бал в жизни дворянского общества и его отражение в русской литературе 19 века проект

Исследовательская работа Роль бала в русской литературе 19-го века

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

п. Ханымей Пуровского района

Роль бала в произведениях русской литературы

выполнена ученицей 9 класса

учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Ханымей

Карповой Анастасией Андреевной

учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Ханымей

Мельникова Ольга Васильевна

Глава I. Бал в жизни русского общества

    Из истории бала____________________________________________________стр.6

    Бальный этикет ____________________________________________________стр.7-8

    Бальный костюм___________________________________________________ стр. 9

    Глава II. Роль бала в русской литературе XIX века

      Роль бала в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».___________________ стр.16- 18

      Роль бала в романе «Евгений Онегин» _______________________________ стр.18-22

      Глава III. Заключение___________________________________________________ стр. 22-24

      Библиографический список______________________________________________ стр.24

      Исследовательская работа на тему:

      «Роль бала в произведениях русской литературы 19-го века»

      Красотою мир спасётся

      На балу мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию, и почитанию старости.

      Цель работы: исследовать роль бала в произведениях русской литературы 19-го века

      Исследовать историю возникновения и развития бала.

      Проанализировать эпизоды бала в произведениях А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя

      Сопоставить предназначение действа бала в жизни русского общества, с эпизодами бала из художественных произведений русской литературы 19 века и выявить роль бала в произведениях русской литературы 19 века.

      Если изучим историю бала и проведём анализ эпизодов бала из художественных произведений русской литературы 19 века, выявим роль бала в них, а это позволит понять замысел автора, будет способствовать воспитанию нравственных качеств, эстетического вкуса читающих, обогатит словарный запас, повысит культуру речи, расширит литературный кругозор, повысит интерес к чтению художественных произведений.

      Обоснование выбора темы

      Я начала читать искать литературу, изучать, сопоставлять полученные сведения эпизодами бала из произведений, давать ответ на поставленные вопросы, ведь не только ради красоты авторы включают в своих произведениях эпизоды бала.

      В наше стремительное время, время информационных технологий все заняты делами: взрослые на работе, мы в школе. Уроки, рефераты, секции, олимпиады, экзамены… Мы все куда-то торопимся. Нам надо всё быстрее сделать: написать, решить, прочитать. Из нашей жизни помаленьку уходит книга! Она частенько заменяется онлайн чтением или даже просмотром экранизаций произведений. А времени на развлечения абсолютно нет! А если и проводится какое-либо мероприятие в школе, то чаще всего в современном стиле, с минимумом атрибутов, или стилизованные.

      Из нашей жизни уходит красота! Мы не умеем танцевать, разговаривать красиво, вести себя на праздниках…Может быть, поэтому начинают возрождать балы. Иногда по телевидению показывают, как проводятся костюмированные бальные вечера с танцами, исполнением романсов. Смотришь и попадаешь в другой век, где были великолепные дома, огромные сияющие танцевальные залы, но самое главное: красивые люди, красивые отношения, прав ила поведения, которые строго соблюдались.

      Данная работа доказывает необходимость внимательного вдумчивого чтения произведений писателей-классиков 19-го века, так как в них авторы раскрывают перед нами огромный, красивый мир, особенно в эпизодах балов. Мы читаем о том, как готовились, как проводились балы, с какой целью, какие виды балов были, как одевались в эту эпоху. Мы проникаемся мыслью автора, понимаем, какие проблемы его волновали, ведь именно на балу чаще всего завязываются или разрешаются конфликты, знакомятся герои, раскрываются их характеры.

      Думаю, эта тема всегда будет актуальна. Явление бала очень красиво и интересно, а мы так мало знаем о нём! Очень жаль, что в наше время балов практически нет, и бальный этикет не входит в школьную программу.

      Несмотря на то, что существует очень много литературы по данной теме, но такой цельной, обстоятельной, рассматривающей все аспекты понятия бал, анализ сцен бала из нескольких произведений русской литературы 19-го века с четкими выводами нет. Думаю, в этом и новизна работы.

      история русского бала.

      роль бала в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, романе в стихах «Евгений Онегин» А. С Пушкина.

      происхождение слова бал, виды балов, танцы, бальный костюм, бальная музыка, угощение, одежда;

      эпизоды бала в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, романе в стихах «Евгений Онегин» А. С Пушкина

      анализ эпизодов художественных произведений.

      изучение концепций различных исследователей.

      Основные этапы исследования.

      1. В работе исследуется история русского бала: бальный этикет, виды балов, танцев, бальный костюм, музыки на балу, угощения, одежда и аксессуары дам и кавалеров, другие развлечения на балу, кроме танцев. Приводятся примеры из первого руководства по этикету и хорошему тону «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению» Петровской эпохи.

      2. Большая часть работы отведена анализу сцен бала в таких литературных произведениях XIX века, как комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова, рассказ Л.Н.Тостого «После бала», поэма «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, роман «Евгений Онегин» А. С Пушкина.

      3. Выявлена роль действа бала в жизни русского общества и в художественных произведениях 19-го века: все сцены бала играют бытоописательную роль, знакомят читателя бытом светского общества, его традициями и обычаями. Кроме этого в каждом произведении эти сцены имеют свою специфическую функцию:

      2) в рассказе «После бала» Л.Н.Толстой заставляет задуматься над тем, каким должен быть человек и может ли в одной душе сочетаться добро и зло. Он говорит о несправедливости правящего строя, о жестокости и неравенстве в николаевской России;

      3) в «Мертвых душах» мы видим, как хитроумный Чичиков, обманывая всех, получает уважение и благосклонность высшего света города, а затем здесь же и разоблачён. Сцена на балу у губернатора показывает читателю ситуацию, в которой проявляется внутренний мир Чичикова. Один из классиков назвал Чичикова «рыцарём денег». Можно сказать, что он живёт только деньгами. По существу, Чичиков превратился в мёртвую душу.

      4) В «Евгении Онегине» бал является своеобразной школой жизни. Онегин и Татьяна показаны в ключевых моментах своей судьбы, показан их душевный рост и их трагедия.

      4. В конце работы представлены выводы.

      Тема, которую мы рассматриваем в нашей работе, будет очень полезна и интересна и школьникам, и преподавателям литературы при подготовке к урокам по творчеству русских классиков, обучающимся и преподавателям истории при подготовке к урокам по разделам «Искусство и культура 19 века», к урокам ИЗО и МХК.

      Самое главное, я надеюсь, что у читателей появится интерес к творчеству и произведениям замечательных русских писателей.

      Глава I. Бал в жизни русского общества.

      Слово бал пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в, ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.

      По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

      . съедутся домашние друзья

      Потанцевать под фортепьяно.

      Мы « в трауре, так балу дать нельзя»

      Балы дает нельзя богаче,

      От Рождества и до поста

      И летом праздники на даче…

      Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

      Одной из разновидностей бала были официальные придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных.

      Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий.

      Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых.

      Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения. Вот как описывает благотворительный бал А.П., Чехов в повести «Анна на шее»: «Общедоступные балы для различных слоев населения. Здесь можно было видеть студентов, художников, мелких чиновников».

      Под маской все чины равны,

      И если маскою черты утаены,

      То маску с чувств снимают смело.

      «Маскарад» М. Ю. Лермонтов.

      Множество роскошно и разнообразно убранных комнат позволяли обществу то уединяться, то снова попадать в толпу, создавали фантастическое маскарадное пространство. Правда, из-за неразборчивости публики считалось, что порядочной женщине здесь не место, но так велик соблазн!

      Как женщине порядочной решиться

      Отправиться туда, где всякий сброд,

      Где всякий ветреник обидит, осмеёт;

      Рискнуть быть узнанной?

      Поэма «Маскарад» М. Ю. Лермонтов.

      Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале.

        На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

        При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

        Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

        На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах.

        По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

        Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты следует только в специально предназначенных для этого местах.

        Еще в Петровскую эпоху появилось первое руководство по

        Источник

        Исследовательская работа на тему «Бал в жизни общества и его отражение в русской классической литературе

        Выбранный для просмотра документ Реферат.docx

        Отдел образования и по делам молодежи муниципального образования

        «Медведевский муниципальный район»

        МОБУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»

        Школьная научно-исследовательская конференция

        СЕКЦИЯ русский язык и литература

        Бал в жизни общества и его отражение в русской классической литературе

        Выполнили: Александрова Ольга, Кугергина Кристина,

        обучающиеся 10 класса

        Руководитель: Бахтина И. И.,

        учитель русского языка и литературы

        2. Бал в жизни русского общества

        3. Тема бала в русской классической литературе

        А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

        А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

        3.3 Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир»

        IV Список используемых источников и литература

        Бал – настоящая находка
        Для юных франтов и для дам;
        Его с восторгом ждет красотка,
        Он праздник пасмурным отцам…
        Ф.Кони

        С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? С торжеством? С мечтой? Почти все девочки любили в детстве «Золушку» и ждали своего принца! И вы правы, потому что бал — время волшебства. Место встреч и место признаний, место, где завязываются знакомства и где, наконец, танцуют!

        Очень жаль, что в наше время балов практически нет, и этикет не входит в школьную программу. Давайте попробуем подробнее узнать про это волшебное завораживающее, а иногда трагическое действие!

        Мы выбрали тему бала в жизни общества и в русской классической литературе, потому что считаем, что бал был важнейшим структурным элементом дворянского быта XIX века и, будучи отраженным в произведениях литературы этой эпохи, играл большую роль в развитии сюжета. Рассматривать значение бальных сцен мы будем на примерах произведений А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и Л.Н.Толстого.

        Все вышесказанное и предопределило актуальность данной исследовательской работы.

        Цель нашей работы – доказать, что бал является важнейшим структурным элементом дворянского быта XIX века и сюжетным элементом, реализующим авторский замысел.

        Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

        1. Познакомиться со справочной, энциклопедической и критической литературой, посвященной данной теме.

        2. Выявить основные составляющие бала в русском обществе XIX века.

        3. Выявить роль сцены бала в литературе на примере произведений

        А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и Л.Н.Толстого.

        Говоря о бале, как о развлекательном мероприятии, можно сказать, что он настолько прочно вошел в быт дворянского общества, что уже не мог не отразиться в произведениях писателей ярчайшим способом. Зачастую, на паркете бальной залы происходили важнейшие события в жизни героев. Мы считаем сцены бала, его описание, едва ли не основополагающим действием в литературных произведениях. С помощью бала легче всего ввести нового персонажа, обозначить новый поворот в действии, и подчеркнуть важность происходящих во время бала событий. Наблюдая за поведением героев на балу, можно легко отметить основные черты характера, их отношение к развлечениям, окружающим их людям; рассматривая цели, с которыми тот или иной герой явился на бал, можно также определить личностные особенности героя.

        Первое упоминание о бале восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.

        На придворные балы эпохи Возрождения приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады — прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

        Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке; нередко давались балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры. Иногда весь бал превращался в аллегорический спектакль. Но в те времена люди умели искренне радоваться и непринужденно общаться, так что на балах, надо полагать, царило веселье, а отнюдь не высокомерие и чрезмерная торжественность.

        И пожалуй, нигде так не увлекались танцем, нигде не изучали его так тщательно, как во Франции в конце XVII века. Балы, устраивавшиеся при Людовике XIV, были необыкновенны! Они поражали роскошью нарядов и пышностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго. В то время говорили, что хорошо обученный танцам дворянин сможет лучше служить своему королю.

        До XVIII века бал являлся привилегией исключительно знати. Пока по указу Людовика XV не стали устраивать платные общественные балы в Оперном театре. Первый такой многолюдный публичный бал состоялся в 1715 году, и с тех пор среднее сословие за известную плату смогло принимать участие в этих посвященных исключительно танцам увеселениях. Позднее балы стали делить на официально-придворные, общественные, семейные. Понятно, что семейные балы не подчинялись строгому церемониалу и на них с удовольствием танцевали те, кому возраст уже не позволял предаваться этому развлечению на придворном балу.

        Бал в жизни русского общества

        В России о балах ничего не знали почти до начала XVIII столетия. Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил балы Петр I, их начали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Возможно, Петр ввел традицию светских праздников, маскарадов, гуляний, считая, что сблизит все сословия, а общение с дамами поможет смягчению нравов.

        Ассамблеи служили не только для забавы, но и «для рассуждения и разговоров дружеских». Высшие офицеры и князья, купцы и дворяне, чиновные особы и корабельные мастера могли здесь свободно общаться друг с другом, ухаживать за дамами, танцевать и участвовать в играх.

        Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину обыкновенно подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В особых комнатах курили, играли в шахматы и шашки. На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые только начинали выезжать в свет.

        Однако истинного блеска великосветские балы в России достигли в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II. Особенно популярны были при русском дворе балы-маскарады. Богатством и роскошью они поражали даже французов, считавших, что превзойти балы в Версале невозможно. При Елизавете Петровне на балах и маскарадах зачастую решались государственные вопросы. Ведь бал давал прекрасную возможность приблизиться к государыне или побеседовать с иностранным послом в неофициальной обстановке и в разговоре обронить нужную фразу. И не использовать эту возможность было просто глупо.

        На маскарадах Екатерины II веселились люди разных сословий. Каждый желающий мог получить билет в придворной конторе. И хотя купеческий зал был отдельным, никому не возбранялось переходить из зала в зал.

        XIX век стал веком массовых бальных танцев, живых и естественных. Балы времен царствования Николая Павловича поражали своей изысканностью и великолепием. А для молодого поколения они стали местом, где, по словам Вяземского, «учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились… и чинопочитанию и почитанию старости». Дворяне, состоявшие в тайных союзах, будущие декабристы, на балах заводили нужные знакомства, обсуждали взгляды, находили единомышленников.

        Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые начинали выводить в свет.

        Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п. Вот как описывает благотворительный бал А.П., Чехов в повести « Анна на шее».

        Подобные же наставления издавались и позднее. Среди них были и написанные в стихах:

        Старайся, чтоб твой нос был свеж и чист;

        Не фыркал, не сопел, не издавал бы свист,

        Старайся за столом так руки держать,

        Чтоб платья дам не замарать.

        В последние годы о частных балах почти ничего не слышно. Благотворительные балы и балы, устраиваемые по случаю первого выхода девушек в свет, вытесняющие частные балы по всей стране, тем не менее, очень на них похожи с точки зрения традиций, правил и процедуры их проведения.

        Цвет и отделка бальных платьев могли быть любыми. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна.

        Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама обычно надевала головной убор: легкую шляпу без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. В этом правиле сказался старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись на балах без головных уборов.

        Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, «не бальной» материи-бархата, шелкового штофа, шерсти и т.п., чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку, называвшуюся сорти де баль.

        В произведениях русских писателей встречаются такие описания нарядов.

        «…Анна была не в лиловом, как этого непременно хотела Кити, но в черном низко срезанном бархатном платье. Вес платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, были маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами Прическа ее была несметна. На точеной крепкой, на шее пыла нитка жемчугу…» (Л. Н. Толстой «Война и мир»).

        Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно непрочными. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки. В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в Х I Х веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях почему-то не возбранялось.

        Тема бала в русской классической литературе

        А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

        Дворянская Москва ярче всего раскрылась в 3 действии комедии, в сцене бала. Здесь она противопоставлена Чацкому, как новой, им еще неизвестной силе. Огромная заслуга Грибоедова в том, что он создал широкую сатирическую картину жизни дворянского общества тех лет. Он не ограничивался изображением Фамусова и Скалозуба, а расширил картину введением других персонажей – гостей в доме Фамусова. Все эти люди объединены общими взглядами, но каждый имеет свой яркий сатирический портрет. Вот перед нашими глазами проносится доносчик и картежный шулер Загорецкий, чинно прохаживаются вздорные и брюзгливые Хрюмины, семенят нелепые Тугоуховские. Все уважительно обходят властную, грубую, деспотичную Хлестову. Рядом с кем-то болтает глупый и ветреный Репетилов. Вот Наталья Дмитриевна Горич при всех отчитывает своего слабохарактерного мужа Платона Михайловича. Злая, недовольная всем Хрюмина-внучка считает себя приверженкой хорошего тона, поэтому разговаривает исключительно на французском языке. Сейчас она веселится в доме Фамусова, а после будет нещадно ругать и его, и всех гостей. Многочисленные князья Тугоуховские признают в людях только знатность, богатство и чины. Княжны интересуются только нарядами и сплетнями, а их родители озабочены поиском выгодной партии для дочек. Заядлые сплетники господа N. и D. злорадно распространяют слух о сумасшествии Чацкого.
        Но это еще не вся дворянская Москва. Из разговоров гостей мы узнаем, что подобных им людей великое множество (Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна, Марья Алексеевна и другие). Гости Фамусова во главе с хозяином дома олицетворяют собой косность, моральное ханжество, нравственное уродство и пошлость. Об этой «мучителей толпе» Чацкий говорит:

        В любви предателей, вражде неутомимых,
        Рассказчиков неукротимых,
        Нескладных умников, лукавых простаков,
        Старух зловещих, стариков,
        Дряхлеющих над выдумками, вздором.

        Это общество не может простить лишь одного: ума, свободного образа мыслей, независимости мнений, нравственного превосходства Чацкого. Поэтому они с такой ненавистью преследуют героя и с такой готовностью подхватывают сплетню о его сумасшествии. Я думаю, не случайно этот слух распускает именно Софья. Такой поступок является огромнейшим предательством с ее стороны. Мне кажется, что тем самым она стала полноправным членом фамусовского общества. Раньше она чем-то отличалась от своего окружения, за это ее и полюбил Чацкий. Я считаю, что Софью можно назвать еще одной жертвой дворянской Москвы.
        И только Чацкий не поддается обществу Фамусова. Со всей своей силой он обрушивается на невежество, косность, низкопоклонство. В своем знаменитом монологе о «французике из Бордо» герой негодует по поводу «пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному:

        Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;
        Ни звука русского, ни русского лица
        Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
        Своя провинция.
        Так же в этом монологе Чацкий негодует по поводу «чужевластья мод», ведет борьбу за достоинство русского народа:
        Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
        Чтоб умный, бодрый наш народ
        Хотя по языку нас не считал за немцев.

        В этом эпизоде мы понимаем, что Чацкий не одинок. Кроме фамусовской Москвы есть и другая Россия. Это двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил»: «…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и в безверье».

        Из всего выше сказанного мы можем увидеть, что Чацкий не угоден фамусовскому обществу, поэтому слух о его сумасшествии все восприняли со злорадством. Пущенный Софьей, он обрастает всевозможными, порой фантастическими слухами. Говорят, что Чацкий сидел на цепи в сумасшедшем доме, что он «пошел в пусурманы», что его записали в солдаты и так далее. По меркам дворянского общества Чацкий и есть сумасшедший. Он чересчур свободен в своих мыслях и поступках, что приравнивается высшим светом к сумасшествию.

        Данный эпизод имеет огромное значение для развития и понимания всей комедии. Без сцены на балу мы бы не могли в полной мере увидеть всю отвратительность и губительность фамусовской Москвы. В этом эпизоде распространяется слух о сумасшествии Чацкого, после которого ему приходится бежать из города. Кроме того в этой сцене в полной мере показано противостояние высшего света и Чацкого, в котором он терпит внешнее, но не внутреннее поражение.

        . А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

        В «Евгении Онегине» сцены бала являются ключевыми. Всё географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция. Сцены бала можно распределить условно по трем группам: 1) Петербургский бал и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну; 2) Московский бал в Благородном собрании; 3) Бал на именинах Татьяны в деревне.

        Мы лучше поспешим на бал,

        Куда стремглав в ямской карете

        Уж мой Онегин поскакал. (1, XXVII )

        Танцы занимают в «Евгении Онегине» важное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Бал в эпоху Онегина начинался польским полонезом. В «Евгении Онегине» полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята» т. е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Умение танцевать мазурку считалось в светском обществе обязательным. В числе достоинств Онегина было и то, что он смолоду « легко мазурку танцевал ».

        Вошел. Полна народу зала;

        Музыка уж греметь устала;

        Толпа мазуркой занята;

        Кругом и шум и теснота; ( I, XXVIII )

        Отличие между столицей и провинцией выражалось в противопоставлении «изысканного» и «бравурного» исполнения мазурки, представители высшего света скользят по лаковым полам, а поместное дворянство лихо отплясывали. Пушкину ближе искренние, хотя и наивные жители глубинки.

        Мазурка раздалась. Бывало,

        Когда гремел мазурки гром,

        В огромном зале все дрожало,

        Паркет трещал под каблуком,

        Тряслися, дребезжали рамы;

        Теперь не то: и мы, как дамы,

        Скользим по лаковым доскам.

        Но в городах, по деревням

        Еще мазурка сохранила

        Припрыжки, каблуки, усы

        По мнению Ю.М. Лотмана, бал не фигурирует в «Евгении Онегине» как официально-парадное торжество, и поэтому полонез не упомянут.

        Бал у Лариных начинается со второго танца — вальса. Пушкин характеризует вальс так:

        Однообразный и безумный,

        Как вихорь жизни молодой,

        Кружится вальса вихорь шумный;

        Чета мелькает за четой… (5, XLI )

        Завершает бал котильон. Он объединял в себе фигуры вальса, мазурки и польки, это танец в какойто степени импровизационный: задавала тон и определяла фигуры первая пара, кавалер даже командовал оркестром. Котильон танцевали «до упаду». « …Поэт конца мазурки ждет /И в котильон ее зовет… И бесконечный котильон / Ее томил, как тяжкий сон ». Речь идет о Ленском и Ольге Лариной.

        Под какое музыкальное сопровождение танцевали и пели? В богатых домах и разного рода «собраниях», то есть клубах, нанимали оркестр, обычно же играло фортепиано. Про Ленского говорится:

        Садился он за клавикорды

        И брал на них одни аккорды. ( 6, XIX )

        Клавикорды вышли из моды к началу XIX века. Историки полагают, что клавикордами по инерции часто продолжали называть сменившее их фортепьяно. Котильон утомителен только для Татьяны, потерявшей интерес к балу, на котором она обделена вниманием Онегина. Тяжко на балу тому, кто не включается в его одуряющую кутерьму.

        Буянов, братец мой задорный,

        К герою нашему подвел

        Татьяну с Ольгою… (V, XLIII, XLIV)

        Имеют в виду одну из фигур мазурки: к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров) с предложением выбрать. Выбор себе пары воспринимался как знак интереса, благосклонности или (как истолковал Ленский) влюбленности. Второй танец с незнакомыми воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета. Так, герои романа подобным образом нарушили бальный этикет Ольга Ларина и Онегин:

        Спустя минуты две потом

        Вновь с нею вальс он продолжает;

        Все в изумленье. Ленский сам

        Не верит собственным глазам. (5, XLI )

        Балы заканчивались под утро. Усталые, полусонные гости разъезжались по домам:

        Что ж мой Онегин? Полусонный

        В постелю с бала едет он:

        А Петербург неугомонный

        Уж барабаном пробужден. (1, XXXV )

        Люблю я бешеную сладость,

        И тесноту, и блеск, и радость,

        И дам обдуманный наряд; (1, XXX )

        На паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа.

        Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя: быт, одежда, время проведения которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик.

        Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа.

        Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир»

        Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях».

        Внешний облик самого бала — это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, «царица Петербурга графиня Безухова», «танцор-адъютант, начавший бал», — все, «смешавшееся в одну блестящую процессию». Но это не просто обыкновенный петербургский бал — это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.

        Князь Андрей сыграет немаловажную роль в судьбе Наташи. Бал — одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним Бориса Друбецкого — первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней Борис перестал бывать у Ростовых.

        Автор мастерски изобразил переживания Наташи. Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал и Наташа впервые представляет, что ей предстоит увидеть и пережить. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты», — психологический комментарий автора здесь очень выразителен. И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.

        Когда Ростовы приехали на бал, «хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, так же встретили и Ростовых. И две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели. Но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе и вспомнила, может быть, все свое золотое невозвратное девичье время и свой первый бал».

        Когда танцевали польский и Наташа не была приглашена, получилось так, что каждый из мужчин, сыграющих в будущем важную роль в жизни Наташи, не заметил ее: «князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно, их не узнавая, красавец Анатоль взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стену, Борис два раза прошел мимо и всякий раз отворачивался». А когда «адъютант-распорядитель» и красавица Элен танцевали первый тур вальса, мы невольно вместе с Наташей переживали, что не она сейчас танцует. Благодаря мастерству Толстого-писателя мы видим фальшь светского общества во время бала.

        Итак, на балу присутствуют все три главных героя романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и Наташа, через которую в данном случае Толстой выразил свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света — «шут гороховый», а князь Андрей — грубиян, который «с дамами обращаться не умеет». В то же время Наташа с радостью смотрит на знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об «очень хорошем». А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который «с Сперанским какие-то проекты пишет», но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в «трепещущей» Наташе огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу. Когда князь Андрей танцевал с Наташей «один из веселых котильонов перед ужином», он напомнил ей об их встрече в Отрадном. В этом есть некая символичность. В Отрадном произошла первая встреча князя Андрея и Наташи, формальное знакомство, а на балу — их внутреннее сближение.

        «Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем», — и еще многое сказала князю Андрею улыбка Наташи. Именно после первого танца Наташу заметили, оценили, и она пользовалась успехом у мужчин.

        На протяжении романа мы встречаем Наташу почти во всех жизненных ситуациях. Толстой дает нам возможность полностью узнать характер главной героини. Эпизод первого бала Наташи Ростовой примечателен тем, что мы видим душу героини в движении: от минуты отчаяния до вершины наивысшего счастья. В отчаянии она замыкается и задает вопросы только себе: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?» В минуты же наивысшего счастья ее душа открыта для всех: она готова подарить свою любовь князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру, «передать ему излишек своего счастья», дарит счастливые улыбки отцу. Может быть, именно за это безграничное душевное тепло Толстой и любит свою героиню.

        Источник

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *