Бакалавриат в школе что это
Бакалавриат в школе что это
Что такое программа IB (International Baccalaureate или Международного бакалавриат)? Словосочетание на слуху, но на деле остается много непонятного.
Это вместо обычной учебы или дополнительно? C какого класса? Куда потом идти с этим международным дипломом? Мы расскажем все, что надо знать о Международном бакалавриате, чтобы решить, нужно ли это вашему ребенку.
Учебные планы и система выпускных экзаменов в школах разных стран мира могут сильно отличаться. Это вынуждает многих школьников при выборе дальнейшего пути ограничиваться вузами своей страны. Чтобы исправить это, в 1968 году по инициативе Международной школы Женевы была создана Организация Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization).
Педагоги разработали универсальную школьную программу с учебным планом, общим для всех стран. Самые первые школьники сдали экзамены Дипломной программы IB в 1970 году. Тогда в программе участвовали всего 12 школ. Сейчас по этой программе учатся больше миллиона школьников из более чем 4 000 школ. Список российских школ, участвующих в программе.
Кому будет полезен диплом IB
Тому, кто хочет поступать в зарубежный вуз. Или тому, кто хочет в школе не только учиться, но и развиваться как личность (по международным стандартам!).
Обладатель диплома может рассчитывать на поступление без экзаменов в любой из вузов, участвующих в программе. А их очень много: диплом IB принимают около двух тысяч университетов в разных странах мира. В список входят Гарвард, Принстон, Оксфорд, Кембридж, Имперский колледж Лондона и Национальный университет Сингапура. В России выпускников Международного бакалавриата принимают МГУ имени Ломоносова и Плехановский университет. Остальные российские университеты не признают диплом IB и требуют обычный школьный аттестат и результаты ЕГЭ.
Это не значит, что, если ребёнок хочет поступать в российский вуз, Международный бакалавриат для него бесполезен. IB ценен не только дипломом: он учит самостоятельно учиться, анализировать информацию, развивает исследовательские навыки и укрепляет учебную мотивацию. Два ключевых навыка, которые получают школьники, — это критическое мышление и способность к самообразованию. В них воспитывают ответственность перед обществом и окружающей средой. К тому же преподавание ведётся на английском языке — а значит, к концу школы владение иностранным языком волей-неволей выйдет на очень хороший уровень.
Какие школы могут выдавать диплом IB
Право выдавать диплом международного образца имеют только школы, авторизованные по Дипломной программе Международного бакалавриата. Авторизации по программе начальной или средней школы для выдачи диплома недостаточно.
Чтобы авторизоваться, школа должна пройти комиссию Международного бакалавриата и доказать, что инфраструктура и уровень образования соответствуют стандартам организации. Учителя должны пройти повышение квалификации по программам IB.
В Москве 27 школ авторизованы по одной или нескольким программам Международного бакалавриата. С 2012 года московский департамент образования запустил проект «Москва: международная школа качества» для поддержки таких школ.
3 ступени Международного бакалавриата
Международный бакалавриат не заменяет основную программу российских школ. ЕГЭ никто не отменял, к тому же большинство российских вузов не принимают диплом IB в качестве аттестата. Поэтому школьники, которые хотят получить международный сертификат об окончании школы, должны пройти программу IB в дополнение к основной школьной программе.
Чтобы получить диплом, достаточно пройти двухлетнюю Дипломную программу IB для старшей школы. Но начать готовиться к обучению по международным стандартам можно и раньше: организация IB разработала трёхступенчатую программу, приступать к которой можно уже с трёх лет.
1. Начальная школа (The IB Primary Years Programme)
Программа разработана для детей от трёх до 12 лет. Авторы считают, что в это время самое важное в обучении — целостное развитие ребёнка как исследователя. На занятиях школьники ищут ответы на мировоззренческие вопросы в рамках шести межпредметных тем: «Кто мы», «Где мы во времени и пространстве», «Способы самовыражения», «Как устроен мир», «Как мы организуем себя», «Планета — наш общий дом».
2. Средняя школа (The IB Middle Years Programme)
Это пятилетний курс, рассчитанный на учеников в возрасте 11-16 лет. В некоторых школах он может быть сокращён до двух-трёх лет. Программа MYP IB состоит из восьми предметных групп: «Овладение языками» (студенты учат минимум два), «Язык и литература», «Личность и общество», «Науки», «Математика», «Искусство», «Физическое развитие» и «Здоровье и дизайн». За время учёбы студенты работают над двумя проектами. Первый — общественный, который должен помочь им научиться заботиться об улучшении жизни других людей и об окружающей среде. Его можно делать и в группах, и в одиночку. Второй проект — индивидуальный. Он проверяет способность к самостоятельной творческой работе.
3. Дипломная программа (IB Diploma Programme)
Двухлетний предуниверситетский курс обучения для старшеклассников 16-19 лет можно пройти в 10-11 классах одновременно с подготовкой к ЕГЭ или уже после получения аттестата. Успешно освоившие программу выпускники получают диплом IB. За два года каждый студент изучает шесть предметов на английском языке и проводит самостоятельное исследование по одному из них.
Предметы для изучения студенты выбирают сами — по одному из шести групп:
1. Иностранный язык. Можно продолжить изучать английский или начать учить с нуля новый язык — современный или классический (латынь, древнегреческий).
2. Родной язык и литература. На выбор предлагают изучать литературу в чистом виде, литературу и язык или литературу и театр.
3. Личность и общество. В этой группе большой выбор из гуманитарных и социальных наук. Можно изучать экономику, историю, философию, психологию, антропологию, бизнес и менеджмент, мировые религии, политологию и экологию.
4. Экспериментальные науки. Здесь не только науки в классическом понимании, такие как химия, биология, физика и информатика, но и дизайн, «спорт, фитнес и здоровье» и экология.
5. Математика. Математика разной степени сложности, математические исследования и углублённое изучение математики.
6. Искусства. В эту группу входят музыка, танец, театр, изобразительное искусство и кино. Предметы этой группы необязательные: вместо них можно выбрать шестым предметом ещё одну дисциплину любой из групп.
Некоторые из предметов междисциплинарные: например, экологию можно выбрать в качестве предмета третьей или четвёртой группы.
Предметы можно изучать на высшем или стандартном уровне. Они отличаются количеством часов, степенью углублённости и сложностью экзаменов. Студенты должны выбрать минимум три предмета на высшем уровне. Авторы программы рекомендуют брать те предметы, которые связаны с выбранной специальностью в университете.
Помимо шести предметов по выбору в программе есть два обязательных межпредметных элемента — это курс «Теория познания» и внеучебная программа CAS (Creativity, Action, Service — творчество, активность, служение).
В основу CAS легла теория немецкого педагога Курта Хана, который считал, что студентов нужно готовить к самостоятельной жизни по четырём аспектам: физическое развитие, готовность к вызовам и риску, самодисциплина и развитие чувства сострадания. Для этого студенты участвуют в культурных проектах (творчество), ходят в походы и соревнуются в спортивных играх (активность) и участвуют в общественно полезной работе (служение).
Занятия курса «Теория познания» проходят в форме дискуссии. Студенты обсуждают, как формируются и распространяются знания и учатся критически мыслить.
После двух лет обучения по Дипломной программе студенты сдают письменные экзамены по всем предметам и пишут итоговое эссе (Extended Essay) — научную работу по одному из предметов объёмом 4 000 слов. Оценка по каждому предмету складывается из двух — внутренней и внешней. Каждую экзаменационную работу сперва проверяет школьный преподаватель, а затем она отправляется на проверку авторизованным экзаменаторам IB. Оценки выставляют по семибалльной шкале. Чтобы получить сертификат об окончании IB, нужно набрать не меньше 24 баллов в сумме по шести предметам.
Профессионально-ориентированная программа (The IB Career-related Programme)
Это новая программа Организации Международного бакалавриата, её запустили только в 2012 году. Она создана для учеников 16-19 лет, которые хотят получить профессиональное образование уже в старших классах школы, в качестве альтернативы Дипломной программе (то есть выбрать обе сразу не получится).
Участники программы выбирают два курса по предметам, связанным с их будущей профессией, из предметных групп Дипломной программы. Остальные предметы больше ориентированы на практику. Курс овладения личными и профессиональными навыками учит брать ответственность на себя и решать практические проблемы, а обучение общественной деятельности — применять свои навыки с пользой для других. Помимо этого, школьники изучают иностранный язык и делают аналитический проект — письменную работу, которая посвящена этической дилемме, связанной с проблематикой их будущей профессии.
Диплом профессиональной программы IB говорит о готовности выпускника продолжить обучение в вузе, поступить на стажировку в компанию или начать работу по специальности.
Автор статьи: Татьяна Шатровская — Редактор спецпроектов «Мела»
Международный бакалавриат в школе: что, зачем и для кого
Каждую субботу «Мел» выпускает рейтинги московских школ, куда регулярно попадают школы с программой Международного бакалавриата. Словосочетание вроде бы на слуху, но на деле остаётся много непонятного. Это вместо обычной учёбы или дополнительно? C какого класса? Куда потом идти с этим международным дипломом? «Мел» рассказывает всё, что надо знать о Международном бакалавриате, чтобы решить, нужно ли это вашему ребёнку.
Учебные планы и система выпускных экзаменов в школах разных стран мира могут сильно отличаться. Это вынуждает многих школьников при выборе дальнейшего пути ограничиваться вузами своей страны. Чтобы исправить это, в 1968 году по инициативе Международной школы Женевы была создана Организация Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization).
Педагоги разработали универсальную школьную программу с учебным планом, общим для всех стран. Самые первые школьники сдали экзамены Дипломной программы IB в 1970 году. Тогда в программе участвовали всего 12 школ. Сейчас по этой программе учатся больше миллиона школьников из более чем 4 000 школ.
Кому будет полезен диплом IB
Тому, кто хочет поступать в зарубежный вуз. Или тому, кто хочет в школе не только учиться, но и развиваться как личность (по международным стандартам!).
Обладатель диплома может рассчитывать на поступление без экзаменов в любой из вузов, участвующих в программе. А их очень много: диплом IB принимают около двух тысяч университетов в разных странах мира. В список входят Гарвард, Принстон, Оксфорд, Кембридж, Имперский колледж Лондона и Национальный университет Сингапура. В России выпускников Международного бакалавриата принимают МГУ имени Ломоносова и Плехановский университет. Остальные российские университеты не признают диплом IB и требуют обычный школьный аттестат и результаты ЕГЭ.
Это не значит, что, если ребёнок хочет поступать в российский вуз, Международный бакалавриат для него бесполезен. IB ценен не только дипломом: он учит самостоятельно учиться, анализировать информацию, развивает исследовательские навыки и укрепляет учебную мотивацию. Два ключевых навыка, которые получают школьники, — это критическое мышление и способность к самообразованию. В них воспитывают ответственность перед обществом и окружающей средой. К тому же преподавание ведётся на английском языке — а значит, к концу школы владение иностранным языком волей-неволей выйдет на очень хороший уровень.
Какие школы могут выдавать диплом IB
Право выдавать диплом международного образца имеют только школы, авторизованные по Дипломной программе Международного бакалавриата. Авторизации по программе начальной или средней школы для выдачи диплома недостаточно.
Чтобы авторизоваться, школа должна пройти комиссию Международного бакалавриата и доказать, что инфраструктура и уровень образования соответствуют стандартам организации. Учителя должны пройти повышение квалификации по программам IB.
В Москве 27 школ авторизованы по одной или нескольким программам Международного бакалавриата. С 2012 года московский департамент образования запустил проект «Москва: международная школа качества» для поддержки таких школ.
3 ступени Международного бакалавриата
Международный бакалавриат не заменяет основную программу российских школ. ЕГЭ никто не отменял, к тому же большинство российских вузов не принимают диплом IB в качестве аттестата. Поэтому школьники, которые хотят получить международный сертификат об окончании школы, должны пройти программу IB в дополнение к основной школьной программе.
Чтобы получить диплом, достаточно пройти двухлетнюю Дипломную программу IB для старшей школы. Но начать готовиться к обучению по международным стандартам можно и раньше: организация IB разработала трёхступенчатую программу, приступать к которой можно уже с трёх лет.
1. Начальная школа (The IB Primary Years Programme)
Программа разработана для детей от трёх до 12 лет. Авторы считают, что в это время самое важное в обучении — целостное развитие ребёнка как исследователя. На занятиях школьники ищут ответы на мировоззренческие вопросы в рамках шести межпредметных тем: «Кто мы», «Где мы во времени и пространстве», «Способы самовыражения», «Как устроен мир», «Как мы организуем себя», «Планета — наш общий дом».
2. Средняя школа (The IB Middle Years Programme)
Это пятилетний курс, рассчитанный на учеников в возрасте 11-16 лет. В некоторых школах он может быть сокращён до двух-трёх лет. Программа MYP IB состоит из восьми предметных групп: «Овладение языками» (студенты учат минимум два), «Язык и литература», «Личность и общество», «Науки», «Математика», «Искусство», «Физическое развитие» и «Здоровье и дизайн». За время учёбы студенты работают над двумя проектами. Первый — общественный, который должен помочь им научиться заботиться об улучшении жизни других людей и об окружающей среде. Его можно делать и в группах, и в одиночку. Второй проект — индивидуальный. Он проверяет способность к самостоятельной творческой работе.
3. Дипломная программа (IB Diploma Programme)
Двухлетний предуниверситетский курс обучения для старшеклассников 16-19 лет можно пройти в 10-11 классах одновременно с подготовкой к ЕГЭ или уже после получения аттестата. Успешно освоившие программу выпускники получают диплом IB. За два года каждый студент изучает шесть предметов на английском языке и проводит самостоятельное исследование по одному из них.
Предметы для изучения студенты выбирают сами — по одному из шести групп:
1. Иностранный язык. Можно продолжить изучать английский или начать учить с нуля новый язык — современный или классический (латынь, древнегреческий).
2. Родной язык и литература. На выбор предлагают изучать литературу в чистом виде, литературу и язык или литературу и театр.
3. Личность и общество. В этой группе большой выбор из гуманитарных и социальных наук. Можно изучать экономику, историю, философию, психологию, антропологию, бизнес и менеджмент, мировые религии, политологию и экологию.
4. Экспериментальные науки. Здесь не только науки в классическом понимании, такие как химия, биология, физика и информатика, но и дизайн, «спорт, фитнес и здоровье» и экология.
5. Математика. Математика разной степени сложности, математические исследования и углублённое изучение математики.
6. Искусства. В эту группу входят музыка, танец, театр, изобразительное искусство и кино. Предметы этой группы необязательные: вместо них можно выбрать шестым предметом ещё одну дисциплину любой из групп.
Некоторые из предметов междисциплинарные: например, экологию можно выбрать в качестве предмета третьей или четвёртой группы.
Предметы можно изучать на высшем или стандартном уровне. Они отличаются количеством часов, степенью углублённости и сложностью экзаменов. Студенты должны выбрать минимум три предмета на высшем уровне. Авторы программы рекомендуют брать те предметы, которые связаны с выбранной специальностью в университете.
Помимо шести предметов по выбору в программе есть два обязательных межпредметных элемента — это курс «Теория познания» и внеучебная программа CAS (Creativity, Action, Service — творчество, активность, служение).
В основу CAS легла теория немецкого педагога Курта Хана, который считал, что студентов нужно готовить к самостоятельной жизни по четырём аспектам: физическое развитие, готовность к вызовам и риску, самодисциплина и развитие чувства сострадания. Для этого студенты участвуют в культурных проектах (творчество), ходят в походы и соревнуются в спортивных играх (активность) и участвуют в общественно полезной работе (служение).
Занятия курса «Теория познания» проходят в форме дискуссии. Студенты обсуждают, как формируются и распространяются знания и учатся критически мыслить.
После двух лет обучения по Дипломной программе студенты сдают письменные экзамены по всем предметам и пишут итоговое эссе (Extended Essay) — научную работу по одному из предметов объёмом 4 000 слов. Оценка по каждому предмету складывается из двух — внутренней и внешней. Каждую экзаменационную работу сперва проверяет школьный преподаватель, а затем она отправляется на проверку авторизованным экзаменаторам IB. Оценки выставляют по семибалльной шкале. Чтобы получить сертификат об окончании IB, нужно набрать не меньше 24 баллов в сумме по шести предметам.
Профессионально-ориентированная программа (The IB Career-related Programme)
Это новая программа Организации Международного бакалавриата, её запустили только в 2012 году. Она создана для учеников 16-19 лет, которые хотят получить профессиональное образование уже в старших классах школы, в качестве альтернативы Дипломной программе (то есть выбрать обе сразу не получится).
Участники программы выбирают два курса по предметам, связанным с их будущей профессией, из предметных групп Дипломной программы. Остальные предметы больше ориентированы на практику. Курс овладения личными и профессиональными навыками учит брать ответственность на себя и решать практические проблемы, а обучение общественной деятельности — применять свои навыки с пользой для других. Помимо этого, школьники изучают иностранный язык и делают аналитический проект — письменную работу, которая посвящена этической дилемме, связанной с проблематикой их будущей профессии.
Диплом профессиональной программы IB говорит о готовности выпускника продолжить обучение в вузе, поступить на стажировку в компанию или начать работу по специальности.
Бакалавриат в школе что это
Многие родители, которые слышали об IB, ошибочно считают, что это англоязычная программа для международных школ. Действительно, Международный бакалавриат очень распространен в интернациональных школах по всему миру. Однако учиться по системе IB с 1 по 9 классы можно и на русском языке, по программе, соответствующей российским ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), и только дипломная программа старших классов (IB DP) предполагает обучение на английском, французском или испанском языке.
Рассказываем, что такое Международный бакалавриат, как он устроен и какие российские школы аккредитованы на преподавание по системе IB.
На сегодняшний день 50 российских школ (в их числе не только частные, но и государственные) предлагают альтернативу традиционной российской программе – обучение по системе Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB).
Многие родители, которые слышали об IB, ошибочно считают, что это англоязычная программа для международных школ. Действительно, Международный бакалавриат очень распространен в интернациональных школах по всему миру. Однако учиться по системе IB с 1 по 9 классы можно и на русском языке, по программе, соответствующей российским ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), только дипломная программа старших классов (IB DP) предполагает обучение на английском языке.
Рассказываем, что такое Международный бакалавриат, как он устроен и какие российские школы аккредитованы на преподавание по системе IB.
Что такое IB?
Международный бакалавриат появился в Швейцарии в середине ХХ века, но у него нет «национальности»: с самого начала система задумывалась как универсальная рамка, объединяющая школы разных стран. В основе — принцип «глокальности» (составное от слов «глобальность» и «локальность»), утверждающий важность понимания и сохранения культуры и истории своей страны, любви к Родине и одновременно понимания общности всего человечества, уважения к другим культурам.
Обучаясь в российской школе по программе IB, ребенок может изучать предметы в соответствии с ФГОС, при этом большое внимание будет уделяться исследовательской деятельности, формированию критического мышления и гибких навыков, умению работать с источниками информации, развитию не только академических, но и творческих способностей.
Ценности
В основе IB лежит убеждение, что развитие личности не менее важно, чем предметные знания. Международный бакалавриат ставит своей целью воспитать людей с интернациональным мышлением, стремящихся сделать мир лучше и безопаснее, открытых новым идеям, толерантных, с широким кругозором, думающих и творческих.
Диплом
Чтобы получить диплом IB, школьник должен отучиться не менее двух лет по программе старших классов IB DP и сдать выпускные экзамены по 6 предметам на выбор.
Диплом IB высоко ценится во всем мире, что заметно упрощает поступление в зарубежные вузы, независимо от их рейтинга и расположения. Так, исследование британского статистического агентства HESA (Higher Education Statistics Agency) показало, что для выпускников IB вероятность зачисления в топ-20 университетов Великобритании на 57% выше, чем для выпускников британской системы (A-Level).
Язык
В международных IB-школах, как правило, преподавание ведется на английском языке. В национальных — часть предметов изучается на родном языке, а часть на иностранном. В российских школах обучение с 1 по 9 классы проходит преимущественно на русском, а с 10 по 11 классы — на английском языке.
Обладатели диплома IB освобождаются от необходимости сдавать языковые тесты при поступлении в вузы Великобритании, США, Канады и многих других стран, независимо от того, в какой школе — российской или международной — проходило обучение.
Как устроены программы IB Международного Бакалавриата?
— литература и родной язык,
— иностранный язык,
— человек и общество,
— науки,
— математика,
— искусства.
Каждый студент выбирает 6 предметов: 3 на продвинутом уровне и 3 на базовом. В течение двух лет обучения по каждому из этих предметов необходимо провести исследовательские работы и сдать экзамены. Обучение по программе во всех странах идет на английском языке.
Предметные курсы и экзаменационные требования оставляют учителю пространство для маневра и творчества. Например, по литературе нет единого списка книг, но есть требования: 13 текстов, среди которых должны быть 3 разные литературные формы, 3 исторических периода, 4 страны или региона как минимум с двух континентов. Таким образом, в российской школе учитель может выбрать, например, «Войну и мир», «Щегла», «Евгения Онегина» и «Прощай, оружие», а в китайской или американской школе перечень будет другим. В выборе литературных произведений могут принимать участие и сами студенты. Главная цель программы – научить анализировать тексты и создавать свои. На экзамене будут проверяться именно эти умения, а пройденные тексты должны использоваться как пример. Курс по истории тоже составляется учителем из большого набора общих тем, концепций и с учетом требований по количеству стран, эпох и событий. Акцент делается на разнообразии точек зрения на исторические события (perspectives) и работе с историческими источниками, а не на заучивании фактов и дат (они важны, но имеют скорее практическое значение для выстраивания аргументации). Цель — научиться видеть события через разные призмы и контексты, понимать, как устроен мир. В блоке предметов естественных наук (science) курс задан жестче, но и там заложен выбор — есть обязательный блок, есть опциональный. Математика простора для интерпретаций почти не дает, но однако делится на два направления: прикладная и аналитическая, и студенты могут выбрать свой путь обучения.
Еще одна особенность дипломной программы IB — наличие трех обязательных курсов: развернутое эссе, теория познания и CAS (creativity — творчество, activity — деятельность, service — общество). Развернутое эссе — практика по написанию исследовательского текста, которая пригодится студентам в университете. «Теория познания» (TOK) учит студентов размышлять о последствиях, культурных сдвигах и глобальных проблемах, развивает критическое мышление и выстраивает межпредметные связи. CAS — третий ключевой компонент, уникальный для IB. В рамках данного курса студенты занимаются искусством для развития творческого мышления и спортом для и поддержания здорового образа жизни, вовлекаются в общественную деятельность, волонтерство, чтобы осознать важность и неприкосновенность прав, свобод и ценностей других людей.
Middle Years Programme — MYP (5-9 классы)
Предметное содержание программы MYP школа выбирает в соответствии с национальным законодательством. В нашей стране оно должно соответствовать российскому федеральному образовательному государственному стандарту (ФГОС).
Логика и приоритеты в обучении тут те же: в биологии, химии и физике важно проверять гипотезы через эксперименты и опыты, работать с данными, понимать механизмы природных закономерностей и устройство процессов современного научного познания. Также необходимо уметь выбирать и проверять источники информации, работать в команде, критически мыслить, анализировать и создавать тексты, заниматься творчеством, заботиться о себе и окружающем мире. Все эти навыки – междисциплинарные, им тоже нужно специально учиться, практиковать, осознавать и использовать в нужной ситуации.
Primary Years Programme — PYP (начальная школа)
Программа начальной ступени Международного бакалавриата (IB PYP) рассчитана на дошкольный возраст и начальную школу (3-12 лет). Как и MYP, PYP является структурой, в которую могут быть интегрированы местные требования к образовательной программе.
В основе PYP лежит исследовательский подход, который поддерживает детское любопытство, направляя его в русло осмысленного процесса получения знаний. У программы трансдисциплинарная структура, т.е. нет строгого разделения между дисциплинами, а каждая тема рассматривается под разными углами зрения. В основе PYP шесть тем:
Реализация программ Международного бакалавриата сильно зависит от особенностей школы, ее философии и установок, руководства, структуры, личного восприятия и отношения педагогов, а также местных требований и государственных образовательных систем. Даже в рамках одной страны и единых образовательных стандартов, школы имеют возможность выстраивать свои уникальные траектории.
IB-школы в России (2020/2021)
Процесс получения аккредитации IB обычно занимает не менее 2 лет: нужно подать заявку и получить статус кандидата, пройти необходимые проверки и подтвердить соответствие всем требованиям IBO, при этом каждая программа (MYP, PYP или DP) аккредитуется отдельно. Далеко не каждой школе удается успешно пройти этот путь до конца.