Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок вид придаточного

Упражнения.Определение видов придаточных предложений.9класс

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I .Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия)

1.Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок.

2.Я очень не люблю бывать там где идут дожди.

3.Я подошел к озеру где мы рыбачили.

4.Я уверен что вы добьетесь успеха.

5.Мальчик как только понял вопрос, сразу на него ответил.

6.Ты не узнаешь сладкого если не знаешь горького.

7.Ирина чтобы не наколоться накрыла ежика сумкой.

8.Я продолжил путь хотя уже стемнело.

9.Мальчик был так ловок что я залюбовался им.

10.Чем дальше я отходил от дома тем тревожнее становилось на душе.

11.Скрипучий голос старухи звучал так как будто это роптали все забытые века (Горький).

12.Савельич так поражен был моими словами что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин).

13.По мере того как я говорил профессор все больше хмурился (Вересаев).

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I .Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).

1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький)

2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.

3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев).

4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков).

6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).

7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно.(Полевой).

8.Она ловко кружилась на одном месте так что получалось нечто вроде вальса (Дуров).

9.Я намерен был отправиться к крепостным воротам откуда Мария Ивановна должна была выехать и там поститься с ней в последний раз. (Пушкин). 10.Когда люди живут душа в душу они понимают друг друга с полуслова (Айтматов).

11.Лариска встала и не пошла а поплыла к зеркалу словно у нее на голове стакан с водой.

12.Потом он встал, потянулся так что хрустнули кости. (Горький).

13.Пока Тюльпанов читал депешу Фандорин сидел не шевелясь и пристально глядя в одну точку. (Акунин).

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I .Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия)

2.Я очень не люблю бывать там, где идут дожди. (Где? Придаточное места)

3.Я подошел к озеру, где мы рыбачили. (Какому? Придаточное определительное)

4.Я уверен, что вы добьетесь успеха. (В чем? Придаточное изъяснительное)

5.Мальчик, как только понял вопрос, сразу на него ответил. (Когда? Придаточное времени)

6.Ты не узнаешь сладкого, если не знаешь горького. (При каком условии? Придаточные условия).

7.Ирина, чтобы не наколоться, накрыла ежика сумм кой. (С какой целью? Придаточное цели).

8.Я продолжил путь, хотя уже стемнело. (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступки).

9.Мальчик был так ловок, что я залюбовался им. (В какой степени? Придаточное степени).

10. Чем дальше я отходил от дома, тем тревожнее становилось на душе. (Чем что? Придаточное сравнительные).

12.Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин). (В какой степени? Как сильно? Придаточное степени)

13. По мере того как я говорил, профессор все больше хмурился (Вересаев). (В какой мере? Придаточное меры).

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I .Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).

1.Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное).

2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное).

3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места)

4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины).

5. Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное).

6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).(Для чего? С какой целью? Придаточное цели).

7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно.(Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное).

8.Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (Дуров). (ПОЭТОМУ ЧТО? Придаточное следствия)

9.Я намерен был отправиться к крепостным воротам , откуда Мария Ивановна должна была выехать, и там поститься с ней в последний раз. (Пушкин).( КАКИМ? Придаточное определительное).

11.Лариска встала и не пошла, а поплыла к зеркалу, словно у нее на голове стакан с водой. (КАК? ПОДОБНО ЧЕМУ? Придаточное сравнительное).

12.Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости. (Горький).(В какой степени? Как сильно? Придаточное степени).

13. Пока Тюльпанов читал депешу, Фандорин сидел не шевелясь и пристально глядя в одну точку. (Акунин). (Когда? Как долго? С каких пор? Придаточное времени).

1.Мальцева Л.И., Нелин П.И., Смеречинская Н.М.Русский язык. 9класс. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2017.-384 С.

2.Данилевска Н.В., Дускаева Л.Р.Русская грамматика в таблицах и тестах. Фонетика, лексика, фразеология, морфология, синтаксис: Учебное пособие. Изд.2-е, перераб./Перм ун-т.- Пермь, 2005

Источник

Упражнения.Определение видов придаточных предложений.9класс

Предмет:Русский язык и литература
Категория материала:Другие методич. материалы
Автор:Хасанова Светлана Петровна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (docx)
Размер:20.47 Kb

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I.Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия)

1.Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок.

2.Я очень не люблю бывать там где идут дожди.

3.Я подошел к озеру где мы рыбачили.

4.Я уверен что вы добьетесь успеха.

5.Мальчик как только понял вопрос, сразу на него ответил.

6.Ты не узнаешь сладкого если не знаешь горького.

7.Ирина чтобы не наколоться накрыла ежика сумкой.

8.Я продолжил путь хотя уже стемнело.

9.Мальчик был так ловок что я залюбовался им.

10.Чем дальше я отходил от дома тем тревожнее становилось на душе.

11.Скрипучий голос старухи звучал так как будто это роптали все забытые века (Горький).

12.Савельич так поражен был моими словами что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин).

13.По мере того как я говорил профессор все больше хмурился (Вересаев).

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I.Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).

1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький)

2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.

3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев).

4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков).

6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).

7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно.(Полевой).

8.Она ловко кружилась на одном месте так что получалось нечто вроде вальса (Дуров).

9.Я намерен был отправиться к крепостным воротам откуда Мария Ивановна должна была выехать и там поститься с ней в последний раз. (Пушкин). 10.Когда люди живут душа в душу они понимают друг друга с полуслова (Айтматов).

11.Лариска встала и не пошла а поплыла к зеркалу словно у нее на голове стакан с водой.

12.Потом он встал, потянулся так что хрустнули кости. (Горький).

13.Пока Тюльпанов читал депешу Фандорин сидел не шевелясь и пристально глядя в одну точку. (Акунин).

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I.Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия)

1.Бабушка проснулась оттого, что у двери громко мяукал котенок. (Отчего? Придаточное причины))

2.Я очень не люблю бывать там, где идут дожди. (Где? Придаточное места)

3.Я подошел к озеру, где мы рыбачили. (Какому? Придаточное определительное)

4.Я уверен, что вы добьетесь успеха. (В чем? Придаточное изъяснительное)

5.Мальчик, как только понял вопрос, сразу на него ответил. (Когда? Придаточное времени)

6.Ты не узнаешь сладкого, если не знаешь горького. (При каком условии? Придаточные условия).

7.Ирина, чтобы не наколоться, накрыла ежика сумм кой. (С какой целью? Придаточное цели).

8.Я продолжил путь, хотя уже стемнело. (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступки).

9.Мальчик был так ловок, что я залюбовался им. (В какой степени? Придаточное степени).

10.Чем дальше я отходил от дома, тем тревожнее становилось на душе. (Чем что? Придаточное сравнительные).

11.Скрипучий голос старухи звучал так, как будто это роптали все забытые века (Горький). (Как? Каким образом? Придаточное образа действия)

12.Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин). (В какой степени? Как сильно? Придаточное степени)

13.По мере того как я говорил, профессор все больше хмурился (Вересаев). (В какой мере? Придаточное меры).

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I.Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).

1.Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное).

2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное).

3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места)

4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины).

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное).

6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).(Для чего? С какой целью? Придаточное цели).

7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно.(Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное).

8.Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (Дуров). (ПОЭТОМУ ЧТО? Придаточное следствия)

9.Я намерен был отправиться к крепостным воротам, откуда Мария Ивановна должна была выехать, и там поститься с ней в последний раз. (Пушкин).( КАКИМ? Придаточное определительное).

11.Лариска встала и не пошла, а поплыла к зеркалу, словно у нее на голове стакан с водой. (КАК? ПОДОБНО ЧЕМУ? Придаточное сравнительное).

12.Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости. (Горький).(В какой степени? Как сильно? Придаточное степени).

13.Пока Тюльпанов читал депешу, Фандорин сидел не шевелясь и пристально глядя в одну точку. (Акунин). (Когда? Как долго? С каких пор? Придаточное времени).

1.Мальцева Л.И., Нелин П.И., Смеречинская Н.М.Русский язык. 9класс. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2017.-384 С.

2.Данилевска Н.В., Дускаева Л.Р.Русская грамматика в таблицах и тестах. Фонетика, лексика, фразеология, морфология, синтаксис: Учебное пособие. Изд.2-е, перераб./Перм ун-т.- Пермь, 2005

Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок вид придаточного. download. Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок вид придаточного фото. Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок вид придаточного-download. картинка Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок вид придаточного. картинка download.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 134 Скачиваний: 54

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Источник

Русский язык. Литература

Рубрики

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Top-5 за сегодня

Top-5 за всё время

Peклaмa

Поиск

Поехали! Виды придаточных

Размещено 17.11.20 в рубрике 9 класс

Путевые заметки

Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни.

В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях; там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону.

Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу.

(По В.В. Суслову) 179 слов

Информация для сжатого изложения
1 абзац: Из Архангельска я отправился по окрестным сёлам, чтобы исследовать древнюю деревянную архитектуру северных окраин России, но мне довелось познакомиться ещё и с картиной народной жизни.
2 абзац: Когда я приехал в одно из сёл в праздничный день, то увидел на улице много народа: нарядные девушки водили хороводы, прохаживались пары, веселились ребятишки.
3 абзац: Особое значение празднику придавали скромность людей, их сердечное и уважительное отношение друг к другу.

I.Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия)

1.Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок.2.Я очень не люблю бывать там где идут дожди.3.Я подошел к озеругде мы рыбачили.4.Я уверен что вы добьетесь успеха.5.Мальчик как только понял вопрос, сразу на него ответил.6.Ты не узнаешь сладкого если не знаешь горького.7.Ирина чтобы не наколоться накрыла ежика сумкой.8.Я продолжил путь хотя уже стемнело.9.Мальчик был так ловок что я залюбовался им.10.Скрипучий голос старухи звучал так как будто это роптали все забытые века (Горький).11.Савельич так поражен был моими словами что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин).12.По мере того как я говорил профессор все больше хмурился (Вересаев).13.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький)14.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето. 15. Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, чем больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов, диктуемых якобы заботой о благе детей.

Выполняем работу:

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.
Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) дома (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память»

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Замените словосочетание «школьный зал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Комментарии

1. 45
2. 17
3. зал в школе
4. 235
5. 23

1. 45
2. 17
3. зал в школе
5. 235
7. 23

Источник

Виды сложных предложений. Сложносочинённое предложение

По количеству грамматических основ предложения бывают простые и сложные.

Простые предложениясостоят из одной грамматической основы.

Сложное предложение в целом имеет единое смысловое значение и свою интонацию конца.

Союзные сложные предложения в зависимости от характера союзов делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да (=и), не только – но и, как – так и.В этих предложениях перечисляются явления, происходящие одновременно или следующие друг за другом: Морозстучит в окно и, и ветер поёт в трубе. Сложносочиненные предложения сразделительными союзами или (иль), либо, то-то, не то –не то. В этих предложениях указывается на чередование явлений: То ветерподует, то пойдётснег. Предложения с разделительными союзами также могут указывать на возможность одного явления из двух или нескольких.

Сложносочинённые предложения спротивительными союзами а, но, да (=но), однако (же), зато.В этих предложениях одно явление противопоставляется другому: Уже давно рассвело, но в комнате по-прежнему горелалампа.

Особая интонация присуща сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат(первая часть в них может представлять собой номинативное предложение): Один прыжок и лев уже на спине буйвола. Мгновение и все опять тонуло во мраке.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1.[ ], и [ ]. Между простыми предложениями в составе сложносочиненного всегда ставится запятая: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей.

2. Запятая неставится, если предложения:

— номинативные или безличные: Хриплый стон и скрежет ярый! С деревьев капало и вокруг пахло листвой.

— побудит., вопросит, или восклицат.: Где будетсобрание икто его председатель? Как тихо вокруг икак чисто звёздное небо!

— имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: Из окошкадалеко блестятгоры и виден Днепр. Звёзды уже начинали бледнеть и небосерело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.

3.Может стоять тире, если придаётся значение результата, резкого противопоставления или неожиданного присоединения: Положишь палочку на воду и онапоплывёт по течению. Спроси и не скажу. Один прыжок и лев уже на спине буйвола. Мгновение и все опять тонуло во мраке.

Употребление сложносочинённых предложений в речи

Сложносочинённые предложения могут использоваться в разных стилях речи в зависимости от коммуникационной задачи.

Из средств связи частей сложносочиненного предложения, кроме нейтральных общеупотребительных, одни характеризуются окраской разговорности, другие книжности. Так, присоединительные связи в разговорной речи могут оформляться союзом да и, а в книжной речи союзами а также, к тому же, при этом.

Разговорнуюокраску имеют противительные союзы да, зато. В книжнойже речи (особенно научной) употребителен союз однако. Противительные отношения, оформленные как прием антитезы, для соединения контрастных по значению предложений, более свойственны художественной, а также публицистической сферам общения.

§ 38. Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённымпредложением называется сложное предложение, части которого соединены подчинительными союзами.

Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.

Независимая часть сложноподчинённого предложения, от которого задаётся вопрос, называется главным предложением, а зависимая часть предложения, к которой задаётся вопрос, называется придаточным предложением.

По значению выделяются три группы сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

! Вид придаточного предложения надо определять не по союзу, а по вопросу, который ставится от главного предложения.

Виды придаточных предложений

ВопросСоюзСоюзные словаПример
Придаточные определительные
Какой? Чей?который, какой, когда, откуда, что, где, куда, чейВскоре я подошёл к озеру, где вчера мы рыбачили.
Придаточные изъяснительные
Падежные вопросычто, как, ли, будто, чтобы, как бы некогда, куда, сколько, что, как, чейЯ уверен, что вы добьётесь успеха.
Придаточные обстоятельственные
Придаточные времени
Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор покаМальчик, как только понял воп­рос, сразу на него ответил.
Придаточные места
Где? Откуда? Куда?где, откуда, кудаЯ не люблю бывать там, гдеидут дожди.
Придаточные причины
Почему? Отчего? По какой причине?потому что, оттого что, так как, ибо, благода­ря тому чтоБабушка просну­лась оттого, что у двери громко мяукал котёнок.
Придаточные цели
Зачем? С какой целью?чтобы, для того чтобы, затем чтобыЧтобы стать настоящим человеком, надо много работать над собой.
Придаточные следствия
Вследствие чего что произошло?так чтоКругом было тихо, так что я мог слышать слабое журчанье ручья.
Придаточные условия
При каком условии?когда, если, коли, ежели, разТы должен спешить, ежелихочешь успеть на пароход.
Придаточные уступительные
Несмотря на что? Вопреки чему?хотя, несмотря на что, пускай, даром чтогде ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ниПодруги, несмотря на то, чтошёл проливной дождь, продолжали рабо­тать.
Придаточные образа действия и степени
Как? В какой степени? Каким образом?что, чтобы, будто, как будто, словно, точнокак, сколькоМальчик был так ловок, что я залю­бовался им.
Придаточные сравнительные
Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?будто, как, как будто, словно, точно, чем — темЧем дальше я отходил от дома, темна душе тревожнее становилось.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок вид придаточного. edugr4. Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок вид придаточного фото. Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок вид придаточного-edugr4. картинка Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок вид придаточного. картинка edugr4.

1. [ ], (что…). (Когда…), [ ].[,(где),].

Стало понятно, что гудит огонь. Когда стемнело, я зажёг лампу. Всюду, где побывал человек, видны следы его деятельности.

2. Запятая НЕставится, если перед подчинительным союзом стоит:

а) сочинит, союз:Не вернул он мне книгу и когда прочитал её.

б) частица НЕ: Мы попали в лес не когда закончился дождь, а когда он начинался.

в) придат. часть состоит из одного слова: Экзамен назначили, но не уточнили когда.

4. На стыке союзов запятая ставится, если после придаточного предложения НЕТ союза ТО: Капитан рассчитывал, что, если разорвутся вражеские бомбы,его не зацепит осколками. — Капитан рассчитывал, что если разорвутся вражеские бомбы, то его не зацепит осколками.

Употребление сложноподчинённых предложений в речи

Разные виды придаточных предложений используются по стилям неодинаково. Так, художественной речи в целом более свойственны придаточные временные, обстоятельственные (места).

В научнойречи сравнительно большой процент приходится на придаточные причины и условия.

Определительные и изъяснительные придаточные предложения широко употребительны в разных видах речи, составляя в них довольно большой процент. Поэтому их можно считать стилистически нейтральными.

Для научной речи характерны сложноподчиненные предложения с ослабленным значением главного, когда все содержание предложения выражено в придаточном; главное же по значению и функции близко вводным словам: Я думаю, думается, нужно, считаю, полагаем, надеюсь.

§ 39. Бессоюзное сложное предложение. Сложные синтаксические конструкции.

Бессоюзным сложным предложением называется такое, в котором образующие его части связаны между собой 1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых: Наступилвечер, шелдождь, с севера прерывисто дулветер.

Различаются две основные разновидности бессоюзных сложных предложений: соотносительные с союзными сложными предложениями и несоотносительные с ними.

Соотноситься они могут со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.

Например, Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Части предложения, входящие в состав этого бессоюзного сложного предложения, связаны между собой одновременностью описываемых явлений, характеризующих наступление утра, перечислительной интонацией, однотипными видовременными формами глаголов-сказуемых. Ср. сложносочиненное предложение: Отсырела земля, и запотели листья. Или: Жилин видит: дело плохо. Ср. сложноподчинённое предложение: Жилин видит, что дело плохо.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1. [ ],[ ].Океан с гулом ходил чёрными горами, вьюга крепко свистала в снастях.

2. Ставится двоеточие:

· Поясняется первое предложение (= а именно): Тут его осенило: опасность где-то близко.

· Дополняется смысл первого предложения (= и увидел, что): Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

· Указывается причина (= потому что): Всю дорогу молчали:говорить мешала тряская езда.

3. Ставится тире:

· Происходит быстрая смена событий: Вдруг мужики с стопорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.

· Содержится противопоставление (= а, но): Косили версту – выкосили грош.

· Указывается время (= когда): Лес рубят – щепки летят.

· Указывается на условие действия (= если): Любишь кататься – люби и саночки возить.

· Указывается на следствие, вывод из первого предложения (= поэтому): Хвалы приятны – как их не пожелать.

· Содержится сравнение (= словно, будто): Посмотрит – рублём подарит.

Использование бессоюзных сложных предложений в речи

Бессоюзные сложные предложения используются в разных стилях речи. Со значением перечисления, пояснения, присоединения чаще всего используются в научной и деловой речи.

С остальными значениями (быстрая смена событий, противопоставление, время и т.д.) используются в художественном и разговорном стилях речи.

Сложные синтаксические конструкции – это многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью, например сочинительной и подчинительной, сочинительной и бессоюзной и т.д. Такие предложения называют иногда предложениями смешанного типа.

Предложения с разнотипной синтаксической связью обычно состоят из двух (минимум) логически и структурно выделяемых частей или нескольких, среди которых могут быть в свою очередь сложные предложения. Однако, как правило, основные части имеют однотипную связь (сочинительную или бессоюзную). Например, в предложении Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее четыре части: 1) Мечик не оглядывался и не слышал погони; 2) но он знал, что гонятся за ним; 3) и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него; 4) и он припустил еще быстрее. Все эти части связаны сочинительными отношениями, но внутри частей имеется подчинение (см. вторую и третью части).

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций:

1) с сочинением и подчинением: Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова.

2) с сочинением и бессоюзной связью: Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта.

3) с подчинением и бессоюзной связью: В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества.

4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью: Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины.

!В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но: С вёсел капали голубые капли, и, когдаони падали в море,на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Ср.: С вёсел капали голубые капли, и когдаони падали в море, тона месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ)

Сложное синтаксическое целое (ССЦ), или сверхфразовое единство, это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств.

Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видовременных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений.

Например, в сложном синтаксическом целом: Послышалось около третьего корпуса: «Жак. жак. жак. ». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами – средствами организации предложений являются синонимический повтор (эти звуки), присоединительный союз и, наречие так, форма прошедшего времени глаголов.

Предложения в составе сложного синтаксического целого: Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом воздухе – связаны обозначением действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видовременных форм глаголов-сказуемых и единством интонации.

Очень характерны для сложных синтаксических целых присоединительные конструкции, последовательно подключаемые к основному (первому) предложению. Например: Двенадцать телогреек мирно отдыхают до утра в железных шкафчиках. И двенадцать зюйдвесток в верхних отделениях. И двенадцать пар сапог, усталых-усталых.

Структурные особенности ССЦ

Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. Между однородными предложениями в составе ССЦ обнаруживается параллельная связь, между неоднородными – цепная.

Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого. Например: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига. Между первыми двумя предложениями параллельная связь, а далее предложения присоединяются по способу цепной связи.

2. Соотношение ССЦ и абзаца.

3. Средства межфразовой связи: а) собственно лексические (слова, включающие общие семантические компоненты, лексические повторы, номинации речевых актов и результатов интеллектуальной деятельности);

б) лексико-грамматические (анафорические местоимения); в) грамматические (порядок слов, союзы, формы времени в тексте, обстоятельства различных грамматических значений, неполнота предложений и эллипсиса).

4. Ведущая связь в ССЦ (цепная, параллельная).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *