азимова стало настолько популярным, что уже ни одна редакция не отказывалась принимать его работы. Однажды он вспомнил о Кэмпбелле и решил поблагодарить его за ценные советы. Тот благодарность не принял, мотивировав это тем, что давал советы многим начинающим писателям. Но кто из них смог хотя бы приблизиться к успеху Айзека?
Интересно, что именно Кэмпбелл повлиял на то, что в произведениях Азимова не было инопланетян. Редактор был убежден, что какие-то там «инопланетяшки» никогда не смогут составить конкуренцию человечеству. Рассказы с пришельцами либо не пропускались вовсе, либо переписывались после покупки. В произведении «Основание» автор населил всю галактику одними лишь людьми и животными.
Благодарен писатель и за три закона робототехники, автором которых Азимов называл именно Кэмпбелла. Сам же редактор отмахивался и утверждал, что лишь нашел их в работах Айзека.
В 1941-м свет увидело знаменитое произведение «Приход ночи». Сначала это был небольшой рассказ, но за несколько лет он превратился в целый роман. В этот же период автор начал работу над циклом историй о бескрайней Галактической империи, которая, подобно Римской, пережила расцвет и увядание. Первая часть цикла называлась «Основание». Читатели встретили ее не очень эмоционально, а вот последующие рассказы побеждали во многих литературных рейтингах.
Айзек Азимов в творческом процессе
В начале войны писатель познакомился со своим коллегой – Робертом Хайнлайном, знаменитым писателем-фантастом. Парни служили в одном подразделении на филадельфийском военном флоте. Они подолгу обсуждали новинки фантастики и собственные произведения, делясь друг с другом опытом. В 1946-м Айзека призвали в регулярную армию, где он служил рядовым клерком.
Под конец 1940-х Азимов попробовал себя в качестве публициста. Его научная статья на тему химии имела огромный успех среди ученого сообщества, что способствовало успешной сдаче докторской диссертации.
Цикл рассказов «Основание» был завершен в 1949 году. В том же году автор заключил выгодный контракт на издание книги «Камешек в небе». Издательство от романа было в восторге, и уже скоро Азимов написал два продолжения: «Космические течения» и «Звезды, как пыль». Писателю предложили создать фантастическое произведение для детей и подростков, на основе которого можно было бы снять сериал. Фантаст не любил эти долгоиграющие фильмы и сначала был против экранизации своих романов. Однако вскоре уступил, но произведение вышло под творческим псевдонимом Пол Френч.
Предложения от издательств посыпались, как из рога изобилия. Были опубликованы сборник «Я, робот» и весь цикл «Основание». Любители фантастики до сих пор считают эту серию самым лучшим шедевром автора.
В начале 1950-х творческая биография фантаста пополнилась научно-популярной книгой для молодежи «Химия жизни». Вслед за ней Айзек выпустил еще ряд подобных работ.
В 1954-м автора уговаривали создать роман, героями которого стали бы роботы. Азимов долго отказывался, ведь о роботах он привык писать только рассказы. Но его соблазнили тем, что роман будет детективным, а этот жанр писатель просто обожал. Так появилась настоящая жемчужина творчества литератора – роман «Стальные пещеры». Эта книга положила начало целой серии произведений о роботах. Читатели восхищались уникальным даром автора сочетать научную фантастику с детективом. До Азимова это не удавалось практически никому.
В конце 50-х Айзек оставил преподавательскую работу и полностью погрузился в творчество. К этому времени он достиг такого уровня карьеры, что издательства боролись между собой за право печатать его книги. Вторую половину писательской жизни автор посвятил публицистике и популяризации науки среди населения. Журнал «Fantasy and Science Fiction» предложил писателю долгосрочное сотрудничество, и он стал авторитетным колумнистом. За годы работы в издании Азимов опубликовал там порядка четырехсот статей.
Ученый издал ряд книг, где доступным языком рассказал подросткам про химию, физику, математику, астрономию, биологию. Писал автор и для более взрослых читателей: «Азимовская биографическая энциклопедия науки и техники», «Путеводитель по науке для интеллигентного человека», «Азимовский путеводитель по науке».
Этот разносторонне развитый человек написал несколько трудов по Римской империи, Древней Греции, Египту. Несколько произведений он посвятил Библии, хотя сам всю жизнь являлся атеистом.
В начале 70-х на счету писателя было уже около ста изданных книг, в мире говорили о нем, как о лучшем популяризаторе науки. Лекции Айзека были востребованы в ведущих университетах планеты, его приглашали в крупные издательства, на конвенции, вечеринки. На светских мероприятиях мастер пера флиртовал с самыми красивыми женщинами, из-за чего за ним закрепилась репутация ловеласа. Эту свою черту автор отобразил в произведениях «Разнузданные лимерики» и «Похотливый старикашка».
Айзек Азимов с книгами
Читатели и критики видели в Азимове феномен своего времени. Он был так увлечен своей работой, что считал – его поклонников должно интересовать все то, о чем он думает и пишет. В большей степени гений был прав. Его знали и любили миллионы, любое его произведение ждал неизменный успех. Каждый новый бестселлер автора помогал продаваться предыдущим, увеличивая количество его читателей.
В 1972-м от публицистики писатель вновь вернулся к фантастическим романам. После выхода в свет романа «Сами боги» литературные критики назвали его самым выдающимся произведением Азимова. Книга завоевала все существующие награды тех лет.
В честь Айзека Азимова был основан научно-фантастический журнал «Asimov’s». Главным редактором издания он не стал, ограничившись лишь ведением собственной колонки. Руководству журнала мастер пообещал, что как только сотворит новую фантастическую вещь, он принесет ее в первую очередь в «Asimov’s».
В начале 80-х писатель решил вернуться к своему шедевру – циклу «Основание» и выпустил новую часть «Кризис основания». Роман был нарочито написан в стиле тридцатилетней давности. Такой ход понравился читателям, книга продавалась отлично.
К 1984 году в литературной сокровищнице Азимова было уже более 200 произведений разных жанров. Все его последующие книги получали статус абсолютных бестселлеров: «Роботы Зари», «Роботы и Империя», «Основание и Земля», «Прелюдия к Основанию».
Произведения Айзека Азимова
Айзек Юдович стал весьма состоятельным человеком. Если в прошлые годы он старался выпускать как можно больше публицистики из финансовых соображений, то теперь мог отдавать все вдохновение любимым научно-фантастическим романам. Писателей редко узнают в лицо, Азимов же стал настоящей звездой телепередач и рекламных роликов. Он помогал молодым авторов, а самым талантливым отдавал свои идеи просто так. Деньги его уже мало волновали, да и страстью к излишествам вроде недвижимости и яхт он никогда не отличался. Все, что было у писателя – это тихий рабочий кабинет с занавешенными окнами и печатная машинка.
Последние годы творческой биографии гений посвятил переработке рассказов «Уродливый мальчуган», «Двухсотлетний человек» и «Приход ночи» в романы. Последнее произведение «Я, Азимов» вышло уже после смерти создателя. Этот автобиографический роман Айзек диктовал супруге, уже находясь в клинике.
Личная жизнь
С первой супругой фантаст познакомился в 1942-м, на день святого Валентина. Спустя несколько месяцев Гертруда Блюгерман стала его законной супругой. В те годы писатель работал военным химиком на флоте, и молодой семье какое-то время пришлось жить в довольно стесненных условиях. По окончанию службы Айзека супруги перебрались в Бостон, где у них в 1951 году родился сын Дэвид, а еще через четыре года появилась дочь Робин Джоан.
Айзек Азимов с Гертрудой Блюгерман
Личная жизнь Азимова в этом браке была сложной, отношения постепенно сходили на нет. В 1970-м пара разъехалась, а официальный развод состоялся через три года. Процесс был непростым для обоих супругов, а Айзеку он еще и обошелся в полсотни тысяч долларов. Позже в мемуарах автор признался, что виновным в случившемся считает только себя. Он слишком мало времени уделял жене и детям, был занят исключительно своими произведениями.
Вскоре после развода автор вновь связал себя узами брака. Новой избранницей стала ученый-психиатр Джанет Опил Джеппсон, с которой писатель повстречался на Всемирной конвенции в Нью-Йорке. Эта женщина была с великим литератором вплоть до последнего его вздоха. После смерти мужа она издала несколько произведений Азимова, в числе которых последняя часть его автобиографии.
Малая Родина
Айзек Азимов родился в местечке Петровичи Шумячского района Смоленской области. Предполагаемая дата рождения — 2 января 1920 года. Точная дата рождения неизвестна из-за разницы между еврейским и григорианским календарями. При рождении его звали Исаак Юдович Озимов. В 1923 году его родители переехали в США, а имя Айзек Азимов появилось из-за прочтения имени на американский лад.
Практически в каждом своем интервью Азимов говорил, что родился на Смоленской земле, там же, где и первый космонавт Юрий Гагарин. С присущей ему скрупулезностью и дотошностью, он отыскал родные Петровичи на карте Европы и узнал их точное географическое положение, о чем и написал в своей автобиографии «Пока свежа память». А в 1988 году он отправил небольшое письмо в родное селение, где оно до сих пор хранится в краеведческом музее.
За прилавком кондитерской
Роботы стали главными героями произведений Айзека Азимова
Первый рассказ
В 11 лет Айзек Азимов начал писать свою первую книгу о приключениях мальчиков из маленького города. После того, как он написал две главы, он пересказал их своему другу, который потребовал продолжения. В итоге Азимов написал всего восемь глав, но забросил книгу, однако, именно в этот момент он понял, что обладает писательским даром.
Молодой биохимик
В школе Айзек Азимов учился отлично, осваивал программу раньше сверстников, единственной претензией учителей была ужасная болтливость. По воспоминаниям Азимова он не переносил вида крови, но по настоянию родителей, попытался пойти учиться на медицинский факультет Колумбийского университета. После неудавшейся попытки он поступает в юношеский колледж в Бруклине, но, по непредвиденным обстоятельствам, через год этот колледж закрылся, а Азимов стал слушателем Колумбийского университета, который закончил в девятнадцать лет по специальности биохимия. После этого на долгие годы его жизнь была связана с преподавательской деятельностью.
Айзек Азимов в 1965 году
Пришедшая популярность
В 1941 году Айзек Азимов опубликовал рассказ «Приход ночи» (англ. Nightfall), в котором рассказал o планете, вращающейся в системе шести звёзд, а ночь наступает на ней только раз в 2049 лет. Рассказ получил широкую известность, был дважды экранизирован, более 20 раз попадал в антологии. В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов окрестила его лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Сам Азимов не считал этот рассказ лучшим, но называл его водоразделом в своей профессиональной карьере.
Всемирную известность Азимову принес сборник рассказов «Я, робот», опубликованный в 1950 году. В нем были впервые озвучены «Три закона робототехники», своеобразный кодекс поведения роботов, который оказал влияние на работы всех последующих фантастов. В 2004 году «Я, робот» был экранизирован, главную роль в фильме сыграл знаменитый американский актер Уилл Смит.
В 1942 году Азимов начал серию романов «Основание» (англ. Foundation), которая очень популярна в разных странах мира.
Новые слова
Некоторые термины из произведений Айзека Азимова, как, например, robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в разные языки мира. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.
Роберт Хайнлайн, Лайон Спрэг де Камп и Айзек Азимов во время службы в армии.
Популяризатор науки
Кроме фантастики, Азимов писал публицистические произведения. В них он, будучи ученым, пытался донести до читателей различные научные вещи простым и доступным языком. Более того, он обнаружил, что писать и публиковать документальные и популяризаторские книги легче, чем художественные. Научно-популярная книга для подростков «Химия жизни» открыла новые горизонты в его карьере, а «Азимовский путеводитель по науке», «Азимовский путеводитель по Библии» стали настоящими хитами продаж.
«Однажды придя домой, я признался себе в том, что мне нравится писать публицистику… Не просто со знанием дела, не просто для заработка – но гораздо более того: с удовольствием…», — писал Азимов.
С конца 1950-х годов Азимов оставил преподавательскую деятельность и начал заниматься популяризацией различных областей знаний: физики, истории, химии, психологии, астрономии, энергетики, медицины, техники, литературоведения и других. Его называли великим популяризатором века.
Пропагандист дружбы
Азимов верил в гуманистическую роль фантастики в современном мире. В его произведениях рассеиваются широко распространённые опасения по поводу создания искусственных разумных существ. Роботы Азимова — это не механические злодеи, замышляющие уничтожить человеческий род, а помощники людей, которые становятся разумнее и человечнее своих хозяев. В одной из своих работ Азимов писал:
«История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству».
Айзек Азимов на троне с символикой из его работ.
Без денег
Будучи очень богатым писателем, Айзек Азимов практически не пользовался деньгами. Они, равно как и слава, его не интересовали, но у него было, что нужно: : пишущая машинка в комнате с зашторенными окнами. Желая порадовать себя, имея годовые доходы с шестизначной цифрой, Азимов говорил, беря жену под руку: «Сегодня мы пойдём в самый шикарный магазин и… купим ещё несколько книг».
Планета Азимова
Именем Азимова названа малая планета (5020) Азимов, которая была открыта 2 марта 1981 года американским астрономом Шелте Басом в обсерватории Сайдинг-Спринг.
Интересные факты из жизни
Утверждается, что Айзек Азимов придумал идею цикла «Основание» (Академия), сидя в метро, когда его взгляд случайно упал на картинку, изображающую римского легионера на фоне звездолетов. Якобы, именно после этого Азимов решил описать галактическую империю с точки зрения истории, экономики, психологии и социологии.
По слухам, роман Основание (Академия) произвёл огромное впечатление на Осаму бен Ладена и даже повлиял на его решение создать террористическую организацию «Аль-Каида». Бен Ладен уподобил себя Хари Селдону, который управляет обществом будущего путём заранее запланированных кризисов. Более того, название романа в переводе на арабский звучит как Al Qaida и, таким образом, могло стать причиной возникновения названия организации бен Ладена.
Награды писателя
Премия «Хьюго» – 1963 Научные статьи в «F&SF»
Премия «Хьюго» – 1966 Лучшая серия всех времен Трилогия «Основание»
Премия «Хьюго» – 1973 Роман «Сами боги»
Премия «Хьюго» – 1977 Короткая повесть «Двухсотлетний человек»
Премия «Хьюго» – 1983 Роман «Край Основания»
Премия «Хьюго» – 1992 Лучшая короткая повесть Золото
Премия «Хьюго» – 1995 Нехудожественное произведение [I.Asimov: A Memoir]
Ретроспективная премия «Хьюго» – 1996 за рассказ Мул (The Mule)
Премия «Небьюла» – 1972 Роман «Сами боги»
Премия «Небьюла» – 1976 Короткая повесть «Двухсотлетний человек»
Премия «Небьюла» – 1986 Грандмастер
Премия журнала «Локус» – 1973 Лучший роман «Сами боги»
Премия журнала «Локус» – 1977 Лучшая короткая повесть «Двухсотлетний человек»
Премия журнала «Локус» – 1981 Публицистика «In Joy Still Felt» Автобиография Айзека Азимова
Премия журнала «Локус» – 1983 Лучший роман «Край Основания»
Премия журнала «Локус» – 1987 Лучший рассказ Робот, который видел сны
Премия журнала «Локус» – 1995 Лучшая нефантастическая книга Автобиография [I.Asimov: A Memoir]
Мемориальная премия Эдварда Э. Смита за высокохудожественную фантастику «Скайларк» 1967
Внесен в список «Зала славы научной фантастики и фэнтези» [Hall of Fame] 1997
Библиография
Экранизации произведений, театральные постановки
«Мог бы стать фантастом из СССР»
Вернее, он родился в РСФСР — 2 января (по другой версии 7 февраля) 1920 года в местечке Петровичи неподалеку от Смоленска. В США его семья эмигрировала только в 1922-м. «Я мог бы стать писателем-фантастом в СССР», — не без ностальгии пишет автор «Основания» в мемуарах «В душе по-прежнему молод».
Любопытный исторический нюанс — согласно законам Российской империи, евреи имели право компактно селиться только на бывших польских территориях и в Прибалтике — между тем Петровичи первоначально располагались в 16 километрах от черты оседлости. В тех же воспоминаниях Азимов приводит почти детективную историю о том, как в царствование Николая I местный «добрый барин», владевший земельными наделами по обе стороны бывшей границы, волевым решением передвинул воображаемую линию и спас деревню от расселения. Если бы не это злоупотребление властью, сошедшее помещику с рук, родители Азимова, скорее всего, не встретились бы и знаменитый фантаст XX века не появился бы на свет.
Три закона робототехники
Их можно назвать главным вкладом Азимова в мировую культуру: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред»; «Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону»; «Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам». Об этих правилах слышал даже тот, кто никогда в жизни не открывал фантастическую книгу.
По распространенной легенде, их сформулировал в частной беседе Джон Вуд Кэмпбелл, легендарный редактор журнала Astounding Science Fiction, а до читателей донес Айзек Азимов в цикле рассказов «Я, робот», опубликованном в 1940–1950-х годах. Рассказы произвели настоящий переворот в жанровой литературе. Коллеги Азимова приняли его идею с восторгом и немедленно взяли на вооружение: в научной фантастике пятидесятых — восьмидесятых роботов, которые не подчинялись бы трем законам, можно пересчитать по пальцам.
Впервые в научной фантастике появляется решительная героиня
В цикле «Я, робот» впервые появляются не только законы робототехники, но и важный сквозной персонаж, совсем не типичный для развлекательной прозы 1940-х. Сильная, умная и решительная доктор Сьюзен Кэлвин, робопсихолог, одна из самых заметных женских фигур в англо-американской научной фантастике «золотого века», мало похожая на робких и беспомощных красоток с традиционных обложек pulp fiction. Так Айзек Азимов, которого часто упрекают в неуважении к женщинам, на самом деле заложил мину замедленного действия под канон и бросил вызов сложившимся жанровым конвенциям.
Расследование ФБР
Айзек Азимов доброжелательно относился к СССР эпохи оттепели, с пиететом отзывался о советских научных достижениях, а в начале 1960-х выступил составителем антологий Soviet Science Fiction и More Soviet Science Fiction. Поначалу его эксцентричные взгляды не привлекли внимания американских спецслужб, несмотря на неоднократные сигналы с мест. На полях письма анонимного доброжелателя, предлагавшего проверить Азимова на предмет симпатии к коммунистам, сам Дж. Эдгар Гувер скупо резюмировал: «We have no particular interest in his observations» («Его наблюдения не представляют для нас интереса»).
ФБР всерьез взялось за писателя только в 1965 году: профессор Бостонского университета Азимов попал в список ученых, которые могут быть завербованы коммунистической партией, его попытались идентифицировать с советским шпионом из научной среды, известным под псевдонимом ROBPROF. Расследование, длившееся два года, не выявило никаких порочащих фантаста политических связей, однако имя Айзека Азимова осталось в архивах ФБР, рассекреченных лишь в 2013 году.
Азимов вдохновил Илона Маска
В феврале 2018 года с мыса Канаверал стартовала сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, сконструированная компанией Space X. Помимо красного электромобиля главы Space X Илона Маска и аудиозаписей Дэвида Боуи в космос отправился цикл романов Айзека Азимова Foundation (в русском перевод — «Основание», «Академия» или «Фонд»). Выбор не случаен: в своих интервью Маск не устает повторять, что именно книги Азимова повлияли на его судьбу, сформировали мировоззрение.
В том, что почетное место на борту первой частной ракеты к Марсу занял роман о Гэри Селдоне, гениальном математике и выдающемся манипуляторе, создателе тысячелетнего Плана, который должен помочь человечеству будущего преодолеть «темные века», есть несомненная символичность — возможно, так Илон Маск намекает на свою миссию и сверхзадачу.
Смерть
В 1977-м у Айзека Юдовича случился инсульт. Через шесть лет ему сделали успешную операцию, но оказалось, что при этом в кровь писателя занесли ВИЧ от зараженного донора. Эту болезнь автор всячески скрывал, ведь в те годы ВИЧ-инфицированные люди подвергались дискриминации в обществе. И после смерти Азимова его семья предпочла хранить молчание по этому поводу. Лишь через десять лет вдова ученого решила приоткрыть завесу тайны и рассказать о случившемся.
Сам творец говорил, что хочет умереть за клавиатурой пишущей машинки. Однажды его спросили, что он станет делать, если будет знать, что ему осталось жить несколько месяцев. На этот вопрос писатель ответил, что будет печатать еще быстрее.
Последние дни жизни Айзек провел в больничной палате, поддерживаемый медикаментами. В начале апреля 1992 года гений фантастики покинул этот мир. По завещанию Айзека Юдовича его тело кремировали.