б зайцев годы жизни
Зайцев, Борис Константинович
Борис Константинович Зайцев
29 января (10 февраля) 1881 ( 1881-02-10 )
Бори́с Константи́нович За́йцев (29 января [10 февраля] 1881, Орёл — 28 января 1972, Париж) — русский писатель и переводчик, одна из последних крупных фигур «Серебряного века».
Содержание
Биография
Отец Константин Николаевич Зайцев — директор Московского металлического завода Гужона, из дворян Симбирской губернии. Детство провёл в селе Усты Жиздринского уезда Калужской губернии (ныне Думиничский район Калужской области). Первоначальное образование получил под руководством гувернанток. В Калуге учился в классической гимназии (1892—1894; не окончил, в 1902 экстерном сдавал экзамен по древним языкам в 6-й московской гимназии). Окончил Калужское реальное училище (1894—1897, дополнительный класс — 1898). Учился на химическом отделении Московского технического училища (1898—1899, исключён за участие в студенческих беспорядках), в Горном институте в Санкт-Петербурге (1899—1901; не закончил), на юридическом факультете Московского университета (1902—1906; не закончил).
Писать начал с 17 лет. Осенью 1900-го в Ялте познакомился с А. П. Чеховым. В начале 1901 послал рукопись повести «Неинтересная история» Чехову и В. Г. Короленко. В том же году познакомился с Л. Н. Андреевым, который помогал ему в начале литературной деятельности, ввёл его в литературный кружок «Среда», руководимый Н. Телешовым. В июле 1901 дебютировал рассказом «В дороге» в «Курьере». В 1902 или 1903 познакомился с И. А. Буниным, с которым долгие годы поддерживал дружеские отношения.
Жил в Москве, часто бывая в Санкт-Петербурге. Член московского Литературно-художественного кружка (1902), участвовал в издании просуществовавшего несколько месяцев журнала «Зори» (1906), с 1907 действительный член Общества любителей российской словесности, также член Общества деятелей периодической печати и литературы.
В 1904 побывал в Италии, неоднократно жил там в 1907—1911. Во время Первой мировой войны вместе с женой и дочерью Натальей жил в Притыкине. В декабре 1916 поступил в Александровское военное училище, в марте 1917 был произведён в офицеры. В брошюре «Беседа о войне» (Москва, 1917) писал об агрессивности Германии, проводил идею войны до победного конца. В августе 1917 заболел воспалением лёгких и уехал на отдых в Притыкино, где жил до 1921, периодически бывая в Москве. В 1922 избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Работал в Кооперативной лавке писателей. После заболевания брюшным тифом в 1922 получил разрешение выехать с семьёй за границу для лечения.
В июне 1922 г. Зайцев вместе с семьёй переехал в Берлин. Активную работу вёл в журналах «Современные записки» и «Звено». В сентябре 1923 г. Зайцев с семьёй переезжает в Италию, в декабре они уезжают в Париж, здесь он впоследствии проживёт около полувека. В октябре 1925 г. стал редактором рижского журнала «Перезвоны», в 1927 г. опубликовывал свои произведения в парижской газете «Возрождение».
Весна 1927 г. была ознаменована поездкой на гору Афон, результатом которой было появление путевых очерков под одноимённым названием «Афон».
С 1925 по 1929 гг. в газете «Возрождение» и «Дни» была опубликована первая часть дневниковых записей «Странник». Данные записи посвящены жизни во Франции.
Помимо этого Зайцев занимался подборкой материалов для литературной биографии И. С. Тургенева, А. П. Чехова, В. А. Жуковского, которые впоследствии были опубликованы.
Зайцев очень много путешествовал по Франции, все эти путешествия нашли свое отражение в очерках о таких французских городах, как Грасе, Ницце, Авиньоне.
В первые годы второй мировой войны Зайцев вновь обратился к публикации дневниковых записей. Серия новых дневниковых записей «Дни» публиковалась в газете «Возрождение». После того, как Франция была оккупирована Германией в 1940 г. публикаций Зайцева в русских изданиях не было. В эти годы Зайцев всячески отказывался делать свои выводы о политических неурядицах. Но продолжает работать, так в 1945 г. выходит в свет повесть « Царь Давид».
В 1947 г. Зайцев работает в парижской газете «Русская мысль», в этом же году его избирают председателем Союза русских писателей во Франции. Данная должность остается до конца жизни.
В 1959 г. начинает сотрудничать с альманахом «Мосты» в Мюнхене, ведет переписку с Б. Л. Пастернаком.
1957 г. — тяжелый год в личной жизни Зайцева, жена писателя переносит инсульт, Зайцев все дни проводит возле кровати супруги, продолжая работать над жанром дневниковых записей бытового характера.
Годы эмиграции были плодотворными годами творчества Зайцева, опубликовано более 30 книг на русском языке, около 800 текстов в периодических изданиях.
За границей сотрудничал в эмигрантских изданиях («Современные записки», «Возрождение», «Русская мысль», «Новый журнал» и другие). Долгие годы был председателем Союза русских писателей и журналистов. Один из учредителей и член общества «Икона» в Париже (1927). В 1950-х гг. был членом Комиссии по переводу на русский язык Нового Завета в Париже.
Литературная деятельность
Дебютировал в печати в 1901. В 1904—1907 печатался в журналах «Правда», «Новый путь», «Вопросы жизни», «Золотое руно», «Перевал», сборниках «Знание». Очерки об Италии публиковал в журнале «Перевал» (1907) и газете «Литературно-художественная неделя» (1907). Переводил Г. Флобера: «Искушение св. Антония» (сборник «Знание», кн. 16, 1907) и «Простое сердце» (альманах «Шиповник», кн. 12, 1910). В 1913—1918 занимался переводом ритмической прозой «Ада» из «Божественной комедии» Данте (опубликован: Париж, 1961).
Первый сборник «Рассказы. Книга 1-я» вышел в Санкт-Петербурге в издательстве «Шиповник» (1906; 2-е издание, 1908; 3-е издание, 1909). В прозе ориентировался преимущественно на Чехова, влияние которого особенно ощутимо в сборнике «Рассказы. Книга 2-я» (1909). Наиболее значительным дореволюционным произведением считают повесть «Аграфена» («Шиповник», кн. 4, 1908), которую сравнивали с «Жизнью человека» Л. Н. Андреева и в которой находили влияние прозы Фёдора Сологуба. Помимо рассказов и повестей, написал роман «Дальний край» («Шиповник», кн. 20, 21, 1913; отдельное издание Москва, 1915), несколько пьес — «Верность», «Усадьба Ланиных» (1914; режиссёрский дебют Е. Б. Вахтангова).
Первое издание «Сочинений» (т. 1—7) вышло в 1916—1919 в «Книгоиздательстве писателей в Москве». Повесть «Голубая звезда» (1918; история любви мечтателя Христофорова и девушки тургеневского типа) писатель считал «самой полной и выразительной», «завершением целой полосы» и «прощанием с прошлым». Откликом на современные события стал сборник рассказов «Улица св. Николая» (Берлин, 1923). Одновременно выпустил сборник прозаических и драматических новелл «Рафаэль» (Москва, 1922) и книгу очерков «Италия» (1923), в которых усматривают уход от трагической современности и поиск гармонического единства в мире европейской культуры.
В 1923—1925 г. в журнале «Современные записки» был опубликован роман «Золотой узор».
В 1927 г. был издан рассказ «Моя жизнь и Диана», который в дальнейшем будет признан одним из самых лучших произведений Зайцева.
В эмиграции также написал «Алексей Божий человек» (1925), «Преподобный Сергий Радонежский» (1925), издал книги путевых очерков «Афон» (Париж, 1928) и «Валаам» (Таллин, 1936); паломничества в монастыри совершил в 1927 и 1935. К лучшим произведениям писателя относят его повести «Странное путешествие», «Авдотья смерть» (сборник «Странное путешествие», Париж, 1927) и «Анна» (Париж, 1929). Автор романов «Золотой узор» (Прага, 1926) и «Дом в Пасси» (Берлин, 1935), автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба» («Путешествие Глеба. I — Заря» — Берлин, 1937; «Тишина» — Париж, 1948; «Юность» — Париж, 1950; «Древо жизни» — Нью-Йорк, 1953), романизированных биографий «Жизнь Тургенева» (Париж, 1932), «Жуковский» (Париж, 1951), «Чехов» (Нью-Йорк, 1954). Значительную часть творческого наследия составляют произведения автобиографического и мемуарного характера и публицистика.
В период с 1960 по 1965 годы появляются следующие произведения Зайцева: очерк «Биографическое», сборник рассказов «Тихие зори», книга воспоминаний «Далекое», рассказ «Река времен».
В своем творчестве 3айцев продолжает традиции И. Тургенева и А. Чехова; религиозное восприятие мира, неприязнь писателя к гонке за материальным благополучием и упорядоченным, безопасным существованием, а также симпатия к непоседам и изгнанникам — вот связующие линии его творчества.
Б зайцев годы жизни
Родился 29 января в г. Орле в семье горного инженера. В Калуге он заканчивает классическую гимназию и реальное училище. В 1898 г. поступает в Императорское техническое училище, но через год его отчисляют за участие в студенческих волнениях. Едет в Петербург, поступает в Горный институт, но скоро его оставляет, возвращается в Москву и, снова успешно сдав экзамены, становится студентом юридического факультета университета, но, проучившись три года, бросает университет. Увлечение литературой становится делом всей жизни. В 1902 г. Борис Зайцев входит в московский литературный кружок «Среда». Первые успешные публикации открывают Зайцеву дорогу в любые журналы. Главным достоинством его рассказов, повестей, романов, пьес была радость жизни, светлое оптимистическое начало его мировидения.
В 1906 г. его знакомство с Буниным переходит в близкую дружбу, которая сохранится до последних дней их жизней, хотя временами они ссорились, впрочем, очень быстро мирясь. В 1912 г. он женится, рождается дочь Наташа. Среди этих событий личной жизни он завершает работу над романом «Дальний край» и приступает к переводу «Божественной комедии» Данте.
В 1921 г. его выбирают председателем Союза писателей, в этом же году деятели культуры вступают в комитет помощи голодающим, а через месяц их арестовывают и отвозят на Лубянку. Через несколько дней Зайцева освобождают, он уезжает в Притыкино и возвращается весной 1922 г. в Москву, где заболевает тифом. После выздоровления решает с семьей ехать за границу для поправки здоровья. Благодаря содействию Луначарского получает визу и покидает Россию. Сначала живет в Берлине, много работает, затем в 1924 г. приезжает в Париж, встречается с Буниным, Куприным, Мережковским и навсегда остается в столице эмигрантского зарубежья.
21 января 1972 г. Зайцев скончался в Париже и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Б зайцев годы жизни
Не себе одному принадлежит человек
«Последний лебедь Серебряного века» – так звали в Париже одного из выдающихся писателей русского зарубежья, последнего классика Серебряного века, нашего соотечественника Бориса Константиновича Зайцева. В литературе начала ХХ века его имя находится рядом с именами Л. Андреева, А.Куприна, И. Бунина, З. Гиппиус, А. Мережковского, с которыми он был дружен долгие годы. Его творчество высоко ценили современники А.Чехов, А.Блок, М.Горький, К.Паустовский.
Переводчик, публицист, мастер лирической прозы, отстаивающий идеалы русской духовности до последней минуты жизни, почти 50 лет проживший в эмиграции и посвятивший все свои произведения Родине, сказал о таких же, как он, изгнанниках, коротко, но ясно: «Мы – капля России…»
Родился Борис Зайцев 10 февраля 1881 года в городе Орёл, в дворянской семье. После учебы в Калужском реальном училище был принят в Московское Императорское техническое училище, но с первого же курса был отчислен за участие в студенческих беспорядках. Затем учился в горном институте Санкт-Петербурга, три курса – на юридическом факультете Московского университета. Но высшего образования Зайцев так и не получил, потому что увлекся литературным делом: с 17 лет начал писать рассказы и повести. В Ялте в 1900 г. он познакомился с А.П. Чеховым. Ему и В. Короленко он показал рукопись своей повести «Неинтересная история». Писатели отметили его талант, а Л.Андреев напечатал рассказ самобытного прозаика в своем журнале «Курьер» и ввел Зайцева в московский литературный кружок «Среда», где тот познакомился и подружился с Буниным, Горьким, Шмелёвым, Вересаевым. В 1904 году Зайцев побывал в Италии, писал о ней очерки и считал своей второй духовной родиной. В 1912 году он женился, родилась дочь.
Появились успешные публикации в журналах и первые рецензии на его произведения. Вообще творчество Б. Зайцева можно разделить на два больших периода: до эмиграции и после. До революции, в 1912 году, молодой писатель выпустил в кооперативе «Книгоиздательство писателей» несколько своих повестей, рассказов, пьес, которые мгновенно раскупились. Наиболее известные – это повести «Голубая звезда», «Аграфена», роман «Дальний край», пьеса «Усадьба Ланиных», ставшая дебютным спектаклем Е. Вахтангова.
Проза писателя весьма самобытна: в ней нет сюжета или повествования. Это лирика в прозе выражает тонкие настроения героев – нежных мечтателей с русской душой. Стиль рассказов ровный, тихий, печальный, но светлый, полный романтики и созерцания. Герои как будто живут в полусне, как Петя в романе «Дальний край», или похожий на князя Мышкина у Достоевского Алексей Христофоров в повести «Голубая звезда». Эта повесть о дореволюционной России и история любви наивного честного интеллигента к тургеневской девушке до сих пор покоряет читателей своей чистотой. Главный персонаж – рыцарь Голубой звезды Веги и кроткий посредник между Богом и людьми, искупитель их грехов, понимающий жизнь, как величайшую ценность. Все герои писателя приходят к христианской вере, которая для автора заключается в гармонии, красоте, любви. Они не стремятся переустроить мир, для них важней формирование своей души.
« Барин я или не барин? Странник, нищий, или господин, которому целуют руку? Но какой бы я ни был, я хотел бы плыть, тихо, с сердцем некровным, в светлой дымке сентябрьской. Не хочу ни дома, ни садов. Я путник» («Душа»).
« О, ты, родина! О, широкие твои сени – придорожные березы, синеющие дали верст, ласковый и утолительный привет безбрежных нив! Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечной силой. Прими благословения на вечные времена, хвала тебе, Великая Мать» («Аграфена»).
С началом первой мировой войны, в 1916 году, 35-летний писатель становится сначала курсантом, а потом офицером пехотного полка, но в августе 1917 заболел и уехал жить с семьей в Притыкино. С началом революции он, как и остальные, пытался найти своё место в этом разрушающемся мире. Главным был вопрос об отношении писателя к революции, которая для Зайцева стала космическим переворотом. Были арестованы и расстреляны родные жены, умер отец. Бориса Зайцева избирают председателем Союза писателей и в комитет помощи голодающим. Через месяц был арестован и он, но к счастью, вскоре отпущен.
В 1922 году, в Москве, он едва не умер от сыпного тифа. После этого он вместе с женой навсегда уехал из России. Жили сначала в Германии, в Италии, а с 1924 в Париже, где ему суждено было прожить еще около полувека, где он много работал и печатался. В Берлине в 1922-23 годах было выпущено его собрание сочинений в семи томах. Жизнь эмигрантов он описывает в дневниковых записях «Странник», в романах «Золотой узор», «Дом в Пасси». Но навсегда став эмигрантом, писатель не забывал о Родине. Он помнил заснеженную Москву 20-х годов и находил в парижском небе свою голубую звезду, мерцающую в юности в небе над любимым Арбатом.
« Образ юности отошедшей, жизни шумной и вольной, ласковой сутолоки, любви, надежд, успехов и меланхолий, веселья и стремления – это ты, Арбат… В цветах, и в музыке, бокалах и сиянье жемчугов, под звон ножей, тарелок веселится шумная Москва, ни о чем не гадающая, нынче живущая, завтра сходящая, полумиллионная, полубогемская, сытая и ветром подбитая, и талантливая, и распущенная. Гремят и вьюги над Арбатом, яростно стуча по крышам, колотясь в двери облаками снега. Но сквозь мглу и вой метели невозбранно проплывает седенький извозчик в санках вытертых, на лошаденке Дмитровской, Звенигородской, как корабль нехитрый, но и верный. К Рождеству елки на Арбатской площади – зеленым лесом. Приезжают дамы в соболях; везут чиновники, тащит рабочий елочку на праздник детям. И отбушевавши Новый год, в звоне ль шампанского, в гаме ли водочки с селедкой, входят в ледяной январь, бегут, краснея носом, с усами заиндевелыми, обдуваясь паром – кто на службу, кто торговать, по банкам и конторам. Кто – и по трактирам. Ночью же остро, хрупкоколюче горит Орион семизвездием тайно-прельщающим над кристаллом снегов» («Улица Святого Николая»).
Он готовит для публикации художественные биографии дорогих ему людей – Тургенева, Жуковского, Чехова. Общается в Париже с Мережковским, Куприным, Буниным. Весной 1927 Зайцев совершил поездку на гору Афон. Именно в эмиграции писателем написаны самые значимые духовные произведения о православных святых: повести «Алексей Божий человек», «Преподобный Сергий Радонежский», путевые очерки «Афон», «Валаам».
Во время оккупации Франции публикаций не было, но уже в 1945 году вышла в свет его повесть «Царь Давид». Для русской эмиграции писатель был непререкаемым авторитетом, и с 1947 года до последних дней жизни он был председателем Союза русских писателей во Франции. Автобиографическую тетралогию «Путешествие Глеба», посвященную жене, автор создавал с 1937 по 1953 год. Это произведение включает романы «Заря», «Тишина», «Юность», «Древо жизни». В 1964 году Борис Зайцев написал свой последний рассказ «Река времен». Так же был назван сборник, в который вошли разные по стилю и жанру его произведения.
Русский, верующий, любящий Борис Зайцев оставался христианином по образу мыслей, в многогранном творчестве которого главное место занимают мотивы покаяния, всепрощения, духовного служения и закономерности вершившегося:
«Тучи мы не заметили, хоть бессознательно и ощущали тяжесть. Барометр стоял низко. Утомление, распущенность и маловерие, как на верхах, так и в средней интеллигенции – народ же “безмолвствовал”, а разрушительное в нем копилось… Тяжело вспоминать. Дорого мы заплатили, но уж значит, достаточно набралось грехов. Революция – всегда расплата. Прежнюю Россию упрекать нечего: лучше на себя оборотиться. Какие мы были граждане, какие сыны России, Родины?»
Он продолжал традиции русской классической литературы, хотя на Родине его имя было под запретом долгие десятилетия. Но этот писатель отличался от других эмигрантов тем, что он, изгнанный из России, не озлобился. В своих рассказах он с большой любовью и теплотой вспоминал природу Калужского края, милую его сердцу реку Оку, своих современников с сохранением подлинных имен, фамилий, названий улиц.
« У кого есть настоящая Родина и чувство её, тот не нищ. На чужбине многое видишь о Родине по- иному, иначе оцениваешь. Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений и строительства, и внутреннее ядро их».
Друзья по эмиграции достаточно активно анализировали творчество Б. Зайцева, критиковали образы его героев, искали смысл в их созерцаниях и бедах. Сам же Зайцев единственно правильным считал путь «в принятии горя, скорби, как чего-то возвышающего», где выход только в одном – в любви. Поэтому и проза Зайцева воспринималась, как молитва.
« Все имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми. Прихотливы узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как небесполезные. День и ночь, радость и горе, достижения и падения – всегда научают. Бессмысленного нет».
В эмиграции писатель написал наиболее значительные свои произведения: около 30 книг и примерно 800 произведений на страницах журналов. Его книги – это исповедь вынужденного эмигранта, навсегда оторванного от родины. Друг Бунина, Набокова и Толстого, будучи человеком чистейшей души, аристократом по крови и духу, Борис Зайцев приобрел известность сначала в Европе и Америке и только в конце ХХ века в России. Его произведения были не по нраву лишь его родной стране, молодой стране Советов, где его долгое время не печатали. Поэтому его книги-сокровища оставались неизвестными российскому читателю. Своеобразным толчком в развитии исследования его творчества стал 1972 год – год смерти писателя в Париже в возрасте 91 года. После семи десятилетий забвения пришло осознание того, что литература эмиграции – это тоже наша, русская литература, наше наследие, и его нужно и изучать и издавать.
В конце 80-х годов с началом перестройки и гласности запреты были сняты, и имя русского писателя было возвращено на Родину. Ведущие отечественные издательства и журналы с 1987 года начали публикацию произведений, в первую очередь, рассказов и повестей писателя дореволюционного периода. Постепенно рос интерес к его творчеству, и в 1993 году было издано трехтомное собрание сочинений Б.К. Зайцева.
Особый интерес вызывали воспоминания писателя о своих современниках, биографии Чехова, Жуковского, Тургенева, преподобного Сергия Радонежского, биографию которого сейчас изучают в школах именно в авторстве Б. Зайцева. Издавая книги писателя, изучается и его творчество, исследуются зарубежные архивные материалы. Итогом этой работы можно считать выход в 1999-2000 годах пятитомного собрания сочинений писателя, в котором многие его произведения были опубликованы впервые.
Интерес литераторов к творчеству Бориса Зайцева привел к необходимости проведения Зайцевских чтений, начатых с 1997 года сначала в Калуге, потом в Орле. Патриарх русской литературы, он вернулся в Россию почти через сто лет в своих книгах, встречах, воспоминаниях.
И свет во тьме светит
Странно, что Борис Зайцев, своим выдающимся и разносторонним художественным талантом нисколько не уступающий Бунину или, допустим, Ивану Шмелеву, так и не вошел в первый ряд писателей ХХ века. И даже в эмигрантской литературе остался как бы в тени других, более знаменитых. Хотя любопытно, что именно он с 1947 года и до конца своих дней возглавлял Союз русских писателей во Франции. И это вполне объяснимо: во время Второй мировой войны, когда среди писателей-эмигрантов произошел раскол на тех, кто сочувствовал Красной армии и желал победы СССР, и тех, кто едва ли не склонялся к тому, что «сломить» коммунизм важнее, чем победить фашизм, Зайцев всегда оставался в стороне от политики. Он писал свою прозу, исполненную подлинного христианского духа, создавал потрясающие биографии Тургенева, Жуковского, он написал непревзойденную до сих пор книгу о Сергии Радонежском (не житие, а скорее духовная биография), он занимался переводами Нового Завета, но в политику не лез. Она была противна его душе.
Разумеется, коммунизм был ему враждебен, и с Советской властью он никогда не заигрывал. Но вел переписку с Борисом Пастернаком в конце его жизни, переписывался с Анной Ахматовой. Он написал одно из самых мудрых писем Александру Солженицыну, когда того стали травить на родине:
Их разговор о Бунине, записанный Казаковым на пленку, произошел в парижской квартире Бориса Константиновича. Он воспроизведен в фильме о Юрии Казакове 2012 года «Спрятанный свет слова. » И это удивительно слушать сегодня! Казакову в 1967-м всего только 40 лет. А голос уставший, надломленный. Зайцеву осталось жить пять лет, он глубокий старик, к тому же много лет проведший возле постели разбитой инсультом жены. Голос бодрый, крепкий, ясность памяти и сознания идеальная!
И тут согласишься с тем, что дух питает силы человека гораздо больше его физических возможностей.
До революции Зайцев по своим взглядам был скорее пантеистом. Как и Бунин, воспевал умирающие «дворянские гнезда», ругал городскую жизнь, любил природу. Переболев тифом и оказавшись в эмиграции, Борис Зайцев становится христианским писателем, и я просто не знаю другого случая, кроме, может быть, «Соборян» Николая Лескова и «Лета Господня» Ивана Шмелева, чтобы тема христианства, Церкви, православных святых так органично сочетались с художественным талантом. Он писал жития как биографии («Преподобный Сергий Радонежский) и биографии как жития (Жуковский, Тургенев, Чехов). У него не было противоречия между православным взглядом на мир и светским искусством, что, как правило, неизбежно.
Ясный, светлый и глубоко религиозный писатель!
Вспомним об этом писателе сегодня. Перечитаем его заново.