Бабка липка что это
Почему бабочку называют «бабка-липка»?
Это искажённое от детского наговора: «Бабочка-рыбочка, сядь покури!», потому, что они «чешуекрылые», как и большинство видов рыб тоже имеющих чешую. Чешуйки-то и способствуют порхающему и изящному полёту бабочек.
10 июня 2012Встречающаяся в Гренландии и Канаде Gynaephora groenlandica из семейства волнянок в этом отношении рекордсмен — жизненный цикл гусеницы может длиться до 14 лет.
Бабочки павлиноглазки за всю свою жизнь ничем не питаются. Они существуют за счет запасов, накопленных гусеницей.Самые крупные бабочки в мире.Самки малоактивны и большую часть жизни проводят на растениях. Самцы проявляют активность при поиске самок.
У пловцов есть стиль плавания батерфляй, что в переводе означает «бабочка». Когда пловец плывет этим стилем, его движения сходны с движениями крыльев бабочки, от этого и происходит название стиля.
Предлагаю на ваше усмотрение два варианта вязания узора *Бабочки* крючком. Первый смотрите здесь и второй вариант сюда загляните. Я такие узоры использовала при вязании детских и взрослых вещей. Они довольно просты в вязке и смотрятся оригинально. И еще есть один очень оригинальный вид этого узора, так называемые лунные бабочки. А как его вязать смотрите тут.
Бабка липка что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Так говорят у нас на Вятке
Диалектная лексика дер. Баталово Кайгородского уезда Вятской губ.
Работу выполнили две Елены: Кузикова и Сербина. С сайта краеведческого музея Рудничной школы пос. Рудничный Верхнекамского р-на Кировской области:
http://rudmus.narod.ru/works/leksika/leksika_dialekt.html
Автор сайта Дмитрий Тарасов
«Явления природы
Бус – очень мелкий дождь. На уличе бус.
Куржак – иней. Куржак на деревьях.
Заспа – мелкий жёсткий снег. Заспа с неба летит.
Сумёт – сугроб, коса снега. За ночь сумёты намело.
Челик – сугробы снега, с ещё не протоптанной тропинкой, дорогой. Шёл по челику.
Домашние и дикие животные
Булыч – заяц. У булыча избушка лубяная, у лисичи – ледяная.
Балька – овца. Бальки с поля пришли.
Бабка-липка – бабочка. Поймал бабку-липку.
Бабуха – курица, высидевшая цыплят.
Векша – белка. Векша в деревне – к пожару.
Дочькя – свиноматка. Дочькю ноньче купили.
Егарма – овца. Загони егарму.
Казак – боров. Пошла кормить казака.
Карга – ворона. Карга прилетела.
Кутя – собака, щенок. Иди сюды, кутя!
Матуха – корова. Пошла матуху доить.
Рюшка – свинья. Рюшка на уличю выбежала.
Фупик – снегирь. Фупики прилетели.
Ягушка – ягнёнок. Пять ягушек у нас.
Бродни – легкая летняя обувь из бересты. В броднях в вёдро хорошо.
Косник – косынка. Надень косник на голову-то!
Лопоть, лопотина – одежда. Лопоть надо высушить на печи.
Онучи – портянки. Намотай онучи под лапти.
Подстава – нижняя женская рубаха, нижнее бельё. Подставу-то из-под юбки витко (видно).
Перстянки – перчатки. Перстянки прохудились.
Припол – подол женского платья. В лугах сырых все приполы бабы замочили.
Панява – длинная, мешковатая одежда. Надела какую-то паняву.
Пестредь – пёстрая домашняя льняная ткань и одежда из неё. Пестредь на ней.Рамонья – тряпьё, ветошь. Рамонья одни на нём.
Домашняя утварь, посуда
Бурак – берестяной сосуд для жидкостей. Квасу налей полной бурак.
Горшковик – кухонное полотенце, прихватка. Возьми горшковик и слей воду из чигунки. (чугуна)
Лагун – сосуд для жидкостей. Квас в лагун налила.
Мутовка – выструганная сосновая ветка для перемешивания жидкостей.
Возьми мутовку и помешай в чигунке (чугуне).
Молоканка – сепаратор для перегонки молока. Молоканка у нас своя.
Налевка – черпак. Дай налевку.
Оскропотки – обломки стекла, глиняной посуды. Оскропотки по сторонам разлетелись.
Пестерь – сплетённая из лыка котомка, которая носилась на спине. Целый пестерь грибов.
Сельнича – выдолбленное корыто для просеивания муки. Возьми муку в сельниче.
Чигунка – чугунок, котёл из чугуна. Чигунку картошки сварили.
Солонича – солонка. Солоничю на стол принеси.
Части тела человека
Дулонь – ладонь. Дулони покраснили от холода.
Крыльчя – лопатки. Крыльчя болят у меня.
Закрошки – верхняя часть спины. Несёт ношу на закрошках.
Подчеревок – нижняя часть живота. Подчерёвок у меня болит.
Рипичя – ягодицы. Получишь вичей по рипиче.
Талы – глаза. Не смотри на меня своими талами.
Вышка – чердак избы. Кошка на вышку залезла.
Голбеч – подполье, подвал избы. В голбеч за картошкой пошла.
Голубенка – чердак избы. Веники на голубенке сушили.
Заворы – ворота. Заворы-те закройтё.
Заборка – перегородка из досок в комнате. Дети играли за заборкой.
Куть – часть избы, отгороженная печью, кухня. Унеси хлеб-от в куть.
Оконичя – рама. Весной вторые оконичи убрали.
Обоконки – ставни окон. Закрой обоконки на ночь.
Мост – сени. Выйду на мост.
Середь – кухня, место перед передней частью печи. Зажги лучину в середи.
Вьюшка – задвижка в дымоходе. Закрой вьюшку.
Заслонка – задвижка в дымоходе. Закрой заслонку.
Загнетка – пол в печи. Поставь на загнетку.
Истоплё – дрова, для того, чтобы истопить печь. Принеси дров на одно истоплё.
Помело – метла для заметания углей в русской печи. Засунул помело в печь.
Ухват – приспособление для того, чтобы ставить чугуны в печь и доставать их оттуда.
Чело – лаз, отверстие в печи. Чело у печи открой!
Шесток – часть печи перед челом (отверстием в печь). Поставь чигунку на шесток.
Дети, их воспитание, забавы, игры.
Зубок – застолье в честь рождения ребенка. Приходитё на зубок-от.
Зыбка – колыбель, сплетенная чаще всего из лозы и подвешенная в избе. Иди зыбку покачай.
Заскрёбыш – последний ребёнок в семье. Ванькя у нас заскрёбыш.
Испотачить – избаловать, плохо воспитать, дать большую волю. Испотачили детей.
Каша – застолье в честь рождения ребёнка. Кашу сделаём, суседей позовём.
Кагушка – младенец. Взяла кагушку на руки.
Кашкарда – малые, шумные дети. Кашкарда расшумелась.
Качкя – люлька для ребенка, подвешенная в избе. Качкю не трогайтё, ребёнок спит.
Шергунок – детская погремушка, которая делалась из надутого пузыря животных с сухим горохом внутри. Возьми шергунок и погреми кагушке (младенцу).
Напитки. Пища. Продукты питания.
Заспа – крупа. Заспа у нас кончилась.
Забелка – сметана, сливки, молоко, добавленные в пищу. Забели окрошку. Забелку в окрошку налили.
Капыш – омлет. Сварили капыш на тагане (треножник).
Мел – закваска для теста. Налить мелу в квашню.
Одёнки – осадок от жидкости, пиши в ёмкости. Одни одёнки остались.
Тук – сало свиное. Туку много у поросёнка.
Чарича (царица) – брага, хмельной напиток. Чаричю в ковшике на печке согрей.
Чечюля – большой кусок каравая, пирога. Такую чечюлю отломил.
Шаньгя– большая картофельная ватрушка. Шаньги в печи сидят.
Ярушник – каравай хлеба. Ярушник с собой в полё взяли.
Поверья. Здоровье человека.
Мерек – что-то привидевшееся, примерещившееся. Мерек на него нашёл.
Уркнуть – испортить, сглазить, нагнать болезнь на кого-то. Уркнули меня, девка!
Чивера – болезнь, недомогание. Чивера кака-то ко мне привязалась.
Ягибичя – баба-яга. Ягибичя схватила Ванькю.
Кулода – выдолбленное из цельного бревна корыто, из которого поили скотину. Налей воды в кулоду.
Повить – чердак над двором, конюшней, куда клали сено. Полная повить сена.
Стайка – отгороженное для какого-либо животного место в конюшне. Стайка для балёк (овец).
Садка – клетка для домашних животных, птиц, например для кур. Куры в садке.
Лавка – скамья. Сядь на лавку.
Поличка – полка. Положи на поличкю.
Посудник – полка для посуды особой конструкции. Положи чашку в посудник.
Сопоставляя собранный нами лексический материал с «Материалами для объяснительного областного словаря вятского говора», мы обнаружили слова, которые есть и в словаре Васнецова (88 слов; 39,1% от числа записанных нами):
беремя
бадог
бастрык
варлыжить
векша
губы
гасник
дудора
заспа
зыбка
лыва
мерек и др.(к оглавлению)
Заключение «Лишь слову жизнь дана» И.А.Бунин
Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, оказалась верной. В речи жителей деревни Баталово достаточно широко представлена диалектная лексика. Есть здесь слова, отмеченные В.И.Далем и Н.М.Васнецовым. некоторые из этих слов в речи жителей деревни Баталово отличаются лексическим значением или оттенками лексического значения. Следовательно, в диалектной лексике деревни Баталово есть пласты общевятской лексики и специфическая лексика, свойственная только верхнекамскому (кайскому) говору.
Изучение данной темы может быть продолжено, так как мы не претендуем на исчерпанность вопроса.
Часть слов из лексикона баталовцев встречается в словаре В.И.Даля с пометами других говоров: архангельское, сибирское, пермское, новгородское. Почему? Это может стать темой отдельного исследования. Скорее всего, причину надо искать в истории заселения Кайского края русскими, так как
коренное его население – предки финно-угорских народов.
Таким образом, изучение диалектной лексики, каждого диалектного слова – это познание истории своего народа, своего края. В словах дошли до наших дней отзвуки далёких времён. И лексику эту надо беречь. И.А. Бунин утверждал:
Липома. Сожитель или диверсант?
Опасность для здоровья: не представляет.
Что это такое?
Как выглядит?
Чаще всего она располагается под кожей туловища и рук. Реже эти образования находят между мышцами, вокруг нервов, в структуре печени, молочных желёз и других внутренних органов. Достаточно часто встречаются множественные липомы.
Классическая липома имеет характерные признаки:
Почему появляется?
Причина появления липомы достоверно не известна.
Как лучше лечить?
Золотым стандартом лечения липомы является хирургическое иссечение. Сначала хирург рассекает кожу, затем отделяет липому от подлежащих тканей и удаляет её. После этого накладываются косметические швы, делающие место операции практически незаметным.
Липома располагающаяся в молочной железе или печени требует пристального наблюдения при помощи УЗИ не менее, чем 1 раз в год. При малейшем сомнении в доброкачественности такого образования врач будет рекомендовать биопсию или удаление с гистологическим исследованием.
Важно: не стоит «выращивать» свою липому в течение многих лет, постоянно откладывая операцию. Чем больших размеров она достигнет, тем дороже, дольше и сложнее будет операция.
Гистологическое исследование
Результаты лечения
В литературе практически не встречаются упоминания о повторном возникновении липом после иссечения.
Другие статьи:
Полезная статья? Сделайте репост в Вашей социальной сети!
Оставьте комментарий или задайте вопрос
Записывайтесь на вебинар «Канцерогены в косметике: правда, ложь и. маркетинг»
Русский язык. Программа Н.В. Нечаевой
Итоговые контрольные и проверочные работы
На написание диктанта отводится один урок. Контрольные и проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю – можно отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от степени сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.
1-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. в разделе «Обучение грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, словарный запас, переключение от одного слова к другому (дополнительные сведения об орфографической зоркости)
Статья опубликована при поддержке компании «Санобработка XXI век». Ни один человек не застрахован от нападения насекомых. Муравьи, клопы, термиты и другие паразиты доставляют множество хлопот хозяевам складов, дач и отелей. Но не стоит отчаиваться. Компания «Санобработка XXI век» обеспечивает уничтожение клопов с гарантией результата. Посетите официальный сайт компании www.sanobrabotka.com и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.
Задание 1
а) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в начале. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.
б) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в конце. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.
1) количество записанных слов;
2) соответствие слов задуманному звуку.
Орфографические ошибки в записи слов при выполнении данного задания не учитываются. Однако самостоятельное записывание слов может дать дополнительные сведения о сформированности графических умений, об орфографической зоркости: пишет опасные места наугад, делает пропуск или спрашивает о написании учителя.
Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв
Задание 2
а) Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.
б) Составь из выписанных букв как можно больше слов. Буквы можно повторять; можно использовать не все буквы.
в) В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим – буквы твердых согласных звуков.
1) количество выполненных заданий;
2) полнота и правильность выполнения.
Проверка орфографической зоркости
Задание 3*
Прочитай. Далее возможны формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. По желанию учителя задание может быть предъявлено на другом материале аналогичного уровня сложности.
Примеры текста предложений:
Оценивается полнота выполнения задания.
Невыделение буквы парного глухого согласного в конце слова за ошибку не считается.
Списывание текста
Задание 4
Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
В таблице фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений. Все ошибки на изученные и неизученные орфограммы фиксируются как искажения, замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: «Спиши текст».
Мальчик подошёл к отцу и сказал:
– Папа, купи мне очки. Книгу хочу читать, как ты.
Отец купил ему очки, только детские. Это была «Азбука».
(26 слов)
(По К.Д. Ушинскому)
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
После списывания возможно задание на самопроверку: сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.
Возможно и грамматическое задание: в первом предложении (в первой строчке) подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в словах первого предложения поставь ударение или подчеркни все орфограммы), подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания: грамматического или при восстановлении деформированного текста.
4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;
2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;
1-й уровень – работа показывает значительные затруднения ученика при списывании.
Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: буквы проверяемых безударных гласных в корне
Задание 5
Выпиши только родственные (однокоренные) слова.
левый, лев, налево, леворукий
В выписанных словах поставь знак ударения. Подчеркни буквы безударных гласных.
Оцениваются полнота и правильность выполнения.
Диктант
Задание 6
Проверяются правописание гласных после шипящих, написание имен собственных с большой буквы, обозначение мягкости согласных на письме, оформление предложения.
Коля и Оля зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Они как капельки. Хороши эти чудные цветы! Береги их!
Учитель читает предложения, после этого диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.
1. В словах первого предложения поставь ударение.
2. Во втором предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши имена детей, разделяя их для переноса.
Составление предложений из данных слов
Задание 7
Из данных слов составь как можно больше предложений. Формы слов можно менять. Можно использовать слово и.
Роман подарить Алексей машинка.
Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности).
Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм, с подбором родственного слова, с выходом на повествовательные и вопросительные предложения (например: Роман подарил Алексею машинку. Алексей подарил Роману машинку. Роман и Алексей подарили машинку. Роман подарит Алексею машинку? Алексей, подари Роману машинку. Роману и Алексею подарят машинку. ).
Оценка составления предложений
Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.
4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;
3-й уровень – составлено 2–3 предложения;
2-й уровень – составлено 1 предложение;
1-й уровень – задание не выполнено.
Восстановление деформированного текста
Задание 8
На них созрело много шишек.
Ветер принёс в лес семена ели и сосны.
Теперь у белок есть сытный обед.
Вскоре там появились молодые деревца.
Оценка составления текста
4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство связей установлено правильно;
2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор предложений.
Кроме этих заданий, повторите задания, которые вы проводили в начале учебного года, выявляя уровень готовности к обучению русскому языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»). Результаты сравнения покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка.
2-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики
Задание 1
Расставь ударения в словах.
а)* детям, (сколько) слогов, (два) шарфа, щавель, свёкла, позвонишь
б) алфавит, отлично, маятник, погода, ягода
Проверка орфографической зоркости
Задание 2*
Прочитай. Далее возможны формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. По желанию учителя задание может быть предъявлено на другом материале аналогичного уровня сложности.
Оценивается полнота выполнения задания.
Орфографическую зоркость можно проверить иначе. Дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях.
Задание 3
Запиши слова в две группы: слова с пропущенной буквой-орфограммой, слова с пропущенной буквой, которая не является орфограммой. Вставь нужные буквы.
в.рона, вт..рник, хле. звёз…ный, глу. окий, б…рёза, Р. ссия, поз…ний, карт…фель
Списывание текста
Задание 4
Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
В таблице фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений.
Все ошибки на изученные и неизученные орфограммы фиксируются как искажения, замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: «Спиши текст».
Есть озёра с водой чёрного цвета. Этот цвет красив осенью. На чёрную воду летят жёлтые и красные листья. Они рисуют разные картины. Этот цвет хорош и летом. Белые лилии лежат на воде, как на чудном стекле. На дне озера скопилось много торфа. Это полезное ископаемое чёрного цвета. Этим и объясняется цвет озера.
Задания после списывания
а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.
б) Выпиши из текста одно существительное мужского рода, одно существительное женского рода и одно – среднего рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное. Обозначь их.
Списывание может быть непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 5), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 8).
4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;
2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;
1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ученика при списывании.
Диктант
Задание 5
Проверяются правописание разделительного ь, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, оформление предложения.
1) Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам, проговаривая орфографически части слов с неизученными орфограммами;
2) самостоятельная проверка диктанта учениками;
3) орфографическое проговаривание диктанта учителем с одновременной проверкой учениками своих работ. Исправления вносятся карандашом или ручкой другого цвета.
Диктант оценивается по двум параметрам: первый – грамотность, второй – умение ученика сверять соответствие звукового и буквенного облика слова при его орфографическом проговаривании (исправления, внесенные карандашом или ручкой другого цвета).
Я потерял дорогу из леса. Кругом был березняк. Я устал и лёг на душистый ковёр. Гудели шмели. Быстро проносились осы. Вот прилетели домашние пчёлы. Они дружно брали с цветков сок, потом скрылись за березняком. Я отправился за пчёлами. Так и выбрался на дорогу.
а) подчеркни главные члены;
б) укажи известные тебе части речи.
Понимание лексической сочетаемости слов
Задание 6
Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.
Выбирай: табун, рой, стадо, зубы, зубья.
Составление предложений из данных слов
Задание 7
Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова.
Люда рисовать открытка мама.
Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности). Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм, с подбором родственного слова, с выходом на повествовательные и вопросительные предложения (например: Люда рисует открытку маме. Люда рисует открытку для мамы. Люда нарисовала на открытке маму. Мама рисует открытку Люде? Люда, нарисуй маме открытку. Люда и мама рисуют открытку…).
Оценка составления предложений
4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;
3-й уровень – составлено 2–3 предложения;
2-й уровень – составлено 1 предложение;
1-й уровень – задание не выполнено.
Восстановление деформированного текста
Задание 8
Глаза Трезора радостно засияли, хвост энергично застучал по полу.
Хозяин сидел на стуле и большой длинной иглой зашивал старую охотничью сумку.
Он словно хотел ответить: «Скорее! Скорее!»
«На охоту идём! Чуешь, пёс?» – сказал хозяин.
Трезор просунул лохматую морду в приоткрытую дверь.
(41 слово)
(По Н. Сладкову)
Оценка составления текста
4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство связей установлено правильно;
2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор предложений.
3-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики
Задание 1
а)* Первичное усвоение вариантов произношения согласного перед буквой е. Выпиши те слова, в которых выделенный звук обозначает мягкий согласный звук.
б) Запиши те слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.
якорь, вьюга, юг, угорь, лестница, (быть) посему, поэтому
Проверка орфографической зоркости*
Задание 2
Прочитай. Далее возможны формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. По желанию учителя задание может быть предъявлено на другом материале аналогичного уровня сложности.
Оценивается полнота выполнения задания.
Списывание текста
Задание 3
Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
В таблице фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений. Все ошибки на изученные и неизученные орфограммы фиксируются как искажения, замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.
В северных полярных морях водится крупный морской зверь – морж. Вес его доходит до тонны. Питается морж рыбой. Голова у него, как у слона, вооружена двумя крепкими большими клыками-бивнями. Морж обладает необычайной силой. На льду он неуклюж и малоподвижен. В воде же трудно найти ему соперников в силе и ловкости. Моржи держатся стадами. В летнее время увидишь их на льду. Они лежат и греются на солнышке. Моржата играют, резвятся, съезжают с высоких ледяных гор-торосов.
(75 слова)
(По М. Зингер)
Задания после списывания
а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;
б) в тексте укажи одно имя существительное, один глагол, одно имя прилагательное; разбери как часть речи существительное и прилагательное.
Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания – грамматического или при восстановлении деформированного текста.
4-й уровень – текст переписан правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;
2-й уровень – а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;
1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании.
Выявление уровня усвоения морфемного состава слов
Задание 4
Соотнеси данные слова с соответствующими им схемами.
заморозка, восход, приезд, дорога, овощерезка, родной
Оценка выполнения задания
4-й уровень – правильно установлен морфемный состав 5 слов;
3-й уровень – правильно установлен морфемный состав 4 слов;
2-й уровень – правильно установлен морфемный состав 3 слов;
1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в усвоении морфемного состава слова.
Диктант
Задание 5
1) Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам (части слов с выделенными орфограммами проговариваются орфографически);
2) самостоятельная проверка диктанта учениками (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются);
3) орфографическое проговаривание всего текста диктанта учителем с одновременной проверкой учениками своих работ (исправления вносятся карандашом или ручкой другого цвета).
Диктант оценивается по двум параметрам: первый – грамотность, второй – умение ученика сверять соответствие звукового и буквенного облика слова при его орфографическом проговаривании (исправления, внесенные карандашом или ручкой другого цвета).
Когда звери болеют, им дают лекарства. Медведю лекарство кладут в его любимое варенье. Обезьяне кладут его в сладкий чай. В зоопарке есть больница для животных. Там лечит зверей особый врач. Этого доброго Айболита называют ветеринар. Но как лечить тигра? С полосатым хищником врачи идут на хитрость. Зверя сажают в очень узкую клетку. Тигр прижат к стене. Как он убежит?
1. Подчеркни грамматическую основу в 5-м предложении.
2. В 8-м предложении:
а) укажи части речи;
б) у глаголов определи время, число, если возможно – род; у имен существительных определи род, число, склонение, падеж.
Понимание лексической сочетаемости слов
Задание 6
К каждой паре слов подбери подходящие имена существительные. Запиши словосочетания.
Ч_стота – ч_стота (повторения, в доме)
Св_ла – св_ла (гнездо, по лестнице)
Пол_скать – пол_скать (бельё, щенка)
Разр_дить – разр_дить (посевы, ружьё)
Оценка выполнения задания
4-й уровень – 7–8 словосочетаний;
3-й уровень – 5–6 словосочетаний;
2-й уровень – 3–4 словосочетания;
1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в дифференциации лексического значения слов.
Выявление способности решать нестандартные задачи, уровня воображения, способности переключаться с одной точки зрения на другую (выполнять задания с многозначными ответами), способности связно излагать мысли в письменной речи
Задание 7
Ситуация: наступила весна. Мальчик сам сделал скворечник и прибил его к дереву. В домике сразу поселились скворцы.
Напиши, о чем думает мальчик, о чем – скворцы, о чем – дерево.
Оценка выполнения задания
4-й уровень – в ответах на все вопросы есть: 1) соответствие заданной теме; 2) развернутость высказывания; 3) связность высказывания; 4) оригинальность версии;
3-й уровень – есть четыре показателя в трех или двух ответах на вопросы;
2-й уровень – есть некоторые показатели;
1-й уровень – ответы носят односложный характер.
Грамматическая и пунктуационная грамотность не оценивается.
4-й класс
ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ
Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».
ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики
Задание 1
а)* Первичное усвоение вариантов произношения согласного перед буквой е. Выпиши те слова, в которых выделенный звук обозначает мягкий согласный звук.
б) Запиши. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. Выполни звуко-буквенный разбор слова правду.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Проверка орфографической зоркости*
Задание 2
Прочитай. Далее возможны формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. По желанию учителя задание может быть предъявлено на другом материале аналогичного уровня сложности.
Оценивается полнота выполнения задания.
Списывание текста
Задание 3
Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
В таблице фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений. Все ошибки на изученные и неизученные орфограммы фиксируются как искажения, замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.
За рекой росли одни ёлки. Но потом среди ёлок появились дубки. Ещё совсем маленькие, всего три листка торчат из земли. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь? Кто их сажает? Вот загадка! Раз шёл я с охоты, а мимо меня пролетела сойка. Я стал за ней поглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и улетела.
Я подошёл к пню, а между корнями – два жёлудя. Вот и разгадка!
Задания после списывания
а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;
б) третье предложение от конца разбери по членам; укажи части речи (кроме слова что-то); любое из слов разбери как часть речи.
Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания – грамматического или при восстановлении деформированного текста.
4-й уровень – текст переписан правильно, без ошибок;
3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;
2-й уровень – а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;
1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании.
Выявление уровня усвоения морфемного состава слов
Задание 4
Соотнеси данные слова с соответствующими им схемами.
избушка, побелка, забег, погода, морской, лесостепь
Оценка выполнения задания
4-й уровень – правильно установлен морфемный состав 5 слов;
3-й уровень – правильно установлен морфемный состав 4 слов;
2-й уровень – правильно установлен морфемный состав 3 слов;
1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в усвоении морфемного состава слова.
Диктант
Задание 5
Диктант с его последующим орфографическим проговариванием с целью проверки (проверяются правописание гласных после шипящих, правописание ь, усвоение проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов, раздельное написание предлогов, союзов, оформление предложения).
1) Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам (части слов с выделенными орфограммами проговариваются орфографически);
2) самостоятельная проверка диктанта учениками (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются);
3) орфографическое проговаривание всего текста диктанта учителем с одновременной проверкой учениками своих работ (исправления вносятся карандашом или ручкой другого цвета).
Диктант оценивается двумя уровнями: 1-й фиксирует реальную грамотность, 2-й – умение ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.
Пробежали весенние деньки. Прилетели скворцы, ласточки, соловьи. Радостно щебечут птицы. В ближней чаще на берёзке грач вьёт гнездо. На листочках играет солнечный луч. На ели появились молодые хвоинки.
В чудесных трясинах болота лежат тонны съедобных даров. Закричал кулик, заквакали лягушки. Пойдешь узкой тропинкой к речке и увидишь росу на полях. Вода несёт жизнь растениям, птицам, животным. Резвятся на полянке весёлые зайчата. Греются на солнце рыжие лисята. От ёлки к ели тянутся следы. Белочка скачет от ветки к ветке. На сирени, липе, тополе появляются листочки.
а) В первых трех предложениях диктанта обозначь только те части слов, в которых есть орфограмма «безударный гласный».
б) Из текста выпиши 3 глагола с безударным окончанием. Обозначь те грамматические признаки, которые объясняют написание окончаний.
в) В первом абзаце найди предложение с однородными членами. Разбери его по членам предложения, обозначь части речи.
Понимание лексической сочетаемости слов
Задание 6
К каждой паре слов подбери подходящие имена существительные. Запиши словосочетания.
Прож_вать – прож_вать (в городе, хлеб)
Разв_вается – разв_вается (на ветру, быстро)
Зап_вала – зап_вала (в хоре, лекарство)
Прим_рять – прим_рить (платье, друзей)
Оценка выполнения задания
4-й уровень – 7–8 словосочетаний;
3-й уровень – 5–6 словосочетаний;
2-й уровень – 3–4 словосочетания;
1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в дифференциации лексического значения слов.
Выявление способности решать нестандартные задачи, уровня воображения, способности переключаться с одной точки зрения на другую (выполнять задания с многозначными ответами), способности связно излагать мысли в письменной речи
Задание 7
Ситуация: На реке построили плотину. Река разлилась, затопила пологий берег.
Напиши, о чем думают люди, о чем – река, о чем – растения и животные.
Оценка выполнения задания
4-й уровень – в ответах на все вопросы есть: 1) соответствие заданной теме; 2) развернутость высказывания; 3) связность высказывания; 4) оригинальность версии;
3-й уровень – есть четыре показателя в трех или двух ответах на вопросы;
2-й уровень – есть некоторые показатели;
1-й уровень – ответы носят односложный характер.
Грамматическая и пунктуационная грамотность не оценивается.
* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.