Баббит что это такое и где используется
Сфера и область применения баббита. Где применяется баббит.
Среди широко применяемых материалов зачастую есть такие, о которых рядовой потребитель мог и не слышать. Одним из таких материалов является баббит – сплав металлов на свинцовой или оловянной основе с незначительным количеством легирующих веществ. Как в промышленности, так и в повседневной жизни он занимает важное место, что обуславливает его уникальные сферы и области применения, о которых речь пойдет далее.
Характеристика баббита
В качестве легирующих веществ используются такие металлы как медь, сурьма, кадмий, натрий, мышьяк и некоторые другие. Имеет невысокую температуру плавления – от 280 ̊С до 400 ̊С в зависимости от составляющих сплава. Чтобы понять, какими техническими характеристиками обладает баббит, нужно рассмотреть виды и марки баббита.
Виды и марки баббита
Весь используемый баббит делится на виды и марки. Основными видами являются свинцовый, оловянный и кальциевый баббит. Названия соответствуют металлу, которого в сплаве преимущественное количество. Свинцовый баббит хоть и не эластичен, но хорошо переносит высокие температуры, от чего повсеместно используется в качестве составляющих двигателя. Оловянный баббит характеризуется большей устойчивостью к внешнему воздействию и коррозии, он также более пластичен. Однако это обуславливает и его сравнительно высокую стоимость. Кальциевый баббит является самым доступным видом из-за небольшой стоимости, но стоит учитывать, что он подвержен коррозии и окислению, поэтому быстро изнашивается.
Баббит также делится на марки для удобства в использовании в промышленной деятельности. Самыми распространенными являются Б16 (основа – свинец), Б83 (основа – олово) и СОС6 (кальциевый). Цифры указывают на процентную долю основного в сплаве металла.
Сферы и области применения
Так как баббит обладает уникальными техническими характеристиками, он активно используется в промышленности. Сферы его применения ограничиваются всего несколькими областями, в которых он просто незаменим. Рассмотрим сферы и области применения баббита более подробно:
— производство подшипников. Из баббита формируется тонкий слой в основе подшипника. Если подшипник подвержен высоким температурам, используют оловянный баббит, если же в приоритете долговечность – свинцовый. Важно знать, что чем тоньше слой данного сплава, тем больше будет срок эксплуатации подшипника.
— тяжелое машиностроение. Практически во всех машинах металлургии и горнодобывающей промышленности он используется в поршнях, подшипниках и других подвижных конструкциях. Кальциевый баббит повсеместно используется в легкозаменяемых деталях из-за его невысокой стоимости.
— автомобилестроение. Баббит является незаменимой составляющей дизельных двигателей автомобилей и сельскохозяйственной техники (используется свинцовый баббит из-за его относительной устойчивости к высоким температурам). Также он используется в движимых составах пассажирских и грузовых вагонов.
Баббит – это материал с уникальными свойствами. На протяжении своей полуторавековой истории он и по сей день не утратил актуальности и важности в механике. Данный материал имеет как достоинства, так и недостатки, однако правильное его использование обеспечит долгую и стабильную работу механической конструкции.
Что такое Баббит — его виды, марки и источники в домашних условиях
Баббит — это сплав из трех составляющих, предназначенный для производства подшипников. Материал образует защитный слой, обеспечивающий надежное прилегание детали, и снижающий износ и трение подшипника в процессе работы узлов и агрегатов.
В качестве составляющих технологическое производство применяет свинец, медь, сурьму и олово в разном соотношении. Химический состав и пропорции напрямую влияют на технические свойства данного антифрикционного материала, а именно температура плавления, рабочая температура заливки, плотность материала, предельно разрешенное давление, а также механическое напряжение.
Под понятием баббитов собраны различные по химическому составу сплавы, играющие роль антифрикционных материалов. Классификация их основана на виде главного элемента.
Виды баббитов
По главному компоненту выделяют три основных разновидности:
Свинцовые баббиты
В качестве мягких металлов основой для свинцовых баббитов служат свинец и сурьма в количестве 87 и 13 процентов соответственно. Это эвтектика (соединение мягких металлов), где в роли твердых частиц выступают кристаллы сурьмы. На них приходится около 5 процентов от общего объёма материала.
Основным назначением баббитов на основе свинца служат подшипники с малой нагрузкой, поскольку основное соединение имеет небольшую эластичность в отличие от аналогов. Свинцовый баббит применяется в высокотемпературных рабочих средах. Примером послужат подшипники и вкладыши прокатных станов, а также двигателей, работающих на дизельном топливе.
Оловянные баббиты
Располагая в качестве основного компонента пластичным оловом, данная категория баббитов является мало восприимчивой к износу и сильному трению. Практика показывает, что антифрикционные материалы с основой из олова служат в два раза дольше свинцовых аналогов.
Кальциевые баббиты
Здесь роль основы выполняет свинец, но оставшийся объём дополняет смесь кальция и натрия. Добавка из этих элементов влечет за собой снижение стоимости изделий, высокую плотность и низкую теплопроводность материала.
Основные марки баббита и их назначение
Изготовление баббита регламентировано ГОСТ 1320-74. Баббит формируется в чушки, предназначенные для создания антифрикционного слоя и заливки подшипников, вкладышей и прочих деталей.
Маркировка основана на химических компонентах сплава.
Современное производство предлагает большое количество марок с различными вариациями соединений. Каждая добавка изменяет свойства антифрикционного материала.
У каждой марки материала своя сфера использования. Из технологических характеристик наиболее важной служит температура плавления и рабочая температура, позволяющая залит антифрикционный материал в подшипник. В промышленном производстве баббит металл производят из руды или вторичного сырья, принятого на переработку. Выпускают его в виде слитков весом в 22 кг.
Лом баббита
Согласно условиям ГОСТ 1639-2009 отходы баббитов относят к категории вторичного олова и сплавов на его основе. Лом может быть нескольких видов.
Кроме того, в качестве вторичного сырья несложно сдать бракованные чушки, осколки от них, а также отходы промышленного производства. В качестве старого лома принимают баббитовые вкладыши, уже не пригодные к использованию по прямому назначению.
При причине большого разнообразия марок и сложности с их визуальным определением для идентификации сплава требуется спектральный анализ.
Выгодно сдать баббит несложно в приемный пункт, располагающий необходимым оснащением для точного определения концентрации олова в имеющемся сплаве. Спектральный анализ позволит точно определить процентное содержание металлов в сплаве.
Источники лома баббита
Данное вторичное сырьё необходимо искать в первую очередь в ломе различных подшипников и вкладышей. Баббит в быту можно взять в первую очередь из вещей советского производства.
Кроме того, баббитовые вкладыши применялись на вкладышах коленвала для грузовиков ГАЗ и МАЗ, в подшипниках на старых компрессорах, а также в высоковольтных изоляторах старой конструкции (купол над стеклом или фарфором), предназначенных для высоковольтных воздушных линий.
Свинец и олово относятся к ценным металлам повышенного спроса. Правильно выбрав пункт приема для реализации вторичного сырья, можно получить неплохую прибыль от сдачи лома баббита в переработку.
Что такое баббит, цена за 1 кг лома в пунктах приема
Заготовители цветного лома, оценивая баббиты, ориентируются на химический состав и состояние металла.
На сегодняшний день баббит на пунктах приема принимают по ценам от 50 до 1200 рублей за кг.
Человек, не знающий основных характеристик, может стать жертвой обмана недобросовестного скупщика лома.
Что такое баббит, и где его применяют
Баббит — это мягкий сплав, в составе которого присутствуют частицы твердых металлов. Используется в качестве твердой смазки в подшипниках и деталях трения.
При заливке или напылении сплава на внутреннюю сторону вкладыша подшипника образуется кольцо, которое при постоянной подаче масла повышает износостойкость деталей.
Основой антифрикционного сплава служат олово и свинец, обладающие высокой теплопроводностью и низким коэффициентом трения.
В зависимости от предназначения, в сплав добавляют:
Баббиты по составу основного сырья делятся на три категории:
Свинцовые сплавы
Баббиты из свинца наиболее распространены из-за своей дешевизны, применяются для заливки деталей, не подверженных сильной нагрузке.
По составу добавок маркируются:
Основной состав сплава марки Б16 – это свинец. Цифра 16 обозначает процент содержания олова, дополнительные примеси – медь и сурьма.
Особенностью этого баббита является способность выдерживать высокие температуры в течение длительного времени.
Главный недостаток – при больших нагрузках и вибрации сплав трескается и крошится.
В основном используется для заливки подшипников железнодорожного и водного транспорта, во время эксплуатации которых их часто меняют.
Также баббит Б16 можно найти в:
БН – баббит, который можно использовать вместо Б16, в нем также присутствует до 11% олова и 5 дополнительных веществ:
Благодаря этим добавкам подшипники с вкладышем из баббита БН более крепкие. Чаще всего используются в дизельных генераторах и компрессорах.
Свинцовый сплав БС6 выдерживает ударные нагрузки и востребован в деталях тракторных двигателей.
Дорогостоящие оловянные баббитовые сплавы
Маркировка по ГОСТ:
Оловянные сплавы дороже. По физическим и антифрикционным свойствам они превосходят свинцовые.
Самый популярный сплав марки Б83, в основной состав которого входит до 85% олова, сурьма и медь.
Широко применяется в подшипниках, вращающихся на высокой скорости при средних нагрузках.
Высокая износостойкость продлевает срок службы оборудования, но, так же, как и баббит Б16, Б83 не выдерживает ударных нагрузок и вибраций.
Применяют в механизмах, принцип работы которых основан на турбинном вращении.
Более удачная модификация этого сплава – марка Б83с, химический состав которого позволяет использовать его в качестве твердой смазки в узлах механизмов, работающих с ударной силой.
Б88 – самый дорогой оловянный сплав баббита. Из маркировки следует, что средний процент содержания олова – 88%. Выдерживает не только высокие температуры, но и устойчив к высоким динамическим нагрузкам и вибрационным ударам. Активно используется в тяжелом машиностроении и в других отраслях, связанных с громоздкими вращающимися механизмами.
Кальциевые баббиты
Свинцово-кальциевые сплавы производят под маркировкой:
Данные баббиты используют в основном в подвижных механизмах железнодорожного транспорта, а также для заливки коренных и шатунных подшипников дизельных и газовых двигателей.
Если вы занимаетесь сбором и сдачей металлолома, то вам будет полезно знать цены на лом черных металлов. Если вы не знаете, где найти цветные металлы, то прочитайте данную статью. Сомневаетесь, какую модель металлоискателя выбрать? Ознакомьтесь с обзором популярных моделей https://rcycle.net/metally/cvetnye/metalloiskateli-vidy-modelj-i-ceny
Правила приема подшипникового сплава
Пункты, осуществляющие прием цветного металлолома, в т.ч. и баббита, при оценке антифрикционного металла ориентируются на стандарты, принятые в 2009 году.
Вид лома | Характеристика | Показатели | Норма |
Олово | Б83, Б83с, Б88. Лом и куски баббитов | Засоренность Олово Свинец Размер | Не больше 3% Не менее 80% Не более 1,5% Не менее 200мм |
Олово | Б16, БН, Бс6, БКА, БЛШ, БК2Ш Лом и куски баббитов | Засоренность Олово Свинец Размер | Не больше 3% Не менее 1,5% Не более 63% Не менее 200мм |
Олово | Б 83, Б 83с, Б 88 Стружка | Засоренность Олово Свинец | Не более 4% Не менее 80% Не более 1,5% |
Олово | Б16, БН, Бс6, БКА, БЛШ, БК2Ш. Стружка оловянно-свинцовая | Засоренность Олово Свинец | Не более 5% Не менее 5,5% Не менее 63% |
Свинец | БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц. Отходы кальциевых баббитов | Засоренность Свинец | Не более 7% Не менее 94% |
Свинец | БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц Лом кальциевых баббитов | Засоренность Свинец | Не более 15% Не менее 94% |
Свинец | БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц Стружка | Засоренность Свинец | Не более 10% Не менее 86% |
Оловянные и свинцовые баббиты входят в категорию цветного металла – олова.
Кальциевые принимают как лом свинца.
Также металлолом делится на категории:
Для точной оценки подшипникового сплава необходимы измерительные приборы, с помощью которых определяется химический состав и засоренность.
Цены на лом баббита
Часто стоимость олова в свинцово-оловянных сплавах определяется не за кг веса, а за процент дорогостоящего металла в килограмме лома.
Пункты приема, не имеющие профессионального оборудования, оценивают лом баббита на глаз, точность такого анализа сомнительна и зависит от опыта и профессионализма оценщика, а также его добропорядочности.
Цена 1 килограмма баббита в РФ:
Вид лома | До 50-100кг | От 100 кг | От 1 т |
Б83 ГОСТ | 400 — 920 руб. | 600- 1020 руб. | 700 – 1200 руб. |
Б83 брак (олова не менее 80%) | 220- 420 руб. | 220- 530 руб. | 450-530 руб. |
Б83 брак (олова не менее 50%) | 100- 120 руб. | 120- 150 руб. | 130- 160 руб. |
Б16 | 50- 180 руб. | 70 – 180 руб. | 130- 180 руб. |
Брак Б 83,Б 16 (1% олова) | 3,1- 5 руб. | 3,5- 5 руб. | 5-6,5 руб. |
Б83 стружка | 500- 520 руб. | 500-520 руб. | 500- 550 руб. |
Б16 стружка | 70- 75 руб. | 70-80 руб. | 70- 90 руб. |
Самая высокая цена за 1 кг лома у оловянного сплава с допустимым количеством примесей не более 0,3 %. Такой лом идет на первичную переплавку без дополнительной очистки от посторонних веществ. Крупные компании, специализирующиеся на заготовке и переработке лома на международном уровне, закупочную цену устанавливают по результатам торгов на мировом рынке.
Олово и свинец относятся к категории биржевого металла, цена постоянно меняется. Базовая цена в различных сплавах вычисляется по специальной формуле.
Параметры для вычисления базовой цены биржевого металла:
Как продать с максимальной выгодой
Стоимость, по которой можно сдать лом баббита полностью зависит от химического состава и концентрации сплава.
Перекупщики и небольшие базы, не имеющие лицензии и спецоборудования, не смогут точно определить количество олова или свинца в изделии.
Лицензированные компании по скупке и переработке металла – наиболее оптимальный вариант для выгодной продажи баббитов.
Спектральный анализ, сделанный с помощью профессиональных приборов, покажет точное содержание того или иного металла.
Для вывоза большого объема неликвидов (обычно от 200 кг) предоставляются услуги по транспортировке. Выезд грузового автотранспорта можно заказать по телефону, обговорив время и детали сделки.
Найти металлобазу с выгодными условиями непросто. Прочитав отзывы о той или иной компании в интернете, можно ошибиться в выборе пункта приема. Зачастую эти отзывы проплачены контент-мастером и написаны за денежное вознаграждение фрилансерами.
Найти скупщиков цветного металлолома с выгодными условиями и расценками также можно на специализированных форумах или в соцсетях, где участники дискуссии подскажут наиболее выгодный вариант в вашем регионе.
Самый же простой и быстрый вариант найти наиболее выгодные условия на прием лома баббита — устроить мини-тендер (если объем значительный) или самостоятельно собрать информацию по 5-10 приемным пунктам. То есть либо разослать свое предложение, либо обзвонить компании и выписать цены и условия приема.
Для юридических лиц также важно правильно оформить списание отходов производства. Необходимую для этого процедуру можно заказать специалистам компании, обладающей правами юридического сопровождения при приеме утильсырья.
Повторное использование металлического сырья позволяет минимизировать затраты на добычу редкоземельной руды, сохраняя природные ресурсы Земли.
Олово и свинец – цветные биржевые металлы, спрос на них никогда не падает. Продажа баббитового лома принесет неплохой доход, если правильно выбрать приемный пункт.
В данном видео можно увидеть, как анализируют состав баббита с помощью специального оборудования:
Баббит металл. Свойства баббита. Применение баббита
Составы, придуманные Исааком, пригодились промышленникам. Баббит, в частности, отличился антифрикционными свойствами и стал использоваться в подшипниках паровых машин.
Поскольку они – основа сплава, то и его свойства, во многом, являются сплавом характеристик двух металлов. Разберемся в частностях.
Свойства баббита
Олово со свинцом пластичны, довольно мягки. Это прекрасная основа для твердых вкраплений. Последние – опора подшипника.
Основа же обеспечивает плотное прилегание детали к валу. Технологи называют это прирабатываемостью подшипника.
Такая структура сплава, в котором вещества разделены на разные фазы, называется гетерогенной.
Размягчение и пластичность сплава во многом зависят от низкой температуры плавления – не выше 440-ка градусов. Нижняя планка – около 240-ка.
Точное значение зависит от состава сплава. Баббит – общее название семейства антифрикционных материалов.
Это те, что противостоят фрикциям, то есть, возвратно-поступательным движениям. Подшипники, как известно «ходят» туда-сюда.
Если детали не смогут противостоять трению, быстро выйдут из строя. Так вот, олово баббит делает стойким к коррозии, максимально теплопроводимым, то есть, деталь меньше нагревается.
Это увеличивает износоустойчивость сплава, но снижает его температуру плавления.
Второй состав баббита, преимущественно, свинцовый. Соответственно, температура плавления максимальна.
Поэтому, на производстве автомобилей, прокатных станов, сельхозтехники используют именно свинцовую смесь. Есть еще и кальциевая.
Свинец с оловом в ней тоже присутствуют, но уже не играет главенствующей роли. Кальций обеспечивает низкую цену при высокой плотности сплава.
Теплопроводность у него низкая. Основная проблема кальциевого баббита состоит в быстром окислении. Соответственно, детали быстро изнашиваются.
Такие подшипники устраивают лишь железнодорожников. Вкладыши в рамах поездов часто проверяют и меняют. Подшипники не успевают снашиваться.
Как видно, свинец и олово есть во всех баббитах. Разница лишь в пропорциях. Остальные составляющие разнятся. Рассмотрены основные металлы.
«Присадки» отвечают за специфические свойства. Медь, к примеру, делает баббит свинцовый, как и остальные виды сплава, тверже, увеличивает ударную вязкость.
Никель повышает износостойкость. Поэтому, 28 элемент принято примешивать к кальциевым баббитам. Металл кадмий увеличивает стойкость деталей к коррозии. Лигатура из сурьмы направлена на общую прочность сплава.
Получается, разнится не только температура плавления баббита, но и другие характеристики. Все зависит от состава.
Неизменно одно, — сплав остается первым из антифрикционных, созданных человеком. К 21-му веку разработаны десятки марок.
Основных марок около 10-ти. Из них три свинцовых. Это Б16, БH и БС6. К оловянным относятся Б83С, Б83 и Б88 баббит. ГОСТ 1320-74 един. Отдельный ГОСТ 1209-90 утвержден для кальциевых марок БКА, БК2, БК2Ш и БК2Ц.
Добыча баббита
Промышленники зовут их чушками. Их масса не превышает 22-ух килограммов. Важно, чтобы поверхность слитков была чистой.
Иначе, в шихту, то есть смесь для сплава, могут попасть сторонние загрязнители.
Поэтому, производители баббита тщательно очищают исходный материал. Он может быть первичным, то есть, добытым в природе и вторичным.
Под вторичным материалом подразумевается лом баббита. Работая с ним, проводят обезжиривание.
К тому же, на поверхность расплава вторичных компонентов всплывает тугоплавкая пенка, именуемая спрудиной. Ее нужно снимать.
В России с процессом знакомо большинство металлургов, поскольку около 70% отечественных баббитов производят именно из вторичного сырья.
На каждой чушке баббита выдавливают номер плавки, марку сплава и товарный знак завода, где производилась отливка.
Работникам других предприятий остается расплавить готовые брикеты и залить во вкладыш подшипника.
То есть, из баббита состоит не вся деталь. Для улучшения антифрикционных свойств достаточно тонкого слоя.
Некоторые производители подшипников формируют сплав самостоятельно, подбирая нужную шихту. Так именуют смесь исходных компонентов, которые сплавляют.
Заливка баббитом собственного производства позволяет лучше контролировать качество продукции, искать собственные формулы, выделяющие товар из ряда аналогов.
Исходную шихту сплавляют. Температура зависит от состава марки материала, его предназначения.
Так, плавление баббита Б16 проводится при 240-340-ка градусах. В формы сплав заливается при этой же температуре, чего не скажешь о Б83.
Последний баббит разливают нагретым минимум до 440-ка по шкале Цельсия. При этом, сплавляют 83-ю шихту при тех же 240-340-ка градусах.
Применение баббита
Специфику применения баббитов стоит знать не только производителям, но и потребителя.
Так, сплав марки БМ подходит только для шатунных подшипников. В них есть деталь, стыкующая коленчатый вал и поршень. Она и называется шатун.
Такие детали ставят, к примеру, на трактора. Шатунные подшипники требуют замены через каждую 1000 километров пробега.
Зато, для деталей не требуется ряд насосов, обслуживающий смазки. К тому же, снижается масса баббита, используемого в подшипниках, а значит, и их стоимость. Антифрикционные сплавы не из дешевых.
В коренных подшипниках баббитовая прослойка больше, значит, и допустимый пробег выше.
Износ антифрикционного слоя приводит к большей амплитуде движения за счет увеличения радиального зазора, максимальному трению и, как итог, растрескиванию крышек подшипников.
Для коренных подшипников идеален 88 баббит. Он подходит для деталей, эксплуатируемых при больших скоростях, высоких динамических нагрузках.
Сплав подойдет, к примеру, для быстроходных и среднеоборотных дизелей. Что же касается баббита Б83, он годится, в основном, для средних нагрузок.
Для тяжелого машиностроения предназначен баббит Б16. Если износ прослойки замечен вовремя, еще не повлек порчу деталей, можно перезалить баббитовый слой, предварительно очистив поверхность подшипника.
Получается, не обязательно покупать новый. Знание этих нюансов применения баббита позволяет не прогадать с приобретениями и сэкономить на их эксплуатации.
Цена баббита
На баббит цена зависит от состава сплава, его марки, производителя. Если брать, к примеру, тонну Б83-го, то есть, оловянистого материала, стоимость сведется к 1 300 000 рублей за тонну.
Речь о товаре в чушках. Свинцовые слитки Б16-ой марки реализуют, прося примерно 350 000 за 1000 килограммов.
Большинство же производителей предлагают купить баббит по договорным ценам, объявляя гибкую систему скидок.
Так, одно из тульских ООО реализует кило оловянистого сплава за 1900 рублей, а при оптовых заказах цена доходит до 400-от рублей.
Не забудем про вторичный рынок. Сдать баббитовый лом можно по 600 рублей за кило. Такое предложение исходит, к примеру, от «Мосвторметалла».
Предприятие, как видно из названия, московское. В регионах за лом баббита дают меньше, до 500-от рублей за 1000 граммов.
Частным лицам набрать кило антифрикционного сплава – проблема. Как уже говорилось, он является лишь тонкой прослойкой в деталях.
Собственно, поэтому затраты производителей и окупаются. Окупились когда-то и труды Исаака Бэббита.
Для 1844-го года сумма внушительная, свидетельствующая, сколь важной посчитали придумку Бэббита на верхах.