Баланс пассив что это

Определение пассива в бухгалтерском балансе

Бухгалтерский баланс — таблица, которая подразделяется на две части: активы и пассивы. Последние отражаются в правой части. Пассив — важнейший показатель состояния компании. Важен для управления компании, формирование плана по ее дальнейшему развитию.

Что такое пассив в бухучете?

Пассив – составляющая бухгалтерского баланса. Информация из учетных документов обеспечит получение следующих данных:

Активы отражают сведения об имуществе предприятия. Пассивы позволяют определить источники имеющегося капитала. В правой части таблицы бухучета фиксируются:

Если все упростить, пассивы являются источниками активов. Данная связь обусловлена тем, что управление пассивами приводит к умножению активов. Пассивы и активы неразрывно связаны между собой. Они образуют баланс. Бухгалтерская таблица носит такое название в связи с тем, что пассив равен активу. Оба показателя уравновешивают друг друга.

ВАЖНО! Актив и пассив отражает главный принцип бухучета – принцип двойной записи.

Пример

Суть активов или пассивов проще понять из примера. Предприятие берет в кредит 2 000 000 рублей. Данная операция должна быть отражена в бухучете:

То есть, из активов можно получить сведения о поступлении средств. Из пассивов становится ясен источник денег – кредитование.

Виды пассивов

Пассивы подразделяются на три вида:

ВНИМАНИЕ! Из одних пассивов можно много узнать о деятельности предприятия. Стабильность компании обеспечивается ее собственными средствами. Чем больше в предприятии личного капитала, тем более оно независимо. Насторожить менеджера должна большая доля заемных средств. Это повышает зависимость предприятия от кредиторов. При критической финансовой ситуации организации будет сложно погасить задолженности, что может привести к банкротству.

Отличия собственных и заемных объектов пассива на примере

Выше уже указывалось, что структура баланса дает представление о стабильности компании. Наличие собственных средств – серьезное преимущество предприятия. Правильное использование пассивов обеспечит независимости и благополучие.

Пример использования собственных средств. Компания купила помещение под офисы. Недвижимость сдается в аренду. Средства от аренды непрерывно поступают в бюджет компании. Организация поступает чистую прибыль, не предполагающую обязательств. Средства могут использоваться как на формирование капитала, так и на увеличение оборота. Прибыль не уменьшается вследствие инфляции, так как цены на аренду офисов постоянно растут.

Пример использования заемных средств. Компания взяла в кредит миллион рублей для аренды торгового помещения и покупки партии продукции. Кредит был краткосрочным. Помещение было арендовано. На торговой площадке выставлена продукция. Товар стал популярным у потребителей. За несколько месяцев удалось получить более 2 миллионов рублей. Миллион был направлен на погашение кредита.

Но возможна и другая ситуация. Компания взяла в кредит миллион рублей. Деньги также были направлены на аренду и закупку продукции. Однако товар не встретил успеха у потребителя. За несколько месяцев удалось получить 200 000 рублей. Денег не хватило на последующую аренду торгового помещения, а также на уплату кредита в срок. Кредиторы направились для взыскания долга в суд. Компании пришлось объявить себя банкротом.

ВНИМАНИЕ! Исходя их приведенных примеров, становится ясно, что предприятию выгодно иметь собственные резервы. Однако, на большинстве предприятий, есть и заемные средства. Это совершенно нормально. Главное – отслеживать пропорции между собственными и заемными средствами.

Структура пассивов

Большая часть пассивов состоит из различных обязательств предприятия: кредитов, займов, задолженностей перед сотрудниками или контрагентами. Подразделяются обязательства на данные типы:

Обязательства – это разнородная структура. Для понятия положения компании важно проанализировать состав пассивов.

Анализ пассивов

Анализ пассивов включает в себя следующие меры:

Анализ позволяет построить план развития предприятия, направленный на увеличение собственных средств. Показатели обеспечивают своевременное отслеживание сложной финансовой ситуации компании.

Итак, запомним:

Источник

Активы и пассивы бухгалтерского баланса: как перестать их путать

Активы и пассивы бухгалтерского баланса — это совокупность систематизированных и обобщенных показателей, которые характеризуют результаты деятельности компании. О том, как классифицируются эти показатели, расскажем в статье.

Активы и пассивы в бухгалтерском балансе

Формирование финансовой бухгалтерской отчетности — прямая обязанность всех экономических субъектов, ведущих бухучет. Некоторые компании и организации вправе вести учет в упрощенном виде, а некоторые вовсе освобождены. Например, индивидуальные предприниматели вправе вовсе отказаться от ведения бухгалтерского учета. Но если на предприятии бухучет ведется, то составление отчетности становится неизбежным.

Формирование отчетности необходимо для получения актуальной информации о деятельности, имущественном положении и обязательствах субъекта. Анализ полученных сведений позволяет оперативно и своевременно принимать верные управленческие решения, тем самым позволяя предприятию функционировать бесперебойно, извлекать прибыль, выполнять функции и полномочия, для исполнения которых оно было создано.

По сути, отчетность — это отражение имущества и капиталов, а также источников, за счет которых они были получены, только в денежном выражении. Ключевая форма финансовой отчетности — это бухгалтерский баланс, унифицированная форма которого утверждена Приказом Минфина № 66н. Для учреждений бюджетной сферы действуют иные формы отчетов: Приказы Минфина № 33н и 191н. Однако независимо от типа организации структура бухгалтерского баланса практически не отличается, то есть бланки включают актив и пассив бухгалтерского баланса.

Структура бухгалтерского баланса

Отразим структуру показателей бухгалтерского баланса в таблице активов и пассивов баланса.

Краткосрочные обязательства компании

Такая группировка показателей определена для форм отчетности по Приказу Минфина № 66н, который регламентирует бланки для коммерческих фирм и некоммерческих организаций. Теперь рассмотрим показатели баланса более подробно.

Результаты исследований и разработок

Нематериальные поисковые активы

Материальные поисковые активы

Доходные вложения в материальные ценности

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Переоценка внеоборотных активов

Добавочный капитал (без переоценки)

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Прочие оборотные активы

Отложенные налоговые обязательства

Доходы будущих периодов

Что входит в активную часть бухгалтерского баланса

Это любое имущество учреждения. Например, денежные средства в кассе, материальные запасы, основные средства, здания, станки и прочие материальные и финансовые ценности, которые непосредственно принадлежат компании.

В активе баланса сгруппированы оборотные и внеоборотные ценности предприятия. При формировании отчетности следует учитывать, что актив баланса — это группировка имущества по срокам его полезного использования, а также по скорости (времени) их оборачиваемости, то есть ликвидности.

В форме бухгалтерского баланса ценности сгруппированы по степеням их ликвидности. В начале указываются ресурсы предприятия, которые наименее ликвидные, а затем по возрастанию. Иными словами, актив баланса — это группировка экономических ресурсов по скорости их обращения в средства платежа.

Отметим, что самые ликвидные ценности — это, конечно, денежные средства: наличные в кассе и на расчетных счетах компании. А к наименее ликвидным относятся основные фонды учреждения, объекты НМА и долгосрочные финвложения, которые быстро и без потерь реализовать не получится.

В активе баланса в сгруппированном виде представлены показатели бухгалтерского учета на отчетную дату. Анализ данных бухгалтерских показателей позволяет сделать вывод о платежеспособности предприятия.

Что такое пассивы и их классификация в бухгалтерском балансе

К пассивам баланса можно отнести все обязательства организации, которые были приняты ею в отчетном периоде, а также источники формирования материальных ценностей и ресурсов учреждения. Иными словами, пассив баланса — это группировка активов по источникам их формирования, то есть пассивы — это и есть источники образования материальных ценностей, денежных средств, НМА.

Основная классификация пассивов бухбаланса — это разделение пассивов на капиталы и обязательства.

Капиталами признаются средства, направленные учредителями на осуществление деятельности, например на приобретение имущества, на обеспечение гарантий кредиторам, создание резервных фондов. Капиталы пассива могут быть собственными или заемными. Собственные средства — это капиталы, которые принадлежат учредителям, создателям компании. А заемные капиталы пассива — это средства, полученные от сторонних организаций и частных лиц во временное пользование.

Обязательства пассива баланса — это задолженность компании перед третьими лицами по выполнению определенных финансовых или имущественных требований. В свою очередь, обязательства делят на долгосрочные (срок более 12 месяцев) и краткосрочные задолженности, которые следует исполнить за 12 месяцев и ранее.

Правила составления бухгалтерского баланса

Разберем, какие показатели бухучета отражать в активной части бухгалтерского баланса. Приведем расшифровку по счетам и показателям отчетной формы:

Здесь должна отражаться остаточная стоимость нематериальных объектов предприятия. Определите значение как разницу между счетом 04 «НМА» и 05 «Амортизация НМА».

При исчислении исключите значения, соответствующие данным о результатах исследований и разработок, а также сведения о нематериальных поисковых активах.

Результаты исследований и разработок

Если организация ведет исследовательскую деятельность, и на балансе числятся результаты НИОКР, то в данном разделе бухгалтерского баланса отражайте остаточную стоимость НИОКР по счету 04.

Нематериальные поисковые активы

Заполняется организациями, которые ведут освоение природных ресурсов, разведывательную деятельность.

Экономические субъекты отражают сведения о таких объектах на счете 08. Если объект имеет вещественно-материальную оболочку, то это материальный поисковый актив, нематериальные — не имеющие формы, оболочки, структуры.

Обратите внимание, что по поисковым активам предусмотрено начисление амортизации по счетам 02 и 05.

Материальные поисковые активы

Остаточная стоимость объектов основных фондов. Определите разницу между первоначальной стоимостью по счету 01 и начисленной амортизацией, остаток по счету 02.

Доходные вложения в материальные ценности

Отразите разницу между остатками по счету 03 и начисленной амортизацией по соответствующим объектам учета (счет 02).

Это долгосрочные финансовые вложения, срок которых не менее 12 месяцев. Например, отразите остаток по счету 55 при наличии депозитов, открытых на срок более 12 месяцев.

Также отражайте долгосрочные вложения по счетам 58 (финансовые вложения) и 73 (займы работникам учреждения).

Уменьшите остаток по счету 58, если организация сформировала резерв по сч. 59.

Отложенные налоговые активы

Отразите остаток по сч. 09. Показатели отражаются в соответствии с ПБУ 18/02.

Прочие внеоборотные активы

Отразите иные виды внеоборотных активов, которые не вошли в группировку, представленную выше. Также в данном разделе можно отразить те объекты, сведения о которых указывать необязательно, но компания считает необходимым включить сведения в бухгалтерский баланс.

Итого по разделу I

Формируется итог по соответствующему разделу.

Отразите сумму остатков по счетам 10, 11 (за вычетом резерва, учтенного на счете 14), 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41 (за вычетом счета 42, если учет товаров ведется с наценкой), 43, 44, 45, 46, 97.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Включите информацию о конечном сальдо по сч. 19 «НДС».

Для получения показателя суммируются дебетовые остатки по счетам 60, 62 (оба счета за вычетом резервов, сформированных на счете 63), 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73 (за вычетом данных, учтенных по статье «Финансовые вложения»), 75, 76.

Кредитовый остаток в расчет не включайте.

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Это депозиты, финансовые вложения, займы работникам со сроком обращения менее 12 месяцев. Формируем остатки по сч. 55, 58, 73. Учитываем резерв по сч. 59, его вычитаем при наличии сальдо.

Денежные средства и денежные эквиваленты

Фактические деньги компании, числящиеся на счетах 50, 51, 55 (кроме депозита), 52, 57 по состоянию на отчетную дату. Отражаем сумму дебетового сальдо.

Прочие оборотные активы

Отразите иные виды оборотных активов, которые не вошли в группировку, представленную выше. Также в данном разделе можно отразить те объекты, сведения о которых указывать необязательно, но компания считает необходимым включить сведения в бухгалтерский баланс.

Итого по разделу II

Суммарное значение показателей раздела.

Сумма раздела 1 и 2.

Как правильно составлять пассив бухгалтерского баланса

Представим информацию в таблице.

Что включить в строки пассива баланса

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

Строка пассива формируется как сведения по кредиту счета 80.

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Отражается по сумме остатков счета 81, сформированных на отчетную дату.

Переоценка внеоборотных активов

Отражается информация, если в отчетном периоде в организации проводилась переоценка основных средств и нематериальных активов. Формируется остаток по сч. 83.

Добавочный капитал (без переоценки)

При формировании добавочного капитала компания отражает сведения по остаткам по счету 83.

Обратите внимание, сумма указывается без учета переоценки ОС и НМА.

В строку пассива бухгалтерского баланса включите сальдо по счету 82 на конец отчетного периода. Отражает информацию о сформированном резервном капитале по организации.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

При формировании пассива годового бухгалтерского баланса используйте данные сальдо счета 84. При формировании промежуточной отчетности эта цифра — два остатка по счету 84 (финансовый результат предшествующих лет) и 99 (финансовый результат текущего периода отчетного года).

Обратите внимание, что если результатом является убыток, то сумма отражается с минусом.

Итого по разделу III

Суммарное значение по соответствующему разделу пассива бухгалтерского баланса.

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Обязательства пассива, срок погашения которых превышает 12 месяцев.

Отражаем в пассиве баланса остаток по счету 67, если срок обязательств превышает один год.

Обратите внимание, что проценты по займам необходимо включать в раздел краткосрочных обязательств.

Отложенные налоговые обязательства

Является показателем остатка по счету 77, заполняется на основании положений ПБУ 18/02.

Отражаем сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов» сроком более одного года.

В данной строке раскройте информацию об иных видах долгосрочных обязательств, которые не были детализированы в других строках бухгалтерского баланса.

Итого по разделу IV

Суммирует показатели строк раздела.

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Обязательства пассива со сроком действия менее 12 месяцев.

Отражается сальдо по счету 66. При этом в данную строку пассива баланса следует включить проценты, уплачиваемые по долгосрочным займам.

Показатель формируется как сумма кредитовых остатков по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.

Доходы будущих периодов

Показатель равен сумме остатков по счетам 86 (полученное целевое финансирование) и 98 (доходы будущих периодов).

Сформируйте сальдо по счету 96 (резервы предстоящих расходов) в части тех резервов, срок использования которых составляет менее 12 месяцев.

Здесь расшифруйте краткосрочные обязательства, не вошедшие в другие строки пассива баланса.

Итого по разделу V

Сумма строк по разделу.

Суммарное значение по разделам пассива баланса.

Баланс и иная финансовая отчетность составляется в рублях либо в тысячах рублей. Если обороты компании значительны, то допустимо указывать суммы в балансе в миллионах рублей.

Принцип равенства баланса

Основной принцип составления бухгалтерского баланса заключается в том, что суммарное значение активов всегда равно суммарным показателям пассивов отчета. Конечно, арифметические разницы допускаются в исключительных случаях. Но все выявленные расхождения должны быть обоснованы экономически.

Равенство активов и пассивов бухгалтерского баланса обусловлено тем, что все записи в бухучете отражаются по методу двойной записи. Суть этого метода заключается в том, что при отражении любого факта хозяйственной деятельности по балансовым счетам предприятия формируется запись в дебете одного счета и одновременно в кредите корреспондирующего счета, но в той же сумме.

Принцип двойной записи выражает закономерность, что при изменении одной стороны баланса, актива или пассива, должно быть отражено аналогичное движение на другой стороне. Если в учреждении увеличивается сумма актива, то одновременно должен увеличиться показатель обязательств или капиталов — источников, за счет чего были приобретены имущественные ценности. Либо отражается уменьшение иных видов активов.

Например, увеличение стоимости основных средств. Если компания оплатила стоимость имущества, то при увеличении показателей внеоборотных активов уменьшается показатель оборотных активов (денежные средства). Получается: внеоборотный актив увеличился и одновременно уменьшился оборотный актив. Например, компания приобрела и оплатила материалы. В таком случае динамика показателей отражается внутри одного раздела бухгалтерского баланса «Оборотные активы». Увеличивается стоимость запасов, но уменьшается объем денежных средств.

Если компания получила основные средства (оборудование, машины), но еще не заплатила за них, то в бухучете компании образуется кредиторская задолженность. Увеличивается стоимость внеоборотного актива, также увеличивается сумма долговых обязательств в пассиве баланса. Краткосрочных или долгосрочных — в зависимости от срока осуществления расчетов.

Источник

Бухгалтерский баланс: активы, пассивы, структура и виды

Баланс пассив что это. . Баланс пассив что это фото. Баланс пассив что это-. картинка Баланс пассив что это. картинка .

Баланс предприятия можно без преувеличения назвать основным бухгалтерским отчетом. Он состоит из активов и пассивов, которые показывают, в каком состоянии находятся финансовые дела организации. Наша статья поможет начинающим бухгалтерам разобраться в структуре, составляющих частях и разделах баланса.

Что такое бухгалтерский баланс

Бух. баланс — это отчет, в котором указаны финансовые показатели компании, а именно остатки на бухгалтерских счетах по состоянию на какую-либо дату.

Чаще всего организации составляют следующие виды баланса:

Баланс наглядно показывает финансовое состояние компании. Если сравнить его с аналогичным отчетом, составленным, например, год назад, можно отследить динамику развития организации.

Структура бухгалтерского баланса

В большинстве случаев бухгалтерский баланс предприятия представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив.

Актив баланса — это сведения об имуществе и обязательствах, которые компания использует в своей хозяйственной деятельности. Они могут принести выгоду в будущем. Активы состоят из двух разделов:

Пассив баланса — это источники средств, составляющих актив. В пассиве три раздела:

ВАЖНО. Итоговая сумма актива всегда равна итоговой сумме пассива. Причина в том, что каждая операция отражается в бухучете методом двойной записи с использованием двух счетов: первого по дебету, второго по кредиту. Отсутствие равенства между активом и пассивом говорит об ошибке.

Форма бухгалтерского баланса (бланк)

Прежде бланк баланса носил официальное название «Форма № 1». Но в 2011 году Минфин внес изменения, и теперь он называется просто «Бухгалтерский баланс». Тем не менее, прежнее наименование до сих пор бытует среди специалистов.

Действующая форма баланса утверждена приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н. Существует вариант, который в общем случае используется всеми компаниями (приведен в приложении № 1 к данному приказу). Каждая строка обозначена специальным кодом. Например, нематериальные активы — 1110, запасы — 1210, краткосрочные заемные обязательства — 1510 и т.д.

Для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения учета и сдавать упрощенную отчетность, разработана отдельная форма баланса. Она приведена в приложении № 5 к приказу № 66н.

Как заполнять бух баланс по форме 1

В каждой строке баланса нужно указывать остаток по соответствующему счету, либо сумму остатков по нескольким счетам. К примеру, по строке «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проставляется сальдо по счету 19 с аналогичным наименованием. По строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» — сумма сальдо по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и некоторым другим.

Есть несколько основных правил, которых надо придерживаться при заполнении баланса:

СПРАВКА. Начиная с отчетности за 2019 год, данные по статьям бухгалтерского баланса заполняются строго в тысячах рублей (ранее можно было как в тысячах, так и в миллионах). Данные поправки в приказ № 66н внесены приказом Минфина от 19.04.19 № 61н.

Сроки сдачи баланса

Юрлица обязаны представлять годовой баланс в налоговую инспекцию. Сделать это необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Так сказано в части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в подпункте 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Если говорить об отчетности за 2020 год, то ее надо сдать не позднее 31 марта 2021 года.

ВНИМАНИЕ. Раньше баланс нужно было представлять еще и в органы статистики. Но сейчас эта обязанность упразднена. Баланс и прочую бухгалтерскую отчетность в 2021 году надо сдавать только в ИФНС.

Способы представления

В прежние годы у организаций был выбор, каким способом представлять баланс в ИФНС: в бумажном виде или через интернет.

Но с отчетности за 2019 год такого выбора нет. Отныне у компаний есть только один вариант — сдать баланс по интернету (по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота).

В 2021 году исключение не сделано даже для субъектов малого предпринимательства. Отчитаться за 2020 год они вправе только одним способом — по интернету (см. «Льгота для малого бизнеса больше не действует: баланс за 2020 год придется сдать на общих основаниях»). Такие изменения внесены в Закон о бухучете Федеральным законом от 28.11.18 № 444-ФЗ.

Получив отчетность, инспекторы анализируют ее. Они изучают активы и пассивы, и сопоставляют их с информацией, отраженной в налоговых декларациях. Структура бух баланса позволяет сотрудникам ИФНС составить общее представление о состоянии дел компании.

Источник

Актив и пассив бухгалтерского баланса

Ближайшие отчетные даты ООО

Декларация по налогу на прибыль за 4 квартал 2021 года

Налог по УСН за 2021 год

Декларация по НДС за 4 квартал 2021 года

Бухгалтерский баланс – основная форма бух.отчётности. Баланс делится на две части: актив и пассив.

Актив бухгалтерского баланса

В активе указывается стоимость имущества организации (нематериальных активов, основных средств, материалов, товаров и т.д.), а также сумма дебиторской задолженности (проще говоря – задолженности контрагентов (покупателей, заказчиков) вашей организации).

Актив состоит из двух частей:

Пассив бухгалтерского баланса

Пассив бухгалтерского баланса отражает источники формирования средств организации. В пассиве отражаются суммы собственного капитала организации и её кредиторской задолженности (т.е. задолженности самой организации по кредитам, займам, перед поставщиками и другими контрагентами).

Пассив состоит из трех частей:

Формирование бухгалтерской отчётности с помощью «Моё дело»

Организации на спецрежимах сдают бухгалтерскую отчётность до 31 марта следующего за отчётным года. Бух.отчётность в упрощённой форие состоит из бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках. Всегда помните о том, что допустив ошибку на одном из этапов формирования бухгалтерской отчетности, вам придется возвращаться и пересчитывать показатели, вновь сводить актив с пассивом. Чтобы ваша работа не стала похожа на подобные истории, а баланс сходился в считанные минуты, доверьтесь интернет-бухгалтерии «Моё дело»!

Сформировать бухгалтерскую отчётность организации на УСН или ЕНВД вы можете с помощью интернет-бухгалтерии «Моё дело». Сервис обновляется в режиме онлайн, поэтому вы будете иметь под рукой только актуальные формы, а также формировать отчётность, которая отвечает всем требованиям действующего законодательства. Пройдите Мастер формирования отчётности и сформируйте всю необходимую отчётность! Если у вас возникнут вопросы, вы можете бесплатно обратиться за консультацией к специалистам сервиса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *