Багаж улетел без пассажира что делать дальше
Что будет с багажом, если он улетит без вас в самолёте
Сложно представить современную жизнь на одном месте. Большая часть людей хотя бы раз в жизни пользовались услугами авиакомпаний. В стоимость билета на самолёт входит оплата самого перелёта пассажиром и багажа определённого размера и веса. Транспортировка багажа самолётом существенно отличается от его перевозки поездом или автобусом. Багаж оформляется и изымается ещё в здании аэропорта.
Порой складываются ситуации, когда багаж оформили, забрали, но пассажиру, в силу непредвиденных обстоятельств, приходится прервать своё путешествие, или по прилёту багаж не выдали и он улетел в следующий рейс на борту самолёта. Как быть в сложившейся ситуации?
Отслеживание багажа и порядок решения вопроса с задержкой в его выдаче
Существует специальный сервис, который ведёт учёт и отслеживание багажа. Чемодан будет доставлен, но спустя какой-то промежуток времени. Единственным неудобством в данной ситуации станет ожидание чемодана и пребывание какое-то время без вещей.
В мире существует единая система, по которой можно отследить маршрут передвижения багажа – World Tracer, разработанная IT-компанией SITA. В случае отсутствия багажа на ленте выдачи, необходимо обратиться в зону выдачи багажа, а именно к стойке Lost & Found. Если аэропорт международного значения, данной стойки может и не быть, тогда необходимо обращаться к представителю авиакомпании в аэропорту или представителю самого аэропорта.
Далее необходимо заполнить акт PIR, указав данные о пассажире, рейсе с багажной квитанции и о багаже: внешний вид – цвет и форма, размер, отличительные особенности, по которым его можно идентифицировать.
По окончанию оформления PIR пассажиру выдаётся документ, где указан регистрационный номер. Ответственное лицо авиакомпании заносит эти данные в систему поиска багажа, после чего сравниваются данные о найденном и утерянном багаже и предпринимаются меры по возврату багажа владельцу по адресу, указанному им в документах.
Компенсация при задержке выдачи багажа
Пассажир задержанного багажа имеет право требовать компенсацию за созданные неудобства. Для этого необходимо написать письменное заявление на имя авиакомпании, которая задержала выдачу вещей, и приложить к заявлению:
Пакет документов следует подать в авиакомпанию или уполномоченному представителю. Бывает так, что компенсировать неудобства, связанные с задержкой выдачи багажа, отказываются. Тогда есть возможность обратиться в суд. На судебном уровне спор рассматривается по месту регистрации авиакомпании или по месту утери багажа. Законодательством определён срок обращения за компенсацией по задержке выдачи багажа. А именно, при получении багажа в 7-дневный срок, пострадавшая сторона или её законный представитель имеет право требовать компенсацию.
Ситуации с задержкой выдачи багажа случаются не так часто. Поэтому не стоит бояться услуг авиакомпаний, всё же они облегчают путешествия и экономят время, проведённое в пути.
Приятных впечатлений от полётов и незамедлительного получения багажа по прилёту.
Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.
Как взыскать компенсацию за задержку багажа
Который авиакомпания доставила позже чем через сутки
Авиакомпания потеряла чемодан Татьяны и Сергея.
Они летели в Чехию из Иркутска с пересадкой в Москве. Когда прилетели в Прагу, обнаружили, что одного из чемоданов не хватает. Багаж нашелся через 1,5 суток.
Что произошло
20 апреля супруги приехали в аэропорт Иркутска и прошли досмотр. Каждый сдал свой чемодан в багаж. В этот же день они приземлились в Праге — осталось только получить багаж и наслаждаться долгожданным отпуском.
Однако в аэропорту на багажной ленте Сергей не нашел свой чемодан. Он обратился в службу розыска багажа. Сотрудники службы стали выяснять судьбу чемодана — оказалось, что тот остался в Москве: по непонятным причинам его забыли перегрузить с одного борта на другой. Сергея заверили, что чемодан доставят в Прагу в тот же день ближайшим рейсом и привезут курьерской службой туда, где будет находиться Сергей.
К вечеру багаж так и не доставили, а оставаться ночевать в Праге в планы Сергея и Татьяны не входило. Расстояние между Марианске-Лазне и Прагой — около 170 км, это примерно три часа пути. Поэтому супруги решили не ждать чемодан в аэропорту и направились в Марианске-Лазне.
Сергей остался в чужой стране без всех своих вещей, предметов первой необходимости и лекарств. Также в чемодане осталась часть вещей Татьяны. Ни в день прилета, ни на следующий чемодан так и не привезли.
Первые дни отдыха вместо экскурсий и достопримечательностей Сергею и Татьяне пришлось тратить время и деньги на покупку вещей. Они приобрели домашнюю одежду, обувь, белье, носки, гигиенические принадлежности, а также чайник: их остался в чемодане. На все это они потратили 3185,81 Kč — 8920,24 Р по курсу на день покупок.
Утром 22 апреля с ресепшена отеля позвонили и сказали, что чемодан Сергея наконец привезли. Багаж задержали почти на 43 часа: супруги прилетели в Прагу 20 апреля в 14:30, а чемодан получили 22 апреля после 9:00.
Сергей и Татьяна решили не оставлять это дело просто так и по возвращении с отдыха взыскать с авиаперевозчика денежную компенсацию за задержку багажа. Вот что они сделали, чтобы отстоять свои права.
Если рейс задержали, а багаж потеряли: памятка для путешественников
Мой рейс задержали. Мне положена компенсация?
Если вы не опоздали в аэропорт и ваш рейс задержали, то авиакомпания обязана выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание, а также 25% МРОТ за каждый час ожидания в качестве штрафа (но не более 50% стоимости билета).
Исключения: форс-мажорные обстоятельства (например, плохая погода), устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, и иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.
Как получить компенсацию в случае задержки рейса?
При внутренних воздушных перевозках в течение шести месяцев со дня задержки рейса вы должны предъявить претензию авиакомпании в аэропорту пункта отправления или пункта назначения. К ней нужно приложить копии документов, которые подтверждают понесенные вами убытки:
У вас есть право на компенсацию морального вреда и возмещение убытков в связи с задержкой рейса (например, у вас сорвались заранее оплаченные экскурсии, вы опоздали на поезд и др.).
На что еще я имею право в случае задержки рейса?
Я могу отказаться от полета в случае задержки рейса?
Да. В таком случае перевозчик обязан вернуть вам стоимость авиабилета, даже если он был невозвратным, потому что в этом случае отказ считается вынужденным.
А если рейс вообще отменили?
Вам обязаны вернуть деньги за билет.
Мой багаж потеряли. Что делать?
Найдите представителя своей авиакомпании или стойку утери багажа. Вам дадут заполнить специальную форму. Не забудьте описать свой багаж — рассказать, как он выглядит и что было внутри. Предъявите багажную бирку. Вам выдадут акт, и информацию о вашем багаже можно будет узнавать по телефону, указанному в этом акте. Также по специальному номеру можно отследить статус багажа в международной системе учета WorldTracer.
На какую компенсацию я могу рассчитывать?
Если багаж не нашелся в течение 21 дня, вы можете потребовать компенсацию. Даже если ваши чемоданы найдут позднее, вы получите возмещение.
Максимальный размер выплаты:
Как поступить, если багаж поврежден?
Поврежденный багаж нужно будет предъявить авиакомпании, поэтому проверяйте его по прилету. Но если не успели, у вас есть еще шесть месяцев (для внутренних перелетов) или семь дней (для международных), чтобы отправить претензию.
Авиаперевозчик может принимать решение по претензии не дольше 30 дней.
А если багаж прилетел с задержкой?
Не дождавшись прилета своих сумок в аэропорту, можно купить предметы первой необходимости и сохранить чеки. В ряде случаев авиакомпании компенсируют расходы на такие предметы.
Что делать, если потерял багаж
Один из самых страшных кошмаров путешественника: лента выдачи багажа опустела, все разошлись, и только ты один остался без чемодана. С каждой минутой всё очевиднее, что твои вещи этим рейсом не прилетели. Никому такого не желаем, но если вдруг когда-нибудь — не паникуй. В 85% случаях, по статистике SITA, потерянный багаж находят всего за 48 часов. Главное — спокойствие и правильная очерёдность действий.
Почему багаж может потеряться
1. Ты приехал в аэропорт в последнюю минуту. У сотрудников уже нет времени, чтобы погрузить багаж в самолёт, и его могут отправить следующим рейсом.
2. Авиакомпания внезапно поменяла рейс. Суть та же — сотрудникам не хватило времени, чтобы зарегистрировать багаж на новый рейс.
4. На чемодане слишком много бирок. Это самая распространённая причина потери багажа, кстати. Круто, что ты так много летаешь. Но если оставишь все багажные наклейки на чемодане, то однажды его могут направить по старому маршруту. Многие сотрудники на стойке регистрации багажа делают замечание пассажирам, чьи чемоданы украшены старыми наклейками.
5. Сотрудник стойки регистрации сделал ошибку : плохо наклеил или совсем не наклеил бирку. Работники аэропорта и авиакомпании могут ошибиться, неправильно указать твоё имя или пункт назначения. Застраховаться от этого невозможно. Около 15% всех потерянных чемоданов в 2017 году пропадали из-за отсутствия бирок.
Что делать, если багаж потерялся
Шаг 1. Иди к стойке Lost & Found в аэропорту
Обычно стойка располагается рядом с лентой выдачи. Если стойки нет, значит нужно искать представителя авиакомпании.
Шаг 2. Заполни заявление с просьбой вернуть багаж
Если ты за границей, то писать придётся на английском. Тебе выдадут бланк или попросят составить заявление в свободной форме. На руки ты получишь акт PIR (Property Irregularity Report). Не потеряй его — он может понадобиться для компенсации.
Не переживай, если не знаешь английского: бланк может заполнить сотрудник аэропорта .
Как заполнить заявление на розыск багажа
На стойке Lost & Found тебе выдадут готовый бланк. Укажи свои данные и как можно подробнее опиши чемодан. Что нужно написать:
Шаг 3. Дождись ответа
Обычно принимающая сторона (аэропорт) ищет чемодан от двух до пяти дней. После этого за дело берётся авиакомпания. Она направляет запрос в места следования багажа, и розыск проводят во всех аэропортах. Жди звонка. Если найдут чемодан, похожий на твой, тебе сообщат.
Чтобы ускорить действия авиакомпании, можешь использовать сразу несколько каналов связи. Напиши о своей проблеме на почту, позвони на горячую линию по розыску потерянного багажа, тегни авиакомпанию в посте на Facebook и обратись лично. Вероятность, что персонал не будет ждать, а сразу примется за розыск твоего груза, повысится.
Шаг 4. Забери вещи
Если ты всё-таки получил свой чемодан, но он поврежден, то имеешь право на компенсацию ремонта сумки или покупки новой. Отправь авиакомпании запрос, чеки и номер своей банковской карты — перевозчик обязан возместить затраты.
Как получить деньги на мелкие расходы, если ты остался без вещей за границей
Что, если ты прилетел в отпуск, а твой чемодан — ещё нет? Хорошая новость: без зубной щётки и чистой футболки тебя не оставят. Ты имеешь право компенсировать затраты на самое необходимое.
В зависимости от правил конкретной авиакомпании можешь требовать:
Чаще всего авиакомпании возмещают затраты в обмен на чеки в пределах 70-100 € в течение 21 дня после доставки багажа. Ещё в аэропорту тебе могут выдать набор туалетных принадлежностей, белья, чистую футболку. Чем дольше ждёшь багажа, тем список необходимых вещей шире и компенсация выше.
Как ищут пропавшие чемоданы
Чемодан ждёт своего хозяина на складе три месяца. Если после этого владелец не появляется, багаж продают на аукционе.
Как подать на компенсацию, если багаж не нашли
1. Составь претензию о выплате компенсации и передай её авиаперевозчику в письменном виде.
Если у тебя есть чеки на вещи, которые остались в чемодане (новые или купленные специально в поездку), приложи их к претензии. Всегда указывай в документе максимальную сумму компенсации — компании обычно выплачивают меньше.
Подать документ при потере багажа на внутренних рейсах ты можешь в течение 6 месяцев после окончания срока доставки ( ст. 126 Воздушного кодекса РФ ). При международных рейсах — в течение 18 месяцев после прибытия ( ст. 127 Воздушного кодекса РФ ).
2. Приложи документы: багажную квитанцию, авиабилеты, акт розыска багажа (PIR), чеки на вещи из чемодана, банковские реквизиты, копию паспорта.
3. Передай претензию в офис авиакомпании лично, по почте заказным письмом или отправь скан-копию по email. Если идёшь в офис, то забери свой экземпляр с подписью представителя АК.
Претензию должны рассмотреть в течение 30 дней. Если авиакомпания отказывается её принимать, отправляйся в суд. Это можно сделать по месту жительства в суде общей юрисдикции. Составляй исковое заявление, прикладывай все документы, которые у тебя есть: акт PIR, проездные билеты, копию претензии, чеки на вещи в чемодане. Ты можешь требовать полную компенсацию за утерю багажа в рамках конвенции, моральный вред и судебные издержки.
На какую сумму компенсации можно рассчитывать
Размер возмещения зависит от страны, в которой зарегистрирована авиакомпания.
Все страны руководствуются правилами одной из двух конвенций — Варшавской (1929 года) или Монреальской (1999 года), которые и регулируют вопросы потерянного багажа. Вторая конвенция предусматривает более высокие выплаты. В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции.
Больше установленной суммы за багаж получить очень сложно. Даже если есть чеки на более дорогие вещи в чемодане. Дорогостоящий багаж надо регистрировать отдельно, тогда на него наклеивается специальная бирка.
Как не потерять багаж: шесть советов
1. Всегда отклеивай старые бирки, чтобы сотрудники аэропорта не выискивали актуальную информацию.
2. Если летишь со стыковками, напомни об этом на стойке регистрации. Уточни, до какого пункта зарегистрирован багаж. Иногда приходится посреди маршрута получать и снова сдавать чемодан. Не забудь об этом.
3. Вовремя регистрируйся на рейс и сдавай багаж.
4. Прикрепи на чемодан бирку со своими контактами. Укажи имя, номер телефона, адрес гостиницы, email.
5. Укрась чемодан ярким элементом — он станет опознавательным знаком, если вдруг придётся заполнять документы на поиск багажа.
6. Если везёшь дорогие вещи, пользуйся страховкой или регистрируй чемодан как ценный груз. За это придётся доплатить по тарифам авиакомпании, зато за багажом будут следить усерднее.
Чек-лист: что делать при потере багажа
1. Отправляйся на стойку Lost&Found и заполни там заявление. Получи акт PIR. Жди, пока тебе позвонят в течение 21 дня.
2. Остался без чемодана в чужом городе — требуй компенсацию первоочередных расходов. Сохраняй чеки за покупки и предоставь их в офис авиакомпании. Тебе могут возместить от 70 до 100 евро.
3. Подай заявление на компенсацию за потерю багажа, если в течение трёх недель вещи не нашлись. Заполни в офисе авиакомпании бланк, приложи чеки и акт PIR. Укажи максимально возможную сумму компенсации.
4. Иди в суд, если авиакомпания отказывается принимать заявление. Можешь требовать возмещения стоимости багажа, судебных издержек и морального ущерба.
5. Когда тебе возвращают повреждённый багаж, ты имеешь право возместить затраты на ремонт или покупку нового чемодана. Пришли авиакомпании чеки и заявление в свободной форме.
Как попасть на самолет, который уже почти улетел без вас
Знакомо ли вам это чувство, когда бежишь с всех ног, торопишься, как на пожар или в реанимацию, подгоняешь машины в пробке и обращаешь к небу то молитвы, то проклятия с одной целью – успеть на самолет? И не успеваешь. Тот самый момент, когда вот уже стойка регистрации, но «сожалеем, на ваш рейс она завершена» — знакомо?
Любой человек, купивший билет на самолет боится двух вещей: что тот упадет и что он улетит без него. Вот это второе мне недавно довелось пережить. После переживания я спокойно сел на свой рейс и укатил на отдых, чего и всем желаю. Сейчас расскажу, как это получилось у меня.
История со счастливым концом
Завязка банальна: мы с женой летели в отпуск. Не буду называть отечественный аэропорт, в котором дело приключилось, дабы избежать указаний на конкретных лиц. Как говорят в таких случаях, это могло произойти где угодно.
Даже не буду писать оправдательную, мол, выехали вовремя и тут вооот такаааая пробка. Нет, мы с супругой честно проспали. Это, кстати, важный момент, потому что всякие ложные угрызения совести (сами, мол, виноваты, надо было раньше выезжать) могут сослужить вам нехорошую службу, когда вы попытаетесь решить проблему на месте, но об этом дальше.
В общем, приехали мы впритык. Знаете, как в кино бывает, бежит-бежит герой на рейс, уже прямо по летному полю бежит, и аккурат в момент, когда трап отходит от самолета, наш сверхчеловек взлетает по белоснежным ступеням и в широком прыжке таки ловит свою птицу счастья за металлический хвост. В жизни все, конечно, не так. В жизни ты видишь ребят из охраны, которые со скорбным лицом потерявшего пациента хирурга, выходят к вам на встречу и говорят, что «извините, но… все». А вдалеке, за ограждением, пасется стайка счастливчиков, вовремя ушедших на паспортный контроль, и от этого вида тоска накатывает такая, как будто тебя не приняли в пионеры. Топчись на земле, теперь ты – неудачник. Ладно, это лирика. Но эмоции важны, потому что дальше начинается, как я понял, традиционное.
— В отпуск летели? Сочувствую.
— А совсем все?
— Совсем… Но можно попробовать похлопотать…
Поняли, да? Далее, согласно предположительному достатку клиента, выставляется ценник и деликатно озвучивается с нотками участия и сожаления – мол, на такой риск идем, да уж очень вас жалко. Нам лично пообещали все уладить через начальника смены. Он большая шишка, поэтому с ним, дескать, придется серьезно поделиться, так что ребята практически даром предлагают нам свою помощь и это надо ценить, желательно в твердой валюте. В общем, они попросили 500 долларов за двоих, и это нас спасло, потому что, во-первых, сумма была уж очень неприлично велика, а во-вторых, ее у нас наличными просто с собой не было. Обычно, как я понял потом, в этой схеме фигурируют гораздо более скромные расценки, на которые большинство клиентов охотно соглашаются, поскольку к тому моменту, когда им их озвучивают, посадка на борт становится желанней и недостижимей, чем выигрыш в лотерею, а посему небольшая мзда воспринимается как почти законная плата за феноменальный успех.
В общем, денег у нас не было, а нервы были на взводе. Не попади мы на этот самолет, пришлось бы провести в аэропорту около десяти часов, что, не говоря о финансовых потерях из-за упущенных билетов, вдохновляло мало. Я начал было с ними перепираться, в итоге получил шантаж и угрозы. Мне прозрачно намекнули, что моя поездка может вообще оказаться под большим вопросом, стало совсем неуютно. Неизвестно, чем бы это все закончилось, но тут жена позвонила брату. Узнав в чем дело, он велел немедленно бежать к тому самому начальнику, с которым нужно сильно делиться, и просить содействия. Денег, сказал, ни в коем случае не предлагать, а вместо этого демонстративно изумиться хамству охраны, откровенно требующей взятки. Было велено включить дурачка и показную уверенность в кристальной честности большого начальства, которое просто недоглядело за озорством младшего состава.
Мы пошли. Нашли того самого начальника смены (ребята, поскрежетав зубами, указали нам, где его искать). А дальше случилось то самое чудо с пойманной за хвост железной птицей счастья. Нас зарегистрировали и провели на рейс, ни взяв ни копейки. Отойдя от приключенческого адреналина, я решил написать этот кейс, потому что, как оказалось, случившееся с нами счастье было не чудом, а единственно верным и законным алгоритмом действий, на который имеет право любой опоздавший пассажир в случае, если обстоятельства этому благоприятствуют (хватает времени на проведение опоздуна через регистрацию и паспортный контроль до начала посадки на самолет).
Разбор полета
Итак, что мы сделали правильно, что неправильно, и как это вообще работает.
Начнем с описания ролей:
Из вышеперечисленного можно вывести и единственно верный механизм действия:
Шаг первый. Если вам говорят, что регистрация завершена, спокойно и вежливо отодвиньте всех, кто пытается сочувствовать, намекать или как-то иначе интересоваться вашими дальнейшими действиями. Не хамите, не прорывайтесь, просто мягко и уверенно скажите, что вам нужно: связаться с начальником смены. Сделать это надо быстро. Помните, что те, кто хотел нажиться на вашей неприятности, могут начать назло затягивать время, чтобы вы упустили последние драгоценные минуты.
Шаг второй. Так же спокойно и уверенно поговорите с начальником смены. Не расценивайте происходящее как подпольный акт, вы следуете официальному алгоритму, который действует не только для опоздавших, но и для тех, кто по техническим причинам не смог вовремя пройти регистрацию, так тоже бывает. Ваша проблема решаема. Если опоздание некритичное, обычно удается попасть на борт. Об этом прекрасно знают те, кто на этом зарабатывает – фактически с вас берут деньги за то, чтобы сопроводить до нужной двери.
Шаг третий. Столкнувшись с сопротивлением и угрозами, препятствующими осуществлению вышеописанного сценария, спокойно настаивайте на своем. Не вступайте в перепалки, просто игнорируйте.
Обязательно следите за своим психологическим состоянием. Не действуйте на эмоциях.
Помните главное: вы не преступник и угрожать вам попросту нечем. Все это – блеф. А вот у вымогателей проблемы могут быть очень серьезными, потому что, в отличие от опоздания на самолет, вымогательство – уголовное преступление.
Как купить билет на самолет, чтобы избежать переплаты и обмана
Лучше всего вести себя так, как будто вы уже неоднократно использовали эту схему. Нам помог звонок брату жены, который действительно не раз попадал в такую ситуацию и просто спокойно нас инструктировал. Это телефонное сопровождение приструнило наших дельцов. То же самое в разговоре с начальником. Никакого «эй, шеф, у нас тут проблемка вышла, не поможешь?» Правильно будет оформить вопрос так: «Как я могу попасть на такой-то рейс? Регистрация закончилась, но посадка еще не началась». Последнее – важно. Если посадка началась, то вас так и так уже не пустят, поэтому напирайте на то, что посадки еще нет и можно успеть. Если посадка уже началась, то, увы, это значит, что самолет уже отцентрован по зарегистрированному количеству пассажиров и на борт вам не попасть.
Проблемы в аэропорту при регистрации
Это может случиться не только при опоздании, и во многих случаях их можно решить на месте.
Условно все неурядицы можно разделить на два типа: те, в которых виноваты вы, и те, в которых виновата авиакомпания или аэропорт.
Вы что-то делаете не так
Аэропорт или авиакомпания что-то делают не так
Такие ситуации возникают не менее часто, и тот факт, что вашей вины в них нет, не делает их более приятным.
Как правило, за такие ошибки предусмотрена материальная компенсация (она определяется условиями продажи, которые нужно обязательно читать перед покупкой билета). Но помните, что аэропорт и авиакомпания попытаются сделать все, чтобы заплатить вам как можно меньше, желательно ничего. К тому же, для большинства пассажиров родной чемодан дороже компенсации, а улететь прямо сейчас нужнее, чем новый билет на ближайший рейс. А значит, ваша задача – решить проблему, а не получить деньги за то, что решить ее не удалось.
Если вы последовательно и уверенно будете действовать с самого начала, развернув свою активность в сторону ответственных людей, высока вероятность, что вы добьетесь успеха. Хотя бы потому, что настойчивому и компетентному клиенту проще уступить. А посему, при возникновении проблемы, вновь идем к начальнику смены и начинаем активно следить за процессом решения. Удивительным образом так нередко удается и найти пропавший чемодан, и обнаружить свободное место в салоне.
И еще раз подчеркну: как бы ни развивались события, будьте уверены в себе и вежливы. Вежливость, как известно, берет города.
Надеюсь, мой опыт окажется полезным и повысит грамотность наших пассажиров. А сотрудников авиакомпаний и аэропортов убережет от опасного соблазна. Удачи всем на земле и в небе.