Балалайка что такое для детей
Конспект занятия кружка «Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка»
Евгения Смирнова
Конспект занятия кружка «Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка»
Конспект занятия кружка «Русские узоры» в подготовительной группе
Тема: «Балалайка, балалайка, побренчи- ка, поиграй- ка»
Цель: Познакомить детей с балалайкой, историей возникновения русского народного инструмента, символа нашей страны.
1. Расширять знания детей о русском народном инструменте- балалайке.
2. Познакомить детей с русскими пословицами, с загадками про балалайку.
3. Активизировать словарь детей, обогатить его словами (весело, звонко, задорно)
4. Прививать любовь к Родине, уважение к национальным традициям русского народа.
Оборудование: балалайка, аудиозапись, иллюстрации с изображением скоморохов и балалаечников, образец украшения балалайки, картон желтого цвета, цветная бумага, клей, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я познакомлю вас с музыкальным инструментом, а что это за инструмент вы узнаете, если отгадаете загадку.
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет «трень» да «брень».
Дети: Балалайка
Воспитатель: Правильно, это русский народный музыкальный инструмент – балалайка!
(Достает балалайку)
В лапки балалайку!
В круг скорее выходи,
Как все начали плясать
Каждый пел и веселился,
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите и скажите, из какого материала сделана балалайка? (из дерева). Значит она, какая? (деревянная). Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, а детали соединяют специальным клеем.
Давайте рассмотрим балалайку, из чего она состоит.
У балалайки есть корпус, он треугольной формы. Еще есть струны, для того, чтобы был звук. Балалайка – струнный инструмент.
Воспитатель: Как называют музыканта, который играет на балалайке?
Дети: Балалаечником.
(Показываю иллюстрации с изображением балалаечника)
Воспитатель: Ребята, хотите послушать небольшой рассказ из истории балалайки.
Балалайка – традиционный музыкальный инструмент, ставший символом русской культуры. Под балалайку танцевали, пели песни и частушки. Этот звонкий музыкальный инструмент получил широкое распространение среди русского народа.
Исследователи народных инструментов считают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать», «болтать», «балагурить» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Возможно, такое название инструмента возникло из-за его бренчащего звучания.
Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, пели, задорно играли на балалайках, зарабатывая на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. (Показываю детям иллюстрации с изображением скоморохов)
Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране.
Воспитатель: Ребята, хотите послушать, как звучит русский народный инструмент балалайка?
Воспитатель: Народ придумал много пословиц и поговорок о балалайке.
— Балалайка не огонь, а разогреет.
— Бери балалайку в руки, и не станет скуки.
— Наш брат Исайка – без струн балалайка.
— Орать- не в балалайку играть
(Объясняю детям смысл пословиц)
Воспитатель: Ребята, балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Секреты игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. Давайте и мы с вами немного повеселимся.
Физкультминутка: «Балалайка».
Балалайка, балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!
Воспитатель: Ребята, русский народ очень полюбил этот музыкальный инструмент. Балалайку украшали разными узорами, цветочками, ягодками. Сегодня мы с вами тоже изготовим свои балалайки и украсим их красивыми цветами. (Показываю способ вырезания и украшения балалайки)
Дети самостоятельно, по шаблону вырезают корпус балалайки из желтого картона и украшают аппликацией из цветной бумаги. Струны дети рисуют с помощью линейки.
Воспитатель: Какие красивые у вас балалайки. Молодцы! Сегодня вы узнали много нового про русский народный музыкальный инструмент – балалайку и можете поделиться знаниями со своими родными и друзьями.
Мастер-класс по оформлению атрибута «Балалайка» своими руками Как-то летом, в нашем детском саду перебирали атрибуты для утренников, убирая старые и ставшие непригодными для использования. Среди них.
Хохлома на балалайках. Мастер-класс по росписи атрибута «Балалайка» Хохлома на балалайках. Мастер-класс по росписи атрибута «балалайка». Праздников в календаре не счесть, И в детском саду они конечно есть.
Конспект занятия по лепке «Кружка для мамы» Художественно-эстетическое развитие: лепка «Кружка для мамы» Программное содержание: продолжать учить детей лепить посуду ленточным способом.
Конспект открытого традиционного тематического музыкального занятия в средней группе «Развеселая балалайка» Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами – балалайкой, деревянными ложками. Задачи: прививать любовь к русской народной.
Конспект занятия кружка по подготовке к школе «Учусь, играя» Конспект №8 1. Перессказ текста по опорным рисункам. «Зоопарк» Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. на солнце.
Конспект занятия вокального кружка «Фасолинка» «Музыкальный сундучок» КОНСПЕКТ занятия вокального кружка «Фасолинка» «Музыкальный сундучок» музыкальный руководитель Хмелева Т. В. высшая квалификационная категория.
Конспект занятия кружка по лего-конструированию «Медведь» Цель: сконструировать медведя, используя конструктор LEGO DUPLO. Задачи: — совершенствовать конструктивные навыки детей, умение соединять.
Музыкальная сказка «Домик-балалайка» В преддверии профессионального праздника дошкольного работника я хочу поздравить всех, чья жизнь связана с нашим любимым детским садом.
Проект «Поиграй со мною, мама!» Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности. Советский педагог В. А. Сухомлинский.
Конспект беседы с детьми старшего возраста о балалайке
Светлана Александровна Мажова
Конспект беседы с детьми старшего возраста о балалайке
Цель: дать знание о музыкальном инструменте — балалайке.
рассказать об истории балалайки,
из каких частей состоит,
к каким видам муз. инструментов относиться.
Ход занятия:
— Ребята отгадайте загадку:
А на ней три волоска.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Самый русский инструмент.
(Ответы детей) Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.
Посмотрите – вот она. (показ инструмента)
— Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (ответ детей)
(показ картинки «балалайки части»)
В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.
— Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка.
(слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М. И. Глинки)
— Понравилась вам музыка (ответы детей) Какая она? (ответы детей)Правильно: Веселая, озорная.
— Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)
— Верно, это плясовая.
По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.
Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.
— Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке. А летом 2014г был установлен памятник и в городе Севастополе.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Подведение итогов занятия:
— О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
— Какую мелодию, исполненную на балалайке, слушали?
— Что вам больше всего понравилось на занятии?
«День рождения поэтессы Агнии Барто». Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Агния Львовна Барто (девичья фамилия Волова) родилась в Москве 17 февраля 1906 года в образованной, обеспеченной, еврейской семье. Отец.
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Федор Конюхов — герой нашего времени» Читая детям рассказ Виктора Драгунского «Друг детства», меня всегда не оставлял равнодушным момент, когда Дениска мечтал «стать отважным.
Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного возраста о крылатом выражении «Не рой другим яму, сам в неё попадёшь» Эта пословица пришла к нам из старинного обихода. Когда охотники хотели поймать крупного зверя, они не редко рыли глубокие ямы, а сверху.
Конспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Уточнить и закрепить представления детей о знакомых зимующих птицах родного края, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих.
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Дед Мороз и Санта Клаус» Цель: дать понятие о том, что Дед Мороз и Санта Клаус разные новогодние персонажи. Задачи: расширять представление об основных новогодних.
Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста о крылатом выражении «Начинать с азов» Выражение начинать с азов означает начинать с самого начала, с самого простого. В этом кроется глубокий смысл! Представьте, что вы хотите.
Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.
Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста 23 декабря Фестиваль зимних видов спорта на МААМ. Цель: Создание условий, для расширения представлений детей об окружающей действительности,.
Конспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни и о мерах профилактики.
Конспект ООД «Русские музыкальные народные инструменты — балалайка»
Галина Вальцева
Конспект ООД «Русские музыкальные народные инструменты — балалайка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида № 8 «Планета детства»
Управление образования Администрации г. о. Реутов, Московской области.
143969 М. О., г. о. Реутов, ул. Октября, д. 40 тел. 8(496) 661-48-16 t-mail: madou8pd@mail.ru
Конспект ООД по теме: «Русские музыкальные народные инструменты – балалайка»
Подготовила воспитатель старшей группы
Вальцева Галина Игоревна
«Русские народные музыкальные инструменты – балалайка»
Цель: познакомить детей со струнным русским народным инструментом – балалайка.
1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с особенностями, строением, звучанием.
2. Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение, высказываться о характере музыки;
3. Приобщать детей к народной музыке;
4. Воспитывать интерес к произведениям русского фольклора;
5. Формировать доброе отношение друг к другу;
6. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).
1. Беседа об инструментах, их видах и назначении.
2. Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
3. Прослушивание звучания музыкальных инструментов на НОД по музыке.
— Заготовка формы балалайка на картоне (на каждого ребёнка)
-Гуашь, цветные карандаши, восковые мелки.
Организационный момент: Звучит русская народная музыка. Воспитатель просит повторить в той же последовательности русские народные инструменты, которые он назовёт. И сегодня к нам в гости пришел еще один очень интересный музыкальный инструмент, а какой, я думаю, вы сами мне скажете, если отгадаете загадку!
Ой, звенит она. Звенит,
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай–ка!
Это наша… (балалайка)
Ход непосредственно образовательной деятельности:
В: Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка! (Достает балалайку) Марианна, что это за инструмент? Матвей, балалайка – какой инструмент? (Русский народный музыкальный).
В: Давайте его рассмотрим. (Дает детям потрогать, рассмотреть поближе)
В: Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка? (из дерева). Значит она какая? (деревянная)
В: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус? (на треугольник). Значит корпус какой? (треугольный). Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
А посмотрите, на что похожа эта часть балалайки? (ответы детей). Она называется гриф! Он похож на линейку, тем, что как и у неё у грифа есть деления? Они называются лады! Для чего они нужны? Как вы думаете? (ответы детей) Когда нажимаешь на лад, звук изменяется.
Балалайка, балалайка
«Балалайка». (выполнение движений в соответствии с текстом)
Балалайка, балалайка,
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места, чтобы начать работу.
Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы с вами нарисуем балалайку. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, воспитатель проводит упражнения для мелкой моторики рук и напоминает правила работы с гуашевыми краскми.
Цынцы-брынцы, балалайка, (сжимаем и резко разжимаем пальцы, как будто брызгая)
Цынцы-брынцы, заиграй-ка. (шевелим пальчиками).
Цынцы-брынцы, не хочу. (поворачиваем руки в запястьях).
Цынцы-брынцы, спать хочу! (изображаем спящего).
Цынцы-брынцы, куда едешь? (показываем домик)
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток. (стучим кулаком об кулак).
Дети с воспитателем приступают к раскрашиванию балалайки. Дети рисуют под музыкальное сопровождение – запись концерта балалаечников).
После окончания работы воспитатель включает аудио-проигрыватель.
Звучит весёлый проигрыш.
В: Как сейчас звучала балалайка?
Звучит грустный проигрыш.
В: А сейчас как звучала балалайка?
В: Мы с вами рассмотрели балалайку, рассказали, что она сделана из дерева, из чего она состоит, послушали, как она звучит. А теперь я вам предлагаю поиграть!
Игра «Угадай инструмент». (Воспитатель включает на аудио-проигрывателе разные музыкальные инструменты).
Подведение итогов занятия.
— О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
— Какие мелодии, исполненные на балалайке, слушали?
— Что вам больше всего понравилось на занятии?
— Я предлагаю вам дома придумать историю о том, как подружились русские народные инструменты, например, балалайка с баяном, или о том, как поспорили балалайка и гитара- кто из них нужнее в современное время. Или нарисовать балалайку не обычную, а например- в сарафане.
«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.
Конспект занятия кружка «Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка» Конспект занятия кружка «Русские узоры» в подготовительной группе Тема: «Балалайка, балалайка, побренчи- ка, поиграй- ка» Цель: Познакомить.
Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.
Лэпбук «Русские народные инструменты» Хочу предложить вашему вниманию лэпбук «Русские народные инструменты» Цель моей работы: Закрепить знания детей по теме «Русские народные.
Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.
Картотека загадок «Музыкальные инструменты» Загадки на тему «Музыкальные инструменты» 1. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит из далека, Поёт про ветер.
Расскажите детям о музыкальных инструментах
Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о музыкальных инструментах» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Расскажите детям о музыкальных инструментах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки — инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.
Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни — одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.
Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе — прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием — издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло — быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато — защипыванием струн. Самая большая из балалаек — контрабас — имеет высоту 1,7 м.
Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.