Багряница что это такое в библии
Багряница
Багряница
Багряница: одеяние (→ Пурпур); или кармин — ярко-красное красящее вещество, которое в древности добывали из тел и яиц кошенили (Coccus ilicis), мелкого жесткокрылого насекомого, обитающего на хермесовом дубе (Quercus ilicis). Наряду с пурпуром Б. [еврейское толаат шани (возможно, «блестящий червячок» или «красящий червячок»); греческое коккинос] обозначает в Библии цвет дорогостоящих тканей и одежд ( Откр 17:4 ; Откр 18:12.16 ).
В Библии Б. подразумевает не столько краситель, сколько окраш. им ткани. Ткани, окраш. Б. (червленая шерсть и др.), использовались прежде всего при устройстве святилища и изготовлении утвари для него ( Исх 25:4 ; Исх 26:1.31.36 ; Исх 36:8.35.37 ; Исх 38:18.23 ; Чис 4 и др.), одеяний священников ( Исх 28 и след., 8,15,33; Исх 39 и след.), а также при обряде очищения ( Лев 14:4.6 ; ср. Евр 9:19 ). Красное одеяние, надетое на Иисуса с целью Его осмеяния, в Мф 27 названо Б., а в Мк 15:17.20 и в Ин 19:2.5 — порфирой (в Синодальном переводе везде — «багряница»). Вероятно, здесь имелся в виду красный плащ римских воинов.
Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.
Почему Ирод облачил Иисуса в почетную униформу римских чиновников?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Есть в Евангелии места, которые трудно понять без дополнительных пояснений. Таков, например, финал рассказа о суде тетрарха Ирода над Иисусом: Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк 23:11-12).
О какой «светлой одежде» идет речь, и почему эта одежда на арестованном Иисусе вдруг подружила непримиримых прежде врагов?
Сегодня восприятие одежды как знака, указывающего на статус человека, ушло в нашей жизни на второй план. Да и не получится уже по тому, как одет человек определить, например, городской он житель или деревенский, замужняя ли перед тобой женщина или девушка. Тем не менее, даже в наши дни эта функция одежды в некоторых случаях сохранилась. Так, благодаря служебной форме, мы безошибочно узнаем в городской толчее полицейских или военных, а в монастыре легко можем отличить монахов от приехавших помолиться паломников.
В древнем мире одежда человека говорила о нем куда больше. Многократно упоминаемые в Евангелии фарисеи выделялись в толпе длинными кисточками, пришитыми по краю одежды и своеобразным головным убором – тфилин. Это была квадратная коробочка из кожи, на каждой из сторон которой были написаны цитаты из Библии. Тфилин носили на лбу, прикрепленным к ленте, надевавшейся на голову. Именно эти кисточки и коробочки упоминает Иисус, когда обличает фарисеев за лицемерное отношение к Закону Божьему. Правда, кисточки в русскоязычном переводе Евангелия тоже не совсем понятно названы воскрилиями одежд, а тфилин – хранилищами. Тем не менее, речь в этом месте идет именно о них: . все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. » (Мф 23:1-7).
Блудница перед Христом. Аскназий И. Л. 1879. Обратите внимание на одежду фарисея в красном.
Багряница, в которую Пилат велел одеть Иисуса перед тем, как отдать Его на поругание своим солдатам, тоже имела вполне определенное значение. Так называли верхнюю одежду царей – мантию пурпурного цвета. Правда, на Иисуса надели отнюдь не царскую багряницу, а всего лишь красный плащ римского воина. Но в сочетании с терновым венцом эта одежда стала издевательской пародией на облачение царя.
Для чего же Ирод велел облачить Иисуса в почетную униформу римских чиновников?
Читайте также:
Кто такой Понтий Пилат
На заставке: «Иисус облекается Иродом в белые одежды» (Дуччо, Маэста), фрагмент, 1308-1311
БАГРЯНИЦА
Смотреть что такое БАГРЯНИЦА в других словарях:
БАГРЯНИЦА
царское одеяние багряно-красного цвета.
БАГРЯНИЦА
багряница ж. Пурпурная мантия, надевавшаяся в торжественных случаях как символ верховной власти; порфира.
БАГРЯНИЦА
БАГРЯНИЦА
Багряница — царское одеяние багряно-красного цвета.
БАГРЯНИЦА
Багряница. Можно глубже вникнуть в Пушкинские приемы символического усложнения церковно-библейских образов и мифов, если раскрыть многообразие смыслов. смотреть
БАГРЯНИЦА
Á сущ; 45 иск см. _Приложение II(пурпуровая одежда древних царей)Утра лучИз-за усталых, бледных тучБлеснул над тихою столицейИ не нашел уже следовБеды. смотреть
БАГРЯНИЦА
БАГРЯНИ́ЦА, ы, ж.Слав.1.Торжественная багряная одежда царей и вельмож.Тогда Царь снять з себе Багряни́цу и Вѣнец, и облечеся в простое и худое одѣяние. смотреть
БАГРЯНИЦА
БАГРЯНИЦА
БАГРЯНИЦА
1) Орфографическая запись слова: багряница2) Ударение в слове: багрян`ица3) Деление слова на слоги (перенос слова): багряница4) Фонетическая транскрипц. смотреть
БАГРЯНИЦА
(рус. – красная одежда) – одежда, сшитая из ткани чистого ярко красного цвета, без огненного отлива и просини. Иногда багряницей называли и пряжу, и саму ткань такого же цвета. На Руси ярко красный цвет исстари ассоциировался с властью, торжественностью, величественностью, силой и красотой. В отличие от багрового цвета – цвета тревоги и беспокойства. Из тканей багряного цвета шили багряницы – княжеские, а затем царские плащи, накидки, порфиры. О багряном цвете есть упоминание в «Слове о полку Игореве». смотреть
БАГРЯНИЦА
сущ. пряжа, окрашенная багряной краской, т.е. пурпурного цвета; одежда такого же цвета, т.е. порфира. . смотреть
БАГРЯНИЦА
БАГРЯНИЦА
-ы, ж. В древности:одежда багряного цвета у представителей верховной власти.Лициний, зришь ли ты: на быстрой колеснице, Венчанный лаврами, в блестящей. смотреть
БАГРЯНИЦА
одежда багряного цвета, которую носили в древности на Руси представители верховной власти. Возлагалась на Государя во время богослужения по случаю к. смотреть
БАГРЯНИЦА
Рябина Рия Ринг Рин Рига Риа Рая Рация Ранг Рана Раия Раина Рага Рабин Раб Ниц Ниагар Нация Наци Наиб Нагиб Нагар Наб Ирга Иран Иня Ингра Инга Игра Грин Гриб Грация Грац Граница Гран Граб Гиря Гарин Гана Бриг Брага Бра Бия Биг Цанга Баян Барн Царан Барин Баран Циан Бар Цинга Яга Яна Багрия Ярина Арин Ариан Арба Араб Аня Анри Ангария Агния Агница Ага Ярица Аба Агар Аир Ангар Ария Багин Яранга Багряница Банг. смотреть
БАГРЯНИЦА
БАГРЯНИЦА
БАГРЯНИЦА
Ударение в слове: багрян`ицаУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: багрян`ица
БАГРЯНИЦА
БАГРЯНИЦА
— длинная одежда, окрашенная в тёмнокрасный, багровый цвет.Синонимы: мантия, одежда, порфира
Багряница
Содержание
В Библии
Поскольку ношение пурпурной багряницы в то время считалось привилегией лишь императора Рима, римские солдаты надевали на Иисуса солдатский плащ и терновый венец (вместо царского венца) в качестве «карикатуры», для того, чтобы поиздеваться над ним.
«Ecce Homo», Квентин Массейс, 1526. Христос в багрянице
«Ecce Homo», Михай Мункачи, 1896. На плечах Христа также багряница
Также багряница — яркокрасное красящее вещество, добываемое в древности из тел и яиц кошенили (Coccus ilicis), мелкого жесткокрылого насекомого, обитающего на хермесовом дубе (Quercus ilicis).
В литературе
Гряди краснейшая денницы,
Гряди и светлостью лица
И блеском чистой багряницы
Утешь печальные сердца.
Венчанный лаврами, в блестящей багрянице,
Спесиво развалясь, Ветулий молодой
В толпу народную летит по мостовой.
Стирает багряницей
Слезы бедный царь с ланит.
И этот же поэт в стихотворении «Императору Александру»:
. верным быть царем клянясь Творцу и нам,
Ты клал на страшный крест державную десницу
И плечи юные склонял под багряницу.
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Багряница» в других словарях:
Багряница — Багряница. Можно глубже вникнуть в Пушкинские приемы символического усложнения церковно библейских образов и мифов, если раскрыть многообразие смыслов, облекающих то или иное церковное выражение в языке Пушкина. Интересной иллюстрацией является… … История слов
Багряница — Багряница: одеяние (см. Пурпур); или кармин яркокрасное красящее вещество, к рое в древности добывали из тел и яиц кошенили (Coccus ilicis), мелкого жесткокрылого насекомого, обитающего на хермесовом дубе (Quercus ilicis). Наряду с см. Пурпур>ом… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Багряница — Багряница, см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
БАГРЯНИЦА — БАГРЯНИЦА, багряницы, жен. (поэт. устар.). Одежда багряного цвета (царей в древности как знак верховной власти). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
багряница — сущ., кол во синонимов: 3 • мантия (14) • одежда (297) • порфира (7) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Багряница — 1) Отк. 18:16 (греч. «коккинос»), также называется кармозия, (араб, кермес) ярко красная краска. Она высоко ценилась древними финикийцами и другими восточными народами, которые, повиднмому, употребляли ее для окраски шерсти, предпочитая… … Словарь библейских имен
Багряница — царское одеяние багряно красного цвета … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Багряница — ж. Пурпурная мантия, надевавшаяся в торжественных случаях как символ верховной власти; порфира. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
багряница — багряница, багряницы, багряницы, багряниц, багрянице, багряницам, багряницу, багряницы, багряницей, багряницею, багряницами, багрянице, багряницах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Багряница
Багряница. Можно глубже вникнуть в Пушкинские приемы символического усложнения церковно-библейских образов и мифов, если раскрыть многообразие смыслов, облекающих то или иное церковное выражение в языке Пушкина. Интересной иллюстрацией является образ багряницы в таких строках «Медного Всадника»:
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний все вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
Как понимать эту фразу: багряницей уже прикрыто было зло? Церковнославянское слово багряница, согласно «Словарю Академии Российской» (1806, ч. 1), имело два значения, из которых одно – «пряжа, багряною краскою окрашенная» – явно не подходит сюда (ср. Соколов П., Сл., 1, с. 35 и сл. 1847). Остается другое значение, к которому ведет и глагол прикрыть (багряницей): «Торжественная пурпурового или червленного цвета верхняя одежда владетельных особ, которая обыкновеннее называется греческим словом порфира» (79). Примером употребления этого слова могут быть такие стихи Ломоносова (из оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», 1748):
Гряди краснейшая денницы,
Гряди и светлостью лица
И блеском чистой багряницы
Утешь печальные сердца.
У Пушкина слово багряница встречается еще дважды – оба раза в значении «пурпурная одежда».
В стихотворении «Лицинию» (1815):
Венчанный лаврами, в блестящей багрянице,
Спесиво развалясь, Ветулий молодой
В толпу народную летит по мостовой.
В набросках о Клеопатре (1824):
И снова гордый глас возвысила царица:
Теперь забыты мой венец и багряница;
Простой наемницей на ложе восхожу.
Царь державною десницей
Мир царям всем подает,
И под светлой багряницей,
Меч в ножнах его уснет.
Ср. употребление этого слова у Жуковского в балладе «Ахилл»(1814):
Слезы бедный царь с ланит.
В стихотворении «Императору Александру»:
. верным быть царем клянясь Творцу и нам,
Ты клал на страшный крест державную десницу
И плечи юные склонял под багряницу.
Особенно интересно здесь же переносное значение слова багряница:
О, Русская земля! спасителем грядет
Твой царь к низринувшим царей твоих столицу!
Он распростер на них пощады багряницу.
В стихотворении «Царский сын и поселянка»:
Царь был чудо красотою
Под короной золотою,
С багряницей на плечах
Был он светел, как в лучах.
В стихотворении «На кончину. королевы Виртембергской» (1819):
Отторгнута от скипетра десница;
Развенчано величие чела;
На страшный гроб упала багряница.
У Батюшкова в «Умирающем Тассе»:
К чему раскинуты средь лавров и цветов
Бесценные ковры и багряницы?).
Общий смысл Пушкинского символа («багряницей уже прикрыто было зло») более или менее ясен. Он как будто сводится к тому, что парадным, пышным одеяньем было прикрыто зло, разрушенье наводненья. Но где искать ключа к уяснению этого образа багряницы? В одном направлении смысловые нити связывают этот образ с лучом утра, блеснувшим из-за усталых, бледных туч. Кажется, что багряница– это пурпур, багряная одежда утренней зари, приведшей город в прежний порядок (ср., например, такое понимание в статье Колобова Н. М. Природа в поэзии А. С. Пушкина // Пушкинист/ под ред. С. А. Венгерова, 1, 124; ср. также Пушкинские стихи: «Зари багряный луч»; «Зари багряной полоса объемлет ярко небеса». Другие примеры употребления слова багряный см.: Водарский В. Материалы для словаря Пушкинского прозаического языка // Филол. записки, 1903, 4–5). Понятно, что далее следуют картины привычной утренней жизни большого города. Такое понимание может опираться на параллель в стихотворении Н. М. Языкова «Тригорское»:
Бывало, в царственном покое
Великое светило дня,
За миловидною денницей,
Шаром восходит огневым
И небеса как багряницей
Окинет заревом своим.
Ср. у барона Розена в стихотворении «Песнь слепца» («Альциона» на 1831 г., с. 37):
Утром развевается ль заря.
Багряница горнего царя?
Ср. у Капниста в «Оде на всерадостное обручение Ал. Павл. и Ел. Алекс.» (1793):
Воздев блестящу багряницу,
Уже стыдливая заря
Ведет янтарну колесницу
Дней светоносного царя.
Правда, багряница тут облекает небеса, а не землю, как у Пушкина. Ущербность, односторонность этого «пейзажного» осмысления очевидна, хотя его возможность дана в олицетворении утреннего луча, не нашедшего уже следов беды вчерашней. Ведь багряница – символ величия, блеска, царской власти. Пышность этого символа несколько противоречит образу усталых, бледных туч (даже если осмыслить их связь как метафорическую антитезу), тем более, что блеснувший из-за них луч утра уже нашел зло прикрытым багряницей. И самый образ – прикрыть багряницей– не уясняется таким толкованьем.
Другой путь понимания ведет к представлению о багрянице как о символе власти, прикрывшей зло водворением прежнего порядка:
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд
Ср. у В. К. Кюхельбекера в стихотворении «Тень Рылеева»:
В ужасных тех стенах, где Иоанн,
В младенчестве лишенный багряницы,
Во мраке заточенья был заклан
Булатом ослепленного убийцы.
Но и в том и в другом случае образ багряницы, которой было прикрыто зло, проходя через церковно-библейскую символику, сталкивался с евангельским образом Христа, осужденного на распятие, когда воины претории, раздевши его, надели на него багряницу и издевались над ним ( Матф. XXVII, 27–31 ). Только в этой связи можно вполне понять смысл фразы прикрыть зло багряницей. И тогда носителем этой багряницы становится Петербург, который еще ранее назван «новою царицей».
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
По-видимому, за образом Петербурга символически стоит в «петербургской повести» Россия.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Нет необходимости продолжать анализ символики самого «Медного всадника». Ясно и без того, что церковно-библейские образы и мифы у Пушкина получали разнообразное стилистическое применение. К религиозно-символическим ветвям их прививались побеги новых смыслов, новых значений. Семантическая структура церковнославянизмов становилась многопланной, и экспрессия их окрашивалась в разные тона – в зависимости от той субъектной сферы, в которую вовлекался библейский символ.
(Виноградов. Язык Пушкина, с. 159–163).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»