Бабушкины сказки стих о чем
💕 Бабушкины сказки
Возвращению в теплые детские воспоминания и прощанию с детством посвящено лирическое стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки», написанное в 1915 году.
💕 Отношения маленького Сережи и бабушки Натальи Евстихиевны были самыми искренними. Она не только читала юной душе на ночь сказания про Ивана-Дурачка и Жар-птицу, но и ходила с ним в церковь, занималась домашними делами и нередко заступалась за внука перед матерью и отцом.
В строках чувствуется тепло, с которым Сергей относился к бабушке, и нежность при воспоминании детских лет, когда маленькое сердце не знало бед и печалей взрослого человека.
Сказки заменяют интернет
По сюжету стихотворения маленький герой возвращается вечером домой и с нетерпением ждет момента, когда начнутся бабушкины сказки, которые нынешняя детвора заменила на джойстики и интернет. Катание на салазках надоело, хочется тишины и погружения в мир сказочных героев, а ключи от него таятся в руках бабули.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки.
Сказ начинается и сердце героя замирает в ожидании чудес и волшебства, ведь ими так скуден реальный мир за окном.
Уже и часы стучат полночь, и мама зовет спать, но слушатели не могут оторваться от рассказов бабушки и не хотят возвращаться в свой мир с жесткой подушкой и жарким одеялом.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
✨ Дети делают вид, что ложатся спать, но какой тут сон, если совсем рядом бабушка, которая точно знает, чем закончится сказка про Ивана. Они крадутся к сказочному повествователю и теребят бабусю, чтобы та продолжила сказ.
Стихотворение представляет слепок детских воспоминаний Есенина, где одно из почетных мест занимают сказки перед сном. С их помощью можно перенестись в волшебный мир, стать героем и забыть о вьюге за окном.
Стих пишется почти сразу после смерти Натальи Евстихиевны и отдает бабушке дань уважения. После кончины бабуси Сергей на время вернулся в отчий дом, но там его сдавили клещи одиночества, и Есенин направился покорять Москву.
Литературный анализ
✔ Основная тема стиха – это любовь к бабушке, которая посадила на ниве Есенина первые всходы в виде грамоты, доброты и сердечности. Память о ней навсегда останется в сердце Сергея Александровича.
✔ Главные герои стиха – это дети и бабушка, но ближе к концу на заднем плане сцены появляется мать, зовущая спать.
✔ Композиция линейна и состоит из пяти частей-строф. Первые две относятся к завязке, в третьей главное действие – сказка, четвертая состоит из неприятной кульминации – пора спать, а пятая завершение.
Для приближения к реализму стих написан в стиле, близком к разговорному и имеет несколько анахронизмов – задворки, салазки.
✔ Размер стихотворения четырехстопный ямб, в котором мужская и женская рифма чередуются. Рифмовка перекрестная (задворкам – гурьбой – пригоркам – домой).
Так как стих приближен по манере передачи к разговорному, то средств художественной выразительности в нём мало. Есть несколько примеров аллитерации (повторение одинаковых или однородных согласных) с «пр», «шк» и «ск», которые смягчают ассонансы (повторение гласных звуков) с «о», «э» и «и».
💕 «Бабушкины сказки» – это стих-прощание с детством, написанный на пороге взрослой жизни и наполненный теплотой зимних вечеров в доме Есенина.
Текст
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
Слушаем стих
Сергей Есенин — Бабушкины сказки: Стих
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
Анализ стихотворения «Бабушкины сказки» Есенина
С. Есенин с большим уважением относился к русскому народному фольклору. Родившись в простой крестьянской семье, он с детства был знаком со множеством сказок и преданий, рассказываемых бабушкой. Эти сказки перед сном оказали большое влияние на раннее творчество поэта. Многие стихотворения молодого Есенина напоминают волшебную сказку, в которой оживают предметы и явления окружающего мира. В 1915 г. поэт написал стихотворение «Бабушкины сказки», в котором отразились его счастливые детские воспоминания.
Детство поэта трудно представить современному поколению. Не было телевизора и компьютера, игрушки деревенских детей были в лучшем случае сделаны руками их родителей. Все развлечения и игры проходили на улице. Зимой особое удовольствие доставляло катание на санках с горок. Но с наступлением темноты, когда «опостылеют салазки», приходилось возвращаться домой. После нехитрого ужина детей ждало самое главное развлечение — «бабушкины сказки».
Поучительные и захватывающие истории о похождениях Ивана-дурака настолько увлекали деревенских детей, что они сидели, затаив дыхание. Скучная и однообразная крестьянская жизнь словно расцветала яркими красками под влияние волшебных сказок. В своем воображении дети уносились в далекие страны, где происходили чудеса, а добро всегда побеждало зло.
Оторваться от прослушивания было невозможно. Дети всячески оттягивали момент, когда все же придется ложиться спать. Они притворялись, что не слышат требование матери. Но даже когда сама бабушка заявляла, что на сегодня сказки кончились, возбужденные дети начинали к ней приставать с просьбой рассказать хоть еще одну. Расстаться с волшебным миром было очень нелегко. Да и самой рассказчице, судя по всему, были по душе эти долгие посиделки с детьми. Ее жизнь прошла в тяжелой изнуряющей работе. Понимая, что внуков ждет такая же судьба, бабушка рада доставить им хотя бы в детстве как можно больше счастья, отвлечь от суровой реальности. Поэтому она говорит «несмело»: «Что ж сидеть-то до зари?». Почувствовав неуверенность и податливость бабушки, дети радостно заявляют: «Говори да говори».
За незатейливым сюжетом стихотворения «Бабушкины сказки» скрывается глубокий смысл. Рассказы стариков оказывали большое влияние на крестьянских детей. Они учились различать добро и зло, усваивали нравственные идеалы, в волшебной форме знакомились с прошлым своей страны. Одним из источников зарождения поэтического таланта Есенина с уверенностью можно считать «бабушкины сказки».
ЛЮБОВЬ К БАБУШКИНЫМ СКАЗКАМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С. ЕСЕНИНА «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
С первых поэтических сборников Сергей Александрович выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В своих стихах он проявлял любовь ко всему живому, к жизни, Родине, семье. Есенин говорил, что самые теплые, нежные и светлые воспоминания у него связаны с детством. Он родился в простой небогатой крестьянской семье, его родители разошлись, и мальчик жил с бабушкой Натальей Евстихиевной, поэтому можно сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки. Сергей Александрович всегда трепетно отзывался о своей бабушке, именно она привила будущему поэту любовь к литературе, так как всегда рассказывала ему много народных сказок и преданий. После смерти бабушки, в 1915 году Есенин создал очень трогательное произведение «Бабушкины сказки», в котором отразил свои детские воспоминания. Стихотворение было опубликовано в Московском журнале «Доброе утро».
Это произведение относится к лирическому жанру, и такому литературному направлению, как романтизм, поэт в стихотворении говорит о своих чувствах, эмоциях, воспоминаниях. Этот жанр занимает важное место в творчестве Есенина, так как большинство его произведений наполнено искренними чувствами и переживаниями.
Темой стихотворения является любовь к бабушке и её сказкам. Название произведения сразу вызывает теплые и светлые чувства, ведь у многих слово «бабушка» ассоциируется с чем-то уютным, добрым, ласковым. Произведение состоит из пяти четверостиший и начинается со строк:
«В зимний вечер по задворкам
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.» [2]. Здесь автор определяет время и место, мы узнаём, что действие происходит в деревне снежной зимой, где дружная толпа детей весело и задорно, пробираясь через сугробы, возвращается домой. Однако читателю может быть непонятно, о ком именно идет речь, и он задает вопрос: кто «мы»? Есенин использует местоимение «мы», так как он не один жил в доме бабушки, с ним жили трое дядей – подростков, и часто приезжали погостить другие внуки, поэтому в доме всегда была большая дружная компания.
Во втором четверостишии:
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.» [2] мы понимаем, что за весь день детям надоедают катания на санках, игры, они устают, но, не смотря на это, у них еще есть силы для сказок, которые им будет рассказывать бабушка.
«И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.» [2]. Благодаря этому четверостишию, мы видим, насколько захватывающе бабушка рассказывает детям сказки, что те еле дышат, лишь бы не перебить интересную сказку. Ребята даже готовы пойти на небольшую хитрость: притвориться, что не слышат маму, когда она зовёт их.
В следующих строках:
«Сказки все. Пора в постели.
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.» [2] говорится о том, что дети очень огорчены тем, что сказка закончилась. Они продолжают просить бабушку рассказать им что-нибудь еще, ведь после такой интересной сказки спать уже совсем не хочется.
«Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
В произведении преобладает хорей – двусложная стопа с ударением на 1 слоге, а в строке в целом на первом, третьем, пятом и т.д. Стихотворение состоит из пяти четверостиший. Ему характерна перекрестная рифмовка, где первый стих рифмуется с третьим, а второй с четвертым:
«В зимний вечер по задворкам
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.» [2]. Автор использовал именно эту систему рифмовки, так как она позволяет лучше всего передать настроение произведения и усилить эмоциональное воздействие на читателя.
В конце хотелось бы выразить свое отношение к этому произведению. Это стихотворение по-настоящему вдохновило меня. Читая каждое слово, каждую строчку, ты окунаешься в этот беззаботный мир детства, вспоминаешь свои уютные посиделки с бабушкой, её добрые, наполненные волшебством, сказки, весёлые морозные деньки, проведенные с друзьями на улице. И я думаю, что это произведение не оставило равнодушным ни одного своего читателя. Безусловно, данное стихотворение актуально в наше время, оно формирует положительный настрой детей к чтению, что сейчас очень важно и необходимо. Поэт сумел показать, насколько захватывающи и удивительны детские сказки, что хочется взять книжку и прочитать их вновь.
Анализ стихотворения Есенина Бабушкины сказки
Стихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно, что разъехались друг от друга. И маленький Серёжа переехал жить в другой дом.
Там ещё жили трое подростков, тоже родственников Есенина. Иногда в гости приезжали и другие дети. И всегда была шумная, весёлая компания. Бабушка поощряла страсть Серёжи Есенина к устному живому слову и подталкивала к собственному творчеству. А дедушка по субботам и воскресеньям пересказывал ему книги – Библию и священную историю.
Как поэт позже писал в своей биографии, писать стихотворения он начал, подражая частушкам. А ещё когда бабушкины сказки ему не нравились из-за плохих концовок, он переделывал их на свой лад.
Так что неудивительно, что самые счастливые воспоминания Есенина были связаны с детством. Когда ему было 16 лет, бабушка умерла. Будущий поэт вернулся в родительский дом, и там он чувствовал себя никому не нужным. Там же и созрело его желание переехать в Москву и стать поэтом. Что и было осуществлено. А в 1915 году появилось стихотворение «Бабушкины сказки».
Дети идут домой зимой вечером. Они садятся в два ряда слушать новую бабушкину сказку – или не новую, но всё равно добрую и хорошую. Дети внимательно слушают и притворяются, что не слышат, как мама зовёт их спать, ведь скоро полночь. И бабушка не слышит.
Сказки кончились и пора по кроватям, но дети возбуждены, они не хотят спать. И снова пристают к бабушке с просьбами рассказать новую сказку. Бабушка не может отказать, только скажет несмело: зачем сидеть до зари? Но детям всё равно.
И эти свои воспоминания Есенин перенёс в стихотворение «Бабушкины сказки». Оно возвращает и нас в детство, у каждого своё.
Картинка к стихотворению Бабушкины сказки
Популярные темы анализов
В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.
Суриков Иван Захарович (6.04.1841-06.05.1880)— выдающийся поэт, самоучка. Его творчество стали превращать в народные песни, и тем самым он стал ярким представителем «крестьянского» направления.
Прекрасный русский поэт, который создал множество незабываемых произведений, которые популярны и по сей день. С первых строк, читателю становится понятным, что речь идет о безмерной любви к русской природе, а это значит,
Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень
Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.
Анализ стихотворения Есенина Бабушкины сказки
Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»
Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»
Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством. Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт родился в простой крестьянской семье, которая
не отличалась особым достатком. Плюс ко всему, однажды родители Есенина не на шутку разругались и даже разъехались по разным селам. В результате почти до самого поступления в училище поэт жил у своих бабки с дедом по материнской линии, практически не встречаясь с сестрами, матерью и отцом.
Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении. Поэтому неудивительно, что, став взрослым и перебравшись в Москву, поэт часто вспоминал ее с нежностью и теплотой. Скончалась Наталья Евстихиевна, когда Есенину было 16 лет, и после ее смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным. Именно тогда созрело решение перебраться в Москву и стать поэтом.
Мечта осуществилась, и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение «Бабушкины сказки», основанное на ранних детских воспоминаниях. Стоит отметить, что в доме у бабушки всегда было шумно и весело, ведь вместе с Есениным здесь жили и трое его дядей-подростков. Кроме этого, нередко сюда приезжали погостить и другие внуки, поэтому веселая детская компания всегда находила себе новые и новые развлечения. Но когда игры уже порядком надоели и «опостылевают салазки», детвора спешит домой, к любимой бабушке, уговаривая ее рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что малышей невозможно было уложить спать. «И сидим мы, еле дышим, дело к полночи идет», — делится воспоминаниями поэт, мысленно переносясь в прошлое.
Детям даже приходилось идти на небольшую хитрость, делая вид, что они не слышат, как мать зовет их в постель. Когда же она заканчивала все свои домашние дела, выяснялось, что ночь уже вступила в свои права, а малыши настолько впечатлены услышанным, что спать им уже совершенно не хочется. Мудрая бабушка и не пытается отправить их в постель, только спрашивает несмело: «Что ж сидеть-то до зари?». Но такое предложение детвору вполне устраивает, так как в этот миг нет для них ничего более сладостного и желанного, чем очередная бабушкина история, в которой реальность нередко переплетается с вымыслом, создавая удивительный мир. И каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущает себя его героем, совершая подвиги или же находя ответы на сложные жизненные вопросы.
Сочинения по темам:
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»
В 1915 году Сергей Александрович задумал выпустить сборник стихотворений для ребят под названием «Зарянка», правда, сделать ему этого так и не удалось, но само желание автора уже говорит о его отношении к детской поэзии. Больше всего поэт уделял внимание в этих стихотворениях теме природы, крестьянского быта, забавам и играм ребятишек. [1, стр. 160]Примером может послужить стихотворение «Бабушкины сказки».
В 1915 году, когда Сергею Есенину было 20 лет, в детском журнале «Доброе утро» [1, стр.161] было опубликовано стихотворение «Бабушкины сказки» (Приложение1). В школьном курсе его изучают в третьем классе, оно входит в состав сборника «Родная Речь» авторов Головановой М.В. Горецкого В.Г. Климановой Л.Ф.
Проанализируем название стихотворения. Оно представляет собой словосочетание «бабушкины сказки», главным в котором является существительное «сказки».
Прилагательное «бабушкин» обозначает принадлежащий бабушке. В буквальном смысле словосочетание «бабушкины сказки» мы понимаем как то, что рассказано бабушкой.
Работа над лексическими ассоциациями показала, что словосочетание «бабушкины сказки» чаще всего вызывает следующие ассоциации: родные, пирожки, перина, вязаные носки, старость, выдуманные, ненастоящие, чудеса, волшебство, хороший конец, победа Добра над Злом, ночь.
Опрос студентов, будущих учителей начальных классов (10 человек), показал, что словосочетание «бабушкины сказки» в целом вызывают положительные эмоции и воспоминания.
Переходим к построчному анализу стихотворения.
В первых строках «В зимний вечер по задворкам/Разухабистой гурьбой/По сугробам, по пригоркам/Мы идем, бредем домой.» автор определяет время и место действия. Слово «задворки» в начальной школе может вызвать затруднения в понимании, так как в словарной статье есть пометка, указывающая нам на то, что слово является устаревшим. Оно обозначает «часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором (дворами), позади самой крестьянской усадьбы». [3] После того, как мы узнали значение слова «задворки», понимаем, что главные герои находятся в деревне, то есть, определяем место действия. Но так же автор указывает и на время действия «зимний вечер».
Следующая строка «По сугробам, по пригоркам» дополняет картинку зимнего вечера в сознании читателя. Уже не просто зимний вечер, а зимний вечер после снегопада, когда на улице кругом снег, через который трудно пробираться не только взрослым, но и детям.
В результате осмысления первого четверостишья читатель моделирует ситуацию: зимним вечером несколько человек, скорее всего детей, веселой, но уставшей толпой, пробираясь через сугробы, возвращаются домой.
А вот следующее четверостишье свидетельствует о том, что дети, вдоволь нагулялись на улице в течение целого дня, нарезвившись на морозе, уставшие, но довольные возвращаются домой, где надеются отдохнуть, что подтверждается в следующих строках «Опостылеют салазки,/И садимся в два рядка/ Слушать бабушкины сказки/ Про Ивана-дурака». Не смотря на то, что дети вернулись уставшие, у них еще есть силы для сказок, которые им будет рассказывать бабушка.
А из оставшихся трех строк видим, какое новое развлечение нашли дети для себя. Сказки, что рассказывает им бабушка настолько захватывающие, что «И сидим мы, еле дышим./Время к полночи идет./Притворимся, что не слышим,/Если мама спать зовет».
При прочтении этих строк перед глазами появляется картинка теплых вечерних домашних посиделок. Бабушка в пуховом платке, по-доброму улыбающаяся и сидящие вокруг нее дети, которые не просто внимательно слушаюшают тихий, завораживающий голос, но и еле дышат, стараясь даже своим дыханием не перебить интересную сказку.
Данное стихотворение актуально тем, что в нем формируется положительный настрой детей к чтению сказок. Поэт показывает, что сказочный мир удивительный, захватывающий, совершенно не похожий на реальный, учит тому, что чтение сказок доставляет удовольствие, что это увлекательное и интересное занятие. Сказка в представлении Есенина — это мир детства и заботы бабушки и именно это он показывает нам в своем стихотворении. В стихотворении С. Есенин показывает, как прекрасна пора детства с его катанием на санках, с его слушанием сказок. Стихотворение раскрывает народный дух крестьянской поэзии Есенина.
Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах Т. 7. Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др. хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М. Наука, Голос, 1995—2000.
М.В. Голованова, В.Г Горецкий. Л.Ф. Климанова «Родная речь». 3кл. Ч. 2: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. http://www.ozhegov.org/index.shtml
Анализ стихотворения С.А. Есенина « Бабушкины сказки»
Конспект урока по Литературному чтению в 4 «Е» классе
на тему:«Анализ стихотворения С.А.Есенина « Бабушкины сказки»
Цель: Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения, образного и аналитического мышления. Формирование умений чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.
Образовательные: Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”; учить анализировать поэтические произведения;
Развивающие: пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; учить рассуждать, делать выводы.
развивать умение анализировать лирические произведения, выразительно читать лирические произведения.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, чуткости и пониманию поэтического слова; воспитывать любовь к русской поэзии.
Типурока. изучение нового материала.
Оборудование: презентация, учебник «Родная речь» 4 класс
Сегодня мы продолжим знакомство с миром поэзии.
-Чем отличается стихотворение от рассказа?
С этим поэтом мы встречались в «Поэтической тетради», которая называется «Моя тихая Родина». Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним фамилию этого поэта.
1. Дерево – символ России
2. Дерево, которое без ветра дрожит.
3. Вечнозеленое дерево.
4. Дерево, листья которого похожи на ладошку.
5. Самое липкое дерево.
— Сейчас мы с вами послушаем несколько стихотворения Сергея Александровича.
Итак, Какая же тема главная в творчестве Есенина?
Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.
Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино
Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.
Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.
Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)
«Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.”
Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.
— Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?
— Откройте учебник на странице 71.
— Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки”, которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке. Но сначала уточним значение слова, догадайтесь какого?
— Найдём его значение в словарике в конце учебника.
— Я сейчас прочитаю стихотворение «Бабушкины сказки», а вы его внимательно послушайте и затем ответите на вопрос, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?
— Итак, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?
— Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?
— Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это стихотворение?( тёмного или светлого)
— откуда пришли дети?
— Почему автор пишет, что дети бредут, а не идут?
— Какие сказки слушают дети?
— Много ли сказок рассказывает им бабушка?
( Почему вы так решили)
— Хотят ли дети спать? Почему?
— Дети какие в изображении автора?
— С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?
Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей?
— У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им чем можете.
Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой
— Уточним значения некоторых слов:
Ребята, как вы думаете что значит «по задворкам» – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
— «разухабистой гурьбой» – молодцеватой,
— «бредём» – синоним – шагать
— Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)
«салазки» – маленькие деревянные ручные санки
«загалдели» – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)
Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?
— А почему ребята загалдели?
— Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?
— сейчас мы определим, какие чувства нужно передать при чтении?
— Даша, прочитай нам вслух первые четыре строчки, а вы ребята следите глазами.
Итак, как мы будем читать эти строчки?
— следующие девять строчек нам прочитает _____
а как их будем читать?
(дети внимательно слушают, голос негромкий)
— И последние нам прочитает______
С какой интонацией будем читать эти строчки?
— Итак, сейчас прочитаем правила, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. ________ прочитай нам
— А сейчас прочитайте про себя стих. Сергея Есенина «Бабушкины сказки»
— кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?
— ребята, получилось ли у Димы передать при чтении усталость детей, зачем что они внимательно слушают и в конце радость детей?
(3 учащихся попросить прочитать)
(В стихотворениях есть рифма – созвучие концовок слов, чередование ударных и безударных слогов).
( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА)
Тема Родины, о родной природе
– опостылеть, значит, надоесть
(Они катались на санках с горы, вечером идут домой)
( потому что они очень устали)
(Они очень любят сказки, очень внимательные)
Учащиеся высказывают свое мнение
(Хотят продолжения сказок.)
Учащиеся читают стихотворение
Дети усвоили и первично
Этап закрепления учащимися нового материала.
Сейчас мы с вами поиграем в рифмы, а вы знаете что такое рифма?
я называю вам слово из этого стихотворения, а вы из негоже ищите слово, походящее по рифме.
По задворкам – по сугробам, по пригоркам
До зари – говори да говори
Ребята, а какая это рифма?
наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению
в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки
(Перекрёстную рифму (abab), Смежную рифму (aabb), Смешанную (aabccb))
Закрепили и применили свои знания при ответах на вопросы.
— Что нового узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина?
— Любите ли вы сказки? Есть ли у вас бабушки, рассказывают ли они вам сказки?
— Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания? Интересно ли их читать другим людям? Почему?
Мы с вами не возвращаемся из прошлого.
Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке.
Этап информирования обучающихся о д/з.
Выразительно прочитайте стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки»
Учащиеся поняли и усвоили как правильно необходимо выполнить д/з.
— Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение: весёлое, равнодушное, грустное.
Если урок прошёл для вас с пользой, то прикрепите магнит около лица с весёлым настроением, если что-то не понравилось в своей работе на уроке, прикрепите магнит под лицом с равнодушным настроением. Если совсем не довольны собой, то магнит должен быть около лица с грустным лицом.
Учащиеся подходят к доске и прикрепляют магниты около изображений лиц.
Узнали самочувствие детей.
«Бабушкины сказки» С.Есенин
«Бабушкины сказки» Сергей Есенин
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»
Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством. Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт родился в простой крестьянской семье, которая не отличалась особым достатком. Плюс ко всему, однажды родители Есенина не на шутку разругались и даже разъехались по разным селам. В результате почти до самого поступления в училище поэт жил у своих бабки с дедом по материнской линии, практически не встречаясь с сестрами, матерью и отцом.
Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении. Поэтому неудивительно, что, став взрослым и перебравшись в Москву, поэт часто вспоминал ее с нежностью и теплотой. Скончалась Наталья Евстихиевна, когда Есенину было 16 лет, и после ее смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным. Именно тогда созрело решение перебраться в Москву и стать поэтом.
Мечта осуществилась, и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение «Бабушкины сказки», основанное на ранних детских воспоминаниях. Стоит отметить, что в доме у бабушки всегда было шумно и весело, ведь вместе с Есениным здесь жили и трое его дядей-подростков. Кроме этого, нередко сюда приезжали погостить и другие внуки, поэтому веселая детская компания всегда находила себе новые и новые развлечения. Но когда игры уже порядком надоели и «опостылевают салазки», детвора спешит домой, к любимой бабушке, уговаривая ее рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что малышей невозможно было уложить спать. «И сидим мы, еле дышим, дело к полночи идет», — делится воспоминаниями поэт, мысленно переносясь в прошлое.
Детям даже приходилось идти на небольшую хитрость, делая вид, что они не слышат, как мать зовет их в постель. Когда же она заканчивала все свои домашние дела, выяснялось, что ночь уже вступила в свои права, а малыши настолько впечатлены услышанным, что спать им уже совершенно не хочется. Мудрая бабушка и не пытается отправить их в постель, только спрашивает несмело: «Что ж сидеть-то до зари?». Но такое предложение детвору вполне устраивает, так как в этот миг нет для них ничего более сладостного и желанного, чем очередная бабушкина история, в которой реальность нередко переплетается с вымыслом, создавая удивительный мир. И каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущает себя его героем, совершая подвиги или же находя ответы на сложные жизненные вопросы.
План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме:
Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин «Бабушкины сказки»
Подписи к слайдам:
Слайд 1
19 февраля Литературное чтение Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №45», высшая квалификационная категория Светлана Геннадьевна Большакова
Слайд 2
Речевая разминка «Забей гол» «По кругу» 2. «Аромат цветов» 3. АО УА АЫ ЭА АУ БА БО БУ БЯ БЕ БРА БРЕ СКА СТЫ
Слайд 3
Сергей Есенин (1895-1925)
Слайд 4
О чём писал поэт. Тема Родины Тема природы
Слайд 5
Сергей Есенин Бабушкины сказки
Слайд 6
План урока Познакомиться со стихотворением С.Есенина «Бабушкины сказки ». 2. Проанализировать стихотворение, определить тему произведения. 3. Научиться выразительно читать.
Слайд 7
Кадры из фильма «Есенин» В главной роли – Сергей Безруков
Слайд 9
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет. Сказки все. Пора в постели. Но а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, — Говори да говори. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака.
Слайд 13
Тема природы Тема Родины О чём писал поэт. Тема детства
Слайд 14
Тема детства С.Есенин «Бабушкины с казки» И.Суриков «Детство»
Слайд 15
План урока Познакомиться со стихотворением С.Есенина «Бабушкины сказки ». 2. Проанализировать стихотворение, определить тему произведения. 3. Научиться выразительно читать.
Слайд 16
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ.
Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина.
План-конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема. Русские народные сказки. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Конспект урока составлен с использованием электронных образовательных ресурсов.
Литературное чтение 3 класс Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цели: формирование литературоведческих понятий, умения выполнять литературоведческий анализ произведения;развитие монологической речи, обогащение, уточнение и активизация словаря;совершенствование нав.
Открытый урок по литературному чтению 3 класс программа Гармония «Сказки простого карандаша»
Открытый урок по литературному чтению 3 класс.
Урок составлен по УМК «Перспективная начальная школа», учебнику «Литературное чтение» автора Н.А. ЧУраковой.
1. Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль.