Баклер это что такое
Рыцарский баклер: почему кулачный щит считался универсальной защитой в Средневековье
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Внешний вид баклера не был однородным. Так, на некоторых экземплярах можно было найти выступы рукоятки в форме своеобразных «усов», которые давали дополнительное преимущество в бою: с их помощью появлялась возможность блокировать большее количество ударов противника. Однако щитом с таким «апгрейдом» могли управляться только опытные бойцы.
Изготовлялись кулачные щиты по-разному. Чаще всего из делали из дерева, окаймляли края кожей, а металлическим был лишь умбон. Однако можно найти у другие виды щитов, как, например, полностью кожаные с добавлением отдельных элементов из железа или наоборот, цельнометаллические.
Постепенно техника фехтования мечом и баклером стала приобретать популярность в странах средневековой Европы. Но наивысшей точки расцвета это искусство получило в Испании и Италии. Уже в начале 16 века баклер стал неотъемлемым атрибутом не только обмундирования представителя дворянства, но даже его повседневного образа, наряду с мечом. Кулачный меч также был обязательным элементом в дуэльных поединках между дворянами.
В Испании особенно активно баклеры применяли во время ведения боевых действий. Частые упоминания о таких битвах можно и сегодня найти в исторических источниках. Так, например, Никколо Макиавелли приводил подробности об использовании баклеров в победном для испанцев бою со шведскими наемниками. Отметилось применение кулачного щита и в легендарной битве при Равенне в 1512 году.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Баклер
Содержание
Историческое развитие
Разновидности форм и материалов
Дерево + металл: Основу щита составляет деревянное полотно, собранное из досок, усиленное/(или нет) железом в виде металлических полосок разных форм и металлическим/каповым умбоном в середине. Согласно исследованию сайта www.royalarmouries.org дерево могло быть покрашено, а металл лужён. Заклёпки использовались латунные. Толщина досок была примерно 6-8 мм (проводя параллели со скандинавскими кулачными щитами).
Металл: В данном случае весь щит состоит из металлической пластины, или их совокупности (набор из деталей). Все щиты
Кожа + металл: Основа щита кожаная, с объёмными металлическими частями.
Формы: Чаще всего баклеры были круглые, но на страницах фехтбука Ганса Тальхоффера, на миниатюрах и барельефах встречаются др. разновидности самых разнообразных форм.
Распространение
Существует множество документов подтверждающих широкое распространение баклеров как в среде дворянского сословия, среднего класса, так и армиях — даже в большей степени, чем щиты. Большое распространение техника «меч и баклер» имела в Испании. В Германии и Англии баклер использовался исключительно при пешем единоборстве. [1]
Применение
Название баклера произошло от старого французского «bocle» (так обозначали умбон, то есть набалдашник на щите). В Испании XII-XIII веков французское «bocle» превратилось в «bloca», а в Германии его называли по-своему — «Faustschild», то есть кулачный щит. Ясности в вопросе происхождения баклера нет, но, согласно историкам, вряд ли он появился в Европе.
Поговаривают, что корни маленького щита уходят на Восток. Правда, в отличие от баклера восточные образцы вместо единственной рукояти по центру имели два ремня: один фиксировал предплечье, другой воин брал в руку. Считается, что в Европу кулачный щит мог попасть из Византии, где состоял на вооружении солдат еще в VIII веке. Впрочем, согласно изобразительным источникам раннего средневековья, такой щит применяли в бою и кельты, и франки. А с XII-XIV века баклерами и фальшионами вооружали легкую пехоту. Солдаты этого рода войск были довольно плохо экипированы, и в частности поэтому обладали одним очень неплохим преимуществом: в ближнем бою пехотинцы, не обремененные многочисленными доспехами, были хорошо подвижны, а значит эффективны.
Виды кулачных щитов с различными шипами
Так, в начале XVI века немало хлопот знаменитым швейцарским пикинерам доставили испанские пехотинцы: как описывает николо Макиавелли в книге «Искусство войны», вооруженные короткими клинками и баклерами, «испанцы проворно бросились на швейцарский строй и начали разить их столь яростно, что учинили великую бойню и завоевали полную победу».
Техника меча и баклера
Но изучение техники меча и баклера осложнено слабым вниманием, проявленным к ней учеными, занимающимися средневековыми войнами и историей фехтования. С одной стороны, она настолько вездесуща, что, казалось бы, не имеет большого значения, а с другой стороны по сравнению с рапирным фехтованием искусство меча и баклера выглядит грубым и бесхитростным. К тому же в то время, как другие щиты изменяли размер и форму, баклер оставался неизменным, таким образом не концентрируя на себе внимания историков. Кроме того он не имел геральдической функции, что также исключало его из некоторых областей исследования.
La Petit Defence ( малая защита )
Наследие, прошедшее сквозь века
Популярность баклера во все периоды Средневековья несомненна. В Холкхемской иллюстрированной Библии начала 14 века представлены изображения как конных рыцарей, сражающихся мечами и копьями, так и обычных пехотинцев (le commoune gent), вооруженных топорами, фальшионами, копьями и короткими мечами с небольшими круглыми баклерами (Прествич, стр. 115). В Своде законов шведского короля Магнуса Эрикссона, в главе о тяжких преступлениях, есть изображение людей, один из которых вооружен длинным мечом, а второй – мечом и баклером.
В битве при Айзенкуре в 1415 году единственной документально зафиксированной защитой английских лучников был баклер 1 фута в диаметре (Эдж, стр. 65). Бридпортский призывной лист 1457 года показывает, что множество обыкновенных ополченцев (включая пятерых, что было максимально допустимым числом, женщин) были вооружены мечом и баклером. Аналогично, в описании вооружения солдат Ричарда Глостера (будущего Ричарда III), составленном Домиником Манчини в 1483 году указано: «Меч сопровождается стальным баклером» (Эдж, стр. 128). Одними из главных сторонников такого типа вооружения были испанские пехотинцы начала 16 века. Они сеяли опустошение в битвах по всей Европе, даже среди знаменитых швейцарских пикинеров. Их излюбленной тактикой было приблизиться к строю пик и попробовать поднырнуть под древки, чтобы затем вскочить на ноги посреди вражеских рядов и начать разить противника своими короткими клинками.
Автор Вильбур Прескотт, описывая искусство войны в Испании времен позднего Средневековья, предполагает, что причиной профессионализма испанской пехоты меча и баклера начала 16 века был, как это неудивительно, значительный опыт, накопленный ими в осадных войнах позднего 15 века, в которых много внимания уделялось мастерству ближнего боя с использованием щита (Прескотт, стр. 26).
[2] Итало-английский словарь Флорио 1611 года переводит слова Brocchiero, Broccoliero как «баклер, тарч, щит». Хотя его обычно и описывали как схожий с баклером, тарч ( targe, targa, adarga ) являлся малым деревянным щитом, покрытым кожей, с металлической или кожаной оковкой. На некоторых также присутствовали металлические штыри или шипы. В отличие от баклеров, тарчи носились на руке подобно другим щитам. Обычно они были плоскими, а не выпуклыми. Елизаветинцы (Elisabethians) ссылаются на технику «меча и тарча» («Sworde and targat»). Слово «тарч» (targe) очевидно произошло от слова target, означавшего маленькую мишень, крепившуюся на манекенах для стрельбы из лука. Некоторые формы стальных щитов времен Ренессанса часто классифицируются как тарчи или итальянские ронделлы ( rondella ). Несмотря на то, что обычно они ассоциируются с шотландцами, они были в ходу на территории всей Европы. Пик их популярности пришелся на раннее Средневековье, а шотландцы использовали их последними.
[8] Интересно то, что плащ обернут вокруг руки тем же образом, который стал обычен в 16 веке.
Оружие рыцаря
Эгертон Кастл написал в 1880 году: «История всех старых школ боя сходна в том, что все они возникли в среднем классе общества» (Кастл, стр. 14). Но хотя историки часто ассоциировали технику меча и баклера с обычными пехотинцами, лучниками и конниками, есть прямые доказательства того, что баклер был также орудием рыцарей и использовался в среде высших классов воинского общества Средневековья. Пролог Чосера (Chaucer’s Prologue)1386 года, например, говорит в 588 строке о Миллере «с мечом и баклером у бедра» (A swerd and a bocler baar he by his side), но кроме того в строке 122 описывает и молодого рыцаря с тем же вооружением (“by his syde a swerd and a bokeler”).
Один из кодексов 13-го века изображает молодых людей, фехтующих мечами и баклерами под восхищенными взорами двух знатных дам. Рисунок (14 век) захвата рыцаря Гая де Гревиля в замке д’Эвро во Франции изображает его победителя несущим копье, при этом на бедре у него находятся меч и баклер. В английском псалтыре середины 14-го века на рисунке, показывающем битву Давида с Голиафом Голиаф предстает в виде рыцаря в пластинчатых доспехах того времени с мечом и баклером.
Наряду с длинным мечом, который использовался в пешем бою, конные рыцари часто изображались с короткими мечами и даже луками (хотя ни на этом, ни на других подобных изображениях щитов не видно). Даже сам св. Георгий на рисунках 15 и 16 веков показан в образе крылатого ангела в золотых доспехах с мечом и баклером или в виде рыцаря в пластинчатом доспехе опять же с мечом и баклером. На картине Судного дня 1452 года работы Петруса Критуса (в Gemaldegaleie, Staatlide museen, Берлин) архангел Гавриил в полном доспехе, вооруженный мечом и баклером, бьется с демонами.
Красочное изображение тренировок германских рыцарей (сер. 15 в.), включает в себя борьбу, битву на шестах, поднятие камней и фехтование мечом и баклером. В Der Freydal (1500) император Максимиллиан I изображен фехтующим даже в полной броне. Triumphzug Максимиллиана I также изображает стражников в его процессии вооруженными баклерами и длинными мечами.
Даже в 16 веке меч и баклер используются рыцарями также часто, как и обычными солдатами. Например на ацтекском изображении Кортеса и его рыцарей при осаде Теночтитлана в 1520 году они облачены в полный доспех, и некоторые из них вооружены баклерами и мечами. Знаменитый судебный поединок между придворными Жарнаком и Чатстайжнери также проводился на мечах и баклерах.
Баклер — Рыцарский кулак
Баклер – самый популярный щит Средних веков
Кроме маленького и скромного баклера, который умудрился просуществовать без значительных изменений с ХП до конца XVI века.
Долгое время рыцарей эпохи классического Средневековья представляли как закованных в броню гигантов, вооруженных тяжелыми мечами и добивающихся своих целей исключительно грубой силой. Настоящее искусство фехтования, как считалось, появилось только в эпоху Ренессанса, когда исчезли тяжелые доспехи, а воины вооружились изящными рапирами. Опровергнуть эту точку зрения смогли исследователи средневековых щитов, обратившие внимание на верный спутник любого фехтовальщика — баклер, он же «кулачный щит». Несмотря на свои скромные размеры, он был незаменим как в дуэли, так и на поле битвы.
Младший брат викинга
По одной из версий, первыми маленькие круглые щиты стали использовать ассирийцы еще в Античности. В VIII веке они появились у византийцев, а уже от них к XII столетию добрались до Западной Европы. Здесь их стали называть по-разному. Самое распространенное название «баклер» происходит от французского bocle — так называли умбон, металлический набалдашник на больших круглых щитах викингов и франков. В Германии использовалось собственное название Faustschild, то есть буквально «кулачный щит».
Баклер был значительно меньше щита викингов — всего около 20-40 см в диаметре. Отличался он от них и по способу использования. Так же как и викинги, средневековый воин сжимал в кулаке рукоятку, которая проходила через центр. Кисть руки, таким образом, пряталась в умбоне. Но у скандинавов часто имелся дополнительный ремень, накидывавшийся на плечо и распределявший часть веса. К тому же они редко действовали щитом активно, просто прячась за ним от ударов.
Рукоятка баклера иногда выступала за края, в виде своеобразных «усов».. Это расширяло возможности блокирования ударов, однако пользоваться такими продвинутыми экземплярами могли только опытные фехтовальщики. Хотя 90% известных баклеров круглые, на изображениях можно увидеть и более затейливые формы — квадраты, трапеции и даже восьмиугольники.
Материалом традиционно служило дерево. Из досок толщиной 6-8 миллиметров собиралось основное полотно, в центре ставился металлический умбон, а края обивались кожей! Иногда щит делался металлическим! целиком. Самые легкие варианты были полностью из кожи, лишь отдельные места усиливались металлическими деталями. Вес баклера редко превышал килограмм, что позволяло свободно держать его даже в вытянутой руке.
Последний шанс пехотинца
Очень активно баклер применялся при спонтанных поединках или стычках на городских улицах. Тут ими пользовались и простые горожане, и рыцари, не желающие откладывать вопросы чести до ближайшего турнира. Противники при этом часто были без доспехов, а потому уже в XIII веке сформировались довольно сложные школы фехтования. Строились они на одновременном использовании щита и меча. Баклер постоянно прикрывал атакующую руку, а также использовался для усиления блока. Иногда им били — по руке зазевавшегося оппонента или в лицо. При этом шипы или лезвия на баклеры ставили редко, хотя у ассирийских предков европейских щитов это как раз было обычным делом. Но можно найти образцы с шипами 30 сантиметров длиной и даже с «вилками», предназначенными для захвата вражеского клинка. В XVII веке в Англии пытались ставить внутрь баклера колесцовый пистолетный замок, чтобы в решающий момент выстрелить во врага. Но большой популярности эта идея не завоевала.
Техника фехтования с мечом и ба- клером того времени сильно отличалась от рубки на тяжелых мечах. Одним из главных приемов было «привязывание» вражеского клинка к своему. То есть мечи находились практически в постоянном контакте. Оказывая постоянно давление плоскостью своего клинка на клинок противника, фехтовальщик заставлял оппонента открыться и молниеносно наносил укол. А от ответных действий прикрывался баклером. Так как размашистых ударов по ногам практически не наносилось, то маленький размер кулачного щита себя оправдывал.
Верный спутник дворянина
Наивысшего развития техника фехтования мечом-баклером достигла в Испании и Италии. К началу XVI века маленький щит на поясе стал в этих странах таким же обязательным элементом повседневного костюма дворянина, как и меч. Их носили на ремне или цепляли прямо за сложный эфес. Соответственно, и дворянские дуэли того времени крайне редко происходили, когда у противников была занята лишь одна рука. Во второй обязательно был баклер или хотя бы плащ.
Испанцы продолжали активно использовать баклер на полях сражений. Много писавший о войнах своего времени выдающийся политический деятель XVI века Никколо Макиавелли рассказывает, как вооруженные короткими клинками и баклерами испанцы одержали победу над прославленными швейцарскими наемниками. Более подробно он описывает боевую тактику в повествовании о битве при Равенне в 1512 году. По его словам, испанцы с баклерами «ринулись на пики и, бросаясь наземь, проскальзывали под остриями, добираясь до ног пикинеров». В данном случае противостояли испанским бойцам немцы.
Закат кулачных щитов наступил в начале XVII века. Так что мушкетеры из романов Дюма обходились уже без них. К этому времени итальянцы (точнее, венецианцы) стали отдавать предпочтение другому оружию для левой руки — кинжалу-даге. От них эта мода постепенно расползлась по всей Европе. Дольше всех использовали кулачные щиты консервативные англичане, с подозрением относившиеся к любым новинкам, идущим с континента.
Одним из самых известных источников, из которых мы знаем о том, как выглядел средневековый баклер и как им действовали, является учебник фехтования под названием Royal armouries, или «Манускрипт 1.33». Написан он был в конце XIII века, причем автором являлся немецкий монах по имени Лютгер. На 32 пергаментных листах изображено множество иллюстраций, по которым можно понять основные стойки, атаки и защиты в бою с мечом и баклером. При этом один из фехтующих бойцов имеет характерную монашескую прическу (тонзуру) и, видимо, изображает самого автора. Похоже, тот постригся в монахи после довольно бурной жизни. Впрочем, на рисунках он либо защищается, либо принимает удары, но никогда не наносит урона своему противнику. Описанная техника владения мечом и баклером весьма изощренна и построена на семи классических стойках, из которых могут предприниматься разнообразные атаки. Были попытки оценить «Манускрипт 1.33» как пособие для полуспортивного фехтования, схваток для поддержания физической формы. Но большинство приемов ориентировано на уколы, которые на рыцарских турнирах запрещали из-за опасности для жизни. А в сопроводительных надписях прямо пишется о том, что противника нужно проткнуть.