бабушка коко в реальной жизни
«Тайна Коко». Почему мир заинтересовался мексиканским Днем мертвых
М ексиканский мальчик Мигель мечтает стать музыкантом, как его кумир Эрнесто де ла Крус, известнейший певец и киноактер. Однажды Мигель чистил обувь проезжему гитаристу на главной площади и попросил подержать гитару — откуда ни возьмись появилась бабушка Мигеля, которая побила несчастного гитариста, предполагая, что защищает внука от «дурного» влияния музыкантов. Такое отношение к музыке в семье Мигеля передается из поколения в поколение, потому что один из членов семьи бросил жену с ребенком ради музыки.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Начинаясь как реалистичная повесть о трудном подростке, который хочет пойти против традиций своей семьи, история делает резкий поворот, превращаясь в сказку. В День мертвых Мигель попадает в Страну мертвых, где знакомится с усопшими родственниками и пытается отыскать умершего де ла Круса, чтобы получить от него благословение. Вопрос, что выберет мальчик: семью или музыку, остается открытым до конца.
Для мексиканцев семья значит очень много. Татьяна Курашкевич, директор туристической компании «Мексиканский клуб», 20 лет занимается туристическим бизнесом с Мексикой. Она рассказала, что личное время мексиканцы практически всегда тратят на семью.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Однажды она заказала для своего магазина у мексиканского мастера расписные тарелки: он изготовил их, отправил в Россию, где все было быстро распродано. Тогда Татьяна попыталась договориться с мастером, чтобы он делал больше тарелок — и тратил на это больше времени. Мастер отказался. Татьяна это объясняет просто: «У мексиканцев нет погони за наживой. Им важнее провести вечер с родными. Вместо того чтобы делать для нас больше тарелок и заработать, мастер предпочел посвятить время внучке».
День мертвых проходит 1 и 2 ноября в нескольких латиноамериканских странах, в том числе и в Мексике. Считается, что в эти дни души умерших посещают родной дом. Праздник возник, как говорит легенда, когда шаманы договорились с духами, что те не будут беспокоить живых, а для встреч в реальном мире выделили несколько дней в году. Рикардо Мартинес Фуентес считает, что мексиканцы не отпускают души умерших, потому что не хотят оставаться без них.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Кроме Дня мертвых, в Мексике есть много традиций, связанных со смертью. Начать стоит издалека. До прихода в Мексику испанских колонизаторов в центре страны жили миштеки, в их календаре шесть месяцев были отведены на почитание мертвых. В августе нужно было делать подношения умершим ежедневно. Какие-то из старых традиций остались до сих пор. «Когда у меня умерла бабушка, — рассказывает Рикардо, — мы на протяжении девяти дней собирались с близкими и друзьями семьи. Выкладывали из глины крест, покрывали его цветами — и целовали. В каждый из этих дней приходило около 20–30 человек. Это в условиях, когда мы жили в городе, а мои родители были довольно серьезные и занятые люди. Представьте, как проходят эти девять дней в деревне, насколько это масштабнее».
Татьяна Курашкевич уточняет, что отношение к смерти у мексиканцев философское, они относятся к ней проще, чем мы, потому что у них есть прекрасная сказка о том, что будет после с ними и их родственниками.
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Рикардо Мартинес Фуентес обращает внимание, что после смерти человека будет сопровождать лысая собака породы Шолоицкуинтли — она поможет не заблудиться в мире мертвых. Во времена миштеков, чтобы отправить собаку вместе с умершим в загробный мир, ее убивали.
В мультфильме Disney/Pixar «Тайна Коко» есть такая собака, но ее, конечно, никто не трогает. «Это одна из важных деталей, — говорит Рикардо, — которая показывает, с каким вниманием отнеслись авторы мультфильма к его созданию». С этим согласна Татьяна Курашкевич: «В мультфильме узнаешь улочки и дома определенных городов. Движения, одежда, бытовая утварь — все это похоже на документальное мультипликационное кино».
Кадр из мультфильма «Тайна Коко»
Мексиканцы надевают на праздники национальные костюмы — не потому что надо, а потому что хочется. И в этом, как считает Татьяна Курашкевич, одна из главных причин, почему Мексикой заинтересовался мир: «Мексика очень живая и настоящая. Краски, которые мексиканцы используют в своих изделиях, очень яркие. Все эмоции мексиканцев настоящие, а мы хотим увидеть настоящие эмоции. Поэтому Мексика так притягательна».
И людям, по всей видимости, нравится этот дух. Во время просмотра мультфильма Disney/Pixar «Тайна Коко» не раз аплодировали, а соцсети полны постов взрослых людей о том, как они вспоминали своих умерших близких и плакали во время мультфильма.
Бабушка коко в реальной жизни
Ночь темна и полна ужасов, и она только начинается!
Наше такси медленно, рывками тащится по улицам Оахаки. На фоне огромного, состоящего их бесконечных бетонных трущоб Мехико, откуда мы только что прилетели, этот колониальный городок на юге Мексики выглядит по-настоящему сказочно. Темнота сгущается, на неосвещенных пока что улицах в свете фар такси то и дело яркими пятнами возникают лица в макияже мертвецов. Люди готовятся к празднику, сегодня мертвые гуляют по городу наравне с живыми, нельзя выделяться!
Оахака внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще с середины восьмидесятых годов, но только в последние несколько лет она переживает настоящий наплыв массового туризма. И все из-за этого удивительного праздника – Дня мертвых.
Во многих культурах есть подобные традиции. Даже в Украине люди не сильно, но верят в души предков, которые время от времени возвращаются и живут рядом. В пример тому можно привести поминальные дни, Гробки, когда народ массово оставляет на кладбищах конфеты, печенье и даже стаканчики с водкой. Или июньские «зеленые праздники». В это трудно поверить, но они являются рудиментом зеленой веры наши далеких предков, веры в перерождение душ, на могилах которых следует посадить дерево, и они будут жить столько, сколько будет стоять растение. Раз в год предки заносили в дом веточку от дерева, приглашая в гости усопших родственников. Заносим и мы, давно потеряв смысл этого обряда.
А мексиканцы помнят. Каждую осень они на несколько дней по-настоящему уверывают в бессмертие, живут рядом с давно ушедшими в мир иной родственниками и друзьями. Они кормят их, выкладывая съестные дары на специальных алтарях, они разговаривают с ними, шутят и даже заказывают музыку – там, под землей, скорее всего, не до танцев!
Сложно сказать, почему именно Оахака стала центром мирового некротуризма. Не менее широко День мертвых отмечают и в других населенных пунктах Мексики, в том числе, и неподалеку от столицы. Но из года в год все больше туристов прилетает именно в этот город, создавая в нем транспортный, отельный и ресторанный коллапс. Видимо, виной тому, действительно, колоритный вид Оахаки, ее пестрый, колониальный уют, светлая атмосфера и, конечно же, население, практически полностью состоящее из индейцев и метисов. Это именно та Мексика, которую люди ожидают увидеть в Мексике, Мексика с книжных страниц, кино и мультфильмов, Мексика стереотипов и архетипов.
В крытых галереях вдоль площади, построенных чтобы летом спасаться от жары, сейчас установлены сотни столиков. В каждой двери – по кафе, которые будто специально созданы, чтобы зарабатывать деньги в праздничную неделю. Сложно поверить, что небольшому городку нужно такое большое количество ресторанов и баров. Посетители заведений сидят лицом к площади, чтобы не пропустить ничего интересного.
Все больше людей ходит по улице с разукрашенными под мертвецов лицами. Ансамбль музыкантов-зомби играет заводную мексиканскую музыку, вокруг него собралось несколько десятков человек. Невеста с лицом-черепом весело танцует с нарядно одетым, но также «мертвым» женихом. Пара раскрашенных в мертвецов стариков даже под быструю музыку кружит танго. Остальные двигаются в том ритме, в котором могут. Несколько десятков зевак стоит вокруг, снимая происходящее кто на камеру, кто на телефон.
Туристам на этом празднике сложнее всего. Они тут чужие, большинство здесь впервые. Все ожидают чего-то удивительного, волшебного, но никто не знает, в чем оно состоит. Народ бродит по площади из угла в угол, с улицы на улицу по центру города, ожидая наткнуться на что-либо интересное.
Яркие события вспыхивают, кажется, стихийно. Внезапно по соседней с центральной площадью улице прошел парад мертвецов с оркестром и зомби-велосипедистами. Через десять минут у входа в Собор Оахаки выстроились девочки-подростки с флагами и чем-то похожим на веники над головами. Они исполнили несколько песен, вокруг них прокружили две огромные человекообразные фигуры из папье-маше, и через мгновение все разошлись по домам.
В сотне метров от Собора группа подростков разыграла шуточное театрализованное представление на тему изгнания дьявола. Действие заняло не более пяти минут, после чего все участники начали танцевать и бросать в толпу ищущих себя на этом празднике зрителей пакеты с конфетами. Это тоже локальная фестивальная традиция. Местные жители в борьбе за сладости ведут себя настойчивее – прыгают, бросаются под ноги, силой выдергивают подарки у тех, кто не успел крепко их схватить. Тренированная пара взрослых с ребенком за несколько минут может собрать до килограмма конфет, чтобы потом месяц не тратиться на сладкое.
Ближе к одиннадцати часам вечера площадь заметно пустеет. Продавцы, в основном, сворачивают свою деятельность, магазины закрываются. Озадаченные туристы не могут понять, куда ушло веселье.
В это время в двадцати километрах от Оахаки начинается главное в округе действо в честь Дня Мертвых. Даже за километр до кладбища в городке Хохокотлан перекрыты улицы. Уже почти полночь, но народ тянется нескончаемым потоком пешком на погост. Все раскрашены под мертвецов, веселы и полны энтузиазма. Многие прилетели сюда из других стран и континентов, преодолели океан, чтобы провести следующие несколько часов на могилах незнакомых им людей. Сказка начинается!
У входа на кладбище установлена сцена, откуда без остановки на всю округу разливаются громкие звуки: ведущий что-то радостно вещает на испанском, через мгновение заводят песню народные коллективы, а через пять минут их сменяют ди-джеи. Похоже, организаторы праздника попытались угодить всем возрастам гостей, но в итоге не угодили никому. Особенно зловеще и неуместно посреди этого «веселья» выглядят два огромных синих лазерных луча, рассекающие небо в эту особенную ночь.
Большие ворота при входе на кладбище украшены ироничными словами «Добро пожаловать», но пробиться внутрь через них сложно. Вышедший недавно мультфильм «Тайна Коко» от студии Pixar привлек внимание ко Дню мертвых людей всего мира, а Хохо (так местные кратко называют Хохокотлан) стал именно тем городком, куда ринулись за мексиканской аутентикой десятки тысяч туристов.
Сложно понять, что чувствуют хохокотланцы, видя, как бесконечные разноголосые толпы штурмуют в ночь с 31 октября на 1 ноября их домашнее, сельское кладбище. Кажется, стараются просто не замечать гостей. Местные жители собираются у могил почивших родственников и друзей еще с вечера, до наступления сумерек. Они раскрывают переносные табуретки, расстилают скатерти, зажигают свечи, достают еду и напитки, расчехляют гитары либо подключают к телефонам портативные колонки. Кто-то проведет здесь всего несколько часов, а кто-то останется до самого утра.
— Вы верите, что ваши близкие, действительно, в эту ночь находятся рядом с вами? – спрашиваю я таксиста, везущего меня в Хохо. Он торопится, нервничает, ему сегодня тоже на кладбище.
— Не знаю. Разве это важно? Мы собираемся там для себя, а не для мертвецов. Я с некоторыми своими родственниками только и вижусь, что раз в год на кладбище.
Как для среднестатистического мексиканца, водитель сносно говорит по-английски. Объясняет, что работал несколько лет в Калифорнии.
Но на кладбище видно, что люди верят. Шумная, вооруженная фотоаппаратами толпа иностранцев медленно-медленно, полушагами идет по переполненной центральной аллее погоста. Толчея такая сильная, что мало у кого есть силы и возможность смотреть по сторонам и, тем более, присматриваться к деталям. Промедлишь – затопчут. Никто не замечает сидящую в темноте всего в метре от толп совсем старую женщину. Она обнимает могильный камень, плачет. Мне становится стыдно, что я в силу кажущегося теперь идиотским желания побывать на празднике чужих мертвецов, увидел ее в столь трогательный, печальный и интимный момент. Старушка что-то говорит камню ломающимся от переизбытка чувств голосом. Меня не должно тут быть, это не мой праздник!
Но всего через пару могил от старушки группа мексиканцев, сидя на могиле своего родственника, радостно машет всем проходящим мимо, позирует фотографам и прочими средствами привлекает к себе внимание. В эту ночь, всего на несколько часов, они звезды. И глупо не воспользоваться возможностью попасть на страницы иностранных журналов. Мертвые подождут, а живым нужно жить сегодня, радоваться – сегодня, быть знаменитостями – сегодня.
Я сворачиваю влево от центральной аллеи кладбища и протискиваюсь между могил, чтобы уйти от толпы. Всего в пяти метрах ажиотаж уже не чувствуется, тут сотни, тысячи зажженных свеч создают атмосферу зловещего уюта, а люди, сидящие в тишине почти возле каждой могилы, и сами кажутся духами, отпущенными на свободу в сегодняшнюю ночь. Только два гигантских синих лазерных луча, стремящихся в небо, связывают окружающую романтическую действительность с наружным, все более туристическим праздником.
Я отворачиваюсь от лазеров и присаживаюсь на могильный камень, чтобы лучше погрузиться в атмосферу. Совсем рядом кто-то заказал для почившего родственника музыку, и ансамбль местных музыкантов, трое гитаристов и двое трубачей, начали свое выступление. Таких коллективов по кладбищу бродит несколько десятков – работа у них будет до самого утра.
Передо мной появляются двое парней, оба – немного за тридцать. Уже начало первого ночи, но они только пришли на могилу, совсем свежую могилу с датами жизни 1981-2017. Они открывают сумки, достают оттуда стульчики, скатерти, цветы. Через несколько минут подходят еще двое, а за ними девушка. Скоро возле этой могилы появляются музыканты, и все собравшиеся вместе с ансамблем поют очень красивую и жалостную песню, девушка плачет, у меня тоже начинают резать глаза. В этот момент я на несколько мгновений перестаю чувствовать себя оказавшимся тут случайно туристом, и, кажется, тоже начинаю верить, что покойник слышит песню. Так красиво и трогательно, что он не может ее не слышать.
На громкое пение вокруг собирается несколько десятков туристов, и я решаю уходить, ощущение единения с происходящим утрачено, пора звонить таксисту. Предыдущий уехал к родственникам на кладбище, но оставил телефон неверующего коллеги.
Через два часа я наконец нашел место в центре Оахаки, где захотелось остаться. Это был бар, где собралось под три десятка людей в гриме мертвецов, кажется, одних только приезжих. Местными были бармен и индейская кавер-группа, исполняющая хиты классического рок-н-ролла.
— Ребята, давайте все вместе выпьем! Как хорошо, что мы тут все собрались: американцы, англичане, голландцы, немцы, украинцы! – в центре оказался самый шумный и пьяный из присутствующих. – Спасибо Мексике, которая нас всех собрала! Viva la Dia de los Muertes!
— Viva la Dia de los Muertes! – закричали все, а потом долго фоткались вместе под Highway to Hell. Кажется, не бывает более подходящей под данные обстоятельства песни.
По дороге в отель на центральной площади я встретил местную жительницу-индианку. Она была невообразимо старой, сморщенной, но с добрейшим лицом и двумя девичьими косичками по обеим сторонам головы. Вылитая бабушка Коко из одноименного мультфильма. Удивительно, что в столь позднее время она до сих пор не спала, а сидела на ступеньке, продавая полулитровые бутылки воды редким прохожим.
Я купил бутылку и пошел дальше, радуясь, что хоть на одну ночь, но попал в сказку. Что мультфильм Pixar’а оказался чистейшей правдой вплоть до малейших деталей, вплоть до центральной героини, до каждой морщинки на ее старческом лице. В десяти метрах я обернулся, задумав сфотографировать ее для доказательства, но бабушки Коко на ступеньках уже не было.
Фото настоящей бабулиты из «Тайны Коко»: сложно найти хотя бы 5 отличий от мультяшного персонажа
Многие знают, что в Мексике широко отмечают День мертвых. Как бы пугающе это не звучало для нас, но для жителей этой страны такой праздник — большое событие. Считается, что души умерших предков посещают дома, где они когда-то жили, и радуются этой встрече так же сильно, как и живые люди.
У праздника есть свои традиции (например, многие мексиканцы наносят соответствующий грим, украшают дом, готовят традиционные блюда и т. д.), которые не могут не вызывать дикое любопытство у туристов. Несмотря на то, что в интернете вы можете легко найти тысячи статей, фото, фильмов и тревел-видео по этой теме, по-настоящему широкую известность День мертвых получил в 2017 году после выхода мультфильма «Тайна Коко».
Команда создателей этого мульта даже ездила несколько раз в Мексику полным составом, чтобы проникнуться этой страной, ее жителями, обычаями, культурой и сделать не просто то, что «проглотят» дети до 10 лет, но создать нечто настоящее, интересное для людей разных возрастов. И им это удалось на 100 процентов.
Поэтому если вы до сих пор думали, что все персонажи в мультиках абсолютно вымышлены, то это не так. Например, прототипом для бабули Коко стала 105-летняя жительница мексиканского городка Санта-фе-де-ла-Лагуна. Зовут ее Мария Рамирес Кабаллеро (посмотрите — у нее даже косички заплетены, как у бабулиты Коко). У нее есть свой дом, чем-то похожий на мультяшный, и большая семья.
«Тайна Коко»: хорошая смерть
Сходил на мультфильм «Тайна КОКО». Очень яркий и трогательный мультфильм, будет интересен как детям так и взрослым. Может что-то похожее уже было, но очень хотелось с вами поделиться отзывом критика Антона Долина о мультфильме:
«В культовом фильме «Привидение» героиня Вупи Голдберг, прощаясь с парой влюбленных (она живая, он уже призрак), произносит знаменитую фразу: «Хорошей вам жизни, хорошей вам смерти». Обычно в этом месте зал смеется. Что такое «хорошая смерть», как не оксюморон? Однако День Мертвых — праздник для Мексики не менее важный, чем Рождество, — увиденный глазами аниматоров студии Pixar, впервые придает словосочетанию отчетливый смысл. Такой загробный мир, разноцветный, сюрреалистический, свободный, превосходящий даже безумные фантазии Тима Бертона из «Трупа невесты», — мечта каждого. Тем более, ребенка. Доказательство — мальчик Мигель, сбежавший от настырной родни к радушным мертвецам и наконец-то ставший там счастливым. Об этом и рассказывает «Тайна Коко», полнометражный мультфильм Ли Анкрича («История игрушек 3») и Эдриена Молины (дебютант в режиссуре, сценарист «Хорошего динозавра»).
Впрочем, поначалу кажется, что Pixar уже не тот — за последние годы мы привыкли к этой неприятной мысли. Миновали времена революционных мультфильмов («Корпорация монстров», «Рататуй», «ВАЛЛи», «Вверх»), с каждым годом больше сиквелов и приквелов, эксплуатируются былые достижения — словом, все на продажу. Недавние «Тачки 3» убеждали в том же. В «Тайне Коко» изначально настораживала предполагаемая вторичность по отношению к другому полнометражному мультфильму, спродюсированному Гильермо дель Торо, — «Книге Жизни», тоже о Дне Мертвых. Что называется, докатились! Раньше воровали у Pixar («Муравей Антц», «Рио», «Тайная жизнь домашних животных»), теперь ворует сам Pixar. И, конечно, делает это на высшем техническом уровне.
Да, техника у этой студии — лучшая в мире, и поневоле поражаешься красочности и одновременно реалистичности пейзажей, интерьеров, людей и животных в «Тайне Коко». Но новаторство Pixar никогда не ограничивалось аспектом сугубо формальным: студия бралась за табуированные темы и предлагала неожиданные решения вечных проблем. Неужто теперь у них кончились сюжеты? Как выясняется, отнюдь. И к «Книге Жизни» «Тайна Коко» ни малейшего отношения не имеет. Лишь поначалу кажется, что месседж слишком правильный, почти уже скучный.
Мигель растет в большом семействе и с детства знает легенду о прапрадеде-гитаристе, подло бросившем прапрабабку. Та в отместку закрыла двери и окна для любой музыки, посвятив себя сапожному ремеслу. Следуя ее завету, вся родня отныне тачает башмаки, — а музыка в доме так и осталась под запретом. Мигель решает нарушить табу и пойти по следам легенды городка, гитариста и певца Эрнесто-де ла Круса. Правда, того давно уже нет в живых, но для Мексики это не беда — с любым покойником можно повстречаться в царстве мертвых; к знаменитостям и там будет трудновато пробиться на прием.
Кажется, перед нами стандартный сюжет — хоть и рассказанный с нестандартным юмором и изобретательностью, а еще с блестящей музыкой Майкла Джаккино, — о том, как надо верить в себя и следовать за мечтой, чтобы исполнить предназначение и добиться успеха (этот канон принято называть «американской мечтой»). Но заявка оказывается виртуозным обманом. Расслабившись в ожидании предсказуемой развязки, зритель не раз и не два получит пыльным мешком по башке. Как выяснится, кино абсолютно не о том, — и успех в подлунном мире интересует авторов куда меньше тех причудливых озарений, которые ждут Мигеля в мире ином.
Раскрывать сюжетный твист очень не хочется, поэтому придется говорить обиняками.
Дилемма «выбор / предопределение» в «Тайне Коко» тоже показана неожиданным образом. Выясняется, что погоня за мечтой — химера: традиции, как и генетика, имеют над человеком огромную власть, которой бессмысленно сопротивляться. Этот мрачноватый детерминизм идеально соответствует фольклорной подоплеке мультфильма — в конце концов, весь он посвящен именно традициям, их соблюдению или нарушению. Вообще, при всем изобразительном вырвиглаз-богатстве, временами «Тайна Коко» производит впечатление надлежаще неуютное. Например, сценическое шоу, поставленное мертвой (и явно сошедшей с ума) Фридой Кало напоминает ночной кошмар, и некоторые алебрихе — фантастические звери, которых как раз так любили Кало и ее муж Диего Ривера, — выглядят пугающе.
Наконец, самая причудливая и глубокая параллель, спрятанная внутри фильма, — это «Божественная комедия». Там, где не ждешь, интрига вдруг выруливает на романтическую и трагическую историю любви. В своих поисках Мигель находит совсем не то, что искал. Правда, умный зритель поймет это уже по одному имени собаки Мигеля — и, безальтернативно, самого обаятельного персонажа мультфильма, бездомного пса с рваным ухом и патологически длинным языком. Хозяин назвал его «Данте».
Внимание, спойлер: из сумрачного леса, в котором заблудился тезка беспокойной собаки, и Мигелю, и зрителям фильма в результате удастся выбраться. Как бы ни экспериментировал Pixar, свет в конце тоннеля все еще остается обязательным атрибутом семейной анимации.