Бакелитовая фанера что это такое
Что такое фанера бакелитовая
Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Производство и маркировка бакелитовой фанеры
Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:
На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.
Маркировка отражает следующие моменты:
Марки бакелизированнои фанеры
Марки фанеры
Характеристика марки
Область применения
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится
Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится
Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобилестроении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями
На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола
Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях
На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная
Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении
Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.
Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:
Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.
Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры
Наименование показателя
Толщина фанеры, мм
Значение для марок
ФБС повышенной прочности
ФБВ, ФБС-А
ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее
поперёк волокон наружных слоев
вдоль волокон наружных слоев
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее
4. Влажность, %
Применение бакелизированной фанеры во время войны
Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.
Применение бакфанеры в настоящее время
С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.
В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.
Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.
В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.
Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.
Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.
Бакелитовая фанера
Бакелитовая фанера имеет уникальную прочность и износостойкость.Ее не встретишь среди бюджетных стройматериалов, но она очень популярна и является фаворитом в кораблестроении.
Технические характеристики
Бакелизированная фанера служит около 10 лет, не боится влаги, устойчива к действию химических реагентов и экстремальных перепадов температур.
Такие уникальные свойства материал приобретает после следующих технологических этапов на производстве:
Размер бакелитовой фанеры стандартен. Нормативные габариты варьируются от 1500 до 7700 мм по длине, а ширина составляет от 1250 до 1550 мм. Листы могут иметь форму квадрата или прямоугольника.
Марки бакелизированной фанеры
Древесный продукт разделяется по своим техническим характеристикам, приобретенным в процессе изготовления, на два класса – ФБВ и ФБС.
При этом можно встретить листы таких марок:
Стандартная литера «Ф» обозначает тип материала – фанеру, «Б» — свидетельство нанесенного бакелитового покрытия; «В» — сигнализирует о добавке водорастворимой смолы при пропитке листов; «С» — символ использования спирторастворимой смолы при производстве. Цифру «1» добавляют к маркировке, если все слои были подвержены пропитке. Фанера марки ФБС 1А – марка, подходящая для использования в производстве автомобилей.
Преимущества и недостатки
Бакелитовая фанераимеет неоспоримые плюсы:
При всех несомненных преимуществах имеется существенный недостаток- высокая цена. Но если взять во внимание срок службы и прочность, такой минус можно расценить как особенность.
Применение
Бакелитовая или, как ее еще называют, корабельная фанера была изобретена советским исследователем Яковом Аврасиным в 40-е годы 20 века. Новый материал стал настоящей находкой для армии, находившейся на военном положении. В условии дефицита сырья для производства самолетов, новинка стала настоящим открытием. Первыми истребителями, сооруженными с применением дельта-древесины (первоначальное название уникальной фанеры), были ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3. Для некоторых других самолетов военного назначения она также использовалась для изготовления конструкционных частей.
Идеей пропитки древесного шпона для производства прочных листов воспользовались японские ученые, и уже спустя несколько лет ведущие истребители их воздушного флота изготавливались из него.Сырье осталось востребованным в производстве планеров.
В условиях современности сырье уступило в авиастроении место более инновационным материалам. Однако его по сей день широко используют в конструировании судов, лодок, яхт и катеров. Из него изготавливают обшивку корпуса и элементы отделки плавательных средств.
Благодаря своей прочности, этот вид фанеры нашел широкое применение в мебельном производстве, ее используют для изготовления стендов и рекламных щитов.
Ее также используют в возведении конструкций, имеющих непосредственный контакт с водой. К ним относятся различные сооружения гидротехнической направленности.
В других сферах бакелитовые листы также широко применяются. Им облицовывают стены помещений с повышенными санитарными требованиями, используют для опалубки и сооружения элементов обрешетки крыш, сооружают арочные перекрытия, ниши, навесы и перегородки.
Надежность бакелитовых листов обуславливает их популярность в строительстве массивных конструкций в качестве как основного, так и вспомогательного материала.
Корабельная фанера востребована благодаря своей прочности, стойкости к агрессивным воздействиям среды, а также высоким эксплуатационным характеристикам. Строительство ни одного современного судна не обходится без применения этого материала древесного происхождения. Ее качества проверены десятилетиями.
Бакелизированная фанера: что это такое простыми словами
Что такое бакелизированная фанера простыми словами
В наше время существует огромное количество строительных материалов. Их настолько много, что мы не может решиться и выбрать подходящий для нас по всем характеристикам и ценовой категории.
В данной статье мы расскажем о таком известном материале, как бакелизированная фанера, ее свойствах, преимуществах и области применения.
Данный строительный материал представляет собой фанеру, которая состоит из нескольких слоев, а также из слоев шпона, которая склеена перпендикулярно.
А пропитаны данные слои бакелитовым лаком. Данный материал имеет огромное количество преимуществ, благодаря которым выгоднее купить стройматериал данного типа, чем другой материал.
Преимущества бакелизированной фанеры
Бакелитовая фанера имеет очень высокие показатели влагостойкости и износостойкости, также она не подвергается воздействию сильных изменений температуры и природных условий.
Поэтому ее можно использовать для строительства сложных конструкций, которые будет находиться в холодном регионе полушария.
Она может быть конкурентом с таким качественным материалом, как легированная сталь.
Области применения бакелизированной фанеры
Данная ФБВ – прекрасный экологичный, стойкий, долговечный стройматериал. Он превосходно подходит для выполнения строительных, монтажных и отделочных работ.
Качество данного строительного материала зависит также от метода обработки. Разные породы дерева имеют свое направление эксплуатации, применяются для своих целей.
Если вы хотите выполнять сложные и стильные дизайнерские проекты, то советуем обратить внимание на модели их ели и сосновых пород дерева.
Такая древесина имеет самое необычное и различное сочетание цветовой гаммы: начиная белым, заканчивая светло-розовым.
Но если вы хотите не тратить большое количество денег, сэкономить на будущих отделочных работах, то советуем выбрать строительные материалы из лиственничных работ.
Они имеют хорошую работоспособность, долговечность, прочность, а формальдегидная смола в качестве наполнителя не дает материалу гнить.
Внешний вид стройматериала дает возможность не сильно растрачиваться на приобретение стройматериалов для дополнительного утепления, потому что лиственница, ольха является хорошим теплоизолятором.
Также обрезной брус может использоваться для производства мебели, в строительстве и обшивке яхт, судов, кораблей и других областях.
Главные характеристики бакелизированной фанеры
От каких факторов зависит стоимость бакелизированной фанеры?
Бакелитовая фанера: описание, применение, преимущества и недостатки
Бакелитовая – морская или бакетализированная – фанера – это композитный строительный материал. Он представляет собой жесткие плиты, состоящие из нескольких слоев деревянного шпона, пропитанного специальными фенолформальдегидными смолами.
По плотности и свойствам этот полимерный состав похож на янтарь или эбонит. Фанера производится путем скрепления слоев шпона под высоким давлением. Готовый материал имеет высокую прочность, влагоотталкивающие качества, проявляет отличную износостойкость.
Это позволяет применять его в различных отраслях промышленности.
Марки и разновидности
В производстве бакелитовой фанеры используется шпон березы или сосны. В зависимости от состава смол и способов пропитки, выделяют несколько видов маркируемого готового материала:
Для улучшения влагостойкости, биостойкости, и чтобы оградить от воздействия химических агентов, поверхность бакелитовой фанеры ламинируют с одной или обеих сторон. Полотно становится гладким. У разновидности «гладь-сетка» одна сторона имеет рифленую поверхность. Она используется там, где необходим противоскользящий эффект.
Технические характеристики
Бакелитизированная фанера имеет характерный темный красновато-коричневый оттенок. Готовый материал должен соответствовать стандартам ГОСТа 11539-83. Его сорт и марка впрессовываются производителем на листы вместе с логотипом.
Стандартные размеры листов бакелитовой фанеры:
Толщина плит составляет от 4 до 30 мм.
Плотность 1 м³ материала – около 1200 кг. Вес одного листа зависит от толщины плит: 7-миллиметровой – около 25 кг, 27-миллиметровой – почти 85 кг.
Бакелитовая фанера проявляет хорошую огнестойкость: она выдерживает температуру до +350 °C, не поддерживает открытое горение, обугливаясь под воздействием пламени.
Материал устойчив к коррозии, не гниет, не деформируется, не вступает в реакцию с агрессивными химическими веществами, обладает диэлектрическим свойством.
Эксплуатироваться бакелитовая фанера может при окружающей температуре от –50 до +50 °C. Технические свойства материал сохраняет до 15 лет.
Преимущества и недостатки
Бакелитовый композит имеет множество преимуществ перед другими строительными и отделочными материалами, сочетая свойства натуральной древесины и высокопрочного пластика:
Недостатков у бакелитовой фанеры немного, и все они относительны. К ним относятся:
Этапы и особенности производства
Впервые бакелит стал применяться в производстве в первой половине XX века. Этот полимер, изобретенный американским химиком Хендриком Бакеландом, содержал формальдегид, фенол и связующий щелочной компонент.
Полимер прочно связывался с древесиной, придавая ей необходимые прочность, влагостойкость, способность противостоять открытому огню и другие ценные качества.
Структура волокон настолько менялась в одном составе с лаком, что готовый материал предлагали выделить в отдельный вид – дельта-древесину.
Производство бакелитовой фанеры включает несколько этапов:
Применение
Физико-технические параметры бакетализированной фанеры исключительные. Сфера ее применения широка:
От чего зависит цена
Стоимость готового материала складывается из многих параметров. Среди них:
Расчет конечной стоимости необходимо делать с учетом требуемых качеств материала. Для внутренней отделки стен комнат могут подойти тонкие листы с умеренной влагостойкостью и устойчивостью к ударным нагрузкам. Для наружных работ или самостоятельной постройки лодки лучше предпочесть высококачественные толстые плиты, чтобы обеспечить максимальный срок эксплуатации.
Характеристики бакелитовой фанеры и деление на сорта
Бакелизированная фанера – это строительный материал, состоящий из слоев шпона лиственных пород, склеенных между собой бакелитовым лаком — специальной фенолформальдегидной термоактивной смолой.
В процессе пропитки и прессования слоев, давление повышают до 6 атмосфер, а температуру — до 270 С ⁰.
В итоге, фанера получается огнеупорная, влагостойкая и сопоставимая по прочности с низколегированной сталью.
Такие исключительные качества этого строительного материала позволяют использовать его во многих областях производства: судостроение, автомобильной промышленности, а также в профессиональном и частном строительстве.
Пачка листов бакелитовой фанеры огнеупорной и влагостойкой
Технические характеристики
Если говорить о характеристиках бакелизированной (бакелитовой) фанеры, то мы можем особо выделить следующие:
Для усиления всех перечисленных качеств, производится ламинированная бакелизированная фанера, которая имеет глянцевую поверхность с обеих сторон или с одной стороны (чтобы можно было применять ее на объектах, где нужно уменьшить скольжение).
Ламинированная бакелизированная фанера имеет глянцевую поверхность с обеих сторон
Приведем таблицу параметров продукта, выпускаемого российскими производителями:
При этом, ламинированная имеет другие характеристики:
Влажность бакелизированной древесины зависит от толщины: при толщине 5-7 мм – 6%, 10-18 мм – 8%.
Бакелитовой фанерой застилают полы в фургонах
Вес определяют исходя из средней плотности 1217 кг/м3:
Толщина листа, в мм | Вес одного листа, кг |
7 | 25 |
10 | 35,6 |
12 | 42,8 |
15 | 54,54 |
18 | 64,17 |
21 | 75 |
24 | 85 |
Т.к. каждый лист имеет определенный объем, вес бакелитовой фанеры относительно ее плотности очень важен, и, если знать плотность, то можно легко подобрать правильную марку и толщину изделия.
Сорта и марки
Бакелитовая фанера имеет два сорта — в зависимости от смолы, которой пропитывают древесину:
Бакелитовая фанера широко используется в строительстве при изготовлении опалубки
Чтобы наглядно показать способы применения различных подвидов, используем таблицу (марки указаны по порядку: от самой высококачественной до стандартной):
Марка | Характеристики | Применение |
ФБС | Все слои шпона пропитаны полностью. Не допустимы сколы, вмятины или непроклеенные участки. | Строительство судов, автомобилей,стадионов, портов и других сооружений специального назначения, где требуется легкость и, одновременно, высочайшая прочность и устойчивость к проявлениям внешней среды. |
ФБС-1 | Смола наносится не пропитыванием, а промазыванием, поэтому прочность ниже. | Строительство подиумов, сцен, торговых центров, небольших судов, автомобилей и др. |
ФБС-1А | Промазаны только продольные слои; слабая устойчивость к воздействию окружающей среды; преимуществом является цена. | Работы отделочного характера. |
ФБВ | Полная пропитка внешних слоев, внутренние слои только промазываются. Слабая водонепроницаемость и устойчивость к условиям внешней среды. | Агрегаты и соединения внутри машин, внутренняя отделка зданий, в наружных работах возможно использование только после доп. обработки специальными средствами. |
ФБВ-1 | Слои древесины только промазываются, без использования процесса пропитки. | Рекомендуется использовать только как прочный материал, не предназначенный для использования в наружных работах, и без дополнительных требований стойкости к условиям окружающей среды. |
Стоит отметить, что, несмотря на различные свойства, все сорта и марки бакелитовой фанеры соответствуют ГОСТ 11539-83 и подлежат обязательной проверке качества при производстве и выпуске продукции, а также, сертификации производителем.
Чтобы у покупателя не осталось никаких сомнений в качестве изделия, на производстве каждый лист маркируется – впрессовывается этикетка завода-изготовителя, а также обозначения сорта и вида.
Гарантийный срок бакелитовой фанеры — не менее 5 лет.
От чего зависит цена
Но, всегда можно найти оптимальное соотношение цены и качества, например, покупка более толстого листа обойдется дешевле, чем два тонких.
Применение
Бакелизированная фанера незаменима при строительстве лодок, яхт, морских контейнеров, обшивки судов. Также, легко может применяться в портах, доках, при строительстве стадионов, сцен, автомобильных подиумов. Особо можно отметить применение во внешней и внутренней отделке промышленных объектов, зданий заводов, торговых центров, частных домов, особенно в неблагоприятном климате.
Влагостойкую бакелитовую фанеру применяют при строительстве лодок и яхт
Очень популярна бакелитовая фанера для производства фургонов, обшивки полов в транспортных средствах, а также, для строительства садовых домиков, летних кухонь, «времянок».
Имея столько необыкновенных качеств, влагостойкая бакелитовая фанера может использоваться везде, где требуются такие свойства материала, как легкость, прочность, устойчивость к внешним условиям окружающей среды. Единственный недостаток – достаточно высокая цена, поэтому стоит продумать заранее — действительно ли необходимо использовать именно бакелизированную фанеру, а после, тщательно распланировать расходы.
Вам помогла статья? (15
Бакелитовая фанера: описание, характеристики, свойства и применение
Бакелитовая фанера также называется бакелизированной или морской. Прочный материал отличается многослойной структурой. Основным сырьем для ее производства служит древесина березы. Слои или шпон этого дерева прочно скрепляется между собой смолами и последующей термической обработкой. Морская фанера отличается такими свойствами, как надежность, высокая прочность и износостойкость.
Также ее можно использовать даже в тропическом климате с высоким уровнем влажности. При этом срок ее полезной эксплуатации составляет от 15 лет и более. Подробно о этом типе фанеры будет изложено далее.
В статье подробно рассказано о материале и его сферах применения, добавлена пара полезных видеороликов по теме, а также вниманию читателя предложен интересный материал для скачивания.
Что такое бакелитовая фанера.
Свойства и технические характеристики
Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком. Стандартные параметры материала:
Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.
Что такое бакелитовая фанера, ее особенности и применение
Бакелитовая (бакелизированная, «морская») фанера – строительный материал многослойного типа, получаемый из березового шпона, скрепляемого между собой при помощи специальных фенолформальдегидных смол с термической активностью. Имеет особо высокую прочность и износостойкость. Такие исключительные качества, сравнимые данный тип фанеры приобретает в результате особой обработки, заключающейся в пропитывании внутренних и наружных слоев шпона бакелитовым лаком. Материал, получаемый данным способом, обладает улучшенной влагостойкостью и высокими прочностными характеристиками.
При этом буква «А» в маркировке материала обозначает возможность его использования для производства внутренних работ, «В» — содержание в составе фанеры водорастворимых смол, «С» — спирторастворимых.
Для достижения лучшей прочности и стойкости к различным видам механического, бактериологического и химического воздействия бакелитовая фанера подвергается ламинированию.
Техническое описание и область применения бакелитовой фанеры вышеуказанных марок представлены в таблице:
Ламинированная бакелитовая фанера имеет очень гладкую, глянцевую, твердую поверхность. За ней легко ухаживать, она очень прочна и не токсична.
Может быть гладкой с обеих сторон или гладкой с одной стороны (с другой – сетка).
Разновидность последнего типа (с поверхностью гладь-сетка), именуемая транспортной фанерой, применяется для изготовления противоскользящих полов в кузовах грузовых авто.
Фото бакелитовой фанеры
Свойства и технические характеристики
Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком.
Стандартные параметры материала:
Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.
К ним относятся:
То есть, оценивая этот материал по пятибалльной шкале, можно присвоить ему «пятерки» в области качества, надежности и практичности. Кроме того, он достоин оценки «отлично» за простоту и удобство в работе с ним. Единственное, за что можно немного снизить баллы при оценке фанеры бакелитового типа – ее высокая стоимость.
Этапы и особенности производства
Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.
Этот полимер стал первым пластиком, способным эксплуатироваться при высокой температуре. Кроме того, он имел диэлектрические свойства и не растворялся в воде. Затем бакелит стал использоваться в качестве одного из основных компонентов для производства фанеры особого сорта. На ее изготовление шел шпон березы, пропитываемый или промазываемый фенолформальдегидными смолами.
Сегодня технология производства данного материала состоит из нескольких этапов:
Благодаря своим исключительным физико-техническим параметрам бакелитовая фанера находит применение в различных промышленных отраслях, включая:
Постройка лодки из фанеры за 2 недели:
Этот материал очень хорошо зарекомендовал себя при возведении легких конструкций, например, летних садовых домиков и, так называемых, «времянок». Также он может использоваться для внутренней и наружной отделки домов.
Таким образом, подводя итог, можно заметить, что бакелитовая фанера идеальна для применения в «сложных условиях», связанных с повышенной влажностью, высокой температурой и эксплуатацией конструкций в агрессивных средах. Поэтому чаще всего она используется в странах с жарким влажным климатом.
Учитывая высокую стоимость этого материала, его нецелесообразно использовать в повседневной жизни (создание опалубки из бакелитовой фанеры, несмотря на все ее достоинства и положительные качества – это все-таки скорее роскошь, чем практическая находка), а вот для таких исключительных случаев, как сооружение лодки или катера он подойдет оптимальным образом.
Что такое фанера бакелитовая
Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал.
Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком).
От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Производство и маркировка бакелитовой фанеры
Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:
На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.
Маркировка отражает следующие моменты:
Марки бакелизированнои фанеры
Марки фанеры | Характеристика марки | Область применения |
ФБС | Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится | Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях |
ФБС1 | На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола | — |
ФБВ | Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится | Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобилестроении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями |
ФБВ1 | На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола | Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях |
ФБС-А | На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола | — |
ФБС1 — А | На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная | Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении |
Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.
Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:
Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.
Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры
Наименование показателя | Толщина фанеры, мм | Значение для марок | |||
ФБС повышенной прочности | ФБС | ФБВ, ФБС-А | ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А | ||
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее | 5;7 | 88 | 88 | 78,5 | 59 |
10; 12 | 73,5 | 73,5 | — | — | |
14;16;18 | 68,5 | 68,5 | — | — | |
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее | |||||
поперёк волокон наружных слоев | 7 | 78,5 | 78,5 | 63,5 | — |
10;12 | 80 | 78,5 | 68,5 | — | |
14; 16; 18 | 90 | 88,2 | 78,5 | — | |
вдоль волокон наружных слоев | 10; 12 | 117,5 | 117,5 | 108 | 88 |
14;16;18 | 108 | 108 | 98 | 78,5 | |
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее | 5-18 | 1,76 | 1,76 | 1,47 | 1,47 |
4. Влажность, % | 5-7 | 6 + 2 | |||
10-18 | 8 + 2 | ||||
5. Плотность кг/м2, не более | 5-18 | 1200 |
Применение бакелизированной фанеры во время войны
Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны.
В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой.
Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.
Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл — Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.
Применение бакфанеры в настоящее время
С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.
В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.
Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.
В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.
Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.
Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.