Багаж маршак чему учит произведение
422. Анализ стихотворения Багаж Маршака. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — Багаж. Русский язык и литература
Произведение является одним из самых знаменитых стихотворений поэта, предназначенное не только для маленьких слушателей, но и для взрослой читательской аудитории, поскольку представляется собой идеальный вариант проявления авторского юмористического склада.
Сюжетная линия стихотворения повествует историю, произошедшую с одной представительной дамой, отправившейся в путешествие по железной дороге и взявшей собой большое количество вещей, состоящих из дивана, чемодана, саквояжа, корзины, шляпной картонной коробки, картины, а также барышню сопровождает маленькая собачонка карманного вида.
По прибытии на железнодорожный вокзал дама сдает вещи в багажное отделение, получив при этом установленный документ в виде четырех зеленых квитанций. Поезд отправляется в путь, а маленький пес пугается громкого паровозного гудка и в страхе покидает багажное отделение. На промежуточной станции, имеющей название Дно, сотрудники железнодорожного состава обнаруживают пропажу собачонки и принимают решение во избежание претензий со стороны высокопоставленной дамы заменить ее большим бродячим псом.
Дама прибывает в пункт назначения, коим оказывается городок Житомир, и с нетерпением ждет доставки носильщиком своей огромной поклажи. Однако при приемке сданных вещей дама обнаруживает отсутствие своей маленькой собачонки, на месте которой оказывается довольно большой взъерошенный пес.
Находясь в полуобморочном состоянии, дама обрушивает свой гнев на вокзальных служащих, но начальник вокзала, сверив количественный состав сданных по квитанции вещей, уверенно заявляет, что все вещи соответствуют оформленному документу, а в отношении домашнего питомца смело выносит вердикт об увеличении собачьего роста в период нахождения хозяйки в пути.
Отличительной особенностью стихотворения «Багаж» является использование автором уникального построения стихотворного текста, заключающегося в периодических многократных повторах зарифмованных словесных выражений в виде перечня вещей, которые дама сдает в багаж. Данный прием, напоминающий детскую считалку, подчеркивает неповторимую динамичную ритмичность стихотворения, а также позволяет с легкостью воспринимать его детских слухом и запоминать несложные для памяти слова. Ем самым, автор укладывает стихотворные строчки в определенную созвучную лесенку, завершающуюся неизменной фразой о маленькой собачонке и усиливающую поэтическую игру слов.
Популярность стихотворению приносит красочность и живость изображения действующих персонажей, а также динамичность повествовательного действия, которое, несмотря на лаконичность, ярко отображает комичность создавшейся ситуации.
Шутливое произведение, созданное автором около сотни лет тому назад, до настоящего времени остается актуальным и уникальным.
СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ «БАГАЖ» САМУИЛА МАРШАКА
Ленинградский поезд в Житомир идет через множество знаменитых и крупных населенных пунктов, но отчего-то Маршак выделил именно станцию Дно. Известно, что народная молва долгое время приписывала этой станции со странным названиям незаслуженную славу. Именно там, считалось, император России Николай Второй отрекся от престола, тем самым он пресек 300-летнюю историю династии Романовых.
1 марта в 15:00 царский поезд прибыл на станцию Дно, где его ожидала телеграмма Родзянко: «Станция Дно. Его Императорскому Величеству. Сейчас экстренным поездом выезжаю на ст. Дно для доклада Вам, Государь, о положении дел и необходимых мерах для спасения России. Убедительно прошу дождаться моего приезда, ибо дорога каждая минута»[15].
Путём сравнения источников можно прийти к однозначному выводу, что история о конце русского самодержавия на станции с говорящим названием «Дно» — миф. Красивый («опустились на Дно»), повторяемый и тиражируемый, но миф.
Но, если даже еще несколько лет назад в этот миф верило большинство населения России, то что уж говорить о 1926 году. Тогда это было не Мифом.
Кто же эта странная дама, которая сдавала в багаж столь тяжелый скраб? Не сама ли это Россия, которая пыталась на время переходного периода, далекого путешествия, отослать от себя тысячелетнюю историю и культуру? Мы помним, что весь XIX век Россия и ее интеллигенция ждала нового и неведомого. Некоторые радикалы даже предлагали не только сдать в багаж, но и вообще избавиться от истории и культуры.
В манифесте футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912) стояло:
“Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности”.
Русский футуризм 2000: 41
Но на станции Дно произошло необъяснимое. Было утеряно нечто важное.
По прибытии из советского Ленинграда (бывшей Имперской Столицы) в легендарный Житомир – местечко в еврейской оседлой черте, которая дала большевикам бесчисленное количество комиссаров и вождей, дама Россия обнаружила, что произошла страшная подмена. Вместо маленькой собачонки она получила обратно вместе со всеми своими атрибутами, которая никуда не делась уже СТРАШНОГО ПСА.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— РАЗБОЙНИКИ! ВОРЫ! УРОДЫ!
Но кричать поздно, барышня. И тут вступает в дело еще один странный персонаж. Носильщик, который сообщает даме, что согласно ее квитанции все – ОК, но во время столь долго странствия собака подросла, что отдала, то, мол, и получила. Распишитесь.
Кто это? Маршак дает дуракам подсказку. В тексте указано не просто какой-то грузчик, кули, ломовой, а именно:
НОСИЛЬЩИК ПЯТНАДЦАТЫЙ НОМЕР. №15. Известно, что в первом советском правительстве было 15 человек. Номером 15 был.
1. Председатель Совета народных комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
2. Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков
3. Нарком земледелия — В. П. Милютин
4. Нарком труда — А. Г. Шляпников
5. Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов)
6. Н. В. Крыленко
7. П. Е. Дыбенко
8. Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин
9. Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский
10. Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)
11. Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий)
12. Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов)
13. Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович
14. Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)
15. НАРКОМ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ — И. В. ДЖУГАШВИЛИ (СТАЛИН)
Именно в таком порядке перечислены наркомы РСФСР.
По прибытии в Житомир обнаружилось, что у Дамы остался восточный Диван как принадлежность Руси к Византии, к Востоку вообще, Картина – Классическое Искусство, Корзина – Сельское Хозяйство, Чемодан – Тяжелая Промышленность, Саквояж – Легкая Промышленность, и даже Картонка. В конце 19, начале 20 века картонкой называли коробку из картона или фанеры для легких вещей. В руках его [капитана] была женская картонка, в каких обыкновенно модистки носят дамские шляпы. Лесков, Смех и горе. То есть даже стиль и внешний антураж в 1926 году вернулись прежние, имперские.
Только собака уже не так. Но что такое собака?
Собака или Пес – есть древнейшее домашнее животное, известное человечеству свыше 10 000 лет. Сообразительные, хорошо поддающиеся дрессировке (обучению) и селекции собаки играют огромную роль в самых разных культурах как защитник жизни и имущества человека. В сущности, из охранительных функций собаки и её взаимодействие с человеком берёт начало представление о её верности хозяину. Не менее значима, хотя и менее распространена роль собаки как охотничьего, боевого и ездового животного. Посему главная функция собаки это функция СТРАЖНИКА, ОХРАННИКА.
Носильщик №15 (НАСИЛЬЩИК) Сталин подменил собаку и изменил суть Великого Перехода. Вместо царской охранки появилось страшное чудовище ОГПУ-НКВД. А все остальное не изменилось.
В июле-октябре 1926 года лидеры оппозиции были за свою фракционную деятельность исключены из Политбюро (оставшись в составе ЦК). За попытки организовывать ставшие уже нелегальными встречи («смычки») оппозиции с рабочими, организацию нелегальной типографии для печати оппозиционной литературы, последовали массовые исключения рядовых оппозиционеров из партии. Произошел разгром ленинцев-троцкистов, именно тех, кто начал революцию в Петрограде и Маршак естественно об этом знал, но открыто об этом он не мог заявить.
Маршак был в молодости сионистом, путешествовал в Палестину, на ранних порах поддерживал, как и все интеллигенты, революционеров, но приход большевиков к власти его разочаровал. После короткого периода работы в Петросовете в 1918 году он бежал от комиссаров на юг в белый в Екатеринодар, где сотрудничал в газете «Утро Юга» под псевдонимом «Доктор Фрикен». Публиковал там стихи и антибольшевистские фельетоны. Привычка к конспирации развила в нем эзопов язык, который он с успехом использовал в своем творчестве.
Хотя он был лауреатом Лауреат Ленинской (1963) и четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951), Самуил не был сталинистом, но был умным человеком. Как только власть Носильщика номер 15 ослабла он сразу же переметнулся в лагерь “Отцов Оттепели”.
В 1962 году написал главному редактору журнала «Новый мир» А. Т. Твардовскому письмо, в котором ратовал за публикацию повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», а после её публикации в журнале написал рецензию «Правдивая повесть» (об «Одном дне Ивана Денисовича»), которая вышла в газете «Правда»[26]. В том же году он вступился за И. А. Бродского перед директором Гослита Косолаповым (Бродский упоминал о положительных отзывах Маршака на суде)[27][28]. Его последним литературным секретарём был В. В. Познер.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!
— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
Анализ стихотворения «Багаж» Самуила Маршака
Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.
Замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами — стихотворение о поездке, за время которой удравшую собачку подменяют огромным псом — обрело свой окончательный вид в 1926 году.
В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:
«Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер…», и
«Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь…».
По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.
Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения — дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.
Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.
Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.
Взрослые читатели тоже улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительное отношение к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидеть иронию в названии станции — «Дно».
Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.
«Багаж» С. Маршак
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
– Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его – и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
– Разбойники! Воры! Уроды!
Собака – не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
– Отдайте мою собачонку!
– Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
Дата создания: 1926 г.
Анализ стихотворения Маршака «Багаж»
Стихотворение «Багаж» – прекрасный образец искрометного маршаковского юмора и образности. Оно замечательно читается в любом возрасте и остается очень современным, несмотря на то, что создано почти сто лет назад.
Произведение было написано в 1926 году. Его сюжет Самуил Яковлевич менял по ходу сочинения, поскольку в первую очередь его интересовал ритм стихотворения. Например, героиня направлялась изначально в Тверь, но впоследствии решено было сделать конечным пунктом путешествия Житомир. Думается, эти моменты были не столь важны, ведь главное, что делает стихотворение уникальным – это игра слов и живые образы.
Строки стихотворения организованы следующим образом: первые две-четыре строки содержат от трех до пяти-шести слов. Это длинные строки, за которыми следует несколько строк по одному слову. Завершает строфу неизменная фраза о собачонке. Благодаря этим строкам, которые являются особым приемом – эпифорой, «Багаж» стал одним из самых известных и цитируемых детских стихотворений:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Это неудивительно, ведь автор намеренно старался подбирать слова и укладывать их в созвучные лесенки, чтобы детям было легче их воспринять и запомнить. Несомненно, это ему удалось, потому что стихотворение действительно быстро ушло в народ и повторялось детьми как считалка.
Своей популярностью среди читателей всех возрастов это стихотворение обязано еще и тому, что в нем очень красочно и живо изображены его персонажи, а действие динамичное, несмотря на лаконизм повествования. Например, с первых строк легко представить себе героиню. Автор называет ее «дамой», «барыней». Вкупе с огромным багажом, в который входит заграничный «саквояж», картонка, в каких обычно перевозят пышные шляпы, и собачка мелкой «благородной» породы, она производит впечатление кичливой женщины, претендующей на высокий статус. Однако окружающая ее ситуация делает образ весьма комичным. Также детям не составляет труда представить себе поведение дамы, собачонку и того зверя, что нашелся ей на замену, вообразить станции, вокзал и юрких носильщиков. Поэтому-то стихотворение легко читается и слушается даже самыми маленькими детьми.
Но и взрослые смогут найти в произведении нечто забавное. Например, разглядеть тонкую иронию на существовавшие порядки в стране на момент создания стихотворения. Автор высмеивает бюрократизм («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), небрежность работников («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), претенциозное поведение пассажиров. Даже название станции Дно содержит намек. Известно, что за такое карикатурное изображение действительности Маршак подвергался критике советской власти. Однако произведение пережило испытание временем, и сегодня читатели могут получить заряд юмора, перечитывая «Багаж».
НООД по восприятию художественной литературы «С. Маршак «Багаж»
Людмила Семенова
НООД по восприятию художественной литературы «С. Маршак «Багаж»
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) по приобщению к художественной литературе в рамках ФГОС. Педагогическая ценность состоит в ненавязчивом преподнесении материала, простоте подготовки.
Тема: Знакомство с произведением С. Маршака «Багаж» (подготовительная группа)
Цель: Развитие интереса детей к художественной литературе
1. Совершенствовать навык разрезания по сплошной линии в соответствии со схемой.
2. Развивать навык создания конструкции при помощи надрезания, складывания и соединения.
Воспитательные:
1. Воспитывать сострадание, желание помочь людям, которые попали в сложную ситуацию.
2. Содержать рабочее место в порядке, бережно и экономно относиться к материалу.
Словарь:активный: натюрморт, фрукты, картина
Понятийный: багаж.
Приемы и методы:разговор, обсуждение, договаривание, дидактические игры.
Предварительная работа: чтение произведений С. Маршака.
Материал и оборудование: проектор, видео с произведением С. Маршака «Багаж», муляжи фруктов, кусочки фруктов на шпажках, шаблоны для вырезывания из картона,предметы для составления натюрморта: ваза с цветами, скатерть, вазочка с фруктами.
Ход ННОД
РППС группы: накрытый короб с багажом, проектор с ноутбуком, предметы для создания натюрморта, заготовки из картона для вырезания коробочки.
Дети распаковывают картину. Беседа о жанре картины (натюрморт, об известных детям жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж).
— Какие замечательные натюрморты у нас получились.
— Что же еще находится в коробе?
Дети достают следующий запакованный предмет (корзина). Так же угадывается, что это может быть. Беседа о назначении корзины.
Дети достают и угадывают следующий предмет (картонка). Беседа о том, что можно из нее сделать.
Педагог предлагает вырезать по шаблону схему коробочки. Затем сложить по линиям и скрепить резинкой коробочку.
— Замечательные коробочки у нас получились. А что же нам делать с остатками картона? Как вы думаете? (предлагаю собрать в контейнер и использовать для последующих поделок, если это не прозвучало от детей)
— Что же еще есть в нашем багаже? (маленькая собачонка). Интересно, и что же здесь делает это дикое животное? Оно не дикое? Ой, вспомнила, это животное живет в берлоге!
— Посмотрите,какой странный набор предметов: картина, корзина, картонка и маленькая….собачонка. Вам ничего это не напоминает? Картина, корзина, картонка и маленькая собачонка. Есть такое произведение, которое написал детский писатель С. Маршак. И называется оно – «Багаж».
Хотите посмотреть и послушать его? Приглашаю сесть на стульчики и посмотреть мультфильм.
— Понравился вам мультфильм? Вы поняли, что такое «багаж»? Что же мы будем делать с этими вещами? Человек, потерявший багаж, наверное, расстроится. Как же нам ему помочь? Чем вам сегодня понравилось заниматься? Что узнали нового? Чем не понравилось? Что было самым сложным? Что бы хотели повторить?
«Мир спасет красоту». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и восприятию художественной литературы Тема: «Мир спасет красоту» Образовательная область (Познание) (Старшая группа) Материал подготовила: Тлепшукова Фатима Мосовна,восп. 1кв. категории.
Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,.
Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков.
Чтение художественной литературы «Варежка» (вторая младшая группа) Реализация содержания программы в образовательных областях: «Чтение художественной литературы» «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.
Конспект НОД по восприятию художественной литературы во второй младшей группе «Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса» «Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса». Цель – познакомить детей с русской народной сказкой. Задачи: ОО «Познавательное развитие» Обогащать.
Картотека дидактического материала для организации детской деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора МДОУ «Курашимский детский сад» воспитатель Щукина Е. Р Картотека дидактического материала по организации детской деятельности восприятие.
Конспект ООД по восприятию художественной деятельности. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить.
НОД по чтению художественной литературы «Творчество К. И. Чуковского для детей» Программное содержание. Расширять и углублять знания детей о творчестве К. И. Чуковского; способствовать литературному и творческому развитию.
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание.
Воспитание нравственных качеств детей посредством художественной литературы Какая книга в детстве у вас была самой любимой? Конечно, сказка. Может быть, не все помнят ее название, но, наверное, доброе, теплое, светлое.