Багет и паспарту это что
Как подобрать паспарту: 5 оригинальных решений
Декорирование — один из важнейших этапов в дизайне интерьера.
Именно с его помощью помещение приобретает ту индивидуальность и самобытность, которой не хватает сразу по окончании ремонта.
Наверное, самым используемым приемом стало декорирование стен. Это могут быть картины, постеры, гобелены — да все что угодно. Но чаще всего — это рамки с изображениями.
В рамки могут быть вставлены фотографии членов семьи, пейзажи, абстрактные рисунки, детское творчество, гравюры.
Все это добавляет свою нотку в создание уюта.
Что такое паспарту?
Но есть один маленький секрет, который сделает ваши изображения в рамках еще более выразительными.
И секрет этот — паспарту. Да. все именно так просто. Говоря простым языком, паспарту — это контрастная по цвету «окантовка» вашего изображения.
Паспарту может быть тонким — см 5 или очень широким — 10, 15 или даже 30 см. Его размер регулируете исключительно вы в зависимости от ваших вкусовых предпочтений.
Как подобрать паспарту?
Решение №1: Чаще всего паспарту имеет одинаковую ширину со всех четырех сторон. Но это совершенно не догма. Очень интересным может стать и решение, когда паспарту шире в нижней части ( это наиболее выгодная сторона для того, чтобы подчеркнуть все достоинства вашего изображения и не исказить восприятие).
Решение №2: В идеале паспарту должно быть контрастным как по отношению к рамке, так и к изображению.
То есть, если рамка черная, а фотография черно-белая — паспарту априори белого цвета.
Его, конечно же, можно сделать и ярко-салатовым, но не будем вдаваться в крайности.
Обсудим ключевые базовые приемы, а уже интерпретировать их каждый может на свое усмотрение.
Решение №3: Паспарту даже может быть… два.
Это в случае, когда рамка и изображение между собой контрастны.
В этом случае уместен вопрос: «Для чего же в этой ситуации паспарту?»
Дело в том, что парспарту очень хорошо фокусирует внимание. И любое изображение будет выглядеть более выигрышно в окружении контрастных цветов.
Кроме того, не пользуясь паспарту, вы рискуете «украсть» часть своего изображения. Оно будет спрятано под рамой.
Решение №4: Нетрадиционным решением может стать прозрачное паспарту. То есть, скорее — его отсутствие.
Решение №5: И еще одно решение — паспарту в один цвет. Особо выигрышно смотрится в белом цвете.
И это еще одно приятное исключение, которое подтверждает правила, описанные выше.
Как сделать паспарту?
1 вариант: Отправиться в багетную мастерскую.
Захватите с собой изображение и раму. Мастера помогут вам подобрать цвет паспарту и вырежут его из очень плотного картона, стыкуя края по диагонали.
2 вариант: Сделать паспарту своими руками.
Этот вариант уместно использовать, если изображения будут под стеклом.
В этом случае просто вставьте в рамку лист плотной белой бумаги, а потом аккуратно по центру разместите ваше изображение (можно его немного закрепить сухим карандашным клеем).
Предварительно, конечно же, следует сделать соответствующие замеры, чтобы все точно и ровно соприкасалось.
Экспериментировать с диагональной прирезкой в домашних условиях и без соответствующих навыков и инструментов, думаю, не стоит. Хороший результат придет к n-ному разу. А сумма за испорченные материалы превысит стоимость услуг багетной мастерской.
Про паспарту от руководителя студии «Багетчик» В.В.Марьян
Паспарту для оформителя что то вроде гарнира для кулинара. Без паспарту не обходится примерно каждая 3-4 картинка, которую приносят в багетную мастерскую на оформление. Но так же, Паспарту помогает жуликоватым приемщикам раскручивать клиентов на более дорогой чек. Часто паспарту вообще не нужно, но его предлагают.Технически. Паспарту, это оформительский цветной картон, в котором вырезаются на очень точных станках отверстия.
Нежелательно применение излишне ярких цветов, от которых устают глаза. Все таки предполагается, что картинку оформляют надолго и о зрении и настроении, которое создает оформление изображения следует помнить при подборе багета и паспарту к оформлению.
Многие декораторы-оформители страдают манией к излишним играм с двойными, тройными и.т.п. полями паспарту, иногда совсем не думая о том, что пускай оформление и будет дорогим и выгодным для багетчика, заказчик-владелец картинки через некоторое время или даже сразу будет испытывать не самые приятные чувства.
Некоторые умельцы-багетчики, подражая американским оформителям и желая «блеснуть» мастерством делают на паспарту милые мещанскому глазу вырезы, орнаменты. Но практика показывает, что людям любо простое лаконичное, но подобранное со вкусом обрамление с паспарту, а эксперименты багетчика только задавливают само изображение.
Иногда делаются «разрисовки, дорисовки рисунка» на полях паспарту. Редко когда в итоге из этого получается что то, кроме вмешательства в первоначальный замысел художника.
Если конечно это не сам художник задумал и дорисовал.
Поля паспарту 5 см. шириной являются ЗОЛОТЫМ СЕЧЕНИЕМ профессиональных оформителей и такие размеры применяются в подавляющем большинстве случаев.
Но некоторые заказчики настаивают на собственных размерах полей паспарту, например меньше 5 см шириной, увеличением, «утяжелением» нижних полей паспарту. Но выдавая такие заказы оформители крайне часто видят вытянутые от удивления и очень разочарованные лица.
Просьбы переделать паспарту из за ошибочных пожеланий заказчика явление постоянное. При переделке паспарту переделывается так же и вся рама, потому что размеры ее естественно изменяются.
А происходит это потому, что заказчики без ежедневного опыта работы с оформительскими материалами могут, к сожалению, судить о результатах будущего обрамления только по образцам, являющим собой демо-куски материалов. (Это, кстати касается и багета.)
Иногда не видящему постоянно результаты работы с паспарту и багетом может показаться. Что тот или иной цвет или размер полей может подойти и все будет хорошо.
Но декоратор-оформитель не должен предполагать ничего. Он делает обрамление за чужой счет, и обязан понимать, что на его эксперименты должны потом смотреть другие, причем смотреть с удовольствием, а не с постоянным вопросом «А нельзя ли было сделать это как либо иначе?»
Небольшой совет: не доверяйте оформление важного для Вас изображения декораторам. Подберите все сами, а приемщика попросите проверить материалы и просчитав заказ дать вам скидку за самостоятельный подбор.
Лучше не слушать и не верить нелепым разговорам про многолетний опыт приемщика и мастерский вкус, помните, чем больше приемщик занимается подбором вашего заказа, тем яснее что вас просто разводят на более дорогое оформление. Ведь если «вежливая женщина столько времени провела с вашим бриллиатном, нуждающимся в хорошей оправе..», то и отказаться от заказа даже когда сумма кусается будет сложно. И приемщики, зная об этом начинают «окучивать» заказчиков, якобы «помогая». На самом деле в 99% случаях происходит процесс развода на более дорогое оформление.
Лучше всегда помнить, что порядочный приемщик в первые же 5 минут может понять, как оформить вашу работу экономно и хорошо. Но если приемщик начинает с вами некую игру в подбор «оправы для бриллианта», лучше его отодвинуть в сторону и подбирать самостоятельно.
Максимальное время оформления картинки у порядочного приемщика займет не более 15-20 мин. вместе с заполнением бланка. Остальное можно смело отнести к способам развода.
Оформление картин: подбираем багет и паспарту
Картины — прекрасный элемент оформления интерьера. Развешенные на стенах, написанные в самых различных техниках, пейзажи, натюрморты и портреты дополняют убранство комнат. Однако и самим картинам нужно достойное обрамление, которое представит их в наиболее выгодном свете. О том, как подобрать для живописных бриллиантов блестящую огранку, расскажет наш сегодняшний материал.
Важно помнить, что в тандеме «картина и ее рама» главная роль достается изображению. Рамка должна не затмевать картину, а подчеркивать ее красоту. Выбирая багет (планку, применяемую для изготовления рам), учтите несколько важных моментов. Прежде всего, багет должен подходить не столько к интерьеру, сколько к самой картине. Разумеется, вешать в квартире, оформленной в стиле hi-tech, резную золоченую раму не стоит, но в остальном ориентируйтесь именно на стиль живописного изображения.
Внешний вид багета во многом определяется красками и стилем, в котором написана картина. Классическое полотно будет прекрасно смотреться в деревянной резной раме, а для произведения абстракционистов придется поискать более современный вариант.
Присмотритесь и к манере написания: если в картине много плавных мазков и присутствуют растительные мотивы, то подойдет рама с аналогичным орнаментом. И, напротив, к полотну, в композиции которого ключевую роль играют рациональные геометрические построения, следует выбрать строгий багет.
Что касается цветового решения, здесь все зависит от красок, использованных в изображении. Если преобладают теплые тона, то золотистая, коричневая, бронзовая рама будет наилучшим решением. Для холодных тонов подойдет серый, черный, голубоватый багет.
Не позволяйте раме и изображению сливаться: не стоит делать их контрастными, но и идти тон в тон не следует. Рама призвана оттенять изображение: если на картине преобладает бежевый, выберите багет хотя бы на тон темнее или светлее.
Если вы хотите оригинально оформить картину, вам на помощь придет рама из составных багетов. Она создается из планок разной толщины, в результате получаясь довольно объемной. Внешний слой рамы будет более заметным и широким, что привлечет внимание, а внутренний, более простой и узкий, сгладит переход между изображением и внушительным багетом, не позволив картине потеряться на этом фоне.
Для оформления небольших картин рекомендуется подобрать раму, превосходящую площадь картины по размеру. Для того, чтобы обеспечить связь рамы с изображением, потребуется паспарту — лист плотного картона, в центре которого и размещается картина.
Паспарту не должно сливаться по цвету ни с рамой, ни с изображением. Часто, чтобы более четко разграничить пространство, между паспарту и картиной вставляют слип — узкий декоративный элемент, который служит своего рода миниатюрной рамкой. Слип делается из дерева или пластика и украшается по желанию. Иногда его также можно увидеть между паспарту и внешней рамкой.
Для большого полотна, которому предназначено занять центральное место в интерьерной композиции, широкий багет окажется максимально уместным. Иногда в широкие рамы вставляются и небольшие картины, но уже без паспарту: таким образом достигается визуальный эффект глубины, когда изображение выделяется благодаря тому, что находится в центре.
При изготовлении багетов применяются дерево, пластик, реже алюминий (этот вариант идеален для современных образцов живописного искусства, а также для черно-белых фотографий). Выбирая дерево, будьте готовы внимательно следить за влажностью в помещении: многие породы плохо переносят ее перепады и могут рассыхаться.
Конечно, картину можно оформить и без использования рамки. Если изображение нанесено на холст, нужно просто обтянуть холстом подрамник и закрепить его так, что покрыты будут и углы конструкции.
Но это всего один способ, в то время как багетные мастерские предлагают сотни вариантов оформления с использованием широкого спектра декоративных элементов. Выбор остается за вами.
Все о паспарту.
Имея богатую палитру цветов и оттенков, паспарту служит инструментом для достижения цветового баланса между рамой и картиной.
Паспарту дает небходимый картине «воздух» и помогает решать декоративные задачи во время художественного оформления.
Изготавливается паспарту, как правило, из листа бумаги или картона, в которых вырезается «окно». «Окна» паспарту могут быть прямоугольные, круглые, овальные или даже многоугольные. Бывает, что на одном листе вырезают несколько «окон».
Картон для паспарту.
Картон для паспарту представляет собой спресованныев 4-5 слоев листы ватмана,сверху покрытые листом цветной бумаги. Для изготовления паспарту используется целлюлоза, сваренная из древесного волокна. Различают стандартный и музейный картон для паспарту.
Размер.
Размер паспарту зависит от задачи, которую ставит оформитель. Старайтесь придерживаться следующим правилам. Верхнее и боковые поля выполняют одного размера, а нижнее – немного больше, дабы избежать визуального эффекта падения картины вниз. И с более широким нижним полем паспарту произведение будет выглядеть гармоничнее. Ширину паспарту выбирайте немного больше либо немного меньше ширины багета. Широкое паспарту придает воздушность картине, узкое создает акцент на раме.
Цвет.
Нужно быть аккуратным в выборе цвета паспарту, так как от него зависит восприятие самого изображения. Как правило, цвет паспарту должен быть отличен от цвета рамы, но иногда одинаковые по цвету, багет и паспарту будут весьма эффектны. Используя нейтральные тона, такие как белый или кремовый, Вы формируете светлое поле вокруг самого изображения, не внося акцентов в его цветовую гамму. Поэтому нейтральные тона применяют при оформлении большинства картин. Такие цвета подсвечивают изображение, и рама на их фоне выглядит как отдельный объект внимания. К тому же они не мешают восприятию самой картины. Кремовый цвет, или цвет слоновой кости, самый популярный цвет паспарту, встречающийся в огромном количестве различных оттенков. Зачастую в двухслойном паспарту применяется близкие оттенки кремового цвета. Белый цвет со своими оттенками наиболее хорошо сочетается с черно-белыми фотографиями и монохромной графикой. Двухслойное паспарту в белых тонах придаст им особую глубину и легкость. А яркий, насыщенный цвет паспарту растворится в изображении, и тем самым расширит его границы и свяжет воедино картину с рамой. Насыщенные цвета, обычно, применяют при оформлении современной графики, что позволяет добиться максимального эффекта в декорации. Также яркие паспарту используют для получения контраста между паспарту и картиной.http://uzoranet.livejournal.com/
Многослойные паспарту.
При декорировании современной графики и фотографий, как правило, применяют одинарные паспарту. Одинарное паспарту также хорошее решение при оформлении детской комнаты. Используя несколько слоев паспарту, возможно создать специальный цветовой эффект, при этом каждая цветная полоска может играть различные роли: сделать акцент на изображении, связать раму с картиной, придать ему шарм и особую индивидуальность. Зачастую как нижний слой используют золотой цвет, который классно сочетается с рамами золотистых тонов. Как правило, при использовании трехслойного паспарту третий слой повторяет первый.
Паспарту не применяют в оформлении картин, написанных маслом на холсте, так как они не требуют дополнительного декорирования и защиты стеклом. При очень больших размерах картины и недостатке места на стене использовать паспарту также не желательно. Некоторые гравюры или печатные картины уже имеют определенные поля, например, с названием или подписью автора, поэтому их тоже не стоит оформлять с паспарту.
Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).
При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.
Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рисунку это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.
Багет и паспарту это что
Паспарту, что это такое? Для чего нужно? Как сделать паспарту? На эти вопросы я отвечаю в статье.
Но если быстро и простыми словами, то паспарту — это фон для картинки.
При оформлении изображения, используется картон. Он может быть чёрным, белым или цветным.
Вот этот картон и называется паспарту. Паспарту может быть без отверстия или с отверстием.
В первом случае изображение крепится с внешней стороны картона. Во втором — с внутренней.
Таким образом паспарту создаёт фон, который отделяет изображение от рамы.
Когда мы рассматриваем рисунок через отверстие в паспарту, то возникает впечатление, что изображение рассматривается через окно.
В багетном деле это отверстие так и называется — окно.
Тут самое время рассказать о терминах, применяемых в багетном деле.
Термины
Вырезанное в картоне отверстие называется окно.
Окно может быть одно, но может быть их несколько. Оно может быть квадратным, овальным, круглым и многоугольным.
Картон вокруг него называется полями. Есть верхнее, нижнее и два боковых поля.
В случае многослойного оформления все паспарту, что лежат ниже основного принято называть паузы. Их можно рассматривать как мостики между цветовыми акцентами изображения и элементами оформления. Паузы задают ритм работе, создают глубину и объём и в некоторых случаях «туннельный» эффект», о котором будет написано ниже.
Нежелательно, чтобы паузы были одинаковы по ширине.
Небольшое отступление.
Так, как я пишу статью в интернет-пространстве, то вынужден соблюдать его правила.
И одно из них требует, чтобы ключевое слово не употреблялось слишком часто.
Статью я написал про паспарту и именно это слово машина посчитало ключевым.
Поэтому, наряду с этим словом, я буду использовать его французское название «passe partout» и слово «картон».
Паспарту это. Это две важные функции.
Для чего предназначено passe partout, для чего оно нужно, каково его назначение? И, наконец, паспарту — что это такое?
Разберёмся, не торопясь.
Паспарту имеет две важных функции, которые используются при оформлении арт-объекта. Назовём их утилитарная и дизайнерская.
Утилитарная или практическая функция
Главная практическая функция паспарту — обеспечить дистанцию между изображением и стеклом.
Это делается по нескольким причинам.
Во-первых, крайне нежелательно, чтобы стекло соприкасалось с фотографией, рисунком, гравюрой, офортом и другими изображениями. Между ними, под действием окружающей среды, происходят химические процессы. И эти процессы пагубно влияют на сохранность изображения.
Другими словами, через несколько лет фотография может склеится со стеклом, а бумага офорта или рисунка пожелтеет вместе с изображением.
Во-вторых, есть изображения, которые имеют объём. Это некоторые виды вышивок, офорты, предметные коллажи и многое другое.
И совершенно недопустимо, чтобы стекло прилегало к выступающим частям объекта оформления и их деформировало.
Для чего нужно passe partout. Схема расположения его в раме.
Таким образом, для любого изображения со стеклом необходимо обеспечить расстояние между ним и предметом оформления.
Вот паспарту и призвано решить эту задачу.
Независимо от того, какого размера у вас изображение, большое или маленькое, цветное или чёрно-белое, паспарту усилит и подчеркнёт его важные детали.
Дизайнерская функция
Безусловно, основное дизайнерское предназначение passe partout состоит в том, чтобы подчеркнув нужные детали и акценты, выделить смысловой элемент изображения и привлечь к нему внимание. Оно даёт возможность оформителю реализовать самые смелые и интересные дизайнерские решения для эффектного оформления изображения.
Паспарту играет важнейшую роль в оформлении: с помощью него дизайнер может подчеркнуть отдельные детали или цвета в изображении и сконцентрировать внимание на арт-объекте.
Иногда картон может «помирить» оформленную картину и интерьер квартиры.
Хотя, нужно сказать, что, практически всегда, с интерьером работает именно рама, а passe partout «принадлежит» изображению.
Основные принципы работы с паспарту
В фотографии есть такое правило — фон на снимке должен быть темнее самого светлой детали изображения и светлее самой темной. Тогда ни один нюанс изображения не «потеряется» на фоне.
Пример соблюдение этого правила. Сопоставьте фон и изображение.
Это правило в полной мере применимо к passe partout, ведь оно работает своеобразным фоном для картинки. Паспарту должно дополнять и обогащать изображение. Привлекать к нему внимание, а не конкурировать с ним.
Ведь самое лучшее оформление это то, которого не замечаешь.
Кстати
У багетчиков есть простой приём проверки правильности оформления.
Он заключается в том, что человек поворачивается к оформленной работе спиной и затем резко разворачивается.
Если его взгляд выхватил сначала паспарту или раму, то оформлено не очень правильно.
А вот если увидел в первую очередь изображение — то всё в порядке.
Очевидный приём для привлечения внимания это контраст. Глаз человека непроизвольно ищет самый резкий элемент.
Контраст, в нашем случае, это разница между различными участками оформленного изображения. Он и придаёт работе эмоциональное звучание.
В багетном деле используются несколько видов контраста.
Тональный контраст
Это разница между самым тёмным и самым светлым тоном.
Под этим термином мы понимаем намеренное использование паспарту тоном темнее общего тона картинки или тоном светлее.
Это работает так, что тона картона и изображения сопоставляются между собой, и оформленная работа начинает передавать глубину пространства и объём.
Таким образом мы создаём тональную перспективу.
Термин тональная перспектива используется в изобразительном искусстве и означает изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства картины.
Использование тональной перспективы при работе с паспарту называется принципом туннеля или туннельным эффектом.
Задача этого принципа — направить взгляд зрителя на картинку так, чтобы ничего не отвлекало от просмотра.
А суть его в том, что если тон passe partout темнее общего тона картинки, то создаётся впечатление, что эта картинка находится в глубине паспарту.
Если тон картона светлее общего тона изображения, то паспарту визуально выталкивает картинку наверх.
Для полноценного достижения туннельного эффекта используется многослойное passe partout с плавными переходами тонов.
При подборе оформления к картинке, важно сделать так, чтобы все элементы оформления (картон, бевел, кант, картина, багет) работали на одну задачу — создание единого тонового объекта.
Цветовой контраст
В багетном деле под этим термином подразумевается наличие в оформленной работе нескольких цветов, которые могут контрастировать друг с другом. С этим видом контраста работать несколько сложнее, чем с тональным.
Но если он применён правильно и осознанно, то оформленная картинка сразу бросается в глаза и надолго запоминается.
Например оформление работы в картон черного или белого цвета.
Такое оформление прекрасно концентрирует внимание зрителя на основном объекте.
Использование цвета — это отличный способ выстроить сюжет оформления и привлечь внимание к изображению.
А умение пользоваться цветом — это важный навык, необходимый оформителю при работе с паспарту и багетом.
Для нашей работы важно практическое применение цвета. В этом нам может помочь цветовой круг.
Про работу с цветовым кругом можно посмотреть здесь.
Видеоинструкция
«Как пользоваться цветовым кругом»
Про работу с цветом написано немало статей и книг. Даже есть такая наука — цветоведение.
В целом цветоведение считается достаточно сложной наукой, но изучить некоторые её правила для практического применения можно.
Не скажу что это легко, но вот польза будет большая. Знание основ послужит вам трамплином для создания необычных и цепляющих дизайнерских решений.
И самое главное, что эти решения будут приниматься осознанно, а не интуитивно.
Многослойное паспарту — что это такое. Многослойность, как приём.
Паспарту имеет очень богатые текстурные, тональные и цветовые возможности. А так, как сочетание цветов картона при оформлении может быть неограниченным, то это позволяет дизайнеру решить любую, поставленную перед ним, задачу.
Работая с несколькими passe partout, накладывая их одно на другое, грамотно оперируя цветом и паузами между ними, оформитель может создать у зрителя ощущение объёма и глубины на плоском пространстве.
К сожалению, не каждый заказчик охотно соглашается на многослойное оформление. Это происходит, главным образом потому, что человек не представляет результат работы дизайнера.
А оформитель этот результат ясно видит, ведь дизайн-проект оформления этой картинки — это и есть та задача, которую он решил с помощью всех возможных средств оформления.
Поэтому в нашей работе первая задача — создать грамотный и интересный дизайн-проект, а вторая — убедить в правильности оформления заказчика.
«Дизайн диктует нам свои суровые условия» — как в таких случаях говаривала оформитель нашей багетной мастерской Лидия Павловна, обращаясь к заказчику.
Для одинарного и многослойного паспарту существуют определённые принципы и схемы оформления: сочетание пауз, их ритм, цвет, размеры полей, их зависимость от размера картинки.
Но главное — нет для конкретной картинки одного «правильного» оформления.
Можно соблюсти все правила и оформить изображение совсем по-другому. И этих оформлений может быть много.
Несколько лет назад среди багетных мастерских в Москве был организован конкурс. Всем желающим раздали один и тот же постер и предложили его оформить, используя любые средства.
Это было впечатляющее зрелище: несколько десятков вариантов оформления одного изображения с разным багетом, картоном, кантами и прочим и прочим.
Так что повторюсь — версий оформлений может быть множество, всё зависит от задачи, которую решает оформитель.
Что такое паспарту одинарное или однослойное
Самый простой способ оформления – использование одного паспарту.
Если вы подбираете однослойное passe partout к своей работе, старайтесь следовать правилу о котором я говорил выше, чтобы наверняка не прогадать с результатом.
Паспарту должно быть темнее самого светлого участка изображения, в то же время оно должны быть светлее самого темного его участка.
Этот золотое правило поможет тем, кто ещё не готов к экспериментам и хочет просто правильно оформить изображение.
Стоит напомнить, что при выборе тёмного паспарту для светлой работы, вы отодвигаете работу на задний план.
А используя светлое, выдвигаете изображение на передний план. И при этом создаётся ощущение воздуха и свободного пространства.
Для тёмных по тону работ всё уже не так однозначно. Им больше подходят сложные оформления с использованием двойного или даже тройного passe partout.
Оформление с одним паспарту подходит для плоских бумажных работ, таких как фотографии, рисунки и эскизы, сертификаты и плакаты.
Размеры паспарту и размеры полей
Насколько широкими будут поля вашего паспарту — это дело вкуса, но по опыту нашей мастерской оно выглядит наиболее гармонично, когда ширина полей составляет 12-15% от размера более длинной стороны картинки или вышивки.
Например, если картинка, которую мы оформляем размером 50 х 70 см, то ширина полей составит 8,5-10 см.
Passe partout накладывается сверху вашей работы, поэтому окно, как правило, должно быть минимум на 5 мм меньше изображения. Для изображений больших размеров, выполненных на тонкой бумаге отступ может составлять до 1 сантиметра.
Кроме того, внутренняя часть рамки, которая называется «четверть» закрывает картон на несколько миллиметров, и таким образом видимая его ширина уменьшается. Это надо учитывать при расчёте ширины полей.
В таких случаях в нашей мастерской используются такие термины, как размер паспарту «на свету» и размер «полный».
Необходимо помнить несколько моментов: очень узкие поля не будут работать, поэтому не рассматривайте варианта ширины полей меньше 4 сантиметров. Но passe partout со слишком широкими полями может перетянуть внимание на себя, и работа потеряется на его фоне.
Отдельно нужно отметить, что широкие поля подойдут для изображений с крупными деталями.
Паспарту со средней шириной полей
(внешний формат 30х40, окно: 17,8 х 28,8 см, ширина полей 5,6 см, соответствует 14%)
Размеры окна паспарту
Как правило, размер окна должен быть 3-5мм меньше изображения, чтобы passe partout закрывало края картинки.
Но бывают ситуации, когда эти края нужно открыть. Например, чтобы была видна надпись под изображением.
Кроме того в некоторых случаях, открыв края оформитель показывает аутентичность оригинального изображения.
Например, при оформлении папируса или старой карты. Тогда, реализуя свой замысел, дизайнер увеличивает размер окна.
Слева изображение с надписью, которую открывает окно. Справа папирус, края которого подчёркивают аутентичность.
Расположение окна
Чтобы интересно подать объект оформления существуют различные разновидности расположения окна в картоне. И это конечно дело вкуса.
В прошлом золотое сечение было практическим правилом при оформлении картины в passe partout, и картина была сдвинута далеко вверх. Сегодня и особенно в современных работах картина помещается больше в середине, или в так называемом оптическом центре, когда нижние поле на несколько миллиметров шире верхнего.
Оптический центр и его роль в восприятии изображения
Несколько слов о том, что такое оптический центр.
Дело в том, что если картина расположена строго в середине и поля вокруг картинки равны, то у зрителя возникает ощущение «сползания» изображения.
А вот если картинку поднять несколько выше геометрического центра и нижнее поле сделать немного шире верхнего, то человеческий взгляд воспринимает такое оформление, как гармоничное и устойчивое.
Этот факт известен давным- давно и по сей день активно применяется в практике. Вот к примеру, у цифры 8 нижняя часть больше, хотя зрительно это незаметно.
Вот это и есть эффект оптического центра.
Поэтому при оформлении работ в профессиональных багетных мастерских, дизайнер обязательно предложит вам слегка увеличить нижнее поле. Это необходимо для лучшего восприятия картины.
Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что в последнее время, под влиянием Instagram, современные квадратные изображения часто размещаются в центре.
Окон может быть несколько
Окно может быть одно, но существуют варианты оформления с несколькими окнами. Это ещё одно преимущество паспарту.
С его помощью несколько картинок или фотографий можно разместить в одной раме.
Кроме того окно бывает овальное, круглое, треугольное любой другой формы.
Декоративный кант
Декоративная вставка, расположенная между картинкой и passe partout называется кант (или по-другому «слип»). Эта вставка похожа на мини-багет из пластика, металла или дерева. Выпускается кант в различных версиях профиля и цвета.
Это еще одна возможность добавить в оформление работы текстуры и глубины. Использование канта даёт замечательную возможность разнообразить дизайн-проект и придать ему изюминку.
Рисунок канта может не только по цвету, но и по фактуре совпадать с подобранной рамой, а также самостоятельно задавать тон всей работе своей необычной текстурой. Если кант окаймляет окно, то, как правило, он сочетается с цветом и текстурой рамы. Но и кант контрастирующий с рамой по цвету может создать интересный эффект оформления.
Работа с кантом может стать отличном аналогом двойного паспарту. Но кант, в отличии от двойного passe partout имеет такие замечательные качества, как рельефность и глубина.
Кант используется как в сочетании с картоном, так и самостоятельно. Например при оформлении вышивок бисером его можно смонтировать под четверть багета, а на него уже положить стекло. И таким образом кант выполняет кроме декоративной ещё и утилитарную функцию. То есть создаёт необходимое расстояние между стеклом и бисером.
Bevel, как средство для глубокого оформления
Bevel с английского дословно переводится — «скос», «фаска» или «скошенный край».
В багетном деле так называют «глубокое» паспарту.
Существует бевел в виде полосок бескислотного пенокартона, толщиной 5 мм со срезом под углом 45°.
Срез этих полосок покрыт специальной бумагой разного цвета. А так как эти цвета совпадают с цветами картона, то это дает оформителю дополнительные возможности для создания интересного дизайн-проекта.
Особенно удобно использовать бевел при оформлении объёмных предметов и изображений с выступающими частями.
«Глубокое» паспарту, подчеркивая перспективу, создает дополнительный объем, что делает оформление интересным, солидным и запоминающимся.
Двойное паспарту — что это такое
Под термином «двойное паспарту» подразумевают такой вариант оформления, когда используются два картона и один из них является паузой. Я это сказал потому, что может быть оформление в котором участвуют два passe partout, но двойным его назвать нельзя.
Например, объектное оформление.
Итак, двойное паспарту. Оно сильно расширяет возможности оформителя. Используя два паспарту и применяя средства декорирования, дизайнер уверенно может управлять вниманием зрителя, концентрируя его на изображении. Вариантов оформления в этом случае
может быть много.
Но в «классическом» варианте это работает так:
основной картон подбирается по общему доминирующему цвету изображения тоном светлее или темнее, а пауза рифмуется по цвету с какой-нибудь деталью картинки, тем самым «вытаскивая» её.
При этом пауза перекликается цветом с багетной рамой, а ширина паузы делается 3-5мм.
Вот пример правильного оформления. На картинке с птичками оформитель «зацепил» цветом паузы ветку. Но можно было сделать паузу зелёной, рифмуя с листиком. И это тоже было бы правильное оформление, только ширину паузы нужно уменьшить.
Да, сделать тоньше потому, что цвет листика на картинке занимает меньше пространства по сравнению с веткой.
Ну и цвет рамы сделать ближе к цвету паузы.
А картинка с петухом — это просто эталонный и безотказный пример оформления изображения в двойное паспарту.
Тройное passe partout в ещё большей степени позволяет управлять вниманием и концентрировать его на деталях или на самом изображении. Позволяет управлять цветом, глубиной пространства и объёмом. Третий и четвёртый картон дают возможность с лёгкостью использовать туннельный эффект и другие интересные приёмы оформления. Например «плавающее паспарту».
Плавающее или теневое
Применение плавающего паспарту даёт очень интересный объёмный эффект, когда верхний картон отбрасывает тень на нижний.
Это несложный приём, но он замечательно передаёт игру светотеней и очень хорошо работает на картоне светлых тонов.
Работая с многослойным passe partout и используя при этом декорирование, канты и бевел, дизайнер получает в руки инструмент с широчайшими возможностями. Инструмент, который позволяет сконцентрировать внимание на любой детали изображения и решить главную задачу.
Главная задача дизайнера в багетной мастерской — повлиять с помощью средств оформления на зрительское восприятие оформленного изображения.
Как сделать паспарту. Декорирование.
Да, многослойное паспарту даёт богатые возможности для оформления, но здесь есть существенный минус.
Пропорционально количеству картона растёт вес работы и глубина четверти багета. А значит возникают ограничения по оформлению арт-объекта.
Декорирование паспарту это приём, который использует дизайнер для выхода из этой ситуации и создания уникального оформления.
Суть этого приёма в том, что для решения своих творческих задач оформитель украшает passe partout различными способами.
А способов этих великое множество.
V-канавки и линии
Самое распространённые — одна или несколько V-канавок, или линии, нанесённые рейсфедером или пером.
Несмотря на простоту, этот приём производит очень интересный эффект. V-канавка придаёт оформлению графическую чёткость и ясность.
А несколько линий краской или тушью зрительно раздвигают пространство.
Но, похоже, что нанесение линий краской и тушью уходит в прошлое. С развитием техники V-канавку вырезать проще, быстрее и дешевле.
V-канавка — это V- образный вырез в картоне глубиной около 0,5мм.
Раньше в багетных мастерских делался чаще всего прямым.
С появление компьютерных станков для резки, V-канавку легко сделать любой конфигурации.
Цветные срезы и декоративные ленты
Для оформления широко используются внутренние срезы паспарту, цвет которых даёт дополнительные возможности дизайнеру.
И хотя сейчас много картона с цветным срезом, среди некоторых оформителей практикуется окраска среза вручную.
Срез окрашивается акриловыми красками различных цветов или золотой и серебряной пастой.
Реже для этой цели оформители используют поталь.
Применение декоративных лент для украшения паспарту практикуется очень давно, но в нашей стране этот приём не очень распространён.
А ведь такое оформление делает работу очень индивидуальной и интересной. И даже неповторимой, учитывая, что декоративные ленты можно сделать самому.
Французское паспарту и прорезные узоры
Широко распространён приём украшения passe partout рисунком и даже живописью. Сейчас этот приём называют «французское паспарту».
Думаю это не совсем правильно.
Французским называлось passe partout, украшенное графическими вензелями или виньетками.
Поэтому ближе к французскому паспарту украшения из пластика и металла в виде угловых вензелей.
А когда на нём дорисовывают оформляемое изображение — это как-то по другому должно называться.
Тут я согласен с известным багетчиком А. Пожарским — живопись не должна украшать прикладное искусство.
И отдельно стоит декорирование паспарту вырезанием в нём прорезных узоров. Простите за невольную тавтологию.
Раньше этот процесс требовал много труда и времени. Сейчас на компьютерном станке это делается быстро и легко.
Возможности ограничиваются лишь воображением дизайнера. И некоторые оформители так увлекаются этим творчеством, что в результате забывают об изображении.
Но при грамотном использовании этого приёма получается потрясающий результат.
Слева узор, прорезанный вручную багетным мастером О. Араповым в нашей мастерской, а справа сделано на компьютерном станке.
В заключении хочется рассказать об альтернативном использовании паспарту. А то из вышесказанного складывается какая-то однобокость в его применении.
Альтернативные возможности паспарту — что это такое
Мы рассмотрели применение passe partout с одним или несколькими окнами. Это традиционное использование картона.
А ведь применяют его и во многих других случаях.
Самое простое — это когда на него крепят изображение, не вырезая окна. Как в случае с папирусом.
Кроме того, passe partout используется для глубокого оформления. Здесь картон поддерживает стекло, играет роль фона и маскирует внутренние части багета.
Предметное оформление с паспарту. Что это такое.
«Глубокое оформление», «предметное оформление» или «аквариум» — так называют оформление в багет 3-D объекта.
Необходимо паспарту при оформлении арт-объекта в «двойное стекло». Здесь, кроме декоративной, оно выполняет очень важную конструктивную функцию.
рис. 1 рис. 2
На первом рисунке картон поддерживает двойное стекло и маскирует внутреннюю часть багета, а на втором картон с окном выполняет своё традиционное назначение и … маскирует «стрелки», которыми стекло снизу крепится к багету.
Оформлением в «двойное стекло» называют такой дизайн-проект, когда изображение размещается между двумя стёклами и вставляется в багетную раму. Таким образом создаётся впечатление, что объект оформления висит в воздухе.
Заключение
Паспарту — что это такое? Как багетчик, я постарался ответить на этот вопрос как можно полнее.
Понятно теперь, что такое паспарту для рисунка, что такое паспарту для картин. Для чего оно и какое бывает.
Но меня не покидает ощущение, что тема раскрыта не полностью. Осталось ещё столько интересного и недосказанного. Вот, например, не ответил на вопрос — как сделать паспарту. Вскоре обязательно напишу статью: «Как сделать паспарту для картины своими руками пошагово»
И надеюсь полнее ответить на вопрос, что такое паспарту.
Ну и по традиции.
Если статья оказалась полезной — поделитесь в соц.сетях, это поможет нашей багетной мастерской.
А если у вас остались вопросы или хотите что-то добавить — пожалуйста, пишите в комментарии.