баланс между работой и личной жизнью что это

Что такое work-life balance?

Work-life balance- это термин используемый для описания баланса, который необходим работающему человеку между временем, отведенным для работы и другими аспектами жизни. Такими как: хобби, семья, личное развитие и т.д. Понятие «баланс между работой и личной жизнью» имеет недавнее происхождение, впервые оно было использовано в Великобритании и США в конце 1970-х и 1980-х годах. В наше время тема равновесия сфер жизни является предметом изучения множества институтов по всему миру.

Баланс между работой и личной жизнью превратился в нечто большее, чем просто привлекательная концепция. Все больше компаний полагаются на своих сотрудников, чтобы вести более сбалансированный образ жизни, поскольку сбалансированные, счастливые сотрудники в конечном итоге более продуктивны и мотивированы.

Исследования, проведенные в London Hazards Centre, показывают, что работа сегодня более интенсивна, чем десять лет назад. Опыт чрезмерной вовлеченности, продолжительного рабочего времени и экстремальных условий труда оказывает влияние на общее физическое и психологическое здоровье сотрудников и ухудшает семейную жизнь.

Британское правительство осознало эту реальность и начало предпринимать усилия, чтобы сбалансировать работу и домашнюю жизнь своих сотрудников, предлагая альтернативы, такие как возможность работать из дома или не в графике.

Freethinker Пол Красснер сказал, что антропологи часто определяют счастье, как отсутствие различий между профессиональной и личной жизнью человека.Отсутствие времени на жизнь является актуальной проблемой в связи с увеличением количества технологий, которые устраняют важность физического местоположения для работы. Раньше было трудно или невозможно взять работу домой, поэтому была четкая грань между профессиональным и личным.Рост мобильных технологий, облачного программного обеспечения и распространение интернета, значительно облегчили сотрудникам постоянную работу, стирая грань между профессиональным и личным. Некоторые комментаторы утверждают, что смартфоны и постоянный доступ к рабочим местам заменили авторитарный контроль менеджеров.

Источник

Work-life balance: как соблюдать грань между работой и личной жизнью

⏱ Время прочтения — 9 минут

Трудоголизм как проблема

Трудолюбие важно в любой работе, но иногда достойный восхищения драйв может принять болезненную форму трудоголизма и стать опасным для физического и психического здоровья работника. Это большая проблема, с которой активно борются в развитых странах, законодательно сокращая продолжительность рабочего дня и вводя санкции за сверхурочную работу.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), более продолжительный рабочий день характерен для стран с низким и средним доходом населения, но переработки встречаются практически везде. Так, до 2018 года в Южной Корее был один из самых длинных рабочих дней в мире, который по продолжительности уступал только Коста-Рике и Мексике — почти 13,5 часа в день при пятидневной работе (почти 2 тысячи часов в год). Впрочем, Россия в этом же рейтинге ушла недалеко — на 4-е место. В среднем россиянин проводит на работе 1972 часа в году. Для сравнения: в Германии только 1363 часа — там работают меньше всего.

Выгорание — одно из самых очевидных последствий таких рабочих марафонов. И правда, когда из-за обилия задач из жизни исчезает всё остальное, даже некогда любимое дело легко становится ненавистной рутиной.

О серьезности проблемы говорят медицинские данные — в России молодеют инсульты и инфаркты. Если раньше они считались редкостью у 40−45-летних, то теперь угрожают поколению 20+. Вдобавок к этому переработки провоцируют бессонницу, сердечно-сосудистые заболевания и психические расстройства: депрессии и тревожность. Наверняка они приводят и к более печальным последствиям, но официально таких данных нет, в отличие, например, от Японии. В этой стране проблема смертей от переработок официально признана — это подтверждает как статистика, так и сам японский язык, в котором существует термин «кароси», дословно означающий «смерть от переработок». При этом японцы в среднем работают 1713 часов в год — это значительно меньше, чем в России.

Кроме физического и ментального здоровья, переработки влияют и на окружение перегруженного сотрудника, затрагивая его личную жизнь: ведь чем больше энергии тратится на работе — тем больше времени необходимо на восстановление после. Это часто приводит к проявлению агрессии в сторону друзей и семьи, не говоря о том, что выбор между семьей и работой — в принципе распространенная в нашей стране история, хотя такое противопоставление вряд ли можно назвать правильным.

Назревающий еще до пандемии тренд на удаленную работу внушал надежды на более сбалансированный рабочий день, но оказалось наоборот. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда, пандемия Covid-19 только усугубила проблему переработок — режим изоляции увеличил длительность рабочей недели примерно на 10%.

Сотрудники делились, что, перейдя на удаленный режим, они испытывали давление со стороны начальства и увеличение нагрузки. Руководители, в свою очередь, отмечали, что теперь им стало проще фокусироваться на результате и отслеживать эффективность сотрудников. Чтобы доказать свою полезность и удержаться на работе, сотрудникам приходилось задерживаться после окончания трудового дня.

По данным VPN-сервиса NordVPN, отслеживающего, когда пользователи подключаются и отключаются от их сервиса, в США рабочий день сотрудников, работающих из дома, увеличился на 3 часа, а во Франции, Испании и Великобритании — на 2 часа. Более того, сотрудники продолжают работать даже ночью — другой VPN-провайдер Surfshark отметил увеличение активности пользователей с полуночи до 3 часов ночи, которого не наблюдалось до начала пандемии Covid-19.

На продуктивность это влияет скорее негативно: по данным американских исследователей, процент ошибок к концу восьмичасового рабочего дня в среднем вырастает на 10%, а вот к концу десятичасового рабочего уже на все 28%.

В конечном счете удаленная работа стирает границы личного и рабочего, ставя сотрудников в ситуацию, когда от работы негде спрятаться — она и в офисе, и дома, а рабочие чаты и почта всегда в смартфоне и не замолкают даже вечерами.

Кажется, что-то идет не так

Многие сотрудники, склонные к частым переработкам, игнорируют симптомы физического и ментального истощения. Руководители направлений чаще перерабатывают и в целом работают под большим давлением, чем рядовые сотрудники. Если подобный стресс сохраняется долгий период времени, то он приводит к «выгоранию руководителя» (executive burnout). Это настолько серьезное состояние, с которым сталкивается все больше людей, что оно было официально признано Всемирной организацией здравоохранения. Однако с выгоранием могут сталкиваться и сотрудники, не занимающие руководящих должностей.

ВОЗ характеризует выгорание тремя аспектами: ощущение энергетического истощения или изнеможения; ощущение отстраненности (появление психологической дистанции) от своей работы или чувство негативизма или цинизма, связанное с работой; снижение профессиональной эффективности.

К другим симптомам выгорания можно отнести потерю чувства удовлетворенности, ощущение недооцененности и неспособности чего-либо достичь, раздражительность, трудности с концентрацией внимания, чрезмерную самокритику, апатию, потерю любых эмоций.

Главное отличие между стрессом и выгоранием — стресс длится короткий промежуток времени. Выгорание — результат постоянного стресса в течение долгого периода времени. Иногда для лечения синдрома выгорания может потребоваться помощь квалифицированного специалиста, но существуют и общие способы, которые также могут помочь. Среди них: смена рода деятельности — можно попросить новые обязанности на работе, смена обстановки — это может быть как отпуск, так и смена рабочего места, медитация, занятия спортом, здоровое питание.

Как выстроить границы между личным и рабочим

Если раньше любой профессионал стремился строить карьеру, работать 24/7, чтобы иметь высокий доход, служебную машину, парковку и медицинское страхование, то есть жил, чтобы работать, то теперь всё наоборот. Люди хотят работать, чтобы обеспечить себе интересную жизнь. Поэтому им важны человеческие отношения, искренность, поддержка и уважение к личным границам и свободному времени.

Несмотря на это, часто сотрудники перерабатывают по собственной инициативе, хотя работодатель не требует сверхурочной работы. Это подтверждают и исследования ученых Лондонской школы бизнеса и Корнеллского университета Лоры Джурдж и Ванессы Бонс. Они выяснили, что работники часто непреднамеренно осложняют задачу соблюдения границ личного и рабочего времени для своих начальников, коллег и подчиненных. Например, отправляют сообщения вне офисного графика. Пять экспериментов с участием более 2000 работающих взрослых показали, что те, кто посылает деловые письма в нерабочее время, не в полной мере могут оценить, насколько получатели чувствуют себя обязанными ответить оперативно, даже если вопрос несрочный.

С позиции сотрудника можно дать три основные рекомендации, которые могут помочь сохранить work-life balance:

Включайте в свою жизнь так называемые переходные действия. Деловой гардероб, перемещения из дома на работу — всё это физические и социальные индикаторы изменения вашего положения — из «домашнего» в «рабочее». Старайтесь придерживаться этих разграничивающих правил не только в офисе, но и на удаленке: оборудуйте рабочую зону, не используйте для работы привычные для вас места отдыха — спальню например. Заканчивайте рабочие встречи на 5 минут раньше, чтобы была возможность перезагрузиться и подготовиться к следующей встрече или работе над проектом. Выключайте звук в рабочих чатах после окончания рабочего дня, не отвечайте на рутинные письма вне рабочего времени. Не отказывайтесь от своих привычных утренних и вечерних ритуалов, например пробежки или зарядки.

Сотрудникам важно найти наиболее действенный баланс времени для себя лично. Нужно также с пониманием относиться к тому, что графики разных сотрудников могут отличаться, и это нужно уточнять перед началом деловой коммуникации. К примеру, кто-то может начать свою рабочую неделю еще в воскресенье вечером, начав разбирать почту и отвечать на письма, однако требовать того же от коллег будет уже некорректно. Иногда переработки возникают из-за кажущегося избытка свободного времени. Чтобы избежать этого, следует и досуг планировать так же, как рабочие задачи. Например, заранее договориться о походе в кино или посещении спортзала. Удаленный формат работы имеет определенные преимущества, ведь теперь вы можете сбегать в магазин или вынести мусор в часы, когда ранее вы находились в офисе. Будьте честны со своим руководителем, сообщая ему, что вы отлучились от компьютера и что выполните запланированные задачи в другое время.

Работая из дома, многие могут чувствовать необходимость демонстрировать высокую производительность труда. Но в результате часто будут выполняться задачи скорее сиюминутные, а не более важные, а это, как показывают исследования, в долгосрочной перспективе непродуктивно, даже если поначалу кажется эффективным. Сотрудникам важно внимательно расставлять приоритеты, особенно когда нагрузка возросла из-за совмещения семейных и рабочих задач. Не злоупотребляйте встречами в Zoom и Teams, используйте старый проверенный способ — позвоните по телефону, а во время разговора встаньте и разомнитесь.

С точки зрения работодателя, формировать здоровое отношение к границам личного и рабочего времени можно тремя способами:

1. Четко доносить до сотрудников важность соблюдения баланса рабочего и личного времени. Переработки не должны поощряться.

2. Предложить сотрудникам самостоятельно или автоматически с помощью внутренних систем регулировать время, отведенное на рабочие встречи и задачи. К примеру, в нашей компании время для встреч автоматически уменьшено на 5 минут. Соответственно, встречи могут длиться 25, 55 минут. Пять минут отводится на то, чтобы сотрудник смог размяться между звонками, ответить на письмо или переключиться между задачами. Также внутри компании мы установили правило свободных от встреч пятниц. Эта мера тоже призвана помогать коллегам сохранять баланс между встречами и решением рабочих моментов, а также закончить текущие задачи в сокращенную пятницу.

3. Стимулирование физической активности и психологической безопасности. К примеру, у нас в компании на регулярной основе проходят различные спортивные челленджи, направленные на развитие полезных привычек, увеличение двигательной активности среди сотрудников. Для этого у нас даже есть специальное мобильное приложение. Также мы регулярно проводим мастер-классы и встречи с экспертами в различных областях: диетологами, психологами, другими узкими специалистами, где все желающие могут задать любые вопросы в прямом эфире или посмотреть вебинар в записи на корпоративной обучающей платформе «Академия». В корпоративной социальной сети Cheers мы публикуем статьи на тему благополучия. Мы предлагаем сотрудникам бесплатную подписку на приложение для медитации Insights Timer Meditation и для физических тренировок SWORKIT.

Благодаря этим мерам индекс вовлеченности вырос на 4 п. п. в 2020 году и составил 90%, а текучесть снизилась на снизилась на 2,5 пп по сравнению с 2019-м и составила 6,1% по итогам 2020 года. Мы всегда ставим в приоритет наших сотрудников и именно их считаем главным капиталом компании, который обеспечивает наши результаты и устойчивость. И work-life balance — это необходимое условие нормальных рабочих отношений.

Источник

7 способов найти баланс между работой и личной жизнью

Многие рядовые сотрудники уверены, что предприниматели вкалывают в разы меньше и лишь эксплуатируют наемный труд. На деле все обстоит иначе.

В ходе исследования HSBC Private Banking выяснилось, что предприниматели из Европы трудятся от 9 до 10 часов в сутки. Предприниматели Среднего Востока тратят на работу рекордные 12 с половиной часов. А американские бизнесмены — 11 с половиной часов.

Аналогичные результаты показал опрос Quora — согласно ему, представители западного бизнеса трудятся по 60 часов в неделю и более. Трудоголизм подтверждают представители кремниевой долины и американские миллионеры. У соучредителя PayPal и Tesla Motors Илона Маска всего один отпуск за 4 года. А предприниматель Грант Кардоне утверждает, что его рабочая неделя равняется 95 часам, это в среднем 14 часов ежедневно.

баланс между работой и личной жизнью что это. image004. баланс между работой и личной жизнью что это фото. баланс между работой и личной жизнью что это-image004. картинка баланс между работой и личной жизнью что это. картинка image004.

Чем чревато отсутствие отдыха?

Сотрудник венчурного фонда Microsoft Маканд Мохан считает, что баланса между работой и личной жизнью у бизнесмена быть не должно:

«Почти каждый предприниматель скажет вам, что работает очень много. Это в порядке вещей. Те, кто постарше (после 35 лет, обычно), будут настаивать на своей способности распределять время между работой и личной жизнью. На самом деле, в стартапе это невозможно. Если у тебя есть такой баланс, то ты недостаточно серьезно относишься к своему бизнесу»

Возможно, дело в том, что успешными предпринимателями становятся люди, которые любят свое дело и им действительно нравится посвящать ему все свое время. Тем не менее, отсутствие полноценного отдыха и слишком длинный рабочий день плохо сказываются на концентрации, внимании и трудоспособности, а также на настроении и отношениях в семье.

Исследования показывают, что излишний трудоголизм может отрицательно сказаться на производительности и состоянии здоровья. В то время как известные предприниматели мотивируют нас работать от 60 до 100 часов в неделю, наука с этим не согласна. Нет правильного ответа, сколько часов вы должны работать. Важно следить за своим физическим и психическим состоянием, а не пытаться копировать чужие модели поведения.

Отсутствие перерывов и переутомление грозит снижением концентрации. Даже целенаправленные короткие перерывы в работе, тот же 15-минутный кофе-брейк раз в два часа, способны серьезно помочь вниманию и концентрации. Еще один способ работать более концентрированно — метод помидора.

7 правил баланса между работой и личной жизнью

Чтобы приблизиться к балансу между работой и личной жизнью, предприниматели применяют следующие правила.

1. Неприкосновенность выходных

Рабочий день Джека Дорси 8 часов – на каждом из двух его проектов. 8 часов для Twitter и столько же для Square. Но выходные для него — неприкосновенны. Их он посвящает пешим прогулкам и размышлениям. Если вы тоже любитель работать в бешеном ритме, не оставляя времени для передышки, то хотя бы выходные должны быть полноценными. Это ваше время для перезагрузки и восстановления. Без выходных, ваша работоспособность снизится.

2. Утренние ритуалы

Если вечерами вы работаете допоздна, то постарайтесь выделить утреннее время для того, чтобы собраться с мыслями. Это занятие должно стать вашим островком спокойствия в течение бурного дня — выпейте кофе в тишине, выйдите на пробежку, примите горячий душ, сделайте зарядку, полистайте ленту соцсетей, почитайте книгу. Не важно, чем вы займетесь — важно, чтобы эти полчаса-час вы могли посвятить себе, собраться с мыслями и расслабиться.

Основатель Surfingbird.ru Сергей Шалаев по утрам принимает горяую ванну, просматривает ленты соцсетей и готовит завтрак себе и своей девушке. Зато рабочий день у него заканчивается около 23.00.
А совладелец Национальной юридической службы Сергей Коваленко сначала едет на тренировку по боксу, а уже потом в офис.

3. Таймаут во время рабочего дня

Если вы работаете без выходных, а ваш рабочий день — ненормирован, велика вероятность достичь переутомления. Продержаться дольше поможет перерыв в течение рабочего дня. Но не стандартный перерыв на обед, а час или два полной смены деятельности. Например, вы можете пойти на тренировку или поиграть в настольный теннис. Берите пример с Билла Гейтса. Хотя за период между 1978 и 1984 годами у него было всего 15 выходных, а в первые дни становления компании он почти все время находился в офисе, чтобы сменить обстановку, он делал перерыв на кино. Уходил из офиса в кинотеатр, а затем возвращался и снова работал еще несколько часов.

4. Хобби

Проблема многих трудоголиков в том, что они не знают, чем еще заниматься помимо работы. Хобби поможет с большим энтузиазмом делать перерывы, устраивать выходные дни, брать отпуск. Идеально, если ваше хобби будут разделять ваши близкие. Это поможет и наладить отношения, и разгрузить мозг.

Михаил Перегудов, основатель компании «Партия еды» перестал заниматься спортом системно с тех пор, как основал компанию, но по-прежнему находит время и отвлекается от работы:

«Раз в неделю играю в футбол, иногда хожу в бассейн или бегаю. Летом катаюсь на «велике». Например, в последний отпуск на Кипр я взял с собой шоссейный велосипед, там каждый день по 60-70 километров катался. Иногда участвую в стартах по триатлону»

5. Максимальная концентрация на рабочих вопросах в рабочее время

Хайди Зак, соучредитель и генеральный директор ThirdLove считает, что если посвящать все рабочее время только работе, то продуктивность будет гораздо выше и задерживаться в офисе не понадобится:

«Когда я в офисе, я полностью сконцентрирован на работе. Поэтому домой я прихожу обычно достаточно рано, вижу своих детей, успевают искупать их и уложить спать. Когда я сними, не отвлекаюсь на электронную почту или другие рабочие вопросы. Я захожу ответить на электронные письма только после того, как они легли спать и не делаю это больше двух часов»

Бизнесмен также отмечает, что семья для него в приоритете, а его главная рабочая задача — работать эффективно, а не до переутомления. И это не всегда одно и тоже.

6. Четкий график дня

Смысл в том, чтобы весь свой день подчинить строгому режиму. По графику нужно делать все: от рабочих до домашних дел. Когда для отдыха и семейных дел есть четко отведенные часы, выделить время гораздо легче.

Режим дня позволяет экономить расход энергии и бороться со стрессами, считает Михаил Перегудов:

«В какой-то момент я начал заботиться о себе, следить за режимом дня, расходом энергии, стрессами. Я много над этим работал, сейчас я чувствую себя довольно спокойно и уверенно, независимо от результатов. Это отражается и на компании. Что мне помогло? Чтение определенных книг, связанных с осознанностью, управлением тревогой и стрессом, занятия с психологом, который помог лучше себя понять»

7. Делегирование

Умение делегировать обязанности позволяет сэкономить время на рутинных задачах и сконцентрироваться на стратегии развития проекта

Но чтобы научится делегировать, нужно окружить себя людьми, которым доверяешь. Не менее важно научиться ослаблять контроль там, где без этого можно обойтись. Попытка контролировать все сферы бизнеса не принесет пользы и лишь истощит ресурс предпринимателя.

Поэтому смело распределяйте между сотрудниками зоны ответственности и отдавайте на аутсорс то, что нужно для организации бизнеса — например, бухучет, налоговые и юридические вопросы.

В важности навыка делить ответственность уверен и один из крупнейших франчайзи сети пиццерий «Додо пицца» Владимир Горецкий:

«Я не контролирую все. Мой продукт – это стратегия компании. Это не подразумевает полного контроля. Я активно делегирую, потому что доверяю своим людям. Золотой середины не существует. Как комфортней, так и надо работать»

Что думают о балансе российские предприниматели?

Михаил Перегудов, основатель компании «Партия еды» считает, что для баланса между семейными и рабочими делами, важно придерживаться определенного темпа и планировать время:

«На личную жизнь у меня время остается. Стараюсь приходить с работы где-то в 9 вечера. У меня дочь и жена. Дочке 2 года, она ложится довольно поздно, после 10 вечера. Час в будний день я провожу с семьей, по выходным стараюсь проводить больше времени. Хотелось бы еще больше, но я думаю, у меня более-менее хватает времени на все, что мне действительно важно. В работе тоже важно вовремя остановиться, чтобы контролировать свое состояние. Это марафон, который нужно бежать в одинаковом темпе все время. Ты должен начать и закончить в одном темпе, с одной скоростью. Нужно отдыхать, заниматься собой, семьей, друзьями»

Алексей Рожков, совладелец агентства «Сделаем» считает, что для баланса нужно уделять внимание здоровью, правильно расставлять приоритеты и придерживаться графика:

«Как человек, который работал по 16-20 часов в день, я, наверное, не очень хороший советчик по выстраиванию баланса между личной жизнью и работой. Но как человек, который работал и ВСЕ ЖЕ ПОНЯЛ, каким идиотом был, я могу поделиться заповедями, которые помогут, если не наладить идеальный баланс, то пересмотреть свои взгляды на достигаторство и превозмогание.
1. Работа — это ВСЕГО ЛИШЬ работа. Всегда будет другая. А вот других глаз, сердца, нервов или другого десятилетия дочки, другого матча «Спартак — Барселона» может и не быть.
2. Здоровье — прежде всего. При этом, психическое здоровье не менее важно, чем стреляющая поясница. Она не заставит вас выйти в окно, а вот депрессия — легко. Нет ничего героического, чтобы работать по 12 часов в день. На это ваш «движок» не рассчитан. Если приходится — меняйте работу. Или работайте над собой.
3. Умейте расставлять приоритеты. Важных дел по факту процентов 5 от того, что вы считаете важным. Половина из этого отпадет в процессе работы, половина решится сама собой. Так всегда.
4. Срочное — не такое уж и срочное. Нет такого дела, которое не подождет пару часов, чтобы ответить. Если вы не хирург, конечно. И уж точно нет ничего настолько срочного в вашем офисе, чтобы не посмотреть мультики вечером с семьей.
5. Составьте график. И придерживайтесь его. При этом не обязательно заполнять каждые полчаса в Гугл-календаре. Если сделаете 2 больших и 3 маленьких дела за день — вы большой молодец.
6. Делайте выходные. Лучше два, но минимум один. Не такой день, когда вы просто работаете не за столом, а на диване с мобильным. А день без работы ВООБЩЕ. Спортсмены знают, что хорошо бегает тот, кто хорошо отдыхает. Этот принцип работает и по жизни. Если не можете сделать выходной ради себя, сделайте его, чтобы потом лучше работать»

Количество потраченных часов не равняется успеху

Соучредитель и директор Strategic Nudge Кристин Бейкер считает, что потраченное время — не равносильно достижению цели:

«Вы работаете до тех пор, пока не достигнете своей цели — будь то запуск вашего первого продукта, первая продажа, первый год оборота в 100 000 долларов или что-то подобное. Если это занимает 20 или 70 часов в неделю, пусть будет так. Конечно, вам все равно придется учитывать в сутках все ваши другие обязанности — и бизнес, и семью, и, возможно, работу по совместительству, чтобы сохранить доходы в самые трудные первые месяцы или годы вашего бизнеса, время для хобби»

У Мэгги Паттерсон, основателя Small Business Boss, в жизни были периоды и с 20-часовой и 80-часовой рабочей неделей:

«Суть предпринимательства состоит в том, что вы сами можете управлять, сколько часов вам нужно работать для развития бизнеса»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *