баландин всемирная история 500 биографий
Книга: Р. К. Баландин «Всемирная история. 500 биографий»
Глава | Стр. |
КРИТЕРИИ ГЕНИАЛЬНОСТИ | 1 |
РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧИТЕЛЯ | 1 |
АМЕНХОТЕП IV ЭХНАТОН (XIV век до н.э.) | 2 |
БУДДА (563—483 до н.э.) | 4 |
КОНФУЦИЙ (551—479 до н.э.) | 6 |
ИИСУС ХРИСТОС (ок. 0 – ок. 33) | 7 |
АВГУСТИН (354—430) | 9 |
МУХАММЕД (ок. 570—632) | 11 |
ПРАВИТЕЛИ, ПОЛКОВОДЦЫ | 13 |
СОЛОН (ок. 640 – ок. 560 до н.э.) | 15 |
ПЕРИКЛ (ок. 495—429 до н.э.) | 16 |
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356—323 до н.э.) | 17 |
ЦЕЗАРЬ ГАЙ ЮЛИЙ (ок. 100—44 до н.э.) | 18 |
МАРК АВРЕЛИЙ (121—180) | 20 |
КОНСТАНТИН (272—337) | 22 |
КАРЛ ВЕЛИКИЙ (742—814) | 24 |
ЧИНГИСХАН (1155—1227) | 25 |
ПЕТР I (1672—1725) | 26 |
СУВОРОВ (1730—1800) | 28 |
НАПОЛЕОН I БОНАПАРТ (1769—1821) | 31 |
ЛЕНИН (1870—1924) | 32 |
СТАЛИН (1879—1953) | 34 |
МАО ЦЗЭДУН (1893—1976) | 38 |
ФИЛОСОФЫ | 39 |
АНАКСАГОР (ок. 500—428 до н.э.) | 51 |
ДЕМОКРИТ (ок. 465 – ок. 370 до н.э.) | 53 |
ПЛАТОН (427—347 до н.э.) | 54 |
БЭКОН РОДЖЕР (ок. 1214—1292) | 57 |
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401—1464) | 59 |
БРУНО (1548—1600) | 60 |
МОНТЕНЬ (1533—1592) | 61 |
ДЕКАРТ (1596—1650) | 62 |
РУССО (1712—1778) | 63 |
КАНТ (1724—1804) | 64 |
ГЕГЕЛЬ (1770—1831) | 66 |
МАРКС (1818—1883) | 68 |
НИЦШЕ (1844—1900) | 69 |
БЕРДЯЕВ (1874—1948) | 71 |
ЛИТЕРАТОРЫ | 75 |
ГЕСИОД (VIII век до н.э.) | 88 |
ЭЗОП (ЭСОП) (VI век до н.э.) | 89 |
ЭСХИЛ (525—456 до н.э.) | 90 |
СОФОКЛ (496—406 до н.э.) | 90 |
ЕВРИПИД (ок. 480—406 до н.э.) | 91 |
АРИСТОФАН (ок. 450—385) | 93 |
ДАНТЕ (1265—1321) | 95 |
СЕРВАНТЕС (1547—1616) | 96 |
ШЕКСПИР (1564—1616) | 97 |
МОЛЬЕР (1622—1673) | 99 |
ШИЛЛЕР (1759—1805) | 101 |
БАЙРОН (1788—1824) | 105 |
БАЛЬЗАК (1799—1850) | 107 |
ПУШКИН (1799—1837) | 108 |
ЛЕРМОНТОВ (1814—1841) | 110 |
ДОСТОЕВСКИЙ (1821—1881) | 114 |
ТОЛСТОЙ (1828—1910) | 117 |
УЧЕНЫЕ | 120 |
ГЕРОДОТ (484—425 до н.э.) | 126 |
ЕВКЛИД (ок. 365—290 до н.э.) | 127 |
АРХИМЕД (ок. 287—212 до н.э.) | 127 |
ПТОЛЕМЕЙ (ок. 83 – ок. 162) | 129 |
КОПЕРНИК (1473—1543) | 129 |
ГАЛИЛЕЙ (1564—1642) | 131 |
НЬЮТОН (1643—1727) | 132 |
ЛАВУАЗЬЕ (1743—1794) | 134 |
КЮВЬЕ (1769—1832) | 135 |
ЛАЙЕЛЬ (1797—1875) | 137 |
ЛОБАЧЕВСКИЙ (1792—1856) | 138 |
ДАРВИН (1809—1882) | 141 |
МЕНДЕЛЕЕВ (1834—1907) | 142 |
ВЕРНАДСКИЙ (1863—1945) | 145 |
ЭЙНШТЕЙН (1879—1955) | 148 |
БОР (1885—1962) | 150 |
ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВ | 152 |
ДЖОТТО (1266—1337) | 154 |
БОТТИЧЕЛЛИ (1445—1510) | 155 |
БОСХ (1460—1516) | 156 |
ДЮРЕР (1471—1528) | 158 |
ТИЦИАН (ок. 1477 или 1487—1576) | 160 |
РАФАЭЛЬ (1483—1520) | 161 |
БРЕЙГЕЛЬ (1525—1569) | 163 |
ЭЛЬ ГРЕКО (1541—1614) | 165 |
РУБЕНС (1577—1640) | 167 |
РЕМБРАНДТ (1606—1669) | 169 |
БАХ (1685—1750) | 170 |
ГОЙЯ (1746—1828) | 172 |
МОЦАРТ (1756—1791) | 174 |
БЕТХОВЕН (1770—1827) | 175 |
ГЛИНКА (1804—1857) | 177 |
ВАГНЕР (1813—1883) | 179 |
ВЕРДИ (1813—1901) | 181 |
ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893) | 182 |
СКРЯБИН (1871—1915) | 183 |
ПИКАССО (1881—1973) | 186 |
ДАЛИ (1904—1989) | 187 |
ЭЙЗЕНШТЕЙН (1898—1948) | 189 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГЕНИИ | 191 |
АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н.э.) | 192 |
ЛЕОНАРДО (1452—1519) | 194 |
МИКЕЛАНДЖЕЛО (1475—1564) | 195 |
ПАСКАЛЬ (1623—1662) | 196 |
ЛЕЙБНИЦ (1646—1716) | 198 |
ЛОМОНОСОВ (1711—1765) | 202 |
ГЁТЕ (1749—1832) | 207 |
ГУМБОЛЬДТ (1769—1859) | 210 |
ГОФМАН (1776—1822) | 212 |
КРОПОТКИН (1842—1921) | 214 |
ЧАПЛИН (1889—1977) | 218 |
НЕВЕДОМЫЙ ГЕНИЙ | 220 |
ТАЙНА ОДАРЕННОСТИ | 223 |
Беркли Джордж (1685—1753). Родился в дворянской семье, учился в колледже Св. Троицы Дублинского университета, всерьез интересуясь различными науками и философией. Став дьяконом англиканской церкви, читал проповеди, но писал не религиозные, а философские трактаты. В 1728 году прибыл в Северную Америку как миссионер, однако британское правительство его не поддержало. Через два года вернулся на родину; был епископом в городе Клойн (Ирландия). Он оставил много интересных сочинений по философии, механике, математике, физике, среди которых наиболее известен «Трактат о началах человеческого знания…».
Обычно считают, будто он отрицал существование материального мира, полагая, что вместо этого есть только наши чувства и мысли. Однако Беркли называл источником всех богатств труд, то есть, разумное воздействие на окружающую природу с помощью материальных орудий. Некоторые его высказывания:
– Если допустить, что мир состоит из материи, то красоту и пропорциональность ему придает ум.
– Пусть не говорят, что я отрицаю существование. Ибо я только устанавливаю смысл этого слова, насколько я его понимаю.
– …В каждой капле воды, в каждой песчинке есть нечто, что превышает силу проницательности или понимания человеческого ума.
Вольтер (Аруэ) Мари Франсуа (1694—1778). Был яростным борцом за свободу мысли, отрицателем авторитетов и догм (подобных людей стали называть вольтерьянцами). Родился в Париже в семье состоятельного нотариуса; учась в иезуитском коллеже, окончательно разуверился в церкви и стал презирать ее служителей. За язвительные сатиры против абсолютизма и церкви дважды попадал в Бастилию. Высланный из Франции, три года жил в Англии. Он был приближен ко дворам Людовика XV и прусского короля Фридриха II, но не пожелал поступиться свободой мысли ради комфорта. С ним переписывались многие монархи и революционеры, крупные мыслители и простые обыватели. Предпочитал писать философско-художественные сочинения: «Философские письма», «Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Кандид, или Оптимист», «Простодушный». Принадлежат ему и серьезные трактаты. «Основы философии Ньютона», «Метафизический трактат», «Философский словарь», «Опыт о всеобщей истории – о нравах и духе народов». Утверждая просвещение, Вольтер высмеивал слепой оптимизм и веру в прогресс; обличая церковников, предупреждал: «Атеисты, обладая властью, были бы столь же опасны для человеческого рода, как и суеверные люди».
Юм Давид (1711—1776). Сын небогатого шотландского дворянина. Учась в Эдинбургском университете, увлекся философией, затем неудачно занимался коммерцией. Завершил образование в иезуитском коллеже во Франции, где окончательно разуверился в мудрствованиях, не основанных на опыте, и написал «Трактат о человеческой природе…». Работал библиотекарем в Эдинбурге, выполнял дипломатические поручения. Написал «Естественную историю религии» и «Историю Англии», «Исследование о принципах морали», а также сборник очерков «Эссе». Из высказываний Юма:
– Чем больше образ жизни человека зависит от случайностей, тем сильнее он предается суеверию; в частности, это наблюдается у игроков и мореплавателей…
– Руководителем в жизни является не разум, а привычка. Лишь она принуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответствует прошлому.
– Люди обладают общей склонностью представлять все существующее подобным себе и приписывать каждому объекту те качества, с которыми они близко знакомы и которые они непосредственно осознают.
Дидро Дени (1713—1784). Француз, сын зажиточного ремесленника огорчил отца тем, что не стал продолжать его дело, а увлекся философией. Окончив коллеж в Париже, опубликовал «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749). Книгу запретили; автора заточили в тюрьму как атеиста. Здесь он задумал одну из основополагающих работ эпохи Просвещения: «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Позже вместе с Д’Аламбером осуществил этот грандиозный замысел, собрав замечательный авторский коллектив: Вольтера, Монтескье, Руссо, Бюффона, Гельвеция… Работа продолжалась с 1751 по 1780 год. Ему принадлежат «Мысли об объяснении природы», «Философские основания материи и движения» и другие трактаты, а еще философско-художественные, в частности «Племянник Рамо». Некоторые высказывания Дидро:
– Умен лишь тот, кто так же глуп, как мы (людям свойственно не признавать тех, кто умнее их).
– Стройте систему… но не давайте ей порабощать вас.
Книга: Р. К. Баландин «Великие русские люди»
Глава | Стр. |
КРИТЕРИИ ГЕНИАЛЬНОСТИ | 1 |
РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧИТЕЛЯ | 1 |
АМЕНХОТЕП IV ЭХНАТОН (XIV век до н.э.) | 2 |
БУДДА (563—483 до н.э.) | 4 |
КОНФУЦИЙ (551—479 до н.э.) | 6 |
ИИСУС ХРИСТОС (ок. 0 – ок. 33) | 7 |
АВГУСТИН (354—430) | 9 |
МУХАММЕД (ок. 570—632) | 11 |
ПРАВИТЕЛИ, ПОЛКОВОДЦЫ | 13 |
СОЛОН (ок. 640 – ок. 560 до н.э.) | 15 |
ПЕРИКЛ (ок. 495—429 до н.э.) | 16 |
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356—323 до н.э.) | 17 |
ЦЕЗАРЬ ГАЙ ЮЛИЙ (ок. 100—44 до н.э.) | 18 |
МАРК АВРЕЛИЙ (121—180) | 20 |
КОНСТАНТИН (272—337) | 22 |
КАРЛ ВЕЛИКИЙ (742—814) | 24 |
ЧИНГИСХАН (1155—1227) | 25 |
ПЕТР I (1672—1725) | 26 |
СУВОРОВ (1730—1800) | 28 |
НАПОЛЕОН I БОНАПАРТ (1769—1821) | 31 |
ЛЕНИН (1870—1924) | 32 |
СТАЛИН (1879—1953) | 34 |
МАО ЦЗЭДУН (1893—1976) | 38 |
ФИЛОСОФЫ | 39 |
АНАКСАГОР (ок. 500—428 до н.э.) | 51 |
ДЕМОКРИТ (ок. 465 – ок. 370 до н.э.) | 53 |
ПЛАТОН (427—347 до н.э.) | 54 |
БЭКОН РОДЖЕР (ок. 1214—1292) | 57 |
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401—1464) | 59 |
БРУНО (1548—1600) | 60 |
МОНТЕНЬ (1533—1592) | 61 |
ДЕКАРТ (1596—1650) | 62 |
РУССО (1712—1778) | 63 |
КАНТ (1724—1804) | 64 |
ГЕГЕЛЬ (1770—1831) | 66 |
МАРКС (1818—1883) | 68 |
НИЦШЕ (1844—1900) | 69 |
БЕРДЯЕВ (1874—1948) | 71 |
ЛИТЕРАТОРЫ | 75 |
ГЕСИОД (VIII век до н.э.) | 88 |
ЭЗОП (ЭСОП) (VI век до н.э.) | 89 |
ЭСХИЛ (525—456 до н.э.) | 90 |
СОФОКЛ (496—406 до н.э.) | 90 |
ЕВРИПИД (ок. 480—406 до н.э.) | 91 |
АРИСТОФАН (ок. 450—385) | 93 |
ДАНТЕ (1265—1321) | 95 |
СЕРВАНТЕС (1547—1616) | 96 |
ШЕКСПИР (1564—1616) | 97 |
МОЛЬЕР (1622—1673) | 99 |
ШИЛЛЕР (1759—1805) | 101 |
БАЙРОН (1788—1824) | 105 |
БАЛЬЗАК (1799—1850) | 107 |
ПУШКИН (1799—1837) | 108 |
ЛЕРМОНТОВ (1814—1841) | 110 |
ДОСТОЕВСКИЙ (1821—1881) | 114 |
ТОЛСТОЙ (1828—1910) | 117 |
УЧЕНЫЕ | 120 |
ГЕРОДОТ (484—425 до н.э.) | 126 |
ЕВКЛИД (ок. 365—290 до н.э.) | 127 |
АРХИМЕД (ок. 287—212 до н.э.) | 127 |
ПТОЛЕМЕЙ (ок. 83 – ок. 162) | 129 |
КОПЕРНИК (1473—1543) | 129 |
ГАЛИЛЕЙ (1564—1642) | 131 |
НЬЮТОН (1643—1727) | 132 |
ЛАВУАЗЬЕ (1743—1794) | 134 |
КЮВЬЕ (1769—1832) | 135 |
ЛАЙЕЛЬ (1797—1875) | 137 |
ЛОБАЧЕВСКИЙ (1792—1856) | 138 |
ДАРВИН (1809—1882) | 141 |
МЕНДЕЛЕЕВ (1834—1907) | 142 |
ВЕРНАДСКИЙ (1863—1945) | 145 |
ЭЙНШТЕЙН (1879—1955) | 148 |
БОР (1885—1962) | 150 |
ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВ | 152 |
ДЖОТТО (1266—1337) | 154 |
БОТТИЧЕЛЛИ (1445—1510) | 155 |
БОСХ (1460—1516) | 156 |
ДЮРЕР (1471—1528) | 158 |
ТИЦИАН (ок. 1477 или 1487—1576) | 160 |
РАФАЭЛЬ (1483—1520) | 161 |
БРЕЙГЕЛЬ (1525—1569) | 163 |
ЭЛЬ ГРЕКО (1541—1614) | 165 |
РУБЕНС (1577—1640) | 167 |
РЕМБРАНДТ (1606—1669) | 169 |
БАХ (1685—1750) | 170 |
ГОЙЯ (1746—1828) | 172 |
МОЦАРТ (1756—1791) | 174 |
БЕТХОВЕН (1770—1827) | 175 |
ГЛИНКА (1804—1857) | 177 |
ВАГНЕР (1813—1883) | 179 |
ВЕРДИ (1813—1901) | 181 |
ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893) | 182 |
СКРЯБИН (1871—1915) | 183 |
ПИКАССО (1881—1973) | 186 |
ДАЛИ (1904—1989) | 187 |
ЭЙЗЕНШТЕЙН (1898—1948) | 189 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГЕНИИ | 191 |
АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н.э.) | 192 |
ЛЕОНАРДО (1452—1519) | 194 |
МИКЕЛАНДЖЕЛО (1475—1564) | 195 |
ПАСКАЛЬ (1623—1662) | 196 |
ЛЕЙБНИЦ (1646—1716) | 198 |
ЛОМОНОСОВ (1711—1765) | 202 |
ГЁТЕ (1749—1832) | 207 |
ГУМБОЛЬДТ (1769—1859) | 210 |
ГОФМАН (1776—1822) | 212 |
КРОПОТКИН (1842—1921) | 214 |
ЧАПЛИН (1889—1977) | 218 |
НЕВЕДОМЫЙ ГЕНИЙ | 220 |
ТАЙНА ОДАРЕННОСТИ | 223 |
Сто великих гениев
Как выбрать из огромного числа выдающихся людей сотню величайших гениев? Надо сразу сказать: такая задача не имеет бесспорного решения.
Начнем с того, что слово «гений» стерлось от слишком частого употребления, утратило ясный смысл. Как его понимать? Философ и поэт Владимир Соловьев пояснял: «Гений – лат. „гениус“ (от „генус“ – род, первоначально – дух умершего родоначальника, которому воздавалось религиозное почитание… Гением теперь называется человек: 1) который живет повышенною, потенцированною внутреннею жизнью и 2) которого деятельность имеет не личное только, а общее родовое значение (для народа или для всего рода человеческого). Гениальность, как высшая степень одаренности, сравнима с талантом, как низшею, не подлежит точному определению; самоё различение условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно».
Приведем несколько других мнений. Ньютон полагал, что гениальность – это терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Нечто подобное высказал изобретатель Эдисон: один процент терпения и 99 – потения. Бюффон был более точен: «Большая способность, соединенная с терпением». Гёте считал, что отличительная черта гениальности – умение духа распознать то, что ему на пользу. Определеннее и убедительнее сказал Кант: «Гений – это талант изобретения того, чему нельзя научить или научиться». То есть гению дано открыть нечто такое, что до него оставалось неведомым.
В «Философском энциклопедическом словаре» (1989) дана такая формулировка: «Гениальность – наивысшее проявление творческих сил человека… Предполагает врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области при универсальном даровании…» Однако о сути «врожденной способности» и «универсального дарования» остается только догадываться.
Напрашивается вывод – гений – понятие в значительной мере загадочное и отчасти субъективное. Оно слишком размытое. Пожалуй, судить о нем легче будет после прочтения этой книги.
Всегда ли почести и слава, массовый успех и даже посмертная известность могут служить конкретным критерием гениальности? Хрестоматийный пример – Герострат, который сжег прекрасный храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним из чудес света. В самом деле, мы не знаем, кто проектировал и воздвиг храм, а имя разрушителя осталось на века.
А кому отдает предпочтение современная широкая публика? Представителям так называемой масс-культуры, поп-артистам, певцам. Этот феномен очень показателен и похож на диагноз тяжелой болезни общества. Культура отрешается от своего первоначального предназначения: приобщать личность к традиционным и высшим духовным ценностям, пробуждать чувство прекрасного, человечность, жажду познания, веру в идеалы добра.
Итак, не поддаваясь новомодным веяниям и не сводя гениальность к массовой популярности, мы постараемся выбрать из числа традиционных, признанных специалистами выдающихся людей наиболее самобытных, ярких, открывших нечто новое и достигших совершенства в своем деле.
Принцип классификации принят простейший: по роду занятий (особо выделены универсальные гении). Будут рассматриваться достижения прежде всего в духовной сфере, где наиболее полно проявляются именно человеческие качества.
Каждый раздел начинается с общего обзора. Ведь многие из тех, кто остался за чертой «сотни», в принципе, ничем всерьез не уступают избранным. Поэтому будет рассказано о значительно большем количестве гениев, чем заявлено в заглавии книги. Но сто великих конечно же выделены особо.
Раздел «Неведомый гений» призван показать, как много замечательных творцов остается безымянными и как мало нам известно о достойнейших людях.
Должен предупредить: это – авторская книга, а не перечень сведений, имеющихся в словарях-справочниках и энциклопедиях. Помимо изложения необходимых фактов и ссылок на авторитетные мнения, мы постараемся осмыслить жизнь и творчество упомянутых личностей в контексте истории человечества, а также с позиций современности.
Достижения прошлого – наше достояние. Надо желать и уметь воспользоваться им. Только так достигается полнота бытия и оправдывается наше существование в этом мире.
Величие религиозного деятеля проявляется в силе воздействия на человечество. Основателю мировой религии вовсе не обязательно быть великим мыслителем, философом, государственным деятелем.
- Баланда что это такое
- баландин р к вернадский жизнь мысль бессмертие