Бабий бунт что это
Что такое бабий бунт?
БАБИЙ БУНТ, массовые волнения женщин-солдаток (1915, 1916). Продовольств. женские бунты прокатились по городам Урала с сер. 1915. Наиболее значит. из них происходили в Чел. 23 нояб. 1915 толпа возмущ. женщин требовала продажи сахара. Были разбиты стекла в неск. лучших магазинах города и здании гор. управы. Порядок был востановлен только с появлением казачьей сотни и 2 рот солдат. Однако солдаты почти открыто сочувствовали движению женщин. Они говорили: “Если хоть одна солдатка будет побита, то вся казарма выступит на защиту солдатских жен”. В окт. 1916, по словам нач. Пермского жандармского управления,недоставало лишь толчка, чтобы “население перешло к открытому возмущению”. Осенью 1916 в Чел. начался бунт женщин-солдаток. На Соборной пл. (ныне пл. Ярославского) собралось неск. сот женщин во главе с работницей кондитерской ф-ки Полякова-Высоцкого К. Кармазиновой. К ним присоединились и женщины, работавшие на частных предпр. Кармазинова призвала солдаток организованно двинуться к гор. управе и потребовать немедл. выдачи задолженностей по пенсиям, а также хлебных и продовольств. пайков, предоставления работы и существ. увеличения заработной платы. На усмирение солдаток прибыли жандармы и казаки. Были арестованы 18 солдаток, в т. ч. Кармазинова. В Чел. было объявлено воен. положение. Но, тем не менее, властям пришлось пойти на уступки. Гор. управа приступила к выдаче пособий и прод. пайков. Была увеличена заработная плата. Прод. выступления в Чел. не прекращались. Магазины из-за угрозы погромов были закрыты. Благодаря принятым мерам дальнейшие беспорядки были предотвращены.
В музыке:
Бабий бунт
музыкальная комедия в 2-х действиях
по мотивам «Донских рассказов» М. Шолохова
Музыка Е. Птичкина
Либретто К. Васильева
Стихи М. Пляцковского
Бабий бунт. Как повлиял на развитие истории тот факт, что бердские мужики спрятались за спины своих жён.
В публикациях советского времени коллективизация в наших краях описывалась в самых радужных тонах: приезжие «двадцатипятитысячники» и местные коммунисты организовывали колхозы, комсомольцы им в этом помогали, а крестьяне охотно вступали в коллективные хозяйства. Воспоминания же участников этих событий рисуют совсем другую картину, потому и были надёжно запрятаны в архивы. Пришло время извлечь их оттуда.
Впрочем, кое-что можно почерпнуть между строк и в советских источниках. Вот, например, книжица местного журналиста Евгения Сметанина «Бердск, краткий исторический очерк», изданная в 1983 году. На её страницах бывший технический секретарь волостного комитета РКСМ Иван Якушев делится воспоминаниями: «Однажды на комсомольское собрание пришёл председатель ревкома Фёдор Рышков. Он сказал, что рабочему классу и Красной Армии нужен хлеб. Была объявлена «Неделя сухаря». Мы пошли по домам, выезжали в соседние деревни. И в результате только в Бердске было собрано более 100 пудов сухарей. Вместе с представителями Совета и комитета бедноты мы также выявляли хлебные излишки. Местные богатеи пытались укрыть зерно, но им это плохо удалось».
После начала коллективизации изымать «хлебные излишки», причём до последнего сухаря, стало ещё проще. Бердский старожил Василий Хомутов с болью вспоминал то время:
— В 30-е годы в Бердске началась коллективизация в сельском хозяйстве под лозунгом «Сплошная коллективизация и ликвидация кулаков как класса». В этот период и началось… Вместо добровольного вступления крестьян в колхоз заставляли вступать под страхом зачисления в кулаки или подкулачники. В кулаки зачисляли крестьян, которые никогда не пользовались наёмным трудом, даже в страдную пору, но имели большую семью и много рабочих рук».
«Аполитичный элемент»
К началу 30-х годов в Бердской волости было создано несколько колхозов. Так, в Черноречке был организован колхоз «Танк», в Койново – «Партизан», в Бородавкино – «Путь Ильича», в Шипуново – «Комбайн», в Завьялово – «Факел революции». Вот с Завьялово-то всё и началось.
Татьяна Плотникова переехала в Бердск уже в преклонном возрасте. Но до этого она много лет проработала в колхозе «Факел революции». В бердском музее хранится заветная тетрадочка с воспоминаниями Татьяны Михайловны.
«В июле 1931 года это было. К правлению колхоза пришли около тридцати женщин. Они требовали от председателя хлеба, потому что весь прошлогодний урожай был вывезен в счёт хлебозаготовок и есть нечего было. Председатель заявил, что хлеба они не получат. Тогда женщины всей толпой отправились к хлебному амбару кооперации и самостоятельно взяли три мешка хлеба. Больше взять им помешал заведующий амбаром, замкнув склад. Тогда женщины начали кричать, требуя хлеба. На крик сбежался народ, даже из окрестных деревень.
Прибывшие на место коммунисты и представители власти уговаривали крестьянок разойтись, однако их стали забрасывать камнями и палками. Вскоре крестьянки разобрали ограду, разбили дверь амбара и завладели мешками с хлебом. А затем вся толпа на подводах отправилась в Бердск, потому что именно в Бердск тогда свозилось зерно с окрестных колхозов. Там они самовольно вскрыли амбар госмельницы № 200 имени Фрунзе (это бывшая мельница купца Горохова), загрузились хлебом и разъехались по деревням».
А что же в то время делали мужчины? Судя по воспоминаниям Татьяны Михайловны, ни-че-го. Они предпочитали наблюдать за происходящим, скрываясь за спинами своих жён. Потому как знали: прими они участие в хлебном бунте, всемогущее ОГПУ может стереть их в порошок. А к женским «выступлениям» отношение у чекистов было другое: селянок считали элементом отсталым, невежественным и крайне аполитичным. Центр рекомендовал воздействовать на них не репрессивными мерами, а политико-воспитательной работой.
Об этом, в частности, свидетельствуют сводки Новосибирского отдела ОГПУ, хранящиеся ныне в областном архиве. В некоторых из этих сводок речь как раз о бердских женских бунтах:
В деревне Шипуново Бердской волости женщины, 50 человек, сагитированные кулаками и членами сельсовета, налетели на помещение последнего. Ведётся расследование, аресты не произведены. В зависимости от обстоятельств, возможно, будут произведены.
Группа женщин в 20 человек в деревне Ельцовской Бердской волости пришла в правление колхоза, требуя у председателя хлеба. Разъяснительной работой вопрос урегулирован.
«Разъяснительная» работа, надо сказать, приносила свои плоды. Достаточно вспомнить многих женщин-активисток и коммунисток из села Бердского, которые на алтарь советской власти были готовы положить свои жизни. С воспоминаниями некоторых таких активисток можно познакомиться в городском историко-художественном музее.
А вот если бы мужчины осмелились тогда принять участие в хлебных бунтах, причём по всей стране, а не прятались за женскими спинами, то, смотришь, их жёны и сёстры мыслили бы по-иному, да и жизнь повернулась бы совсем в другую сторону. Что бы могли сделать большевики, если бы весь народ сказал им «нет»?
Фильмы и Сериалы 12+
О чем фильм
«Бабий бунт, или Война в Новоселково» — это комедия. Я знаю, что у меня это хорошо получается. Я хочу передать через этот фильм, что все мы в Москве забываем, что вокруг нас существует огромная Россия, откуда все мы вышли, где наши корни, где все мы жили и не самой плохой жизнью.
соавтор и сопродюсер сериала, исполнительница одной из главных ролей
Этот фильм нужен для того, чтобы зритель, придя домой, мог сесть у телевизора, расслабиться и в течение целого часа получать невероятное удовольствие, посмеяться, и порадоваться, что любовь все-таки побеждает…
О команде
Сериал снял режиссер фильмов «Сваты» и «Москва — Лопушки» Юрий Морозов. Работа над сценарием велась около двух лет.
Главные женские роли исполнили Ольга Погодина («Маргарита Назарова», «Мужчина в моей голове»), Александра Флоринская («Бригада», «Счастливый билет»), Ирина Сидорова («Участковый», «Легавый») и Анна Шерлинг («О тебе», «Овечка Долли была злая и рано умерла»).
Актрисам не составило большого труда изобразить удивление и ужас от тягот деревенского быта, ведь все они — городские жительницы.
В первый съемочный день мы начали снимать очень рано, около четырех часов утра. Причем нам пришлось сразу же снимать сцены на лошадях, а раньше я никогда с ними дела не имела, так что вся красота, что видна на экранах, развивающаяся грива и прочее в реальности сопровождается слепнями и запахом. Но это полбеды: нам нужно было снимать, как наши персонажи стоят вместе с лошадьми где-то по пояс в воде, и вот представьте себе, лошади немного перенервничали, я спускаюсь с коня в воду и понимаю, что это уже не вода, а. навоз. А режиссер еще говорит мне, чтобы я плескалась, улыбалась, я же должна быть счастлива. Вот тогда я испытала ужас, который сопровождает меня до сих пор.
Егора, который переезжает в Новоселково, чтобы поддержать семью погибшего товарища, сыграл Дмитрий Орлов. Зрители помнят его по фильму «Небо. Самолет. Девушка», сериалам «Морской патруль», «Солнечное затмение» и «Без свидетелей».
Деревня принимает его не окончательно, все-таки он городской. Сложность моего героя в том, чтобы совместить в нем и комическое, и драматическое. Это своеобразный вызов для меня как для актера. Больше всего запомнились съемки с животными, которые всегда вносили коррективы в съемочный процесс. Например, лошади, которые никогда не стоят на месте. Я здесь столько узнал про лошадей, сколько не знал за всю жизнь! Бывают с ними и курьезные моменты. Например, серьезная сцена, говоришь героине: «Я люблю тебя, я жить без тебя не могу!», а тут в кадр лезет лошадиная морда, что-то жующая!
О съемках
Снимали сериал в настоящей сельской местности — в деревне Мышкино на Можайском водохранилище. Актеры проводили в деревне все время, а Дмитрий Орлов даже приобрел дом неподалеку.
Мышкино нас встретило довольно приветливо: яркие дома, счастливые лица людей, как занятых на съемках, так и просто проходящих мимо простых жителей. Стараются помочь на съемках, участвуют в массовых сценах, подкармливают, даже дом выделили, в котором проходит основное действие фильма.
Помимо съемок с лошадьми актерам пришлось взаимодействовать и с другими животными, домашними и не очень. Своеобразным талисманом съемочной группы стал поросенок по кличке Петрович, которого специально купили и вырастили для участия в фильме. Кроме того, героини в одном из эпизодов должны были падать в яму, наполненную лягушками и червяками.
Я подбадривала Сашу Флоринскую и рассказывала, что хуже нашего купания в навозе ничего быть не может. И тут меня кусает мошка. У меня сразу же раздулся глаз, и я стала настоящим человеком-слоном. Врач, работающий в реанимационном отделении дерматологии, увидев меня, воскликнул: «А! Что это?!» И вот, проведя два дня под капельницей, я вернулась в полной уверенности, что больше со мной уже точно ничего случится. И что вы думаете? Ровно через неделю меня кусает мошка в тот же глаз!
Как женщины России начали революцию в 1917 году, не дожидаясь, когда им «дадут права»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Война как двигатель революций
В 1904 году Российская Империя вступила в Русско-японскую войну. Она началась с нападения японцев в Порт-Артуре. Как ни странно, эта война была не только не неожиданна – она была желанна и долгожданна. Она назревала уже несколько лет по экономическим причинам, и в правительстве были те, кто уверен, что эта война повысит градус патриотизма, позволит перенаправить напряжение в обществе на внешнего врага – и тем самым предотвратит революцию. Считается, что эту идею продвигал один из министров, фон Плеве.
Война, однако, революционные настроения только усилила. В 1905 году поднялась так называемая Первая русская революция. Хотя обычно считается, что она практически сразу была подавлена, в наше время считается, что революционные брожения длились как минимум два года. И во многом – благодаря бунтам крестьян, чуть ли не основной актив которых составляли жёны и матери. В следующий раз волна бабьего бунта накрыла страну в 1910 году – и снова в сельской местности.
Интересно, что усмирение этих протестов привело к неожиданному эффекту. Тысячи молодых женщин бросали село и уезжали искать работы в городе. Это настолько подкосило сельскую экономику, что в 1911 году серьёзно рассматривался вопрос о том, чтобы женщин из деревни выпускали только при наличии письменного согласия мужа или отца. Без бабы деревня помирала. Но процесс было уже не остановить. Надо ли говорить, что процесс этот привёл к тому, что на фабриках скапливалось достаточное количество женщин с опытом протестов и опытом радикальной смены своей судьбы?
Настроение: революционное
В 1914 году Российская Империя вступила уже в Первую Мировую, и на этот раз – абсолютно добровольно. Эта гигантская мясорубка подкосила экономику всей Европы. Россия не стала исключением. Качество жизни в стране заметно упало. И если мещане и дворяне просто стали жить скромнее, то семьям из числа фабричных работников и представителей сферы услуг пришлось туго затянуть пояса. Притом молодые мужчины оказались далеко от домов, и основные тяготы легли на плечи их оставленных дом жён и сестёр. Кроме того, отток молодых мужчин с рабочих мест стимулировал и так наблюдавшийся процесс активного притока женщин на фабрики и заводы.
Наличие младенцев никак не влияло на продолжительность рабочего дня. Женщины просто оставляли малышей на пяти- семилетних сестёр и братьев, а то и просто одних в кроватке, с соской из нажёванного хлеба, и надеялись, что застанут их живыми, вернувшись домой. Такой образ жизни не делал женщин спокойнее и миролюбивее. Они всё чаще ожесточённо поддакивали агитаторкам в городе и на фабрике, говорившим о преступной политике властей.
Холодно, голодно
Зима с 1916 на 1917 год выдалась особенно тяжёлой. Морозы стояли необыкновенно крепкие и перемежались со снежными бурями. Это обстоятельства фактически парализовало железнодорожное сообщение в стране. Локомотивы выходили из строя, пути были завалены снегом. Притом чинить первые и расчищать вторые было некому – в железнодорожную службу принимали принципиально только мужчин, а их-то в стране и была теперь нехватка.
Притом зерно и мука, так же, как и уголь, по стране перевозились именно поездами, без вариантов – обычные дороги были не очень проезжими, и грузовиков не было, а конные повозки были слишком медленными. В городах начался продовольственный кризис, и чуть ли не самый жёсткий – в столице. Как ни странно, при этом в Петрограде запасы муки ещё оставались. Не было топлива для пекарен, а также радикально не хватало пекарей – в эту профессию тоже брали исключительно мужчин. Что-то почуявшие спекулянты к тому же принялись скупать муку и прятать «про запас».
И уменьшение выпека хлеба, и слухи (у которых было основание) о том, что введут карточки на продажу хлеба, ограничив фунтом в одни руки привело к тому, что у булочных начали образовываться очереди неимоверной длины. Люди начали закупать хлеб про запас – чтобы сохранить, например, в виде сухарей. Естественно, в очередях стояли преимущественно женщины. Именно в их обязанности всегда вменялись добыча еды и организация запасов. В очередь вставали с ночи, несмотря на страшные ночные морозы. Хлеб был последней каплей. Терпение у людей закончилось. И именно у женщин.
Женский день
В городе начались забастовки и стачки. Первым встал Путиловский завод, и он не стал единственным. Правительство попыталось повторить сценарий 1905 года, спровоцировав шествие рабочих с тем, чтобы расстрелять главных смутьянов, которые непременно будут в первых рядах, из пулемётов. Провокация была провалена благодаря открытому письму от кадетской партии (в которой, кстати, состояло немало активных политически женщин).
22 февраля сильно потеплело. В этот же день царь покинул Царское село, чтобы переехать в Ставку в Могилёв. Вместе с царём и погодой пришёл в движение как будто весь мир. Или должен был прийти… По заводам и фабрикам шептались работницы, повторяя два слова: «Женский день». Дело в том, что календарь в России отличался от общеевропейского. 22 февраля было 7 марта, и 23 февраля должен был быть Международный женский день. К этому празднику работницы готовили вовсе не стихи и салатики.
23 февраля – 8 марта по европейскому и современному российскому календарю – на улицы Петрограда вышли тысячи женщин. Они шли плотной толпой, локоть к локтю, и скандировали: «Хлеба!» и «Долой голод!» При виде мужчин с фабрик и заводов женщины начинали кричать призывы присоединиться к протестам. В первый их день приняло участие 90 000 человек. По масштабам времени – невероятно.
На следующий день фабричные работницы вышли снова, и теперь к ним присоединились многие другие женщины, а также – мужчины с заводов. Толпа достигла 200 000 человек. 25 февраля (10 марта) – 300 000. В университетах прекратились занятия, потому что студенты обоих полов присоединились к протестам. К прежним двум лозунгам добавились ещё: «Долой войну!» и «Долой самодержавие!». Женщины поднимали также самодельные транспаранты, вещающие: «Да здравствует равноправие!». Слышны были революционные песни, которые оказались известны подозрительно широкому кругу людей – да почти что всем. Именно так аукнулся 1905 год.
Она дала сигнал
Тогда императрица лично написала императору, призывая его проявить твёрдость. Император в ответ приказал принять любые меры к прекращению протестов. Это значило – начать стрельбу. Генерал-лейтенант Сергей Хабалов, получив этот приказ, написал царю о том, что выполнить его не может. На следующей же день он был смещён с должности. На его место поставили другого человека.
Итоги революции
Как известно, в конечном итоге царь отрёкся в пользу своего брата, а брат царя отказался занимать престол. К власти пришла партия кадетов, образовав Временное правительство – одна из партий, в составе которой хватало женщин, вроде Ариадны Тырковой и Софьи Паниной, первой женщине в правительстве России (она стала замминистра народного просвещения). В армию и флот было решено допускать женщин. Были приняты законы, устанавливающие для женщин (да и вообще для всех социальных групп) право голоса – что значительно повлияло на принятие законов о праве женщин голосовать в других странах.
Разруха в стране только увеличивалась, как всегда после переворотов. Зато политические свободы, принятые после Февральской революции, дали возможность лидерам большевиков вернуться в страну, подготовить и устроить Октябрьскую революцию. После прихода к власти партии, где женщин было ещё больше, чем среди кадетов, и ещё более радикальной в своих взглядах на равенство, были приняты законы, отменяющие понятие незаконнорождённости, свободу женщины выходить замуж и разводиться и многие другие её гражданские права. Подготовкой этой политики партии многие годы до того занималась Надежда Крупская, супруга Владимира Ленина.
8 марта продолжили отмечать на государственном уровне, но чем дальше, тем больше старались загладить память о самом ярком из «празднований» этого дня. Новые перевороты были ни к чему, так что за полвека праздник превратился в «День весны и красоты», вернувшись к старым весенним праздникам плодородия в новой форме. А после того, как память о бабьем бунте так старательно затёрли, и расцвёл миф о том, как внезапно добрые дяди подарили женщинам права.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Восторг перед бурей, или Трагическая Февральская революция
Если бы те, кто уговаривал Николая II отречься, знали, что произойдёт потом с Россией, то никогда бы не стали этого делать.
Трон пошатывается
Революции не делаются в один день. Тучи над головою Николая II сгущались годами. Благодаря уступкам обществу самодержец сумел пережить бурю 1905 года, но саботаж демократических перемен и длительная война грозили ему повторением тех событий. Затяжная мировая бойня сделала все пороки политического устройства Российской империи слишком явными — во главе армии и экономики стояли не те люди, войска отступали, не имея толкового снабжения, в тылу — перебои с поставками продовольствия и казнокрады, сорящие в ресторанах деньгами, «заработанными» на государственных военных заказах.
Конфликт царя и общества накалился уже к ноябрю 1916 года. Трон под Николаем II зашатался. Его министры не пользовались доверием, ходили упорные слухи об императрице-немке, которая шпионит в пользу Германии, о том, что сам император — под контролем любовника его жены Распутина («царь-дурак», «царь-рогоносец» — не лучшие прозвища для монарха). Общество устало от самодержавия, коррупции и войны. Солдаты-крестьяне хотели домой, офицеры — рационального управления и снабжения армии. Уважение к престолу и человеку, его занимавшему, таяло на глазах.
В этих обстоятельствах 1 ноября лидер кадетов Павел Николаевич Милюков произнёс в Думе свою знаменитую речь «Глупость или измена», в которой подверг правительство разгромным обвинениям (а так как за правительством стоял царь, то косвенно и царя). Речь с намёками на шпионку-императрицу стала известна по всей стране и нашла огромный отклик: Александр Керенский, глава фракции трудовиков, стал называть самодержавие «оккупационным режимом»; монархист Владимир Пуришкевич повторял мифы о кознях «немки на троне», которая обратила царских министров в «марионеток». Империя уже в конце года превратилась в пороховую бочку. А спичку к ней поднесли… железные дороги.
Карикатура на Распутина и императорскую чету. (flickr.com)
П. Н. Милюков. (sesdiva.eu)
«Бабий бунт» превращается в революцию
В феврале 1917 года транспортная система окончательно пришла в хаос. Железные дороги при постоянной смене расписаний, грузов, пунктов назначений и т. д. не справлялись с обеспечением ни фронта, ни городов. Это спровоцировало дефицит продовольствия в Петрограде и других населённых пунктах (хотя в стране еды было в избытке). Председатель Государственной думы Михаил Родзянко докладывал Николаю II, что в Москве в январе муки привозили чуть больше половины от необходимого, то же — с дровами и углём, а в Петрограде из-за нехватки топлива и энергии с перебоями работали предприятия. С продовольствием в столице дела шли тоже плохо. В конце записки Родзянко говорил императору о необходимости наладить транспорт и намекал на формирование нового правительства, которому бы общество доверяло, то есть ответственного перед Думой. «Слишком близко время, когда всякое обращение к разуму народа станет запоздалым и бесполезным», — заканчивалось послание.
Но Николай II не внял. Очень скоро история доказала правоту Родзянко. В петроградских очередях за хлебом начались «бабьи бунты». Нехватку продовольствия многие объясняли предательством, кознями «жидов», чинуш, вражескими диверсиями и т. д. 23 февраля (по старому стилю) 1917 года началась забастовка десятков тысяч работниц и рабочих на Выборгской стороне. Народ пошёл громить булочные. Полиция с толпой не справилась, казаки же подавляли «бабий бунт» без особого энтузиазма. И протестующие дошли до Невского — пели «Марсельезу», выкрикивали «Хлеба! Хлеба!». На следующий день районный протест превратился в городской (бастовали больше 200 тыс. рабочих), а затем и во всероссийский.
Демонстрация 23 февраля в Петрограде. (altapress.ru)
На улицах Петрограда. (regnum.ru)
Чаша весов склоняется на сторону восстания
Массовые забастовки и демонстрации рабочих грозили катастрофой — полным разладом тыла, а затем и фронта (армия и так уже начала разлагаться). Желая добиться конституционных реформ, Дума возглавила бунт против самодержавия. 26 февраля Совет министров приказал приостановить деятельность думцев до апреля (многие не подчинились), а манифестантов на Невском попытались разогнать пулями. Погибли несколько сотен человек. Но карательные меры не помогли. Все были убеждены — дни монархии сочтены. Даже множество офицеров, в том числе высших, разделяло это мнение. Характерную запись от 24 февраля оставил в дневнике подполковник Александр Верховский (будущий военный министр Временного правительства): «Всем очевидно, что главная причина, почему мы не победили до сих пор, это самодержавный строй, убивающий всякую самодеятельность в стране и дающий армии так много неудовлетворительных людей среди командного состава».
27 февраля на сторону восставших перешёл петроградский гарнизон — улицы столицы заполонили солдаты. После этого и офицерство стало открыто отворачиваться от монарха. Временный комитет Государственной думы объявил, что берёт власть в городе в свои руки, затем образовался и Петроградский совет солдатских и рабочих депутатов.
Николай II оказался в изоляции и под колоссальным давлением. На армию он положиться не мог — подчинится ли, не революционизируется ли по пути на Петроград, да и поможет ли жестокость, не повторится ли 1905 год? Семья его была далеко — в Царском Селе, что тоже сыграло большую роль (во-первых, царь беспокоился об их безопасности, во-вторых, люди, хорошо знавшие царскую чету, говорили позднее, что если бы императрица пребывала в те дни рядом с мужем, никакого отречения бы не произошло). 28 февраля император покинул Ставку в Могилёве и двинулся на Царское Село. Так как дорогу занимали бастующие, пришлось ехать во Псков (в штаб Северного фронта), куда царский поезд прибыл 1 марта.
У Таврического дворца (там — Временный комитет Думы), февраль 1917 г. (ru.wikipedia.org)
Николай II и генерал свиты В. Воейков в Ставке в Могилёве. (commons.wikimedia.org)
2 марта Ставка сообщила императору, что Петроград полностью в руках восставших. Историк А. В. Ганин уверен, что генералы Ставки специально сгущали краски и телеграфировали в Псков, что даже императорский конвой перешёл на сторону революции, чтобы Николай II утратил готовность к борьбе за власть. Генералы Николай Рузский (главнокомандующий Северного фронта) и Михаил Алексеев (начштаба Верховного главнокомандующего) высказались против карательных мер и за необходимость переговоров с Петроградом. Генерал-квартирмейстер Ставки Александр Лукомский также стоял на этой позиции.
Отречение последнего монарха
Ночью 2 марта Николай разрешил генералу Рузскому начать переговоры с председателем Временного комитета Государственной думы Родзянко. Последний прямо заявлял, что попытка отправить войска на мятежный Петроград приведёт к гражданской войне. От лица Думы он требовал отречения императора (прежде думцы желали только назначения нового ответственного перед ними правительства): «Династический вопрос поставлен ребром».
В этот момент Николай II согласился сформировать ответственное перед Думой правительство. Но время для таких уступок уже ушло. Генерал Лукомский, докладывая в Псков о разговоре Рузского и Родзянко, отметил, что Царское Село — под контролем восставших и что в случае отказала от отречения «произойдут дальнейшие эксцессы, которые будут угрожать царским детям, а затем начнётся междоусобная война, и Россия погибнет под ударом Германии, и погибнет вся династия». Рузский в беседе с Николаем II говорил, вероятно, примерно то же, а после — о том, что отречение необходимо.