Баги что это за транспорт
Багги. Виды и отличия от квадроцикла. Плюсы и минусы. Особенности
Тем, кто любит экстремальную езду по пересеченной местности, следует обратить внимание на багги — легкий транспорт на четырех колесах с автомобильным либо мотоциклетным движком. Устройство этой машины позволяет наслаждаться вождением в самых разных условиях. Даже таких, которые кажутся совсем не предназначенными для этого. Причем искать специально оборудованные треки не придется — достаточно обычного пустыря или загородной трассы.
Историческая справка
Багги появились в Соединенных Штатах в 1950-х гг. В их основу был положен автомобиль «Фольксваген Жук». Кстати, «жук» по-английски «bug» или «buggy» в уменьшительной форме. Эта машина обладала отличной проходимостью, надежной задней подвеской и большим дорожным просветом. Кроме того, у нее не было радиатора, а мотор располагался сзади. Но не только эти характеристики обусловили выбор, сделанный конструкторами. «Фольксваген Жук» пользовался спросом среди потребителей и был доступен по цене.
С автомобиля сняли крылья и передние двери, а также кузов заменив его сварной рамой. Штатный двигатель поменяли на мотор Chevrolet с 6 цилиндрами, который обладал большей мощностью. Впоследствии была добавлена турбонаддувная опция, благодаря чему двигатель развивал мощность от 120 до 180 л.с. Эти модификации позволили участвовать в гонках.
Американцы очень полюбили новый транспорт, а со временем любовью к нему прониклись и европейцы. Первыми оценили такие машины в Италии, а затем и в других государствах. Пользуются популярностью они и в нашей стране. Сегодня этим названием обозначают разные виды мотовездеходов с автомобильной посадкой.
Особенности багги
Первое, что отличает эти автомобили — низкий центр тяжести и хорошая проходимость. Благодаря этим характеристикам он может с легкостью передвигаться по пересеченной местности. Этому способствуют также независимая подвеска, укороченная база и внедорожная резина.
Производители багги уделяют большое внимание вопросам безопасности. Во-первых, сбоку от столкновений уберегает рама. Именно благодаря раме автомобиль может даже перевернуться без ущерба для водителя. Хотя от этого все же следует воздерживаться. В конструкции предусмотрены четырехточечные ремни, которые надежно удерживают человека в кресле. Днище обшито листовой сталью толщиной порядка 1.5 мм. Ему не страшны никакие препятствия. Самое страшное, что может случиться с таким днищем, это вмятина.
Помимо конструктивных особенностей имеются и другие:
Отличия от квадроцикла
Несмотря на внешнее сходство, два этих вида мотовездеходов отличаются по целому ряду параметров:
Плюсы и минусы
К достоинствам можно отнести:
Не лишены багги и некоторых минусов. К ним можно отнести:
Кроме того, на них крайне некомфортно ездить в плохую погоду.
Виды
В настоящее время существуют следующие разновидности этих автомобилей:
Особенности выбора
Багги приобретают для различных целей. Любая машина из этой серии имеет одни и те же характеристики. Но по ряду параметров они все же различаются, поэтому для разных условий эксплуатации нужно выбирать разные автомобили.
В первую очередь, данное транспортное средство покупается для экстремального вождения. Но здесь нужно определиться сразу, где предполагается ездить: по шоссе или по пересеченной местности. Для того, чтобы порулить по грунтовой дороге с ямами и ухабами, подойдет любой. А вот для передвижения по асфальту или скалистой местности предназначены только некоторые. То же самое можно сказать о преодолении препятствий в виде больших камней и бревен.
Если предполагается ездить не только по пересеченке, но и по асфальтированным дорогам, следует сразу позаботиться о резине. Внедорожные покрышки для этих целей не годятся — они быстро изнашиваются, а стоят при этом немало. Многие автолюбители утверждают, что шоссейная резина неплохо показывает себя даже вне оборудованных трасс. Но в этом случае рекомендуется иметь в наличии электрическую лебедку, с помощью которой можно вытащить застрявший автомобиль.
Для преодоления препятствий лучше всего подойдет укороченный багги с рычажной подвеской на каждом колесе. Можно приобретать автомобиль с автоматической коробкой передач, хотя истинные экстремалы часто предпочитают механическую. Автоматические КПП часто оснащаются специальными режимами для повышения проходимости. Этот момент необходимо уточнять у продавца.
Отдельно следует сказать о прыжках. Это очень увлекательное и зрелищное занятие, причем не только для водителя, но и для тех, кто наблюдает за процессом. Автомобиль для прыжков через препятствия должен обладать мощным мотором, усиленной подвеской и механической КПП. Кроме того, здесь необходимы внедорожные покрышки с пониженным давлением.
Багги: что это такое, каталог, цены
Багги — одно из названий квадроциклов с автомобильной посадкой. Сейчас такая техника распространена повсеместно — на ней и работают, и перевозят грузы, и используют для развлечений.
Подробнее о том, что такое багги, а также о распространенных в России моделях мы расскажем ниже.
Что такое багги: главные особенности и отличие от квадроцикла
Экскурс в историю: первые багги, придуманные в США в середине прошлого века, были самодельными. Делали их чаще всего на основе распространенных тогда автомобилей VW Beetle, которых прозвали «жуками» из-за формы кузова. Отсюда и название: buggy, то есть «жучок».
Конструктивно это мотовездеход с автомобильной посадкой, автомобильным интерьером (круглый руль, приборная панель, сиденья — все как в легковушке) и рамной кабиной. Кабина может быть полностью закрытой (иметь крышу, ветровое стекло, двери, или иметь что-то из этого списка. В этом и есть главные отличия от «обычного» квадроцикла, который имеет мотоциклетные посадку и руль, и не имеет кабины.
А поскольку это в первую очередь вездеход, у багги высокий клиренс, регулируемая подвеска с большим запасом хода, и двигатель, способный работать на высоких оборотах.
В зависимости от назначения, багги могут иметь и другие отличия в комплектации. У «рабочих» моделей — есть вместительный кузов сзади. Спортивные — имеют более быстрый двигатель и обтекаемый корпус. Более проходимые — внедорожный тюнинг и увеличенную подвеску.
Что такое багги и чем они хороши
Слово «багги» часто применяется по отношению к UTV-квадроциклам, и не всегда используется правильно.
К нам оно пришло из США — родины этого транспорта. В Америке слово «багги» появилось в середине прошлого века, как производное от названия автомобиля VW Kafer, которого из-за формы кузова в народе прозвали «жуком» (bug). Именно эти автомобили — массовые, простые по конструкции и изначально прочные — переделывались (сначала любителями, а потом и серийно) в компактные и легкие внедорожники.
В этой статье мы расскажем о том, какую именно технику правильно называть багги, и какие особенности она имеет.
Что такое багги: конструктивные особенности
Багги — четырехколесный транспорт с кабиной и автомобильной посадкой для езды по бездорожью. Кабина может быть как открытой — и состоять только из рамы — так и закрытой, с дверями, крышей и ветровым стеклом.
Внутри кабина почти во всем напоминает кабину легкового автомобиля: круглый руль, приборная панель перед водителем и рычаг КПП справа от него, отсеки для хранения мелочей, ремни безопасности. В более дорогих моделях на приборке может иметься и бортовой компьютер, и навигатор, и аудиосистема, а при закрытой кабине может иметься и обогрев.
В остальном комплектация и характеристики багги могут быть разными — потому что видов такой техники сейчас существует несколько:
Кроме частных лиц, багги часто используют и в государственных структурах (армия, МЧС), и в бизнесе (геологическая разведка, лесные и рыбные хозяйства).
Чем отличается багги от квадроцикла
Квадроцикл имеет мотоциклетную посадку, не имеет кабины, и по управляемости ближе к мотоциклам. Багги — имеет автомобильную посадку и кабину, и по управляемости ближе к легковым автомобилям.
Что касается самой формулировки: багги сейчас используется как синоним таких терминов, как UTV-квадроцикл или SSV-квадроцикл.
Багги: выбираем лучший
Снегоходы Стелс: стоит ли покупать?
Снегоходы Поларис – альтернатива BRP?
«Багги» — устаревший термин, которое применяют для квадроциклов с кабиной. Сейчас такую технику называют SSV (side-by-side vehicle) или UTV (utility task vehicle, но это менее распространенное и не всегда верное название).
Мы расскажем о том, чем багги отличаются от «обычных» квадроциклов с мотоциклетной посадкой, чем они лучше и как их правильно выбирать. А также приведем краткие обзоры самых лучших линеек, которые выпускаются сегодня.
Как появились багги
История багги началась в середине прошлого века: в пятидесятые в США умельцы-любители начали делать их своими руками. В качестве базы часто использовался легковой автомобиль VW Beetle, бывший самым массовым в истории.
Со старых «Жуков» (именно так переводится оригинальное название модели) снимали кузов, ставили его на облегченную раму, устанавливали более мощный двигатель (часто это был 6-цилиндровик от Chevrolet Corvair), новые подвеску и колеса. Beetle идеально подходил в качестве базы для внедорожника: его можно было легко найти, он был сравнительно дешевым, имел заднее расположение двигателя и не имел радиатора. Поэтому новый вид транспорта обрел и новое имя: багги — уменьшительное от «bug» (что тоже означает «жук»).
Мощные вездеходы с узнаваемым кузовом быстро стали популярны в США. Сначала на них проводили любительские соревнования, а позже появились и профессиональные дисциплины, и автошоу с их участием.
Сейчас само слово «багги» можно назвать устаревшим: такую технику давно поставили на серийное производство, и делают не на основе автомобилей, а с нуля. Однако оно все равно часто встречается, если речь идет о квадроциклах с кабиной.
Где и для чего применяют багги
На спортивных соревнованиях
Багги участвуют в гонках по трассам разной сложности (от ровной хорошей дороги до сложного бездорожья) и прыгают по трамплинам.
В качестве транспорта там, где нет дорог
На квадроциклах выполняют рабочие задачи геологи,госструктуры (военные, таможенники, спасатели, пожарные), сотрудники рыбных и лесных хозяйств. А еще на них рассекают рыбаки, охотники и туристы.
Для работы
У багги есть две «профессии»: перевозка грузов (для этого есть специальные модели с большим грузовым кузовом, и есть прицепы) или использование в сельском хозяйстве. Такую технику удобно применять там, где не нужны более крупные и мощные грузовики (на любых малых предприятиях), или где они просто не пройдут или не смогут развернуться. Поэтому квадроциклы часто применяют на строительстве и в сельском хозяйстве, как дополнение или даже полная замена тракторам или другой технике.
Для развлечения
Вообще для любительских поездок за адреналином чаще используют ATV-квадроциклы (без кабины и с мотоциклетной посадкой). Но и багги тоже отлично подходят для этих целей.
Чем багги лучше обычного квадроцикла (без кабины)
Выше безопасность
Даже если багги перевернется, вас будет защищать рама кабины и ремни безопасности. А еще рама очень выручает, когда ты едешь по лесу: в лицо не будут хлестать ветки, как при езде на ATV-квадроцикле.
Выше уровень комфорта
Кабину багги можно закрыть полностью: поставить крышу (на многих моделях Can-Am она уже идет в комплекте), двери (со стеклами или без), лобовое стекло. Так вам будут не страшны дождь-ветер-снег и летящая из-под колес грязь. А если поставить внутрь печку — то не страшны будут и морозы. В таких условиях намного приятнее путешествовать, особенно если вы собираетесь устроить дальний заезд.
Больше возможностей по установке аксессуаров
За счет того, что на багги просто больше места: и внутри кабины, и снаружи — на него можно установить больше креплений, ящиков, чехлов, кофров, канистр, инструментов и запасок.
Привычнее управлять
Даже если вы ездите на мотоцикле — садиться на квадроцикл поначалу будет непривычно (из-за четырех колес вместо двух). А вот сесть в кабину багги после легкового автомобиля — намного легче: обзор и принцип управления одинаковые. Это делает поездку и более комфортной, и более безопасной для начинающих.
Стабильнее устойчивость и управляемость
За счет того, что багги длиннее (в среднем 3-3.5 м против 2.1-2.5 м) и чуть шире (в среднем 150 см против 127 см), чем ATV-квадроциклы.
Можно взять больше груза
Многие багги — даже спортивные — имеют сзади кабины грузовой отсек. Есть даже специальные «грузовые» модели (например: Can-Am Traxter), у которых он выполнен в виде бортового откидного кузова, как у грузовика. Плюс возможности грузоперевозок расширяют отсеки внутри кабины, точки для крепления аксессуаров внутри и снаружи, и возможность взять прицеп. ATV-квадроциклы в этом плане гораздо хуже: у них обычно есть только пара небольших открытых платформ спереди и сзади (за редкими исключениями вроде Can-Am Outlander 6×6 с кузовом).
Есть модели на большее количество ездоков
Например, у Can-Am есть несколько моделей, в которых могут ездить от 3 до 6 человек. Тогда как ATV-квадроциклы способны перевозить не более двух (водитель + 1 пассажир).
Как выбрать багги
У нас есть два главных фактора, на которые надо ориентироваться.
Назначение
Выше мы уже писали, для каких целей могут применяться багги. Теперь расскажем, как выбирать модель под каждую из задач.
Перевозка грузов. Если грузы вам нужно перевозить часто и помногу, то выбирать стоит багги с кузовом, и побольше, или как минимум с фаркопом, чтобы можно было брать прицеп. Из требований — такие багги должны иметь как можно более мощный двигатель, особенно если ездить вы планируете по сложному бездорожью, и надежную трансмиссию с увеличенным передаточным соотношением, которая спокойно перенесет длительную езду на пониженной передаче.
Спорт. Для спортивных дисциплин существуют отдельные линейки багги. Их особенности — мощные двигатели (часто турбированные), обязательно регулируемая подвеска со спортивными амортизаторами и большим ходом, увеличенный клиренс, повышенная надежность всех узлов и отсутствие ненужных в спорте опций (например, большого кузова).
Использование в качестве транспорта. Выбор будет зависеть от того, какие именно маршруты вы собираетесь покорять. Чем сложнее бездорожье — тем мощнее нужен двигатель, и тем выше должен быть клиренс. От типа дорог надо выбирать разные шины (для грязи — одни, для камней, грунтовок и твердых глинистых дорог — другие) и разную комплектацию (например, для заездов по глубокой грязи или бродам очень желательно иметь шноркели и мощную электролебедку).
Использование для развлечения. Выбор зависит от того, что именно вы подразумеваете под развлечениями. Если это скоростные заезды с газом в пол, то смотреть стоит в сторону спортивных багги. Если это заезды по грязи — выбираем модель в грязевой комплектации. А в качестве «универсала» подойдет любая модель, кроме чисто рабочих.
Бюджет
Ниже мы приведем суммы, на которые стоит ориентироваться при выборе багги.
До 1 млн рублей : можно купить либо БУ-шный багги, либо самоделку, либо модель от какого-то малоизвестного бренда. Выбор будет небольшой, и характеристики техники тоже будут далеко не топовыми, поэтому в такой бюджет смогут вписаться только новички или те, кому достаточно простого транспорта.
От 1 до 2 млн рублей : можно выбирать среди багги от всемирно известных брендов, но в начальной категории и в простой комплектации, либо искать более навороченную технику, но с рук.
От 2 до 3 млн рублей : основной ценовой диапазон для багги от топовых брендов уровня Can-Am. В него попадают модели разных видов: от спортивных до рабочих, в том числе в лучших комплектациях. Для большинства покупателей стоит ориентироваться на эту категорию.
Свыше 3 млн рублей : ценник, начинающийся с цифры «3», можно увидеть на самой мощной технике в самой лучшей комплектации.
Обзор популярных линеек от BRP Can-Am
Traxter
Идеальный вариант для перевозки грузов: багги с трех- или шестиместной кабиной и большим кузовом сзади (размером от 180.3х138.4 см), с бортами и откидным механизмом, как у самосвала. Имеет общую грузоподъемность почти в 800 кг, что позволяет перевозить за один заезд больше, чем смогли бы почти все остальные квадроциклы из этой ценовой категории. Из этих 800 кг больше половины веса можно уместить в откидной кузов (так что можно перевозить и сыпучие материалы для строек или сельского хозяйства).
В линейку входят несколько моделей с 800-кубовыми или 976-кубовыми двигателями и мощностью 50, 72 или 82 л.с. Клиренс у большинства Traxter составляет 28 см, но есть и более «высокие» версии: у XT HD10 и Max DPS HD10 дорожный просвет 33 см, а у HD10 X MR — 38.1 см. Это позволяет уверенно проезжать не только сухие грунтовки, но и кочки, размытые дороги и броды.
Кабину Traxter можно полностью закрыть, докупив лобовое стекло и двери (съемная крыша уже есть у всех версий). А еще можно докупить аксессуары для кузова: например, нарастить борта или установить крепления для разных видов багажа.
Commander
Линейка, ворвавшаяся на рынок в 2010, и сразу потеснившая царивших тогда двух крупных конкурентов (Polaris с его RZR и Arctic Cat с его Prowler). Построена на базе надежного и проверенного тысячами километров бездорожья Outlander. В 2021 она включает всего две модели: двух- и четырехместную.
С точки зрения характеристик это абсолютно одинаковые квадроциклы. Они имеют литровый V-образный двигатель ровно в 100 «лошадей» (разгоняющий багги до 115 км/ч) с 38-литровым бензобаком, 33-сантиметровый клиренс, и подвески с ходом в 381 мм и регулируемыми спортивными амортизаторами 2.5 Fox QS3. В базовой комплектации уже идут полные двери, широкий бампер, широкие шины (254 мм) XPS Hammer Force и электролебедка. Крыши и стекол нет, но их можно докупить отдельно. Сзади кабины есть небольшой открытый кузов, а всего в Commander можно перевозить до 270 кг груза.
С точки зрения класса это чистейший утилитарник: он еще не настолько мощный и резкий, как спортивный Maverick, и по размерам он чуть крупнее (что позволяет свободнее чувствовать себя в кабине). Но по ощущениям он скорее заточен для получения адреналина, а не для спокойных грузоперевозок: мощный мотор, высокий просвет, широкие шины и длинноходовая регулируемая подвеска так и просят притопить, да посильнее. Покупать такую технику стоит тем, кому нужен надежный внедорожный транспорт, который можно использовать для разных задач: и багажа взять побольше, и просто доехать куда-то (даже если далеко), и покататься в свое удовольствие.
Maverick
Это самый быстрый и мощный спортивный SSV-квадроцикл среди серийно выпускаемых: он имеет турбированный двигатель мощностью 120 или 195 л.с. в зависимости от модели. По документам он способен разогнаться до 150 км/ч, причем «сотку» на спидометре вы можно увидеть уже через 4.4 секунды. И такая скорость достигается не на идеально ровном асфальте магистрали, а на грунтовых дорогах (на бездорожье, конечно, до 150 км/ч не разгонишься, но свист в ушах все равно можно услышать легко).
Maverick — это чистый спортсмен: и внешне, и внутри тут убрали все лишнее, дизайн смотрится просто, но агрессивно. Багги получился как бы приплюснутым для лучшей аэродинамики, но с огромным клиренсом (от 35.6 до 40.6 мм) и с широкой базой почти в 1.9 м для лучшей устойчивости на крутых поворотах. Несмотря на клиренс, который больше, чем почти у всех квадроциклов в мире, в кабине Maverick водитель и пассажир сидят низко: двери и капот подняты повыше для безопасности. Из этих же соображений этот багги имеет прочный каркас — он сделан из толстостенных труб из низколегированной стали, и по расчетам защищает сидящих внутри не только от боковых, но и от задних или фронтальных переворотов.
Соответствует спортивной направленности и подвеска: ее ход — фантастические 559 мм. Этого достаточно, чтобы не только не сбавлять скорости даже на больших кочках, но и прыгать по трамплинам. А еще это позволяет постоянно сохранять контакт с поверхностью: даже если одно колесо ухнет в глубокую яму, а другое наедет на булыжник — багги все равно будет стоять на всех четырех, не теряя устойчивости. У всех моделей подвеска регулируется, и имеются толстенные поперечные стабилизаторы.
Для кого эта линейка? Для спортсменов, любителей и профессионалов, а также для тех, кому нужно максимум адреналина от катания.
Maverick Sport
Казалось бы — какой может быть Sport, если предыдущая линейка уже спортивнее некуда?
Но если «чистый» Maverick проедет по любым маршрутам, то Maverick Sport предназначен только для подготовленных трасс с твердой поверхностью. Он идеален на камнях, грунтовках, лесных и полевых тропах.
Внешне и по размеру эти багги больше похожи на следующую линейку нашего из обзора (Maverick Trail), чем на «родительскую» Maverick: они компактнее, аккуратнее, с более ровными и резкими обводами. Разница в размерах в первую очередь замечается в ширине: она тут чуть больше (150 см), чем у Trail. Клиренс составляет от 30.5 см до 38.1 см (по сравнению с большинством квадроциклов это много). Ход подвески составляет 292 или 375 мм, что меньше, чем у Maverick. Это сделано по двум причинам:
Под капотом прячется 95- или 100-сильный двигатель, оснащенный QRS-вариатором с электронной защитой ремня и жидкостным охлаждением.
Maverick Trail
Мы привыкли, что для устойчивости багги делают широкими. Но большая ширина имеет и недостаток: квадроцикл становится менее проходимым в узких местах.
Именно для таких маршрутов в 2019 году начали производить Maverick Trail. Ширина корпуса этого багги всего 127 см — как у ATV-квадроцикла. Это особенно удачно для России, потому что наше бездорожье исчерчено узкими тропинками, по которым те же Maverick с их почти 1.9-метровой шириной просто не проедут (либо проедут, но одним колесом). Это же касается и поездок в лес, среди деревьев.
Итак, Maverick Trail — это вездеход, сплющенный с боков. Он имеет ту же раму, что и Maverick, тот же вариатор, похожую по устройству подвеску и толстый поперечный стабилизатор, только все это собрано более компактно.
В отличие от Maverick и Maverick Sport, у которых есть четырехместные модели, все Trail двухместные. Пространства внутри кабины хватает, чтобы вытянуть ноги даже высокому пассажиру. В ширину места тоже достаточно: водитель и пассажир могут касаться плечами, но сидеть комфортно даже на дальних поездках.
В дополнение к 75-сильному литровому двигателю у этой линейки имеется еще и 800-кубовый, мощностью в 51 л.с. Поскольку вес у модели чуть больше 600 кг, этого хватает, чтобы выдавать гоночную динамику, но при этом показывать более экономичный расход и надолго растягивать 38-литровый бензобак.
Пробежимся по прочим основным параметрам: клиренс — уже 25.4 см, ход подвесок — 254 и 267 мм, диаметр колес — 26 дюймов (против 28 или 30 у предыдущих линеек).
Несмотря на слово «Maverick» в названии, которое уже ассоциируется со спортом и максимальной скоростью, версия Trail больше подходит для спокойных поездок по делам, для развлечения и работы (например, объезда сельскохозяйственных угодий).
Какой багги лучше купить
Несмотря на огромный выбор багги (только ассортимент Can-Am насчитывает почти полсотни моделей), выбрать подходящую — несложно, поскольку такая техника делится на несколько категорий в зависимости от задач.
Для спорта, адреналина и скоростных рекордов идеально подойдет «обычный» Maverick. Для гонок по подготовленным трассам — Maverick Sport. Для сложной работы — Traxter или Maverick Trail (если надо не грузы возить, а просто ездить). А для туризма или универсальности — Commander.