Б т лихачев и е в квятковский считали что эстетическое восприятие это

Понятие и сущность формирования эстетического вкуса личности

Проблема эстетического воспитания всегда была и остается актуальной в плане формирования духовной личности ребенка, в перспективе его развития. Эту проблему рассматривали классики отечественной философии: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и другие; и современной философии: Ш.М. Герман, Б.Т. Лихачев, И.А. Масеев, И.Л. Маца, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, В.А. Стоюнин и другие; так и зарубежные философы и просветители: Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци и другие; эстетики: Г.З. Апресян, А.И. Борев, Ю.Б. Буров, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Ш.М. Герман и другие; психологи: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и другие; классики отечественной педагоги: Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский; современные педагоги Ш.А.Амонашвили, Н.А. Дмитриева, Б.М. Неменский, С.Х. Раппопорт, Е.В. Квятковский и другие.

Проблема значения эстетического воспитания для формирования духовного облика человека постоянно интересовала исследователей. Её изучению посвящены работы античных мыслителей, философов, педагогов эпохи Возрождения и Просвещения. В эпоху Возрождения оно опиралось на материалистическую ветвь античной мысли (Аристотель).

Только в эстетике русских демократов, был поставлен вопрос об эстетическом воспитании как составной части формирования духовного облика «новых людей». От М.В. Ломоносова к революционным демократам В.Г. Белинскому, А.И. Герцену, Н.Г. Чернышевскому, Н.А. Добролюбову развивается и отстаивается традиция служения искусству народу, единства идейности и художественности.

Очевидно, что домарксистская материалистическая эстетика, и особенно эстетика революционеров-демократов, близко подходит к научному обоснованию теории и практики прогрессивного эстетического воспитания, но и она не была в состоянии раскрыть истинную природу эстетического отношения человека к действительности, включающую в эстетическое воспитание все сферы личности.

Таким образом, только в диалектико-материалистической эстетике были развиты лучшие идеи, которые совершили коренной переворот во взглядах на эстетическое воспитание и показали его роль в жизни. Материалистическая эстетика опирается на диалектическое единство человека и окружающего его мира, включающего все подструктуры, влияющие на его формирование, в том числе и образование.

Таким образом, воспитание рассматривается в широком социокультурном и конкретном, практико-ориентированном смысле. В любом случае, воспитание ребенка должно быть основано при воздействии на духовное развитие, только тогда «эстетическое воспитание достигает формирования определенного эстетического отношения человека к действительности».

Задача эстетического воспитания сводится к формированию эстетического отношения ребенка не только к действительности, но и к такому искусству, где будет возможным духовное развитие личности, одним показателем которого является эстетическое сознание.

Проблема эстетического сознания рассматривалась учеными различных направлений: философами, эстетиками, психологами. Рассмотрению проблем эстетического сознания, отдельных его компонентов посвящены работы Г.З. Апресяна, Ю.Б. Борева, И.И. Джидарьяна, Ш.М. Германа, А.Т. Калиткина, О.В. Лармина, С.Х. Раппорта, Б.В. Сафронова, В.К. Скатерщикова и других.

Вместе с тем, научно доказано, что внешний мир существует объективно, независимо от того, воспринимает его человек или нет, и независимо от того, с какой глубиной и достоверностью он отражает окружающее. Однако это не значит, что люди вполне точно и совсем одинаково отражают действующие на них предметы внешнего мира. Ведь распустившийся за ночь бутон георгина привлечёт внимание десятки людей, но многие пройдут мимо, не заметив перемен; очевидно, одни и те же ребята получат разные впечатления от прочтения произведений.

Одной из форм сознания является эстетическая форма сознания, включающая в себя эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы и взгляды, эстетические идеалы. К эстетическому сознанию применимы все положения диалектического материализма о структуре общественного сознания, законах его развития, его вторичности по отношению к общественному бытию и его социальной активности, способности обратно воздействовать на породившую его действительность, содействовать её изменению.

Эти эстетические категории всегда выступают в определенной взаимосвязи друг с другом, образуя исторически изменчивую, но для каждого конкретно-исторического периода иерархически упорядоченную систему.

Установлению связи между эстетическим вкусом и категориями (эстетический идеал, эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетическое восприятие, эстетическая оценка) большое внимание уделяли философы-материалисты. Вопреки идеалистам, считающим эстетический вкус либо врожденной, либо чисто субъективной интуитивной способностью личности, марксистская эстетика рассматривает эстетический вкус исторически, как продукт общественных отношений, созидательной деятельности людей. «Эстетический вкус представляет собой диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального».

С точки зрения педагогики под категорией нами понимается форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемого процесса формирования эстетического вкуса. Тогда, строя свое утверждение, исходя из исследований И.А. Колесниковой и В.Н. Сагатовского, мы рассматриваем эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое восприятие, эстетическую потребность и эстетическую оценку как педагогические категории. В исследованиях В.Н. Сагатовского и И.А. Колесниковой подчеркивается, что «педагогическое понятие может претендовать на название категории при условии, если оно обладает такими характеристиками, как: универсальность, то есть возможность соотнесения с разными смысловыми контекстами; мировоззренческая значимость; способность выполнять методическую функцию по отношению к данной области знания». В ходе исследования нами будут раскрыты характеристики эстетического вкуса, которые и подтвердят принадлежность к понятию категория.

Чрезвычайно широко эстетический вкус проявляется в процессе эстетического восприятия и деятельности. Об этом пишут Л. Н. Коган, Е. П. Крупник, Ю.А. Лукин, И.Л. Маца, А.С. Молчанова, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, Л. Н. Столович. Критерием хорошего или дурного вкуса, как верно отмечает Л.Н. Столович, выступает отношение вкусовой оценки к объективной ценности, соответствие или несоответствие её с этой ценностью.

Чем большую возможность предоставляют мировоззренческая позиция человека, его эстетический опыт, его индивидуальное развитие для того, чтобы эстетически вкусовая оценка могла основываться на правильном отражении эстетического объекта, тем полнее в субъективном выражается объективное. А значит, и более высоким, истинным и прогрессивным является эстетический вкус.

Отмечаем, что воспитательная деятельность существует в процессе педагогической деятельности образовательного процесса, значит, эстетический вкус будет формироваться в процессе образовательной деятельности. Понятие «образовательная деятельность» мы рассматриваем как педагогическую категорию, которая будет так же обладать такими характеристиками, как: универсальность, мировоззренческая значимость; способность выполнять методическую функцию по отношению к области эстетического воспитания.

Отсюда следует, что все эстетические категории, которые мы рассмотрели как педагогические категории, оказывают существенное влияние на духовное развитие каждой личности, и их развитие будет зависеть от того, как осуществлять образовательный процесс эстетической деятельности и на что этот процесс направить.

Раздельное толкование категорий есть операция чисто умозрительная, необходимая для облегчения понимания сути интересующих нас явлений. При всем этом нельзя забывать, что есть такие категории педагогики, которые для эстетического образования и воспитания имеют первостепенное, особенно действенное значение. Таковой категорией является эстетический вкус, как эстетическая оценка, определяющая действенные задачи эстетического воспитания.

Принимая за основу выводы И.А. Колесниковой и В.Н. Сагатовского о категориях, все категории эстетического сознания нами будут рассматриваться как необходимые педагогические категории, раскрывающие внутренние, существенные стороны процесса формирования эстетического вкуса.

Иные взгляды высказывались философами Х1Х в. П. Д. Юркевичем и В.С. Соловьевым, которые стояли на позиции взаимодействия душевных переживаний с психоментальным творчеством. Они утверждали таинственность и сказочность духовного мира личности.

Поскольку эстетический идеал играет определяющую роль в эстетическом сознании личности, то и процесс эстетического воспитания необходимо подчинить формированию этого цельного взгляда на прекрасное в жизни и искусстве.

Эстетические чувства выражают способность личности к эстетическому восприятию и изменению мира. Эстетическая потребность есть шаг к реализации этой способности, она понимается как потребность в определении эстетического наслаждения, как осознание необходимости определенных действий в той или иной конкретной сфере труда, общения с природой, взаимоотношении с другими людьми, художественного творчества с целью получения эстетической радости, эстетического удовлетворения.

Русский демократ В.Г. Белинский отводил чувствам особую роль. Без них, считал он, идеи холодны, они светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. В.Г. Белинский ценит не вообще чувства людей, а только деятельное чувство. Только те люди имеют общественную ценность, у кого чувства связаны с делом.

Таким образом, эстетическая потребность выявляет заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического человеком в разнообразных формах деятельности, и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве. Потребность эстетическая является как бы фундаментом, основанием, на котором строится эстетическая культура личности, и представляет собой первоначальный компонент в структуре эстетического сознания.

Третья задача формирования эстетического вкуса связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности, способности и вкусы личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

На основе выдвинутых Г.З. Апресяном задач эстетического воспитания, мы будем определять место эстетического вкуса как результата целенаправленной, успешной эстетической деятельности.

И тогда под эстетическим вкусом надо подразумевать процесс длительного, систематического, целенаправленного процесса развития всех категорий эстетического сознания, который будет способствовать формированию развития личности в образовательном процессе.

Источник

Сущность эстетического восприятия

1.1. Сущность эстетического восприятия.

Идеи эстетического восприятия зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического восприятия, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу систему эстетического восприятия.

В наше время проблема эстетического восприятия, развития личности, формирования, ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо, И. Ф. Смольянинов, О. П. Котикова и другие.

В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического восприятия. Рассмотрим некоторые из них.

В кратком словаре по эстетике эстетическое восприятие, определяется как » способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое восприятие это способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического восприятия, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое восприятие не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Существует множество определений понятия «эстетическое восприятие», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Своеобразное понимание сущности эстетического восприятия обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания с целью развития восприятия требует особого внимания.

В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического восприятия Л.П. Печко.

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического восприятия». Главное – с помощью эстетического восприятия, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям».

Вторая задача эстетического восприятия состоит в «формировании на основе полученных знаний таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими».

Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование».

Третья задача эстетического восприятия связана с формированием творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического восприятия, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического восприятия у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического восприятия и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З. Апресян. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету». В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания».

Общий вывод этого параграфа можно представить следующим образом. эстетическое восприятие нацелено на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием.

Источник

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

01. Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом этапе процесс их формирования начинается с:

Выберите один ответ:

a. практических, материальных действий (Верно)

b. сенсорных процессов

c. двигательных реакций

d. пассивных процессов

02. Верно ли утверждение? По Л.А. Венгеру, основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия

Выберите один ответ:

03. Восприятие становится эстетическим только тогда, когда:

Выберите один ответ:

b. оно эмоционально окрашено (Верно)

c. оно развито в соответствии с определенными правилами

d. нет правильного ответа

04. Ребенок, который имеет благоприятные задатки в области художественного творчества, будет развиваться в творческом отношении:

Выберите один ответ:

a. быстрее, чем ребенок, не имеющий таких задатков (Верно)

b. медленнее, чем ребенок, не имеющий таких задатков

c. также, как и ребенок, не имеющий таких задатков

05. Л.С. Выготский выделил, что 6-7 лет:

Выберите один ответ:

a. благоприятный сензитивный период для раскрытия существующих и развития новых способностей (Верно)

b. благоприятный сензитивный период для раскрытия внутреннего мира и развития личностных качеств

06. Верно ли что: «Условием развития творческого воображения дошкольника является его вовлечение в активные формы изобразительной деятельности»

Выберите один ответ:

01. Педагогика рассматривает развитие ребенка:

Выберите один ответ:

a. как простой количественный процесс роста

b. как качественные изменения его физических и психологических особенностей (Верно)

c. как качественные изменения, так и количественный процесс роста

02. Что необходимо учитывать в первую очередь, при сюжетном построении какой-либо ситуации в общении с ребенком:

Выберите один ответ:

c. наличие необходимых навыков

d. желания самого ребенка

03. Верно ли, что: «Индивидуальный подход к ребенку не влияет на успешность развития любой способности.»

Выберите один ответ:

Выберите один ответ:

a. эффект художественности (Верно)

b. эффект общественного влияния

d. эффект Гипенрейтера

05. Важнейшими методологическими основаниями предлагаемой модели художественного воспитания выступают:

Выберите один или несколько ответов:

a. привнесение в повседневную жизнь ребенка художественного начала (Верно)

b. возвышение растущего человека до философско-эстетической сущности искусства (Верно)

c. приоритет творческого развития каждого ребенка с учетом его неповторимого своеобразия (Верно)

d. внимание к особенностям развития восприятия и мышления, сознания, потребностно-мотивационной и эмоционально-духовной сферы (Верно)

e. отказ от педагогики повседневности в пользу педагогики необыденности (Верно)

06. Целенаправленный процесс формирования мировосприятия растущего человека через приобщение, знакомство с произведениями различных видов искусства и собственную творческую деятельность обеспечит в итоге результат…

Выберите один ответ:

a. художественно воспитанного ребенка (Верно)

b. нравственно воспитанного ребенка

c. эстетически воспитанного ребенка

d. гармонично развитого ребенка

01. Эстетическое развитие – это

Выберите один ответ:

a. развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные (Верно)

b. умение переживать различные явления действительности как прекрасные

c. развитие способности переживать различные явления действительности

02. Эстетическое развитие начинается

Выберите один ответ:

a. уже в раннем детстве (Верно)

b. в младшем дошкольном возрасте

c. в старшем дошкольном возрасте

03. В младшем дошкольном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют.

Выберите один ответ:

a. изображенные в них события (Верно)

b. цветные картинки

04. В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет …, так как оно обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества.

Выберите один ответ:

a. воспитание (Верно)

b. средовое окружение

c. стремление взрослых

05. Этот прием широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей и используется в том случае, если ребенок затрудняется ответить.

Выберите один ответ:

c. метод адекватных эмоций

06. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения.

Выберите один ответ:

c. метод адекватных эмоций

07. Этот метод направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства и настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине.

Выберите один ответ:

c. метод адекватных эмоций (Верно)

01. Верно ли, что: «Художественно-эстетическое развитие, основанное на искусстве, является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.»

Выберите один ответ:

02. Развитие художественно-эстетического воспитания детей исследовали отечественные педагоги-ученые конца XX века:

Выберите один ответ:

a. Б.Т. Лихачев, Д.Б. Кабалевский (Верно)

b. В.П. Разумов, К.Д. Загорный

c. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин

Выберите один ответ:

a. объединение разных видов искусств с целью создания единого цельного образа какого-либо явления, отраженного в искусстве (Верно)

b. возможность широкой ориентации не только в общей учебной деятельности, но и искусстве

c. психические процессы, лежащие в основе отражения в художественном творчестве

04. Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств:

Выберите один или несколько ответов:

a. эстетика быта (Верно)

c. различные виды искусств (Верно)

d. созерцание образцов художественной деятельности

e. семейных ценностей

f. обучение эстетическим нормам

01. Дети на первом году жизни в силу своих возрастных особенностей:

Выберите один ответ:

a. способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время

b. не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время (Верно)

02. Нетрадиционные техники рисования:

Выберите один ответ:

a. способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет

b. соответствуют методике «свободных ассоциаций»

c. огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться

d. все ответы верны (Верно)

03. В основу обучения детей второго года жизни было заложено в первую очередь развитие таких способностей, как:

Выберите один ответ:

a. воспроизведение, умение смотреть, слушать

b. сравнивать, умение смотреть

c. различать, сопоставлять

d. воспроизведение, умение смотреть, слушать, сравнивать, различать, сопоставлять (Верно)

04. Используемые пособия и материалы, должны отвечать следующим требованиям:

Выберите один ответ:

a. выразительность и ясность

c. безопасность, вариативность

d. все ответы верны (Верно)

05. Верно ли, что: «На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения: овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры; обогащение содержания творческой деятельности; овладение «языком» творчества.»

Выберите один ответ:

06. Способность к художественному восприятию:

Выберите один ответ:

a. появляется сама по себе и не требует дополнительного развития

b. результат развития индивида (Верно)

c. появляется сама по себе, но требует дополнительного развития

07. В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются:

Выберите один или несколько ответов:

a. изобразительные способности, воображение, художественное мышление (Верно)

b. умственные способности, память, внимание (Верно)

c. нет верного ответа

08. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения:

Выберите один ответ:

a. сложный и длительный процесс (Верно)

b. простой и быстрый процесс

c. простой и длительный процесс

d. сложный и быстрый процесс

09. Верно ли, что: «К концу раннего детского возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.»

Выберите один ответ:

10. Высшей формой самостоятельности детей является:

Выберите один ответ:

b. творчество (Верно)

01. Какие качества приобретаются в процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования:

Выберите один или несколько ответов:

a. умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, стекой, ножницами) (Верно)

b. планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого (Верно)

c. задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства (Верно)

Выберите один ответ:

Выберите один ответ:

a. У детей формируются те качества личности, которые необходимы для последующего обучения в школе (Верно)

b. Осуществляется и специальная подготовка детей к школе

c. Овладевая знаниями, умениями и навыками в области изобразительного искусства и конструирования дети получают возможность успешно усваивать соответствующий материал на уроках в школе

04. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой:

Выберите один или несколько ответов:

a. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него (Верно)

b. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы (Верно)

c. воспитывать волевые качества, способность достаточно долго сосредотачивать внимание (Верно)

d. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов (Верно)

e. развивать музыкальный слух

05. Верно ли данное суждение. Ребенок 6-7 лет должен уметь: определять основных героев литературного произведения; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним; определять жанр; улавливать наиболее яркие примеры образности.

Выберите один ответ:

06. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

Выберите один или несколько ответов:

a. творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета) (Верно)

b. творчество познавательное (окружающего мира)

c. творчество исполнительское (речевое, двигательное) (Верно)

d. творчество оформительское (декорации, костюмы) (Верно)

Выберите один ответ:

02. Почему эстетические нормы — необходимый регулятор эстетической деятельности и культуры?

Выберите один ответ:

a. во-первых, потому, что «красивое нужно сохранить», взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое»

b. во-вторых, новое художественное открытие и соответствующий ему тип восприятия в той или иной форме и степени соотносится со сложившимися нормами даже в том случае, когда их отвергают

c. в-третьих, художественный язык всегда представляет систему норм и правил, которую необходимо знать и которой необходимо владеть (хотя в разной мере) и художнику, и воспринимающему

d. в-четвертых, эстетические нормы – критерии эстетической оценки, основания и средства контроля общества за эстетической деятельностью и развитием культуры

e. все ответы верны (Верно)

03. Как ориентир на результат художественно-эстетического развития, предполагается развитие у дошкольников:

Выберите один или несколько ответов:

a. предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (Верно)

b. становление эстетического отношения к окружающему миру (Верно)

c. формирование элементарных математически представлений

d. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора (Верно)

e. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений (Верно)

f. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (Верно)

g. восприятия целей деятельности и способов реализации задуманного

04. Верно ли данное суждение? Художественная деятельность, объединяющая все виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру.

Выберите один ответ:

05. ____– это такое взаимодействие понятий, чувственных образов, эмоций, стремлений человека, которое преодолевает шаблоны восприятия и, пробуждая ассоциации в сознании человека, отражает мир целостно, многосторонне.

Выберите один ответ:

a. Художественное внимание

b. Художественное воображение (Верно)

c. Художественное мышление

Выберите один ответ:

01. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы помогает:

Выберите один ответ:

a. содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства

b. воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу

c. оба ответа верны (Верно)

02. Становление эстетического отношения к окружающему миру может способствовать развитию:

Выберите один ответ:

c. воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу, добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление

03. В работе по формированию элементарных представлений о видах искусства необходимо:

Выберите один ответ:

b. побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства

c. оба ответа верны

04. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей несет задачи:

Выберите один или несколько ответов:

a. обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев (Верно)

b. поддерживать стремление детей к творчеству (Верно)

c. содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности (Верно)

d. обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов (Верно)

e. развивать способность к импровизациям в различных видах искусства (Верно)

f. учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др (Верно)

05. К художественно-эстетической деятельности относится:

Выберите один ответ:

a. Наблюдение за природой, уход за животными, выращивание растений

b. Изобразительная деятельность; Музыкальное восприятие; Восприятие художественной литературы (Верно)

c. Оба ответа верны

06. К задачам обучения в первой и во второй младшей группе относятся:

Выберите один ответ:

a. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему; познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора; познакомить с архитектурой

b. Готовить к восприятию произведений искусства; готовить детей к посещению театра; приобщать к декоративной деятельности; способствовать развитию певческих навыков (Верно)

c. Оба ответа верны

07. К задачи обучения в старшей группе относятся:

Выберите один ответ:

a. Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства; познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства, познакомить с произведениями живописи

b. Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства», развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения, учить создавать сюжетные композиции

c. Оба ответа верны (Верно)

01. Особенности развивающей эстетической среды на занятиях определяются следующими факторами:

Выберите один ответ:

a. Возрастными особенностями детей, национальной и региональной обстановкой (она включает произведения народного искусства)

b. Содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации (групповое помещение, зал, участок детского сада, студия)

c. Оба ответа верны (Верно)

02. В организации среды для занятий изобразительной деятельностью важно обращать внимание детей на:

Выберите один ответ:

a. Эстетический вид материалов, необходимость аккуратного обращения с ними, с охранения чистоты и порядка

b. Продумывать использование произведений изобразительного искусства, в том числе народного творчества, иллюстраций

c. Оба ответа верны (Верно)

03. В процессе создания эстетической развивающей среды нужно:

Выберите один ответ:

a. Не включать ребенка в процесс изучения эстетической среды, не советоваться с ним, не задавать вопросы по поводу расстановки предметов

b. Включать детей: советоваться с ними о том, где лучше разместить тот или иной уголок, как его обставить, какие предметы могут быть включены в разные уголки (Верно)

c. Оба ответа верны

04. Для художественно-эстетического воспитания детей важное значение имеет:

Выберите один ответ:

a. Наличие сверстников, которые бы оценили достижения ребенка

b. Окружающая среда дошкольного учреждения в целом, то есть оформление всех его помещений, организация и оборудования участка, где гуляют, играют и занимаются дети (Верно)

c. Оба ответа верны

05. Наполнение уголка по ИЗО состоит из:

Выберите один ответ:

a. Тетрадь по письму, ручки, карандаши, игрушки

b. Наличие предметов искусства: декоративно-прикладного, скульптуры малых форм, художественный материалы для творчества, бросовый материал, материалы для лепки: дощечка, пластилин, влажные салфетки, трафареты, перчатки, фигурные дыроколы, прищепки с поролоном для тонирования (Верно)

c. Оба ответа верны

06. Верно ли суждение? Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу.

Выберите один ответ:

07. Верно ли суждение? Среда должна только пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них.

Выберите один ответ:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *