Баланс белого что это
Что такое баланс белого и зачем он нужен?
Артем Кашканов, 2015
В чем измеряется баланс белого?
Каждый источник света имеет свою цветовую температуру. Вероятно, вы обращали внимание, что на энергосберегающих лампах есть надписи вроде 2700К («теплый свет»), 4200K («дневной свет») или 5500К («холодный свет»).
Как выставить правильный баланс белого?
Задать цветовую температуру вручную
Этот метод имеет много плюсов:
При всех своих плюсах, у данного метода установки баланса белого в Кельвинах есть и недостатки.
Устанавливать баланс белого в Кельвинах я могу рекомендовать в следующих случаях:
Никто не мешает экспериментировать с балансом белого в Кельвинах новичкам. Цена ошибки в данном случае практически нулевая, если вы снимаете в RAW, можно легко исправить ошибку без потери качества.
Задать баланс белого по серой карте (или белому листу)
В моем случае (Canon EOS 5D) это выглядит так:
Выбираем снимок с серой картой и, следуя инструкции на экране, жмем кнопку SET. Важно, чтобы лист бумаги был освещен равномерно преобладающим источником освещения.
Все, пользовательский баланс белого настроен, осталось только выбрать его среди предустановок. Обозначается он такой пиктограммой:
Достоинства установки баланса белого по листу бумаги:
Воспользоваться автоматическим баланса белого
При «обычных» условиях освещения этот метод вполне годится и для любительской и для профессиональной съемки. Под «обычными» условиями понимается, скажем, съемка днем на улице или съемка со вспышкой. В этом случае автоматика любой камеры прекрасно справится с задачей установки баланса белого. Однако, есть нюансы.
Еще раз напоминаю, даже если автоматический ББ серьезно промахнулся, его легко поправить, если снимаете в RAW.
Предустановки баланса белого
Выводы
Поддержать проект
Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.
Что такое баланс белого в фотоаппарате
Баланс белого цвета – это параметр, который помогает правильно построить передачу цветного изображение.
Сокращенно его называют просто ББ (баланс белого), в англоязычной литературе можно встретить WB (White balans), что сути не меняет.
Это очень важный параметр при создании цветной фотографии. Он отвечает за правильность цветовой передачи. Грубо говоря, чтобы белые объекты были белыми, и не имели разные оттенки желтого или голубого.
Баланс Белого помогает камере определить, какой же свет считать белым. Действительно – камера, это не человеческий глаз, который мощным (или менее мощным) мозгом проводит корректировку и задает белый цвет. Камере нужно как-то догадаться, что считать белым. В этом нелегком деле фотоаппарату помогает знание законов физики.
Поверхностно раскроем суть вопроса: по толстым учебникам известно, что белый цвет – это цвет, который дает абсолютное черное тело (обычно используют платину), нагретое до определенной температуры. Определенная температура даст определенную длину волны, а длина волны и определяет то, что мы называем цветом. Температуру меряют в Кельвинах и, например, говорят, что температура дневного белого света равна 6500 К.
А что будет, если нагреть меньше 6500? Тогда получим более низкую температуру, а ей будет соответствовать свет более желтого цвета – например, свеча имеет температуру в районе 1800 К. Потому свеча отдает желтоватым теплым светом.
А что, если нагреть сильней? Будет свет с температурой, соответствующей разным типам ламп с голубоватым оттенком.
Почему так важно следить за ББ? Ответ очень прост, выставив правильный баланс белого Вы сможете добиться «правильных цветов» на Вашем снимке. Например, для портрета, кожа должна иметь натуральный цвет. При не правильной установке ББ, цвет будет с примесью желтизны или еще хуже – с оттенком голубого. Можете сами убедиться на тестовых снимках, которые находятся в данной статье и сравнить вид картинки с разными настройками ББ. Цветы освещаются слева дневным светом с окна и сверху справа лампой накаливания, в связи с этим получается свет от разных источников с разными цветовыми температурами и камера затрудняется правильно выставить ББ. Обратите внимание на разницу между автоматическим балансом и балансом по белому листу (предустановленным).
Настройка Баланса белого
Как настроить ББ в камере? Настроить баланс белого в камере проще простого, почти у всех обычных цифровых или цифро зеркальных камер есть такая функция. Обычно камера предлагает один из заданных профилей ББ, например, «солнечно», «пасмурно», «отраженный свет», «лампа накаливания», «вспышка» и, конечно же, «авто». Данные стандартные настройки обычно имеют вид пиктограмм и интуитивно поняты. Например, на открытом воздухе в солнечный день разумно будет установить ББ в режим «солнечно» и тем самым дать камере знать, что ББ смещен в более горячую сторону. Точно так же, вечером при лампах накалывания нужно использовать соответствующую настройку.
В более продвинутых камерах есть возможность задания цветовой температуры в Кельвинах. Задача довольно интересная и полезная для наглядного изучения ББ.
Баланс белого по шаблону и с ручным заданием температуры
Как настроить ББ в камерах Nikon? Достаточно нажать кнопку WB и мультиселектором выбрать предустановленный вариант. Либо выбрать вариант PRE, повторно нажать кнопку WB, навести камеру на белый объект и сделать снимок. Снимок на карточку не запишеться, но из него возьмется информация о цвете, который считать белым. После успешной установки ББ камера напишет Good, если же камера не смогла правильно считать ББ, появится сообщение No Good, и придтся повторить процедуру еще раз. Также, можно хранить образцы ББ в памяти камеры и включать их по необходимости. Более детально Вам поможет только инструкция к фотоаппарату, которую я настоятельно рекомендую изучить.
Интересные мысли: если у Вас продвинутая камера и есть возможность выбрать задать цветовую температуру вручную, советую провести эксперимент – снять один и тот же снимок на максимально низкой допустимой камерой температурой и максимально высокой, как показано в примерах. После сравнения, скорее всего, очень быстро придет понимание как устроен данный параметр.
Как максимально правильно настроить ББ? Очень просто, нужно просто указать камере, что именно считать белым. Для этого нужно в специальном режиме сделать пробный снимок (снимок замер), разместив в центре белый предмет. Обычно такой способ установки ББ называют баланс белого по белому листу. Это самый оптимальный вариант. Но у него, на мой взгляд, есть недостаток. Лично я часто забываю, что сделал предустановленный баланс белого и продолжаю снимать дальше при изменении места и света для съемки.
Нужно ли постоянно помнить о ББ? Все зависит от ситуации – когда много времени и есть желание сделать максимально «правильный» снимок – то баланс белого незаменимая вещь. Но если сцены и композиции меняются с огромной скоростью, то я рекомендую использовать Auto Баланс Белого. Современные, особенно цифро зеркальные, камеры отлично справляются с этой задачей. Но все же при малом освещении камере будет сложно правильно подобрать цветовую температуру. Для большинства людей достаточно автоматического баланса белого, так как отличить снимки с разными ББ порой очень сложно.
Если баланс белого был выставлен не правильно, то снимок еще можно спасти. Для этого нужно воспользоваться редактором фотографий, таким как Photoshop или любым другим. В редакторе можно задать цветовую температуру, особенно легко это сделать выбрав на фото белый объект и пипеткой «взять» образец белого. Очень легко вытянуть ББ из RAW. Я использую маленькую хитрость – когда снимаю людей, портреты и т.д. и хочу с RAW вытянуть правильный баланс белого, то выставляю ББ с помощью замера пипеткой по белым участкам глаз.
Кстати, у профессиональных камер ББ вынесен отдельной кнопкой для быстрой настройки, точно так, как ISO или качество снимка. То есть, сами производители делают большой акцент на настройках правильной цветовой температуры.
Вывод: почти во всех случаях при настройке баланса белого можно положиться на автоматический режим, на крайний случай, можно подкорректировать редактором. В идеальном варианте ББ лучше задавать с помощью предустановки по белому листу или участку.
Спасибо за внимание и не забываем жать +1, твит и лайк. Аркадий Шаповал.
Баланс белого: руководство для начинающих
Баланс белого – один из аспектов фотосъемки, который поначалу звучит пугающе, но стоит только немного разобраться, и вы получаете превосходный инструмент, который позволит улучшить качество фотографий. Сам термин означает всего лишь регулирование цветовой температуры снимка. Знаете, когда некоторые фотографии имеют голубоватый, желтый или оранжевый оттенок, а другие выглядят так, будто мы видим содержимое кадра своими глазами? Оттенки появляются, когда во время съемки был установлен некорректный баланс белого, или умышленно добавляются на этапе постобработки. В этой статье мы обсудим основы работы с балансом белого и узнаем, как использовать его на практике.
Что означает баланс белого?
В словаре yourdictionary.com указано, что баланс белого – это «настройка, компенсирующая разницу цветовой температуры в окружающем свете». Что нужно знать о цветовой температуре? Покупая лампочки для дома, вы обращали когда-нибудь внимание на различную маркировку? Мягкий белый, яркий белый, дневной свет? И бывало ли так, что вы в спешке покупали одну, затем приходили домой и понимали, что ее свет отличается от других лампочек в доме? Это происходит из-за разницы в цветовой температуре ламп освещения. Цветовая температура измеряется в кельвинах и маркируется буквой К. Лампы мягкого света имеют 2700-3000 К, яркого или холодного – 3500-4100 К, дневного – 5000-6500 К. Отметку 5500 К обычно считают стандартом для дневного света. Температура света свечки занимает самое нижнее место в списке – 1900 К, в то время как безоблачное небо расположилось на другом конце с температурой 10000 К.
Для целей фотографии нам достаточно знать, что температура слабых источников света и внутреннего освещения обычно ниже, а более яркий свет имеет большую температуру. Чем ниже температура, тем оттенок желтее, а чем она выше – тем синее. Чтобы иметь представление об оттенках в разных условиях освещения, обратите внимание на таблицу ниже. В ней приведены не совсем точные цифры, но их можно использовать для обобщенного понимания.
Почему нужно обращать внимание на баланс белого?
Если не хотите, чтобы у фотографий был противный синий, желтый, зеленый или красный оттенок, вы должны обращать на это внимание. Чтобы камера имела возможность запечатлеть мир таким, каким его видим мы, нужно предоставить ей информацию об условиях съемки. Мозг человека способен компенсировать различия в цветовой температуре, но камерам не обойтись без посторонней помощи. Вы наверняка видели фотографии, на которых субъект зеленый, словно Гринч – похититель Рождества. В большинстве ситуаций такой исход нежелателен, только если не достигается преднамеренно. Понимание принципов баланса белого поможет установить правильные настройки камеры в соответствии с условиями освещения и внести необходимые коррекции на этапе постобработки, если это необходимо. Все очень просто – цифра в настройках камеры должна совпадать с условиями освещения, в которых вы работаете. Если съемка проводится при свете свечки, установите 1900 К, при работе на улице в облачный день – 6500 К. Задавая камере цветовую температуру окружающего освещения, можете быть уверены – вы получите фотографии, идентичные тому, что видите своими глазами.
Пресеты баланса белого
Если ваша голова уже закружилась от всех этих таблиц и подробностей, не переживайте – вовсе не обязательно запоминать числа для каждой ситуации. У вашей камеры уже есть заготовленные пресеты – Дневной свет, Облачность, Тень, Лампа накаливания, Люминесцентная лампа, Вспышка и Авто. В таблице ниже обобщены настройки большинства камер, указан соответствующий рейтинг цветовой температуры и ситуации, в которых их нужно использовать.
Если вы только пробуете себя в фотосъемке и заняты определением диафрагмы, выдержки и ISO, на первых порах может помочь функция автоматического определения баланса белого. При работе в простых условиях освещения камера справится достаточно хорошо, подобрав оптимальный вариант. Однако, если вы уже знакомы с базовыми настройками камеры и еще не игрались с балансом белого, можете начать с пресетов. Попробуйте разные варианты и посмотрите, что случится с оттенком фотографии, если выбрать неподходящий. Например, снимая днем установите пресет Лампа накаливания. Видите, насколько синее стала фотография? Это произошло из-за того, что камера попыталась скомпенсировать желтый свет лампы накаливания, думая, что работает именно с ней. Она думает, что для правильного баланса нужно добавить больше синего. Поскольку на самом деле вы снимаете в условиях дневного света, который сам по себе холоднее, чем свет лампочки накаливания, добавление еще большего количества синего усугубляет ситуацию. Или, если фотографировать в комнате, освещаемой лампой накаливания, и установить пресет Дневной свет, снимок станет слишком желтым. Камера пытается скорректировать цветовой тон фотографии, добавляя необходимые оттенки в зависимости от пресета, но, поскольку он задан неправильно, получается некорректный результат. Хорошие новости – баланс белого легко исправить при помощи ПО для обработки, но это не значит, что не нужно стараться правильно его установить во время съемки. Если работаете на улице в дневное время, устанавливайте Дневной свет, если в помещении с лампой накаливания – выбирайте соответствующий вариант. Баланс можно поправить позже, но лучше иметь стартовую точку.
Расширенные настройки баланса белого
Когда вы потратили немного времени, работая с пресетами, и привыкли к ним, может произойти ситуация, для которой их будет недостаточно. Тогда нужно прибегать к расширенным настройкам и самостоятельно выбирать значение, которое подойдет лучше всего. Ориентируйтесь на условия съемки (в качестве помощи можете воспользоваться таблицей выше), сделайте снимок, просмотрите его и повысьте или сократите значение в зависимости от текущего оттенка. Если фотография слишком синяя, вы установили низкую температуру и камера добавляет больше оттенков синего, чем нужно. Чтобы с этим бороться, установите большее число, которое будет соответствовать условиям съемки. Если же в кадре много желтого, вы установили слишком высокую температуру. Просто сокращайте ее пока баланс белого не станет оптимальным.
Теплее = выше, холоднее = ниже
Чтобы легко запомнить, в каком направлении двигаться, рассматривайте шкалу температуры так же, как шкалу термометра – более высокие значения отвечают за высокую температуру и наоборот. Когда дело доходит до коррекции баланса белого, если нужно «подогреть» фотографию, установите значение выше; если ее необходимо «охладить», выберите значение пониже. Поверьте, если будете слишком много об этом задумываться, ни к чему хорошему это не приведет!
Устанавливайте настройки в зависимости от условий съемки
Если вы планируете работать со стабильными условиями освещения, например, в студии или в облачный день, можете один раз установить баланс белого и забыть о нем до конца съемки. Однако, при работе с множеством разных ситуаций, требующих разных настроек баланса белого, неплохой идеей будет установить автобаланс или один из пресетов, а затем, если нужно, отрегулировать все при помощи специального ПО. Хоть и не обязательно изменять настройки баланса белого каждый раз, когда меняются условия освещения, понимание того, как цветовая температура влияет на фотографии, поможет каждый раз получать лучшие снимки прямо с камеры.
Если требуется, воспользуйтесь постобработкой
Даже если вы постарались, чтобы получить идеальный баланс белого при съемке, может потребоваться подрегулировать его на этапе постобработки. Баланс белого очень легко менять, особенно, если снимать в RAW формате. Его можно исправить и в JPEG, но тогда у вас не будет такой гибкости. Поэтому, старайтесь сразу получить как можно лучший результат, чтобы упростить себе задачу потом. Слайдеры регулирования баланса белого работают одинаково почти во всех программах. Если фотография слишком холодная (много синего), передвиньте слайдер вправо; если она слишком теплая (желтая) – влево. Когда будете довольны результатом, остановитесь. Проще простого!
Выводы
Подводя итог, для достижения правильного баланса белого при съемке нужно предоставить камере достаточно информации об условиях освещения во время съемки, сделав фотографии максимально естественными. Если вы только начинаете свой путь в сфере фотосъемки, в первое время будет достаточно автоматического режима. Переходя к ручной экспозиции, когда вы самостоятельно настраиваете диафрагму, выдержку и ISO, вам наверняка захочется получить больше контроля над балансом белого. Просто помните, если нужно сделать фотографию теплее – повышайте значение шкалы; в противном случае – выбирайте значение поменьше.
Надеюсь, эта информация помогла вам улучшить свое понимание баланса белого и узнать, что делает камера с получаемой информацией. Не забудьте поделиться своим опытом работы с балансом белого!
Ручная настройка баланса белого
Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у некоторых продвинутых компактных камер. Баланс белого крайне важен, поскольку нас интересует получить снимок, который будет максимально правдоподобно передавать окружающий пейзаж и корректно передавать цвета.
В этой статье мы рассмотрим, как правильно устанавливать «заказной» баланс белого. Для начала давайте быстро вспомним, что из себя представляет баланс белого и почему он так важен.
Баланс белого отвечает за то, насколько теплыми или холодными выглядят цвета на фотографии. Обычно цифровые камеры стараются воспроизводить цвета максимально приближенными к тем, какие мы их видим своими глазами.
Например, даже в яркий солнечный день свет имеет слегка синеватый оттенок, если фотографировать субъект в тени. Мы этого не замечаем, поскольку глаза очень хорошо приспосабливаются к различным условиям освещения, обрабатывая информацию и делая свет белым. Камера, в свою очередь, воспринимает эти отличия и записывает их как есть.
Находясь в помещении, освещенном люминесцентной лампой или лампой накаливания, мы, в отличие от своей камеры, не заметим особой разницы. Такое отличие называется цветовой температурой и балансирование цветов для получения естественного результата как раз и называется регулированием баланса белого.
Примечание: Настройка белого цвета включает в себя добавление теплых тонов к холодному цвету и наоборот, чтобы получить нейтральный результат.
Источники света имеют разную цветовую температуру, которая измеряется в Кельвинах. Например, прямой солнечный свет отличается от освещенности в тени, а свет люминесцентной лампы имеет другую температуру в сравнении с вольфрамовой лампой. Следовательно, естественный свет более холодный, а свет от ламп накаливания и свечей – теплый. Люминесцентные лампы, в свою очередь, отбрасывают зеленый оттенок света.
Примечание: Теплый свет имеет более низкую температуру по Кельвину, а холодный – более высокую.
Уличные фонари обычно излучают теплый свет оранжевого оттенка, который при съемке в автоматическом режиме усиливается и в итоге получается неестественный результат.
На другом конце спектра находится холодный синий/белый свет. Передние фары в новых моделях Lexus, BMW и Mercedes излучают такой свет.
В обоих примерах мы запечатлели свет, однако, его цвет отличается.
Таким же образом, лампы накаливания придают окружающим предметам оранжевый оттенок, а свечи – оранжево-красный. Когда на небе уже не видно солнца, фотографии, сделанные в тени, имеют более явный синеватый оттенок.
Причина кроется в том, что разные источники света имеют разное соотношение красного, синего и зеленого цветов, которые, в свою очередь, появляются из-за того, что волны разной длины рассеиваются каждая по-своему. Например, небо имеет синий цвет, потому что волны на синем конце спектра сильнее поддается рассеиванию молекулами воздуха.
Во времена пленочной съемки проблема этих конкретных смещений цвета была не такой серьезной, и существовало всего два основных цвета пленки: обычная и для съемки при освещении лампой накаливания. В исключительных случаях можно было воспользоваться цветным гелем, но этих двух видов пленки вполне хватало; с приходом цифровых сенсоров правила игры изменились.
Так что же делают настройки баланса белого?
Установка баланса белого позволяет камере определить нейтральный цвет в кадре и обеспечить более точную цветопередачу в данных условиях освещенности. При съемке в сложных условиях освещения, например, со смешанным светом, правильный баланс белого критически важен. В кадре может быть источник искусственного света в помещении и естественный свет, исходящий из двери или окон. В такой ситуации от баланса белого зависит, получите вы естественные цвета или нет.
Почти все камеры имеют ряд встроенных пресетов баланса белого. В большинстве ситуаций они обеспечивают неплохой результат, но только в однозначных условиях освещенности. В более сложных ситуациях камера начинает путаться и приходится устанавливать баланс белого вручную.
Более того, если вы по каким-либо причинам фотографируете в JPEG, заказной баланс белого может исправить ситуацию с неправильной цветопередачей, когда нет возможности обработать получившийся снимок. Даже при съемке в RAW не лишним будет научиться получать правильный баланс белого прямо во время съемки.
Как уже упоминалось ранее, во многих камерах присутствует несколько пресетов баланса белого, каждый из которых имеет имя и индикатор, соответствующие условиям, для которых он предназначен. Также есть автоматический баланс белого, но он не всегда хорошо справляется со своей работой.
Вот самые распространенные пресеты баланса белого в современных камерах:
Меню настроек баланса белого в камере Nikon
Список пресетов баланса белого в Canon
Рассмотрим несколько снимков, сделанных с разными параметрами баланса белого, в качестве примера:
Прежде, чем переходить к ручной настройке баланса белого, всегда стоит попробовать разные пресеты – возможно, среди них найдется подходящий.
Если конкретный пресет не подходит, попробуйте выбрать другой, более теплый или холодный, в зависимости от желаемого эффекта. Вообще, пресеты хорошо работают в ситуациях, когда вы точно уверены в характере освещения, но как часто такое бывает?
Например, устанавливая Дневной свет, камера не учитывает разницу между освещением ранним утром, в полдень и вечером. Аналогично, в домах зачастую стоят лампочки с разной температурой света, из-за чего пресеты будут практически бесполезными. Особенно явной проблема становится при портретной съемке – в большинстве случаев нужно получить естественный цвет кожи, если только вы не стремитесь к созданию более творческого эффекта.
Как установить ручной баланс белого?
Первый шаг при работе с заказным балансом белого – сделать фотографию белого или нейтрально серого предмета в том освещении, в котором вы собираетесь проводить съемку. Затем выберите ручной режим и задайте эту фотографию в качестве образца. Ниже приведена пошаговая инструкция, которая работает вне зависимости от вида съемки.
Примечание: Обратитесь к руководству пользователя, если вам понадобится помощь с поиском меню баланса белого. У большинства моделей камер также есть соответствующая кнопка на верхней или задней части корпуса.
Такое меню открывается при нажатии на кнопку WB камеры Nikon. Поворачивая переднее или заднее колесико можно выбрать заказные или встроенные в камеру пресеты.
Заказной баланс белого – Nikon
1. Перейдите в настройки съемки
2. Нажмите Preset Manual
3. Выберите один из слотов
4. Установите сделанный ранее тестовый снимок
Заказной баланс белого – Canon
1. Выберите Custom White Balance
2. Откройте свой тестовый снимок
3. Нажмите ОК для его активации
4. Подтвердите внесение изменений
В некоторых случаях может понадобиться, чтобы в кадре непосредственно рядом с субъектом находилась серая карт. В таком случае фотографировать нужно в ручном режиме с точечным замером экспозиции, чтобы камера ориентировалась на неё.
Что делать, если нет образца?
Если у вас нет серой карты или чего-либо подходящего, можно попробовать пойти методом проб и ошибок. Используйте шкалу Кельвина и, в зависимости от освещения, вручную задавайте цветовую температуру. Сделайте несколько тестовых снимков и подберите настройки, обеспечивающие наиболее естественный результат. Также этот метод можно использовать для задания настроения фотографий.
Найти настройки температуры по Кельвину можно в следующих меню.
Для Nikon:
Зайдите в настройки баланса белого и выберите Choose color temp.
Отрегулируйте температуру согласно с освещением.
Для Canon:
Выберите коррекцию по Кельвину в настройках съемки.