б лавренев краткая биография
Борис Андреевич Лавренев
Лавренев Борис Андреевич – русский писатель, поэт, прозаик и драматург родился в Херсоне 5 июля 1891 года. Его отец был педагогом.
Во время обучения в гимназии писатель совершает побег из дома. Находит работу на корабле и уплывает в далекие заграничные места на долгие два месяца. После его снимают с палубы карабинеры в Италии. Эти события Борис Андреевич отражает в своем рассказе «Марина». Появление первых рассказов и стихов Лавренева начинается с журналов и московских газет. Образование прозаик получил в Московском университете на юридическом факультете. Здесь он опубликовал легенду в стихах «Жатва».
В период Первой мировой войны ушел воевать в царскую армию, а во время наступления Октябрьской революции перебрался на сторону «красных». Был фронтовым корреспондентом.
В 1924 году мир увидел несколько повестей литератора: «Ветер», «Звездный цвет», «Сорок первый». Это приносит ему несравненную известность. В своих повестях «Седьмой спутник» (1927) и «Гравюра на дереве» (1928) автор делает акцент на проблемах развития культуры в обществе.
Дебют Бориса Андреевича как драматурга наступил в 1925 году благодаря пьесе «Дым».
Лавренев входил в группу ЛОКАФ в период 30-х годов. А когда наступила Великая Отечественная война, он не остался в тени, и снова взялся за военную корреспонденцию.
Вместе с трудами таких писателей как Тренев и Иванов образовал новый драматический жанр в литературе, посвященный героям революционерам.
Борис Лавренёв умер 7 января 1959 года в Москве, но оставил вечную память о себе в своих замечательных работах.
Биография Бориса Лавренёва
Борис Андреевич Лавренёв (настоящая фамилия – Сергеев) – русский прозаик, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент – родился 5 (17 июля) 1891 года в Херсоне в семье учителя-словесника.
Учился в мужской гимназии (вып. 1909), затем, в 1909-1911, на юридическом факультете Московского университета. Писал стихи, публиковался с 1911, примыкал к московской футуристической группе «Мезонин поэзии».
Участник Первой мировой (в 6-м Кавказском мортирном дивизионе, был ранен и отравлен газами) и Гражданской войн (сначала офицер Добровольческой армии, затем перешёл в РККА). После февраля 1917 был адъютантом у коменданта Москвы. В годы Гражданской войны воевал в Туркестане, был командиром бронепоезда, работал во фронтовой газете в РККА.
В печати Борис Лавренёв дебютировал как поэт в 1911, как прозаик в 1924. Во второй половине 1920-х входил в творческое объединение ленинградских писателей «Содружество» (вместе с Н. Брауном, М. Комиссаровой, В. Рождественским и другими). В 1927 принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
Как драматург дебютировал в 1925 пьесой «Дым» – о белогвардейском восстании в Туркестане; в том же году под названием «Мятеж» пьеса была поставлена в Ленинградском Большом драматическом театре.
В 1930-1932 Борис Лавренёв входил в группу ЛОКАФ. Наряду с К. А. Тренёвым и В. В. Ивановым считается одним из создателей жанра советской героико-революционной драмы. Много лет был председателем секции драматургов в СП СССР.
Во время Финской кампании и Великой Отечественной войны был военным корреспондентом ВМФ. Героическим защитникам Севастополя посвятил романтическую драму «Песнь о черноморцах» (1943). В годы войны были изданы два сборника его рассказов («Балтийцы раскуривают трубки», 1942; «Люди простого сердца», 1943).
После войны жил в Москве, в Доме на набережной (ул. Серафимовича) и на даче в Переделкино.
Послевоенное творчество Лавренёва насквозь идеологично, пропитано духом советского официоза. Лучезарно-оптимистическая драма «За тех, кто в море!» (1945) получит Сталинскую премию (1946), однако всего через несколько лет подобные произведения, лишённые подлинной остроты коллизии, советская критика будет остро критиковать, говоря о «теории бесконфликтности». Политическая драма Лавренёва «Голос Америки» (1949; Сталинская премия, 1950) представляет собой очевидное орудие пропаганды времён Холодной войны. В жанре распространённой в отечественной драматургии 1950-х «биографической пьесы» написана драма «Лермонтов» (поставлена в 1953 в Ленинградском государственном академическом театре драмы имени А. С. Пушкина).
Лавренёв переводил пьесы французских драматургов, а также прозу писателей Средней Азии. Последняя его пьеса, стихотворная сатира на советский бюрократизм «Всадник без головы», осталась незаконченной.
Борис Андреевич Лавренёв умер 7 января 1959 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Произведения:
Повести:
1923 – «Марина»
1924 – «Ветер»
1924 – «Звёздный цвет»
1924 – «Сорок первый»
1924 – «Рассказ о простой вещи»
1925 – «Крушение республики Итль»
1927 – «Седьмой спутник»
1928 – «Гравюра на дереве»
Пьесы:
1925 – «Дым»
1927 – «Разлом»
1929 – «Враги»
1943 – «Песнь о черноморцах»
1945 – «За тех, кто в море»
1949 – «Голос Америки»
1953 – «Лермонтов»
Экранизации:
1926 – Ветер («Ошибка Василия Гулявина», «Атаманша Лелька»)
1927 – Шакалы Равата, по рассказу «Звёздный цвет»
1927 – Сорок первый
1956 – Сорок первый
1962 – Седьмой спутник
1966 – Ярость по повести «Ветер»
1967 – Седьмой спутник
1971 – Звёздный цвет, по рассказу «Звёздный цвет»
1974 – Марина
1975 – Рассказ о простой вещи
1986 – Комендант Пушкин
1987 – Братишка, люби революцию! (фильм-спектакль по повести «Ветер»)
2003 – Срочный фрахт
2010 – Око за око
Лавренёв, Борис Андреевич
Борис Андреевич Сергеев
Бори́с Андре́евич Лавренёв (настоящая фамилия — Серге́ев; (5 [17] июля 1891, Херсон, — 7 января 1959, Москва) — русский советский писатель и драматург. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1950).
Содержание
Биография
Участник Первой мировой и Гражданской войн (сначала офицер Добровольческой армии, затем перешёл в Красную). После февраля 1917 года был адъютантом у коменданта Москвы. В годы Гражданской войны воевал в Туркестане, был командиром бронепоезда, работал во фронтовой газете в Красной Армии.
В печати Борис Лавренёв дебютировал как поэт в 1911 году, как прозаик в 1924 году. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
В 1930—1932 годах Борис Лавренёв входил в группу ЛОКАФ. Во время Финской кампании и Великой Отечественной войны Борис Лавренёв был военным корреспондентом ВМФ. Много лет был председателем секции драматургов в СП СССР.
Вместе с К. А. Тренёвым и Вс. В. Ивановым был одним из создателей жанра героико-революционной драмы.
Борис Лавренёв скоропостижно скончался 7 января 1959 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Критика
Действие его пьес происходит чаще всего в среде военных и всякий раз соответствует определённому заданию партии. В пьесе «Разлом» вопрос о приспособлении интеллигенции к диктатуре пролетариата во время большевистского переворота связывается с участием крейсера «Аврора» в захвате власти. Персонажи здесь большею частью так же схематичны, а идеологическое поучение подаётся так же открыто, как и в последующих пропагандистских пьесах Лавренёва. [2]
Премии и награды
Адреса в Ленинграде
1934—1942 — особняк М. Э. Клейнмихель — набережная Жореса, 12.
Произведения
Повести
Пьесы
Издания
Известные постановки
Пьесы «Разлом»
Инсценировки рассказа «Сорок первый»
Экранизации
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лавренёв, Борис Андреевич» в других словарях:
Лавренёв, Борис Андреевич — Борис Андреевич Лавренёв. Лавренев, Борис Андреевич ЛАВРЕНЁВ Борис Андреевич (1891 1959), русский писатель. В повестях “Ветер”, “Сорок первый” (обе 1924), отмеченных лирико патетической стилистикой, драме “Разлом” (1927) картины, конфликты, люди… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Лавренёв Борис Андреевич — (1891 1959), рус. сов. писатель. В 1905, «ошеломленный чтением «Демона». », написал поэму «Люцифер» (см. Собр. соч., т. 1, 1963, с. 62). Особенно высоко ценил прозу Л.: «Прозу Лермонтова считаю образцовой по ее сухости, логичности изложения,… … Лермонтовская энциклопедия
Лавренёв Борис Андреевич — (1891 1959), русский писатель. В повестях «Ветер» (1924), «Сорок первый» (1924; фильмы 1927, 1956) трагические коллизии революции, победа революционного долга над чувством. Повести о судьбах интеллигенции в революционную эпоху: «Седьмой спутник» … Энциклопедический словарь
Лавренёв, Борис Андреевич — ЛАВРЕНЁ/В Борис Андреевич (1891 1959) российский сов. писатель, прозаик и драматург, в творчестве которого значительное место занимает морская тематика. Окончил юридический факультет Московского университета (1915). В 1 ю мировую войну бы… … Морской биографический словарь
ЛАВРЕНЁВ Борис Андреевич — (18911959), русский советский писатель. Пов. «Ветер», «Сорок первый» (обе 1924), «Полынь трава», «Рассказ о простой вещи» (обе 1925), «Седьмой спутник», «Таласса» (обе 1927), «Гравюра на дереве», «Мир в стеклышке»… … Литературный энциклопедический словарь
Лавренёв Борис Андреевич — (18911959), писатель. В Ленинграде с 1923; в 193442 жил на набережной Кутузова, 12. В Ленинграде написаны повести «Ветер» и «Сорок первый» (обе 1924), «Рассказ о простой вещи» (1925), посвященный событиям революции и… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Лавренёв Борис Андреевич — (1891 1959), писатель. В Ленинграде с 1923; в 1934 42 жил на набережной Кутузова, 12. В Ленинграде написаны повести «Ветер» и «Сорок первый» (обе 1924), «Рассказ о простой вещи» (1925), посвященный событиям революции и Гражданской войны.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Лавренёв Борис Андреевич — Борис Андреевич Лавренёв (настоящая фамилия Сергеев; 5 (17) июля 1891, Херсон 7 января 1959, Москва) русский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Адреса в Ленинграде … Википедия
Борис Андреевич Лавренёв — (настоящая фамилия Сергеев; 5 (17) июля 1891, Херсон 7 января 1959, Москва) русский советский писатель и драматург. Содержание 1 Биография 2 Адреса в Ленинграде … Википедия
Б лавренев краткая биография
Лавренев Борис Андреевич (Сергеев) (1891/1959) — советский писатель, публицист, драматург, поднимающий в своих произведениях политические, социальные проблемы (рассказы «Сорок первый», «Полынь-трава», «Гравюра на дереве», драмы «Разлом», «За тех, кто в море»).
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 148.
Родился 5 июля (17 н.с.) в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс. Плавал два месяца, пока его не сняли с палубы итальянские карабинеры (позже эти события будут описаны в рассказе «Марина»).
Первые рассказы, стихотворения, рецензии появились в херсонских и московских газетах и журналах. В 1912, будучи студентом юридического факультета Московского университета, впервые под псевдонимом «Борис Лавренев» опубликовал поэтическую легенду о красных маках в альманахе московских символистов «Жатва».
Во время первой мировой войны воевал в царской армии. Октябрьскую революцию принял; когда началась гражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевал в Туркестане, работал во фронтовой газете.
Повести «Седьмой спутник» (1927) и «Гравюра на дереве» (1928) были посвящены проблемам интеллигенции и культуры.
В 1928 была опубликована драма «Разлом», имевшая большой успех и в течение тридцати лет не сходившая со сцены театров. Лавренев стал вместе с К.Треневым и Вс. Ивановым одним из создателей нового типа героико-революционной драмы. Эта тема получила развитие в дальнейшем творчестве писателя: героическая драма «Песня о черноморцах» (1943), драма «За тех, кто в море» (1945).
Лавреневу принадлежат публицистические статьи, памфлеты, фельетоны. В 1950 была написана политическая драма «Голос Америки».
7 января 1959 в Москве Б.Лавренев скончался.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Лавренёв (настоящая фамилия Сергеев) Борис Андреевич [5(17)7.1891, Херсон — 7.1.1959, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище] — прозаик, драматург. Родился в учительской семье. По материнской линии происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю Херсонскую мужскую гимназию, в 1909-15 учился на юридическом факультете Московского университета. Началом своего творчества сам Лавренёв считал рассказ «Гала-Петер», написанный в 1916 на фронте (опубл. в 1924). Однако первые рассказы Лавренёва под фамилией Сергеев появились еще в 1910 в московской газете «Студенческая жизнь»: «То было раннею весной. » (7 нояб.) и «Его смерть» (12 дек.). Тогда же Лавренёв начал публиковать и свои стихотворения, но как поэт известен не стал. Писал для периодических изданий многочисленные рецензии и статьи.
После окончания университета Лавренёв, пройдя краткосрочные курсы военного училища, в чине поручика артиллерии участвовал в Первой мировой войне. Во время Февральской революции Лавренёв был комендантом штаба революционных войск Московского гарнизона, а затем адъютантом коменданта Москвы. Октябрьская революция вызвала у него растерянность и смятение, в сент. 1918 Лавренёв вернулся в Херсон. Но вскоре снова уехал в Москву; работал в Наркомпроде, а с дек. 1918 находился в рядах Красной Армии.
В янв. 1920 уехал на Туркестанский фронт и сразу был назначен военным комендантом Ташкента, но пробыл на этой должности недолго, т.к. был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и полтора месяца провел под следствием. После оправдания был назначен заместителем редактора фронтовой газеты и одновременно заведующим литературным отделом «Туркестанской правды».
С середины 1920 работал в литературно-издательском отделении Политуправления Туркестанского фронта, преобразованного впоследствии в Военно-редакционный совет Туркфронта, с авг. 1921 — в редакции «Красноармейской газете» (первоначальное название «Красной звезды»). Публиковал рассказы и стихотворения, статьи, рецензии, фельетоны, карикатуры и рисунки. Печатался не только под фамилией Лавренёв, которую окончательно принял с 1922 (литературным псевдонимом стала фамилия одного из родственников писателя: «В литературе уже был один Сергеев-Ценский. Нужно было как-то дифференцироваться от него. » // Звезда Востока. Ташкент, 1959. №8. С.120), но и под многочисленными псевдонимами: Бек, С.Натальский, Б.Наталия, Н.Борисов, Художник, Инцитатус, Антидюринг и др. Лавренёв сотрудничал во многих периодических изданиях Туркестана. Художник-график, за 4 года, проведенных в Ташкенте, он выполнил около 1000 рисунков, плакатов, карикатур, обложек, заставок, заголовков, эскизов и т.п.
В дек. 1923 уехал из Ташкента в Петроград, где его снова призвали на военную службу, назначив секретарем Военно-научного общества Петроградского военного округа. 15 дек. 1924 демобилизовался и поступил на работу в Ленинградское государственное издательство.
Первые произведения Лавренёва, принесшие ему известность: повести «Ветер» (1924), «Сорок первый» (1926), «Рассказ о простой вещи» (1927),— посвящены событиям революции и Гражданской войны. «Сорок первый» — признанный шедевр Лавренёва, самое известное (наряду с пьесой «Разлом») из его произведений. Это романтическая баллада о трагической любви рыбачки Марютки, простой девушки, ушедшей сражаться за революцию, и поручика Говорухи-Отрока, интеллигентного офицера-белогвардейца.
Пафос революционного порыва проявился в особом лирико-патетическом стиле, переходящем в своеобразный «орнаментализм» (ритмический склад, повышенная образность, вычурный и цветистый язык): «Поздней осенью над Балтийским морем лохматая проседь туманов, разнузданные визги ветра и на черных шеренгах тяжелых валов летучие плюмажи рассыпчатой, ветром вздымаемой пены» («Ветер»). С романтическим восприятием жизни связано и тяготение Лавренёв к исключительному, необычному, к выбору экзотических обстоятельств и места действия.
Критика того времени приветствовала творчество Лавренёва, который «не хотел видеть революцию будничными глазами» (Штейнман 3.— С. 14). Позднее, когда революционная романтика несколько утратила свою притягательность, Лавренёва стали упрекать в том, что он наделил своих героев «лубочными мыслями», да и сами герои предстают как «раскрашенный лубок» (Штейнман 3.— С.31-33). Но независимо от позиций критики произведения Лавренёв 1920-х до сих пор хранят трепетный мир человеческих взаимоотношений и их трудную судьбу в XX в.
В ироническом романе-памфлете «Крушение республики Итль» (1925) Лавренёв высмеял буржуазное устройство государства в сатирическом и одновременно фантастическом повествовании. Роман высоко оценил А.М.Горький. В то же время писатель продолжал развивать темы революции и Гражданской войны в повестях «Зеленый цвет» (1924) — о столкновении красноармейцев с басмачами у подножия Памира, «Происшествие» (1924) — о налете банд на украинские городки, «Полынь-трава» (1925) — о жестокости классовых битв, разлучающих влюбленных.
В 1926 Лавренёв выпустил сборник рассказов «Шалые повести», в котором отразилось ироническое отношение автора ко времени нэпа, которое резко контрастировало с недавним прошлым.
Большое место в творчестве Лавренёв занимала тема интеллигенции, ее отношения к народу, ее места в революции: повести «Седьмой спутник» (1928) — история прихода в революцию старого русского интеллигента, «Гравюра на дереве» (1928) — об искусстве и судьбе художника; произведение, проникнутое духом Ленинграда, поэтическими реминисценциями из Достоевского и в то же время сатирическим ядом против приспособленчества в искусстве.
Лавренёв обращался в своей прозе к самым разным жанрам, но наиболее полно его художническая индивидуальность раскрылась в драме.
В 1925 он опубликовал романтическую мелодраму «Мятеж» о белогвардейском восстании в Ташкенте в 1919, в 1926 — историческую драму «Кинжал» о декабристах.
Итогом творческих поисков драматурга стала драма «Разлом» (1928). В основу пьесы легли исторические события: переход легендарного крейсера «Аврора» (в пьесе прозрачно переименованного в «Зарю») в ночь на 25 окт. 1917 к Николаевскому мосту. Лавренёв развил в драме две волновавшие его темы: участие флота в революции (к морской тематике Лавренёв был неравнодушен всю жизнь: будучи еще гимназистом, он пытался поступить в Морской корпус в Петербурге, но не прошел по зрению) и взаимоотношения интеллигенции и революции. Название пьесы символично: «разлом» происходит и в семье Берсеневых (Берсенев — капитан «Зари»), и в сознании каждого героя пьесы, встающего по одну или другую сторону баррикады, и в жизни целой страны. «Разлом» был поставлен Театром Вахтангова в Москве и БДТ в Ленинграде; он сразу стал классикой советской драматургии.
С началом Великой Отечественной войны Лавренёв ушел на фронт добровольцем. Был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черноморье. Издал сборник рассказов «Балтийцы раскуривают трубки» (1942). В 1943 опубликовал героико-романтическую пьесу «Песнь о черноморцах», в 1945 — драму «За тех, кто в море!» (пьеса имела успех, много раз ставилась на театральной сцене). Начиная с середины 1940-х Лавренёв работал преимущественно как драматург (политическая драма «Голос Америки», 1950; пьеса «Лермонтов», 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной политики.
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 392-394.
Далее читайте:
Константин Симонов. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине. 23 марта 1979 года (фрагмент о партийности литературы в связи с пьесой Лавренева «Разлом»).
Имена известные и неизвестные. Борис Лавренёв
Борис Лавренёв относится к тем писателям, драматургам, биография и творчество которых широко известны. Большинство знавших его современников оставили о Лавренёве свои воспоминания. По его произведениям ставятся и выходят на экраны кинофильмы, а пьесы не сходят со сцены и сегодня.
Достаточно назвать толь-ко ленту «Сорок первый», чтобы оценить сочетание революционного романтизма с тончайшим раскрытием психологического состояния персонажей. Пьесы «Разлом» (впервые поставлена 7 ноября 1927 года в БДТ), «За тех, кто в море» (премьера состоялась 8 мая 1946 года в Ленинградском театре драмы имени Пушкина) – настоящие шедевры советской драматургии.
Надо сказать, что и в Выборге ставились пьесы Лавренёва. В театре Советской Армии Дома офицеров шли «Голос Америки» (премьера состоялась 18 февраля 1950 года) и «Песнь о черноморцах», которая вышла в свет 20 декабря 1952 г. Обе постановки осуществил Василий Васильевич Кляузов. Эти пьесы оставались в репертуаре творческого коллектива длительное время.
В печати Борис Лавренев дебютировал в 1911 году, в это время он примыкал к московской футуристической группе «Мезонин». Как прозаик заявил о себе в 1924 году.
По его биографии можно подробно изучать исторические события, через которые прошла Россия ХХ века.
Получив высшее юридическое образование в Московском университете, он поступает в военное училище, где по ускоренной программе готовят офицеров. Идет война, страна несет большие потери… В 1915 г. уже артиллерийским поручиком Лавренев попадает на фронт. 1917 год – время великих испытаний и потрясений, выпавших на долю России. Борис Лавренёв об этом написал так: «Октябрь на некоторое время выбил меня из колеи. Собственно, не сам Октябрь, а то, что за ним последовало. Демобилизация армии при незаконченной войне, резкие эксцессы, пораженные накипевшей свинцовой ненавистью солдатской массы к любому носителю офицерских погон, немецкое наступление на Украину. Брестский мир, трагическая гибель Черноморского флота – все это показалось мне непоправимой катастрофой, окончательной гибелью России. Я не мог разобраться в политике большевиков, хотя она привлекала меня уже тем, что большевики не продавали и не собирались распродавать Родину оптом и в розницу, наплевав на национальное достоинство, англо-французам, германо-американцам и прочей хищной сволочи, тянувшей лапы к народному достоянию и народной чести. В растерянном душевном состоянии, с трудом и риском я пробрался в сентябре 1918 года в родной Херсон (в этом городе Б. Лавренёв родился – прим. М.М.). С полной откровенностью я рассказал отцу о своих сомнениях и колебаниях и спросил: «Что же мне делать, папа?» Отец несколько минут сидел в задумчивости, пощипывая седеющую бородку, потом поднял уже поблекшие от времени синие глаза и произнес слова, которые определили мое поведение на всю жизнь. «Видишь ли, сынок! Самое святое, что есть у человека, – это Родина и Народ. А народ всегда прав. И если даже тебе покажется, что твой народ сошел с ума и вслепую несется к пропасти, никогда не поднимай руку против народа. Он умнее нас с тобой, умнее всякого. У него глубинная народная мудрость и он найдет выход даже на краю пропасти. Иди с народом и за народ до конца! А народ сейчас идет за большевиками. И, видно, другого пути у него сейчас быть не может!».
Я увидел в глазах отца слёзы и крепко обнял старика. Весной я пустился в обратный путь – в Москву. Недолго работал в Наркомпроме. В ноябре увидел военных на Красной площади и понял: – Раз есть армия, значит, есть организация, государство, крепкая народная власть. Всё пришло в ясность…».
Это время явилось переломным моментом в жизни писателя. Он добровольно вступает в ряды рабоче-крестьянской Красной армии. Воюет на Украине – был командиром бронепоезда, где основной костяк составляли моряки. Их шутки и солёные прибаутки потом вошли в его книги. Ранение, после выздоровления – Туркестанский фронт. Четыре периода ташкентского года: военный комендант города, секретарь политуправления Туркестанского фронта, заведующий издательским и библиотечно-музейным отделом военно-революционного совета. Тогда же он публикуется в газетах «Красная звезда» и «Туркестанская правда».
В декабре 1923 года Борис Лавренёв появляется в Петербурге. В этом городе он много работает над своими произведениями, совершенствуется в мастерстве. И это даёт результаты – ленинградские журналы 1924-1927 годов постоянно знакомят своих читателей с прозой Лавренева – печатаются его рассказы и повести. Они по содержанию динамичные и напряженные, содержат и подробные описания, и лирические авторские отступления, и развёрнутые психологические характеристики персонажей.
Интересная деталь: у Бориса Лавренёва той поры нет ни одного произведения, отмеченного пафосом 30-х годов, воспевания героики первых пятилеток.
В 1925 году он дебютирует как драматург: пьеса «Дым» была поставлена в БДТ под названием «Мятеж».
В конце ноября 1939 года начинаются боевые действия против Финляндии. Лавренева направляют на Краснознамённый Балтийский флот. Этот факт его биографии подробно изложил Цезарь Солодарь в книге «Живые голоса»: «Встретил его в январе сорокового в одном из ленинградских военных госпиталей. По заданию разных газет мы пришли туда с одной целью: собрать материал для очерков о раненых участниках боёв с белофиннами, удостоенных звания Героя Советского Союза. Мы были тогда незнакомы, но я знал, что Борис Андреевич приехал в госпиталь из Кронштадта, где во время войны с белофиннами возглавлял одну из писательских бригад на кораблях и базах Балтийского военного флота.
– Вот нам убедительная иллюстрация к разговорам о законах жанра, – оживился Лавренёв. – Я не имею права считать себя очеркистом, никаких законов сложного очеркового жанра не знаю. Но газете понадобилось моё писательское слово о храбром красноармейце, пролившем кровь за Родину, – и я пишу очерк… Помню, того красноармейца звали Иван Михайлович. «Зовите меня Ваней», – сказал он мне. С виду хрупкий, тоненький, Ваня в атаке забросал гранатами вражеский окоп. Осколок вражеской гранаты перебил ему кость ноги… Лёжа на койке, нелегко было отвечать на мои вопросы – донимала боль. И как-то не верилось, что такой ладонью он сумел в бою так умело орудовать гранатами». «Он протягивает мне маленькую юношескую ладонь, которая так метко кидала в бою за любимую Родину гранаты во вражеский окоп…» – это из лавренёвского очерка о Герое Советского Союза Иване Соломонникове. Очерк вошёл в сборник «Герои боев с белофиннами» (1941 г.).
Эту пунктуальность в исполнении задания отмечал и корреспондент газеты «Красный флот» Ян Островский: «Его очерки большой частью не так уж длинны, но всегда ёмки и насыщены характерными деталями. Сразу видишь того, о ком пишет Лавренёв. Знаменитый писатель, он не гнушается любым, самым рядовым редакционным заданием. Числился у нас в стариках, а по исполнительности, дисциплинированности, точности – обошёл молодых. Уж если скажет: «двести строк будут к четырнадцати тридцати», то в секретариате знают: «Лавренёв не подведёт, можно спокойно оставлять на полосе место для очерка!»
Писатель в это время напряжённо работает и как журналист публикуется во флотской газете, редактирует очерки, рассказы и стихи, поступающие в журнал «Краснофлотец», в редакционную коллегию которой он входил.