Балабушка что это такое
Как приготовить балабушки? Рецепты белорусской глубинки
Почему «балабушки вкуснее от бабушки»? И вообще, что это за балабушки такие? Если кратко, то балабушки — старинное белорусское блюдо, которое издавна готовят в постные дни хранители народных традиций в деревнях вблизи Осипович.
Осиповичи — районный центр Могилёвской области, за пределами Беларуси известный в основном как крупный железнодорожный узел. Но вокруг стальных магистралей на отвоёванных от болот территориях раскинулись обычные белорусские деревни, жители которых хранят и передают оригинальные рецепты местной кухни из поколения в поколение.
Балабушки — простое, постное, но сытное блюдо, которое готовят не каждый день. На мой взгляд, не потому, что ждут праздника или поста, а по причине не совсем обычного рецепта. Для приготовления балабушек используют семя льна.
Лён для белорусов — традиционная техническая культура. Местные мануфактуры издавна славились льняными тканями, тогда как хлопка на белорусских полях никогда не было. Но сложилось так, что некогда процветающая отрасль постепенно пришла в упадок. В последние годы льноводство хотя и «поднимается с колен», но очень медленно.
Наверняка в старину, когда льном засевались поля возле каждой деревни, семя льна было более популярным, чем в наши дни. Сегодня этот продукт питания практически забыт, его вытеснили другие продукты, производить которые проще и выгоднее. Забыт лён совершенно необоснованно, учитывая его питательную ценность. Интерес к семени льна, просыпающийся в последние годы, вызван его полезными свойствами, значение которых отмечали ещё Авиценна и Гиппократ.
Семя льна богато белком, по составу схожим с соевым. Кроме белка в нём до 40% жиров, 22% углеводов и 8% клетчатки. Масла из льняного семени получают вдвое больше, чем из сои, а биологически активных жирных кислот, тех самых знаменитых Омега-3, в льняном масле на треть больше.
Кроме льняного семени для балабушек понадобится «стратегический» белорусский продукт — картофель. Соотношение примерно следующее: на 5 средних картофелин используют четверть стакана льняного семени, да ещё соль по вкусу. Вот и все ингредиенты.
С картофелем всё просто, его чистят и варят, как обычно. В деревне — зачастую по старинке, в чугунке и в печи, а в городе — в кастрюльке на газовой плите или в новомодной мультиварке. Отварной картофель толкут в пюре без всяких излишеств, вроде сливочного масла, молока или сметаны.
Со льном сложнее. Сегодня семя льна непросто найти в продаже. Но в деревнях кое-где лён растят до сих пор «для себя», перерабатывая по старинной технологии, как и предки.
Льняное семя для приготовления балабушек надо истолочь, а затем просеять через сито. Для измельчения селяне используют деревянную ступку и толкач. «Терпение и труд всё перетрут», — поговорка как раз для такого случая.
Впрочем, современная кухонная техника предоставляет массу возможностей, чтобы облегчить эту операцию. Используя блендер или кофемолку, можно получить льняную муку любой степени помола.
Измельчённое и просеянное льняное семя добавляют в толчёную картошку, подсаливают, перемешивают массу и лепят из нее овальные пирожки-котлетки размером с половину ладошки. Чтобы «тесто» не приставало к ладоням, их смазывают растительным маслом. Чем дольше и энергичнее катать балабушки, тем ровнее и плотнее они получаются.
Готовые балабушки выкладывают на сковороду и отправляют в протопленную печь «на лёгкi дух». В городе их запекают в обычной духовке на противне в течение 10−15 минут. Достаточно, чтобы балабушки просто подрумянились.
__________________
От редакции
С условиями публикации конкурсных статей можно ознакомиться здесь. Мы ждём ваши рецепты!
Григорий Антонович Балабушка, легенда бильярда с деревянным протезом вместо пальца
На фото великий мастер бильярдных киёв, которого специалисты и коллекционеры называют не иначе как «Страдивари бильярдного кия». Изготовленные мастером бильярдные кии стали именем нарицательным, их так и называют «Balabushka».
Вы наверняка слышали это имя в фильме Мартина Скорсезе «Цвет денег». Где молодой Том Круз сыграл ученика бильярдного аса в исполнении легенды — Пола Ньюмана. Крузу фильм принес похвалы критики и место в списке самых сильных молодых актеров Голливуда, Полу Ньюману – «Оскар». И еще одному человеку «Цвет денег» принес славу и известность. Герой Круза Винсент Лаурия с восхищением произнес его имя, в первый раз трепетно принимая кий из рук Эдди Фелсона (Ньюман): «»Балабушка», в сравнении с ним все другие лопаты!»
«Григорий Балабушка родился 9 декабря 1912 года. В возрасте 12 лет родители Антон и Наталья увезли его из Российской Империи вместе с сестренкой Мэри. На первой работе Джордж Балабушка — а именно такое имя вписал в документ сотрудник иммиграционной службы на Элис Айлэнд (Нью Йорк) — разрабатывал и изготавливал деревянные игрушки. Потом перешел на другую фабрику, которая выпускала уже детскую мебель.
Здесь с ним произошел неприятный инцидент: при работе на ленточной пиле Балабушка лишился среднего пальца на руке. Пришлось пользоваться пластиковым протезом, однако тот, неудобный и неаккуратный, совершенно не устроил Джорджа. Тогда он сам сделал себе протез из дерева. При этом столярное мастерство его было настолько велико, что даже друзья долгое время не догадывались об отсутствии у Балабушки пальца.
По мере развития своих профессиональных навыков, он начал заниматься производством аккордеонов. В 1951 году Балабушка запатентовал механизм сгибания ножного протеза, изобретенный им двумя годами ранее.
Несмотря на занятость на фирме Джордж Балабушка отдавал немало времени бильярду. Сначала как игрок, а затем и как хозяин зала в Бруклине на 5 Авеню, который он приобрел в 1959 году на пару с Фрэнком МакГауном. Тогда же Балабушка начал ремонтировать поломанные в бильярдном зале кии. К концу 1959 года он ради интереса изготовил несколько образцов и подарил их друзьям на Рождество. Изделия Балабушки быстро стали популярными, количество заказов начало расти.
В 1960–1962 годах Балабушка в свободное от работы время производил от 20 до 30 киев ежегодно. К концу 1962 года его известность среди профессиональных игроков выросла до такой степени, что Джорджу пришлось продать долю в бильярдном зале и превратить гараж в мастерскую. Свой многолетний опыт работы по дереву, а также опыт игрока Балабушка вкладывал в инструменты, уделяя огромное внимание дизайну и конструкции. Позже некоторые элементы его техники стали стандартами в изготовлении киев, а один из них получил название «кольца Балабушки».
По оценкам экспертов Джордж Балабушка за свою жизнь изготовил от 1000 до 1200 киев, но в середине 60–х годов, когда его имя стало самой популярной маркой в мире бильярда, фальшивые кии «с подписью» Балабушки стали все чаще появляться на рынке. Сейчас их количество исчисляется сотнями, что затрудняет оценку общего количества изготовленных «Богом бильярдного кия» инструментов, но за подлинники коллекционеры и профессионалы выкладывают десятки тысяч долларов.
Последний кий Джордж Балабушка изготовил в декабре 1975 года для техасца Джима Теннера. Отправив инструмент и вернувшись из почтового отделения домой знаменитый киймэйкер скоропостижно скончался. Джим Таннер в письме супруге Балабушки Жозефине пообещал бережно хранить реликвию и относиться к ней с уважением достойным великого мастера: «Великого мастера уже нет среди нас, но всякий раз, когда вы смотрите на изготовленный Балабушкой кий, то оживает память о нём, как о величайшем киймэйкере когда–либо жившем на Земле».
В 1994 году один из киёв «Балабушка» был куплен коллекционером за 45 000 долларов. А в 1998 году собрание из тридцати киёв «Балабушка» и шести киёв другого известного мастера было оценено в два миллиона долларов. Имя их создателя в 2004 году было внесено в зал Славы Бильярдного конгресса Америки.»
Balabushka: история, которой можно гордиться
Компания ФОРТУНА продолжает активно расширять ассортимент профессиональных киев для пула. К моделям таких известнейших брендов, как Predator, Viking, Poison и Cuetec, добавились изделия прославленной и самой почитаемой среди многих бильярдистов Северной Америки марки Balabushka. Названный по имени своего создателя, американца русского происхождения Джорджа (Георгия) Балабушки, бренд стал родоначальником многих технологических приемов в изготовлении киев и соединил в себе лучшие традиции кьюмейкеров США, которые продолжают и по сей день.
История Балабушки совершенно нетипична для обычного американского изготовителя киев. Он родился в России и, пережив Первую мировую войну и Октябрьскую революцию, в двенадцать лет вместе с родителями эмигрировал в Штаты. Первое и очень долгое время он зарабатывал на жизнь, изготовливая деревянные детские игрушки и мебель. Его продукция пользовалась неизменным успехом, однако по-настоящему талант столяра у Джорджа проявился, когда он объединил профессию и свою любовь к бильярду. В 1959 года, открыв с партнером собственный бильярдный клуб, Балабушка стал ремонтировать и создавать кии для своих друзей. Постепенно его изделия привлекли внимание лучших игроков того времени, их популярность быстро росла, и с 1964 года, последние шестнадцать лет своей жизни, Балабушка полностью сконцентрировался в своей работе только на производстве бильярдных киев.
Балабушка первым применил целый ряд технологических инноваций, которые затем в массовом порядке стали использоваться другими мастерами-кьюмейкерами и фабриками по производству киев. Повсеместное использование ирландского льна в качестве обмотки для киев началось именно с него. Он же первым стал использовать клен с прямой текстурой в то время, как остальные производители работали только с кленом «птичий глаз» или скалистым канадским кленом. Придуманную им особую окантовку краев обмотки назвали «кольцами Балабушки».
В феврале 1993 года имя Джорджа Балабушки было посмертно внесено в почетный список славы Американской Ассоциации Производителей Киев (American Cuemakers Association), а в 2004 году имя George Balabushka было включено и в список славы Бильярдного Конгресса Америки (Billiard Congress of America).
В 1989 году вышел фильм Мартина Скорсезе «Цвет денег», главные роли в котором сыграли Том Круз и Пол Ньюман. Цвет денег — зеленый цвет долларовых банкнот — такой же, как цвет сукна на бильярдном столе, вокруг которого вращается жизнь героев. Консультантами картины выступили звезды пула, но главной бильярдной звездой стали не они, а кий «Балабушка».
«Неужели это «Балабушка»?» — потрясенно спрашивает герой Тома Круза, с трепетом принимая из рук своего наставника старый кий. Нет, это была не «Балабушка». То, что по сюжету являлось творением «Страдивари бильярдного мира» Джорджа Балабушки, на деле было внешне похожим на него кием J19 производства Joss. Достать настоящую «Балабушку» 60-х создателям фильма не удалось — слишком дорого.
Джордж Балабушка родился 100 лет назад без одного дня, 9 декабря 1912 года. При рождении он был назван Григорием Антоновичем, а имя «Джордж» получил в 1924 году, когда его семья (родители вместе с ним и его младшей сестрой Мэри) эмигрировали из родной России в США. Именно так записал имя Григория Балабушки чиновник при пересечении семьей американской таможни на острове Эллис в Нью-Йоркской бухте.
Семья разместилась в переселенческом квартале, где ютились представители самых разных национальностей. Жили небогато. Денег на покупку многих необходимых вещей не хватало, и приходилось своими руками делать одежду, обувь, мебель. Свою трудовую деятельность Джордж Балабушка начал на Нью-Йоркской фабрике по производству деревянных кубиков для детских садов и школ в качестве производителя игрушек. Потом перешел на другую фабрику, которая выпускала уже детскую мебель.
Здесь с ним произошел неприятный инцидент: при работе на ленточной пиле Балабушка лишился среднего пальца на руке. Пришлось пользоваться пластиковым протезом, однако тот, неудобный и неаккуратный, совершенно не устроил Джорджа. Тогда он сам сделал себе протез из дерева. При этом столярное мастерство его было настолько велико, что даже друзья долгое время не догадывались об отсутствии у Балабушки пальца.
По мере развития своих профессиональных навыков, он начал заниматься производством аккордеонов. В 1951 году Балабушка запатентовал механизм сгибания ножного протеза, изобретенный им двумя годами ранее.
Еще во время работы на мебельной фабрике Джордж Балабушка познакомился со своей будущей женой Жозефиной, которая тогда жила через дорогу от предприятия. Впоследствии у них родилось двое сыновей, оба из которых были названы в честь отца: один — Джорджем, а второй — Грегори. Исследователи отмечают огромную роль, которую сыграла Жозефина не только в личной жизни Джорджа Балабушки, но и в его становлении Легендой бильярда. Она оказалась достаточно понимающей, терпеливой и самодостаточной женщиной, чтобы предоставить мужу возможность спокойно совершенствоваться в занятии любимым делом столько, сколько тому было необходимо.
А, пожалуй, самым любимым делом для Джоржда был бильярд. Балабушка являлся заядлым игроком в прямой пул, принимал участие в соревнованиях и проводил много времени в компании профессиональных спортсменов. В 1959 году он совместно с партнером Фрэнком МакГауном приобрел бильярдный зал, расположенный в Бруклине на 5 Авеню и 50 Стрит. В зале регулярно ломались и повреждались кии, и Балабушка в качестве хобби стал заниматься их ремонтом. К концу 1959 году ему в голову пришла мысль сделать несколько киев самостоятельно и подарить их друзьям на Рождество. Именно с этого момента и начинается становление Джорджа Балабушки «Богом бильярдного кия».
Кии получили признание мгновенно. Балабушке стали поступать заказы, количество их быстро росло, и вскоре заказов стало намного больше, чем Джордж мог исполнить. В 1960–1962 г. г. он производил по 20-30 киев в год. К 1962 его популярность в бильярдной среде настолько возросла, что Балабушке пришлось продать долю в бильярдном зале и полностью сосредоточиться на изготовлении киев. Его гараж превратился в мастерскую, где Джордж ежедневно оттачивал свое мастерство.
Он умер в 1975 году, в возрасте 62 лет. По оценкам экспертов за свою жизнь он произвел порядка 1000-1200 киев. Однако уже с середине 60-х, когда имя Джорджа Балабушки стало наиболее уважаемым брендом в своем сегменте рынка, всюду стали появляться подделки произведений мастера. Сейчас их количество измеряется сотнями, что затрудняет определение точного количества изделий, созданных Балабушкой, однако за подлинники ценители выкладывают тысячи долларов. Из-за такой ситуации кии, чью подлинность удается доказать документально, порой оцениваются в разы выше, чем те, чья подлинность удостоверена только экспертами.
Так во второй половине 90-х годов один из киев «Балабушка» ушел с аукциона за 12 тыс. долларов, в то время как по «синим страницам» цена аналогичного колебалась от 5 до 7 тыс. долларов. Причина состояла исключительно том, что владелец смог доказать подлинность с помощью документов. У него сохранилась визитная карточка Джорджа Балабушки и оригинальный пакет, согласно которому в мае 1956 года тот собственноручно упаковал, надписал и отправил ему заказной кий ручной работы за 103,2$.
Когда в 1959 году американец русского происхождения Джордж (Георгий) Балабушка стал производить свои кии, он не только задал новое, ставшее знаковым, классическим, направление в разработке дизайна моделей, но и первым применил целый ряд технологических инноваций, которые затем в массовом порядке стали использоваться другими мастерами-кьюмейкерами и фабриками по производству киев.
Жизнь Джорджа Балабушки вряд ли была похожа на жизнь среднего изготовителя бильярдных киев, приобщившегося к бильярду в юном возрасте. Он родился в России, пережил Первую мировую войну и Октябрьскую революцию и в двенадцать лет переехал на другой конец света, чтобы обрести новую страну, новый язык и даже новое имя. На острове Эллис в Нью-Йорке Георгий Балабушка превратился в Джорджа Балабушку и начал новую жизнь в качестве американца. Балабушка всю свою жизнь работал с деревом, хотя изготовлению киев он посвятил всего около шестнадцати последних лет своей жизни. А начал он свою профессиональную деятельность с изготовления деревянных детских игрушек и мебели в Нью-Йорке. Именно здесь он нашел свое призвание к столярному делу и работе с древесиной. Несмотря на то, что у него не было формального образования, он изумлял своих друзей и родственников затейливыми поделками из дерева, например, аккордеонами, которые он мастерил в свободное время для развлечения.
Кроме того, Балабушка обожал играть в бильярд. Он любил бывать в компаниях профессиональных игроков или их предшественников во времена, когда профессионального пула еще не было. Он особенно любил играть или наблюдать за игрой в «прямой пул», принимая участие или присутствуя практически на всех соревнованиях в Нью-Йорке и его окрестностях. Его завораживало зрелище, как один шар за другим закатываются в лузы.
А потом, в 1959 году, он приобрел бильярдный зал в Бруклине вместе со своим другом Фрэнком МакГауном. Заведуя бильярдным залом, он начал ремонтировать бильярдные кии, а затем и изготавливать их в подарок для своих друзей. Здесь его талант столяра впервые соприкоснулся с его страстью к пулу. Очень скоро другие завсегдатаи стали просить его сделать для них бильярдные кии. Именно тогда, в начале шестидесятых, его имя и его кии стали обретать широкую известность в профессиональных бильярдных кругах. К 1964 году Джордж Балабушка посвящал изготовлению киев все свое время. Он был первым, кто применил обмотки из ирландского льна, клен с прямой текстурой вместо волнистого клена или клена «птичий глаз» и клетчатые кольца над обмоткой, которые сейчас известны как «кольца Балабушки», а также многие другие новшества, сегодня ставшие правилом при изготовлении киев.
В феврале 1993 года имя Джорджа Балабушки было посмертно внесено в почетный список славы Американской Ассоциации Производителей Киев (American Cuemakers Association), а в 2004 году имя George Balabushka было включено и в список славы Бильярдного Конгресса Америки (Billiard Congress of America). Дэвид Форман, основатель компании «Adam Custom Cues», приобрел лицензию на использование имени Балабушки у семьи Джорджа и теперь производит линейку киев и аксессуары под именем «Балабушка» в память об одном из величайших деятелей современного бильярда.