бакунин анархист краткая биография
Михаил Бакунин
Михаил Александрович Бакунин
Михаил Александрович Бакунин родился в дворянской семье тверского помещика (18) 30 мая 1814 года. В семье было 10 детей. Пятнадцати лет от роду он стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, откуда его отчислили за нерадивость, дерзость и направили на службу в армию.
В 1835 году Бакунин вышел в отставку и переехал жить в Москву, где играл видную роль в кружке Н.Станкевича, был близок с В.Белинским, А.Герценом и Н.Огаревым. В эти годы Михаил Александрович увлекался философией И.Фихте и Г.Гегеля. В 1840 году он уехал за границу, жил в Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции.
В Берлинском университете Бакунин слушал лекции К.Вердера по логике и Ф.Шеллинга по «философии откровения». Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в статье «Реакция в Германии» (1842), которую приветствовали в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Бакунин познакомился с В.Вейтлингом и увлекся коммунистическими идеями. А вскоре познакомился с К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Его деятельность за границей обратила на себя внимание царских властей, которые потребовали его возвращения на родину. Но Бакунин не подчинился и в 1844 году заочно был приговорён Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу.
В России он был заключён в Петропавловскую крепость, где по предложению царя написал «Исповедь», в которой рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. В 1857 году Михаил Александрович был отправлен на поселение в Сибирь, но через четыре года бежал через Японию и США в Лондон.
Бакунин был «бунтарем». В любой стране, где бы он ни оказывался, он призывал людей к восстанию, свержению власти, пытался развязывать войны, и часто всё это ему удавалось. А ещё чаще своими чересчур агрессивными действиями он восстанавливал против себя власть, а нередко и своих соратников-революционеров, потому как своими выходками вредил их репутации.
За всю свою революционную карьеру Бакунин так и не пришел к какой-то единой программе. Вернее не определил, чего именно он хочет добиться путем революции. Он метался от славянофильства к западничеству, от гегельянства к социализму. Одно было ясно – текущая ситуация требует срочных мер насильственного характера.
В конце жизни Бакунин посвящал много времени написанию теоретических трудов о революционной деятельности. Он оставил богатое литературное наследие, а его книга «Революционный Катехизис» стала библией русских анархистов.
Умер Михаил Бакунин (19 июня) 1 июля 1876 года в больнице для Чернорабочих в Берне (Швейцария), даже при смерти оставаясь анархистом.
Краткий курс истории. Михаил Бакунин
30 мая (н. ст.) 1814 года родился Михаил Александрович Бакунин, всемирно известный теоретик анархизма, революционер, народник.
Свободный сын консерватора
Михаил Александрович был отпрыском достаточно богатого помещика, владевшего имением Прямухино в Тверской губернии. Александр Бакунин являлся одним из образованнейших людей своего времени, был предводителем тверского дворянства, выписывал европейские журналы, газеты, книги. В доме Бакуниных говорили на четырех иностранных языках. Глава семейства был, с одной стороны, консервативен, с другой – детей воспитывал в свободе. Михаил Бакунин, старший из сыновей и третий ребенок в семье, до 14 лет обучался дома, после чего был отправлен в артиллерийское училище, где вскоре начались конфликты с руководством. Из-за одного из них Бакунину не дали окончить училище и отправили в войска. Годы учебы и службы Бакунин посвятил изучению наук и философии, тогда же выучил польский язык, а тяга к знаниям не остывала в нем всю жизнь. В молодые годы Бакунин был сторонником и большим знатоком философии Гегеля, входил в кружок Станкевича. О Бакунине говорили, что он мгновенно сходился с людьми. Кстати, Иван Тургенев также входил в кружок Станкевича, а его произведение «Уездный лекарь», по сути, описывает завершение отношений Станкевича с сестрой Бакунина – Любовью.
Автопортрет М. А. Бакунина
Человек действия
Всяким развлечениям Бакунин предпочитал споры о философии. В 1840 году он переехал в Берлин, продолжил заниматься философией. В 1843 году, уже в Цюрихе, Бакунин проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину. В середине 1840-х годов Бакунин в Париже знакомится со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Прудоном и Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. Затем Бакунин заведет дружбу с немецким композитором Вагнером, а также лидером итальянского национально-освободительного движения Гарибальди и другими. Бакунин был человеком действия, что отличало его от большинства теоретиков-революционеров того времени. В 1848 году он принимал участие в революционных событиях в Париже. В 1849 году на стороне восставших участвовал в Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Затем были австрийские тюрьмы, снова смертный приговор, замененный высылкой в Россию, заключение в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь. Там Михаил женился и затем, в 1861 году, бежал. До последних лет Бакунин продолжал заниматься революционной деятельностью, скончавшись 1 июля 1876 года в Швейцарии.
Выступление М.А. Бакунина перед членами I Интернационала
Идеи
Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека. В центре внутренней жизни, то есть работы человека над собой, располагается, по Бакунину, понятие любви в смысле первоначала бытия. Одной из центральных мыслей Бакунина как теоретика анархизма была идея необходимости созидания, которое невозможно без разрушения, поскольку нужно сначала расчистить место для строительства. В 1847 году Бакунин пришел к идее панславизма – необходимости национального политического объединения всех славянских народов (абсолютное большинство которых тогда не имело суверенных государственных образований), которое станет «бомбой» для самодержавия и европейского миропорядка. Тогда же он сформулировал еще одну центральную анархистскую мысль: объединение человеческого общества и обществ «снизу» на основах федерализма, отрицание любых привилегий, уничтожение социального и экономического неравенства, а также всего несовместимого с принципами индивидуальной свободы. Особенностью Бакунина было то, что он кругом видел революционную ситуацию, воспринимая желаемое за действительное. Можно сказать, что жизненным кредо Бакунина было «бунт прямо здесь!». Впрочем, в конце жизни он признал, что Европа и Россия не готовы к осуществлению идеала анархии.
М.А. Бакунин в 1872 году
В друзьях и врагах Михал Саныч имел исключительно выдающихся современников: Маркс, Вагнер, Бисмарк, Достоевский, Герцен, Белинский, Боткин, Огарев, Жорж Санд, Тургенев, Гарибальди и (внезапно!) маленький Ницше.
Примечательно, что эпизод с Ницше Бакунину и не запомнился, но уж на Фридриха-то точно оказал влияние. Ницше был сыном смотрителя в здании, где располагался штаб революции. Как то раз разуваясь раздосадованный Бакунин швырнул не глядя сапог и попал в сами угадайте кого.
Теперь-то понятно откуда растут ноги у «Сверхчеловека» о котором талдычит Заратустра. 🙂
Бакунин своей энергией связывает эпоху Пушкина и самое начало эпохи Ленина (казалось бы такие бесконечно далекие времена). Он успел почти год немного подискутировать с Пушкиным в литературном салоне Петербурга, а когда лежал на смертном одре, где-то в далеком Симбирске, уже бегал и набирал силу 6-ти летний кудрявый мальчуган Володя Ульянов.
Теперь, боле-менее по порядку:
— Три неполных года хватило властям европейских стран, что бы прозреть кого они приютили, и стали откровенно заставлять Михал Саныча скитаться и мигрировать по Европе.
Еще через пару лет «Почта России» доставила ему весточку с Родины, что прав у него никаких нет и «крайне справедливый Басманный суд» уже приговорил его к каторге.
А Сибирские курорты Мише были вредны с детства.
— В Лондоне, могучая кучка Герцен-Бакунин-Огарев готовят восстание в Польше, и придумывают долгоиграющую фишку под названием «Освобождение Польши необходимо для свободы самой Роисси!». Чуете, как оно перекликается с нынешним «Освобождая Уркаину, мы освобождаем Россию»?
Это вечная фишка всех друзей России.
— Поднятое в Польше восстание привело к появлению в Российской Империи медали «За усмирение польского мятежа». Бакунин, пытался увлечь даже Гарибальди участием в восстании, но мудрый итальянец, сослался на возраст, раны и плохой общий анализ крови. Он тоже умел изображать больного в терминальной стадии.
— Прознав что Маркс организует «Интернационал», Бакунин не смог представить себе как это они, да вдруг без него. и примчался в Лондон к Марксу. Был красноречив, показался крайне вменяемым и получил право организовать франшизу интернационала в Италии (места уж там больно хорошие, чебак знатно берет, да).
— На излете карьеры, Бакунин без прежней энергии поучаствовал в революционном комитете Лиона, а его соратники побузили в Испании и Италии, на что Энгельс
съязвил: «бакунисты показали в Испании неподражаемый образчик того, как не следует делать революцию».
— Скончался спокойно и осознанно. Сам приехал в больницу умирать. В простую рабочую больницу. Но, сцуко, в Берне, не в Мухосранске. По всем революционным традициям.
— Проститься с ним пришло множество социалистов, и похоже, что большая часть из них присутствовала только для того, чтобы удостовериться что Бакунин действительно мертв, а не придумал очередную каверзу.
Михаил Бакунин. Краткая биография
19 век в русской истории богат на различных политических деятелей, от либералов до монархистов. Это было время, когда под влиянием европейских идей, а также русских реалий, общественные деятели пытались найти свой «рецепт счастья» для России. Одной из идеологий, возникших в 19 веке, был анархизм. Его идеологом был Михаил Александрович Бакунин.
Детство и юность
Михаил родился 18 мая 1814 года в Тверской губернии, в дворянской семье. Его родственники по материнской линии в 1825 году стали организаторами декабристского восстания: Никита и Сергей Муравьевы. Отец Михаила хотел, чтобы сын стал офицером. Так в 1829 году Михаил Бакунин стал студентом военного училища в Петербурге. Вначале военная карьера складывалась хорошо: он получил звание прапорщика и был отправлен на службу в Минскую губернию. Но позже был отчислен с офицерских курсов из-за конфликта с директором училища. В этот период проявляется бунтарский характер Михаила: он уходит в отставку, переезжает в Москву и собирается стать ученым и увлекается немецкой философией. Это приводит к серьезному конфликту с отцом.
Начало общественной активности
Во второй половине 1830-х годов Михаил Бакунин становится постоянным участником кружка Станкевича, гостями на котором были Пушкин, Герцен, Белинский и другие видные фигуры того времени. В 1839 году он решает покинуть Родину и отправляется на учебу в Берлин. Там он слушает лекции немецких философов, печатается в различных газетах и знакомится с местными революционерами. После того, как за ним начала следить местная полиция, решил переехать в Цюрих (Швейцария). В 1844 году в России принято решение о лишении Бакунина дворянских привилегий и ссылки «в случае возвращения в Россию».
Участие в европейских революциях
В 1848 году по всей Европе проносится революция «Весна народов». В Праге Бакунин участвует в съезде славян. Уже в 1849 году Михаил Александрович один из организаторов восстания в Дрездене. Вскоре немецкая полиция его арестовывает. По решению суда Бакунина должны были казнить, но вскоре он был помилован: казнь заменили на пожизненное заключение. В 1851 году Австрия предложила Германии отдать преступника «в руки русского монарха». Бакунина отправили в Россию.
Возвращение в Россию и вторая эмиграция
С 1851 по 1857 годы он находился в различных тюрьмах Петербурга. Из-за ухудшения состояния здоровья Александр II подписывает указ о замене тюремного заключения на «вечную ссылку в Сибирь». До 1861 года он находился в Томске (где женился), а затем в Иркутске. В 1861 года совершил побег, попал в Японию, откуда отправился в Англию транзитом через США. В Англии Герцен дал ему денег, а также взял в редакцию газеты «Колокол».
В 1862-1864 годах активно поддерживал польских повстанцев, организовывал сбор средств для них. Позже знакомится с Карлом Марксом. В 1869 году в Россию подпольно попадает перевод «Манифеста коммунистической партии», сделанный Бакуниным. С 1870-х годов проживает в Швейцарии, где и публикует работу, которая считает главным итогом всех политических размышлений Михаила Бакунина: «Государственность и анархия». Сам по себе Бакунин был коммунистом, сторонником левых взглядов, но в отличие от своих соратников пошел дальше в отрицании необходимости существования какого-либо государства.
В 1876 году Бакунин переехал в Берн, где спустя пару недель умер в местном госпитале. В этом швейцарском городе и был похоронен.
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Бакунин: анархизм
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) был одним из основателей анархизма.
Родился он в дворянской семье в деревне Премухино Тверской губернии. В семье, кроме него, было 4 сестры и 5 братьев. Они воспитывались в атмосфере искусства, литературы и окружающей природы. Став юнкером Артиллерийского училища, он столкнулся совсем с другим миром, в котором не было премухинской гармонии, а «искусная ложь не только не считалась пороком, но единогласно одобрялась». Некоторое время после окончания училища Михаил Бакунин служил в армии, но в 1835 г. вышел в отставку и переехал в Москву.
Увлечение идеями классической философии
Здесь он увлекся идеями немецкой классической философии, но, будучи романтиком, идеи Шеллинга, Гегеля и Фихте интерпретировал в романтическом духе. Он сблизился с Герценом и Белинским, которые, как и он, входили в кружок Станкевича.
Николай Владимирович Станкевич – русский философ, выпускник Московского университета. Он одним из первых организовал в России кружок, где обсуждались философские проблемы, в частности, немецкий идеализм, поскольку Станкевич был увлечен учением этого немецкого философа, хотя до конца так и не стал истинным гегельянцем, в то же время был сторонником гегелевской философии истории.
В этот период времени его друзьями становятся также В. Боткин, М. Катков, Т. Грановский, но со многими у Бакунина складываются непростые отношения. Во многом это было связано с особенностями его характера, о котором Белинский писал так: «Всегда признавал и теперь признаю я в тебе благородную львиную природу, дух могучий и глубокий, необыкновенное движение духа, превосходные дарования, бесконечные чувства, огромный ум, но в то же время признавал и признаю чудовищное самолюбие, мелкость в отношении к друзьям, ребячество, леность, недостаток задушевности и нежности, высокое мнение о себе насчет других, желание покорять, властвовать, охоту говорить другим правду и отвращение слушать ее от других».
Бакунин решает уехать в Германию, чтобы глубже изучить немецкую философию и жизнь, но как-то незаметно для себя переходит с философской позиции к политике. У него постепенно меняется круг друзей, в который уже входят лидер левых гегельянцев А. Руге, поэт-демократ Г. Гервег, композитор Р. Вагнер, проповедник утопического коммунизма В. Вейтлинг, французские социалисты П. Леру, Л. Блан, П. Ж. Прудон, коммунист Э. Кабе, деятели польского освободительного движения, А. Мицкевич, Карл Маркс — будущий идейный и политический противник, а пока уважаемый им человек. Его взгляды постепенно приобретают революционно-демократический характер, появляются первые политические статьи.
Он отвергал коммунистическое общество, но в то же время утверждал, что в основе «истинного коммунизма» лежат «священные права и гуманнейшие требования», что «коммунизм исходит не из теории, а из практического инстинкта, из народного инстинкта, а последний никогда не ошибается». Он уверял, что Европа находится «накануне великого всемирно-исторического переворота», что бедные и угнетенные массы свергнут существующий социально-политический строй и реализуют лозунги французской революции — «свобода, равенство и братство».
С 1843 г. он начинает менять места жительства в связи с тем, что на него начинаются гонения со стороны официальных властей, которые подстрекают царские дипломаты. В России его заочно приговаривают к каторжным работам в Сибири, таким образом Бакунин окончательно становится политическим эмигрантом и политическим борцом.
Когда в феврале 1848 г. во Франции началась революция, Бакунин спешит туда, и для него начинается, по его словам, «месяц духовного пьянства». Префект Парижа отзывается о Бакунине той поры так: «Что за человек! Что за человек! В первый день революции это просто клад, а на другой день надобно расстрелять». Для Бакунина наступает период метания по Европе: он то на границе России, где ищет поддержку среди польской демократии в «бунте» против императора Николая, то на славянском конгрессе в Праге, то волонтером в Пражском восстании (июнь 1848 г.), закончившемся поражением, то одним из руководителей восстания в Дрездене, после поражения которого арестован. Сначала его приговаривают к смертной казни, которую заменяют через полгода пожизненным заключением. Затем его передают в руки австрийского правосудия, которое также приговаривает его к смертной казни через повешение, но снова изменяет приговор в сторону пожизненного заключения, но тут же передает русским властям. В России его заключают сначала в Петропавловскую крепость, а затем переводят в Шлиссельбургскую, где он находится до 1857 г.
Камера Бакунина в Петропавловской крепости
Находясь в заточении, Бакунин пишет в 1851 г. Николаю I покаянную «Исповедь».
«Исповедь» М. Бакунина
После полуторамесячного пребывания М. Бакунина в Алексеевском равелине Петропавловской крепости император Николай I отдает приказ приступить к допросу пленника. Граф Орлов от имени императора потребовал от него письменного рассказа о немецком и славянском движении, при этом пояснил, что царь желает, чтобы Бакунин говорил с ним как духовный сын с духовным отцом, т. е. исповедовался, что на языке жандармов называлось «откровенным» и «чистосердечным» признанием и покаянием в соделанном. Конечно, Николая I больше всего интересовал вопрос о русском революционном движении и о связях с ним Бакунина.
В «Исповеди» он рассказал Николаю I обо всей своей жизни за границей, прибавив несколько поучительных замечаний насчет его внутренней и внешней политики, разоблачая перед ним сущность его самодержавной политики, с восторгом рассказывая о парижских революционерах. «Исповедь» имеет в общем покаянный характер и уничиженный тон перед царем, что производит неприятное впечатление.
Об «Исповеди» существует целая литература. Главный вопрос: насколько искренно «покаяние» Бакунина перед царем. Но после того как стали известны письма Бакунина из крепости, тайком переданные им в 1854 г. своим родным на свидании, сомнений не остается: Бакунин притворялся, чтобы обмануть своих врагов и скорее выйти на свободу с целью возобновления своей революционной деятельности. «Исповедь» была образцом притворства.
Приводим начало этой «Исповеди»:
«Ваше императорское величество,
Не могу выразить, государь, как я был поражен, глубоко тронут благородным, человеческим, снисходительным обхождением, встретившим меня при самом моем въезде на русскую границу! Я ожидал другой встречи. Что я увидел, услышал, все, что испытал «продолжение целой дороги от Царства Польского до Петропавловской крепости, было так противно моим боязненным ожиданиям, стояло в таком противоречии со всем тем, что я сам по слухам и думал и говорил и писал о жестокости русского правительства, что я, в первый раз усумнившись в истине прежних понятий, спросил себя с изумленьем: не клеветал ли я? Двухмесячное пребывание в Петропавловской крепости окончательно убедило меня в совершенной неосновательности многих старых предубеждений».
А вот ее окончание:
Другая же просьба, государь! Позвольте мне один и в последний раз увидеться и проститься с семейством; если не со всем, то по крайней мере со старым отцом, с матерью и с одною любимою сестрою, про которую я даже не знаю, жива ли она (Татьяна Александровна).
Окажите мне сии две величайшие милости, всемилостивейший государь, и я благословлю провидение, освободившее меня из рук немцев, для того чтобы предать меня в отеческие руки Вашего императорского величества.
Потеряв право называть себя верноподданным Вашего императорского величества, подписываюсь oт искреннего сердца
Освобождение
В 1857 г. Бакунин пишет «молящее письмо преступника» Александру II, который освобождает его из крепости и отправляет на вечное поселение в Сибирь. В своем письме к Александру II он писал, что собирается «готовиться достойным образом к смерти», на самом же деле, оказавшись на относительной свободе, он женился и осенью 1861 г. совершает побег через Восточную Сибирь, Японию и Америку в Лондон к Герцену и Огареву. Старые товарищи приняли его в состав издателей «Колокола». В Англии Бакунин сходу врывается в революционное движение: печатает пропагандистские произведения, в Швеции организовывает кампанию за солидарность с поляками в деле их освобождения от России, отправляется в Италию к Гарибальди с целью привлечь его к польскому освободительному движению. Гарибальди отказался, мотивируя свой отказ тем, что поляки его об этом не просят.
Во Флоренции Бакунин встречается с приехавшей из России женой и знакомится с художником Н. Ге, который пишет его портрет. Н. Ге так охарактеризовал Бакунина: «… он производил впечатление большого корабля без мачт, без руля, двигавшегося по ветру, не зная, куда и зачем».
Н. Ге «Портрет Михаила Александровича Бакунина»
В ноябре 1864 г. Бакунин вновь встречается с К. Марсом, но он уже задумал создание своего «интернационального революционно-социалистического тайного общества». Суть его сводилась к организации широкомасштабного заговора для осуществления международной революции. В ходе этой революции должны были быть уничтожены современные государства, а на их месте возникла бы вольная федерация народов. Свои мысли по поводу этого он изложил в работах «Международное тайное общество освобождения человечества» и «Революционный катехизис».
«Революционный катехизис» М. Бакунина
Основные положения этого произведения:
Для реализации идеи свободы и разрушения всех авторитетов Бакунин предлагал создать строго централизованную, дисциплинированную авторитетную революционную организацию, чья деятельность покрыта тайной. Этой работой Бакунин занимается в течение 1865-1867 гг., и вот осенью 1868 г. создается «Альянс социалистической демократии» под руководством Бакунина — малочисленная, но энергичная полутайная организация, имевшая свои секции в Швейцарии, Испании, Италии и Франции. В 1869 г. эта организация вливается в состав Интернационала.
В это время в поле его зрения появляется фигура С. Нечаева, который убедил Бакунина в том, что в России существует мощная революционная организация.
Бакунин безоглядно сделал ставку на Нечаева, которого мысленно уже представлял руководителем русской ветви своей организации. От Бакунина Нечаев получил авторитетный в глазах русской радикальной молодежи документ о его принадлежности к «Европейскому революционному союзу» за подписью М. Бакунина, деньги, поддержку и программное обеспечение. Бакуниным, Огаревым и Нечаевым были опубликованы листовки, брошюры, статьи, призывавшие к немедленной революции, к движению в народ, к организации бунтов и т. д. И только после процесса над нечаевцами Бакунин поймет, с кем он связался, но будет уже поздно. Его изгоняют из Интернационала, а его имя навсегда связывается с именем Нечаева. Ф. Энгельс пишет: «…бакунисты дали нам в Испании неподражаемый образчик того, как НЕ следует делать революцию».
В своих работах «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871 г.) и «Государственность и анархия» (1873 г.) М. А. Бакунин критикует теорию марксизма: «Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками». В этом он был прав. Его же идеей было: «Свобода может быть создана только свободою, т. е. всенародным бунтом и вольною организациею рабочих масс снизу вверх».
«Государственность и анархия» М. Бакунина
«Государственность и анархия» М. Бакунина
Анализируя историю рабочего движения, Бакунин считает, что его главным врагом является государство, которое «порабощает народные массы». Он различает в Европе отжившие «римско-католические» государства и «новейшие государства» («жидовское царство», «банкократия»), основанные на эксплуатации народного труда капиталом. Главными орудиями государства Бакунин называет фискальную бюрократию и полицейскую власть.
Государству Бакунин противопоставляет «социальную революцию», которая вдохновляется идеалами свободы, равенства и братства.
Первым необходимым условием революции он называет банкротство, вторым — веру в «общенародный идеал».
Будучи русским, Бакунин призывал к уничтожению «поганой Всероссийской империи», которую характеризует как «петербургский кабинет» или как «немецко-татарскую империю». Он отвергает и квасной патриотизм, и славянофильство, хотя положительно отзывается о славянах как о народе мирном и земледельческом.
Революция для Бакунина оказывается не национальной, но интернациональной, нацеленной на формирование общечеловеческого братства в форме федерации вольных общин, частью которой будет «общеславянская федерация».
Пролетариат Бакунин разделял на «нищенский» (истинно революционный) и «привилегированный» (буржуазный). Нищенский пролетариат больше характерен для Италии, привилегированный — для Германии.
Главной движущей силой своих идей и главным способом пропаганды среди этих масс он считал систему постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т. п., называя это пропагандою фактами.
Итог
Но опыт анархистов XX в. в России, Испании и др. странах показал, что это была дорога, ведущая куда угодно, но только не в царство свободы, справедливости и братства.
Бакунин и сам уже стал осознавать тупиковость своих идей и писал в 1874 г. Огареву в Лондон: «Я тоже, мой старый друг, удалился, и на этот раз удалился решительно и окончательно, от всякой практической деятельности, от всяких связей для практических предприятий…. Новое дело требует нового метода, а главное, свежих молодых сил, — и я чувствую, что для новой борьбы не гожусь… Живу я, впрочем, не сложа руки, но работаю много. Во-первых, пишу свои мемуары, а во-вторых, готовясь написать, если сил станет, последнее полное слово о своих заветнейших убеждениях, читаю много».
1 июля 1876 г. Михаил Александрович Бакунин скончался в Берне. На его похоронах не было ни одного русского.