бабочкин актер сыгравший чапаева
Борис Бабочкин
Биография
Когда звучит имя актера Бориса Бабочкина, знатоки советского кинематографа в первую очередь вспоминают блистательную роль Чапаева в одноименном фильме. Картина вошла в сотню лучших работ мирового кино и принесла всесоюзную славу Борису Андреевичу. Сам Андрей Гончаров называл коллегу великим мастером с поразительной узнаваемостью, а Олег Ефремов считал, что система Станиславского списана с таких людей, как Бабочкин.
Детство и юность
Борис Бабочкин родился в январе 1904 года в Саратове. Отец служил на Рязано-Уральской железной дороге, мать преподавала в школе. Талант к творчеству Борису и старшему брату Виталию передался от Анны Маркеловны, любившей литературу и театр. Мальчики выступали на новогодних представлениях и даже ездили с отцом на небольшие «гастроли» по железнодорожным станциям.
Борис Бабочкин в молодости
Интерес к сцене у парнишки получил развитие во время учебы в Саратовском реальном училище, где Бабочкин читал стихи на публичных мероприятиях и частенько посещал постановки городского драматического театра. Больше года Борис прозанимался в студии при театре под руководством Александра Канина, лично знавшего Станиславского и Немировича-Данченко.
В 17 лет Борис приехал в Москву и поступил в студию Иллариона Певцова «Молодые мастера». Именно этот представитель русской актерской школы стал для будущей знаменитости «учителем навсегда, на всю жизнь».
Фильмы
С кино Бабочкин познакомился случайно. В 1926 году актер приехал из Харбина и перебивался в Москве временными заработками. Зашел на биржу труда, а там пригласили сняться в немом фильме «Крылья ввысь».
Борис Бабочкин в фильме «Мятеж» (слева)
В следующем году, когда Борис уже жил в Ленинграде, поступило приглашение на роль в картине «Мятеж». Актер глубоко прочувствовал кинематограф, по собственному признанию, только после драмы «Заговор мертвых» о генерале Николае Юдениче.
На киностудии Бабочкин познакомился с друзьями-однофамильцами Георгием и Сергеем Васильевыми, которых с легкой руки Виктора Шкловского называли братьями. У друзей была за плечами парочка фильмов, оставшихся незамеченными. Но Васильевы все же рискнули экранизировать роман Дмитрия Фурманова.
Борис Бабочкин в фильме «Чапаев»
Исполнитель главной роли рассказывал, что выстраивал образ героя из личных воспоминаний, когда в 1919-м попал в Первый Саратовский резервный полк и проходил обучение в ожидании нападения Деникина. В «Чапаеве» нет того, что в 21 веке называется простым, но емким словом action. Однако, как писал Марлен Хуциев:
«Никому никогда с течением лет, новых впечатлений и рубежей кино не казалось, что картина нуждается в иной кинематографической форме, в иной экранной выразительности».
«Чапаев» в какой-то момент стал спасением для семьи Бабочкиных. В годы репрессий почти вся труппа Большого драматического театра попала в жернова НКВД. Два сотрудника в открытую ходили по пятам артиста, а дома стоял приготовленный чемоданчик с вещами. Но все-таки что-то останавливало руководство карательных органов от ареста исполнителя такой знаковой роли.
Борис Бабочкин в фильме «Подруги»
Помимо образа знаменитого комдива, заметной работой стала роль Андрея в фильме «Подруги» с участием Зои Федоровой, Янины Жеймо, Василия Меркурьева. Оператором картины выступил второй муж Зои Алексеевны Владимир Рапопорт.
В 1938 году поклонники смогли увидеть Бабочкина в главной роли в военной драме «Друзья» о становлении советской власти на Кавказе. В основу повествования легли детали биографии революционера и первого секретаря Ленинградского горкома партии Сергея Кирова.
Борис Бабочкин в фильме «Актриса»
Во время войны, живя в эвакуации в родном Саратове, актер непрерывно снимался. На экраны вышли «Непобедимые» Сергея Герасимова и Михаила Калатозова, «Оборона Царицына» и «Фронт» братьев Васильевых, «Актриса» Леонида Трауберга.
В 1945-м Бабочкин закончил снимать и сниматься в картине «Родные поля». Актер считал этот фильм о ежедневном трудовом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны одной из самых больших удач в своей творческой биографии.
Борис Бабочкин в фильме «Фронт»
Спустя два года вышла очередная режиссерская работа Бориса Андреевича – «Повесть о «Неистовом». Это рассказ о миноносце Северного флота, который проводит через зону военных действий танкер с топливом и по пути вступает в бой с немецкой подводной лодкой.
В экранизации книги о легендарном летчике Алексее Маресьеве «Повесть о настоящем человеке» Бабочкину досталась небольшая роль командира полка.
Борис Бабочкин в фильме «Повесть о настоящем человеке»
Режиссер фильма Михаил Швейцер вспоминал, что никогда не встречал настолько абсолютного подготовленного к съемкам актера, как Борис Андреевич. Бабочкин знал все монологи, ему не требовалось ничего объяснять. Готовую картину, принесшую артисту Государственную премию СССР, Бабочкин уже не увидел.
Личная жизнь
Семейная жизнь Бориса Бабочкина с одной-единственной женщиной оказалась счастливой. Супруга, балерина Екатерина Георгиева, происходила из знатного дворянского рода, по материнской линии состояла в дальнем родстве с Натальей Николаевной Гончаровой.
Борис Бабочкин и его жена Екатерина Георгиева
Екатерина до знакомства с Борисом жила благополучно в браке с режиссером, за которого вышла замуж в 16 лет и который был намного ее старше. Муж Катю сильно ревновал, запирал дома, но погасить вспыхнувшую страсть не смог.
По рассказам дочерей Татьяны и Натальи, мама не меняла фамилию на Бабочкину, поскольку не понимала, зачем это нужно при гражданской регистрации. Другое дело, если бы обвенчались. Говорила, что они с отцом муж и жена, пока любят друг друга.
Борис Бабочкин с дочерью Натальей
Единственное разногласие супругов заключалось в том, что Екатерина считала лучшей балериной Марину Семенову, а у Бориса на первый план всегда выдвигалась Галина Уланова. Различались супруги и во внешнем выражении чувств к детям. Мама, вспоминала дочь Татьяна, была сдержана и строга, а отец любил их обнимать и целовать.
Прямота и откровенность жены порой приводили Бориса в ужас. Однажды женщина не побоялась отвадить от дома Василия Сталина, когда заметила, что поздние застолья с сыном вождя народов начали мешать семейной жизни.
Смерть
Борис Андреевич в личном дневнике писал, что желал бы умереть стоя. Фактически так и произошло – актер скончался в машине по пути из Малого театра в оргкомитет Московского международного кинофестиваля. Причиной смерти стал сердечный приступ, Бабочкин не успел принять лекарство, но сумел припарковать автомобиль, чтобы не спровоцировать ДТП.
Могила Бориса Бабочкина
Легенды кино 1930-х: Как роль Чапаева спасла Борису Бабочкину жизнь, но сломала его актерскую судьбу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Борис Бабочкин родился в 1904 г. в Саратове, его отец служил на железнодорожной станции, а мать была учительницей. Именно от нее сыновья унаследовали любовь к литературе и искусству. С детства по праздникам они декламировали стихи, выступая на станциях. С тех пор Бабочкину запомнилось « чувство счастья, когда твоему искусству, твоей теме. подчиняются люди чужие, посторонние, взрослые и маленькие. – мое высшее счастье ».
Во время Гражданской войны 14-летний Борис Бабочкин служил в канцелярии политотдела 4-й армии Восточного фронта. Там же воевала и чапаевская 25-я дивизия. Позже актер рассказывал: « То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью. А может, и встречал, только не знал, кто это. И если не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал! Пел те же песни, знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем как начать работать над ролью ».
С детства Бабочкин занимался в драматической студии, а после школы поступил в театральную школу при студии «Молодые мастера» Иллариона Певцова. Бабочкин считал его своим учителем, а позже встретился с ним на съемочной площадке фильма «Чапаев», где Певцов сыграл полковника Бороздина.
После окончания учебы Бабочкин выступал на сценах театров Москвы, Костромы, Воронежа, Могилева, Самарканда и Ленинграда, сыграв более 200 ролей. Его кинодебют состоялся в 1928 г., но всенародное признание и слава пришли к нему в 1934 г., когда он сыграл Василия Ивановича Чапаева.
Фильм «Чапаев» сняли братья Васильевы – на самом деле они были не братьями, а однофамильцами, а это был их творческий псевдоним. В главной роли они видели Николая Баталова, но тот не смог участвовать в съемках из-за болезни, и вместо него пригласили Василия Ванина, уже игравшего Чапаева в театре. Борису Бабочкину предложили исполнить роль Петьки. Но однажды во время обсуждения съемок с режиссерами Бабочкин показал, каким, по его мнению, должен быть Чапаев. А когда его загримировали – получился вылитый комдив! А когда на пробы пришел Леонид Кмит, режиссеры поняли, что нашли идеальных Чапаева и Петьку.
Судя по документальным кадрам, у настоящего Чапаева и его экранного воплощения было мало общего, разве что формальные «приметы» – усы и папаха. Как утверждают историки, Чапаев не носил бурку – этот элемент костюма придумали кинематографисты, а позже на многих картинах комдива изображали именно так. Образ, созданный Бабочкиным, был настолько ярким и убедительным, что он сразу же стал народным героем и персонажем фольклора. В 1935 г., в 31 год актер стал самым молодым народным артистом страны, в 1941 г. ему была присуждена Государственная премия. Эта роль стала знаковой в его творческой судьбе и, несмотря на десятки ролей, сыгранных позже, так и осталась его визитной карточкой.
Дочь Бориса Бабочкина Наталья считает, что именно благодаря роли Чапаева актер избежал ареста в конце 1930-х гг., когда почти вся труппа Большого драматического театра подверглась репрессиям. « После 1937 года за ним постоянно ходили два человека, сменяя друг друга. Дома был приготовлен маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Помню, у нас жгли какие-то письма, бумаги. Моя мама была из аристократической семьи, но дома об этом никогда не говорили… А жили мы перед войной в Ленинграде на улице Дзержинского (теперь Гороховая) рядом с домом, где находилось НКВД. Квартиры в нашем подъезде почти все были опечатаны… Все это очень плохо кончилось бы для отца, если б «Чапаева» можно было убрать с экрана », – рассказывает Наталья. Она считает, что эта роль спасла отца, так как в случае его ареста пришлось бы убрать с экранов легендарный фильм, а на тот момент это было невозможно из-за его всенародной популярности.
Несмотря на огромную популярность, которую принес ему Чапаев, актер впоследствии признавался, что не любил эту роль за то, что она затмила все остальные его творческие вершины и сделала его заложником одного образа. Если бы не «клеймо» Чапаева, он мог бы сниматься намного больше – режиссеры не приглашали его на другие роли, опасаясь неизбежных ассоциаций с Чапаевым. Бабочкин считал, что не реализовал и одной десятой своих возможностей. Его дочь Наталья рассказывала: « Отец, когда его об этом спрашивали, цитировал слова Карла Зелига из книги «Альберт Эйнштейн»: «Почему люди всегда болтают о моей теории относительности? Ведь я сделал и другие полезные вещи, может быть, даже лучше. Но этого широкая публика почему-то не замечает ».
Олег Ефремов говорил о нем: « С таких людей, как Бабочкин, Станиславский писал свою систему ». Он отправлял артистов своего театра на спектакли с участием Бабочкина – чтобы они учились у него актерскому мастерству. Все, кто был с ним знаком, говорили о нем как о личности невероятно харизматичной и магнетической, обладающей огромной внутренней силой и энергией. Когда он входил в зал, все замолкали, а если во время спектакля актеры играли, по его мнению, недостаточно хорошо, они под его пристальным взглядом начинали запинаться и теряться.
17 июля 1975 г. Борис Бабочкин скончался от сердечного приступа, а его знаменитый киногерой пережил его на много десятилетий. Фильм заслужил всемирное признание, а спустя 40 лет после его выхода на экраны по итогам опроса ведущих киноведов мира «Чапаева» включили в сотню лучших фильмов ХХ века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Исполнитель роли Чапаева Борис Бабочкин умер в дороге за рулем, и его обокрали неизвестные
Актера нет в живых больше 45 лет. Жарким летом 1975 года в центре Москвы обнаружили автомобиль, в котором сидел, уткнувшись в руль, Борис Бабочкин. Знаменитый артист был мертв. Причем, ни денег, ни личных вещей в машине не было. Он сыграл десятки ролей в кино и сотни – в театре. Но все помнят его по одной-единственной, порой путая реальный исторический персонаж – Василия Ивановича Чапаева – с артистом, его сыгравшим.
В саратовском детстве маленький Боря впитывал язык русских классиков: а как иначе, если довелось родиться в семье сельской учительницы. В 15 он уже был комсомольцем и работал в политотделе – за два года до того случилась революция. Вот где он насмотрелся на лихих командиров, позже признавался, что мог тогда и Чапаева встретить, просто не знал еще, что это он.
За бурными переменами и участием в политической жизни страны Борис не забывал о театре, в который его всегда тянуло. Однажды шел с другом мимо бывшей саратовской гимназии, в которой шел тогда прием в сценический класс. Одолжил у товарища хороший пиджак и предстал перед комиссией – с «Легендой о Марко» Максима Горького. И так впечатлил экзаменаторов, что взяли его сразу на старший курс.
Руководитель студии, где, к слову, учился и старший брат Бориса Виталий, посоветовал Бабочкину ехать в Москву. И даже снабдил рекомендательным письмом к самому Немировичу-Данченко. Борис и поехал. Ему было 16. На дворе 1920 год. В голодной Москве у парня не было никого и ничего. А воспользоваться рекомендацией не позволила гордость. Только через 20 лет, став известным артистом с регалиями, он покажет Владимиру Ивановичу то самое письмо.
А тогда Бабочкин просто пошел и сдал экзамены одновременно в две театральные школы. Одной из них руководил Михаил Чехов, другой Илларион Певцов. У последнего и стал учиться: эта студия пришлась ему больше по душе.
Борису давали роли в московских театрах, но он поехал в провинцию: считал, что нужно больше играть, так закаляется актерский характер и познаются все тонкости профессии.
Двести ролей за пять лет – многим ли такое удавалось? После этого Бабочкин, который уже пробовал себя и в качестве режиссера, и преподавать начал, оседает в Ленинграде.
Две свои первые кинороли Бабочкин сыграет еще в немых картинах. «Чапаев» станет шестой его работой в кино. И принесет ему всенародную славу, любовь и Сталинскую премию, а также звание народного артиста СССР – Борис Андреевич станет самым молодым актером, получившим это звание.
Казалось бы, внешнего сходства у актера и легендарного комдива никакого. Но Бабочкин столь убедительно сыграл, что даже сын Чапаева, как и его сослуживцы, уверял: одно лицо! Фильм стал триумфом: очереди в кинотеатры не заканчивались, люди ходили смотреть картину по нескольку раз.
В 1938 году Бабочкина назначают худруком знаменитого Ленинградского БДТ. Но через два года он переедет в Москву и станет актером не менее популярного Театра им. Вахтангова. Потом будут Малый театр, Театр им. Пушкина и даже командировка в Болгарию на год, где он поставит несколько спектаклей.
– Искусство берет всего человека, целиком. Ему нужно отдать всю жизнь, – записал как-то в дневнике Борис Бабочкин.
Он так и делал. Работа в театре, съемки в кино, статьи в газеты и журналы, преподавание – студенты его боготворили. Но ему все казалось, что он сделал слишком мало, не успел, недодал.
В середине июля 1975 года Бабочкин завез в редакцию «Известий» очередную статью, затем 71-летний артист заехал в Малый театр – обсудить будущую постановку «Чайки», забрать зарплату и отпускные, приличную сумму. По дороге домой почувствовал себя плохо и все что смог – отогнать машину к тротуару. Так и умер: за рулем своего автомобиля, не успев принять лекарство.
Говорили потом, что денег при нем не нашли. На этом даже строилась версия об убийстве. Но никаких подтверждений или улик не обнаружилось. Куда делись деньги, так и осталось тайной.
Борис Бабочкин
Борис Бабочкин родился 5 января (18-го по новому стилю) 1904 года в Саратове в семье железнодорожника.
Отец служил в железнодорожном ведомстве.
Старший брат Виталий был актером (умер молодым).
Первое выступление Бориса на сцене состоялось благодаря отцу. Путейцы решили устроить большой новогодний праздник с концертом, в котором были задействованы членов семей железнодорожников. Семья Бабочкиных вывела на сцену сразу двух исполнителей: четырехлетнего Бориса и его старшего брата Виталия. Концерты проходили на праздниках новогодней ёлки в Саратове, Покровской слободе и на станции Красный Кут. Братья Бабочкины выступали с декламацией стихов поэта Некрасова.
В 1912-1919 годах учился в 1-м Саратовском реальном училище.
Участвовал в Гражданской войне: в пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта.
Вернувшись к мирной жизни, поступил в драматическую студию при Саратовском драматическом театре под руководством А. И. Канина.
Рано осознал в себе актерский дар. По рассказу самого Бабочкина, его учитель Канин сказал ему: «Или ты будешь одним из лучших актеров страны, или умрешь на берегу Волги под лодкой».
Борис Бабочкин в театре
После окончания театральной студии «Молодые мастеры», летом 1921 года в числе выпускников во главе с И. Н. Певцовым Бабочкин провел свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска.
В 1921 году, вернувшись в Москву, актёр ненадолго поступил в Московский драматический театр под руководством В. Г. Сахновского.
В 1925-1926 годах служил в Костромском драматическом театре им. А. Н. Островского.
Борис Бабочкин в молодости
Работал также в театрах Могилёва, Бердичева, Пишпека.
В 1955 году Бабочкин вернулся в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до конца жизни.
Борис Бабочкин в кино
В кинематографе Бабочкин-актёр дебютировал в 1928 году в фильме «Мятеж».
Мировую известность принесла ему роль Чапаева, сыгранная в 1934 году в одноимённом фильме.
В 1934 году по личному указанию Сталина 30-летнему Борису Бабочкину присвоили звание народного артиста республики. В то время «народными» были всего несколько человек – Станиславский, Немирович-Данченко, Нежданова.
Борис Бабочкин в фильме «Чапаев»
Роль Чапаева оказалась ролью всей жизни Бориса Бабочкина, хотя сам он так не считал. Однополчане Чапаева и его родной сын говорили о сходстве актера и сыгранного им героя, хотя документальные кадры тех лет утверждают обратное. Это сходство было создано талантом, мастерством и трудом актера. При этом нужно отметить, что в революционные годы Бабочкин служил в той самой армии, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия, он знал командарма Авксентьева, комиссара штаба армии Макарова, и был прекрасно знаком с жизнью рядовых бойцов.
Позже, в статье «30 лет спустя», Бабочкин писал: «То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью. И если я не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал. Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем как начать работать над ролью».
Начало Великой Отечественной войны застало Бабочкина в Риге, где он вместе с режиссером С. Тимошенко снимал фильм «Мертвая петля» о летчике Сергее Уточкине, чью роль сам исполнял. Съемки этого фильма были прерваны войной, и затем не возобновились. Тем не менее, всю Великую Отечественную войну, не считая поездок в осажденный Ленинград, Борис Андреевич продолжал сниматься.
За годы войны он снялся в главных ролях в полнометражных фильмах «Оборона Царицына», «Непобедимые», «Актриса», «Фронт» и «Родные поля». Последняя картина стала режиссерским дебютом Бабочкина в кино. Вместе с А.Босулаевым он поставил картину на «Мосфильме», рассказав в ней о жизни подмосковной деревни в военное время.
Борис Бабочкин в фильме «Оборона Царицына»
В 1947 году на экраны СССР вышла поставленная Борисом Андреевичем на студии «Мосфильм» картина «Повесть о «Неистовом», посвященная Великой Отечественной войне. Эта картина показывала на экране героический труд команды эскадренного миноносца «Неистовый», несшего патрульную службу по защите от фашистов транспортных судов союзников на севере СССР.
Борис Бабочкин в фильме «Повесть о настоящем человеке»
В 1966 году получил звание профессора.
Автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонёк», «Искусство кино», «Москва», «Октябрь», газетах «Ленинградская правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.
Скончался Борис Бабочкин 17 июля 1975 года в Москве. В тот день Бабочкин получил в театре отпускные, отвез статью в «Известия» и поехал в штаб кинофестиваля. Возле «Метрополя» ему стало плохо. Он сумел припарковать свою «Волгу» к тротуару, никого не задев в потоке машин, и рухнул на сиденье: сердце остановилось.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
могила Бориса Бабочкина
Являлся обладателем многочисленных званий и наград:
В Москве, на доме, где жил актер, установлена мемориальная доска.
В честь актёра было названо торговое судно (построено в 1984, списано в 2010 году).
Борис Бабочкин
Личная жизнь Бориса Бабочкина:
Борис Бабочкин с женой
Борис Бабочкин с дочерью Натальей
Фильмография Бориса Бабочкина:
Режиссёрские работы Бориса Бабочкина:
Сценарии Бориса Бабочкина:
Озвучивание Бориса Бабочкина:
Библиография Бориса Бабочкина: