Бакарди что это такое
Ром Бакарди
Ром Бакарди (Bacardi) – это напиток, быстро покоривший сердца гурманов и не только. Многие великие люди по достоинству оценили этот напиток, к примеру Эрнест Хемингуэй, у которого с брендом Bacardi были особые отношения.
Что такое Бакарди
Бакарди — это компания, которая производит алкогольные напитки. Благодаря высокому качеству данная марка долгие годы занимает лидирующие позиции во всем мире.
Характеристика рома
Компания производитель — «Bacardi Limited».
Место основания — Куба.
Страны, где производится:
Предназначение. Ром в начале был напитком резким и очень крепким, его пили только моряки и рабочие люди. А Факундо Бакарди придумал как сделать его более «цивилизованным» для благородных людей.
Цвет: Цвет разнообразный от прозрачного, белого до янтарного и черного. Каждый вид имеет собственный оттенок.
Вкус — все виды имеют мягкий вкус, в некоторых присутствуют фруктовые нотки.
Ароматные качества. Преобладают фруктовые ароматы, но также встречаются виды с нотками дуба, специй, карамели.
Послевкусие. У напитков Бакарди практически отсутствует шлейф после дегустации. Некоторые сорта могут оставить ненавязчивое фруктовое послевкусие.
Подача. Алкоголь подают как аперитив либо в конце трапезы в фужерах «тюльпан». Иногда добавляют лед или кружочки апельсина, посыпанные корицей.
Температура подачи — в большинстве случаев алкоголь подают охлажденным или комнатной температуры.
Чем закусывать. Некоторые гурманы предпочитают к рому кофе или сигару. Это помогает напитку лучше раскрыть свои вкусовые качества. Также закусывают морепродуктами, мясом, хорошо подходят фрукты, сыр, шоколад.
Чем запивают. Многие запивают фруктовым соком, Сolа или содовой.
Как выглядит оригинальная бутылка:
Градус колеблется в диапазоне от 35 до 75,5 градусов.
Выдержка до 8 лет.
Объем бутылки варьируется от 0,375 до 1 литра.
История Бакарди
Компания основана в 1862 году на Кубе эмигрантом из Испании Факундо Бакари. В начале у него с братом были свои магазины, но поле землетрясения пришлось начинать все заново. Факундо объединился с компаньоном Хосе Леоном Бутелльером, и они начали работу. Понадобилось десять лет на разработку новой технологии фирменного мягкого рома. В 1862 году большой спрос на их продукцию привел к открытию компании «Бакарди, Бутелльер и Компания». Теперь они смогли стать достойными конкурентами среди производителей алкогольных напитков. Именно Бакарди выпустил первый в мире ром светлого цвета.
Спустя пятнадцать лет Факудо предал производство старшему сыну Эмилио. Заводы Бакарди стали появляться в Мексике, США, Бразилии. Компания знала и взлеты, и падания, но и сегодня марка Бакарди считается одним из эталонов качества в этой индустрии.
Виды Бакарди
Ниже мы рассмотрим самые распространенные виды рома Бакарди.
Bacardi Gran Reserva
Алкоголь темного насыщенного оттенка. Содержание спирта 35%. В букете смешаны пряные и цитрусовые нотки. Вкусовые ощущения после дегустации насыщенные и задерживаются на долго.
Выдерживается в обожженных внутри дубовых бочках на протяжении 8 лет. Употребляется в конце трапезы и не разбавляется.
Bacardi Gold
Напиток имеет золотистый цвет. Содержание спирта 40%. Букет сложный и богатый, это оттенки фруктов и пряностей. Шлейф привкуса приятный и недолгий.
Выдерживают напиток два года. Рекомендуется пить в разведенном виде.
Bacardi Superior
Светлый ром с содержанием спирта 44,5%. Обладает выраженным фруктовым вкусом. Срок выдержки держится в тайне. Применяют для изготовления коктейлей.
Bacardi Oakheart
Темный алкоголь, имеющий 35 градусов крепости. Обладает сложным букетом. Послевкусие не остается.
Вызревание на протяжении 8 лет в дубовой бочке говорит о высоком качестве напитка.
Пьют чаще не разбавленным.
Bacardi Anejo Cuatro
Имеет красивый золотисто-янтарный оттенок. Во вкусе чувствуется нотки обожженного дуба и специй. Нежный и мягкий ром создан из спиртов разного возраста.
Настоян бочке из дуба 4 года. Можно использовать в коктейлях или пить в не разведенном виде.
Bacardi Carta Blanca
Это светлый классический алкоголь имеет 40 градусов крепости. В букете можно почувствовать фруктовые нотки, а также привкус ванили и миндаля. После вкусовые ощущения отсутствуют.
Вызревание полтора года в бочках из белого сорта дуба. В чистом виде этот сорт употребляют редко.
Bacardi Spiced
Обладает приятным ароматом пряностей и имеет яркий вкус. Золотисто-янтарного оттенка. Содержание спирта 40%.
Выдержан в дубовых обугленных емкостях 8 лет. Употребляется в чистом не разбавленном виде.
Bacardi Gran Reserva 8 Años
Имеет насыщенный цвет темного янтаря и по крепости 40 градусов. Во вкусе слышны различные фруктовые и пряные оттенки.
Выдерживается 8 лет.
Bacardi 151
Ром этого сорта обладает светло-янтарным оттенком и ненавязчивым фруктовым ароматом. Это самый насыщенный напиток компании в 75,5 градуса.
Восьмилетняя вызревание дает такому крепкому напитку удивительно приятный вкус. В не разбавленном виде не употребляют.
Bacardi Carta Negra
Этот ром имеет темный янтарный цвет. Содержит спирта 40%. В букете чувствуются нотки различных деревьев. Вкусовые качества богаты и насыщенны. Послевкусие долгое.
Данный сорт выдерживается в обожжённых бочках 4 года.
Пьют его чаще не разбавляя.
С чем пьют ром Бакарди
Универсальным дополнением к напиткам Бакарди являются дольки лимона, кусочки шоколада, кока-кола и крепкий кофе. Также подают экзотические фрукты, которые предпочтительные посыпать корицей, морепродукты, мясные изделия, сыр.
Как правильно пить ром Бакарди
Наслаждаются ромом из стаканов согрев его предварительно в руках. Это позволит всем приятным качествам раскрыться в полной мере. Если это аперитив, то наливают не много и употребляют залпом. После еды пьют напиток маленькими глотками наслаждаясь букетом запаха и вкуса.
Viva Bacardi: история производителя самого известного кубинского рома
Легенда основания, конфликт с Кубой и знаменитые коктейли компании.
Бренд Bacardi был основан испанским эмигрантом на Кубе. Остров Свободы сначала подарил возможность семье Бакарди построить бизнес и добиться впечатляющих результатов, а затем отобрал дело и вынудил бежать в США. Историю бренда-мигранта, признанного везде, кроме родной страны, изучала обозреватель vc.ru.
Семья Бакарди переехала на Кубу из Испании в 19 веке. Четыре брата, сыновья каменщика — Майн, Хуан, Хосе и Факундо — упорно трудились и на всём экономили, чтобы открыть магазин товаров для повседневных нужд в городе Сантьяго. К 1843 году один из братьев — Факундо — вместе с женой и партнером накопил на собственное дело — алкогольный магазин. Компания называлась «Факундо Бакарди и Компания». Дела шли настолько хорошо, что ему удалось даже открыть второй магазин в соседнем городке.
Все изменилось в 1852 году: землетрясение уничтожило половину Сантьяго, а последовавшая за ним холера унесла жизни каждого десятого жителя города (в эпидемию погибли двое из пятерых детей Факундо). Тогда бизнесмен перевез семью обратно в Испанию, а сам вернулся, чтобы восстановить дело.
Однако разрушенный магазин в полуживом городе не давал ни единого шанса на возрождение, и Бакарди был вынужден закрыть свой бизнес. Окончательно не опустить руки ему помог брат Хосе, в магазине которого продолжил работать Факундо.
В то же время для Кубы произошло знаменательное событие — страна стала главным производителем сахара в Карибском бассейне, отобрав это звание у Гаити, восстания и неспокойная обстановка в которой не позволили ей сохранить мировое лидерство.
Вместе с Кубой поставлять сахар стала Ямайка, где уже давно под влиянием французов сложилась традиция производства рома. Среди испаноговорящих стран в производстве напитка выделялась только Аргентина, однако её ром был настолько плохого качества, что его чаще использовали в медицинских целях, а не для питья.
Главной причиной, почему ромом не занимались в испанских колониях в Карибском регионе, был запрет Мадрида на производство или экспорт дистиллированных напитков. Чтобы защитить испанскую винодельческую и коньячную промышленность, император Карл II запретил производство рома в колониях Испании. Несмотря на то, что указ в конце 18 века был отменен, ограничения на экспорт рома оставались и в 19 веке.
Кроме того, в то время ром считался напитком рабочего класса и пиратов, был грубым и плохо обработанным, оттого его вкус был резким и обжигающим. Так у Факундо Бакарди родилась идея сделать «цивилизованный» ром для высшего общества.
Однако не имея ликероводочного оборудования, которое вообще в то время было большой редкостью для Кубы, это было бы невозможно — бизнесмену требовался партнер.
Француз Хосе Леон Бутелльер производил в Сантьяго коньяк и конфеты. Заключив с ним договор, Бакарди смог использовать его оборудование и помещение. Факундо потребовалось десять лет, чтобы создать свой фирменный ром.
Основатель компании вместе со своим компаньоном разработал уникальную технологию производства, очистки и выдержки рома из мелассы, которая существенно повысила качество, но была относительно дешевой. Технология Бакарди дала возможность наладить промышленное производство, ром начал успешно конкурировать с виски и коньяком на международном рынке не только по цене, но и по качеству.
На основании близкого к коньячным видам штамма дрожжей дон Факундо разработал метод непрерывного брожения (используется до сих пор), который одновременно увеличивал выход дистиллята из мелассы и улучшал его качество.
Для очистки и смягчения вкуса Бакарди использовал активированный уголь, полученный из древесины тропических деревьев и кокосовый скорлупы. А благодаря методике выдержки рома в бочках из белого дуба продукция компании начала конкурировать в элитном сегменте выдержанных напитков.
В результате Бакарди удалось охватить сразу два главных рынка — качественный, но недорогой белый ром для рабочих, моряков и крестьян, а выдержанный в бочках — для элиты.
Его ром был мягче, чище, он был не похож не только на другие сорта рома, но и вообще на другие спиртные напитки. Бакарди стал первым производителем светлого рома в мире.
Новинку Факундо начал распространять через магазин брата. Хорошие отзывы клиентов и высокие продажи привели к тому, что в 1862 году появилась компания «Бакарди, Бутелльер и Компания», которая приобрела небольшой спиртоводочный завод.
В 1877 году, через много лет после того, как Бутельер ушел на пенсию, от дел отошел и Факундо. Он передал дела своему старшему сыну — Эмилио Бакарди. В то время на Кубе началась борьба за независимость от Испании. Эмилио выразил поддержку протестующим, за что на четыре года отправился в тюрьму.
Революция загнала компанию в непростое положение. Фактически бизнес был построен на использовании рабского труда на плантациях сахарного тростника. Однако Эмилио Бакарди выступал за отмену рабства, так как это было одним из основных требований борцов за свободу. С другой стороны, протестующие грабили плантации, ставив под угрозу бизнес и жизнь семьи Бакарди.
Выйдя из тюрьмы, Эмилио Бакарди стал первым мэром Сантьяго, которого выбрали напрямую жители города. Однако политическая карьера не помешала ему продолжать успешно руководить семейным бизнесом. Эмилио вывел ром Bacardi за пределы страны — в Испанию и США.
Америка сыграла огромную роль в популяризации рома и развитии бренда Bacardi. В 1919 году в США был введен «сухой» закон — продажа и производство алкоголя были запрещены. Компания Bacardi воспользовалась моментом и приглашала американцев весело провести выходные на Кубе.
В 1927 году на волне популярности Бакарди запустил регату Bacardi-Trophy, ради которой туристы дольше оставались на Кубе — а продажи росли. Ежегодное мероприятие проводится до сих пор. За это время оно было отменено всего три раза, два из которых — во время Второй мировой войны и Кубинской революции.
В 1931 году компания построила завод в Мексике, в 1936 году — в Пуэрто-Рико, где ром производился и откуда беспошлинно ввозился в США. В 1957 году на заводе в Мексике выпускалось 28 тысяч литров рома в день, в Пуэрто-Рико — 75 тысяч литров.
Бренд Bacardi стремительно набирал обороты, однако в конце 50-х годов 20 века всё изменилось. В семье произошел раскол по политическим соображениям. Одни поддерживали проамериканский режим Фульхенцио Батисты, другие — революционное настроение Фиделя Кастро. Чтобы сохранить семейное дело, руководство приняло решение перевести регистрацию компании Bacardi в Нассау на Багамские Острова. Этот шаг впоследствии спас бренд от разорения.
От окончательной потери бизнеса семью Бакарди спасла ошибка кубинских морских пехотинцев. Им был выдан документ на конфискацию, на котором был указан неверный адрес офиса. Чтобы добраться до правильной штаб-квартиры, им понадобились сутки, за это время руководство бренда уничтожило все заготовки на заводе и спрятало секретные формулы изготовления напитка. В тот день Бакарди потеряли всё, что строили в течение почти ста лет, единственное, что им удалось сохранить, — семейный рецепт приготовления рома.
Новое правительство запустило на конфискованных заводах производство рома Bacardi, но без секретной формулы напиток имел совершенно другой вкус. Подделка не заинтересовала рынок. Тогда же семья начала борьбу за свое имя и подала в суд. В результате поддельный ром был изъят, а торговая марка и права на компанию были возвращены семье Бакарди. Ставший легендой кубинский ром Bacardi на Кубе официально не продаётся до сих пор.
Чтобы восстановить разрушенный бизнес, компании пришлось выставить 10% акций на биржу. Внутри семьи Бакарди продолжались разногласия, которые привели к тому, что несколько членов клана продали 12% акций от общего объема канадскому производителю виски Hiram Walker.
Несмотря на это, новая жизнь бренда за пределами Кубы складывалась вполне удачно. В 70-х годах 20 века ром Bacardi в премиальном сегменте вышел на первое место в рейтинге продаж алкоголя в США. В 1979 году бренд опередил конкурентов в мировом масштабе, реализовав 16 миллионов девятилитровых бочек. В 2005 году рыночная доля рома Bacardi в США составила почти 40%.
В начале 80-х годов компания приобрела бренд Martini&Rossi и стала одной из крупнейших корпораций по производству алкогольных напитков в мире. В конце 90-х годов в арсенале альянса появились новые торговые марки — виски Dewars, джин Bombay, амаретто DiSaronno.
До сих пор бренд борется за еще одну ранее приобретенную марку — Havana Club. Правительство Кубы считает, что этот бренд принадлежит государству. Права компании отстаивал бывший юрист, руководитель бренда с 1996 года Джордж Рейд — первый, кто занял эту должность не из семьи Бакарди. Споры ведутся и сегодня.
Чтобы отпраздновать регистрацию бренда Bacardi, друг семьи подарил компании кокосовую пальму. 14-летний сын Факундо Бакарди посадил её прямо перед заводом. С ростом производства и марки росло и дерево, и оно стало своего рода символом процветания и связи компании с Кубой и Карибским полуостровом. Сложилась легенда, что компания Bacardi будет существовать ровно столько, сколько будет расти дерево.
К началу 20 века производство разрослось настолько, что было принято решение снести старое здание и построить на его месте новый ликеро-водочный завод. Пальму не тронули, все строения расположились вокруг дерева. Оно пережило ураганы, пожары, войны.
В конце 50-х годов 20 века пальма начала засыхать, именно тогда к власти на Кубе пришел Фидель Кастро. В то время как бизнес Бакарди был конфискован, а семья уехала в США, дерево окончательно засохло и умерло. Однако семья сохранила традицию, и теперь везде, где появляется завод или офис бренда, высаживается или отображается кокосовая пальма.
Появление логотипа Bacardi — летучей мыши — представители компании приписывают жене Факундо Бакарди. Однажды она приехала на завод, купленный мужем, и заметила летучих мышей на карнизах крыши. Так как большая часть населения Кубы в то время была безграмотной, напитку нужен был запоминающийся логотип, по которому клиенты смогли бы опознавать любимый бренд. Жена предложила летучую мышь.
Кроме того, в фольклоре Испании (откуда родом Бакарди) и Кубы летучая мышь олицетворяет крепкое здоровье, благосостояние, верность — всё то, с чем хотел бы ассоциироваться любой бренд. Также летучие мыши играют не последнюю роль в индустрии сахарного тростника — опыляют культуру и охотятся на насекомых, которые её повреждают.
Как и предсказывали владельцы, в годы становления компании мало кто читал и понимал написанное на этикетке, поэтому напиток получил название «Ром из летучей мыши». Когда Факундо Бакарди начал разливать свой ром, на каждой бутылке красовалась личная подпись хозяина как доказательство подлинности напитка.
Многие годы компания использовала логотип в маркетинговых кампаниях. Например, во времена «сухого» закона в США, чтобы стимулировать американцев летать на Кубу, бренд выпустил рекламу с изображением дяди Сэма с коктейльным бокалом в руке по пути из Флориды на Кубу. Американский символ висел на задней лапе летучей мыши. Надпись гласила: «Полет из пустыни».
Логотип летучей мыши за эти годы претерпел некоторые изменения. Первая версия была реалистично выглядящей черной летучей мышью на красном круговом фоне. Позже была добавлена фраза «marca de fábrica» (товарный знак). Далее реалистичные черты стали более стилизованными, добавлены золотые акценты и золотая рамка. Уже в 21 веке летучая мышь стала смотреть вправо, что символизирует взгляд в будущее.
Ежедневно более 6 миллионов человек наслаждаются коктейлем Cuba Libre. Сочетание рома и колы считается самым популярным в мире. Согласно истории компании знаменитый коктейль появился в 1900 году. В то время Куба сражалась за независимость от Испании, и помогали ей в этом американские солдаты. Один из них и придумал коктейль, заказав в баре ром Bacardi и Coca-cola.
Вслед за ним и другие солдаты попросили бармена повторить напиток. Вкус коктейля настолько понравился собравшимся, что вскоре разгоряченная публика начала произносить тосты. Один из них был за свободную Кубу «Cuba libre». По подсчетам компании, с 1900 года было подано более 80 млрд коктейлей.
1898 год принято считать датой рождения другого коктейля с ромом Bacardi — Daiquirí. Американский инженер, руководящий добычей меди на шахтах Дайкири на Кубе, хотел сделать какой-нибудь освежающий напиток, использовав лайм, растущий неподалеку. Для своей команды он придумал смешать лайм, сахар, дробленый лед и Bacardi Blanca. Коктейль стал любимым напитком Джона Кеннеди и Эрнеста Хемингуэя, появился в романе Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Созданный незадолго до «сухого» закона в США коктейль, сделанный как вариация Дайкири, — фраппе с добавлением гренадина вместо сахарного сиропа — стал предметом юридического разбирательства. В 1936 году компания Bacardi подала в суд на Barbizon Plaza Hotel в Нью-Йорке, когда узнала, что бармен в напитках заменяет их ром на другие бренды.
Вердикт гласил: если в коктейле нет рома Bacardi, он не может называться Bacardi Daikuiri. Или, например, Bacardi Pina Colada согласно закону должна быть приготовлена только с использованием рома Bacardi. Бренд до сих пор защищает свои права как ключевого ингредиента коктейлей.
Самый старый кубинский коктейль Mojito был представлен публике еще в 15 веке. Однако всемирную популярность напитку принес ром Bacardi. Именно этот бренд рома упоминается в первом записанном рецепте Мохито. К 20-м годам 20 века коктейль был назван неофициальным национальным напитком Кубы.
С 1939 года писатель Эрнест Хемингуэй жил и творил на Кубе. Здесь в 1952 году он написал повесть «Старик и море», за которую позже был удостоен Нобелевской премии. В произведении неоднократно упоминается Hatuey — наиболее известное кубинское пиво. Варилось оно на пивоварне, принадлежащей компании Bacardi.
Как известно, автор отказался от награды Нобелевского комитета в пользу острова Свободы, который вдохновлял его все эти годы. Игнорируя все мероприятия в честь награждения, писатель не смог отказать компании Bacardi, которая закатила вечеринку неподалеку от виллы, где жил автор.
Герои произведений Хемингуэя так же, как и сам писатель, предпочитали пить ром Bacardi. Например, герой романа «Иметь и не иметь» Гарри Морган плавал на своей яхте между Флоридой и Гаваной и с удовольствием употреблял Bacardi Carta Blanca. Бренд упоминается и в романе «По ком звонит колокол». Особое предпочтение Хемингуэй отдавал коктейлю Дайкири.
На протяжении многих лет рекламная кампания Bacardi была выстроена вокруг известных коктейлей. Рекламные плакаты сопровождали слоганы: «Самый продаваемый ром в мире» и «Все нации согласны». В 1956 году компания впервые использовала в рекламе крепких напитков женский образ. Реклама также обещала книгу рецептов, которую можно было заказать по почте. Книга «Новые и простые способы готовить с использованием рома» стала бестселлером.
Когда реклама кулинарной книги появилась на страницах журнала LIFE, миллионы заявок обрушились на офисы Bacardi по всему миру.
Не забывала компания и про социальную ответственность. В начале 30-х годов 20 века в Мексике бренд презентовал программу осведомленности об избыточном потреблении и вождении в нетрезвом виде. Слоган кампании гласил: «Bacardi хочет продать свой товар, но компания не хочет, чтобы вы потратили на него последние деньги». В 70-х годах рекламная кампания продолжилась слоганом «Bacardi можно смешивать с чем угодно, кроме вождения».
Сегодня бренд продвигает кампанию под девизом «Пей ответственно». В рекламной акции «Чемпионы знают меру» приняли участие победитель «Формулы-1» Михаэль Шумахер и легенда тенниса Рафаэль Надаль.
Bacardi и по сей день остаётся крупнейшим в мире производителем рома. За свою почти 155-летнюю историю компания получила более 550 наград за качество и инновационный маркетинг — больше, чем любой другой бренд рома.
Бренд успешно представлен во всех сегментах рынка рома: от дешевых «коктейльных» белых ромов до выдержанных. Благодаря широкому ассортименту целевая аудитория компании — все ценители рома и напитков на его основе (продаются готовые коктейли Bacardi Pina Colada и Bacardi Mojito).
По объему продаж и широте ассортимента достойно конкурировать с Bacardi на всем рынке, а не только в отдельных сегментах, может лишь марка Captain Morgan, принадлежащая алкогольному концерну Diageo.
Bacardi (Бакарди)
В течение как минимум последних 60 лет Bacardi – самая популярная марка рома в мире. Вполне возможно, что этого почётного звания она заслуживала и гораздо раньше, просто в прежние времена статистические исследования не носили такого всеобъемлющего характера, как сейчас.
Среди гигантов алкогольной промышленности компания Bacardi занимает четвёртое место, уступая по объёмам продаж спиртных напитков лишь Diageo, Pernod Ricard и United Spirits. Основатель фирмы, сеньор Факундо Бакарди, разработал технологию изготовления светлого карибского рома, который знают и любят ценители на всех континентах.
История рома Bacardi
В первой половине XIX столетия Куба была богатой и процветающей испанской колонией, куда в поисках лучшей доли приезжали бедняки из европейских провинций королевства. По приглашению родственников в 1830 году в Сантьяго-де-Куба прибыли четыре брата Бакарди Массо. Одному из них, Факундо, исполнилось всего 16 лет. Их отец был простым каменщиком из каталонского городка Ситжеса, поэтому денег у молодых людей хватило только на дорогу.
С помощью родственников братья открыли в Сантьяго крошечную галантерейную лавку. Как вспоминал впоследствии дон Факундо, прибыли от торговли поначалу хватало только на то, чтобы не умереть с голоду. Однако спустя 15 лет Бакарди уже владели одним из лучших магазинов в городе.
В 1843 году дон Факундо женился на зажиточной креолке Амалии Моро. Благодаря приданому жены он основал собственное торговое предприятие.
Дела шли прекрасно, пока в 1852 году Сантьяго не разрушило сильное землетрясение. Тысячи людей остались без крова, в городе началась эпидемия холеры. Заразились и двое младших детей сеньора Бакарди. Чтобы спастись, семья была вынуждена уехать в Ситжес. Когда три года спустя Бакарди вернулись в Сантьяго, оказалось, что принадлежавшие им магазины и склады полностью разграблены. На переезды через океан ушли все сбережения, поэтому в 1855 году дону Факундо пришлось объявить себя банкротом.
Но вскоре сеньора Амалия получила в наследство от своей крёстной небольшое поместье. Дон Факундо познакомился с одним из арендаторов, Хосе Леоном Бутелье, который служил управляющим дистиллерии по производству коньяка, а на досуге экспериментировал со способами очистки рома.
В середине XIX века в испанских колониях на плантациях сахарного тростника трудились рабы. В результате очередного восстания на Гаити там прекратилось производство сахара, и основным поставщиком в Европу стала Куба. На острове начался настоящий сахарный бум, повсюду строились новые заводы. Но возникла проблема: куда девать мелассу.
Дешёвый низкокачественный ром из мелассы на Кубе гнали едва ли не в каждом поместье. Называли его агуардиенте (в переводе с испанского – «огненная вода», а попросту – самогон). Пили этот ром в основном бедняки, а экспортировать агуардиенте на материк было строжайше запрещено королевским указом, «дабы не способствовать ухудшению нравов».
Но в 50-е годы казна настолько опустела, что король отменил прежние запреты и объявил награду тому, кто найдёт способ очищать агуардиенте и превращать его в напиток, «который не зазорно было бы употреблять лучшим людям страны». Вот эту награду и стремился получить сеньор Бутелье.
Дон Факундо происходил из провинции, славной своими винодельческими традициями. Даже агуардиенте там гнали из виноградных выжимок. В самые тяжёлые времена Бакарди отказывался торговать дешёвым пойлом из мелассы. Зато он охотно принял участие в опытах нового друга.
За последующие семь лет Бакарди и Бутелье совершили четыре открытия:
Конечно, экспериментаторам нужно было содержать семьи (у Бакарди в 1861 году родился шестой ребёнок). Лёгкий, чуть сладкий ром, который перегоняли на небольшом аламбике, принадлежавшем Бутелье, успешно продавал в своём магазине один из братьев дона Факундо. От клиентов не было отбоя.
Факундо Бакарди Массо — основатель компании
В 1862 году компаньоны приобрели дистиллерию Нуньес и зарегистрировали новую фирму. В день открытия завода 14-летний сын Бакарди, Факундо-младший, посадил кокосовую пальму (Эль Коко). Отец мальчика произнёс пророческие слова: «Los Bacardí de Cuba va a sobrevivir hasta que el El Coco vivir» («Бакарди будут жить на Кубе, пока живёт Эль Коко»). Через несколько лет Бутелье отошёл от дел, и дон Факундо выкупил его долю в предприятии.
В те времена большая часть населения Кубы была неграмотной (40% населения острова составляли рабы). Оригинальный способ рекламы рома придумала донья Амалия. У испанцев летучая мышь – символ удачи и достатка, у индейцев и негров – символ нерушимой верности. К тому же, фруктовые летучие мыши питаются насекомыми-вредителями, а хвостами опыляют цветы сахарного тростника. Семейка таких мышей как раз свила гнездо под крышей винокурни. Сеньора Амалия сочла это добрым предзнаменованием.
С тех пор на бутылке рома «Бакарди» красуется стилизованное изображение крылатого грызуна. А не умеющие читать рабочие и моряки вскоре во всех барах стали требовать «el ron del murciélago» – «ром с летучей мышью».
Чтобы покупатели из высших классов запомнили ром Bacardi, дон Факундо собственноручно ставил подпись на этикетке каждой бутылки.
Королевский ром
В 1877 году отец семейства отошёл от дел, передав компанию троим сыновьям. Возглавил предприятие Эмилио Бакарди – образованный человек передовых взглядов, журналист и писатель. Он был последовательным сторонником независимости Кубы, жертвовал большие суммы на подпольную деятельность. Отослав женщин семьи на Ямайку, он присоединился к повстанцам. Дон Эмилио попал в плен и четыре года провёл в тюрьме за свои убеждения, но так и не изменил им. Когда в начале XX века испанское владычество сменилось американским протекторатом, Бакарди продолжали финансировать оппозиционные партии.
Политическая борьба руководства не мешала финансовым успехам компании. В 1888 году королева Испании Мария Кристина посетила проходившую в Барселоне выставку спиртных напитков. Ром Bacardi настолько понравился её величеству, что она велела назначить компанию-производителя официальным поставщиком королевского двора.
В 1892 году сын Марии Кристины, король Альфонсо XIII, которому было тогда 6 лет, заболел лихорадкой. Ребёнок сгорал от высокой температуры. Придворный врач дал мальчику немного рома Bacardi, и больной тут же уснул, а утром проснулся совершенно здоровым. Королевский секретарь написал дону Эмилио благодарственное письмо. Так родился девиз рома «Бакарди»: «El Rey de los Rones: El Ron de los Reyes» («Король ромов, ром королей»).
Коктейли Bacardi
Все наиболее популярные ромовые коктейли создавались на основе рома Bacardi. Один из них, Cuba Libre (ром с кока-колой), впервые смешал некий офицер армии США в 1900 году, чтобы отметить окончание испано-американской войны. Изобретение другого коктейля, «Дайкири» (ром с соком лайма и сахаром), приписывают одновременно американскому горному инженеру мистеру Коксу, работавшему в шахтёрском городке Дайкири, и известному сомелье из бара Floridita La Habana Константину Рубалькаба Верту. В первый раз такой коктейль подали клиентам в этом баре в 1898 году.
В любви к «Дайкири» признавались Джон Кеннеди и Эрнест Хемингуэй. Знаменитого писателя связывали дружеские отношения с представителями семейства Бакарди. Когда в 1954 году он получил Нобелевскую премию, руководство компании организовало праздник в его честь. Специально для Хемингуэя, страдавшего диабетом, сахар в коктейле заменили вишнёвым ликёром «Мараскино».
Коктейль «Мохито» изобрели моряки задолго до создания фирмы. Но именно «Мохито» с ромом Bacardi стал самым популярным кубинским спиртным напитком в годы сухого закона в США.
Конкуренты компании не дремали. Во многих барах в коктейли вместо рома Бакарди стали добавлять ром других производителей. В 1936 году компания обратилась в суд, который вынес постановление, действительное до сих пор: «Коктейли Бакарди можно готовить исключительно с ромом Bacardi».
Пьяный капитал
В 1919 году в США приняли закон, запрещающий производство, перевозку, продажу и ввоз в страну алкоголя. На складах в Нью-Йорке, где у «Бакарди» была фабрика по розливу продукции, осталось 60 000 ящиков рома (540 000 бутылок). Сеньор Энрике Шуг, исполнительный директор компании, придумал выход: он зарегистрировал акционерное общество, содержимое складов объявил уставным капиталом, продал акции, после чего разделил «уставный капитал» между акционерами. В Нью-Йорке ещё долго было в ходу выражение «пьяный капитал».
Казалось бы, с введением сухого закона у фирмы-производителя алкоголя оставалось два выхода: вообще прекратить свою деятельность в стране или же заняться контрабандой. Но предприимчивые кубинцы пошли третьим путём. Вскоре всем американцам, посещающим остров, стали бесплатно раздавать открытки с изображением соблазнительно сияющих огнями гаванских баров и подписями, гласившими: «Куба велика. Существует причина. Bacardi».
Ещё красноречивее выглядела открытка с огромной летучей мышью, на задней лапе которой повис развесёлый Дядя Сэм с коктейльным бокалом в руке. На карточке было написано: «Вперёд, из пустыни!».
Приезжие посылали дармовые открытки друзьям и родственникам. Даже дотошное американское правосудие не обнаружило в этой печатной продукции формальных признаков рекламы алкоголя. Но примерно 90 000 туристов из США во время сухого закона ежегодно посещали Кубу, чтобы выпить рома «Бакарди». Многие поступали так раз в месяц, а то и чаще.
Триумф и предательство
В 1944 году компанию возглавил человек, который принадлежал к клану Бакарди не по крови, но по духу. Хосе Бош, муж Энрикетты Шуг Бакарди (внучки дона Эмилио), отличался деловой хваткой и предусмотрительностью. Он считал, что опасно концентрировать всё производство в одном месте. У компании, кроме кубинского предприятия, был ещё барселонский завод по бутилированию рома, построенный в 1910 году. Сеньор Бош модернизировал существующее производство и открыл два новых ЛВЗ: в Мексике и в Пуэрто-Рико.
Дон Хосе (друзья называли его Пепином) мечтал о свержении коррумпированного режима Батисты и проведении демократических реформ. Начиная с 50-х годов XX века компания Bacardi щедро финансировала Фиделя Кастро и его соратников. Сеньор Бош пообещал сохранить рабочие места за всеми сотрудниками фирмы, пожелавшими в 1958 году присоединиться к отрядам Кастро. Решившись на открытое противостояние Батисте, дон Пепин постарался обезопасить компанию. Все патенты и технологии он перерегистрировал в США, а документацию, самое дорогое оборудование и штамм дрожжей эвакуировал в Пуэрто-Рико.
Семейство Бакарди резонно ожидало, что одержавший победу Фидель Кастро проявит элементарную благодарность по отношению к тем, кто помог ему в трудную минуту. Уверенности в завтрашнем дне добавляло и то, что дочь исполнительного директора фирмы, Вильма Эспин, вышла замуж за Рауля Кастро.
Но в 1960 году предприятия Bacardi были национализированы, а не успевшие покинуть остров члены семьи оказались за решёткой. Вскоре засохла столетняя пальма Эль Коко, посаженная в день открытия завода.
Миллиардеры в изгнании
Компания понесла серьёзные убытки: утратила огромный завод, склады, все запасы выдерживавшегося в дубовых бочках рома. Главный офис из Сантьяго-де-Куба пришлось перенести в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). Лишь благодаря дальновидности сеньора Боша клан Бакарди не разорился полностью, как его конкурент – семейство Аречабала, не успевшее создать зарубежные филиалы своей фирмы.
Позднее дон Пепин признавал, что лишившись «родового гнезда», компания получила мощный толчок к развитию. Уже в 60-е годы в Майами был построен красивейший небоскрёб Casa Bacardi, который до сих пор показывают туристам как одну из достопримечательностей города. А производственный комплекс в Катаньо называют «Собор Рома».
Преемники дона Пепина придерживаются тех же принципов. Даже члены семьи, родившиеся в изгнании, считают Кубу своей родиной и верят, что когда-нибудь туда вернутся. До сих пор на этикетке каждой бутылки рома Bacardi указывается: «Компания основана в 1862 году в Сантьяго-де Куба». И лишь в конце XX века по решению суда гордую надпись «Кубинский ром» сменила малозаметная строка: «Сделано в Пуэрто-Рико».
Bacardi Limited значительно расширила ассортимент продукции за счёт приобретения нескольких крупных предприятий, среди которых знаменитая фирма Martini & Rossi, бренд текилы Cazadores. Сеньор Факундо Бакарди (праправнук основателя), ставший председателем совета директоров компании в 2005 году, всегда подчёркивает, что её сотрудники стараются сохранить историю и культурные особенности приобретаемых брендов.
Тем не менее, ром по-прежнему остаётся главным продуктом Bacardi. Созданием новых сортов напитка занимается оснащённый современным оборудованием исследовательский центр. Кроме рома Bacardi фирма изготавливает столь же знаменитый ром Havana Club, рецепт которого в 1994 году купила у семейства Аречабала. За право производства этого напитка компания уже более 20 лет судится с французским концерном Pernod Ricard, получившим разрешение на использование марки Havana Club у кубинского правительства.
Сегодня клан Бакарди насчитывает более 600 человек. Каждый год, 4 февраля, в годовщину основания компании, большинство из них собирается в актовом зале главного офиса. Перед зданием установлен бронзовый бюст дона Факундо Бакарди Массо, а рядом с постаментом возвышается кокосовая пальма Эль Коко, посаженная в 1960 году.
Рецепт коктейля Papa Doblе, известного как «Дайкири Хемингуэя»:
Виды рома Bacardi
Выпускаются следующие виды рома Bacardi и коктейли с ним: