Багровые реки о чем
Багровое болото: 15 лет триллеру «Багровые реки»
Фильму Матьё Кассовица «Багровые реки» повезло. Прошло уже 15 лет, а его до сих пор помнят. И помнят не только в среде прожжённых киноманов, но и в широком кругу неискушённых зрителей. Альпийские высоты и мрачный университет в предгорьях, евгеника «нацистского разлива» и монастырский мистицизм (смешать, но не взбалтывать), бравые, но всё время опаздывающие полицейские и распятый офтальмолог, который до этого сам стал «пациентом» глазной хирургии. Видимо, всё эти пряности пришлись многим по душе. А кто-то даже объявил эту солянку национальным французским блюдом.
Ч тобы не быть голословным, нужно разобраться, так ли страшен чёрт, как его малюют. Для начала определим самое важное здесь – жанр. В самых первых кадрах Кассовиц точен: река – один из лучших образов для жанра детектива. Тоннель сменяется дорогой серпантином, серпантин – рекой, река – горным водопадом. Герой в детективе это кормчий, который поднимается вверх по извилистому и опасному водотоку. И если Пьер Ньеман (Жан Рено) начинает своё движение с широкого устья – эффектного ритуального убийства, то Макс Керкерян (Венсан Кассель) с притока – вандализма на кладбище. В любом случае, когда-то они пересекутся и продолжат путь вместе – «от незнания к знанию, от тьмы к свету»… И тут можно вполне закончить индийскую мантру: «Мир телу, разуму, и духу», потому что истоком ужаса в этом фильме является старый престижный университет, уединенно расположенный близ самых высоких гор Франции.
С этого момента Матьё Кассовиц путём нехитрых сопоставлений начинает бодро строить среду, в которую попадут герои. Университет есть историческое продолжение монастыря – как сохранение и умножение знаний. От монастыря университет в Герно «унаследовал» также полную автономность и черты уклада – рассадка студентов, комнаты-кельи. Но, в отличие от монастыря, вера в бога заменена на фанатизм по «созданию биллов гейтсов», что в совокупности с географической изолированностью приводит к вырождению. Поскольку познания в генетике (а возможно и юриспруденции) в одном из лучших высших учебных заведенияй Франции подавляются глубокой элитарностью, такую проблему можно решить только беспощадным способом в духе Германии тридцатых годов, а именно – подменой больных детей, родившихся у сотрудников университета, здоровыми младенцами из близлежащей деревни. Окружив таким образом здание университета статуями и барельефами в стиле скульпторов Третьего рейха, Кассовиц отошёл и предложил войти туда героям фильма.
Проблема начинается с того, что режиссёр не собирается выдерживать фильм в жанре детектива – детектив здесь только как прелюдия. Основная часть сделана в жанре триллера. Персонаж в детективе – это герой, который приходит к истине сам. Персонаж триллера изначально тоже не располагает полнотой информации, но при этом он ведомый. Или, если пользоваться метафорой реки, триллер – это спуск по реке. И чем сильнее течение и суровее пороги в этом рафтинге, тем лучше. Смесь детектива с триллером вполне возможна, вот только такой фильм лучше делать в Германии или США, или вообще в любой другой стране, где сильно протестантство с его фатализмом. Самую главную протестантскую мораль прямо озвучивает злой близнец главной героини: «Невиновных нет!». А это малость не сочетается с классическим детективом, который вырос на основах либерализма, свободе выбора и разума как движущей силы.
Против играет и образный ряд фильма – ослепление жертв, потому что зрение, по сути, «греховно», а в совокупности с темой инцеста – это ещё и наказание судьбой Эдипа; специальность главной героини (изучение ледников) и вообще мотив горных вершин отсылает нас к фильмам Арнольда Фанка с Лени Рифеншталь; допельгангер, злой двойник – к Гофману или Стивенсону. Всё это вырастает из протестантской культуры.
Кассовицу нужно точно определить своих главных героев, и в этом он терпит фиаско. Он не делает Пьера Ньемана в своём абстрактном внешнем мире гением дедукции, наподобие Шерлока Холмса, Элькюра Пуаро или Вильгельма Баскервильского из «Имени Розы», хотя это самый простой способ, ведь ритуальное убийство – это послание, которое кто-то должен расшифровать. Он не делает героев заложниками рефлексии или фрустрации, как сделал бы Финчер в фильме «Семь» (герой Моргана Фримана тоже плывёт по течению, наблюдая из окна такси мир, разлагающийся на закате второго тысячелетия). Наконец, он не делает персонажей копами с огромным жизненным опытом за плечами, иначе их реалистичные образы превратили бы пафос и мрак – в пух и прах.
Честно говоря, на экране зритель видит пустышек. Пьера Ньемана нам преподносят как одного из самых «крутых» комиссаров полиции Франции, причем «крутость» его в сравнении с Максом Керкерьяном заключается, видимо, в том, что зелёный новичок, не имея ордера на обыск, грубо возится с отмычкой, в то время как Ньеман предпочитает элегантно выламывать двери ногой. Самая сложная умственная задача, разрешённая героем Рено, заключается в понимании того, что, раз уж все три жертвы работали в университете, – стало быть, нити ведут именно туда. А попытка сделать героя более «живым», добавив панический страх перед собаками, на сюжете никак не сказывается. И хотя его напарник воспринимается «живее» (может, потому, что Кассель более кинематографичен, чем Рено), обнаружить между ними различия почти не удаётся. Кассель с непонятным остервенением бросается на поиски вандалов, осквернивших свастикой склеп (причём он не помешан на законе – например, до этого он со спокойной совестью курил «косяк» в полицейской машине). Если Ньеман рукоприкладствует на публике прямо посреди библиотеки, то Макс с удовольствием завязывает драку с двумя скинхедами, а потом разбивает витрину и крадёт автомобиль. Всё потому, что Максу просто «не нравится фашизм», а Ньеману – ещё и евгеника. А ведёт их к разгадке одна интуиция.
В итоге получаем: хорошие мальчики победили плохих девочек, Пьер Ньеман будет чуточку теплее относиться к собакам, а зритель уяснит, что фашизм это плохо и евгеника тоже плохо, потому что ей занимались фашисты, и тому подобные банальности.
А багровая река на самом деле окажется болотом… Где-то далеко… Не здесь.
Багровые реки: Кто здесь больший маньяк?
Когда я смотрела фильм «Багровые реки» впервые, он показался мне на редкость оригинальным и интересным. Неудивительно, что я решила пересмотреть его спустя несколько лет. В этот раз мне все же чего–то не хватило, чтобы получить тот же набор эмоций. Возможно, как и любой современный зритель, я уже слишком пресыщена сюжетными линиями с подобной идеей.
« Счастлив тот, кто постиг тайную суть вещей » – надпись на фасаде университета для гениев. Вероятно, фраза принадлежит величайшему поэту древности – Вергилию.
Жуткое происшествие в мирном городке
Короткое описание фильма «Багровые реки» умещается буквально в несколько строк. Недалеко от закрытого студенческого городка, где учатся и проживают исключительные гении, обнаружено тело одного из студентов.
По всей вероятности перед смертью жертва подвергалась жестоким пыткам, о чем говорят шрамы и многочисленные раны на теле. Причем убийца явно старался сделать так, чтобы мужчина не умер раньше назначенного срока и сполна испытал все мучения.
К расследованию привлекается комиссар из столицы – известный своими заслугами Пьер Ньеманс. В это же время в соседнем городке происходит странное осквернение могилы, принадлежащей 10–летней девочке, которая погибла под колесами грузовика много лет назад.
Этим делом занимается молодой детектив Макс Керкерьян. Постепенно оба расследования сближаются, и в итоге оказывается, что они имеют непосредственное отношение друг к другу.
Идея сверхчеловека
Вообще–то для уже далекого 2000–го года фильм действительно достойный. Сама идея с ее многочисленными загадками для того времени была свежей и не избитой. Это уже после многочисленных бестселлеров типа «Кода да Винчи» кино с неожиданным концом уже перестало быть таковым.
В принципе, если хорошо подумать, то идея актуальна и сегодня. И я не могу сказать, что взращивание идеальной расы такое уж плохое дело. Ну, разве могут повредить современному обществу по–настоящему умные люди с повышенным интеллектом, отменным здоровьем и превосходной наследственностью. Неужели ни к этому стремиться человечество?
Другое дело, что нацистские методы сами по себе вызывают отвращение. Сделать гениев из одних, уничтожив при этом всех остальных – довольно сомнительная задача. Правда, даже обычная «селекция» не получилась. Хотя отчего–то мне кажется, что и здесь можно было найти выход. К примеру, набирать студентов со всего мира, а не воровать младенцев в соседнем городе.
Жизнь = месть?
Конечно, все это ужасно, но меня удивляет другой факт. Насколько человек может ненавидеть? Даже спустя годы, вместо того, чтобы попытаться наладить жизнь, строить в душе коварные планы с надеждой воплотить их еще через несколько лет. Наверное, именно о таких говорят, что они живут ради мести.
И, самое удивительное, чего я вообще не могу понять: зачем убийцы, особенно маньяки, оставляют всевозможные подсказки для полиции. Неужели, и вправду мечтают о славе? А может быть, где–то в глубине своего безжалостного сердца ждут заслуженного наказания? Скорее всего – второе. Но это уже вопросы кармы, а потому касаться здесь я их не буду.
Интересные подробности
В общем, несмотря на действительно интересный сюжет и неожиданный финал, фильм «Багровые реки» оставил некоторый осадок в душе. А вот сам комиссар и молодой детектив очень порадовали. И не только потому, что их воплотили известные актеры.
Например, меня ужасно порадовало то, что Пьер Ньеманс (по словам Макса – супер полицейский) до одури боится собак. Вероятно потому, что я отношусь к этим «друзьям» человека также. И вообще с виду он такой нескладный и совершенно не похож на серьезного сыщика. Тем не менее, он лезет на гору, спускается в ледяную пещеру и вообще готов на любые подвиги ради расследования.
На самом деле, если вы никогда не видели этой картины и хотели бы посмотреть фильм с непредсказуемым концом, то «Багровые реки» идеальный вариант. Быть может, вам удастся отыскать в нем еще более глубокий смысл?
Смысл фильма «Багровые реки»
«Багровые реки» — фильм с замысловатым сюжетом, в основе которого лежит расследование серии загадочных убийств. Одна за другой находятся жертвы, погибшие насильственной смертью от множества ножевых ранений. Жестокий убийца выкалывает глаза своим жертва и отрезает кисти рук. Он прижигает их раны для того, чтобы продлить мучения и оттянуть наступление смерти. Найти убийцу и раскрыть смысл чудовищных деяний берется парижский комиссар полиции Пьер Ньеман, которого сыграл Жан Рено.
Смысл фильма Багровые реки
Инспектор Ньеман оказывается в морге и собственными глазами видит изуродованное тело человека. И тут он замечает, что из закрытых глаз жертвы текут слезы. Оказалось, что это кислотная дождевая вода. Но такие дожди в той местности уже давно не идут. Чтобы взять образцы льда, он отправляется в горы вместе со студенткой Фанни, которая признана лучшим скалолазом. Он подозревает ее в убийстве, ведь она могла затащить труп на такую высоту. Внезапно они находят еще один труп. Им оказывается доктор Сертис, работавший в родильном отделении университета.
Параллельно с этим городке Сарзак происходит осквернение могилы 10-летней Джудит Эрро, погибшей в 1982 году. В результате страшной аварии от тела девочки почти ничего не осталось. Убитую горем мать нашли возле дочери, она держала в руках ее палец. По словам матери, Джудит заболела, поэтому им пришлось обратиться за медицинской помощью в место, где родилась Джудит. Но там на них напали «демоны». В попытке спастись дочь попала под машину.
Преступление расследует местный инспектор Макс Керкерьян. Зайти в склеп ему не позволил работник кладбища. Он сказал, что для этого нужно разрешение родителей. Но мать Джудит лишилась рассудка после трагедии и уже 18 лет живет в монастыре, приняв обет тьмы.
Офтальмолог Шернез рассказывает Ньеману, что у работников университета стали рождаться дети с отклонениями, поэтому в роддоме их подменивали на детей жителей деревни. Также он говорит, что кисти рук и глаза человека являются уникальными частями тела человека, и это может быть подсказкой в расследовании преступления.
Тем временем Керкерьян находит машину, которая была замечена на кладбище в момент осквернения могилы. Она принадлежит доктору Сертису. Чтобы разобраться в случившемся, Макс отправляется в квартиру доктора. Туда же направляется и Ньеман, но для того, чтобы осмотреть квартиру погибшего. Так оба преступления объединяются в одно.
Детективы находят в квартире доктора фото и документы Эрро, украденные из архива. Там же они обнаруживают множество бойцовских псов в клетках и гибрид собаки. Становится ясно, что доктор занимался экспериментами скрещивания. Сертиз также был лишен кистей, однако глаза у него были на месте. Позже узнается, что это стеклянные протезы. Они были точно такими же, какие видел Ньеман в кабинете офтальмолога Шернеза. Отправившись к нему, сыщики обнаружили доктора мертвым. Как и у остальных жертв у него были отрублены кисти и выколоты глаза.
Ньеман отправляет инспектора Керкерьяна на кладбище, чтобы он исследовал могилу Джудит Эрро. Макс выясняет, что могила девочки пуста, а в гробу лежит лишь ее фотография. В ней Ньеман узнает студентку Фанни.
Смысл финала Багровые реки
Детективы направляются к Фанни, но не застают ее дома. В подвале они находят кисти рук и глаза жертв. Фанни исчезла вместе с альпинистским снаряжением, поэтому сыщики отправляются на ее поиски в горы. Они находят девушку и держат ее на прицеле. Но появляется еще одна Фанни – сестра-близнец, которая и есть Джудит. Она показывает детективам свою руку, на которой нет одного пальца и говорит, что ее мать все предусмотрела.
Все это время девочке приходилось скрываться. В результате у нее нарушилась психика. Она стала убивать сотрудников университета, выкалывая им глаза и кисти рук и укладывая в позе эмбриона. То есть при рождении эти люди уже были лишены собственной личности, так как глаза и кисти являются уникальными частями тела. Она хотела, чтобы ее жертвы оказались в таком же положении, в каком оказалась она.
Багровые реки содержание/сюжет фильма читать онлайн
В снегу в горах найдено тело убитого человека с отрезанными руками и выколотыми глазами. Приехавший на расследование этого жуткого дела детектив сталкивается с такой запутанной историей, с которой далеко не каждый человек разберется.
Содержание/сюжет
Известный парижский детектив суперинтендант Пьер Ньеман приезжает в небольшой городок Гернон во Французских Альпах, с тем чтобы расследовать жестокое убийство. Высоко на склоне горы было тело найдено в позе эмбриона, без глаз и кистей рук. Ньеман узнаёт, что жертвой стал профессор и библиотекарь местного университета Реми Келюа, и обращается к местному офтальмологу доктору Шернезу с вопросом — почему были удалены глаза. Врач рассказывает, что изолированное расположение университета привело к большому количеству межродственных связей, что вызвало появление генетических заболеваний. Но в последнее время тенденция изменилась: жители деревни стали болеть больше, чем дети сотрудников. Шернез говорит Ньеману, что убийца оставил подсказку, удалив глаза и кисти — части тела, уникальные для каждого человека. Ньеман расспрашивает декана, а также изучает квартиру убитого, в которой он находит изображения атлетичного «сверхчеловека», и текст о генетических уродствах рядом с изображениями. Ассистент и сын декана Герберт переводит название работы убитого: «Мы хозяева. Мы рабы. Мы везде. Мы нигде. Мы управляем багровыми реками.»
Ньеман опрашивает Фанни Ферейра (Надя Фарес), студентку со специализацией по природным льдам, которая сразу стала подозреваемой, поскольку умеет лазать по горам и первой нашла тело. Несмотря на неприязнь к университету и высокомерной профессуре, она работает на университет, но приходит в негодование, когда Ньеман говорит что она скрывает доказательства с тем, чтобы защитить университет. Она говорит, что любой человек со снаряжением мог внести тело на скалу. Вскоре патологоанатом сообщает, что в глазницах жертвы найдена вода от кислотного дождя, но таких дождей в этих местах не было с 1970-х. Ньеман вместе с Фанни поднимаются на ледник для того, чтобы получить образцы льда и сравнить их с водой из глазниц жертвы. На леднике, по наитию, Ньеман углубляется в ледяную пещеру, где находит второе тело, замороженное во льду.
Керкерьян возвращается к осквернённому склепу в Сарзак, который оказывается пустым — внутри гроба удаётся найти лишь фото девочки. В это время Ньеман посещает Фанни в её доме. Он говорит, что хотя она достаточно физически сильна, чтобы совершить преступление, он не верит что она виновна. Когда Ньеман возвращается в университет, местный капитан полиции говорит ему, что прочитал работу Келюа, и она полна евгенических идей в нацистском стиле — предлагает достижение совершенства через воспитание вместе атлетично и умственно одарённых детей.
Керкерьян возвращается с фотографией Жюдит, в которой Ньеман узнаёт Фанни. Они вместе направляются на машине к её дому, но по пути их пытается выбросить с дороги большая машина с бронированными стёклами, за рулём оказывается сын ректора. Детективы начинают собирать кусочки головоломки вместе. Из-за изоляции университета возникли генетические отклонения, и доктора в университетской больнице пошли на обмен университетских младенцев на здоровых младенцев из деревни. По-видимому, Сертиз подменил Фанни на Жюдит, а Келюа организовал этот обмен, в соответствии с евгенической программой университета. В подвале дома Фанни детективы находят глаза и кисти рук первой жертвы, но сама Фанни куда-то пропала вместе с альпинистским снаряжением. Ньеман отдаёт приказ эвакуировать университет, а сам вместе с Керкерьяном поднимается в горы с тем, чтобы найти Фанни.
Багровые реки о чем
Параллельно в тех же краях проходит расследование осквернения могилы десятилетней девочки, погибшей двадцать лет тому назад. Этим занимается молодой полицейский по имени Макс Керкерьян (Венсан Кассель).
Несмотря на то, что поначалу, вроде, между этими преступлениями нет никакой связи, оказывается, что следы ведут Пьера и Макса в одну и ту же сторону, и в какой-то момент они начинают вести расследование вместе.
Кроме того выясняется, что в стенах этого учебного заведения творились вещи, которые трудно назвать этичными и нормальными. Похоже, что ректор, сосредоточив в своих руках очень большую власть, распорядился ею весьма своеобразно.
Всегда очень грустно, когда европейские кинематографисты начинают откровенно подражать американцам. Американских фильмов хватает и без европейцев. Их даже слишком много. Поэтому от европейцев обычно все как-то ждешь европейского кино.
У меня сложилось такое впечатление, что Кассовиц всеми этими излишне натуралистичными подробностями старался скрыть очень серьезные огрехи в сценарии. Чтобы, вероятно, зрители сами себя начали накручивать, бояться и на этом фоне нормально воспринять ту ерунду, которую навертели в картине.
Может быть, может быть. Тон некоторых рецензий был весьма доброжелательный, чему я сильно удивился. Потому что слабые места этого фильма торчат просто на поверхности. Причем я не хочу сказать, что это полный отстой и его ни в коем случае не надо смотреть. Примерно до середины картина смотрится вполне даже неплохо, а страсти нагнетаются довольно умело. Правда, с самого начала более-менее понятно, куда это все клонится, но смотреть более-менее интересно. Но примерно с середины, когда фильм стал безбожно затягиваться, а томительно приближающаяся развязка стала вырисовываться, стало понятно, что в конце фильма мы с котом Бубликом получим фигу с маслом.
Впрочем, первая половина фильма, как я уже сказал, смотрится вполне неплохо. Тем хуже смотрится вторая половина и финал, когда понимаешь, что тебя, в общем-то, обманули и что весь фильм тебе только зря запугивали. Из-за всего этого фильм оставляет на порядок хуже впечатление, чем ожидаешь после просмотра первой половины.