бабеф гракх краткая биография
Бабеф Гракх — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.
Бабеф (Babeuf) Гракх (наст. имя Франсуа Ноэль, Noel) (23 ноября 1760, Сен-Кантен — 27 мая 1797, Вандом), политический деятель эпохи Великой Французской революции.
Родился в многодетной семье мелкого служащего. С детства узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса. В 21 год получил самостоятельную практику февдиста — специалиста по сеньориальному праву, разработал новую систему составления сеньориальных описей. Женившись на Мари-Анн Лангле, служанке, обосновался в Руа, где прожил до 1792. Распространение революционных идей вошло в противоречие с профессиональной деятельностью Бабефа и побудило его в 1789 предпринять поездку в Париж, где он застал взятие Бастилии.
Как деятельный участник движения за отмену косвенных налогов, он был арестован в Руа (1790) и препровожден в Париж, в тюрьму Консьержери. Выпущен на свободу, но вскоре вновь подвергнут краткосрочному тюремному заключению. Приобрел репутацию пикардийского Марата. После свержения монархии (10 августа 1792) избран в Генеральный совет департамента Сомма, а затем в директорию дистрикта Мондидье, однако натолкнулся на враждебность своих более умеренных коллег из муниципальной администрации, которые сумели воспользоваться оплошностью Бабефа при оформлении одного из актов о продаже национальных имуществ и изгнали его с поста и возбудили против него судебное преследование. В августе 1793 он был приговорен к 20 годам каторги, а в ноябре опять арестован. На протяжении всего периода якобинской диктатуры Бабеф упорно добивался пересмотра своего дела; выйдя из парижской тюрьмы в декабре 1793, он вновь оказался в тюрьме в Мондидье и, наконец, был освобожден за девять дней до термидорианского переворота.
В октябре 1794 Бабеф начинает издавать свою «Газету свободы прессы» (Journal de la libertе de la presse), имевшую ярко выраженную антиякобинскую направленность. Вскоре она стала выходить под именем «Трибун народа». К этому времени Бабеф берет себе имя «Гракх» в память о древнеримских народных трибунах, сторонниках радикальной аграрной реформы. Отнюдь не удовлетворенный плодами термидора, он постепенно переходит от разоблачения казненного Робеспьера к призыву опереться на его опыт. В феврале 1795 Бабеф в очередной раз арестован и выпущен на свободу в октябре того же года благодаря всеобщей амнистии. Поселившись в Париже, он возобновляет издание «Трибуна» и, опираясь на единомышленников (А. А. Дарте, Ф. М. Буонаротти, П. А. Антонеля, Ф. Лепелетье, С. Марешаля), готовит «Заговор во имя равенства» — государственный переворот, целью которого должно было стать свержение Директории, уничтожение торговли, перераспределение и обобществление земли, установление всеобщего равенства. Заговор был раскрыт, его участники арестованы и преданы суду в мае 1797, а вожди (Бабеф и Дарте) приговорены к смертной казни. Всходя на гильотину, Бабеф заколол себя ножом, переданным ему его собственным сыном.
Гракх Бабёф
Франсуа Ноэль Бабёф, ставший известным как Гракх Бабёф, родился 23 ноября 1760 года в Сен-Кантене.
Имя Гракх было взято им в честь античных Гракхов (древнеримская знатная семья, ветвь плебейского, но выдвинувшегося в ряды новой оптиматской аристократии).
С детства он узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса.
В 21 год получил самостоятельную практику февдиста-архивиста (юриста, специалиста по сеньориальному праву), разработал новую систему составления сеньориальных описей.
Под влиянием идей Руссо и Мабли, а затем и Морелли, он стал убеждённым сторонником общества «совершенного равенства», в котором отсутствовала бы частная собственность. Уже в 1785 году разработал план создания «коллективных ферм» вместо крупных земельных владений. Был активным участником революции в Пикардии, и не теряя из виду свой конечный идеал, с присущим ему политическим чутьём стремился использовать такие события повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы.
В 1790 году за организацию движения против уплаты косвенных налогов и деятельное участие в нём Бабёф был арестован в Руа и препровождён в Париж, в тюрьму Консьержери. Откуда его освободили при содействии Жана-Поля Марата. Выпущенный на свободу, он вскоре вновь подвергнут краткосрочному тюремному заключению, приобретя репутацию пикардийского Марата.
В 1791 году Бабёф, в связи с бегством Людовика XVI, выступил за установление республиканского строя. После свержения монархии (10 августа 1792) избран в Генеральный совет департамента Сомма, а затем в директорию дистрикта Мондидье.
В период якобинской диктатуры он выступал за немедленную бесплатную раздачу земель беднякам. Бабёф однако натолкнулся на враждебность своих более умеренных коллег из муниципальной администрации, которые воспользовались оплошностью Бабёфа при оформлении одного из актов о продаже национальных имуществ и изгнали его с поста, возбудив против него судебное преследование.
В августе 1793 по ложному обвинению в подлоге он был приговорён к 20 годам каторги, а в ноябре опять арестован и содержался в заключении. На протяжении всего периода якобинской диктатуры Бабёф упорно добивался пересмотра своего дела. Выйдя из парижской тюрьмы в декабре 1793 года, он вновь оказался в тюрьме в Мондидье и, наконец, был освобождён за девять дней до термидорианского переворота.
Освобождённый ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете «Journal de la liberté de la presse» (Газета свободы печати), переименованной вскоре в «Le Tribun du peuple» (Народный трибун).
В феврале 1795 года Бабёф вновь подвергся аресту. Освобождённый по амнистии в октябре 1795 года, он возобновляет издание «Народного трибуна» и становится вместе с Ф. Буонарроти, О.-А. Дарте, Ш. Жерменом и другими организатором и руководителем коммунистического движения «во имя равенства».
Весной 1796 года возглавляет «Тайную повстанческую директорию» и готовит народное выступление. Идеи Бабёфа и его сторонников (бабувистов) являются предшественниками научного коммунизма. На основании опыта революции Бабёф пришёл к выводу о невозможности немедленного осуществления «чистой демократии» и необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к коммунистическому.
В организации участвовали различные лица: Друэ, Ш. Жермен, портной Тиссо и др. В результате предательства одного из участников движения Ж. Гризеля заговор был раскрыт и все его руководители и ряд участников были 10 мая 1796 года арестованы.
26 мая 1797 года суд в Вандоме приговорил Бабёфа и Дарте к смертной казни. После объявления приговора Бабёф и Дарте пытались заколоть себя кинжалами и нанесли себе тяжёлые ранения. Утром следующего дня полумёртвыми они были отнесены на эшафот и гильотинированы.
Личная жизнь Гракха Бабёфа:
У них родились дети: Камил Бабёф, Эмиль Бабёф, Гай Бабёф.
Сохранилось много писем Бабёфа к жене и сыновьям. Документы отражают деятельность Бабефа как убежденного и стойкого революционера, ярко рисуют его обаятельный облик кристально честного человека, дают представление о той страшной материальной нужде, в которой находились он и его семья.
25 июля 1789 года он писал жене:
Можешь прочитать это другим; теперь нация свободна, и всякий волен писать, что хочет.
Я еще ничего не сказал тебе о моих делах. Приехав, я отправился к господину Мори; он отложил наш разговор до понедельника. Затем я побывал у другого, он оставил меня обедать и ссылался на всевозможные трудности в связи с его делом.
В конце концов мне пришлось согласиться па оплату прав, как нотариусу, без предварительных условий, и я был счастлив, что вытянул из него 42 франка, из которых посылаю тебе 30. Единственно, что я могу тебе сообщить утешительного с его слов, – это твердое обещание, что мне будет поручено составление двух крупных кадастров. Господин Мори тоже заверил, что за мной обеспечен кадастр для Сен-Кантенского аббатства в Бове, и добавил, что если мной останутся довольны, то он мне доставит работы сколько угодно. Но я очень боюсь, что скоро полетят к черту все кадастры и множество других вещей, от которых давно пора избавиться, хотя я от этого и пострадаю. Все то, что я здесь слышу, дает мне основание так думать. Люди во всеуслышание требуют упразднения дворянства, сеньориальных грамот, замков, высшего духовенства и т. д. Они сто раз правы, и я от всей души одобряю эти перемены; я даже готов помочь тому, кто собирается опрокинуть мой печной горшок; пусть эгоисты назовут меня безумцем – все равно.
Я работаю над кадастром вместе с господином Одиффре, который, кажется, глубоко уверен, что опубликование этого труда принесет нам большие выгоды. В следующем письме сообщу об этом подробнее. Напишу тебе, как только приду к какому-нибудь соглашению с господином Мори.
Оставь себе эти десять экю и не плати никому ни одного гроша – понимаешь? Обнимаю тебя от всего сердца».
Библиография Гракха Бабёфа:
О системе уничтожения населения, или жизнь и преступления Каррье
последнее обновление информации: 14.08.2021
Бабеф гракх краткая биография
Родился в бедной, многодетной семье бывшего солдата, ставшего служащим.
С детства узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса.
В 21 год (1781) получил самостоятельную практику февдиста-архивиста (юриста, специалиста по сеньориальному праву), разработал новую систему составления сеньориальных описей.
В 1790 году за организацию движения против уплаты косвенных налогов и деятельное участие в нём Бабёф был арестован в Руа и препровожден в Париж, в тюрьму Консьержери. Откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата. Выпущенный на свободу, он вскоре вновь подвергнут краткосрочному тюремному заключению, приобретя репутацию пикардийского Марата.
В 1791 году Бабёф, в связи с бегством Людовика XVI, выступил за установление республиканского строя. После свержения монархии (10 августа 1792) избран в Генеральный совет департамента Сомма, а затем в директорию дистрикта Мондидье.
В 1793 году работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны.
В период якобинской диктатуры он выступал за немедленную бесплатную раздачу земель беднякам. Бабёф однако натолкнулся на враждебность своих более умеренных коллег из муниципальной администрации, которые воспользовались оплошностью Бабёфа при оформлении одного из актов о продаже национальных имуществ и изгнали его с поста, возбудив против него судебное преследование.
В августе 1793 по ложному обвинению в подлоге он был приговорен к 20 годам каторги, а в ноябре опять арестован и содержался в заключении.
На протяжении всего периода якобинской диктатуры Бабёф упорно добивался пересмотра своего дела; выйдя из парижской тюрьмы в декабре 1793 года, он вновь оказался в тюрьме в Мондидье и, наконец, был освобожден за девять дней до термидорианского переворота.Le Tribun du peupleОсвобождённый ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете «Journal de la liberte de la presse» (Газета свободы печати), переименованной вскоре в «Le Tribun du peuple» (Народный трибун).
В организации участвовали различные лица: Друэ, Ш. Жермен, портной Тиссо и др.
В результате предательства одного из участников движения Ж. Гризеля заговор был раскрыт и все его руководители и ряд участников были 10 мая 1796 года арестованы. 26 мая 1797 года суд в Вандоме приговорил Бабёфа и Дарте к смертной казни. После объявления приговора Бабёф и Дарте пытались заколоть себя кинжалами и нанесли себе тяжелые ранения; утром следующего дня полумертвыми они были отнесены на эшафот и гильотинированы.Идеи Бабёфа и его сторонников (бабувистов) являются предшественниками научного коммунизма.
На основании опыта революции Бабёф пришёл к выводу о невозможности немедленного осуществления «чистой демократии» и необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к коммунистическому.Признание необходимости диктатуры явилось одной из важнейших черт наследия бабувизма.
Гракх Бабеф
Содержание
Биография
Родился в бедной, многодетной семье бывшего солдата, ставшего служащим. С детства узнал тяжесть изнурительного физического труда на строительстве Пикардийского канала, затем получил место писца и ученика у нотариуса. В 21 год (1780) получил самостоятельную практику февдиста-архивиста (юриста, специалиста по сеньориальному праву), разработал новую систему составления сеньориальных описей. Женившись на Мари-Анн Лангле, служанке, обосновался в Руа, где прожил до 1792.
Под влиянием идей Руссо и Мабли (позднее Морелли) стал убеждённым сторонником общества «совершенного равенства», в котором отсутствовала бы частная собственность. Уже в 1785 году разработал план создания «коллективных ферм» вместо крупных земельных владений. Был активным участником революции в Пикардии, и не теряя из виду свой конечный идеал, с присущим ему политическим чутьём стремился использовать такие события повседневной борьбы, которые могли бы активизировать народные массы. Распространение революционных идей вошло в противоречие с профессиональной деятельностью Бабёфа и побудило его в 1789 предпринять поездку в Париж, где он застал взятие Бастилии. 22 октября 1789 г — первое открытое выступление Бабёфа, направленное против избирательного ценза. В 1790 году за организацию движения против уплаты косвенных налогов и деятельное участие в нем Бабёф был арестован в Руа и препровожден в Париж, в тюрьму Консьержери. Откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата. Выпущенный на свободу, он вскоре вновь подвергнут краткосрочному тюремному заключению, приобретя репутацию пикардийского Марата.
В последующие годы Бабёф выдвинул смелую аграрную программу — полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованного церковного имущества вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец, «аграрный закон», идею которого Бабёф сформулировал ранее в книге «Постоянный кадастр» (1789).
В 1791 Бабёф, в связи с бегством Людовика XVI, выступил за установление республиканского строя. После свержения монархии (10 августа 1792) избран в Генеральный совет департамента Сомма, а затем в директорию дистрикта Мондидье. В 1793 году работал секретарём продовольственной администрации Парижской Коммуны. На протяжении всей революции Бабёф последовательно отстаивал интересы неимущих классов, в особенности тех слоев мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в деревне, для которых главным источником существования уже становилась заработная плата. Критиковал Марата и даже якобинский Конвент и за недостаточное внимание к вопросу о «благосостоянии неимущего класса». Глубоко ценя Робеспьера и разделяя многие из его убеждений, тем не менее Бабёф пошёл дальше — он хотел фактического равенства среди людей, считая это идеалом общественного устройства. Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы привели Бабёфа к мысли о практической возможности осуществления «общества совершенного равенства».
В период якобинской диктатуры он выступал за немедленную бесплатную раздачу земель беднякам. Бабёф однако натолкнулся на враждебность своих более умеренных коллег из муниципальной администрации, которые воспользовались оплошностью Бабёфа при оформлении одного из актов о продаже национальных имуществ и изгнали его с поста, возбудив против него судебное преследование. В августе 1793 по ложному обвинению в подлоге он был приговорен к 20 годам каторги, а в ноябре опять арестован и содержался в заключении. На протяжении всего периода якобинской диктатуры Бабёф упорно добивался пересмотра своего дела; выйдя из парижской тюрьмы в декабре 1793, он вновь оказался в тюрьме в Мондидье и, наконец, был освобожден за девять дней до термидорианского переворота.
Освобождённый ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете «Журналь де ла либерте де ла пресс» («Journal de la liberte de la presse»), переименованной вскоре в «Трибюн дю пёпль» («Le Tribun du peuple»).
В феврале 1795 года Бабёф вновь подвергся аресту. Освобождённый по амнистии (октябрь 1795), он возобновляет издание «Трибюн дю пёпль» и становится вместе с Ф. Буонарроти, О. А. Дарте, Ш. Жерменом и другим организатором и руководителем коммунистического движения «во имя равенства».
Весной 1796 возглавляет «Тайную повстанческую директорию» и готовит народное выступление. В организации участвовали различные лица: Друэ, Ш.Жермен, портной Тиссо и др. В результате предательства одного из участников движения Гризеля заговор был раскрыт и все его руководители и ряд участников были 10 мая 1796 года арестованы. 26 мая 1797 года суд в Вандоме приговорил Бабёфа и Дарте к смертной казни. Всходя на гильотину, Бабёф заколол себя ножом, переданным ему его собственным сыном.
Идеи Бабёфа и его сторонников (бабувистов) являются предшественниками научного коммунизма. На основании опыта революции Бабёф пришёл к выводу о невозможности немедленного осуществления «чистой демократии» и необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к коммунистическому.
Признание необходимости диктатуры явилось одной из важнейших черт наследия бабувизма. В случае успеха восстания Бабёф и его сторонники собирались провести ряд экономических мероприятий в целях немедленного улучшения положения народных масс и реализовать план создания «национальной коммуны», которая должна была заменить частное хозяйство. Слабой стороной их взглядов являлась «грубая уравнительность», а из-за невозможности широкой агитации — отсутствие опоры на широкие народные массы.
Бабеф гракх краткая биография
Бабёф Гракх (1760–1797). Французский революционный радикал левых взглядов, ориентированный на попытку совершить в результате заговора подлинную революцию трудящихся и установить “республику равных”. Идеал равенства доводил до крайности: “Никто не может иметь того, что не могут иметь все”. Коммунистические идеи Бабёфа излагал уже не как представление об идеальном обществе, а формулировал как манифест практических действий – “Манифест равных”.
А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Другие биографические материалы:
Володин А.И. Коммунист-утопист (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).
Далее читайте:
Бабёф. Письмо сыну. 14 плювиоза [2 февраля 1794 г.]
Бабёф. Письмо Шарлю Жермену. 10 термидора III года [28 июля 1795 г.]
Бабёф. Манифест плебеев. Трибун народа, или Защитник прав человека. Проспект.
Сочинения:
Бабеф Гракх. Сочинения в 4-х тт. М. «Наука». 1975-1982.Бабеф Г. «Манифест плебеев»
Бабеф Г. «О системе уничтожения населения, или жизнь и преступления Каррье».
Сочинения в 4-х тт. М., 1975— 1977;
Ceuvres de Babeuf. V. 1. Paris, 1977.
Pages choisies de Babeuf (comment. par M Dommanget), P., 1935.
Литература:
Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа. В 2-х тт. М. Изд-во АН СССР (Предшественники научного социализма). 1963.
Волгин В. П. Движение «равных» и их социальные идеи.— В кн.: Буонарроти Ф. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа. М.— Л., 1948, т. 1.
Волгин В. П. Место бабувизма в истории социальных идей.— В кн.: Французский ежегодник, 1960. М., 1961.
Далин В. М. Бабеф накануне и во время Великой французской буржуазной революции. (1785—1794). М., 1963.
Далин В. М. К истории «Плебейского Манифеста»: Бабеф в Аррасской тюрьме.— В кн.: История социалистических учений. М., 1964.
Деборин А. М. Социально-политическая доктрина Бабефа.— В кн.: Из истории общественных движений и международных отношений. М., 1957.
К двухсотлетию со дня рождения Гракха Бабефа.— В кн.: Французский ежегодник, 1960. М., 1961.
Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М.: Изд-во МГУ. 1989.
Тарле Е.В. Дело Бабефа. Очерк из истории Франции. В кн. Из литературного наследия академика Е.В.
Тарле. М. «Наука». 1981.
Чепурина М. Ю. Термидорианец Камилл Бабеф и его читатели // Французский ежегодник 2010. М., 2010;
Черткова Г.С. Гракх Бабеф во время термидорианской реакции. М., 1980.
Щеголев Г.Г. Заговор Бабефа. Л. [1927].
Щеголев Г.Г. Гракх Бабеф. М. «Журн-газ. объединение» (ЖЗЛ). 1933.
Schiappa J. М. Graccus Babeuf avec les Egaux. Paris, 1991;
Riviale Ph. L’impatience du bonheur. Apologie de Gracchus Babeuf. Paris, 2001;
Larue- LangloisF. Gracchus Babeuf: tribun du peuple. Paris, 2003.
Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2 (см. имен. указ.), М., 1955;
Энгельс Ф., Празднество наций в Лондоне, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955;
Galante Garrone A., Buonarroti e Babeuf, Torino, 1948;